Смысл страдания и Божий замысел
Статья студента теологического университета Словакии Владимира Вуксты посвящена вопросу о смысле страдания. Автор выясняет, с какой целью могут посылаться человеку те или иные трудности, подкрепляя свои рассуждения цитатами из Ветхого и Нового Заветов.
Статья

ВСТУПЛЕНИЕ

Тема страдания является очень актуальной и важной для современного человека. На эту тему было написано большое количество различных книг, рассматривающих ее с разных сторон. Тем не менее, остается множество вопросов, связанных со страданиями, на которые не дано ответа, которые интересуют многих людей и остаются в центре внимания многих авторов.

Данная статья является попыткой библейско-богословской рефлексии вопроса о страдании и о его смысле.

Первая глава посвящена определению страдания и способствует лучшему пониманию вопроса о смысле страдания. Смысл страданий является темой второй главы, в которой на основании новозаветных текстов классифицируется и описывается смысл страданий, говорится о Божьем замысле относительно страданий.

Статья нацелена помочь человеку, который находится в тяжелой ситуации, понять смысл страдания, а затем победоносно пройти через боль. Под выражением «победоносно пройти» имеется в виду принять намерение Господа, когда Он допустил этому человеку пострадать.

Цель статьи состоит в профессиональной и систематической постановке вопроса о страдании для последующего теоретического и практического применения.

Также следует отметить следующее: понимание страдания и правильная реакция в тяжелой ситуации относятся к сфере духовной, а не рациональной. В данном случае не идет речь о каком-то недооценивании человеческого разума. Здесь имеется в виду то, что человеческий разум не способен в полной мере и корректно понять боль и страдание. О вопросе страдания можно много говорить, логически рассуждать, научно подходить к нему или пытаться найти рациональные аргументы. Но по-настоящему понять смысл страдания человек сможет только в Божьем присутствии.

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАДАНИЯ

1.1 Библейско-богословское определение страдания

Есть много определений страдания, которые стремятся понять и описать это явление человеческой жизни с разных точек зрения.

Американский протестантский теолог Барри Смит определяет страдание как «переживание физической или душевной боли»[1]. Следующее определение страдания гласит: «Страдание является глобальным нарушением качества жизни из-за сочетания боли, функциональных ограничений и многочисленных психолого-социальных факторов»[2] Философ и богослов Майкл Штобер говорит о страдании как о болезненном состоянии сознания, от которого человек старается уйти[3].

Словацкий профессор Католического университета и теолог Антон Фабиан подчеркивает, что «за каждой формой страдания возможно найти определенное пережитое зло, из-за которого человек страдает»[4]. По его мнению, «страдание имеет физическое и психическое измерение, понимание которого помогает более четкому определению состояния страдающего человека и адекватному выбору средств для достижения желаемых целей»[5].

На основании экзегезы текстов Нового Завета можно сказать, что Писание определяет страдание как состояние переживания физической или душевной боли, вызванной падением и грешным состоянием человека.

Вышеприведенные определения указывают на то, что страдание в христианской жизни является реальностью, и его присутствие является неотъемлемой частью существования каждого человека. Боль и страдания принадлежат к признакам человечности, что отличает человека от другого творения. Страдание в себе содержит определенное таинство, пробуждает в человеке сострадание, уважение и одновременно наполняет его боязнью и переживанием. Тексты Нового Завета описывают страдание с разных сторон, указывая на его различные виды, формы и, в конце концов, касаются вопроса о смысле страдания. Именно данному вопросу будет уделено внимание в следующей главе.

 

2. СМЫСЛ СТРАДАНИЯ

Под смыслом страдания имеется в виду внутренняя ценность, важность, польза тяжелой ситуации для страждущего человека. При этом нельзя обойти стороной вопрос о замысле Бога, когда Он допускает страдания в жизнь человека, поскольку именно осознание Божьих целей является основой для понимания смысла страдания.

 

2.1 Смысл страдания и замысел Бога

Несмотря на то, что страдание не имело места в первоначальном плане Бога для человечества, Господь допускает его и использует с определенными намерениями. Библия довольно часто говорит о замысле Божьем в страданиях и, таким образом, проливает свет на вопрос о смысле страданий. Очень часто человек сталкивается с тяжелыми ситуациями, в которых понимает, что его ум не в состоянии осознать Божии     й замысел и ответить на вопрос, для чего Господь допустил страдание. Ниже, на основании Слова Божьего, постараемся указать на замысел Господа в страданиях.

2.1.1 Божий замысел в жизни христианина

Божье дитя, которое переживает тяжелую ситуацию в своей жизни, имеет привилегию и уверенность, что Божий замысел о нем всегда положителен. Это означает, что каждое страдание, которое Господь допускает в жизни верующего, в конце концов послужит ему на благо. Несмотря на то, что этот положительный эффект не всегда очевиден в начале. Это подтверждает и Слово Божие: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по
 Его изволению, все содействует ко благу » (Рим. 8:28). Осознание этого факта поможет последователям Иисуса Христа по-другому посмотреть на боль в своей жизни и легче справиться с трудными обстоятельствами.

2.1.1.1 Божье ведение через страдания к покаянию

Одна из целей, которую Господь преследует, посылая страдание, это осознание человеком своего падшего состояния и обращение к Нему. Писание подтверждает, что Господь часто использует бедствие, чтобы остановить человека на его греховном пути и обратить к Себе. Апостол Павел говорит в послании к Коринфянам, что их печаль вела к покаянию: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда» (2-е Кор. 7:9).

В Ветхом Завете в качестве примера может служить народ Израиля, переживавший тяжелые ситуации, которые Господь допускал во время их духовного упадка (2-я Пар.15:4; 20:9; Неем. 9:26; Пс. 108:6; Ис. 26:16; 37:3; Иер. 10:18). Считаю правомочным применить ситуацию с избранным Божьим народом к человеку, который не знает Иисуса Христа, или к христианину, который заблудился, идя по пути за Христом.

Страданием Господь встряхивает человека в его безразличии и указывает на его опасное духовное состояние. Часто Бог использует «громкоговоритель», как Льюис называет боль[6], чтобы показать человеку необходимость спасения. Таким образом, страдание становится знаком милости Божией к падшему человеку и указывает на бесконечную любовь к Своему творению.

2.1.1.2 Божий воспитательно-педагогический замысел

Страдание учит человека Божьим истинам и духовным законам. Автор 118 Псалма говорит: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71).

Страданием, которое приходит в результате работы духовного принципа «что посеет человек, то и пожнет» (Гал 6:7), Господь хочет указать, что в жизни действует не хаос, но замечательный четкий порядок.

Достоверность этих слов подтверждает ряд ветхозаветных текстов. Иаков обманом получил первородство у своего брата Исава. Позже он сам был обманут Лаваном, который подменил ему невесту (Быт 25; 29; 30; 31). Царь Адони-Везек после того, как израильтяне отрубили пальцы на его руках и ногах, сказал: «...семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали  крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог. И привели его в Иерусалим, и он умер там » (Суд. 1:7).

Через страдание Господь открывает человеку новый взгляд на жизнь. Боль и страдание отвлекают ум от чрезмерного эгоцентризма и ограничивают страх, который исчезает, когда человеческий разум обращается к вечным Божьим делам. Теолог и учитель Антон Фабиан указывает на то, что в страдании окружающие нас вещи теряют свой привычный смысл, и «человек находит новые глубины... думает о жизни в новом свете. В одно мгновение видит, что расходовал много энергии на вещи, которые не имеют цену и недооценивал то, что было на самом деле важно и полезно»[7].

2.1.1.3 Божье ведение через страдания к состраданию

Бог также допускает боль и страдание в жизни человека, чтобы сделать его способным сострадать. Неоспоримый факт, что человек, который претерпел определенные трудности в своей жизни, может лучше понять страждущего, сочувствовать ему и помочь преодолеть страдание другому. Апостол Павел говорит об этом в письме к Коринфянам: «утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!»(2-е Кор. 1:4).

2.1.1.4 Cкрытый Божий замысел

Скрытое, тайное вызывает в человеке любопытство, желание заглянуть за «занавес», понять непонятное и властвовать над тем, что превышает его разумение. С другой стороны, скрытые вещи могут порядочно разгневать человека, потому что напоминают ему о его рациональной ограниченности.

В жизни человека часто происходят события, причиняющие боль и страдания, которые он не может понять и рационально объяснить. Некоторые ситуации находят сое объяснение по прошествии какого-то времени, но некоторые так и остаются окутаны тайной. В этом случае можно говорить о скрытом Божьем замысле в страдании.

В связи с таким видом замысла можно только сказать, что оно истекает из Божьей любви, милосердия, премудрости и, как было выше сказано, ищет добра верующему человеку. Каждую тяжелую ситуацию Господь может использовать на благо страждущего. Но всегда зависит от человека, как он будет реагировать в этой ситуации и сможет ли познать и принять благословение Божье.

Нужно отметить следующее: наилучшее, что страждущий может сделать в сложной, непонятной ситуации, – это с верой передать ее в Божьи руки и молиться о ниспослании способности видеть благо, скрытое в боли и страдании.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе постижения смысла страдания важную роль играет сам страждущий. Иногда человек не способен уйти от боли и страдания, которые встречаются на его жизненном пути, но в его силах правильно реагировать на страдания. То, какой характер, положительный или отрицательный, будет иметь это страдание, и исполнится ли Господень замысел в данной ситуации, зависит от реакции самого страждущего. Скорбь и страдание предлагают человеку как минимум две альтернативы: возможность падения или победы и духовного роста. О духовном росте и исполнении Божьего замысла в страдании возможно говорить в том случае, когда взаимоотношения страждущего человека с Господом не ослабевают, но становятся сильнее.

Истинный смысл страдания приобретают тогда, когда человек принимает и исполняет Божий замысел.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ATKINSON, D., J, FIELD, D., H.: New Dictionary of Christian Ethics and Pastoral Theology. Leicester: Inter-Varsity Press, 1995. ISBN 0-85110-650-1.

BALZ, H, SCHNEIDER, G.: Exegetical Dictionary of the New Testament. Volume 3. Michigan: Grand Rapids, 1994. ISBN 0-8028-2411-0.

BERKHOF, L.: A Summary of Christian Doctrine. Michigan: Grand Rapids, 1990. ISBN 0-8022-1513-8.

BIEBEL, D., B.: If God Is so Good, Why Do I Hurt so Bad? Colorado: Navpress, 1990.

BILLHEIMER, P., E.: Don´t Waste Your Sorrows. Washington: Christian Literature Crusade, 1977. ISBN 0-87508-007-3.

BLOCHER, H.: Evil and the Cross. Christian Thought and the Problem of Evil. Leicester: Inter-Varsity Press, 1994. ISBN 0-85111-140-8.

CARSON, D., A.: How Long, O Lord? Reflection on Suffering and Evil. Leicester: Inter-Varsity Press, 1990. ISBN 0-85110-950-0

COTTERELL, P.: Is God Helpless? Suffering and the Sovereignty of God. London: Triangle, 1996. ISBN 0-281-04896-7.

COYLE, N.: Making Sence of Pain and Struggle. Finding the Strength to Go On. Minneapolis: Bethany House Publishers, 1992. ISBN 1-55661-276-1.

DOBRÍKOVÁ – PORUBČANOVÁ, P.: Nevyliečiteľne chorí v súčasnosti. Význam paliatívnej starostlivosti. Trnava: Spolok sv. Vojtecha, 2005.

DOBSON, J.: When God Doesn´t Make Sense. Wheaton: Tyndale House Publishers, Inc., 1993. ISBN 0-8423-8227-5.

FABIAN, A.: Utrpenie má aj iný rozmer. Prešov: Vydavateľstvo Michala Vaška, 1999. ISBN 80-7165-215-6.

HORTON, M., S.: Systematická teologie. Preložené z anglického originálu: Systematic Theology. Albrechtice: Křesťanský život, 2001. ISBN 80-7112-069-3.

KITTEL, G.: Teologický slovník k Novej zmluve. III-IV, V-VI. Prel. Ján Grešo. Bratislava: Tranoscius Liptovský Mikulaš, 1987.

KŘIVOHLAVÝ, J., KACZMARCZYK, S. Poslední úsek cesty. 1. vyd. Praha: Návrat domů, 1995, 236 s.

KULICHOVÁ, Marta: Bolesť – definícia, patofyziológia, terminológia. In: Paliatívna medicína a liečba bolesti. 2008, č. 1 (3).

LEWIS, C., S.: Problém bolesti. Preloženo z anglického originálu: The Problem of Pain. Praha: Návrat domů, 1998. ISBN 80-85495-89-9

LONG, J.: How Could God Let this Happen? Real Lives in Crisis. Leicester: Cox and Wyman Ltd, 1989. ISBN 0-85110-836-9.

OSUSKÝ, S., Š.: Tajomstvo kríža. Liptovský Sv. Mikuláš: Tranoscius, 1943.

SELF, D.: Pochopiť utrpenie. Prel. Rážová, B. Bratislava: Lúč, 1997. ISBN 80-7114-131-3.

SPROUL, R., C.: Surprised by Suffering. Wheaton: Tyndale House Publishers, INC., 1988.

STROBEL, L.: Kauza viera. Prel. Branislav Škripek. Bratislava: Porta libri, 2003. ISBN 80-89067-07-7.

SURIN, K.: Theology and the Problem of Evil. Oxford: Blackwell Publishers, 1992.

WESLEY, John: Cesta k Bohu. Devět promluv. Prel. Vilém Schneeberger. Praha: Evangelická církev metodistická, 1991. ISBN 80-85013-18-5.

WESLEY, John: Cesta s Bohem. Jedenáct promluv. Prel. Vilém Schneeberger. Praha: Evangelická církev metodistická, 1995. ISBN 80-85013-35-5.

WESLEY, John: Kázání našeho Pána na hoře. Praha: Evangelická církev metodistická v Československu, 1988.

YANCEY, Philip: Kde je Bůh, když to bolí? Prel. Peter Vizina. Praha: Návrat domů, 2003.



[2] KULICHOVÁ, Marta: Bolesť – definícia, patofyziológia, terminológia. In: Paliatívna   medicína a liečba bolesti. 2008, н. 1 (3). стр. 109.

[3] STOEBER, M.: Reclaiming Theodicy: reflections on Suffering, Compassion and Spiritual Transformation. New Yoork: Macmillan, 2005, стр. 20.

[4] FABIAN, A.: Utrpenie má aj iný rozmer. Prešov: Vydavateľstvo Michala Vaška, 1999. стр.10.

[5] FABIAN, A.: Utrpenie má aj iný rozmer. Prešov: Vydavateľstvo Michala Vaška, 1999. стр.12.

[6] LEWIS, C., S.: Problém bolesti, 1998, стр. 76.

[7] FABIAN, A.: Utrpenie má aj iný rozmer. Prešov: Vydavateľstvo Michala Vaška, 1999. стр.107.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9