МЕЧ и ТРОСТЬ
28 Мар, 2024 г. - 10:51HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Конспект-фрагменты книги «ЕПИСКОП ИПЦ МИХАИЛ (ЕРШОВ)» – Отбыл в советских тюрьмах, лагерях 40 лет (1930-1974 гг.), где и скончался
Послано: Admin 01 Ноя, 2014 г. - 18:14
Богословие 


Воркутлаг, Владимирская тюрьма, Дубравлаг.
Октябрь 1958 — декабрь 1961


1958 год
«28 октября я был этапирован с тюрьмы
<Казани> в лагерь, Воркуту»; «прибыл на пересылку 3-го ноября».
Здесь 4 ноября режим содержания святителю был на-
значен «общий», с направлением в 14-е лагерное отделе-
ние. В постановлении было отмечено: «Ершов, являясь
иеромонахом (тайным священником) Истинно-Право-
славной Церкви, проводил антисоветскую деятель-
ность, привлекал на свою сторону других лиц». 8 нояб-
ря после медицинского осмотра к уже имеющимся забо-
леваниям владыки было добавлено еще одно: «миокар-
диострофия».

Из своих сорока семи лет епископ Михаил уже около
двадцати четырех лет в лагерях, где голод, холод, истя-
зания. Здоровье сильно подорвано: «Сердце мое очень
слабое, ноги больные ревматизмом. Несколько раз, по
болезни ног, лежал в стационаре. По прибытии в лагерь
меня сразу же зачислили в рабочую бригаду первой ка-
тегории. Даже не представили меня к сан<итарной>
комиссовке. Без заключения врачей послали меня на
производство земляных работ, с ходьбой до 5 км. И но-
ги мои через два дня отказали: не мог больше идти в та-
кую даль больными ногами, отставая от народа, не в си-
лах идти опухшими ногами. Народ стал роптать, потому
что я задерживал всю партию в ходьбе. Трое суток схо-
дил и больше не мог идти, ноги стянуло и опухли. Я
пошел в санчасть, но санчасть никакой помощи не да-
ла. После этого я сходил разов несколько и был выну-
жден не идти, потому что был не в силах. Просил у
них работу легкую без дальней ходьбы, но в админист-
рации не обратили <внимания на> мою просьбу, а по-
считали как отказ, за что и посадили меня в карцер на
двое суток. Всячески насмеивались, выражались вся-
кой хулой нецензурных слов, снимали крестик с груди.
Я, не сопротивляяся, просил их: “Зачем вам это?”
<Но> они, старшина и надзиратель, крутили и ломали мне
руки, пыталися всячески причинить мне пытки, силой
остригли мне волосы. Это сделал старшина Коршунов по
приказанию администрации, и также во всякий день
надзиратели делали всякие насмешки. 19 декабря меня
вызвали в санчасть к врачу, где произвели мне комис-
совку: у меня ноги были опухшие и стянувши в жилах.
Врач посмотрел и сказал мне, чтобы я вышел с кабине-
та. Они решали: начальница санчасти Андреева и
нач<альник> плановой части капитан Черняк – он
является хозяином положения, ему покорны все, что он
скажет, то и будет». После медицинского осмотра 22 де-
кабря появилась запись в личном деле: «t = 36,9°. Жа
луется на головные боли, боли в правом коленном сус-
таве».

«10 января 1959 Горюшин обратно посадил меня в кар-
цер – это с целью хитрости, чтобы я чего <не> сказал,
и держал меня до 17 января». Перед отправкой святите-
ля в штрафной изолятор был оформлен акт о том, что
заключенный М. В. Ершов причину своего невыхода на
работу 10 января объяснил так: «Работать не могу по
состоянию здоровья». В акте есть справка медчасти:
«Здоров и работать на указанном объекте может».
Водворен в штрафной изолятор 10 января в 14:00, без вы-
вода на работу; освобожден 17 января в 13:30».

Из письма вл.Михаила:
«На 25 января скопилось 18 посылок. Они удивля-
ются и злятся на меня, и во мне что-то подозревают, и
не дают мне посылок. Люди-то затрачивали деньги, а
они гноят здесь продукты. Хотели отправить назад»,
но, согласно его письму от 3 февраля, «почта не берет и
велит мне их выдать на руки». Пришлось вернуть по-
сылки в лагерь, а к этому времени, как он сообщал в
письме от 3 февраля, «еще 12 посылок привезли –
стало уже 30 штук», так что с Рождества Христова
«собрали 31 посылку. Но мне не дают, держат их на
складе».

«Администрация, из-за ненависти, посадила меня
27 января в карцер, и держали 7 дней», – сооб-
щил в своем письме от 3 февраля святитель; здесь он
«3-е суток ничего не кушал, заболел. Когда привезли
меня в зону больного, сразу же повели в кабинет опера-
тивной части, где сидели незнакомые офицеры, не с
нашего лагеря, два человека и участвовали 3 офицера с
нашего л<агерного> о<тделения>. Незнакомые офи-
церы спрашивали меня»: К какой вере исповедания
Вы принадлежите? Ответ: Я принадлежу к вере истинно-православных
христиан.

«Составили протокол опроса, пошли со мной в камеру
хранения. Шесть посылок вскрыли, в некоторых про-
дукты припортились, некоторые ящики сломались. Со-
ставили акт. Ихняя цель – передать акт прокурору
гор<ода> Воркута, чтобы эти посылки, в количестве 31,
конфисковать».

В начале ноября 1958 года прошли новые аресты в
пастве владыки Михаила. Взяты под стражу: Василий
Иванович Жуков, Николай Иванович Портнов, Улита
Михайловна Эскина и Валентина Егоровна Самсонова. И
вновь в «Обвинительном заключении» было отмечено,
что «идейными вдохновителями и руководителями под-
полья ИПЦ в Татарии являлись иеромонахи (тайные
священники ИПЦ) ЕРШОВ Михаил Васильевич и РУ-
САКОВ Григорий Васильевич». После ареста последнего
«руководство над сторонниками Истинно-Православ-
ной Церкви тихоновского течения на территории Та-
тарии взял на себя ЖУКОВ Василий Иванович».
30 января 1959 года суд приговорил: В. И. Жукова – к 25 го-
дам лишения свободы, с отбыванием первых трех лет в
тюрьме; Н. И. Портнова и У. А. Эскину – к 10 годам
ИТЛ, с отбыванием первых трех лет в тюрьме; В. Е. Сам-
сонову – к 3 годам ИТЛ. 19 февраля 1959 года, соглас-
но определению Верховного Суда РСФСР, приговор был
изменен: В. И. Жукову сокращен до 10 лет заключения,
Н. И. Портнову и У. А. Эскину – до 5 лет, В. Е. Самсо-
новой лагерь заменен на 3 года ссылки.
23 февраля 1959 года в Куйбышевской области были
арестованы два духовных сына владыки Михаила, жи-
тели села Четырла Шенталинского района: Иван Яков-
левич Какаров и Иван Павлович Сидоров как «участ-
ники антисоветской группы ИПЦ». 31 мая 1959 года
определением Куйбышевского областного суда они были
приговорены к 5 годам заключения.

Лагерное письмо владыки Михаила:
«Живи на земле, а ум впери легкими ангельскими
крыльями в небеса. Живи в теле, а ощущай нетление
вечных благ. Ходи по земле, но знай, что земля – не
Родина моя. Люби друзей и братиев – это есть первый
путь любви ко Господу и познания Господа. Молись и
плачь не только одними слезами, но душой, и сердцем,
и умом, и не только о себе, но и обо всем народе, но осо-
бенно о своем. Плачьте и рыдайте, ибо плач ваш обра-
тится в радость. <Матерь Божия> Помощница <рода человеческого>
– скорби народа христианского в ра-
дость обрати!»: «Будьте осторожны между собой, ибо
много смотрят за вами, будьте все дружны. Если вы бу-
дете дружны между собой и мирны, то и мне здесь будет
легче. А если будете между собой враждовать, то и мне
здесь <будет> очень плохо. Ибо все ваши междоусобные
брани – они меня держат в тюрьме. Я не останусь в
стыде, а вы можете. Я пострадал, сколько потребова-
лось. А некоторые хотели на печи, да с кашей и с моло-
ком, да и с медом. Смиритесь между собой, будьте мир-
ны. Может, даже между вами и залез какой хитрец,
чтобы вызнать обо всем»; «Здесь у нас на ОЛП началь-
ник планчасти Черняк, еврей, и очень издевается надо
мной. Василий Калинин его знает, он над ним издевал-
ся. Примите приветствие духовное от брата Николая
Степановича <Фоменко> и от Кирилла <Алексеевича
Тищенко>. Николай болеет, температура 40. Ну, ниче-
го. Письмо на него я получил и даю ответ. У вас там
грипп ходит, болезнь, опишите, у нас здесь очень боле-
ют. Посылки на меня не шлите, на Николая шлите,
только очень много не надо, а то догадаются, смотрите.
Ваш отец Михаил Васильевич». 03.02.59.

«Немного о нашей жизни. Сижу в бараке, конечно,
ноги побаливают. Николая <Фоменко> проводил в боль-
ницу, температура. Я ему не велел, но он пошел, ну, что
же? Письмо, которое вы ему писали, я получил, пишу
ответ. Посылки я не получил, ни одной. Мне не дали.
Хотят продавать <их>, ну, еще не продавались. Лежат
на складе 32 штуки. Такое начальство, все равно
<что> звери, ничего не понимают, хуже зверей. Допрашивали
меня: “Кто шлет посылки и почему так много?” А они
мне <их> давали? Все время держали в карцере, мучили
меня, давали фунт черного хлеба, и все. А посылки ско-
пились»; «Вот такое дело. А теперь сами требуйте, пишите.
Может, <вас> спрашивать будут, <то> скажите, что
мы слали к праздникам»; «Берегитесь обольстителей,
берегитесь злых делателей всякого рода. Может, между
вами тайные есть хитрецы, которые подосланные, вы-
ведывают у вас – смотрите берегитесь». Начало февра-
ля 1959.

24 марта вновь был составлен акт о невыходе святи-
теля Михаила на работу, причем он объяснил причину:
«Не брал конвой: я сегодня не вышел на вахту. В даль-
нейшем к воротам буду выходить. Если возьмет кон-
вой – пойду на работу». Согласно постановлению, был
водворен «в ШИЗО (штрафной изолятор)на 7 суток без вывода на работу».
На самом документе врачом сделана приписка: «Сидеть
может в ШИЗО. Лечиться амбулаторно». При оформ-
лении постановления составлен акт: «З/к Ершов М. В.
отказался писать объяснение и подписывать поста-
новление из религиозных убеждений». В штрафном изо-
ляторе святитель находился с 24 по 31 марта, время: с
13:00 до 13:00.

3 апреля начальник опера-
тивной части 14-го лагерного отделения подготовил
справку о наличии компрометирующих материалов, где
отметил: «Среди заключенных систематически прово-
дит антисоветскую агитацию, пытается среди лагер-
ного контингента привлечь отдельных лиц к проведе-
нию религиозной деятельности среди осужденных. Имея
большой круг своих единомышленников на свободе, ЕР-
ШОВ получает от последних неограниченное количест-
во посылок, в которых ему присылают письма религи-
озного содержания, а он их распространяет среди за-
ключенных путем читки. Своим поведением и распро-
странением религиозных убеждений ЕРШОВ отрица-
тельно влияет на заключенных».

Кампания травли и клеветы, развернувшаяся в рес-
публиканских, городских и районных газетах, затронула
не только архипастыря, но и его духовных чад. Cостави-
телю известны следующие газетные публикации, посвя-
щенные им:
1958 год
– 30 ноября. «Святые пауки» – «Советская Тата-
рия» (перепечатана в газете «Знамя коммунизма», Чис-
тополь, 3 декабря 1958 года).
– 31 декабря. «С нее сорвана маска» – «Советская
Татария» (перепечатана в газете «Знамя коммунизма»
7 января 1959 года).
1959 год
– 4 марта. «Липкая паутина» – «Советская Тата-
рия».
– 22 марта. «Пленники духовной сивухи» – «Волж-
ская коммуна», Куйбышев.
– 5 апреля. «Подлинный лик аксубаевских “свя-
тых”» – «Колхозная газета», село Аксубаево.
– 5 апреля. «Вот он каков, “святой отец” Михаил»;
«Почему я порвал с “истинно-православной церко-
вью”» – «Советская Татария».
– 16 апреля. «Жертва мракобесов» – «Кировская
правда».
– 17 апреля. «Я понял свою ошибку» – «Советская
Татария».
– 21 июня. «Наши пути разошлись» – «Знамя тру-
да», село Шереметьево.
– 14 октября. «Марфа Терентьева негодует» – «Зна-
мя коммунизма».
– 18 декабря. «“Пророк” Зыгалов» – «Знамя ком-
мунизма».
1960 год
– 21 января. «Зеленые загробники» – «Знамя труда».
– 24 января. «Справедливое решение» – «Знамя
труда».
– 3 февраля. «Нет, им нельзя доверять воспитание
детей» – «Знамя коммунизма».
– 30 марта. «Их лишили родительских прав» –
«Знамя коммунизма».
Все статьи за 1958—1959 годы, кроме двух последних,
вошли в сборник «Религия без маски».

13 апреля старший оперуполномоченный 1-й части
лагерного отделения No 14 опросил святителя Михаила:
«Вопрос: За период пребывания в местах заключения
Вами допущен ряд грубых нарушений лагерного режима,
которые зачитываю Вам. Поясните, по какой причине
Вы допускали эти нарушения и как намерены вести се-
бя в дальнейшем?
Ответ:
Я принадлежу к вере истинно-православных
христиан. Некоторые из нарушений мною допущены
по религиозным убеждениям, а другие в силу того, что
не способен был к физическому труду, однако меня
направляли на работу и требовали работу. В на-
стоящее время меня списали в нерабочую бригаду, а
если меня будут направлять на работу в день, кото-
рый не предусмотрен Писанием, <как рабочий>, то я,
по своим религиозным убеждениям, не пойду. От своих
религиозных убеждений я не отказываюсь и буду при-
держиваться их до конца своей жизни. От подписи
отказался».

14 апреля, на основании опроса опера и подготовлен-
ной характеристики и материалов личного дела святите-
ля, начальник 1-й части 14-го лагерного отделения под-
готовил заключение. После перечисления всех отмечен-
ных там взысканий он подвел итог: «Заключенный ЕР-
ШОВ является организатором религиозной, контррево-
люционной пропаганды, в свою группу стремится во-
влечь неустойчивых заключенных, занимается сочине-
нием и распространением среди заключенных религиоз-
ной антисоветской рукописи, чем действует разла-
гающе на остальную массу заключенных. Учитывая,
что принимаемые меры воспитательного и дисципли-
нарного характера на его поведение не действуют, а
содержание его на общем режиме становится опасным,
руководствуясь инструкцией по организации и осуще-
ствлению режима ИТК МВД, полагал бы:
На заключенного ЕРШОВА Михаила Васильевича за
нарушение лагерного режима, проводимую им антисо-
ветскую пропаганду среди заключенных и системати-
ческие отказы от работы представить материалы
личного дела в суд на предмет перевода его на тюрем-
ный режим содержания».

Накануне Лазаревой субботы, 24 апреля, молитва ар-
хипастыря Христова была прервана появлением надзи-
рателей, которые тут же составили акт: «Сего числа при
обходе жилых бараков в 5 часов в бараке No 73 з/к Ер-
шов Михаил Васильевич в раздевалке занимался моле-
нием, тем самым нарушил распорядок дня. На что и
составлен настоящий акт».

В этот же день судебная коллегия Верховного суда Коми АССР
в открытом судебном заседании,
«рассмотрев ходатайство админи-
страции Воркутинского ИТЛ МВД о водворении на
тюремный режим заключенного Ершова Михаила Ва-
сильевича», определила: «водворить в тюрьму сроком
на ОДИН год с лишением всех имеющихся у него заче-
тов рабочих дней».
Вечером 24 апреля в 21:00 страдалец Христов был за-
ключен в штрафной изолятор «до отправки в тюрьму»;
«питание – общий котeл». Подписать постановление
он отказался. На следующий день, 25 апреля, владыке
было проведено медицинское освидетельствование: «
Жалобы: на боли в правом коленном суставе. Объективные
данные заболевания: мягкие ткани в области правого
коленного сустава несколько отечны, в суставе неко-
торая разболтанность, движения слегка болезненны»;
«Диагноз: миокардиосклероз. Хронический гонит. За-
ключение: трудоспособен без длительной ходьбы (не бо-
лее 1,5—2 км)».

Пасху Христову (20 апреля / 3 мая) свя-
титель встретил в штрафном изоляторе. А 28 мая с эта-
пом заключенных он прибыл в транзитно-пересыльное
отделение Управления ИТЛиК Управления МВД по Мо-
сковской области.

12 июня владыке после серьезного медицинского об-
следования комиссией ВТЭК была установлена II груп-
па инвалидности, при имеющихся заболеваниях: «хр<онический>
радикулит, каменно-почечное заболе-
вание. Атеросклеротический кардиосклероз».
23 июля святитель обратился к врачу, и после осмот-
ра им было сделано заключение: «Кардиосклероз. Ги-
пертония I ст<епени>». 1 августа, согласно приказу
начальника тюрьмы от 31 июля, узник за Христа был
переведен на общий режим, так как нарушений не имел.

1960 год
В каменном мешке Владимирской тюрьмы, в
марте месяце архипастырь Христов готовился к встрече
Светлого Христова Воскресения: «Посылку Вашу полу-
чил сполна и денег 25 рублей. Да, дорогие, вы хотите
помочь, но ведь здесь можно купить в ларьке продукты.
Вы не беспокойтесь, у меня есть деньги. Но письма,
прошу, присылайте»; «Еще прошу только одно: к Пасхе
<4/17 апреля> вышлите яиц несколько штук и свежего
творога. Конечно, посолите его, чтобы не испортился. И
яиц свежих, то есть сырых, и еще просфору одну вы-
шлите. А так, сухарей и варенья – ничего не надо».
14.03.60.

22 апреля на заседании комиссии при Владимирской
тюрьме было установлено, что М. В. Ершов содержится
в тюрьме No 2 с 31 мая 1958 года, что «требования ре-
жима выполнял, взысканий не имеет, желания к труду
не проявлял. Учитывая его неоднократные судимости
за особо опасные государственные преступления и ру-
ководствуясь ст<атьей> 92 инструкции по применению
в тюрьмах положения об исправительно-трудовых ко-
лониях и тюрьмах МВД СССР ПОСТАНОВИЛИ:
Заключенному Ершову Михаилу Васильевичу назна-
чить СТРОГИЙ режим содержания»; «От росписи от-
казался».

Этап заключенных, среди которых находился епископ
Михаил, 29 апреля прибыл на пересылку Дубравного
ИТЛ (Дубравлаг): станция Потьма, 18-е лагерное отде-
ление. «На железной дороге Москва – Рязань – Руза-
евка находится станция Зубова Поляна (441 км от Мо-
сквы); следующая станция – Потьма (455 км от Моск-
вы). От Потьмы на север отходит узкоколейка, по кото-
рой ходят вагоны с надписью “собственность ЖХ-385”.
На север от Потьмы расположена исправительная коло-
ния, называемая “учреждение ЖХ-385” или “Дубров-
лаг”. В этой колонии содержатся политзаключенные и
вообще лица, обвиненные в “особо опасных государст-
венных преступлениях”».

6 мая владыка Михаил встретился со своими духов-
ными чадами в 5-м лагерном отделении в поселке Леп-
лей – Григорием Васильевичем <Русаковым>
и с Василием Владимировичем <Калининым>.

Лагерное письмо святителя Михаила:
«Что же Вам сказать, брат N.? Печаль – это очень
плохо для человека, а для души наука: что растворял
дверь и впускал каждого человека в свое сердце. Ведь
сердце-то – не игрушка, детская забава. Ведь сердце –
основное хранилище человека: куда приникает Бог и
там почивает. А Вы так просто отдаете свое сердце, что
кто хочет, тот и заглядывает в него. Что принимаешь
туда, то и исходит из него. Положишь мякину – полу-
чишь легкоту, положишь ветер – получишь бурю, по-
ложишь обман – получишь ложь. Просите, Господь ус-
лышит. Без надежды жить нельзя, без веры – тоже, без
любви – тоже. Дорогой брат, не думай о том, что это
только для тебя. Нет, это – для многих. Нужно поду-
мать и позаботиться о себе каждому человеку»; «Ну,
вот, дорогой: знай край – да не падай. А если падаешь,
то вставай и ободряйся»; «А сколько мне страдать?
Камнями кидают, плюют и рыгают, а сами своей блево-
тиной брезгуют, а как мне? Вы своей блевотиной брез-
гуете, а я чужой не брезгую. Сколько же мне глотать
чужую блевотину? Да еще на раны раненого человека
стали посыпать соли и в связанного человека, в страда-
нии, кидать камнями, это уже весьма низко! Сколько
мне принесли за два года страдания, что едва жив ос-
тался!» Май 1960. Без даты.

Аресты и осуждения духовных чад владыки Михаила
продолжились (по этим делам он упоминался как руко-
водитель), что, конечно же, отразилось на отношении
органов КГБ к заключенному архипастырю. 13 и 27 фев-
раля в городе Лысьва Пермской области были арестова-
ны Мария Григорьевна Тихонова и Варвара Афанасьевна
Виноградова. В «Обвинительном заключении» отмечено,
что к началу 1959 года они объединили вокруг себя око-
ло 60 человек, большинство из которых «отказались
дать о себе сведения при Всесоюзной переписи населе-
ния, часть участников группы оторвали своих детей
от учебы в школе, около двадцати человек уволились с
работы из предприятий, организаций и учреждений».
М. Г. Тихоновой вменялось также в вину, что она под-
держивала письменную связь со святителем, на молит-
вах давала «читать послания Ершова, которые затем
истолковывались в антисоветском духе».
На судебном
заседании, которое проходило 5—7 мая во Дворце куль-
туры металлургов Лысьвы, обе обвиняемые признали се-
бя виновными только перед Господом Богом и открыто
исповедовали свои убеждения.

Мария Тихонова заявила: «Советская власть –
власть антихриста, власть безбожная, сатанинская
власть, и я всем растолковывала, что признавать ее не
надо»; «Церковь сейчас не служит, а работает. Сейчас
духовенство <М. п.> подчиняется власти, и нам это
не подходит». Она подтвердила показания свидетеля,
что в своих беседах приводила яркое сравнение: «Ком-
мунизм – котелок, а под ним – огонек». Варвара Ви-
ноградова сказала: «Бог допустил советскую власть,
Он ее и уберет. Бог знает, что мы не против Его».

7 мая обвиняемые были приговорены: М. Г. Тихонова –
к 10 годам, В. А. Виноградова – к 7 годам заключения.
9 марта 1960 года в Татарии, в селе Большие Аты
были арестованы Антон Романович Тузеев, Павел Ки-
риллович Лазарев и Павел Михайлович Умнов. Согласно
материалам группового дела, после ареста В. И. Жукова
одним из «старших братьев» стал А. Р. Тузеев.
Были приговорены: А. Р. Тузеев – к 7 годам заключения,
из них первые три года содержа-
ние в тюрьме, П. К. Лазарев и П. М. Умнов – к 6 годам
лишения свободы.

Лагерные письма вл.Михаила:
«У нас, дорогие мои братия, не секта, но вера истин-
ная, православная, христианская, которая должна и
быть. Мы – в Боге Истинном, нам искать нечего. А кто
хочет искать, тот пускай сперва потеряет ум, тогда пус-
кай идет искать в другое место что-либо-нибудь и про-
ищет весь век, как зимой – лето, а летом – зиму, так и
не найдет. А вы, дорогие, вспомните: мы же, православ-
ные христиане, веруем Богу в Троице, <храним> все тра-
диции и предания святых отцов. Люди же ищут другие
веры, разделяются, выдумывают другие какие-то бес-
смыслицы»; «Григорий Васильевич обратно стал здоров
душою и сердцем, и носом все чувствует. А если бы я не
приехал, то, наверно, и духовно, и телесно погиб. Сейчас
здесь со мной человек: болел хроническим радикулитом.
Пришел ко мне – во едину минуту стал ходить и кос-
тыль бросил, и обе болезни оставили его. В тюрьме бесно-
ватый был Иван Федорович <Загородников>, за два-три
дня все ушло от него, и стал здоров, и мозги направи-
лись, и в здравом уме стал, и получил благодать Святаго
Духа, стал как дитя. Ведь я денег ни с кого не беру, да-
рую, как и мне Господь подарил из милости»; «Григорий
Васильевич и Василий Владимирович от меня уехали в
другое место, а я остался с Богом Всевышним. Писал
письмо в тот день, когда проводил братиев». 10.06.60.

«Мы, люди, не должны касаться иного, кроме
<имеющего отношение> к жизни <вечной>, свято ис-
полняя волю Божию, сохраняя между всеми племенами
и языками путь правды и истины. Получивши крещение
от прародителей, отцов наших, мы, обретши залог на-
следия неоценимых благ, Духа Истины, должны хра-
нить <его> строго и верно. Иного пути нет, да и больше
не возникнет»; «Мы – убоги, Христа ради юродивые, в
премудрости, простоте Христа Бога нашего. А простота
не постыдится ни пред Богом, ни пред людьми, но побе-
дит злобу и хитрость. Так и Писание говорит: “Погублю
мудрость мудрецов и разум разумных отвергну”. Все со-
временные люди, веры и церкви созидают<ся> на муд-
рости и науке, и на капитале. А мы, убогие, на своeм
собственном труде и страдании, и неукорном хранении
залога вечных благ. Придет время и тот час, когда сами
мудрецы времени сего призовут верующих людей, но не
тех, которые надменные и хитрые, но тех, которые
прошли огонь и испытания и сохранили и веру, и наде-
жду, и нелицемерную любовь как ко Господу, так и друг
ко другу. Тогда узнается, что же эти люди хотели. Да
они хотели всему миру – мир, жизни земной и небес-
ной равно. И брат брату не волк, но друг, и верный к
верному – единое сердце. Вот за что мы страдаем: чтоб
единый Пастырь и единое стадо совершилось во всей
силе вечных благ всем племенам. “Радуйтесь праведнии
о Господе, правым подобает похвала”, <они>
наследуют вечную жизнь. И мы, братия во Христе, не должны
унывать, но радоваться друг за друга и крепче молиться
друг за друга, чтобы Господь Бог нас укрепил и сохра-
нил до конца. Молитесь за меня, чтобы Господь Бог да-
ровал вам меня, мои родные, и чтоб вы увидели лице
мое, и утешались радостию бесконечною. Аминь».
19.07.60.

...Не верьте никаким сектам: это хитрая современная
политика, которая вышла из Запада. Даже есть такие,
подобно вере православной. Но вы, мои братия и род-
ные, никуда не ходите – сохрани вас Господь! Также
для веры нашей православной христианской много вра-
гов, и нам врагов много. Первое – католицизм, самый
хитрый и злой враг нам, и лютеране, и все секты, кото-
рые вышли с Америки и сейчас, как сор, распространи-
лись по всей земле. Нам сейчас трудно, убогим людям,
нам защиты от людей нет, нас каждый хочет обидеть, но
мы верны <православной вере>. Мы – самые истинные
патриоты Матери Святой Православной Христианской
Восточной Апостольской Церкви. Мы – патриоты Свя-
той Руси и знаем хитрости всяких людей, и никуда не
уклонимся; ибо Русь Святая освящена страданием сво-
им, своего народа. Каждая нога лезет в Россию и хочет
ее загрязнить. Нет, Россия сохранит все святые тайны,
хоть через малых простых людей, но покажет всему ми-
ру свет, и силу, и величие. Дорогие, Церковь Право-
славная победит всю Вселенную. Не бойтесь, мои род-
ные, Господь победит зло. Аминь. Немного о себе. Жи-
ву – слава Богу. Благодарю за все Бога: за немощи, и
за болезни, и за всякие невзгоды. Прошу, передайте на
горку привет сестре Груне. Простите ради Христа. Ваш
брат и отец Михайл Василич». 08.08.60.

9 августа архипастырь Христов был этапирован на 7-е ла-
герное отделение, в поселок Сосновка: «В составе всего
лагеря преобладали “военные преступники”, в лагерном
просторечье называемые “полицаями”. Народ это был
уже немолодой, много просидевший в сталинских лаге-
рях (лет по 15 и более)».

На Литургиях, которые здесь служил епископ Миха-
ил, П. К. Лазарев не присутствовал, но вспоминал, что
как-то все вместе молились в умывальной комнате (хотя
обычно молились по одному, так как там не давали со-
бираться). Часослов был у В. И. Жукова; в конце служ-
бы владыка поторопил его: «Читай быстрее». Только за-
кончили, едва Василий Иванович успел спрятать книгу
за пазуху – вошел надзиратель.
– святитель, приводя пример собранности христиа-
нина на молитве, напоминал духовным чадам: «Рабо-
тай – как вечно жить, молись – как завтра умереть»;
– однажды Н. И.
от жены получил письмо. «Стою на
молитве, а в голове вертится: это надо в ответе написать,
об этом спросить. После окончания молитвы владыка
повернулся ко мне и сказал: “Ну, Николай Иванович,
всю службу письмо жене писал и детям”»;
– у Ивана Яковлевича Какарова не сгибалась левая
рука. Господь, по молитвам архипастыря Христова, ис-
целил болящего: рука стала сгибаться, но не до конца.
Святитель пояснил почему: «Иначе тебя погонят на ра-
боту»;
– как-то владыка распростер руки крестообразно и
сказал: «Меня в таком образе не ждите. Это тело – фут-
ляр для души».

«Портнов мне
рассказывал: “Я фуфайку его искал по благоуханию.
Понюхаю – это владыкина фуфайка. Пошли на работу,
а я вернулся. Владыка молился, и вокруг него облако,
а на голове, вот так, треугольник блестящий. Он по-
вернулся и сказал: "Пока я жив, никому не скажи"”».

В Казанскую тюрьму No 1 святитель прибыл 16 нояб-
ря. При обыске изъято: «200 рублей, часов “Победа” –
2. Изъятое при обыске в протокол внесено полностью,
правильность записи подтверждаю. Ершов. (Подпись)».
С 24 ноября начались допросы.

1961 год
9 января было ут-
верждено постановление, составленное администрацией
тюрьмы, о направлении святителя «на стационарное об-
следование в Казанскую психиатрическую больницу
МВД РСФСР».
В эту спецбольницу владыка Михаил
прибыл 11 января и вскоре сообщил своим духовным
чадам о самочувствии во время приема медицинских
препаратов.
«Живу в милости Господней. Жив, но здоровие при-
тупело, голова болит крепко, какой-то шум, и сердце
болит, разорвал бы грудь. Глазами плохо стал видеть, во
сне что-то так бредится, какие-то явления непостижи-
мые. Бога славлю, вас, дорогие родные, помню. Вспоми-
наю и заплачу тяжело. Часто в голове потемнеет, и даже
память почти теряешь, какое-то брежение в глазах. Где
брат Филарет находится? Я сейчас нахожусь в больнице,
в Казани лежу, и сколько пролежу, не знай. Мой адрес:
город Казань-27, No 982».
Видимо, препараты, которые
ему были назначены, так сильно подействовали, что
святитель в письме сделал приписку: «Писал сам».

«Представленный на комиссию М.Ершов правильно отвечал на
вопросы. Стремился доказать свою религиозную убеж-
денность. Сказал, что умственные способности его
“слава Богу”, но на вопрос о том, где он предпочитает
находиться, в тюрьме или в психиатрической больнице,
ответил – “Вам виднее, пора бы отпустить на свобо-
ду, 27 лет сижу, на свободе хочется пожить”. Уходя с
комиссии, сказал – “если что не так сказал, извините
больного человека”.
На основании изложенного комиссия приходит к за-
ключению, что у Ершова М. В. психического заболева-
ния нет. Убежденность в своих высказываниях наду-
манная и наигранная. В пребывании в психиатрическом
учреждении не нуждается, подлежит возвращению к
месту дальнейшего отбывания наказания».
17 марта святитель был возвращен в тюрьму No 1.

Е. А. Вагин сделал правильный вывод: «Власти, КГБ,
естественно, заинтересованы в том, чтобы всякими сред-
ствами “расколоть” ИПЦ, побудить хотя бы некоторых
принять сторону Московского патриархата. Они обеща-
ют даже досрочное освобождение тем “катакомбным”
христианам, которые откажутся от своих “заблужде-
ний”. Поэтому только и стала возможна такая встреча
монаха-заключенного с епископом, управляющим сво-
ей епархией». Действительно, в постановлении о пере-
смотре дела Г. В. Русакова от 24 сентября 1969 года от-
мечено: «В надзорной жалобе, поступившей из Проку-
ратуры РСФСР, Русаков просит пересмотреть его дело
и снизить меру наказания, учитывая то, что он уже
давно откололся от Михаила Ершова, осужденного по
этому же делу».
Епископ Филарет, к сожалению, подчинился требова-
ниям сотрудников КГБ и под их давлением и диктовку
неоднократно писал пастве, что отец Михаил, которого
как священника знали все христиане, – неистинный
иерей.

Для кампании клеветы на архипастыря Христо-
ва использовались не только послания его недавнего ви-
кария, но и фотографии, по воспоминаниям христиан,
их было три:
1. Владыка Михаил у бюста Ленина.
2. Святитель сидит за одним столом с мужчинами. На
столе – бутылки и закуска. Эти мужчины – следовате-
ли КГБ из Казани, их знали христиане.
3. Епископ Михаил прикладывается к иконе. Ря-
дом – священник с чашей. Вывод напрашивается сам
собой: он, дескать, исповедовался и собирается прича-
щаться. В «красной», «советской» церкви.
В. В. Калинин вспоминал: «Владыку возили к памят-
нику Ленина – ставили, фотографировали; в бардак,
где выпивают, садили на стул, сами сзади держат бокал
у него за плечом, как будто он; в церкви заставляли к
иконам <прикладываться> – он не боялся, фотографи-
ровали. Его там мучили». Интересно, что эти фотогра-
фии, по воспоминаниям паствы святителя Михаила,
только показывали авторитетным христианам, вызывая
для этого в КГБ, поясняя при этом: «Вот вы кого поми-
наете», – причем с собой фотографии не давали. Несо-
мненно, это вносило большое смущение в церковную
жизнь, к тому же вопросы христиан оставались без от-
вета: владыка молчал.

Мало кто догадывался, что набирала обороты хорошо
разработанная и спланированная операция, которая
включала не только кампанию клеветы на епископа Ми-
хаила, но и конкретные меры по развалу Истинно-Право-
славной Церкви. Надо было лишить Ее сплоченности,
единства, разбить на враждующие группы, не дать воз-
можности общения с представителями ИПЦ в других
районах страны. Этому способствовал указ Президиума
Верховного Совета СССР от 4 мая 1961 года: «Об усиле-
нии борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-
полезного труда и ведущими антиобщественный, парази-
тический образ жизни». Многие духовные чада святителя
были высланы в разные районы страны, так как работали
по договорам, а не в штате организаций, и личное обще-
ние между ними было прервано на годы.

Применялись и другие методы. З. В. Филиппова вспо-
минает: «Когда Мишу посадили за отказ от армии,
меня вызвал Ондиков к себе в кабинет и говорит: “Ес-
ли вы поженитесь с ним, я его завтра же освобожу из
тюрьмы”. Я говорю: “Нет. Это что же, продаваться? Он
ради Господа взял на себя крест такой, а я соглашусь,
поженитесь”. А Ондиков говорит: “Я хочу, чтобы вы
только не молились. Я бы его завтра освободил”. А мне
тогда что же, отказываться, если я на этом пути стою?
“Нет, нет, – говорю, – мне не надо, чтобы его освобо-
ждали. Пусть <отсидит> свое”».

Что же касается несовершеннолетних детей: многих
христиан лишали родительских прав, а ребятишек от-
правляли в детские дома. В этой связи надо помнить,
что у подростка, насильно разлученного с родителями-
христианами, есть больше шансов сохранить веру, так
как он понимает, что его отправка в детский дом, ссыл-
ка родителей – все это реальное гонение на истинно-
православных христиан. А как это объяснить дошколь-
нику или ученику начальной школы? Для многих то-
гдашних малышей годы, проведенные без ежедневной
материнской заботы и тепла, оставили и до сих пор не-
заживающую душевную рану.

Приезжают с Москвы: один майор и два капитана. Он
меня вызвал: “Ты, Калинин, будешь письма писать?” –
“Буду”. – “Радио слухаешь?” – “Гудит?” – “Ты при-
каз слыхал?” – “Пожалуйста, объясните”. – “Кто бу-
дет повторять – расстрел”. Я поднялся: “Стреляйте.
Вам дано мучить, но не стрелять, ваше отошло”. – “Ну,
Калинин, тогда поедешь, куда я повезу”. Этим морга-
нул, они пошли. Я вышел, и мне объявляют, что через
три дня поедешь в Потьму. Мне дали 12 лет <особого
режима>. Туда к владыке нужно поехать». Из этого
краткого воспоминания видно, что операцией по разру-
шению Церкви под омофором епископа Михаила руко-
водила не Казань, а Москва.

13 июня святитель этапирован в 11-е лагерное отде-
ление, Один из узников этого лагерного отделения позднее вспоминал:
«Оставались в лагере еще люди войны, каратели и
коллаборационисты. И хотя “катушка” была теперь в
15 лет, прежний закон “обратной силы не имел”, они
досиживали 25-летние сроки. Было немало оуновцев
и “лесных братьев”-прибалтов, немало верующих, особен-
но иеговистов. Однако тон задавали более молодые лю-
ди, довольно разношерстные по составу: от стиляг,
“низкопоклонников” перед западной джазовой культу-
рой до недавних студентов, дерзнувших критиковать
господствующую идеологию»

Дубравлаг. Особый режим.
Декабрь 1961 — июнь 1974


Архипастырю Христову, как признанному особо опас-
ным рецидивистом, максимально ужесточили условия со-
держания, заключив на особый режим. «Официальное
наименование его звучит очень неуклюже: Исправитель-
но-трудовая колония особо строгого режима для особо
опасных рецидивистов, совершивших особо опасные го-
сударственные преступления”. Среди своих его просто зо-
вут “спецом” по традиции, т<ак> к<ак> в свое время
все исправительные учреждения с особо суровым режи-
мом назывались спецлагерями».

Что представлял собой в
то время «спец» десятого лагерного отделения?
«В жилой зоне спецрежима стоят бараки метров семь-
десять в ширину, двадцать-двадцать пять в длину. Вдоль
барака, посередине, идет длинный коридор, делит барак
поперек; в обоих концах каждого коридора двери, замк-
нутые на несколько замков и запоров. Из длинного ко-
ридора ряд дверей ведет в камеры, такие же, как и в
карцере: нары, решетки на окнах, параши в углу, в две-
ри глазок под заслонкой (заслонка снаружи, и отодви-
нуть ее может только надзиратель – чтобы зэки в кори-
дор не заглядывали). Дверь в камеру двойная: со сторо-
ны коридора – массивная, обитая железом, запертая на
внутренний и висячий замки; вторая дверь, со стороны
камеры, тоже постоянно запертая, решетки из тяжелых
железных прутьев на тяжелой железной раме, как в зве-
ринце. В двери-решетке окошко-кормушка, оно тоже
замкнуто и отпирается только во время раздачи пищи.
Дверь-решетка отпирается только для того, чтобы вы-
пустить и впустить зэков – их ведь гоняют на работу,
чтобы, как говорил капитан Васяев, не даром хлеб ели».

«А вообще, хотя ОЛП живет впроголодь, но живет».
«Уголовников, попавших в нашу зону, политическими
можно было назвать лишь в насмешку над большинст-
вом лагерников. Здесь блатные спасались от своих
дружков, от постоянных разборок. Делали татуировки у
себя на лбу, например: “Долой Хрущева” или “Раб
КПСС”, прибавив для пущей важности еще и свастику
на щеке. Писали листовки того же содержания и т<ому>
п<одобное>. На десятом ОЛП их было человек
двадцать. Числились они за санчастью, начальство обя-
зало их скрывать лица под марлевой повязкой, которую,
впрочем, они охотно поднимали для любопытствующих.
Позже их стали увозить... И вскоре лагерная радиоточка
сообщила о прошедших судах и казнях за антисоветские
татуировки. В общем, политзеки и блатные не мешали
друг другу. Хоть и жили вперемешку, “кучковались” по
отдельности».

Кампания лжи и клеветы в отношении архипастыря
докатилась и до его темницы. Письма епископа Филаре-
та, вынужденного писать под диктовку; фотокарточки,
упомянутые в предыдущей главе, тревожили паству: ус-
тоял ли их святитель, не растерял ли «аптечку» – идеи
Истинно-Православной Церкви? Чтобы внести ясность в
происходящее, епископ Михаил обратился к Ольге Мак-
симовне Исаенковой с письмом, в котором прямо не мог
объяснить, что происходит, опасаясь лагерной цензуры;
ведь если его послание будет изъято, тогда молчание
может быть истолковано паствой как согласие с письма-
ми епископа Филарета.
«Дорогая сестрица моя, сообщаю о том: когда ты ко
мне приезжала на Явас, на свиданку, теперь меня там
нет, я уже на другом месте, на десятом. Еще сообщаю,
дорогая сестрица, что посылки мне больше не шлите, их
не принимают. А то вы будете слать, а вам обратно, и
будет только изъян для вас. Простите, дорогая сестрица,
меня, может быть, чем огорчил Вас. Помолись за меня
крепко-крепко, не оставьте меня в молитвах»; «Тетя
Оля, прошу, не верьте тем псам, которые к вам ездят:
псы, они и вас обманывают. Они подставных карточек
наделают и вас обманут. Они хотят разбить. Не верьте,
все это ложь и обман клеветнический. Я жив был, и
есть жив, и буду жив. Какой был, такой и есть.
Простите. Михаил В.». 24.01.62.

«Они хотят разбить». Что разбить? Церковь! Это слово
епископ Михаил не может написать, опасаясь, что пись-
мо не пропустит цензор, поэтому обрывает фразу. Закан-
чивает словами: «Какой был, такой и есть», то есть не
изменил идеям ИПЦ, «аптечку» не растерял. В письме
упомянуто свидание на 11-м лагерном отделении. Воз-
можно, тогда Ольга Максимовна задала вопрос архипас-
тырю, который волновал многих: «Как нам молиться, ко-
гда службы не знаем?» – «Мычи, но Бога славь!» – бла-
гословил владыка. А также передала святителю один из
Георгиевских крестов, которыми был награжден ее муж.
Архипастырь тут же повесил его на шею.

«Весной 1962-го года заклю-
ченных перевели в полосатую робу (штаны, куртка, те-
логрейка и бескозырка). Объяснения начальства были
смешны: “Общественность требует!” Какая? Кто? Где? –
Об этом молчали. На вышках часовые менялись со сло-
вами: “Пост по охране особо опасных преступников
сдал!” – “Пост по охране особо опасных преступников
принял!” В фашистских концлагерях облачали в одёж-
ку, по которой полосы шли сверху вниз, вдоль тела, что
придавало человеку роста даже в его униженном состоя-
нии. “Наши” придумали полосы поперек туловища, и
человек становился приземистее, ниже. Издали толпа
зеков походила на лентообразную движущуюся массу –
идеальный намек на то, что ждет человечество при пол-
ной победе коммунизма». «Нас тогда называли “хру-
щевские моряки”», причем первыми в эту форму одели
заключенных-верующих.

Скоро Светлое Христово Воскресение – 16/29 апре-
ля. 9 апреля архипастырь обращается к духовным ча-
дам со словами поддержки и утешения. В то же время
он надеется, что к празднику ему разрешат получить
посылку.
«Дорогие <говорят>, что якобы кризис между нами.
Как будто бы Церковь Православная <идет> к концу.
Нет, возлюбленные. Да никто не соблазняйся и не со-
мневайся ни в чем! Церковь Православная была, есть и
будет, и победит во всей вселенной все остальные тече-
ния. Да не сокрушается ваш дух христианской любви,
ибо Христос, истинный Бог, победит все на земле и со-
делает едино Царство Христово, ибо и есть: “Иисусе,
владычество безконечное; Иисусе, царство непобедимое;
Иисусе, власте вечная”. Так, да не унывайте, не сомне-
вайтесь в том, что якобы Русь Святая всеми как бы пре-
зираемая. Почтитесь, дорогие, быть сынами и наследни-
ками Руси Святой. Прошу вас, может быть, пропустят и
отдадут мне посылку. Попытайтесь, пошлите килограм-
ма 4, больше не кладите. Только к Пасхе, не опоздайте
к Пасхе. Положьте 5 просфор».

Речь идет о чистых просфорах для таинства Святого
Причащения, так как в то время на свободе в Церкви
некому было совершать Божественную Литургию. По
воспоминаниям В. В. Калинина и других христиан, че-
моданчик с церковной утварью, простейшим облачени-
ем, некоторыми церковными книгами в Дубравлаге поч-
ти все время находился со святителем. Антиминсом ему
служил крест-мощевик, долгое время хранившийся у
М. И. Капраловой и переданный владыке в лагерь. Про-
сфоры заменял хлеб. Василию Владимировичу удавалось
обменивать несколько чистых художественных открыток
на кусочек белого хлеба у заключенных с более мягким
режимом. Литургию архипастырь совершал на своей
груди, лежа. Молились с духовным сыном порознь, под-
зывал его только приобщаться.

«В 1964 году, вско-
ре после падения Хрущева в наш лагерь приехал пол-
ковник из Грузинского КГБ. Беседовал с грузинами, с
другими заключенными. И сказал, между прочим:
“Хрущев брал курс на полное физическое уничтожение
политзаключенных, прежде всего рецидивистов. Во вре-
мя кубинского кризиса все было приготовлено для ва-
шего расстрела – даже яма была вырыта”». Василий
Владимирович Калинин вспоминал, что святитель одна-
жды неожиданно разбудил его со словами: «Шесть ми-
нут осталось, вставай, Василий, на молитву! Мир в
опасности!» А потом он узнал, что это был переломный
момент кубинского кризиса.

«Пускай бежит несытая душа,
В ней сытости не будет никогда,
Она прожорливая стала,
И ласки ей не будут,
И радость не воскреснет никогда.

Простите мою измученную обидами, доверчивую ду-
шу. Не судите, она желала всем любви и жизни, а стра-
дальцу – узы и плевок в глаза. Простите ради Христа
меня, грешного. Получите письмо, пишите ответ. Ваш
брат Михаил Васильевич». 28.09.62.

7 ноября 1962 года начальник отряда записал в лич-
ном деле заключенного: «З/к Ершов – фанатически
настроенный сектант. Большинство времени проводит
в молитвах, политзанятия не посещает. Не выполня-
ет работы, связанные с самообслуживанием внутри
отряда. Перспектив отрыва его от деятельности сек-
ты нет».

1963 год
11 января администрацией лагеря была подготовлена
характеристика за 1962 год. В ней отмечено: «Заклю-
ченный Ершов, находясь на 10 л<агерном> о<тделении>
Дубравного ИТЛ, зарекомендовал себя с отрицательной
стороны. Как инвалид II группы он в общественно-
полезном труде не участвует. В поведении допускает
нарушения режима содержания. Так, он систематиче-
ски, из фанатических убеждений, срывает всякие по-
литико-воспитательные мероприятия, демонстратив-
но покидая помещение отряда. В беседе невыдержан,
злословит. В коллективе ведет себя уединенно, большое
количество времени проводит за молитвами, художе-
ственную литературу не читает, радио не слушает. К
соц<иалистической> собственности относится не-
брежно. За срыв политико-воспитательных мероприя-
тий Ершов несколько раз предупреждался, имеет выго-
вор, положительных результатов нет».

«Новый барак – приземистое кирпичное строение,
длиною в сотню метров. По обе стороны коридора каме-
ры – 30 общих и 14 одиночек. Общая камера: 18—
19 кв. м, двухъярусные нары, параша, стол, вот и вся
обстановка. В 63—64 г<одах> я сидел в 21-й камере,
было нас 15 человек. Летом адская духота, все наги-
шом – в одних трусах, пот ручьями по жилистым спи-
нам, то в одном конце коридора, то в другом истошный
вопль: “Стража! Воды!” – и гулкая дробь ударов оло-
вянной кружкой в дверь, а ночью свист, звон разбивае-
мых окон и скандирование: “Врача! Врача!” – значит
какой-нибудь сердечник “вырубился”. Зимой легче, хоть
и холодно – пальцы карандаш не держат; спичка тут
же гаснет от духоты»; «По воскресеньям час прогулки,
на которую – бегом, чтобы, отстояв очередь, нырнуть в
дощатую дверь уборной. (Иногда свобода – это возмож-
ность справлять нужду в любое время.) К утру параша
переполнена, содержимое ее частично на полу». «Бичи:
холод, жара, духота, теснота, параша, начальство и, ко-
нечно же, голод. Частенько избивали кого-нибудь до по-
лусмерти (а одного-таки и убили) за кражу пайки. Ни
магазина, ни передач, ни посылок, ни бандеролей – ни-
чего».

Администрация лагеря, по приказу свыше, всячески
старалась убедить епископа Истинно-Православной
Церкви Михаила (Ершова) написать обращение к своей
многочисленной пастве, что он приносит покаяние суще-
ствующей богоборческой власти и отказывается от руко-
водства Церковью, врученного ему Господом. Как крат-
ко сформулировал начальник отряда: «Больше ничем
заниматься не будете». Только в этом случае ему еще
можно надеяться на досрочное освобождение.

1964 год
16 января владыку Михаила вновь вызвали на «бесе-
ду» к инструктору 10-го лагерного отделения Дубравла
га, причем при разговоре присутствовал заместитель ре-
дактора журнала «Наука и религия» М., прибывший
из Москвы: «З/к Ершов вызывался на беседу. Вел себя
напряженно, активного участия в беседе не принимал.
Заявил, что ему даны сроки 25 лет и он их будет от-
бывать, а больше от него ничего не надо спрашивать,
т<ак> к<ак> отвечать не будет. Но от взглядов своих не думает отходить.
Я, мол, им посвятил всю мою жизнь».

«Дорогие, если кто оскудел верой, да не отчаивайся,
ибо таковое искушение со многими прежде нас соверша-
лось. Гони от себя очерствление, проси слез умиления, и
воскреснет в молитве вера по желанию твоему и просьбе
к Богу Всевышнему. Словом славы Божией спасайтесь»;
«Пасху ожидайте, воскреснут все, но во спасение мало.
Молитесь». 27.01.64.

Администрацией 10-го лагерного отделения Дубравлага
составлена очередная годовая характеристика: «За 1965
г<од> заключенный
Ершов М. В. характеризуется отрицательно. Являясь
инвалидом II группы, работать не желает, несмотря
на неоднократные с ним беседы. По вероубеждению
ИПЦ, ярый приверженец монархического строя»; «Иг-
норирует любые мероприятия: как политические заня-
тия, общественно-массовые мероприятия»; «На инди-
видуально-воспитательную работу, проводимую с ним,
не реагирует. Своим поведением отрицательно влияет
на других заключенных. В октябре и ноябре 1965 г<о-
да> дважды наказывался за неподчинение нач<альни-
ку> отряда. На путь исправления не встал».

1966 год
О прозорливости святителя Михаила сообщал Васи-
лий Владимирович Калинин в письме от 12 января:
«Мы еще, когда были в 60 г<оду> на 1 ОЛП, нас было
14 возле нашего <епископа>. Вл<адык>о посмотрел и
сказал: “Мало вас останется и сколько? Кажется, 5
<человек, и то> кой-как дышат”».

17 января в личном де-
ле появилась первая в этом году запись: «Проведена бе-
седа с Ершовым в камере на предмет его недостойного
поведения и отказа от бесед. В беседе заявил, что он
разговаривать не будет».

 

Связные ссылки
· Ещё о Богословие
· Новости Admin




<< 1 2 3 4 5 >>
На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.