РЕДАКЦИЯ МИТ: В связи с тем, что наш портал время от времени закрывают на разных ресурсах в РФ и за границей или взламывают, читатели спрашивают: где можно, кроме МИТ, еще почитать произведения В.Г.Черкасова-Георгиевского? Даем такую подборку ссылок на сайты, а также -- ссылки, где можно купить книги Че-Ге.
НА ФОТО Че-Ге летом 2012 года на Балтийском море в Польше
Книга В.Черкасова-Георгиевского "Русский храм на чужбине" В ОТСКАНИРОВАННОМ ВИДЕ:
Окно сайта, откуда скачивается отсканированная книга>>> [1]
Сканы всех страниц и иллюстраций книги>>> [2]
+ + +
Книги по Белой тематике:
В.Черкасов-Георгиевский. "ВОЖДИ БЕЛЫХ АРМИЙ". Сборник биографических очерков. Смоленск: Русич, 2000. – 512 с. – 7000 экз. (переплет). Восемь очерков и их главы, составляющие полный объем книги: генералы М.В.Алексеев, Н.Н.Юденич, Е.К.Миллер, барон П.Н.Врангель, А.П.Кутепов, М.Г.Дроздовский, А.Г.Шкуро, К.К.Мамонтов, Г.М.Семенов, барон Р.Ф.Унгерн фон Штернберг, адмирал А.В.Колчак, -- В ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ "ЛИБРУСЕК">>> [3]
Части 4-7 и 9-10 книги В. Черкасов-Георгиевский "ГЕНЕРАЛ П.Н.ВРАНГЕЛЬ – ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ"опубликованы на сайте "Русский Обще-Воинский Союз. Военная эмиграция 1920-х -- 1940-х годов">>> [4]
А ТАКЖЕ НА ЭТОМ САЙТЕ:
В. Черкасов-Георгиевский. «Генерал Деникин» Главы из книги (1)
В. Черкасов-Георгиевский. «Генерал Деникин» Гл. из книги (2)
В. Черкасов-Георгиевский . Вожди Белых армий(1) Гл. из книги
В. Черкасов-Георгиевский . Вожди Белых армий(2) Гл. из книги
В. Черкасов-Георгиевский. ШТРАФНОЙ ОФИЦЕРСКИЙ БАТАЛЬОН
В. Черкасов-Георгиевский. В НЕБЕСНОМ ПОХОДЕ
В. Черкасов-Георгиевский. Статья к мемуарному сборнику баронов Врангелей "ПОГИБАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ!"
В.Черкасов-Георгиевский «На коне бледном»: Очерк о Б.Савинкове
АУДИО: Чтение отрывка из книги В.Черкасова-Георгиевского "Генерал П.Н.Врангель -- последний рыцарь Российской Империи" "Атака Каушена" и песня на его тему "По полю" в исполнении А.Щербань>>> [5]
Книги В.Черкасова-Георгиевского, авторские и как составителя, комментатора, редактора, продающиеся интернет-магазином "Озон">>> [6]
Детективы В.Черкасова-Георгиевского (Владимира Черкасова), продающиеся интернет-магазином "Озон">>> [7]
+ + +
Владимир Черкасов-Георгиевский. Фрагменты из романа «ЧЕМ НЕ ШУТИТ ЧЕРТ»
Из главы 11-й ЧАСТИ V «Ф Р О Й Л Я Й Н»
Где они, те, о "лебединых стаях" которых Игорёк-Звезд-
ный Скиталец в пивной у Страстного рыдал?"
Я подумал:
"Неужели под полный корень аристократию - передовой от-
ряд всякой нации - в России вырезали или до ничтожества сре-
ди дерьма прополоскали?Нет!Живет же в Москве княжна Вера!"
Вспомнил я, что мне моя жена рассказывала.
Росла бывшая супруга моя в коммуналке.Были у них две
семьи соседей.Одну еврей, музыкант, возглавлял, а другую по-
жилой товарищ по фамилии Ушков, этот в институте препода-
вал.Отец моей супруги, старый москвич, так задушевно на ги-
таре играл, что соседи об этом часто его просили.Собирались
вместе того послушать, включая и музыканта.
Вот и сидят трое этих мужчин за чаркой.Отец жены, чуб
на лоб, струны перебирает.Еврей, выпив, голову склонил. Один
Ушков, как всегда, своеобычен.Даже сидит выдающимся: прям, с
некой особенностью рюмку держит и папиросу к губам подносит.
Умер этот Ушков.Ушкова-то жена на поминках и поведала,
старинные альбомы показывая, что муж ее был не Ушков: с уда-
рением на последнем слоге, а на букву "У" оно ставится -
князь Ушков!Всю свою жизнь при Советах князь под плебея фа-
мильно скрывался.
Потом и жена его умерла, осталась дочь Вера.Вышла она
замуж за простого инженера.Бедствовали на его зарплату, но
никогда Вера на службу не нанималась, дома хозяйствовала,
сына растила.
Чем княжна, подобно ее отцу, отличалась?Тоже не ахти
как в глаза бросалась.Но однажды одинокую старуху в другом
подъезде дома из канализации залило.Воняло так, что соседи
были готовы бабку вместе с ее квартирой спалить.Вера пришла
и несколько дней одна там отмывала.
Все в доме знали, что если кому-то куда-то надо уйти, а
маленьких детей оставить, то несли, вели к Вере.Она их без
разговоров возьмет, а запоздают родители, накормит, спать в
своей единственной комнате уложит.Денег, подарков за это ни-
когда не примет.
Никто и не вспоминал, что Вера - княжна.
Главы 6, 7, 8 из ЧАСТИ VI «К О Н»
6-я глава
От нервотрепок надо было мне во Франкфурте-на-Майне пообедать.
Я прошел от вок-
зала вдоль реки к Театрплац, чтобы присесть в благородном
месте.Там был шикарный отель с рестораном.
Высоченные ворота в каменных арках под гербами открыва-
ли двор гостиницы, где за столами закусывали престижные гер-
ры и фрау.В этом отеле звездой была знаменитая путана Розма-
ри.Общалась она за огромные бабки с сильными мира всего на
уровне членов правительств и видных политиков.После скан-
дального разоблачения в газетах пришлось ей свои красоты
свернуть, а клиентам долго оправдываться.
Я прошел к фонтану в центре дворика, выбирая место.И
вдруг увидел Игорька - Звездного-то Скитальца, который в
московской пивной от измены супруги лечился!Сидел он над
богатой сервировкой полным господином: при галстуке, бородка
по-французски подстрижена, медленно курил за кофе сига-
ру.Винных бутылок не наблюдалось.Будто б со шпаной никогда
запойные сопли не мазал!
Подошел я к Игорю, стал напротив.Рожу скорчил наподобие
алкашонка, какой нам с ним о попе и работяге рассказы-
вал.
Произнес я на звучном русском языке с завыванием:
- Дружо-ок, купи водочки граммульку, ухи пухнут.
Игорь оторопело уставился на меня:
- Простите, что вы?
Я отодвинул кресло его стола, сел и уже с библиотечным
видом сказал:
- Я, видите ли, не алкоголик, а пью по-русски класси-
чески - с горя.
Игорь захохотал:
- Вспомнил!У вас имя мало распространенное - Кондрат.
Я тоже закурил:
- Ты здесь какими судьбами?
- Кибернетик я по специальности.На научную конференцию
приехал.Завтра домой.
- А я строительной фирмой в Москве владел, сюда по банкротству
прибыл. Теперь имущество в
России потерял, а здесь -- прекрасную фройляйн.Но запивать, как
некоторые в сходных вариантах, не собираюсь.Как у тебя с же-
ной?
Посмотрел на меня во всю голубизну глаз Игорь:
- Да что ж, я ее простил, живем вместе.
- Ну-у, это высоко.
Игорь наморщил лоб:
- Я после встречи с тобой на следующий день пить прек-
ратил.Пришел домой.Жена глаза прячет.Сын у нас семилетний.
Так и мальчик, вижу, от меня старается подальше держаться,
будто б и он за маму виноват...Ночью совсем не мог я спать,
лежу с нею рядом и так гадко.Зачем, мысль не уходит, я
здесь?Встану и до утра за сигаретами на кухне просижу...По-
нял я, что или должен искренне ее простить, или уходить нав-
сегда.О принципах Христа я задумался.Понял, что любить - это
не обязательно обладать.Любой человек храм Божий.Считать че-
ловека своей собственностью, вещью или чем-то типа своей ру-
ки, ноги нельзя.Ревность от недостатка любви.Главное мое
чувство, а не поступок жены.
- Игорь,- спросил я,- у тебя время есть?Хочу здесь поо-
бедать.Посидишь еще?
- Буду рад.Я не тороплюсь.
Заказал я себе обед.Присмотрелся к Игорю: нет, вроде,
не хитрил он, лицо светлое.
Я сказал:
- Значит, смирился?
- Смирение, как и любовь, душу лечит.
Уж больно Игорь был благостным.Или всё же так внушил
себе, того же сынишку жалеючи, что в своё всепрощение пове-
рил?
- Так,- сказал я за салатом,- возьмем мой случай.Я в
Бонне женщину бросил.Вернулся во Франкфурт, а мне испытание
резче боннской лав стори.Парня одного, Витальку, моего това-
рища, бандиты на иглу посадили.Он трепанацию черепа перенес,
без отца в семье старший мужик, там еще сестра и ее сын.А
урки здесь московские, чтобы из меня душу вынуть, нарочно
его наркоманом сделали.Мне их простить?
- На всё Божий промысел.Чем теперь ты этому парню помо-
жешь?
- Парень-то через меня в беду попал.
- С бандитами Промысел без тебя разберется.Случай с
этим парнем следствие, а причина в том, что ты с бандитами
связался.Они, наверное, не просто так к тебе пристали.
- Не удается мне пассивность.Я, если не действую, со-
вершенным дерьмом себя ощущаю.Может, на меня Промысел та-
кой?Бандитов хотел без драки обвести.А разошелся и перед
обедом их главаря за грудки прихватил.Теперь гангстеры меня
на мушку возьмут.Чего ж, смиренно под секиру, как Иисус?
Игорь раздраженно сказал:
- Ты себя с основоположником христианства не сравни-
вай.Христос смертью свое Учение доказывал.
- А-а!- меня осенило,- так ты не в Христа веришь, а его
Учению!
- Да.
- В церковь ходишь?
- Нет.Как Христос учил, молюсь уединенно, в тайне.Конд-
рат, еще в девятнадцатом веке немецкий философ Ницше и наш
Лев Толстой камня на камне от церковного христианства не ос-
тавили.Показали, что церковная догматика и учение Христа аб-
солютно разные вещи.
Образованностью Игорёк начал давить.Но я уж просёк его
слабину.
Обед свой я быстро проглотил, тоже тянул кофе и курево:
- Игорь, я Толстого люблю, все его романы, рассказы
прочитал.Слыхал, что воевал он за непротивление злу насили-
ем.За это его от церкви отлучили?Ничего на эту тему в его
книгах не попадалось.
- На эту тему Толстого как при государе, вернее при
Святом Синоде, так и при коммунистах запрещали издавать.И
тем, и другим он был не по вкусу, потому что и церковное
христианство, и коммунистическая теория своей партийностью
сходятся.В церкви сященникам-жрецам, в компартии вождям надо
поклоняться.А Христос учил, что все мы перед Богом равны,
сыны Его.
- Что же конкретно Толстой отстаивал?
- Вкратце, что возвещение Иисуса Христа заменило слепую
веру в Бога Разумением Жизни.Что только Бог начало всего,
что смысл жизни единственно в увеличении в себе любви.Толс-
той как басни отверг непорочное зачатие Христа девой Марией,
воскрешение во плоти Иисуса, ад и рай.Все церковные обряды:
крещение, венчание, отпевание, причащение и другие - считал
различными приемами колдовства и заклинаний.
Игорь излагал:
- Всё церковное скрыло от нас Учение самого Христа.Лжи-
вость началась с рассчетливых посланий апостола Павла, его
идеологизации Евангелий, которые появились позже павловских
проповедей.Потом пристрастное толкование идей Христа продол-
жили другие лидеры церкви.Поддерживали выгоды своей профес-
сии.
- Да какие ж выгоды у монахов, отшельников, старцев?
- Власть над умами и суевериями людей.
- Как же одним Разумением жить?Оно не греет.
Игорь пустил сигарный дым кольцами:
- Я, как видишь, хорошо живу.
(Окончание на следующей стр.)
7-я глава
Красивый был денек вокруг нас.В просвете арок виднелась
речная гладь Майна, окутанная деревьями.
- Игорь,- сказал я для разрядки,- ты в Германии раньше
бывал?
- Да, по научным делам я и во Франкфурте не впервые.Но
в таком роскошном отеле, как этот, конечно, не останавлива-
юсь.
- А Розмари с этого кабака, может, случайно знал?-
спросил я.
Игорь засмеялся:
- Выдающуюся проститутку?Знал, Кондрат, но не захо-
тел.Верность своей жене хранил,- на последней фразе лицо его
потухло.
- Богатые у тебя сигары, дай-ка попробовать.
Игорь протянул мне кожаный портсигар и машинку для об-
резания сигарных кончиков.
Я сказал:
- Ницше, ты говорил, церковь не хуже Толстого понес.То-
же знаменитость, но я не читал.Не знаешь, как Ницше помер?
Игорь усмехнулся:
- С ума сошел, десять лет перед смертью в сумасшедшем
доме провел.
Я подымил запашистой "гаваной":
- А как Толстой на тот свет уходил, я в курсе.Из дому
сбежал, сразу к монастырю, где его сестра служила, подал-
ся.Потом вообще в никуда по железной дороге ринулся.Отдавал
концы в комнатухе на полустанке.Жалкое впечатление.Я только
сейчас понял, почему великий писатель так умер.
- Ты это к чему?
- К тому, что не по словам, а по плодам лучше правоту
людей определять.Обстоятельства смерти каждого - последний
плод его жизни.Случайностей нет.
- И что же? - сказал Игорь,- значит, критика церкви
этими мыслителями не верна?
- Подозрительна.Я вообще не словам, а делам верю.Мало
ли что там после Христа написали, включая и апостола Павла,
и Ницше, и Толстого.Главного достаточно: Иисус был, дело
свое истинно затеял, раз на смерть без суеты пошел.Я не в
писания, а в самого Христа, в его личность верю.Лучшее дока-
зательство, что дело Иисуса верно, - храмы во имя его две
тысячи лет высятся.Неужто на баснях, колдовстве, суевериях
церковь Христова могла б по всему миру выстоять?
- Вот на таких, как ты, от сохи нутряных, она и стоит,-
огорченно сказал Игорь.- Неужели ты в непорочное зачатие, в
воскресение Христа человеком можешь верить?
- Опять ты о том, как это писатели описали.
- Да это же одни из главных догматов!
- Вот именно: догматы,- сказал ему я.- А я в русской
церкви другое ищу.И нахожу живое Предание, нашу национальную
душу.Если Толстой всё это бессмысленными заклинаниями наз-
вал, значит не сердцем приник, а лишь умозрительно, как и ты
пытаешься.Ну что, часть считать больше целого?
Я так тебе, Игорь, поясню.Иду в храм иной раз в стрес-
се, с душевного похмелья.Как за утренним стаканом в пьянстве
ходил.Увижу церковные купола - полегчало.Зашел в сияние све-
чей, лампад - лучше.Встал: медленно так, для унятия сердеч-
ного тремора, веду тремя перстами, что экстрассенс, на лоб,
потом на живот, дыхалку усмиряя, на правое плечо, с которого
обычно бью, и запечатываю на левом - у самого сердца.Это я
уж полдозы живительного осушил.А дальше льются на меня лики
икон, голос священника старинно вьёт, певчие ангельски воз-
носят.И я в норму выпил, поправился!
Моя фирма, Игорь, одну церквуху семнадцатого века в
Москве ремонтирует.В храме росписи по сводам слиняли, поот-
бились, седая кладка стен видна.Стою там на литургии, думаю
о тех, кто с ремешками по волосам на голове 300 лет назад
эти кирпичи клал, в рабочем горяче и матерком пускал.Еще ду-
маю, как чинно стояли на моем месте купцы, а-то и валялись в
чертогоне.А как батюшка Василий начнет русских святых молит-
венно перечислять, крещусь каждому и стараюсь их себе живыми
представить...Вот какая моя церковь, моя служба, а не сочи-
нения богословские.Что же меня за простоту Бог осудит?
Игорь внимательно поглядывал.
Я продолжил:
- Отец Василий давний мой знакомый.Зайду в неурочное
время, а он в старых джинсах, рукава рубахи закатаны по лок-
ти, каменные полы в храме моет.С ним дочка и сын хлопочут,
подростки, а детей у него пятеро.Причта у Василия нет.
Прихожан пока кот напла-
кал.Попадья (она меня, когда пил, гоняла) убирать тоже при-
езжает.Иногда целые дни всем семейством в храме возятся,
обустраивают.По-русски, неприметно для Бога стараются.
Раньше-то, Игорь, дома у отца Василия два больших холо-
дильника было: рыбный и мясной.Бар от выпивки ломился.Других
продуктов на полках, в шкафах кухни навалом лежало.На пачках
чая, сахара, например, каракулями надписи:"За упокой раба
Божьего Константина... Ефросиньи..."Это всё в церковь несли
для бедных, а в попов дом львиной долей попадало.На службу и
обратно Василий только на такси ездил.Доходы были хорошие: в
советской Москве не как ныне под триста открытых церквей, а
лишь храмов сорок действовало.
Пришли теперь подвижнические времена.Рад я, что лишения
отца Василия не ухудшили.По-прежнему он улыбчивый, простой,
только похудел.Домой на метро ездит.
Я, Игорь, на уважающих русскую церковь надеюсь.Из них
большинство лучших людей России вышло.Вера православная мне
с рождения дана, о другой думать не надо.Ее мои предки тыся-
чу лет назад выбрали.Правы они были?Правы.Стоит Россия.И я,
благодаря ей, во всем мире, во всей человеческой семье, ис-
тории стою: неповторимо, доблестно, с великим правом на дру-
гие знаменитые народы не снизу вверх глядеть.
Обстоятельно я Игорю объяснял:
- Вера есть вера.Ей по книжкам не научишься.Она как
деньги, таланты: они или есть, или их нет.Дыхание веры толь-
ко в церкви ощутить можно.Поэтому церковное Предание выше,
важнее церковного Писания.Главная же высота, конечно, не в
Учении, и даже не в национальной вере предков наших, как и
не в церковных обрядах, обычаях.Истина - сам Христос.
Игорь увлеченно смотрел на меня.
Я сказал:
- Еще для наглядности тебе, почему я в церковь хожу.Вот
на Анонимных Алкоголиков -- АА как бы направлен отдельный луч Бога.
А на русскую пра-
вославную землю, на всех рождавшихся, родившихся и тех, кому
этот прыжок здесь еще предстоит, - свет в одну шестую небос-
вода!Мне-то и с одним моим прожектором можно неплохо про-
жить.Но какое ж сравнение с Северным сиянием неба!
Игорь проговорил:
- Помню, в пивной ты меня поэтом назвал.Ты больший по-
эт.
- Я и артист, когда постараюсь.Под Бонном на скорости
140 километров в час одной выдающейся фройляйн в трусы за-
лез.
- Кондрат, почему ты заземляешь, любишь грубым и пошлым
казаться?Словно бы всё время себя одергиваешь.
8-я глава
Потом Игорь задумчиво произнес:
- Кондрат, всё, что ты красиво высказал, тем не менее
затхло пахнет.А я человек конца двадцатого века.Когда были
основаны мировые религии?За прошедшие тысячи лет человечес-
кая мысль не стояла на месте, а синтезировала их, приближала
к реальной жизни, современности.Не хотеть знать и не пони-
мать последние достижения мысли - дилетантизм.Все религии,
чтобы дать душевный покой, пытаются увести человека от мыс-
лей, мышления в область неведения, пустоты, замкнутости.
- Но тебе-то с женой религиозные идеи помогли.
Игорёк грустно взглянул на меня:
- Религиозные? Скорее, это была психотерапия.
Вот когда он от души заговорил!
Я сказал:
- Игорь, не в обиду тебе замечу.Истинно ли простил ты
жену?А-то можно человека одними суровыми взглядами доко-
нать.Любовь и любовная страсть, как я в Бонне понял, разные
вещи.
- Время покажет.
- Это верно.Бандюг моих время-то прибрало бы.Бог правду
видит, да не скоро скажет.Не так высоко я верую, чтобы овцой
под их автоматы идти.
Игорь меня не слушал, после паузы он сказал:
- Всё же есть и у меня вера.Это, пожалуй, то, что не-
мецкий философ Ясперс философской верой назвал.Ясперс был и
доктором медицины, психологии, наш современник, умер в конце
60-х годов.Основывается эта вера не на откровении, а на дос-
тупном каждому личном опыте.Поэтому можно избегать фанатиз-
ма, которым и христиане отличаются.Философская вера это
осознанное незнание за счет трансценденции - выхода человека
за пределы своего сознания.Она не противостоит разуму, а су-
ществует в союзе с ним.
- Какая ж это вера, если она философская?
- Думаю, что у образованного человека иной сегодня и
быть не может.Мысли молчать не заставишь.
Игорь от конкретного разговора снова уходил.
Я рубанул напрямоту:
- Не люблю я вашу породу.Вы, интеллигенты, при Советах
приноравливались, "смирялись" всё, туману напускали.И в но-
вой жизни лишь умными словами хотите отделаться.А я из тех,
кто эту жизнь брать хочет.Берет тот, кто может.А подстраива-
ется, кто мало в жопе мочен.Это единственные два способа су-
ществования в околесице.Ты из тех, кто всю дорогу думает:
что делать?А я делаю.
Физиономия Игоря окрепла:
- Отсталый ты человек!Деловой как те бандиты.Что де-
лать, отспрашивали.Всё уже сделано!Теперь вопрос: как ду-
мать?Мысль - это поступок.Она вещественна, весома и невесо-
ма, как всё в этом мире.Делом, как ты говоришь, практикой
занимаются те, у кого не хватает силы для мысли.Практика -
тень мысли.Последний великий философ Хайдеггер точно ука-
зал:"Мышление проводит борозды в поле бытия".
- Тоже немец он был?
- Да, Хайдеггер умер совсем недавно, в 1976 году.Он
заглядывал в будущее, а Ясперс определил проблемы наших
дней.Я тебе и как бывший Звездный Скиталец имени Страстного
бульвара скажу.Заканчивается эра Рыб.Символ рыбы был знаком
христиан, Христа.А грядет эра Водолея.Она, помимо знаковости
России, имеет символ человека, его сознания.На смену христи-
анству возможно появление совершенно новой религии.Вот о
чем, например, думать надо.
- Игорь, сильно я тебя разозлил?
Игорь улыбнулся:
- Не очень.Кстати, меня обзывать интеллигентом не тре-
буется.Слой этих людей, однажды проболтавших Россию, забал-
тывающих ее и сегодня, мне неприятен также, как и тебе.Я
интеллектуалом предпочитаю называться.А таких деловых, как
ты, на Руси уже тоже видели, царя Петра Первого, напри-
мер.Хотите жизнь за горло брать, а она не поддается.Она
больше человека, в жизни можно только участвовать.
- Майя-майка, одним словом.
- Ты о чём?
Я приосанился:
- Тоже, ядрёна мать, философский образ, собственного
изготовления.Индусско-русский и наоборот.Майя, по йоге, это
иллюзия, скрывающая истинную реальность.Майя - призрачность
этого мира.Слово это по смыслу и русски созвучно "май-
ке".Майка - не основная одежда, а исподняя, больше чтобы
прикрыть голое: страхоту Бесконечности-Вечности.Тянем на се-
бя эту майю-майку как тришкин кафтан.Еще я жутко загадочный
Арбуз Вселенной иногда себе представляю, но это по ощущениям
совершенно безумно, словами плохо выразимо.
- Фантазия у тебя развита.
- А что ж?Бог один, а присутствие Его может быть раз-
личное.Вплоть до луча из Вселенского Компьютера.
Игорь спросил с удовольствием:
- Компьютерная система у тебя тоже в ходу?
- Конечно.Для современного разнообразия.И то сказать:
здесь-то я русский, а помру - летать буду во всеобщности без
имени-отчества. Молитвой человек Бога благодарит, просит или сла-
вит.Но в кромешность-то, для слушания Арбуза улёт и энерге-
тически безмолвный нужен.Буддийская метафизика и
православный исихазм это хорошо разъясняют.
Я испытующе посмотрел на Игоря:
- У меня и ислам в обороте.
Игорь оживленно огладил бородку:
- Вон как!
Я тихо отпил колы:
- Мне, как многим русским, взять того же Пушкина, гре-
зится, что хорошо бы умереть в монастыре.А иногда мечтаю
быть дервишем.Дервиши - это такие мусульманские подвижни-
ки.Культ у них личного общения с Богом через мистический эк-
стаз.Они по Индии, Ирану, Африке бродят, командуют над змея-
ми не хуже факиров.
Я в упор посмотрел на Игоря:
- Да, если о нерусском, то не рыцарем, закованным в ла-
ты, серцеедом и турнирным бретёром больше хотел бы я быть, а
вот дервишем.Дервишем - в рваной бедуинской хламиде, с про-
соленной под аравийским солнцем повязкой на лбу, как носили
мастеровые на Руси, с продутой ветрами котомкой за плечами,
где кусок хлеба, кувшин воды и спит учёная змея...Я московс-
ко-смоленский Кондратий, а всё шел бы и шел по пескам к тому
бою под Месукевией, в котором лёг православный Святой Кондрат с шестнад-
цатью христианами-дружинниками...Я шел бы, обжигая ноги в рваных сандали-
ях, молитвой отгоняя миражи.
Двор отеля нагрелся, становилось душновато, но ветерок
с реки сеял прохладу.
Игорь спросил:
- Тебя в жизни часто одобряли, хвалили?
- Баба, помню, одна хвалила, когда я кровать пошире до-
ма поставил.
Мы помолчали.
Игорь улыбнулся и сказал:
- Рано мне окончательно смиряться, коль в России появи-
лись такие парни, как ты.Ни за деньгами, ни за словом в кар-
ман не лезете.А-то снова, не хуже семнадцатого года, налома-
ете дров, только в другую сторону.Это я на жену сердце удер-
жал, а так и трезвый старинными офицерами брежу...Мне пора
идти.Прощай, Кондрат.Даст Бог, в Москве увидимся.
Я сказал:
- Прощай, поручик.Привет офицерам первой роты кавалер-
гардского полка ее величества России.Я тут уже без коня, в
пешем строю.Вкруг на редуте русских уж не осталось.Послед-
ний, парнишка-то Виталька, вишь, пал.В черти он записался.От
Кондратия Кон на кону остался.Помолись за мой бастион...За
меня, кроме матери да Святого Кондрата, некому молиться.
- Этого достаточно.
Мы встали из-за стола, обнялись.
Я почувствовал, как крепки жилистые руки Игоря, шелко-
виста бородка:
- Мне дорого, Игорь, чтобы ты за меня помолился.А я те-
бе за это спою, как славно атаковали.
Запел я с чеканкой:
Красотки вовсе мы - кавалергарды.
Наши палаши - чудо хороши.
В бою ведем себя как леопарды:
Грудь впере-ед, баки расчеши.
Рванул я куртку над рубашкой, возвысил бас.Немцы со
столиков к нам повернулись.
Я пел маршево:
Вы-ез-жа-ем справа по три
ВеселО!ВеселО!
Об-на-жа-ем палаши
НаголО!НаголО!
Враг бежал.
Без боя взяли мы село...
Сэкрэнон, а где же здесь вино?
В бою, в любви мы не бежали.
Боже, сохрани! Боже, сохрани!
И если ляжем мы в пылу баталий,
То, слава Богу, ляжем не одни.
Графини, герцогини, королевы...
А-ах, нам всё равно,
Нам не привыкать...
Выезжаем справа по три...
ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ФРАГМЕНТОВ КНИГИ>>> [8]
|