В.Черкасов-Георгиевский "В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИХ ПРИХОДАХ РПЦЗ(В). Заметки паломника лета 2004 года"
Послано: Admin 05 Июн, 2011 г. - 19:09
История РПЦЗ
|
В этот раз уместно подробнее написать о храме, пристроенном к дому отца Вениамина Жукова в местечке Вильмуассон-сюр-Орж под Парижем, рядом со знаменитым русским кладбищем в Сент-Женевьев де Буа, где мы, конечно же, побывали вместе с отцом Вениамином по дороге к нему домой. Когда-то в Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе батюшка был здесь регентом. Нашим читателям, наверное, также интересно узнать и другое из биографии отца Вениамина, которая своим многообразием, навыками словно бы приготовляла батюшку к нынешнему его ответственному посту Секретаря Синода.
Городок Вильмуассон-сюр-Орж под Парижем, у входа в дом о.Вениамина (первый слева), в покоях которого домовой храм. Вторая слева И.Черкасова, далее матушка Ольга Жукова в дверях, здесь же удивительный по собачьему уму пес Жуковых Ураган.
Родившийся 72 года назад в семье поручика Белой армии в Лотарингии Вениамин Жуков на срочной службе во французской армии был в воздушно-парашютных войсках, после чего учился на физическом факультете университета по специальности инженера химии металлургии. Потом его основная научная работа была связана с Национальным центром Франции по изысканию телекоммуникаций, где в лаборатории он занимался лазерными кристаллами, ионной инплантацией в тонких слоях, полупроводниках.
В 1970-е годы способного В.Н.Жукова выдвинули в Центре на должность начальника межотраслевого информационного отдела, связанного с другими отделами и включавшего разные секторы: аналитический, издательский, журнальный, обработки научных данных, переводческий, библиотечный, представительский и так далее. В 1980-х годах Жукову, например, приходилось тесно общаться с физиками и руководителями научных центров всего мира, в том числе довольно близко, "на уровне водки, селедки и "Дубинушки", и с нынешним лауреатом Нобелевской премии, тогда - советским физиком, представителем крупнейшего ленинградского НИИ Жоресом Алферовым.
Однако священнику Русской Православной Церкви Заграницей отцу Вениамину так и не удалось сделать еще более блестящую карьеру. Как вышло и у выпускника лучшего французского военного вуза Сен-Сир, другого православного сына белого офицера Столицы, не пожелавшего вступить в масоны, чтобы продвинуться в высшее офицерство этой страны, и Жукову, отрицательно прореагировавшему на такое же предложение от представителя масонской ложи, был обозначен должностной "потолок" до пенсии. А прошедшему четыре войны за Францию Столице, симпатизировавшему патриотическому офицерскому движению ОАС, пришлось уйти из армии до выслуги военной пенсии. Потом для заработка на жизнь боевой капитан учился на инженера-электротехника в университете Беркли Сан-Франциско, позже во Франции он защитил курс гуманитарных и исторических наук.
Отец Вениамин не подходил в самые сильные мира сего по многим своим старорусским ухваткам, "помноженным" на умения по белоэмигрантскому выживанию, ковавшемуся бывшими белыми офицерами еще в парижских таксистах. Он женился на русской парижанке, будущей матушке Ольге, дочери белого полковника, чей боевой крест Святого Владимира с мечами и бантом так же почетно, как Аннинский на списке Курской-Коренной от святителя Иоанна Шанхайского на Клод Лоррен, хранится в их доме вместе с погонами и Галлиполийским крестом Жукова-старшего, поручика Алексеевского полка Белой армии.
Потом молодому Жукову удалось сколотить деньги лишь на покупку участка земли в Вильмуассоне, сплошь изувеченного "залежами" каменного карьера. Расчистил его да и начал строить своими руками дом для семьи, в которой ныне три замужних дочки. Сначала Жуков сделал барак: врыл четыре столба и обшил их досками. Утеплил это стружками и поставил печку, с которой прожили первую зиму. Умение каменщика будущий специалист по лазерным кристаллам и священник осваивал недолго у одного мастера, нанятого позже для строительства уже капитального дома.
На возведение при доме в начале 1980-х годах церковного храма отец Вениамин пригласил на первое время помощниками двоих португальцев. А вообще, как всегда на здешней стройке, Жуков всё, начиная с замеса раствора, кладки, кончая арматурными и штукатурными работами и так далее, делал сам. Потому и столь благодатны сии церковные и семейные стены, в которых живал и Митрополит Филарет, и Митрополит Виталий, и многие-многие клирики, архиереи, миряне РПЦЗ. Незадолго до нашего приезда здесь гостил Епископ РПЦЗ(В) Антоний Бэлцкий и Молдовский, как и "опередил" нас владыка со своим помощником Аркадием Ковалевым в Брюсселе в доме отца Николая.
О подвижнических трудах отца Вениамина на духовной ниве для России стоит указать на то, что он явился председателем Миссионерского Фонда, который учредил правящий в Западно-Европейской епархии РПЦЗ Владыка Амвросий Женевский. С 1992 г. Фонд издавал духовные книги на базе редакции питерского журнала РПЦЗ "Возрождение". А во Франции за 20 лет под непосредственным руководством отца В.Жукова было отпечатано около полумиллиона экземпляров икон с оригиналов, сфотографированных в студии, потом - с многосложным циклом работ по цветоделению и типографским оттискам, из которых 3/4 пошли в Россию.
Проектировал же и непосредственно, "прорабски" в 1980-х три с половиной года руководил в Вильмуассоне строительством домового храма с отдельной колоколенкой в честь Святого Царя-Мученика Николая и Исповедников Российских у отца Вениамина (точнее - каменщиком, штукатуром, плотником и т.п. Жуковым) старинный друг семьи Жуковых, самый выдающийся архитектор Русского Зарубежья Михаил Федорович Козмин. Об этом талантливейшем человеке, великолепном сыне Царской России стоит рассказать подробнее, хотя это можно прочитать и в моей книге "Русский храм на чужбине" в главе "Африканские форты".
Михаил Козмин родился 7 апреля 1901 года на праздник Благовещения в Гродненской губернии в дворянской семье. Его дед был губернатором города Гродно и в браке породнился с Императорской династией Романовых. Поэтому мальчика представляли Государю Николаю Второму, когда Царь находился с официальным визитом в Гродно, а потом после гимназии приняли в Императорский лицей Петербурга.
Миша рос в усадьбе, где еще царил тургеневский дух "дворянских гнезд", а в храме гродненской гимназии не пропускал ни одного богослужения, любил бывать на литургии в городских храмах. Позже, учась в Петербруге, ему не хватало в столичных церквах того благолепия и торжественности, что отличали провинциальный гродненский чин.
Большое влияние на юношу произвел его дядя с материнской стороны Е. А. Масловский, который был пострижен в монахи под именем Иувеналия митрополитом Антонием (Храповицким) и рукоположен во епископа Каширского в 1914 году. Аскет и эрудит отец Иувеналий часто бывал у Козминых, в Петербурге пользовался покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны, рекомендовался на столичную кафедру. После Октябрьского переворота в 1917 году архиепископ Иувеналий был известен как выдающийся литургист, автор "Архиерейского Торжественника" и в 1923 году стал владыкой Курским, а в 1929 году - Рязанским. В 1936 году архиепископ Иувеналий отслужил в рязанском соборе панихиду по убиенному большевиками Государю Николаю Второму и был арестован, а в ночь на 25 октября 1937 года его расстреляли.
Козмин воевал в Белой армии, потом эмигрировал и продолжил образование в Белградском университете. Там изучал архитектуру у таких известных русских преподавателей, как Самойлов, Краснов, Папков, Васильев. Окончание им университета совпало с тем, что югославский король Александр перестраивал свою столицу и многие блестящие русские архитекторы помогали ему в этом. Козмин спроектировал в Белграде министерство строительства, а для себя построил замечательную виллу в сербском средневековом стиле "конаки" в местечке Земун на берегу Дуная.
Во время Второй мировой войны в 1942 году немецкие оккупационные власти присоединили Земун к Хорватии, это и другие обстоятельства заставили Михаила Федоровича переехать в Германию. В течение военных и послевоенных лет безработному Козмину удавалось выживать во многом благодаря преподаванию французского языка его супругой Ириной Павловной.
Поэтому в конце концов Козмин отправился в Тунис, где его талант высоко оценили и предоставили пост главного архитектора страны. В проекте русского храма Воскресения Христова в городе Тунис Козмин обратился к русской средневековой архитектуре и возродил ее элегантную строгость, величественное изящество. Главным его делом здесь стало возведение храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского - Храма-Памятника последней Белой русской эскадре врангелевского флота в Бизерте. После того, как Тунис обрел независимость, Козмин стал одним из ведущих архитекторов президента Бугриба и среди других объектов построил, например, ему летнюю резиденцию.
Во Францию Михаил Федорович переехал в 1960-е годы. Он не принял господствовавшую тогда здесь моду, изрезавшую парижский регион гигантскими бетонными башнями, а выступал за архитектуру, гармоничную природе и человеку. Свои принципы Козмин резюмировал в книжке "Экологическое жилищное строительство новой эры", вышедшей в Париже и переизданной на русском языке в России в 1993 году. (Отец Вениамин передал мне ее экземпляр с надписью: "Отцу Вениамину Жукову от архитектора его церкви. Михаил Козмин".)
На склоне лет М. Ф. Козмин перестраивал русский собор в Сиднее, во Франции был жертвователем Свято-Богородицкого Леснинского женского монастыря РПЦЗ в Нормандии, где спроектировал обрамление иконостаса и сделал другие украшения его храма. В русской церкви Шавиля, в котором жил в конце жизни, Михаил Федорович сам написал иконостас со всей силой своего таланта. Среди козминских картин выделяется прекрасный портрет Государя Императора Николая Второго в серовском стиле, а лучшее его полотно посвящено шедевру древнерусской архитектуры - церкви Покрова Богородицы на Нерли. 98-летнего Михаила Федоровича отпевали в православной церковке Шавиля 2 мая 1999 года около его иконостаса в полном смысле этого слова…
Понятно, что над созданием своего самого последнего в жизни храма у отца Вениамина в Вильмуассоне "подрядчик" Козмин трудился со всем пылом своего опыта, таланта и характера, который не уступал натуре его заказчика. Отец Вениамин до сих пор с улыбкой вспоминает, что любимым присловьем у стремительного Козмина было: "Это пара пустяков"… А самым любимым словом - "пропорция".
- Добавьте мяса! - кричал он отцу Вениамину, измучавшемуся с выведением арки колокольни.
Мэтр архитектуры едва ли не плакал, глядя, как измочаленному каменщику Жукову не удается вписать ПРОПОРЦИИ бочонков в обрамление алтарных стен:
- Эти две линии не умирают!
Вильмуассон, пристроенная к дому Жуковых колокольня храма, возведенного по проекту знаменитого архитектора Русского Зарубежья М.Ф.Козмина
Потом бесконечно доводили линии иконостаса и Козмин восклицал:
- Иконостас - это же архитектурное произведение!
О-о-о… Во сколько нервов встало обоим сотрудничество! Зато выпестованный ими храм великолепен, и правду говорят, что это "гармония на глазах". Вернее - на глазок, потому что именно на такой творческой ноте, в самую точку "пойманной" пропорции-препорции били, как и все старорусские мастеровые с тесемкой по лбу, творили подлинно императорские Козмин и Жуков, гений русской архитектуры и батюшка-подмастерье.
Зато и вобрал в себя сей храм такие святыни и реликвии, что даже после ухода лавровских раскольников к МП, разбазаривания ими иконной, мощевой, святоотечески-памятной сокровищницы РПЦЗ можно с полным спокойствием сказать: именно в РПЦЗ(В), в вильмуассонском храме в честь Святого Царя-Мученика Николая и Исповедников Российских ВСЯ ЧАСТЬ И ЧЕСТЬ УНИКАЛЬНЫХ ОРИГИНАЛОВ ИКОН И РЕЛИКВИЙ Русской Зарубежной Церкви навсегда, даст Бог, неприкосновенной для сергиан и экуменистов останется! Судите сами.
Вильмуассон, о.Вениамин в своем домовом храме в честь Святого Царя-Мученика Николая и Святых Новомучеников и Исповедников Российских, у Царских врат показывает новую икону Царицы-Мученицы Александры
Здесь находится оригинал всемирно известной иконы, явившейся первой классической на сию тему, с образами святых Царственных Мучеников, изображенных всей Семьей на зеленом фоне.
Тут же - оригинал широко прославившейся поясной иконы Царя-Мученика в государевом облачении (платне, бармах) красных тонов с венцом - "Шапкой Мономаха", где у Царя Николая Александровича в правой руке крест, а в левой - свиток Священного Писания с изречением из Книги Иова.
Хранится в храме и оригинал образа, где в полный рост стоят рядом Просветитель русского народа Равноапостольный Великий князь Владимир (на праздник какого - свои именины я в Париже причащался!), поднимая в правой руке крест, и Царь-Мученик, держащий крест на уровне груди, как и на вышеуказанной поясной иконе.
В этом храме оригинал наиболее известной поясной иконы святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны в монашеском облачении, где у нее в правой руке крест, а в левой четки.
Тут оригинал поясной иконы Цесаревича-Мученика Алексия в офицерской гимнастерке с золотыми погонами и красном плаще.
В Вильмуассоне и оригинал известнейшей поясной иконы Чудотворца святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
Только Господь мог управить на такие сокровища собрание отца Вениамина, в котором работы разных иконописцев с приоритетом, безусловно, джорданвильских. Батюшка показал нам и недавно превосходно написанный образ Царицы-Мученицы. Однако продолжу перечисление выдающихся святынь, ставших мемориальными.
В алтаре вильмуассонского храма - написанная на холсте Богородичная икона из корабельного храма с судна последней врангелевской эскадры, в честь которой построил Храм-Памятник в Бизерте Козмин.
Здесь хранится иконка с изображением троих раннехристианских святых, перешедшая от преподавателя Цесаревича-Мученика Алексия Пьера Жильяра, принадлежавшая Августейшей Семье перед их гибелью.
Здесь же две иконки из Ипатьевского дома, принадлежавшие Царственным Мученикам: с образом святой Параскевы и с образом святого Климента Римского.
В сем храме оригиналы широко известных, как и многие из перечисленных, благодаря печати и пересылке в Россию Миссионерского Фонда под руководством о.В.Жукова, икон Святителя Тихона, Патриарха Московского, Исповедника Нового; Святого Новомученика Митрополита Иосифа Петроградского; Святого Новомученика протоиерея Иоанна Восторгова.
Благословил нас с супругой Господь приложиться в сем храме и к клочку шинели Государя Николая Александровича, которую носил Святой Царь в Тобольске.
На аналое лежит епитрахиль Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Некогда наш святой всероссийский батюшка оставил ее в женском монастыре Линтулян в Финляндии. А как епитрахиль многосложным путем попала в Вильмуассон, расскажем позже на МИТ публикацией самого отца Вениамина Жукова.
В алтарной стене изумрудом светится под лучами солнца мозаичным стеклом вделанный крест. Удивляет совершенством паникадило в центре храма, которое изготавливалось тоже по чертежу Козмина, потом удовлетворенно сказавшего:
- Паникадило кованое, как в "Софии".
Мэтр имел в виду собор во имя Святой Софии в Константинополе.
А во дворе за алтарной стеной надо встать на колени перед вольно зазеленевшим кустом - кустом Неопалимой Купины. Его росток взят отцом Вениамином от святынь греческого острова Андрос, а туда растение попало с Синайской горы от Неопалимой Купины, из Которой говорил со Святым праотцем Моисеем Бог…
На объемистый очерк хватило бы моих впечатлений только от храма, дома и усадьбы отца Вениамина, где в зелени кустов притаилась и дачка типа студии. Сюда на Царские Дни в июле съезжаются праздновать десятки истинно-православных со всего мира. Тут и огород, возделываемый руками батюшки, пригож: мощные помидоры, а особенно хороши по вкусу огурцы, совсем не те длинные "поленья", лежащие во французских магазинах, это сорт российский. Прижились и березки, саженцы которых привез несколько лет назад из России Курский благочинный РПЦЗ(В) отец Валерий Рожнов.
Старостой вильмуассонской общины является наисимпатичнейший барон Николай фон Бреверн, живущий неподалеку, зять отца Вениамина. И сам батюшка Вениамин на вид, слава Богу, неплох, даром, что ли, он всю жизнь работает по хозяйству домашней усадьбы своими руками? Седая густоволосая голова не лысеет, "старорусски-офицерское" лицо с орлиным носом величаво, плечи развернуты и спина пряма - особенно, когда стоит протоиерей В.Жуков перед Царскими вратами алтаря.
|
|
| |
|