МЕЧ и ТРОСТЬ
28 Мар, 2024 г. - 10:21HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
В.Черкасов-Георгиевский "СОВЕТСКИЙ ВЫБОР АРТИСТА А.ВЕРТИНСКОГО ПО ЖИЗНИ И В ФИЛЬМЕ О НЕМ. – ЛОЖЬ О БЕЛЫХ"
Послано: Admin 03 Ноя, 2021 г. - 10:05
Дело о Белом Деле 
В связи с появлением в интернете восьми серий фильма «Вертинский» начались новые обсуждения этого российского певца, поэта, композитора. Мне это интересно, потому что я был редактором, составителем сборника «Лидия Вертинская. Синяя птица любви» (М., «Вагриус», 2004). В него вошли мемуары Лидии Владимировны Вертинской, письма к ней Александра Николаевича Вертинского и тексты о них дочерей-актрис Анастасии, Марианны Вертинских, тоже богемных внучек Александры Вертинской, Дарьи Хмельницкой, внука Степана Михалкова. Я написал предисловие и послесловие книги от издательства, а так же был литзаписчиком текстов детей и внуков. Работали мы с Л.В.Вертинской над книгой в ее квартире на Тверской улице, где она когда-то жила с мужем и детьми. Об этом см. – В.Черкасов-Георгиевский «132 ГОДА НАЗАД РОДИЛСЯ ВЫДАЮЩИЙСЯ ПОЭТ-ПЕВЕЦ А.ВЕРТИНСКИЙ, МОЯ РЕДАКТОРСКАЯ РАБОТА НАД МЕМУАРАМИ ВЕРТИНСКИХ» на этом сайте.

В главном сериал «Вертинский» правдив – бывший любимец русской изысканной публики Вертинский, он же эстрадный Пьеро, уехав в 1920 за рубеж, уже в 1923 году просился в Польше у совецкого посла-цареубийцы Войкова обратно в Совецкую Россию, и Войков за него ходатайствовал, но получил из Москвы отказ. Вертинский о причине своего отъезда за границу небрежно писал: «Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет. Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность».

В середине 1920-х Вертинский снова просился в СССР уже из Германии у находящегося там Луначарского, и снова его навязчивость большевики высокомерно отшили. На что им в огненно-кумачовой Москве ломающийся в припадках жеманности и сюсюканья парень в клоунском наряде с жабо? Однако Вертинский неотступно просился в СССР, и его туда взяли с женой, тещей, дочкой лишь в 1943 году из Шанхая, когда Совецкая страна едва сама не рухнула под гитлеровцев. Странно сие для человека, который постоянно твердил в своем заграничном житье, что Париж – лучший город мира. Все это надо учитывать, дабы понять калейдоскопическую, так сказать, натуру исполнителя «ариеток» Вертинского.

О том, что киевлянин Вертинский был личностью без определенного мировоззрения, почетного происхождения, титульной национальности и даже воришкой в юности, подчеркнула режиссерша фильма -- элитарная в РФ Авдотья Смирнова. Она – бывшая ведущая Дуня с Т.Толстой из популярной для ядовитых телепередачи «Школа злословия», дочка создателя совецкого апофеозного фильма «Белорусский вокзал» А.Смирнова, жена самого проклинаемого простым народом в РФ деятеля А.Чубайса. Ее соратниками по созданию телесериала не случайно стал обладатель самой длинной яхты в среде российских миллиардеров Р.Абрамович и шеф 1-го гостелеканала К.Эрнст. Вертинский обозначен в этом кино «незаконнорожденным», «поляком», есть сцена на турецкой улице, в которой оголодавший Вертинский ворует у соотечественника из кармана кошелек.

На роль Вертинского поставили актера А.Филимонова, загримированного в аристократическую внешность вплоть до носа с горбинкой. Но в жизни Вертинский не был красавцем, а имел острый нос и круглые глаза. И сие, пожалуй, все что можно поставить в зачет стараниям быть объективными авторам фильма.
Смазало даже этот парфюмерный образ бездарное исполнение Филимоновым или еще кого-то за кадром песен Вертинского. Голос настоящего Пьеро непередаваем по своей звучности, удивительной пластике, мелодичности. Но его могли бы воспроизвести по пластинкам для наслаждения зрителей талантливыми «ариетками». Увы, не стали.

Неприятна же прежде всего антибелогвардейская начинка сего кино. Она очевидна по упору на песне Вертинского «То, что я должен сказать (В память юнкеров)». Текст ее не прославляет героев-юнкеров, сражавшихся с красными в Москве октябрем 1917, а рисует бедняжками, случайно погибшими невесть за что:

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой!

Юнкера, давшие геройский отпор красным бандам, были посланы в этот бой Самим Господом Богом, чтобы свято запечатлеть последний подвиг защитников России в Первопрестольной Москве. Храбрецы-юноши ничем не заслужили этих подлых слов: «Беспощадно, так зло и не нужно опустили их в вечный покой». Зло того времени воплощалось в большевиках, а юнкеров следовало не жалеть, а воспевать их мужество, патриотизм, гордиться такими сынами Отечества… Но Вертинский этого всего «не знает».

Репутацию Вертинского в глазах апологетов БД может восстановить лишь совсем другая история создания этой песни. Ее сообщил писатель К.Паустовский, описывая в своих мемуарах концерт Вертинского в Киеве, после боев там юнкеров в числе сторонников гетмана Скоропадского с петлюровцами. Паустовский был их участником и зрителем концерта: «Вертинский сцепил тонкие пальцы, страдальчески вытянул их вниз перед собой и запел. Он пел о юнкерах, убитых незадолго до этого под Киевом в селе Борщаговке, о юношах, посланных на верную смерть против опасной банды».

В этой версии все становится на свои подходящие места. Эти юнкера, дравшиеся за предводителя новоявленной Украины, были действительно достойны жалости, потому что опереточен был сам гетман. Но никоим образом такие чувства не вяжутся с московскими юнкерами в борьбе с красным Октябрем. Тут вполне ложится в смысл и указание хорошо знавшего обычаи Киева Вертинского: «забросали их елками, замесили их грязью», -- что вполне могло быть в уже петлюровском Киеве. Но московских юнкеров почетно хоронили с отпеванием в церкви Вознесения на Никитской улице, где Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой, Возможно, после оригинального киевского варианта песни молва ее привязала к московским событиям, а Вертинский не стал для пиара с этим спорить, потому что потом в мемуарах сообщил, окончательно утвердив сию версию: «Вскоре после октябрьских событий я написал песню „То, что я должен сказать“. Написана она была под впечатлением смерти московских юнкеров, на похоронах которых я присутствовал».

Однако эта песня, жалобно привязанная к «ни за что» погибшим московским юнкерам, сквозит по всему фильму, ее якобы требовали от Вертинского петь где бы то ни было, где бы то ни попало белые офицеры. И по воспоминаниям Вертинского якобы сам белый генерал Слащов, знаменитый обороной от красных Крыма, сказал ему: «С вашей песней... мои мальчишки шли умирать!» Не верится тому, как и в кошмарное изображение белой контрразведки в этом кино Дуни Смирновой. Для исполнения «Юнкеров» Вертинского как арестанта приволакивают мордовороты-офицеры туда, где в окнах здания густо болтаются на веревках трупы, видимо, красных. Под стать сему контрразведкой заведует квадратная баба в кителе… Такую же жуть от карателей-белогвардейцев мы видели только в совецком кино «Бег» по М.Булгакову, где аж все поле вокруг черного от своих злодейств генерала-палача Хлудова усеяно столбами с трупами в мешках. Еще в перевранном на совецкий лад «Беге», как и про гетманских офицериков в «Белой гвардии» и самим Булгаковым, стращали именно этим самым генералом Слащовым -- прототипом Хлудова. Только ни создатели «Бега», ни «Вертинского» не заикнулись о том, что закончил этот полубезумец-наркоман Слащов, выгнанный Врангелем из своей армии, у красных. В Москве ставшего преподавателем у краскомов Слащова убили.

Поганцами выглядят офицеры в «Вертинском» и до приключений с контрразведкой. Прямо под окнами вагона, где едет в Одессу Вертинский, беспощадные офицеры на перроне ставят на коленки красных солдат и безжалостно убивают их выстрелами в упор… Болваном выглядит и убежавший из Совдепии с Вертинским белогвардеец с тупоумной физиономией. Он соответственно лепечет несуразное о генералах Туркуле, Кутепове и предлагает захватить Константинополь, чтобы там «разобраться». Этот парень важно советует дошлому в дамских романах Вертинскому по линии его очередных возлюбленных. И коронкой является, как сей человек приводит Вертинского на собрание антибольшевицкой организации, где нудно вещает душегубам-антисоветчикам патриотические истины докладчик. Вертинский вскакивает и удаляется из зала. Он-то любит ЛЮБУЮ Родину…

Не пожалели времени в сериале Дуни Смирновой и на обличение фашизма-нацизма. Для этого подробно показывают гомосексуалиста-аккомпаниатора Вертинского по фамилии Поляков. Его палачески доводят до самоубийства гитлеровцы. Ничего подобного в берлинском окружении Вертинского до этого сериала было не слыхать.

Такой же выдумкой является история с другом-поэтом Вертинского по фамилии Агеев. Тот попадает в ГУЛаг, где якобы выживает лишь тем, что вечерами поет в лагерном клубе «ариетки» друга-эмигранта. Их с почтением слушают как бы замирающие от восторга чекисты в грозной форме и умиляющиеся зэки. После освобождения Агеева Вертинский в сериале спасает его от нового срока, отправив к знакомому на Кавказ… Ничего подобного, как и по линии ЛГБТ, пока не слыхали мы по кругу знакомых, коллег Вертинского. Зато хорошо известна песня Вертинского о Сталине от 1945 года под кратким и отчаянно-величественным заголовком из двух букв, будто б о Господе Боге -- «Он». Там такие слова:

И в боях за Отчизну суровых
Шли бесстрашно на смерть за него,
За его справедливое слово,
За великую правду его.

Как высоко вознес он державу,
Вождь советских народов-друзей,
И какую всемирную славу
Создал он для Отчизны своей!

Несмотря на свои старания, А.Н.Вертинский не обрел таких дивидендов на совецкой родине, как возвращенцы «красный граф» А.Толстой, отец пролетарской литературы М.Горький. Ему приходилось безостановочно скитаться по гастролям, чтобы обеспечить свою жившую на раздольную ногу с бонной, прислугой семью. Вертинский не случайно назвал свои изматывающие поездки по замороженной Сибири «Ледяным походом». Окрестил так не в тон белогвардейскому такому походу генерала Корнилова, а потому что было ему неприютно в череде гостиничных номеров, где уже пожилому маэстро приходилось коротать свою жизнь.

В этой связи неточно изобразили в сериале и супругу Вертинского. Там некая простодушная фанатка Вертинского с рязанским личиком, где нос чаплыжкой. Однако Лидия Владимировна была ярко грузинской внешности по своему отцовскому роду и характеру. Вряд ли она, как это показано в фильме, мечтала разделить с мужем его гастрольные мытарства.

За год до смерти Вертинский писал заместителю министра культуры: «Где-то там: наверху всё ещё делают вид, что я не вернулся, что меня нет в стране. Обо мне не пишут и не говорят ни слова. Газетчики и журналисты говорят: «Нет сигнала». Вероятно, его и не будет. А между тем я есть! Меня любит народ (Простите мне эту смелость). Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну, я заканчиваю третью тысячу концертов!»

Александр Вертинский и скончался в 1957 одиноким всемирным и всемерным скитальцем не дома в кругу родных, а на кровати ленинградской гостиницы в 68 лет. В этот день он дал свой последний концерт как бы символически в Доме ветеранов сцены и помер от внезапной остановки сердца, словно надорвавшись.

У А.Вертинского сходная известность с В.Высоцким. Оба сочиняли песенные тексты, музыку к ним и своеобразно исполняли их. Оба они цепляли струны окружающей жизни так, что их массово полюбили и с интересом слушали. Оба летели изо всех сил к успешности, популярности. Они не были борцами с режимом на своей родине. Они были подлинными АРТИСТАМИ, как однажды честно сказал, отрубил о себе Высоцкий любителям выискать диссидентство: «Я -- артист!» То есть для своего творческого воплощения они пренебрегали любым отвлечением, ухищрением в политику, философию, мировоззренчество. Да и вообще — артисту не пристало прикипать умом, тем более сердцем к какой-то системе взглядов, суждений кроме сценической, театральной. Им надлежит быть пустыми, как бы бессодержательными, чтобы можно было внутрь положить, воплотить на людях ЛЮБОЙ текст, игру… Поэтому в старину артистов по их комедиантству не хоронили на церковных кладбищах, а в Императорской России не принимали всерьез. Это лишь в СССР, РФ артисты стали элитой общества, которую постоянно рекламируют на экранах и в СМИ. Они профессиональны, очень удобны, чтобы пропагандировать любое.

Оба были наркоманами, однако Вертинский сумел сломать эту зависимость, Высоцкий от нее погиб, но он, в отличие от загнанного в совецкие невзгоды Вертинского, успел насладиться всеми комфортами и радостями жизни. Они были яркими сыновьями, слепками своего времени. Они сочиняли, исполняли в тон на потребу окружающей публике. Поэтому Вертинский, творивший в Серебряный век, был настоящим поэтом, у которого ВСЕ слова на своем месте, а образы безукоризненно точны. У Высоцкого песни больше похожи не на отборную поэзию, а на рифмованные тексты. Что ж, показательно и то, что Пьеро Вертинский был отпрыском юриста -- частного поверенного, журналиста Графа Нивера, а Высоцкий – совецкого офицера.

В этом историческо-эстрадном тандеме Вертинский более значителен, хотя бы потому что он и изобрел, первым в России осуществил авторский сплав стихов, музыки, пения. По его колодке лишь спустя десятки лет пошли на русском языке с гитарным бренчанием всякие барды, от корня которых иногда хочется продолжить в слово «бардак».

Вертинский уникален и тем, что смог не погрязнуть, раствориться расхожими мотивами в окружившей его совецкой среде. Он остался каким-то чудом самим собой с «лиловым негром», «Божьими свечами», «желтым ангелом», «бананово-лимонным Сингапуром»… По его жестикуляции, манере держаться на сцене был неистребимо виден человек старой России. Тем, кому повезло его увидеть в СССР, до глубины души потряслись этим русским обликом А.Н.Вертинского, который можно было лицезреть тогда лишь за границей по людям Русского Рассеяния.

 

Связные ссылки
· Ещё о Дело о Белом Деле
· Новости Admin


Самая читаемая статья из раздела Дело о Белом Деле:
ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ РУБРИКИ "ДЕЛО О БЕЛОМ ДЕЛЕ" до 12 ноября 2012 года


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.