В.Черкасов-Георгиевский "В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИХ ПРИХОДАХ РПЦЗ(В). Заметки паломника лета 2004 года"
Послано: Admin 05 Июн, 2011 г. - 19:09
История РПЦЗ
|
Брюссель. Единодушие выше единомыслия
Суть фразы, вынесенной в подзаголовок, до меня глубочайшим образом донес своим духовным и личностным обликом в Брюсселе помощник митрополита Виталия в Западно-Европейской епархии РПЦЗ(В) протоиерей Николай Семенов. Батюшка с 1988 г. был настоятелем брюссельского Храма-Памятника РПЦЗ - ХРАМА В ПАМЯТЬ ЦАРЯ МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ ВТОРОГО И ВСЕХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ, БОГОБОРЧЕСКОЙ ВЛАСТЬЮ В СМУТЕ УБИЕННЫХ, ВОЗДВИГНУТОГО ВО ИМЯ СВЯТОГО И ПРАВЕДНОГО ИОВА МНОГОСТРАДАЛЬНОГО. Но после того как этот храм отошел к лавритам, отец Николай служит в храме, открытым им в приходском доме рядом с церковью, где и проживает. Из него лавроидуы, добивающиеся от батюшки по судам даже того, чтобы он подрясника на улице не носил, пока не сумели выселить. Однако правительственное жалованье они у священника РПЦЗ(В) отсудили, и семья отца Николая, в которой четверо детей, живет на небольшое пособие, выдаваемое беженцам. Слава Богу, что его матушка Надежда выручает своим талантливым кашеварством и экономией.
Большинство русских истинно-православных брюссельских прихожан осталось в общине отца Николая, и они воодушевленно, с витальевским исповедничеством идут молиться в его домовую церковку мимо махины теперь больше пустующего Храма-Памятника. Там ныне обычно собирается десятка три прихожан, а у отца Николая на службу - пятьдесят, на Пасху же было 120 молящихся в его домовом храме. Старостой общины здесь является уважаемый Петр Кочубей. Впрочем, сам легендарно возведенный и намоленный Храм-Памятник ни при чем, в чьи руки попал, как вон и кремлевские соборы.
Замечу лишь еще, что по суду ключи от Храма-Памятника должен иметь и лавровский настоятель о.Е.Сапронов, и отец Николай. Но лавровцы яростно воюют, чтобы нога никого из витальевцев не переступала порога этой стародавней общей нашей храмовой святыни, в стенах которой замурованы останки Царственных Мучеников, найденные под Екатеринбургом белым следователем Н.А.Соколовым. Мне об этом возбужденно похвалялся прошлым летом в Москве казначей лавритской брюссельской общины Осташков, рассказавший, что он даже становится в дверях на паперти, чтобы "не пущать". Как выяснилось, в других дверях, ведущих со двора в алтарь, для того же ложится ночевать на раскладушке приезжающий служить о.Е.Сапронов.
Однако во дни нашего пребывания в доме у отца Николая Храм-Памятник был постоянно пуст и батюшка смог беспрепятственно привести нас в него. Слава Тебе, Господи, сподобился и я, скрупулезно описавший до этого в своей книге "Русский храм на чужбине" внутренние покоя храма лишь по документам и фото, рисункам, пройти по нему, припадая к святыням и реликвиям. Довелось, братия, видеть и стул, стоящий в алтаре, на котором Государь сидел в Каменец-Подольске, быв там в 1916 г. в расположении русской армии.
Происхождение, биография, склад личности отца Николая Семенова - великолепный образчик того, каким есть и должен быть истинно-православный РУССКИЙ батюшка аристократического родословца. Он внук императорского главноуправляющего архитектора Петергофа, а один из предков отца Николая дрался флотским офицером при Цусиме и потом написал книгу "Расплата". Батюшка является внучатным племянником "царского поэта" С.С.Бехтеева и графа Г.П.Ламздорфа, недавно умершего в Испании, а их общий предок граф В.Н.Ламздорф - министр иностранных дел (1901-06 гг.), член Госсовета (с 1906 г.). Дядей доводится отцу Николаю предыдущий ему настоятель Храма-Памятника протоиерей Димитрий Хвостов, прослуживший там 17 лет, тут их общий предок Н.Н.Хвостов - нижегородский и вологодский губернатор, министр внутренних дел (1915-16 гг.), член IV Госдумы Империи.
Трудился же отец Николай до того, как получил священство, 18 лет землеустроителем в Марокко. Там-то, под раскаленным солнцем нарезая выжженную землю феллахам, Семенов с соленым потом, хрустом песка на зубах превзошел науку понимать, ощущать простые людские сердца, которые у арабских крестьян не намного отличаются от русских.
Ему приходилось вторгаться, "расшифровывать" огромное скопище кое-как издавна накроенных земельных участков, чтобы привести их в полный порядок, распределяя вместе с каналами орошения, ровно и полноценно рассчитывая от проезжей дороги. Чего только не пришлось пережить изучившему арабский язык Семенову, и как били ему челом, доказывали своё тоже "раскаленные" старые и молодые феллахи в вылинявших чалмах, изорванных бурнусах! Зато и легка, прозрачна становилась душа будущего батюшки, когда добивался он и для того, и для другого землероба Правды, Справедливости в этом самом главном когда-то деле и на Руси - дележке, распределении пахотной земли.
Брюссель, на веранде церковного дома протоиерея Николая Семенова (первый справа) на открытом воздухе. Сей дом рядом, на подворье Храма-Памятника во имя Царя-Мученика Николая Александровича, потом лавровцы изгнали семью Семеновых из этого дома. Далее справа налево: В.Г.Черкасов-Георгиевский, о.Вениамин, матушка Ольга Жукова. Поданы на обед самые крупные на морях Европы мидии – брюссельские, приготовленные в особом соусе талантливой поварихой матушкой Надеждой Семеновой.
Зорким взглядом глаз, глубоко сидящих под нависшими бровями на прокопченном солнцем еще в Африке лице, седой окладистой бородой, очень подвижной фигурой 62-хлетний отец Николай, как и его небесный покровитель Николай Угодник, основной выручатель моряков, похож на бывалого лоцмана, шкипера. На того, кто после долгого и тяжелого плавания сходит в мокрой зюйдвестке на берег и первым делом осеняет себя крестом, а не шагает в таверну.
Однажды же ночью мы шли с батюшкой с Ратушной площади через недалекое огромное скопление ресторанных столов на перекрестках улочек, где царят блюда из рыб, лангусты, устрицы, крабы и мидии, пойманные утром в море около недалекого Антверпена. И надо учесть, что здешние оранжевые мидии в иссиня-черных раковинах с белыми искрами больше парижских, например, из Довиля, и это пиршество роскошнее, "мореманистее" по колориту и застольным, галдящим со стаканами у стоек компаниям в сравнении с такой же "колонией" ресторанчиков в Латинском квартале Парижа! Глядя на нашего отца Николая в потертом подряснике, на сутулую землемерскую его спину, из-за плеча которой, как всегда, летел его бодрый и веселый взгляд, один из официантов, наверное, научившийся у выпивающих здесь россиян, вдруг ему крикнул от души по-русски:
- Батя, заходи!
Да что ж, мы с истинным русским брюссельцем отцом Николаем и на поле Ватерлоо неподалеку от города бродили, где угробили-таки немцы и англичане окончательно Бонапарта. И что же еще говорить о старорусском Брюсселе, когда предводителя здешнего Дворянского Объединения по-свойски зовут Саша Пушкин! Ну да, и он из столбовых государевых дворян Пушкиных. Каково же мне и такое было впитывать, когда я живу в Москве у станции метро "Бауманской" в бывшей Немецкой слободе, и во дворе моего дома родился другой Пушкин Саша, который перевернул во всем блеске отечественной поэзии русский язык...
Следует указать и на огромный вклад отца Николая Семенова в Русское Дело. После возвращения из Марокко во Францию с 1971 г. он 11 лет был заведующим отделом редакции парижской газеты "Русская Мысль" по ее распространению и пиару, как выражаются ныне. 7 лет Семенов являлся в Париже директором Толстовского Фонда. При владыке Антонии Женевском был создан Фонд "Православное Дело", который любыми способами старался переправить духовную литературу верующим в СССР, особенно - политзаключенным ГУЛага. И в этой организации немало потрудился отец Николай. Вот и в связи со всем этим его опытом батюшке была доверена Синодом занимаемая сегодня им должность помощника Первоиерарха РПЦЗ(В) в Западно-Европейской епархии, как и пост секретаря Синода - отцу Вениамину Жукову.
Братия, со всей ответственностью и сердечностью подытожу. Пока держат наши форпосты в Западной Европе отцы Вениамин Жуков и Николай Семенов, не сдаст там РПЦЗ(В) ни на шаг и йоту своих позиций, по которым безостановочно бьют в упор вот уже годы МПшники, лавриты, лазариты, а теперь еще и варнавиты.
Трагедия Курской Коренной Иконы Божией Матери
Да, а в конце паломничества, выходит, прощались в одном из германских храмов РПЦз(Л) из истинно-православных и мы с Одигитрией (Путеводительницей) Русского Зарубежья, Руководительницей, Покровительницей и Защитницей РПЦЗ Курской Коренной Чудотворной Иконой Богоматери.
Дело в том, что разговаривавшая с настоятелем сего храма епархии вл.Марка прихожанка МП нам рассказала, тот сообщил ей: Курская Коренная будет "возвращена" в Россию, это произойдет через полгода или год. Я возмутился и высказал, что думаю, присутствовавшему при этом клирику РПЦз(Л).
Как же так? Для того ли Белая армия генерала А.И.Деникина в прямом смысле этого слова отбивала Курскую Коренную Икону у красных, освободив Курск в 1919 году, чтобы теперь запросто отдавать постсоветским же Чудотворную, осенявшую тогда потом на бой с богоборцами-большевиками и врангелевскую армию? Ведь до недавнего времени Курской областью правил широко известный коммунистическим происхождением генерал Советской армии Руцкой и теперь там руководители ему под стать. Во всех армиях мира, доказывал лавровцу я, принято, коли теряет полк или сдает врагу свое знамя, эта воинская часть подлежит расформированию. А не знаменем ли РПЦЗ всегда являлась Курская Коренная Икона Богоматери? Неужто обязательно должна быть и такая жестокая демонстрация артикульно-уставного, так сказать, КОНЦА РПЦЗ? Как можно отдать основную святыню МПшному народу, который, возможно, лишь через полвека-век сможет ощутить себя наследником не СССР, а России?
Меня горестно несло и потому что как раз перед паломничеством я написал именно о такой возможности на МИТ. Комментируя требования МПшных прихожан Курска (из газеты "Курский курьер") в связи с поездкой туда вл.Лавра "вернуть" им сию Икону, предположил, что могут ведь лавроиуды и впрямь отдать архиереям-чекистам Чудотворную Курскую Коренную, раз без долгих раздумий преподнесли МП часть мощей Святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны, которую ЧК и убила…
Клирик владыки Марка в ответ на мои речи спокойно ответил, что вот такому народу МП такую Икону именно и следует сейчас отдать, чтобы он СКОРЕЕ вразумился… Кроме того, у них [в РПЦз(Л)] ведь остается, например, еще прославившаяся Копенгагенская икона Богоматери...
На это ничего больше не захотелось мне возражать, главное было в том, что вот и этот молодой человек вслед за более зрелым настоятелем храма, в котором драгоценно светила еще наша Одигитрия, СОВЕРШЕННО УВЕРЕН в правильности сдачи и знамени РПЦЗ.
Однако теперь я, вновь ощутив за писанием этих заметок всё пережитое в паломничестве, уже не печален. Ничего, что много казавшихся истинно-православными людей еще не устоит и предаст, уйдут к врагам и святые наши регалии, взятые основателями и подвижниками РПЦЗ с тяжелейшего духовного, исповеднического, мученического боя. Но как не сходим с незримой Святой Руси в РФ мы, так и в белых витальевских Париже и Брюсселе не выдадут наших идей и заветов батюшки и миряне. Я только что их всех видел и твердо это знаю.
Нас оставила за малодушие Мироточивая Монреальская Иверская Икона Божией Матери. А захочет ли оставаться у готовых на все тяжкие лавритов Курская Коренная Икона Богоматери? Бог весть. Но, владыки, отцы, братья и сестры, свято греет и ведет то, что будет же, несмотря на любое, несокрушимо светить ликом и офицерским боевым крестом в окладе Она же, Курская Коренная - от Чудотворца Иоанна Шанхайского в нашем непродажном храме на окраинной парижской улочке Клод Лоррен.
6/19 августа 2004 года. СВЯТОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
|
|
| |
|