Вл.Серафим (Ляде) -- полковой священник Белой армии, митрополит РПЦЗ Берлинский и Германский, «фюрер всех православных в III Рейхе», рукоположивший священником в 1941 г. первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия
Послано: Admin 14 Сен, 2013 г. - 22:25
Белое Дело
|
Митрополит Серафим (Ляде Карл Георг Альберт, в крещении Серафим) (иное произношение - Ладе) (Seraphim (Lade) (1883 - 1950)
Родился в 1883 г. в г. Лейпциг (Германия) в немецкой протестантской семье. В 1904 г. перешел в православие. Окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию (1907) и Московскую духовную академию (1912-1916) со степенью кандидат богословия. Священник (1907), служил в Новоградволынском соборе Волынской епархии. Окончил Московскую духовную академию (1916), затем служил на приходах в Харьковской епархии. Преподавал немецкий язык в Харьковской духовной семинарии. Полковой священник в Белой армии (1919-1920). После вдовства принял монашеский постриг и был посвящен в Харькове во епископы обновленческим митрополитом Пименом (Пеговым). Епископ Змиевский, Ахтырский (1927). В 1930 г. вернулся в Германию и по личному разрешению митрополита Антония (Храповицкого) был принят в состав Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в сущем сане. Епископ Тегельский (по другим сведениям, Потсдамский) в РПЗЦ. Некоторое время был настоятелем православного прихода в Вене в сане епископа Венского, викария Германской епархии РПЦЗ. В 1938 г. возглавил Германскую епархию. Архиепископ Берлинский и Германский (1939). Митрополит (1942). С 1942 г. возглавлял Средне-Европейский митрополичий округ РПЗЦ. Скончался 1/14 сентября 1950 г. в г. Золльне (пригород Мюнхена), где и погребен.
Публикации (книги): Die Ostkirche. - Stuttgart, 1950. 339 p. (в соавторстве с И.П. Четвериковым и свящ. В. Ленгенфельдером) (Французский перевод - L'Eglise ortodoxe. - Paris: Payot, 1952).
(http://zarubezhje.narod.ru/suppl/sp_080.htm)
+ + +
Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Серафимъ родился 4 iюня 1883 года въ Лейпцигѣ, въ лютеранской семьѣ Оскара Ляде. Родомъ нѣмецъ (саксонецъ) изъ Торгау (хотя родъ Ляде по фамиліи происходитъ изъ Ганновера). по образованію и воспитанію лютеранинъ. Получилъ среднее образованiе въ Дрезденѣ, гдѣ окончилъ въ 1900 году полный курсъ реальной гимназіи.Будучи по натурѣ религіознымъ юношей и поборникомъ истины, молодой Ляде въ 1904 году въ Православномъ храмѣ при Императорской Россійской Миссіи въ Дрезденѣ принялъ православіе, почувствовавъ рано сухость и пустоту лютеранства. Свѣдѣнія, проникшія въ иностранную печать о прославленіи преподобнаго Серафима, остановили на себѣ его вниманіе. Когда же онъ увидалъ изображеніе Преподобнаго, то его улыбка такъ увлекла молодого нѣмца, что онъ, не задумываясь, бросилъ службу и работу и поѣхалъ въ Саровъ. Въ Саровѣ возникли у него опредѣленныя рѣшенія, слѣдствіемъ которыхъ Оскаръ Ляде оказался въ С. Петербургской семинаріи, гдѣ прослушалъ курсъ богословскихъ наукъ 5-6 класса. Въ 1907 году, по окончаніи семинаріи, молодой Ляде, вступивъ въ бракъ съ русской "украинкой" и былъ рукоположенъ архіепископомъ Волынскимъ Антонiемъ сперва въ санъ діакона, а потомъ священника, съ назначеніемъ къ Преображенскому собору г. Новоградъ-Волынска. Въ 1912 году, имѣя влеченіе къ высшему богословскому образованію, священникъ Ляде поступилъ въ Московскую Духовную Академію, которую окончилъ въ 1916 году по первому разряду, со званіемъ кандидата богословія, учась у такихъ знаменитыхъ ученыхъ, какъ о. Павелъ Флоренскій, преосв. Ѳеодоръ (Поздѣевскій), Голубинскій, Ключевскій и др.
Далѣе слѣдуетъ работа молодого священника въ рядѣ приходовъ Харьковской епархіи. Помимо чисто церковнаго служенія, о. Ляде удѣлялъ много вниманія педагогикѣ, состоя преподавателемъ Закона Божія, а также нѣмецкаго языка и литературы въ рядѣ учебныхъ заведеній. Начавшаяся великая война поставила его въ тяжелое положеніе, но онъ какъ бы забылъ о томъ, что онъ нѣмецъ и германскій подданный, и продолжалъ ревностно служить Православной Церкви и Россіи.
Революція застала его преподавателемъ Харьковскаго Духовнаго Училища и семинаріи, при чемъ начальникомъ его былъ въ послѣдствіи архіепископъ Западно-американскій Тихонъ.
Послѣдующія событія: нѣмецкая оккупація, гетманщина и, наконецъ, большевизація Россіи не измѣнили стойкости о. Серафима Ляде, но потеря жены и дѣтей, заставила его порвать съ міромъ, и вскорости соборъ Харьковскихъ епископовъ опредѣлилъ быть ему епископомъ Чугуевскимъ (1924г.). Кончина митроп. Ѳеофила (Булдовскаго) сдѣлала еп. Серафима управляющимъ Харъковской епархіей. Всѣ, кто пережилъ это время, знаютъ, что скрывается за этими словами. Несмотря на преслѣдованія и утѣсненія, до открытаго глумленія включительно, ничто не могло сломить еп. Серафима, — онъ оставался на своемъ посту. Когда по директивѣ сверху Харьковскій Университетъ объявилъ диспутъ между безбожіемъ и вѣрой, Владыка принялъ вызовъ и одинъ явился на состязаніе, результатомъ котораго былъ отказъ двухъ коммунистовъ отъ партійнаго билета, ибо они усомнились въ правотѣ партіи и проповѣдуемаго ею безбожія, за что и послѣдовала немедленная высылка еп. Серафима за границу, какъ иностраннаго подданнаго (1930г.).
Очутившись заграницей еп. Серафимъ, немедленно поѣхалъ въ Сербію къ своему аввѣ — митрополиту Кіевскому Антонію (Храповицкому), которому и сказалъ: "я — монахъ Серафимъ"... Русскiй Заграничный Архіерейскій Соборъ, излѣдовавъ обстоятельства хиротоніи еп. Серафима и признавъ ее правильной и дѣйствительной, назначилъ его еп. Вѣнскимъ, викаріемъ Германской епархіи (1930 г.).*
Вторая великая война застала владыку Серафима уже архіепископомъ Берлинскимъ (1938 г.), а ея обстоятельства вызвали къ жизни средне-европейскій митрополичій округъ съ назначеніемъ архіеп. Серафима — митрополитомъ этого округа (1942 г.). **
Крушеніе Германіи и общее положеніе русскихъ эмигрантовъ заграницей, сдѣлало то, что коренной германскій гражданинъ сталъ бѣженцемъ въ своемъ отечествѣ, но паствы своей не покинулъ. Онъ бросилъ свое имущество въ Берлинѣ и Торгау (помѣстье и домъ), переѣхалъ въ Баварію и простеръ покровъ своей мантіи на всѣхъ православныхъ, очутившихся въ предѣлахъ американской оккупаціи. Несмотря на злостную клевету и даже попытки утѣсненія, онъ собралъ съѣздъ прадставителей православныхъ, пользуясь организованнымъ имъ церковно-благотворительнымъ комитетомъ, и выработалъ меморандумъ - протестъ, съ которымъ обратился ко всѣмъ державамъ и народамъ міра всячески защищая несчастныхъ русскихъ бѣженцевъ отъ насильственной репатріаціи и добиваясь для нихъ человѣческихъ правъ.
Онъ неустанно посѣщалъ всѣ лагеря скопленія бѣженцевъ сначала американской зоны, а затѣмъ, французской и англійской зонъ.
Вездѣ и всегда, провожая за океанъ свою богодарованную временную паству онъ неизмѣнно напутствовалъ ее словами: «помните всегда и всюду, что вы православные и русскіе»! ..
Въ 1947 году въ Мюнхенѣ состоялось торжественное чествованіе правящаго архіерея Высокопреосвященнѣйшаго Серафима, митрополита Берлинскаго и Германскаго, по случаю 40-лѣтія его служенія въ священномъ санѣ. Чествованіе маститаго юбиляра носило исключительно торжественный характеръ.
Въ одномъ изъ Мюнхенскихъ храмовъ была совершена Божественная Литургія викарнымъ епископомъ Александромъ Киссингенскимъ въ сослуженіи 6 протоіереевъ и трехъ протодіаконовъ. Къ началу литургіи въ храмъ прибыли Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Анастасій, Предсѣдатель Русскаго Архіерейскаго Заграничнаго Сѵнода, юбиляръ митрополитъ Серафимъ, архіепископы Пантелеимонъ, Венедиктъ и Филофей и епископы Афанасій, Димитрій., Григорій и Феодоръ, а также члены засѣдавшаго въ это время въ Мюнхенѣ Епархіальнаго Собранія Германской Епархіи, представители клира Епархіи и многочисленные міряне. Храмъ былъ переполненъ молящимися, прибывшими вознести молитвы свои ко Престолу Всевышняго о здравіи и благоденствіи ихъ духовнаго кормчаго Владыки Серафима. Послѣ Божественной литургіи былъ совершенъ благодарственный молебенъ, на который вышелъ Владыка Митрололитъ Анастасій. Послѣ молебна нашъ Первоіерархъ привѣтствовалъ юбиляра пространнымъ словомъ, отмѣтивъ выдающіеся заслуги Митрополита Серафима въ дѣлѣ защиты нашей Православной Церкви, особенно въ тяжелые годы войны и послѣдовавшій, періодъ. Отъ Русскаго Архіерейскаго Сvнода Заграницей Митрополиту Серафиму былъ поднесенъ художественно исполненный образъ Св. Троицы, точная копія того образа, который находится въ Троицѣ-Сергіевской Лаврѣ, передъ которымъ, какъ отмѣтилъ Владыка Анастасій, обращаясь къ юбиляру, «мы часто вмѣстѣ молились, будучи въ Московской Духовной Академiи». Далѣе епископъ Александръ преподнесъ Митрополиту Серафиму серебряный архіерейскій жезлъ отъ любящей паствы Германской Епархіи. Затѣмъ слѣдовали многочисленныя поздравленія и привѣтствія отъ различныхъ приходовъ Германской Епархіи. Затѣмъ слѣдовали многочисленныя поздравленія и привѣтствія отъ различныхъ русскихъ бѣженскихъ организацій и отдѣльныхъ лицъ. Чествованіе закончилось общей трапезой, устроенной въ одномъ изъ русскихъ ресторановъ въ Мюнхенѣ.
Замѣститель Предсѣдателя Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Серафимъ Берлинскій и Германскій (Ляде), давно уже страдавшій многими тѣлесными недугами, но силою своего духа постоянно превозмогавшій свои немощи и до послѣдняго дня своей жизни ревностно и неопустительно исполнявшій свои обязанности епархіальнаго архіерея Германской Епархіи и члена Архіерейскаго Сvнода Русской Православной Церкви заграницей. Почти наканунѣ смерти онъ освящаетъ обновленный историческій храмъ въ Штутгартѣ и, стараясь восполнить недостатокъ убывающихъ пастырей, посвящаетъ коренныхъ нѣмцевъ, которымъ не грозитъ эвакуація и репатріація... За три дня до своей кончины Владыка Митрополитъ, почувствовавъ рѣзкое ухудшеніе своего здоровья, причастился Св. Христовыхъ Таинъ. Владыка тихо скончался въ самый день церковнаго новолѣтія въ четвергъ 1/14 сентября на своей квартирѣ въ пригородѣ Мюнхена Золльнѣ. Смерть послѣдовала въ результатѣ ослабленія дѣятельности сердца. Тотчасъ же по полученiи извѣстія объ его кончинѣ викарный епископъ Александръ и епархіальный секретарь игуменъ Георгій (Соколовъ) прибыли въ Золльнъ и совершили облаченіе усопшаго въ архіерейскія одежды. Вскорѣ вслѣдъ затѣмъ прибылъ Высокопреосвященнѣйшій Предсѣдатель Архіерейскаго Синода Митрополитъ Анастасій въ сопровожденіи проторіерея Георгія Граббе и протодіакона Павла Никольскаго, которые совершили надъ почившимъ «Послѣдованіе по исходѣ души». Вечеромъ въ тотъ же день въ 6 час. была совершена архіерейскимъ служеніемъ панихида въ синодальномъ храмѣ св. равноап. вел. кн. Владиміра, послѣ чего состоялось екстренное засѣданіе Архіерейскаго Сvнода, на которомъ временное управленіе Германской Епархіей было возложено на викарнаго епископа Александра (Ловчаго) и постановлено совершить отпѣваніе усопшаго Митрополита въ субботу 3/16 сентября послѣ заупокойной литургіи въ церкви Св. Николая Чудотворца на Сальваторъ - плацъ, а погребеніе на Золльнскомъ кладбищѣ.
Обладая колоссальной эрудиціей, покойный Владыка оставилъ послѣ себя замѣчательный вкладъ въ русскую богословскую науку; его изслѣдованія "О догматѣ", "О Безсмертіи Души", "Вѣра и наука" и др. не потеряютъ своего значенія.
Къ сожалѣнію, его капитальный трудъ "О земной жизни Господа", надъ чѣмъ онъ работалъ почти 30 лѣтъ и гдѣ была изслѣдована литература на 27-ми языкахъ, (одінъ перечень ея занималъ 300 стр.) погибла въ одну изъ союзническихъ бомбардировокъ Берлина ...
Велій еси Господи и чудна дѣла Твоя! .. Упокой вѣрнаго раба Твоего въ селеніяхъ праведныхъ.
(Журнал РПЦЗ "Православная Русь" 1947-1950 гг.)
+ + +
1942 год: 12 августа архиеп. Серафим (Ляде) пишет из Вены письмо митр. Анастасию (Грибановскому): «По вопросу о посылке священников в Россию: К прискорбию, по всем данным, высшие правительственные власти относятся пока еще отрицательно к положительному решению этого вопроса. Я возбудил несколько таких ходатайств, но без успеха. По всей вероятности власти подозревают, что заграничное духовенство является носителем политической идеологии, неприемлемой для германских властей в настоящее время. Мне даже не удалось получить разрешение на переезд в Германию некоторых священников из заграницы (напр., о. Родзянко), а по дошедшим до меня сведениям, разрешение не было дано, потому что эти священники якобы работали вместе с политическими эмигрантскими организациями».
(Синодальный архив РПЦЗ в Нью-Йорке (СА), д.15/л.21, 37)
+ + +
В феврале 1938 года, по настоянию германских властей, вл.Серафим (Ляде) был назначен на место архиепископа Тихона (Лященко) митрополитом Берлинским и Германским с титулом «фюрера всех православных в III Рейхе и во всех контролируемых им территориях».
С 26 мая 1942 года глава Средне-Европейского митрополичьего округа, включавшего Великогерманию (Германия, Австрия, Судеты и Лотарингия), протекторат Богемии и Словакии, Люксембург, Бельгию и Польшу; кроме того, в его ведение в 1941 году были переданы приходы в сербской Воеводине, а в 1942 году — приходы на ряде занятых немцами территорий в СССР (в частности, Орловская, Смоленская и Белостокско-Гродненская епархии). Помогал русским военнопленным и вывезенным в Германию из оккупированных территорий гражданам СССР; спас жизнь архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Александру (Немоловскому), публично критиковавшему в Брюсселе политику Гитлера после оккупации Бельгии Германией.
"Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на её приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал своё победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали — к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле… Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы… Наконец-то наша вера оправдана!… Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это — продолжение той борьбы, которая была начата ещё в 1917 г., — но увы!" — Из Воззвания к пастве Архиепископа Серафима (Ляде). Июнь 1941 г.
На бывшей территории СССР в его юрисдикцию входила бывшая Гродненская область БССР, включённая в Восточную Пруссию, а также Орловская епархия.
По окончании войны оказался единственным «карловацким» архиереем Европы, не считая председателя Синода митрополита Анастасия (Грибановского), но РПЦЗ быстро преодолела структурный кризис.
Скончался 14 сентября 1950 года в больнице от травм, нанесённых ему двумя неизвестными лицами при невыясненных обстоятельствах.
(Википедия)
18 ноября 1944 год, Берлин, зал Европа Хауз, на обнародовании Манифеста национального русского Правительства, Комитета Освобождения Народов России генерала А.А.Власова (слева направо) протоиерей А.Рымаренко - настоятель берлинского Собора РПЦЗ, митрополит Берлинский Серафим (Ляде), первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский)
|
|
| |
|