В.Черкасов – Георгиевский “Сын Георгиевского кавалера, Колчаковского кавалериста МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ОРЛОВ): ЖИЗНЕОПИСАНИЕ"
Послано: Admin 07 Мар, 2010 г. - 14:07
РосПЦ
|
Россия, Московская область, город Щербинка в трех километрах от Бутово, где на спецполигоне НКВД в 1930-х годах были расстреляны сотни новосвященномучеников и тысячи мучеников. Кафедральный храм Центрально-Российской епархии, в котором с 20 октября/2 ноября по 25 октября/7 ноября 2006 года проходил Архиерейский Собор. Лестница сбоку здания наверх ведет в помещение храма.
Орловы прибыли через Корею в Китай и обосновались в Шанхае, который кипел разными иностранными колониями: французской, английской... -- и лишь у белых русских не было законных паспортов, ни своих, ни международных, потому что не желали верные Царской России русские брать чье-то гражданство. Ф.В.Орлов стал строительным подрядчиком, организовал артель из эмигрантов и китайцев, строивших, ремонтировавших здания. В 1932 году родился в семье Никита.
Орловы были прихожанами православного собора в честь иконы Божией Матери “Споручница грешных”, который до сих пор цел в Шанхае. Его достроил и стал настоятелем епископ РПЦЗ Иоанн (Максимович) Шанхайский -- Вселенский Чудотворец. Маленький Никита, будто бы вслед несостоявшейся духовной карьере своего отца, был на редкость прилежен в храме. И так этот малыш благоговейно стоял в церкви, слушал, уж с четырех лет знал наизусть богослужебные тексты, что соборные мальчишки-служки постарше, изнывавшие от необходимости быть на службах, а не на футболе, повели Никиту однажды к владыке Иоанну:
-- Владыко святый, вот Никита Орлов хочет прислуживать, всегда просится нас заменить...
Владыка понимающе поглядел на них и благословил Никиту, выносить и держать свечу перед Царскими вратами алтаря. Так с четырех лет будущий митрополит Антоний стал прислужником святителя Иоанна. Дело у него хорошо пошло, и уж через год-два на чтении акафиста дверил владыка Иоанн Никите иногда держать его посох, поддерживать мантию... Но чтобы постоянно утвердиться на ответственнейшей должности посошника, потребовалось Никитке еще с годик.
Не только Орлов, но и другие его сверстники из собора неплохо обвыклись служками под крылом прозорливца-владыки Иоанна. Однако так освоились, что однажды сговорились САМИМ по полному чину литургию отслужить... Поднялись как-то вечером в пустынном храме на его верх в ризницу: Никита, Борька Семенюк и сын отца Ильи Веня Петя. Отец-то Илья Вэнь жив и поныне в Сан-Франциско, ему 19 ноября этого года будет 110 лет. Борис всегда мечтал диаконом стать, очень нравилось ему возглашать, да так, чтобы стонали и дрожали от рулад голоса стены... Вот и распределили “саны” на службу: диаконом – Семенюк, священником – Вень. А нужен же и епископ. Кому архиереем служить? Никите Орлову.
Стали облачаться, Никите “пришлось” на себя епископское облачение владыки Иоанна надеть. Встали вокруг находившегося здесь стола. Начали “служить”... Как вдруг довольно скоро входит к ним сам епископ Иоанн Шанхайский, всегда и всё “откуда-то” знающий и знавший. Поглядел на сорванцов, говорит про облачения:
-- Складывайте... А за то, что сотворили, будете каждый бить по сорок земных поклонов в храме публично.
На следующий день после литургии вышли они трое на всеобщее обозрение, начали бить поклоны. Боря-то Семенюк, как самый оборотистый у них был, и шепчет:
-- Поскорее давайте, не тяните, а то устанем.
И быстро так все сорок своих поклонов положил. А владыка Иоанн подходит и говорит:
-- Еще сорок поклонов делай...
А дело-то в том, что был случай, когда дети вот так же взялись литургию “служить”, и на них сошел огонь с неба, сжег шалунов.
Митрополит Антоний (Орлов), вспоминая свое шанхайское детство, рассказывает:
-- Мы, мальчики, конечно, не понимали, кто такой наш епископ Иоанн. Однако ЧУВСТВОВАЛИ. И словно зверьки все время как бы ластились к владыке, старались быть около него, как бы дышать всем, что бы он ни делал, словно стелились около его ног... -- Владыка Антоний вспоминает также: -- Какое же могло быть сравнение у кого-то с нашим владыкой Иоанном. Например, однажды я был в Свято-Николаевском шанхайском храме, где служил епископ Нестор Камчатский, потом перешедший в сталинскую Московскую патриархию. Какое отвратительное у него было лицо, всё исходившее от него было неприятное... Когда потом на Второй мировой войне Шанхай оккупировали японцы, они первым делом стали выгонять англичан, американцев, воевавших против них вместе с советскими. И эти высокомерные господа, до того в гневе называвшие нас “русскими свиньями”, стали в самое жалкое положение. И русские тут же простили их за все, стали всевозможно помогать им.
В Шанхае японцы старались любым способом подчинить себе и русскую колонию, оказывая давление через руководителей Русского эмигрантского комитета. Два президента комитета боролись за независимость от японцев и были убиты. Смущение и страх охватили шанхайских русских, тогда святитель Иоанн Шанхайский объявил себя временным главой русской колонии. А в 1945 году святитель Иоанн единственный из дальневосточных епископов остался верным Синоду РПЦЗ и противостоял Пекинскому архиепископу Виктору, перешедшему в МП и принуждавшему к этому других. В 1946 году святитель был возведен в сан архиепископа: в епархию Иоанна Шанхайского вошли все «независимые» русские в Китае.
Тем не менее, японцы были монархистами и во многом симпатизировали Белым русским, настроенным, как и они, антисоветски. По-другому смотрели на этих русских “простые” китайцы, настолько распропагандированные коммунистическими агитаторами еще перед войной, что некоторые при малярных работах в фирме Орлова-старшего обязательно мистически, что ли, добавляли каплю красной краски в любое малярное ведро. Когда такой китайский пролетариат вместе с советской армией начал захватывать Китай, русские разделились надвое. Половина поддалась на сталинско-чекистское провокаторство и стала дожидаться “освободителей”-красноармейцев, чтобы отправиться с их помощью на родину. Другие во главе со святителем Иоанном начали собираться подальше от надвигавшихся красных свор. Они понимали, что происходит, когда видели в шанхайских госпиталях оборонявшихся от тех солдат с выколотыми “освободителями” глазами...
Руку помощи белоэмигрантам протянул президент Филиппин, тоже отлично знавший звериный оскал коммунистов, партизанивших у него в горах. Семья Орловых прибыла на филиппинский остров Тубабао с первой партией беженцев из Китая, к которым вскоре присоединился владыка Иоанн Шанхайский.
Потом Орловы перебрались в Калифорнию, где Никита окончил университет и получил звание магистра, стал преподавать математику в старших классах школы. В 1964 году ему удалось попасть в Ленинград по советско-американской программе учительского обмена опытом. Для этого Орлов победил во всеамериканском конкурсе на эту поездку и вошел в число 25-ти преподавателей, поехавших в СССР, им взамен в США послали под видом учителей 25 кагебешников. Прошедший жестокую антисоветскую школу своих близких и детства, в Ленинграде Орлов после занятий, где за визитерами пристально “приглядывали”, переодевался. Он надвигал на лоб кепку, брал в руку авоську и выскальзывал в город, где на Смоленском кладбище лежала его родня. Загружал в магазине в авоську хлеб, огурцы, чтобы быть неприметнее в серых ленинградских толпах, “полукатакомбно” познавая свое историческое Отечество.
Это весьма пригодилось Орлову, когда в начале 1990-х с открытием первых приходов РПЦЗ в РФ он начал доставлять из США по России-матушке караваны грузовиков с гуманитарной помощью. Сначала Никита Феоктистович загружал фуры консервированной провизией, вещами в Америке, колеся дальними дорогами по приходам, где собирали посылки русским. Потом загонял грузовики в американских портах на корабли и, спустя время, летел самолетом в Россию, где принимал эти фуры в петербургском порту.
1993 год, Россия, Петербург. На заднем плане будущий Митрополит Антоний – тогда Никита Феоктистович Орлов, на переднем – его сын Феоктист в одной из поездок с гуманитаркой.
Однажды пришлось прочесать в дикую жару всю Калифорнию вместе с проповедником, прибывшим из России к митрополиту Виталию, Игнатием Лапкиным. Они вместе на массе сборных пунктов грузили фуру, дни и ночи мотались по шоссейкам и проселкам. А спустя месяцы, митрополит Виталий, как обычно, в самых срочных случаях, вызвал Орлова, протянул ему деньги и сказал:
-- Отвези эти две тысячи долларов Лапкину. Их община РПЦЗ строит село Потеряевку на Алтае.
Орлов привык отправляться со всевозможными поручениями Первоиерарха по всему свету, чтобы точно исполнить их в кратчайший срок. Но непросто было ему на сей раз в России. Иностранцам в РФ, как и в СССР, нельзя удаляться вглубь страны из определенных зон вокруг некоторых “разрешенных” городов. А тут требовалось добраться до Потеряевки, которая лежала в чистом поле в часе езды от Барнаула... И в Москве к Орлову приступились от епископа РПЦЗ Лазаря (Журбенко) с просьбой о трех визах в США. Орлов успел оформить эти визы в три загранпаспорта русским, но времени не было их возвращать. Он сунул паспорта в карман вместе с еще двумя паспортами: своим, американским, и российским, который “прикрывал” его на просторах РФ, где “спецы” так любят изловить именно американца, зачем-то забравшегося в самую русскую глушь...
До Барнаула Орлов добрался. И оставалось проехать еще на попутном поезде до разъезда Степное, от которого в четырех километрах была цель его длинного броска из нью-йоркского синода – Потеряевка. Южнее Барнаула лежала столь знакомая Орлову с детства китайская граница, а его ночной поезд громыхал буферами, несясь в другую сторону -- к Степному, как началась по поезду проверка документов. Чудесно не успели дойти до Орлова с пятью паспортами в его кармане. Но поезд, как оказалось, не останавливался на нужном разъезде Степное. Орлов прыгал в темноту из вагона на ходу... В поле ждала его повозка с лошадью от опытных катакомбников Лапкиных. Орлов трясся на ней по бездорожью, кутаясь в куртку от стужи, в Потеряевку, как и когда-то, потея на знойных дорогах, гонял по трассе в калифорнийское Сакраменто.
Все это была жизнь преподавателя математики Орлова, ставшего в Лос-Анджелесе ближайшим помощником архиепископа РПЦЗ Лос-Анжелосского и Южно-Калифорнийского Антония (Синкевича), а после преставления ко Господу сего архиерея в 1996 году – правой рукой в хозяйственной деятельности Митрополита Виталия. У Н.Ф.Орлова выросло четверо детей, и когда он собирался в первый свой “конвой” с гуманитаркой в Россию, их бабушка, его 92-хлетняя мама собралась помирать. А надо было, как всегда, срочно ему ехать. И тоже уж немолодой Орлов наклонился к ее кровати и попросил:
-- Не умирай, пока я не вернусь из России.
И мать дождалась тогда сына. Он молитвенно помогал отлететь ее душе, сложил мертвые руки на груди Лидии Сергеевны, когда-то пробравшейся через красно-оголтелую Россию к своему жениху, чтобы обвенчаться в белой церкви у белого священника, пусть и без колец.
Вот такого владыку Антония (Орлова), человека, отдававшего и отдающего всего себя исповедническому делу РПЦЗ, пытаются оболгать теперь. Главным “козырем” его врагов является якобы “женатость” иеромонаха Антония при рукоположении во епископа в 2002 году. Однако в интернете было опубликовано (и я лично читал рукописный оригинал) еще более раннее Прошение супруги Н.Ф.Орлова, рабы Божией Павлы, Митрополиту Виталию (который его благословил) с констатацией того, что они с мужем уже “пять лет“ дотоле жили монашеским образом жизни, о том, что она просит монашеского пострига, что и было тогда сделано. С тех пор владыка Антоний и его бывшая супруга, давно разведенные по церковному чину, живут в разных домах и в разных местах.
Однако клеветники указывают на “неразведенность” Орловых в гражданском суде. Подлое мирское крючкотворство на внутрицерковную тему! Дело в том, что госпожа П.К.Орлова всю жизнь воспитывала своих детей и многочисленных внуков и не имеет производственного стажа, в то время когда Н.Ф.Орлов 45 лет трудился в школе, оставив это поприще только в 2006 году. Благодаря сему за счет постоянных отчислений в пенсионный фонд, он имеет право на бесплатное медстрахование в старости. Такие же льготы -- у его жены. Но если она юридически перестанет быть супругой пенсионера Н.Ф.Орлова, за все медуслуги, процедуры, обследования, лечение и т.д. престарелой женщине придется дорого платить. Прекрасно понимая юридически-гражданскую “неразрешимость” такой проблемы бывших супругов Орловых, теперь: монаха и монахини, подчиняющихся только Церковным уставам и канонам, -- враги самым низким образом спекулируют на этом обстоятельстве.
Провокаторов, клеветников, любых недоброжелателей нашей Церкви и Ее архиереев не уймешь, не образумишь. Однако верные, те, кому довелось видеть, общаться с Митрополитом Антонием (Орловым), не забудут этого архиерея, почти фотографически: по фигуре, манерам, голосу, стилю общения и т.д., -- так похожего на Митрополита Виталия.
И есть вещи, которые НАПРЯМУЮ идут от самого святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. К этому отношу то, что Митрополит Антоний аскетически ничего не вкушает в понедельник, среду и пятницу, кроме воды. Владыка так же очень мало спит. Никому иному, как Никите Орлову – теперь нашему Митрополиту Антонию -- перешла после кончины святителя Иоанна в 1966 году его панагия, изготовленная из слоновой кости с перламутром. Ежели кому-то доведется благословляться у Владыки Антония, вы поклонитесь и символу епископской власти, столь намоленному и подвижнически испытанному на груди Вселенского Чудотворца Иоанна.
Россия, Москва, 25 октября/7 ноября 2006 года, День скорби и непримиримости, памяти жертв Октябрьского переворота и красного террора
|
|
| |
|