МЕЧ и ТРОСТЬ
25 Апр, 2024 г. - 23:13HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    СКИТАЛЕЦ    (наст. фам. Петров) Степан Гаврилович (28.10.1869, с. Обшаровка, Самарской губ. - 25.6.1941, Москва) - поэт, прозаик, публицист. Родился в семье бывшего крепостного, столяра и гусляра. Учился в Самарской учительской семинарии, откуда в 1887 исключен ввиду политической неблагонадежности. Принимал участие в революционном движении, в 1888, 1901, 1902 и 1905 подвергался арестам. Первые стихотворения С. были опубликованы в харьковской газете "Южный край" в 1884: активную литературную деятельность начал в 1897 в "Самарской газете", где на протяжении трех лет, как впоследствии указал в автобиографии, "писал еженедельные большие фельетоны в стихах под псевдонимом Скиталец под общим заглавием "Самарские строфы". Знакомство в 1898 с М.Горьким во многом определило дальнейшую литературную судьбу С. В 1900 в журнале "Жизнь" было напечатано первое большое его произведение - повесть "Октава", в 1901 в журнале "Современный мир" - повесть "Сквозь строй". Кроме того, печатался в "Журнале для всех", газетах "Нижегородский листок" и "Курьер". 12.12,1902 на благотворительном вечере в московском Благородном собрании выступил с чтением своего стихотворения "Гусляр", после чего выход газеты "Курьер", где оно было опубликовано в разрешенном цензурой виде, был приостановлен на 2 месяца. В 1900-х С. - активный участник литературного кружка "Среда". --- Основные произведения С. этого времени: "Кандалы" (1904), "Полевой суд" (1905), "В дороге (1905), "Лес разгорался" (1906), "Огарки" (1906), "Этапы" (1907), стихотворения "Гусляр", "Колокол", "Я и меч". Творчество С. отличалось демократическими тенденциями в изображении народной жизни и народных характеров. В 1902-7 в издательстве "Знание" вышли три тома его произведений; 4, 5 и 6 тома вышли в 1912 в издательствах "Общая польза" и "Освобождение". Собрание сочинений в 8-ми томах выпустило в 1916-19 книгоиздательство "Жизнь и знание". --- В начале 1-й мировой войны С. отправился санитаром на фронт, результатом этой поездки явились несколько очерков и рассказов, в которых он выступил с осуждением войны. Принял как Февральскую, так и Октябрьскую революцил. 14.5.1921 с группой писателей был командирован А.Луначарским в Дальневосточную республику (ДВР) для установления связей с местными литературными организациями и, как говорилось в мандате Наркомпроса, "для собирания образцов народного революционного творчества". Поскольку Владивосток был занят белогвардейцами, С. остался в Чите, где организовал газету, выходившую до конца 1921. Напечатал в Благовещенске в литературном альманахе "Утес" рассказ "Лаврентий Шибаев". В конце декабря 1921 был направлен правительством ДВР в Харбин для постановки его пьесы "Вольница", но не сумел оттуда своевременно выехать и поэтому считал себя "невольным" эмигрантом. --- В Харбине С. много печатался в газетах "Русский голос" ("Русское слово"), "Герольд Харбина", "Новости жизни", "Молва". Перерабатывал свои прежние произведения - "Этапы", "Кандалы", работал над романом "Дом Черновых" (впервые опубл. в СССР в 1935; фрагменты в "Русском слове" в 1927). --- Среди опубликованного в газетах - стихотворные фельетоны "Харбинские письма", воспоминания о встречах с Л.Толстым, АЧеховым, В.Короленко, Н.Гариным-Михайловским, Н.Златовратским, М.Горьким, ЛАндреевым, Ф.Шаляпиным, М.Арцыбашевьм и др., ряд рассказов, очерки "Силуэты революции" (1922). В первом очерке "Ленин и Плеханов" вспоминал о встречах с В.Лениным в Самаре весной 1889, в Женеве в 1903 ио состоявшемся на квартире С. в Петербурге в 1905 совещании сотрудников газеты "Новая жизнь", когда С. задело восклицание Ленина: "Что такое Россия?... Социализм выше России, человечество больше России". "Начетчику от революции" Ленину С. противопоставлял "мудрого европейца" Г.Плеханова. В очерке "Палач" С, пересказывал покаянную исповедь работника ЧК и выражал тревогу, что "новая власть с еще большей жестокостью, чем прежняя, будет подозревать, травить за каждое правдивое слово, за всякое истинное дело". --- Вспоминал о встрече в занятом белыми Симбирске с разоренным большевистской революцией атлетом И.Заикиным и о старике, которого большевики расстреляли за то, что он предоставил свое жилье белым офицерам. К "Силуэтам революции" примыкали путевые впечатления "В Приморской земле"; не склонный идеализировать ни белых, ни интеллигенцию, С. сочувственно приводил слова учителя из Никольска Уссурийского: "Пусть революция сметет нас, издерганное, несчастное, чеховское поколение, - вырастут они, новые люди, и построят новую жизнь". Рецензировал произведения писателей-эмигрантов, бывших "знаньевцев" - Е.Чирикова, И.Шмелева. 2.12.1927 в письме главному редактору газеты "Русское слово" С. заявил об уходе из газеты "ввиду расхождения моих взглядов с взглядами редакции по общественно-политическим вопросам". --- С 1928 сотрудничал в московском журнале "Красная новь", где появился ряд его статей о советской литературе - о "Жизни Клима Самгина" Горького (статья "Питомец славы"), о В.Маяковском, Ф.Панфёрове, П.Романове и др. С этого времени не раз выражал желание вернуться в СССР, однако из-за конфликта на КВЖД советским подданным (каковым был С.) выезд до 1933 был запрещен, и только 17.6.1934 он вернулся в Москву. Незадолго до этого, 24.4.1934, "Литературная газета" опубликовала письмо С., в котором он писал: "Ураганом событий надолго оторванный от моей страны, я сердцем, мыслью не отрывался от нее, взоры мои всегда были прикованы к ней". --- В Москве неоднократно встречался с Горьким; для 1-го съезда советских писателей подготовил доклад "Эмигрантская литература", который не был произнесен, а только опубликован в стенографическом отчете. В этом докладе он с просоветских позиций писал об "обульваривании" литературы эмиграции, о падении и оскудении талантов И.Бунина, А.Куприна, И.Шмелева, Н.Тэффи, о "желтой прессе" Харбина и т.д. Смерть С. через несколько дней после начала войны прошла незамеченной. --- Лит.: Зауряд-буревестник // Рус. слово, 1927, 4 дек.; Вельский Р. Человек и его тень: Писатель Скиталец (Петров) сменил вехи // Сегодня, 1927, 21 дек. --- А. Руднев В. Чуваков ---

    СЛОБОДСКАЯ Ода Абрамовна    (28.11.1895, Вильно - авг. 1970, Лондон) - артистка оперы, концертная певица (драматическое сопрано). Воспитанница Петербургской консерватории, занималась в классе знаменитого педагога, специалиста "по женским голосам", профессора Н.Ирецкой. Дебютировала в Петроградском Народном доме в роковой день 25.10.1917 в опере Дж.Верди "Дон Карлос". В этом спектакле, состоявшемся, несмотря на гремевшие в Петрограде выстрелы, в роли Короля Филиппа выступал Ф.Шаляпин, Королеву Елизавету пела С. Первое выступление С. на сцене Мариинского театра состоялось в 1918, С. исполнила партию Лизы в "Пиковой даме" П.Чайковского. Работа в Мариинском театре в послереволюционные годы не сделала ее имя известным. Настоящая артистическая карьера С. началась лишь в Париже в 1922. 3 июня на сцене "Grand-Opera" силами антрепризы С.Дягилева была впервые представлена публике опера И.Стравинского "Мавра". Партия Параши исполнялась С" в роли Соседки выступила Елена Садовень, голос которой записывала крупнейшая компания грампластинок в Европе "Gramophone - His Masters Voice", в роли Гусара - Стефан Белина-Скупевский, дирижировал Г.Фительберг. С этого времени имя С. приобретает европейскую славу. В 1920-х она работала в Русской опере в Париже, совершала гастрольные поездки с украинским хором по Северной и Южной Америке, давала сольные концерты в Мексике. Лучшая работа С. в Русской опере - Феврония в "Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.Римского-Корсакова - принесла певице триумфальный успех во время гастролей труппы в "La Scala" и др. крупнейших театрах. Строгий возвышенный вокальный и сценический стиль, выдающиеся качества музыканта-интерпретатора, искренность пения, присущие С" в полной мере соответствовали требованиям, предъявляемым партии Февронии. В целом исполнительская манера артистки противоречила моде того времени на избыточную внешнюю эмоциональность, но была столь убедительна своей правдивостью, что позволила С. занять особое место в певческой элите своей эпохи. --- В 1931 С. поселилась в Лондоне, где выступала на сцене театра "Drury Lane" под управлением знаменитого английского дирижера сэра Томаса Бичема. В том же году в Лондоне гастролировал Шаляпин с труппой Русской оперы. Через 10 лет после совместной работы в Мариинском театре Шаляпин и С. снова встретились на сцене, в "Русалке" Д.Даргомыжского (С. исполнила партию Наташи). В следующем сезоне певица дебютировала в Королевском театре "Covent Garden" в опере Р.Вагнера "Тангейзер" в партии Венеры, чаще исполняемой певицами меццо-сопрано, нежели сопрано. Ее партнером был лучший вагнеровский тенор тех лет датчанин Лауритц Мельхиор. --- В дальнейшем она выступала в "Covent Garden" в разнообразном репертуаре.С. была первой в Англии исполнительницей Катерины Измайловой в "Леди Макбет Мценского уезда" Д.Шостаковича (Лондон, 1936, концертная постановка под управлением Альберта Коутса). В разгар 2-й мировой войны, в 1943, она содействовала постановке в лондонском театре "Savoy" оперы М.Мусоргского "Сорочинская ярмарка" и исполнила в ней роль Параси. --- Много сил С. отдавала концертам, в которых знакомила публику с богатством русской музыкальной культуры. Программы концертов она составляла, сочетая классические романсы с произведениями композиторов-современников - А.Гречашнова, С.Рахманинова, Н.Метнера, И.Стравинского и др. Если до начала войны С" помимо Англии, выступала с концертами в континентальной Европе (в основном в Голландии и Бельгии), то по ее окончании ограничила свою деятельность пределами Великобритании. Концертные выступления и работа в студиях грамзаписи продолжалась до 1960. Но и в последующие годы С. не порывала с искусством, выступая по радио (Би-Би-Си). Незадолго до смерти С. побывала в Ленинграде, где у нее проживали родственники, но затем вернулась в Лондон, на родину супруга-летчика, погибшего во время войны в "битве над Англией". Свой артистический архив она передала в частное собрание в Петербурге. --- Имя этой замечательной певицы практически забыто в России, но в Англии С. и по сей день является одним из самых почитаемых русских музыкантов, наряду с Шаляпиным и В.Розингом. Исполнение ею русского камерного репертуара (в Англии довольно хорошо известного) и ныне считается эталонным. Записи С. в полной мере подтверждают ее высокую репутацию певицы. Ею был записан обширный репертуар. На пластинках "His Masters Voice" значительнейшей работой певицы являются записи романсов Метнера в ансамбле с автором, одним из лучших пианистов своего времени. Часть этих записей была выпущена в 1983 фирмой "Мелодия" в составе авторской пластинки Метнера. Романсы русских композиторов записывала С. и для другой крупной граммофонной компании "Decca". --- Позднейшие, 1950-х, записи принадлежат фирме "Saga". На этих, уже "долгоиграющих", пластинках записан разнообразный репертуар - от "Письма Татьяны" (поистине выдающееся исполнение, подлинный шедевр) до песни М.Блантера "В лесу прифронтовом". Романсы Чайковского, Гречанинова, песни Стравинского и Я.Сибелиуса, произведения популярные и совершенно нерепертуарные - все они в исполнении С. приобретают особую значимость, "классичность". Голос певицы отличался редкостным по благородству тембром, а ее исполнительская манера - строгостью, сдержанностью, исключавшими какую-либо поверхностность. --- Лит.: Unvergangliche Stimmen. Sangerlexicon. Bern & Munchen, 1975. --- П.Н. ---

    СЛОНИМ Марк Львович    (23.3.1894, Новгород-Северский - 1976, Болье-сюр-Мер, близ Ниццы) - политический деятель, публицист, литературный критик, переводчик. Окончил классическую гимназию в Одессе, Петербургский университет и Институт Высших наук во Флоренции (историко-филологический факультет). Член партии эсеров, депутат Учредительного собрания. Покинул Россию в 1919, жил во Флоренции, Праге, Париже. В 1941 переехал в США, где преподавал русскую и европейскую литературу в американских колледжах. --- В книге "Русские предтечи большевизма" (Берлин, 1922) С. писал, что корни большевистской идеологии "уходят далеко вглубь прошлого столетия, не только в учение Маркса, но и в доктрину славянофилов, в коммунистический анархизм Бакунина или социальный максимализм Герцена"; при этом "русские предтечи большевизма суть одновременно духовные отцы антибольшевистской идеологии". Автор книг "По золотой тропе: Чехословацкие впечатления" (Париж, 1928); "Портреты советских писателей" (Париж, 1933). С. опубликовал переводы: "Воспоминания Дж.Казановы" (T.I. Берлин, 1923): "Итальянские новеллы" Стендаля (Берлин): "Цивилизация и другие рассказы" Ж.Дюамеля (Прага, 1924). --- Основным литературно-критическим трудом С. является двухтомная история русской литературы. Первый том - "The Epic of Russian Literature: From its Origin through Tolstoy" (New York, 1950) - охватывает область древней русской письменности и фольклора, а также литературу XVIII и XIX вв. до Л.Толстого включительно. Второй том - "Modem Russian Literature: From Chekhov to the Present" (New York, 1953) - начинается с анализа народничества 1870-х, заканчивается обзором послевоенной советской литературы.С. использует различные литературные критические подходы: социально-исторические, идеологические, психологические и формально-эстетические, что вызвало упреки в эклектизме.Ю.Маклейн, автор рецензии на книгу С. (1953), писал: "Лозунг критических суждений везде - осторожность, трезвость, здравый смысл... у Слонима не чувствуется цельного критического взгляда". --- В. Яновский оценивал литературно-критическую деятельность и личность С. как "провинциальную и второклассную", главным его поприщем считал политику. В январе 1921 С. принимал участие в совещании бывших членов Учредительного собрания в Париже, на котором принял сторону левых эсеров и сблизился с меньшевиками. В 1922 С. (вместе с В.Лебедевым, Е.Сталинским, В.Сухомлиным) возглавлял эсеровский по ориентации толстый ежемесячный журнал "Воля России" (1922-32). По свидетельству Н.Берберовой, С. был масоном. В "Воле России" С. вел отделы: литературный дневник, литературная хроника, обзор журналов. Он стал руководителем объединения "Кочевье", которое в 20-30-е опиралось на "Волю России". По четвергам в кафе напротив вокзала Монпарнас собирались все представители "Кочевья". С. занимался тогда творчеством советских писателей (Бабель, Олеша, Зощенко, Леонов, Катаев), полагая, что им принадлежит будущее, тогда как русская зарубежная литература обречена на умирание.С. руководил агентством "Европейское литературное бюро" в Париже, сотрудничал в журнале "Числа", газетах "Дни", "Огни", "Голос России". В.Яновский писал, что С., кроме политики, "находил время, чтобы заниматься искусством и, по-видимому, любил это трудное занятие. Причем не ограничивал себя предметами одной культуры. В самом деле, он знал толк и во французских школах, и в итальянских романах, и в американских новеллах: для русского интеллигента, успешно боровшегося с царским режимом, нет и не может быть мещанских ограничений". --- Накануне 2-й мировой войны в русской эмиграции обнажились мировоззренческие расхождения, явившиеся продолжением дискуссии 1920-х о допустимости и недопустимости иностранной интервенции в России и о сущности советской власти.С. был на либеральном (керенско-милюковском) фланге, считая, что главное - сохранить "русскую территорию", большевизм рано или поздно кончится сам.С. стал одним из создателей "Российского эмигрантского оборонческого движения", с участниками которого сотрудничал врангелевский генерал П.Махров, призывавший создать эмигрантский "Оборонческий батальон" для борьбы с Красной армией. В связи с делом "Оборонческого движения" С. сидел в лагере, созданном французской полицией. --- В 1942 С. помогал С.Прегель выработать патриотическое направление нового литературного журнала "Новоселье", который она стала издавать в Нью-Йорке, а затем в Париже. В редакционной статье "Новоселья" (1947, № 3334) была определена платформа журнала: "Создать независимый орган, посвященный литературе, искусству и науке и откликающийся на вопросы современности, объединить вокруг него русские творческие силы в Америке и Европе и крепить в его читателях живую связь с родиной". --- В книге С. "Три любви Достоевского" (НьюЙорк, 1953; М" 1991) его целью было "проследить историю отношений великого писателя к женщинам и рассказать об его увлечениях и двух браках с возможной полнотой, без стыдливых умолчаний и обычного прихорашивания действительности". С. выступает здесь не как "летописец, а как рассказчик и толкователь", в распоряжении которого были многочисленные документы, позволившие ему судить о роли пола и любви в жизни Достоевского и пролить свет на "тайны, провалы и безумия пола", раскрытые в произведениях писателя. --- В книге "Soviet Russian Literature. Writers and Problems. 1917-1977" (New York, 1977) С. исследует влияние коммунистической идеологии на литературу в период от Сталина до Хрущева. Круг имен писателей широк - от Блока, Мандельштама, Ахматовой до поэтов "новой волны", включая Евтушенко и Вознесенского. В книге обсуждаются многие теоретические проблемы: метод социалистического реализма, коммунистическая эстетика, исторический роман, значение литературы самиздата и др. Портреты писателей даны в соотнесении с их политическими взглядами и характеристикой их творческого метода.И.Бабель рассматривается как романтик, Е.Замятин - ироничный диссидент, Б.Пильняк - символист, Л.Леонов психологический новеллист и т.д. --- Соч.: Литература эмиграции // Воля России, 1925, № 2. 4; Десять лет русской литературы // Там же, 1927, № 10, 11/12; Сталинщина в литературе // Там же, 1930, № 10; Заметки об эмигрантской литературе // Там же, 1931, № 7/9; Литературные портреты.Л.Леонов // Там же, 1932, № 4/5; Парижские поэты // Новоселье, 1946, № 29/30; Роман Пастернака // НЖ, 1958. № 52; О Марине Цветаевой // НЖ, 1970, № 100; 1971, № 104. --- Лит.: Мельникова-Папоушкова Н. Рец. на: "По золотой тропе" // Воля России, 1929, № 5-6; Кельберин Л. Рец. на: "Портреты советских писателей" // Числа, 1933, № 9; Ходасевич В. Рец. на: "Портреты советских писателей" // Возрождение, 1933, 25 мая. --- Е. Цурганова ---

    СМИРНОВ Дмитрий Алексеевич    (7.11.1882, Москва - 27.4.1944, Рига) - артист оперы, концертный певец (тенор). Происходил из семьи московского купца 2-й гильдии. Пяти лет потерял отца, воспитывался отчимом, П.Ютановым, вместе с его детьми. Увлечение детей музыкой поощрялось (сводная сестра С. - Н.Серебрякова впоследствии долгое время была его аккомпаниатором). Будучи воспитанником Комиссаровского технического училища, занимался в частных "Классах пения Мечислава РаньериГорбовского" в Москве. Выпускной спектакль классов - "Евгений Онегин", состоявшийся 10.3,1902,- привлек внимание прессы, отметившей С. - исполнителя партии Ленского. Тем не менее он не был принят в класс А.Додонова в музыкально-драматическом училище (позднее ГИТИС), С. занимался у ученицы Полины Виардо-Гарсии - А.Пусковой, выступал в благотворительных концертах. Его судьбу решила встреча в январе 1903 с С.Мамонтовым, который угадал в С., как ранее в Ф.Шаляпине, будущего большого артиста и пригласил его в "Товарищество артистов Московской частной оперы", выступавшей на сцене театра "Эрмитаж" под управлением М.Ипполитова-Иванова. 3.2,1903 С. дебютировал как профессиональный певец в партии Джиджи в премьере комической оперы Э.Эспозито "Каморра" на либретто С.Мамонтова. Выступление дебютанта было отмечено прессой. За краткий срок под руководством Мамонтова С. подготовил и исполнил еще 13 ответственных партий, многие из которых стали потом украшением его репертуара - Альфред в "Травиате", Джеральд в "Лакме", Князь в "Русалке", Ромео в опере Ш.Гуно, Герцог в "Риголетто" (Герцога за свою карьеру артист спел 923 раза). Работа у Мамонтова дала С. ту же великолепную школу оперного драматического артиста, что и Шаляпину.С. не выбила из колеи неудача в роли Фауста в октябре 1903, но, желая совершенствовать свою вокальную школу, он приступил к занятиям с Э.Павловской, выдающейся певицей, одной из любимейших исполнительниц П.Чайковского. Вскоре он получил пробный дебют в Большом театре и пел Синодала в "Демоне" А.Рубинштейна (26.4.1904). С. был принят в труппу Большого театра и летом того же года он, уже как солист императорских театров, гастролировал в Кисловодске с труппой антрепренера В.форкатти. Здесь произошла его первая встреча на сцене с Шаляпиным. Они вместе выступили в "Евгении Онегине", затем в "Лакме" и "Паяцах". В последующие годы С. и Шаляпин совместно участвовали во множестве спектаклей (ок. 80); С. стал наиболее частым партнером великого Шаляпина, который ценил талант С., восторгался его совершенным вокальным искусством. --- 5.9.1904 С. начал свой первый сезон в Большом театре партией Йонтека в "Гальке" С.Монюшко, на следующий день пел Баяна в "Руслане и Людмиле" (дирижировал С.Рахманинов), 12 сентября - Герцог в "Риголетто", 17 сентября - Владимир Игоревич в "Князе Игоре" с участием Шаляпина под управлением Рахманинова, 2 2 сентября - Ленский, 10 ноября - Надир в "Искателях жемчуга" Ж.Бизе, 14 декабря - в "Травиате" с А.Неждановой, 17 декабря - Синодал в "Демоне" с Шаляпиным. Это перечисление наглядно показывает, как быстро С. освоился, на равных вошел в круг сильнейших оперных артистов России. Ему было всего 22 года.А.Нежданова вспоминала: "Я пела с ним весь свой основной репертуар. Это был прекрасный певец и артист. У Смирнова был громадный диапозон и исключительно большое дыхание. Он обладал замечательно красивыми верхними нотами, которые умел искусно филировать". В течение многих лет артист не прекращал занятий у Павловской, возвращаясь в ее класс в межсезонье, кроме того, по ее рекомендации в Милане занимался у Витторио Вандзо, в Париже консультировался у прославленного тенора Леона Эскалаиса.С. удалось достигнуть небывалых высот в вокальной технике благодаря постоянному труду. В своем пении он сочетал достижения трех вокальных школ: итальянской, французской и русской, оставаясь наследником русской исполнительской традиции. --- Уже после первого сезона в Большом театре С. причислили к лучшим тенорам русской оперы. Летом 1905 он начал свою концертную деятельность. В следующем сезоне в Большом театре участвовал в премьере "Франчески да Римини" Рахманинова под управлением автора (1 1.1.1906), исполнил 10 партий в 35 спектаклях. В сезоне 1906/7 впервые пел вместе с Шаляпиным в "фаусте" (21 окт.), участвовал в премьере "Садко" в Большом театре, пел Тамино в премьере оперы В.А.Моцарта "Волшебная флейта". --- Ему не было еще 25 лет, когда к нему пришла европейская слава. В мае 1907в Париже в "Grand-Opeera" прошли знаменитые "Русские исторические концерты", организованные С.Дягилевым. Они принесли триумфальный успех русской музыке и ее исполнителям во главе с Шаляпиным. Концерты открылись (3 мая) исполнением 1-го действия "Руслана и Людмилы" М.Глинки, где партия Баяна принадлежала С. Кроме того, С. исполнял партию Шуйского во 2-м действии "Бориса Годунова" с участием Шаляпина, Е.Збруевой, Е.Петренко, пел в 5-м действии "Хованщины" с Шаляпиным и Збруевой (партия Андрея Хованского). О впечатлении, произведенном С" сохранилось свидетельство Дягилева: "...тенор Московской оперы Смирнов так понравился, что его наперерыв приглашали петь в великосветских домах... Редактор "Фигаро" Кальметт пришел в такой восторг от этого певца, что сказал мне: "Я дал бы четырех Карузо за одного Смирнова". Со С. заключил контракт на следующий сезон Рауль Гюнсбург, хозяин театра "Casino" в Монте-Карло, собиравший в свою антрепризу лучшие артистические силы Европы - Шаляпина, Титта Руффо, Мориса Рено и др. Это тем более показательно, что обычно артисты приглашались в Монте-Карло после выступлений в "Grand-Орбга", "La Scala" и иных крупных театрах Европы, исключением не был даже Шаляпин. --- На родине успехи С. не остались незамеченными. Его пожелал слышать Петербург. 24.10,1907 С. дебютировал в Мариинском театре в "Риголетто" Дж.Верди. Спев на казенной сцене в 34 спектаклях, С. отправился во Францию, пел в Монте-Карло (март 1908) Фауста в "Мефистофеле" А.Бойто с Шаляпиным, Альмавиву в "Севильском цирюльнике" Дж.Россини с Титта Руффо, Шаляпиным и солисткой Венской оперы Зельмой Курц. Эти спектакли были для него последним, самым важным экзаменом - признание публики "Casino", слышавшей теноровую элиту Европы, имело особую ценность в музыкальном мире. Не случайно в мае он стал одной из главных фигур дягилевского Русского сезона в Париже. С. исполнил партию Самозванца в "Борисе Годунове" на сцене "Grand-Opera" с участием Шаляпина, Н.Ермоленко-Южиной, И.Алчевского, выступил в концертах, исполняя арии и дуэты с Ф.Литвин, Ермоленко-Южиной, В.Касторским, пел русские песни, участвовал в галаспектакле "Севильский цирюльник" (с Шаляпиным и баритоном Марио Анкона). --- В сезоне 1908/9 С. уже солист двух императорских театров - Мариинского и Большого, как и Шаляпин, пел примерно равное число спектаклей на их сценах. Два великих артиста вместе выступили в "Фаусте", "Юдифи" А.Серова (С. в роли Вагоа). Весной 1909 они пели в Монте-Карло, вместе с Литвин и Давыдовой на итальянском языке исполняли "Русалку" А.Даргомыжского. Во время Русских сезонов в Париже С. пел партию Вагоа в концертной постановке "Юдифи", в которой был собран цвет русской оперы - Литвин, Шаляпин, И.Ершов, Збруева, Петренко, К.3апорожец. --- В следующем сезоне С, окончательно перешел в Мариинский театр. Причиной тому послужила кампания поклонников Собинова, не желавших простить С. его успеха, затмевавшего, как им казалось, достижения их любимца. Не желая тратить силы на навязываемое соперничество, С. ушел иэ Большого театра, Популярность С. неуклонно росла. Специально для него возобновили "Майскую ночь" (12.10.1910, партия Левко). В декабре 1910 С. дебютировал в "Metropolitan Opera" в НьюЙорке в "Риголетто". Он смог занять достойное место в блистательной труппе этого театра, где в сезоне 1910/11 выступало 10 теноров мирового класса, включая знаменитейшего Энрико Карузо, а дирижерами были Густав Малер и Артуро Тосканини.С. пел в "Ромео и Джульетте" с примадонной театра Джералдин Фаррар в "Травиате". Новой в его репертуаре стала партия Рудольфа в "Богеме" Дж.Пуччини (18.1.1911) под управлением Артура Тосканини.С. выступал еще и в регулярных концертах "Metropolitan Opera" вместе со звездами театра и известным скрипачом М.Эльманом, исполняя в них романсы и песни Мусоргского, Рахманинова, Кюи, Гречанинова, Кашеварова. Дирекция театра заключила с русским артистом контракт на следующий сезон ранее окончания гастролей. Журнал "Театр и спорт" сообщал о успехе С. в Америке, о том, что его наперебой приглашают в дома миллионеров. --- Наряду с работой в "Metropolitan Opera" С. неизменно участвовал в Русских сезонах в Париже, много гастролировал, а конец года провел в Петербурге, где успел спеть обязательные для "солиста императорских театров" 23 спектакля. --- Самое примечательное выступление С. состоялось 25.1.1912 в сборном гала-спектакле "театра звезд" - русский тенор пел с Альмой Глюк, Антонио Скотти и Адамо Дидуром в 1-м действии "Богемы". В мае 1912 года в Париже С. участвовал в Сезоне итальянской оперы, привлекшем мировых звезд - Шаляпина, Нежданову, Карузо, Титта Руффо, Агостинелли, Эльвиру Де Идальго. Как вокалист С. снова выдержал сравнения с Карузо, а его актерские достижения были оценены вслед за шедевром Шаляпина - Мефистофелем. Накануне 1-й мировой войны, в августе 1914, С. пел в Лондонском театре "Drury Lane" в специально для него поставленной "Майской ночи" на русском языке. "Петроградская газета" цитировала английскую прессу: "...такого тенора Лондон еще не слыхал". На родине С. в 1914 впервые выступил в роли Лоэнгрина. Успех был полным, как отмечалось в прессе, "после знаменитого рассказа певца вызывали около десяти раз...". 21.10.1914 в концертном исполнении "Жизнь за царя" М.Глинки (вместе с Шаляпиным и Е.Степановой) С. исполнил труднейшую оригинальную версию партии Собинина. В Большом театре им были исполнены Рауль в "Гугенотах" Дж.Мейербера (окт. 1915), Германн в "Пиковой даме" - ария в оригинальной тональности (16.10.1916). Он пел Пинкертона в "Мадам Баттерфлай", Алешу Поповича в опере Гречанинова "Добрыня Никитич" (1915, Народный дом в Петербурге). В Мариинском театре Владимира в "Дубровском" Э.Направника. Тяжелобольной Направник слушал спектакль по телефону и просил выразить "искреннюю благодарность Дмитрию Алексеевичу Смирнову за включение оперы в его репертуар и сегодняшнее исполнение". --- В годы 1-й мировой войны интенсивность работы артиста исключительна. Помимо обязательных 25 спектаклей в Мариинском и (снова) в Большом театрах, он пел в Петербургском Народном доме (в том числе с М.Баттистини в "Риголетто", с Де Идальго в "Лакме", с Адой Сари в "Богеме", в нескольких спектаклях с Неждановой). Он совершал длительные турне по России, сверх того давал многочисленные благотворительные концерты. С 1918 - С. только в Большом театре. Среди его концертов выделялись: участие в исполнении Реквиема Моцарта с Неждановой и В.Петровым под управлением В.Сука и партия фауста в "Осуждении Фауста" Г.Берлиоза под управлением С.Кусевицкого (май 1919). --- В 1920 С. выехал за рубеж, последовали его гастроли по всей Европе. В начале 1926 он вернулся на родину и 25 февраля дал первый концерт в Большом зале Ленинградской филармонии. "Красная газета": "Победа полная. Если буря, всколыхнувшая зал, была данью прошлому, тому Дмитрию Смирнову, что жил в воспоминаниях, ..."единственному", "несравненному" и проч., то восторг после первой же арии был восторгом перед настоящим... Налицо было все то же бесконечное дыхание, которым Смирнов так прославился, то же изумительное mezzo voce, то же мастерство, та же одухотворенность передачи. И держался он на эстраде все так же просто, непринужденно, приветливо, без тени высокомерия... И каждая новая вещь вызывала новые восторги, новые овации, - Дмитрий Смирнов был принят безоговорочно, безусловно". С. пел в бывшем Мариинском театре, много концертировал. В конце 1926 артист гастролировал в различных городах США, американская пресса отмечала, что "его голос и искусство остаются на той же, редко достигаемой оперными артистами высоте". С 1927 по 1930 С. выступал на родине, лишь изредка выезжая за границу, давал в Москве и Ленинграде концерты совместно с супругой - певицей Лидией Павловной Мальцевой. Прославленный артист ездил с многочисленными гастролями по стране, выступал даже в межсезонье. В Москве спектакли в Большом театре с его участием транслировались по радио. --- С лета 1930 С. пел уже только за рубежом (в Лондоне, затем в Париже). В последний раз он выступал вместе с Шаляпиным в сезоне Русской оперы на сцене Театра на Елисейских полях ("Русалка", дек. 1930; "Борис Годунов", янв. 1931). Его буквально закружила жизнь гастролера - Амстердам и Гаага, Белград и Афины, Бейрут и Стамбул. В Бухаресте после его выступлений в "Лакме" и в "Богеме" (1932) газета "Рампа" писала: "Смирнов был и остается исключительным артистом, который смог завоевать весь мир". В 1935 он обосновался в Лондоне, сотрудничал с радио Би-Би-Си, выступал в концертах, где ему аккомпанировал знаменитейший ансамблист пианист Джералд Мур. Отсюда он выезжал с концертами по городам Британии, на континент. 12.11.1937, после концерта в Бухаресте, он получил телеграмму о смерти в Лондоне супруги Л.Мальцевой. --- Перезахоронив ее прах поближе к родным пределам в Эстонии, в Псково-Печерском монастыре, С. поселился в Таллине, резко оборвав свою артистическую деятельность. В 1940 он перебрался в Ригу. Его настойчиво приглашали в Москву на должность профессора консерватории. Он начал готовиться к возвращению на концертную эстраду: на осень 1941 планировались его концерты в Ленинграде. Но все планы сломала начавшаяся война.С. остался в Риге. Здесь великий артист скончался и похоронен на Покровском кладбище. --- Вокальное мастерство С. сохранилось в обширном (около 100 фонограмм) звуковом наследии. Большая часть записей - свыше 60 - выполнены в 1900-14 крупнейшей компанией Европы "Gramophone" в основном в Петербурге. Уже первые пластинки С. включались в раздел "экстра" в каталоге компании и вскоре уже ценились на уровне шаляпинских. Некоторые записи не успели выйти в свет изза событий военного и революционного времени. В 1921-25 в Лондоне и в Париже С. записал для той же компании (знаменитая марка "His Masters Voice") 25 фонограмм. Вместе с некоторыми более ранними записями эти пластинки вошли в престижную серию пластинок лучших артистов компании (Шаляпин, Карузо, Собинов, Джильи, Рахманинов и др.). Во 2-й половине 1920-х С. записал в Берлине несколько пластинок для концерта Линдштрема, выходили эти пластинки под разными марками - "Odeon", "Parlophon", "Columbia" - в разных странах. Записи С. всегда пользовались вниманием на Западе. В 1970 их реконструировали и выпускали "Siena", "Rococo", "Preiser". Практически полное их издание осуществила фирма "Мелодия" в 1984-90 (7 "долгоиграющих" пластинок). Ныне на Западе ряд фонограмм С. выпущен и на компактдисках. Анализируя записи С., С.Лемешев писал: "В техническом мастерстве он превзошел многих прославленных итальянских певцов, хотя и сам у них многому научился. Даже после Карузо и Скипа Смирнов покоряет своим, казалось бы, беспредельным дыханием и столь же беспредельной кантиленой... Голос на верхних нотах, как бы попав в родную стихию, приобретает еще большую красоту и благородство. При этом его пение всегда выразительно: совершенная филировка звука, mezzo voce и piano наполнены каким-то трепетом вибрации души... Записи Смирнова для меня не только источник наслаждения, но и познания". --- Один из крупнейших виртуозов вокала, числившийся на протяжении 1910-1930-х среди лучших теноров мира, С. внес огромный вклад в мировое признание русского певческого искусства, русского музыкального театра. --- Лит.: Stratton J. Dmitri Smirnoff. tenor (1882-1944) // The Record Collector, 1973, vol. 14, №1 1/12; Kutsch J., Riemens L. UnvergSngliche Stimmen. Sangerlexicon. Bern-Munchen, 1975; Перепелкин Ю. Русский мастер бельканто // Мелодия, 1985, № 3 (24). П.Н. ---

    СОЛОВЬЕВ Александр Васильевич    (1890, Калиш - 15.1.1971, Женева) - историк, музыковед, литературовед. Из дворян. Отец председатель мирового суда в Калише, мать дочь фольклориста, собирателя русских былин П.Рыбникова. В 1908 окончил 6-ю классическую гимназию в Варшаве и поступил на юридический факультет Варшавского университета, затем перешел на филологический факультет. По окончании университета в должности ассистента юридического факультета специализировался по истории русского и славянского права. В 1915 вместе с Варшавским университетом был эвакуирован в Ростов-на-Дону, где сдал магистерский экзамен. В 1918-19 читал курс сравнительного славянского права в университете и курс русской истории в Археологическом институте. --- В 1920 выехал в Белград. В 1921-35 преподавал русский язык и русскую литературу в старших классах 1-й русско-сербской гимназии. Одновременно читал курс по сравнительному славянскому праву в должности профессора Белградского университета. В 1928 защитил докторскую диссертацию "Законник короля Стефана Душана" - одно из лучших исследований этого источника. В 1930 избран экстраординарным профессором Белградского университета по кафедре истории права южных славян, с 1936 ординарный профессор той же кафедры. В 1927-36 член Русского археологического общества, с 1928 член Русского научного института в Белграде. По предложению А.Флоровского принимал участие в работе Славянского института в Праге, член редакционной коллегии 12-го тома "Трудов" института. В августе 1933в составе делегации Русских академических организаций за границей выступил с докладом "Corona Regni" на 7-м международном конгрессе историков в Варшаве. В 1947 назначен деканом юридического факультета только что открытого университета в Сараево. В 1951 покинул Югославию и переехал в Женеву, работал в должности приват-доцента философского факультета, затем экстраординарным профессором по кафедре славянских языков и славянской литературы Женевского университета. Одновременно читал курс по истории Византии. В сентябре 1955 участвовал в работе 10-го международного конгресса историков в Риме. В 1960 вышел в отставку по выслуге лет. В 1961 был избран профессором honoris causa Женевского университета. --- Автор многочисленных работ, статей по истории русского и славянского права, истории Византии, истории русского средневековья и особенно русской средневековой литературы, а также истории русской музыки; рецензий на книги И. Лаппо, А. Погодина, К. Кадлец, Е. Ляцкого и др. Большая часть научного наследия опубликована посмертно на страницах "Нового журнала" (1971-74), в том числе работы "Светлая и святая Русь", "О Ченстоховской иконе Богоматери", "П.И.Чайковский и его музыка", "Русская музыка до начала XX века" и др. --- Соч.: Soloviev A. Byzance et la formation de l'Etat Russe. Recueil deludes. London, 1979. --- Лит.: Флоровский А,В. Русская историческая наука в эмиграции (1920-1930) / Тр. V съезда Рус. акад. оргций за границей в Софии, 14-21 сент. 1930. София, 1932, ч.1; Спекторский Б.В. Десятилетие Русского научного института в Белграде, 1928-1933 // Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде, 1937, вып. 14. --- М. Мохначева ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.