МЕЧ и ТРОСТЬ
20 Июл, 2024 г. - 20:48HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    САБАНЕЕВ Леонид Леонидович    (1.10.1881, Москва - 3.5.1968, Ангиб, Франция) - музыковед, музыкальный критик, композитор. Из дворянского рода. Его отец, Леонид Павлович, помещик Ярославской губернии, был известным зоологом и специалистом по вопросам охоты; на собственные средства издавал научно-популярный журнал "Природа" (1873-77), был редактором и издателем журнала "Природа и охота" (1878-98). Брат - Борис Леонидович, стал преподавателем Московской консерватории. Юность братьев Сабанеевых была суровой. Отец тяжело болел и умер в Ялте 25.1.1898. Мать, страдавшая психическим заболеванием, часто лежала в больнице. Сабанеевых поддерживал их преподаватель по классу композиции в Московской косерватории С.Танеев, который почти ежедневно навещал братьев и бесплатно занимался с ними, приглашал их на домашние "ассамблеи", где преподаватели и ученики поочередно исполняли новые музыкальные произведения. На собраниях присутствовали Рахманинов, Гольденвейзер, Игумнов, Скрябин, Катуар. Консерваторский педагог С. по классу фортепиано Зверев умер в 1893 и завещал братьям свою нотную библиотеку, что также помогло их музыкальному развитию. После Зверева С. стал заниматься по фортепиано у П.Шлёцера, с которым много и плодотворно общался. --- Одновременно с занятиями в консерватории С, изучал математику в Московском университете, в 1906 получил степень магистра математики. Однако применить на практике полученные знания С. не пришлось: он безраздельно посвятил себя музыке, занимался композицией и особенно обстоятельно - музыкознанием. Постепенно увлечение С. музыкой Вагнера, а позже - Скрябина, активным пропагандистом которой он стал с 1906, отдалило его от Танеева, оставшегося верным русским классическим традициям. Годы, с 1909 по 1915, прошли у С. под знаком близости и дружбы со Скрябиным. По воспоминаниям С., именно тогда полюбил он "этого беспредельного мечтателя": "Это была именно крылатая душа, которая фантазировала, сама в это верила и действительно заражала кругом всех каким-то энтузиазмом веры или красивой мечты". В 1916 С. написал монографию "Скрябин" (2-е изд. 1925). Свои впечатления как "друга-наблюдателя" он изложил много позже в книге "Воспоминания о Скрябине" (М., 1925), где попытался воспроизвести высказывания композитора о творческих замыслах, о содержании произведений, имеющих философский характер. В 1923 С. издал письма Скрябина. --- В течение короткого времени С. стал музыкальным критиком и корреспондентом газет и журналов: "Голос Москвы" (1909-15), "Музыка" (1910-15), "Московская газета" (191315), "Театральная газета" (1914-17), "Музыкальный современник" (1915-16), "Театральная Москва" (1921-22), "К новым берегам" (1923), "Музыкальная культура" (1924), "Современная музыка" (1924-25), "Музыка и революция" (1927). Его многочисленные статьи охватывали широкий круг вопросов; в них С. заявил о себе как о горячем последователе современных направлений в музыке. --- Математическое образование дало ему возможность для более глубокого изучения научных аспектов музыки. Ранние работы С. содержат ряд теоретических изысканий по гармонии, ритму, мелосу, а также взаимоотношениям между звуком и цветом: "К вопросу об акустических основах гармонии Скрябина" (Музыка, 1911, № 16); "О звуко-цветовом соответствии" (Там же, № 9): "Наука о музыке" (Там же, 1912, № 74); "Эволюция гармонической идеи" (Пг.,1915); "Музыка речи: эстетическое исследование" (М., 1923). В работе "Психология музыкально-творческого процесса" (Искво, 1923, № 1) он делает попытку проанализировать сложный творческий механизм создания композитором музыкального произведения на основе личного опыта. --- Музыкально-общественная деятельность С. проходила очень активно. С 1921 он- член правления и заведующий музыкальной секцией Академии художественных наук. В 1921-23председатель ученого совета Института музыкальной науки. Он - музыкальный обозреватель газет "Правда" и "Известия". --- В 1926 С. уехал за границу и попеременно жил во Франции, Англии, Германии, США, затем окончательно обосновался в приморских Альпах. В первый год жизни в Париже (1927) публиковался в периодической печати СССР как парижский корреспондент ("Письма из Парижа"). Напечатал в ленинградской газете "Жизнь искусства" от 14 июня интервью с И. Стравинским. --- С. писал многочисленные работы в области истории музыки, монографии о многих композиторах: "Метнер" (1913); "Клод Дебюсси" (М. ,1922); "Рихард Вагнер и синтез искусства" (1923); "Национальная еврейская школа в музыке" (М" 1924): "Морис Равель" (1924); "История русской музыки" (М" 1924 и также на нем. яз., 1926); "Всеобщая история музыки" (19251: "Современные русские композиторы" (Нью-Йорк, 1927, на англ. яз.); "Александр Абрамович Крейн" (1928); "Сергей Танеев" (Париж, 1930, на рус. яз.); "Музыка к кинофильмам" (1935). Не все его работы сохранили свое значение, но "Воспоминания о Скрябине" и исследования в области теории музыки остаются актуальными и сегодня. --- Параллельно с музыковедческой деятельностью С. много сочинял. Находясь под сильным влиянием Скрябина, он пытался писать в том же творческом ключе, как и гениальный композитор. Однако он подвергся критике С.Прокофьева, считавшего, что Скрябину подражать невозможно, т.к. его индивидуальность неповторима. Среди сочинений С. балет "Летчица" ("L'Aviatrice", 1928, Париж), симфоническое сочинение "Морская лазурь" ("Plots d'azur", 1936, Ницца), два трио (1907 и 1924), соната для скрипки и фортепиано, множество фортепианных сочинений: чаконна и фуга (1940), прелюды, этюды, экспромты, поэмы, фрагменты, листки из альбома; Кантата "Апокалипсис" для солистов, хора, органа и оркестра (1940). С. сделал переложение "Прометея" Скрябина для двух фортепиано в 4 руки. Отдавая дань уважения Скрябину, С. восстановил на основе отрывков манускрипта единственный романс композитора, посвященный Наталии Секериной - его юношескому увлечению.С. принадлежат ряд романсов на тексты К.Бальмонта, А.Апухтина, М.Сабашниковой. --- Лит.: Асафьев Б.В. Мысль о музыке / Русская музыка XIX и начала XX века.Л., 1968. --- С. Разумова ---

    САВИЦКИЙ Петр Николаевич    (псевд.П.Востоков, С.Лубенский) (3.5.1895, Чернигов 13.4.1968, Прага) - экономист-географ, историк, философ, поэт. Сын земского начальника, затем предводителя дворянства Кролевецкого уезда и председателя (с 1906) Черниговской губернской земской управы, члена Государственного Совета (с 1915), действительного статского советника Н.П.Савицкого. Окончил в 1913 гимназию в Чернигове ив 1917- экономическое отделение Петроградского политехнического института. Ученик П.Струве', по его отзыву, студентом С. "обнаружил выдающиеся дарования". В 1915-16 опубликовал первые свои статьи в журнале "Русская мысль". По рекомендации Струве был прикомандирован к российской миссии в Христианин (Норвегия) коммерческим секретарем посланника (1916-17), подготовил заключение двух торгово-политических соглашений между Россией и Норвегией, собрал материал для кандидатской диссертации "Торговая политика Норвегии во время войны". --- Получил по возвращении в Россию звание кандидата экономических наук, в октябре 1917 оставлен при Петроградском политехническом институте для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории хозяйственного быта. --- После Октябрьской революции уехал на Украину. "Силою слова и оружия" защищал от большевиков родовое имение, воевал в рядах русского корпуса на стороне гетмана Скоропадского с наступавшими на Киев войсками Петлюры, жил в Одессе, Екатеринодаре, Полтаве, Харькове, Ростове, работал с 1918 над книгой "Метафизика хозяйства и опытное его познание" (опубл. в 1925). В декабре 1919апреле 1920 и в мае-июле 1920 находился в заграничных командировках в качестве представителя администрации генералов Деникина и Врангеля в Париже, занимался организацией помощи русским беженцам. Помощник начальника части общих дел, затем начальник экономического отделения Управления иностранных дел в созданном в апреле 1920 правительстве Юга России. --- 11.11.1920 направлен в Константинополь, откуда уехал в Болгарию. Директор-распорядитель Российско-болгарского книгоиздательства, входил в редакцию возобновленного Струве в Софии журнала "Русская мысль", в котором (1921, № 1-2) поместил статью "Европа и Евразия" - рецензию на брошюру Н.Трубецкого "Европа и человечество". В конце 1921 переехал в Прагу. Приват-доцент кафедры экономики и статистики Русского юридического факультета, с 1928 также Русского института сельскохозяйственной кооперации, заведующий кафедрой экономической и сельскохозяйственной географии. В 1929-33 председатель обществоведческого отделения Русского народного университета и член научно-исследовательского общества при Русском свободном университете. В 1935-41 преподавал русский и украинский языки и россиеведение в Пражском немецком университете. Один из организаторов и идеологов евразийского движения. Участник сборников "Исход к Востоку: Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" (София, 1921, кн. 1): "На путях: Утверждение евразийцев" (М., Берлин, 1922, кн.2); "Россия и латинство" (1923). Вместе с П.Сувчанским и Н.Трубецким издавал "Евразийский временник" (Берлин, 1923-25: Париж, 1927), "Евразийскую хронику" (Прага, Париж, 192537), "Евразийский сборник" (Прага, 1929) и др. В Праге в 1927 были изданы книги С. "Геополитические особенности России" (ч. 1. Растительность и почвы) и "Россия - особый географический мир". Тогда же статья С. "Геологические заметки по русской истории" была опубликована в качестве приложения к работе Г.Вернадского "Начертание русской истории" (см. также: Вопр. истории, 1993, № 11-12). В Берлине в 1932 вышла книга С. "Месторазвитие русской промышленности" (вып. 1: "Вопросы индустриализации"). На Международном конгрессе историков в Варшаве (1933) выступил с докладом "Евразийская концепция русской истории". Всего до 1940 опубликовал 178 работ, в том числе об экономической, политической и культурной жизни СССР, по вопросам экономической истории и экономической географии, о развитии после Октябрьской революции исторической науки, философии, географии. Печатался в немецких, французских, чехословацких, польских изданиях. Интересовался историей архитектуры ("О религиозном зодчестве в России" // Рус. мысль, 192324, -9-12: "Гибель и воссоздание неоценимых сокровищ". Берлин, 1937). --- С. внес решающий вклад в обоснование евразийской доктрины. В истории России он видел процесс превращения Евразии как географического мира в Россию-Евразию как геополитическое единство, принципиально отличное от Западной Европы, Россия, по мнению С., представляет собой "целостный Востоко-Запад", в ее исторических судьбах сильнее всего проявляется "азиатский элемент", "степная стихия" - наследие периода, когда пространство Евразии политически объединили монголы. Будучи "наказанием Божиим", монгольское иго оказало неискоренимое влияние на психологию, быт, социальную организацию и государственность русского народа, вследствие чего невозможно отделить "татарское" от "подлинно русского". Больше того, власть татар благоприятствовала сохранению "чистоты национального творчества" русских, тогда как на территории, оказавшейся в орбите влияния Литвы и Польши, русская культура почти исчезла, вытесненная "латинством", В то же время "под пеленою Золотой Орды возрастало Русское государство", которое с XV в. было многонациональным: Россия явилась "наследницей Великих Ханов", хотя духовный её источник - Византия. --- Революция в России, как считал С., не меняет направления исторического процесса: Евразия остается "месторазвитием" особой цивилизации, происходит лишь видоизменение многовековой традиции, её "мутация". Поэтому, категорически отвергая большевизм как идейное порождение западной культуры, материализма и атеизма, С. находил его созвучным евразийству постольку, поскольку, во-первых, революция, вопреки умыслу большевиков, на деле "означает выпадение России из рамок европейского бытия" и, во-вторых, поскольку "социализм преображается в этатизм". Евразийское понимание планового хозяйства, утверждал он, еще радикальнее, чем у большевиков, и в этом смысле "мы являемся сверхсоциалистами". Не отказываясь от заимствования у западной цивилизации материально-технических достижений, Россия сохранит, благодаря православию, самостоятельность в духовно-нравственной сфере, "русское благочестие", и в конечном итоге место социализма займет Церковь. Вместе с тем С. был убежден, что, воспринимая объединительную традицию, современная Россия "должна решительно и бесповоротно отказаться от прежних методов объединения, принадлежащих изжитой, преодоленной эпохе, - методов насилия и войны". --- Взгляды С. и других евразийцев подвергли критике многие деятели эмиграции, в том числе А.Кизеветтер, Н.Бердяев, П.Милюков, С.Франк; они писали об "отталкивании" евразийцев от западной культуры в эпоху, когда происходит взаимопроникновение культурных типов Востока и Запада, о распространении ими антихристианской нелюбви к народам Западной Европы, о том, что они "спешат похоронить демократию и воскуряют фимиам большевистскому режиму". --- Выразил несогласие с С. и Струве. Вместе с Н.Алексеевым и В.Ильиным С. отмежевался от "парижского" направления евразийства ("кламарского уклона"), сторонники которого считали необходимым политизировать движение и идти на прямое сотрудничество с большевиками ("О газете "Евразия"; газета "Евразия" не есть евразийский орган". Париж, 1929). Истинное евразийство, по мнению С., - в отказе от "соблазнов эмигрантской политической мишуры", вообще в замене примата политики приматом культуры; евразийство чуждо как материализму, так и идеализму, ибо "евразийцы отмечены совершенно исключительным вниманием к материальному, ...но эта материя, проникнутая идеей, это материя, в которой дышит Дух". Однако, по свидетельству Д. Мейснера, несмотря на "сильный православноцерковный акцент многих евразийцев - прежде всего Савицкого", "правоверные эмигранты" считали и его "болыпевизаном", склоняющимся к большевизму". --- В 1938-39 С. работал над книгой "Основы геополитики России", заказанной И.Фондаминским (книга осталась незаконченной), в которой в согласии с Г.Вернадским доказывал, что многое в истории, культуре и экономике России определено взаимодействием между своеобразными "историческими формациями" двух "флагообразно" расположенных зон - степной и лесной. В те же годы безуспешно пытался восстановить евразийское движение. В 1940-44 С. был директором русской гимназии в Праге. Сразу после освобождения Праги в мае 1945 арестован, привезен в Москву и по обвинению в антисоветской деятельности приговорен к 10 годам заключения в лагерях. Отбывал наказание с 1946 в Мордовии, с 1954- под Москвой. Освобожден в 1956, получил разрешение вернуться к семье в Прагу, но к преподавательской деятельности не был допущен. Занимался переводами с чешского языка на русский, писал стихи и воспоминания. Снова был арестован чехословацкими властями за изданный в 1960в Париже сборник стихов "Посев", в котором нашла отражение и лагерная тема; вскоре освобожден под давлением международной научной общественности, в частности, Б.Рассела. --- Соч.: Из прошлого русской географии: Периодизация истории русских открытий. Прага, 1931; За творческое понимание природы русского мира. Прага, 1939; (Статьи] / Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов.М., 1992; (Статьи] / Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. Антология. М., 1993. --- Лит.: (Савицкий Нил]. Савицкие: Родословная роспись. Киев, 1913; Мейснер Д. Миражи и действительность.М., 1966; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX - начало XX в.М., 1991; Степанов Н.Ю. Идеологи евразийства: П.Н.Савицкий / Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов.М., 1992. --- Арх.: ГАРФ, ф.5783. --- И. Розенталь ---

    САЛТЫКОВ Николай Николаевич    (25.5.1872, Вышний Волочек, Тверской губ. - 28.9.1961, Белград) - математик и механик. В 1895 учился у А.Ляпунова и В.Стеклова, окончил Харьковский университет и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1898 защитил магистерскую диссертацию по теории дифференциальных уравнений с частными производными. После стажировки во Франции и Германии вернулся в Россию, вскоре переехал из Харькова в Томск, начал преподавать в Томском технологическом институте рациональную (теоретическую) механику. В конце 1903 С. перешел по конкурсу на кафедру механики Киевского политехнического института. Защитив в 1906 докторскую диссертацию "Исследование по теории уравнений с частными производными первого порядка одной неизвестной функции" (Харьков, 1905), С. вернулся в Харьковский университет уже как профессор кафедры теоретической механики (на вакантное место после отъезда В.Стеклова в Петербург), где проработал более десяти лет, В 1913С. принял участие во 2-м Всероссийском съезде преподавателей математики. --- В январе 1919 в Харькове была установлена советская власть, и Харьковский университет был преобразован в Педагогический институт. С. переехал в Тифлис, в качестве профессора математики преподавал в местном университете и в Русском политехническом институте. После установления в Грузии советской власти эмигрировал в Сербию, в 1921 профессор математики на философском (позднее математико-естественном) факультете Белградского университета. За 33 года работы в университете воспитал не одно поколение учеников. 12.2.1934 он был избран членом-корреспондентом, а 2.3.1946 - действительным членом Сербской Академии наук и искусств по естественно-математическому отделению. Принимал активное участие в работе Русской академической группы в Белграде и в работе Русского научного института, объединившего русских ученых различных специальностей. Часть своих работ он опубликовал в "Записках" этого института. --- Будучи человеком с активной гражданской позицией, С. принимал участие в различных мероприятиях, связанных с деятельностью русской эмиграции: представлял Русскую академическую группу в Югославии на международном математическом конгрессе в Цюрихе (1932), Русский научный институт в Белграде -на 1-м конгрессе математиков славянских стран. Он выступал с докладами на межбалканском математическом конгрессе (Афины, 1934), на 4-м съезде Русских академических организаций за границей (Белград, 1929), на 1-м Конгрессе физиков и математиков Югославии (Белград, 1949). Большое значение имела его деятельность по пропаганде достижений русских ученых. --- В апреле 1946в Белграде был основан Математический институт Сербской Академии наук, и С. стал его научным сотрудником. Даже выйдя на пенсию в 1954, он продолжал свою деятельность как почетный научный сотрудник этого института. --- С. был деятельным членом Общества математиков, физиков и астрономов Сербии, затем Союза математиков, физиков и астрономов Югославии. Несмотря на преклонный возраст, он продолжал заниматься наукой; последние его статьи вышли в свет в 1962-63, уже после смерти их автора. Только за период эмиграции он опубликовал более 100 работ, в том числе и монографии. --- Почти все научные работы С. относятся к теории дифференциальных уравнений с частными производными. В 1925 в Париже вышла его книга "Теория уравнений в частных производных первого порядка с одной неизвестной функцией", в которую вошли полученные им еще в России результаты за 1905-18. Еще две книги С. вышли также в Париже в знаменитой серии монографий по математическим наукам: "Классические методы интегрирования уравнений с частными производными первого порядка" (1931)и "Современные методы интегрирования уравнений с частными производными первого порядка с одной неизвестной функцией" (1935). Итогом дела научной жизни С. стала монография "Методы интегрирования уравнений с частными производными первого порядка с одной неизвестной функцией", изданная Сербской Академией наук. Эта уникальная в своем роде книга является энциклопедией данного раздела математики. Кроме того, С. работал над проблемами небесной механики, механики и геометрии в части, соприкасающейся с тематикой его основных исследований. --- В Белграде С. часть своих публикаций посвятил реформе математического образования в высшей школе и написал учебник по аналитической геометрии в 2-х томах (Белград, 194749). Особое место занимает в научном творчестве С. история математики, в частности, работы, посвященные его любимым дифференциальным уравнениям у К.Якоби, Ж.Д'Аламбера и др. математиков прошлого.С. изучил неопубликованные мемуары по дифференциальным уравнениям математика XVIII в. Шарли, выявил его научное значение. Он написал очерки о жизни и деятельности французских математиков А.Пуанкаре и Э.Картана, югославских математиков М.Петровича и М.Гетальди, русского математика-эмигранта Д.Селиванова, а также статьи об Архимеде и Р.Декарте как создателях математических методов. К числу его заслуг принадлежит знакомство западных коллег с историей математики в России. --- Н. Ермолаева ---

    САНИН    (наст. фам. Шёнберг) Александр Акимович (1869, Москва - 8.5.1956, Рим) режиссер, актер. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. --- В 1887 встретился с К.Станиславским: играл в любительских спектаклях Общества искусства и литературы под псевдонимами Бежин и Санин, ставил массовые сцены в "Уриэле Акосте" КТуцкова, "Горькой судьбине" и "Самоуправцах" А.Писемского. С момента основания Художественного театра (1898) входил в его труппу. Сорежиссер Станиславского в первых спектаклях театра: "Царь Федор Иоаннович" (автор народных сцен, в том числе сцены на мосту через Яузу, исполнитель роли боярина Луп-Клешнина) и "Смерть Иоанна Грозного" А.К.Толстого, "Венецианский купец" Шекспира, "Потонувший колокол" Г.Гауптмана (сыграл Водяного), "Самоуправцы", "Снегурочка" А.0стровского. Самостоятельно осуществил постановку "Антигоны" Софокла (1899). Женился в марте 1902 на Л.Мизиновой, ставшей постоянной помощницей С. в осуществлении его режиссерских замыслов. --- В 1902-7 режиссер, актер и преподаватель сценического искусства в Александрийском театре. Поставил в первом сезоне "Дмитрия Самозванца и Василия Шуйского" Островского; Ю.Юрьев вспоминал, как на репетиции сцены народного бунта С. "сбросил с себя пиджак, забрался на стул и, не щадя голоса, в азарте поднимал настроение, воодушевлял участвующих, доводил исполнителей до такой стихийной силы, что положительно жутко становилось сидеть в зрительном зале...": отмечал Юрьев и пристрастие С. к "натуральным ужасам" - крови, выстрелам, трупам. Другие постановки С. в этом театре: "Не в свои сани не садись" (1903) и "Горячее сердце" (1904) Островского. В дальнейшем был режиссером петербургского Старинного театра (1907-9, мистерии "Три волхва" и "Действо о Теофиле" Н.Евреанова), театра на Офицерской (1909-10), Свободного театра КМарджанова (1913-14, "Сорочинская ярмарка" М.Мусоргского - "образец театрального реализма в опере", по словам одного из зрителей), Московского драматического театра Суходольских (1914-15), Большого и Мариинского театров, Театра музыкальной драмы. Называл себя "театральным скитальцем", что было отчасти следствием склонности С. к интригам (против Вл.Немировича-Данченко, П.Гнедича). В воспоминаниях современников немало свидетельств его неискренности, "фиглярства", самолюбования и самовосхваления, "демагогических приемов" в общении с актерами, но также исключительной неутомимости и самоотдачи. Для одних он "яркая, красочная фигура", для других - носивший маску "чудака-энтузиаста, человека не от мира сего, живущего только во имя "святого искусства" (В.Шверубович). Участник организованных С. Дягилевым Русских сезонов в Париже и Лондоне. После постановки в 1908 на сцене "Grand-Орбга" "Бориса Годунова" Мусоргского с Ф.Шаляпиным в главной роли французская газета писала о С,: "Этого нового человека надо оставить у нас ценою золота". В театре Шатле С. поставил "Хованщину" Мусоргского и "Псковитянку" Римского-Корсакова (1909), "Елену Спартанскую" Э.Верхарна и "Саломею" О.Уайльда (1911), в Театре Елисейских полей и в лондонском "Drury Lane" - "Бориса Годунова", "Псковитянку", "Соловья" И.Стравинского. --- Сблизился с А.Южиным, который считал С. "гениальным по стихийному чувству театра", фактически стал главным режиссером Малого театра. В 1917 самая значительная работа С. постановка в Малом театре "Посадника" А.К.Толстого (А.Луначарский утверждал, что этот спектакль явился "предвестником большевизма" на театральной сцене). Там же С. поставил "Лес" и "Бешеные деньги" Островского, "Электру" Г.Гофмансталя, "Собаку садовника" Лопе де Беги, "Ричарда III" Шекспира, "Горе от ума" А.Грибоедова, "Оливера Кромвеля" Луначарского. В 1922 выпустил несколько спектаклей в бывшем театре Корша: "Лукреция Борджиа" В.Гюго, "Сирано де Бержерак" Э.Ростана, "Король и цирюльник" Луначарского. В Большом театре поставил сцену веча в "Псковитянке", "Князя Игоря" А.Бородина (1917) и "Кармен" Ж.Бизе (1922). Всегда тяготевший к монументальности, С. прославился прежде всего как мастер выразительных, живописно и объемно завершенных "диагональных" мизансцен, служивших источником динамической энергии спектакля. По словам Е.Полевицкой, "он терпеть не мог горизонтальной, спокойной, как равнина, линии массы; он всегда старался сломать ее, эту горизонтальную плоскость толпы, делал ее неровной, со сломанными, неспокойными очертаниями массивов..,": он умел превратить равнодушных статистов "в целеустремленный, бурлящий, наэлектризованный, темпераментный организм, рвущийся к действию". К этому же времени относится работа С. в кино: первый неудачный опыт - "Девичьи Горы" и получивший европейскую известность фильм "Поликушка" по Л.Толстому, где снялся И.Москвин. --- В конце 1922 С. выехал с больной женой в Берлин. Впоследствии не раз говорил, что не хотел навсегда покидать Россию, сетовал (в одном из писем): "Разметала нас всех сейчас судьбина, как каких-то калик перехожих, по всему миру". За границей продолжал вести жизнь "странника" и почти целиком посвятил себя опере, соединив в своих постановках оперное начало с мистически-религиозным. Вместе с певицей М.Куэнецовой-Бенуа проводил в 20-е сезоны "Русской оперы" в театрах "Liceo" (Барселона) и "La Scala" (Милан). Работал также в театрах "Grand-Opera", "Real" (Мадрид), "Colon" (Буэнос-Айрес), "Metropolitan Opera" (Нью-Йорк), "Театро Реале" (Рим), в театрах Генуи и Палермо; иностранные антрепренеры и артисты высоко ценили его эрудицию, культуру и вкус. С неизменным успехом шли поставленные С. на разных сценах "Садко" и "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, которого он открыл итальянской и испанской публике. Особенно любил Испанию, напоминавшую ему Россию. В письме из Барселоны (1928) он сообщал театральному критику А.Плещееву: "Сезон вышел глупый, убийственный по совокупности условий для труда и творчества, но все тяготы забыты перед триумфом русского имени, дела, чести, культуры". По свидетельству певицы М.Давыдовой, итальянские актеры спустя много лет не позволяли изменить мизансцены "гран Санин". А.Бенуа писал, что сцена у С. "жила так, как нигде, ни в каком театре, и даже у Рейнхардта она не жила... Этот удивительный человек сочетал в себе бешеный темперамент с самой образцовой методичностью, с самой упорной поддержкой дисциплины". Дирижера Н.Молько восхищало, что С. не "покушался" на оперу и не боялся "признать ее тем, что она есть, - музыкальным произведением". Своим "духовным отцом" называл С. директор постановочной части "La Scala" (с 1936) Н.Бенуа. Тонкий стилизатор русской истории, С. ставил также оперы Р.Вагнера и Дж.Верди, проявив способность проникнуть в исторические судьбы, в духовный мир и других народов. Как писала Полевицкая, он попрежнему занимал среди режиссеров всего мира "свое неоспоримо первое место режиссера народных масс". За всю свою творческую жизнь С. поставил свыше 15 0 спектаклей. После смерти в 1939 Л.Мизиновой-Саниной женился на Лауре Бенвенутто. В 1945 встречался с представителями советской военной миссии в Италии, которые уговаривали его вернуться на родину; готов был принять это предложение, но оно не было подтверждено. Оставил незаконченные мемуары. --- Лит.: Левик С.Ю. Записки оперного певца.М., 1955; Ходотов Н.Н. Близкое, далекое.М.-Л., 1962; Юрьев Ю.М. Записки, т.2. Л" 1963; Каверин Ф.Н. Воспоминания.М., 1964; Путь актрисы (Воспоминания Е.А.Полевицкой) // Встречи с прошлым, вып. 3. М.. 1987. --- Арх.: ГЦТМ им.А.А.Бахрушина, ф. 245; Бахметьевский арх. Колумбийского ун-та (США). --- В. Максимова ---

    САПЕЛЬНИКОВ Василий Львович    (21.10.1867, Одесса - 17.3.1941, Сан-Ремо, Италия) - пианист и композитор. Начав учиться музыке в раннем детстве дома, он продолжил занятия в одесском Институте изящных искусств в классах фортепиано Ф.Кестлера и скрипки Г.Соколова, Уже семи лет мальчик впервые публично выступил как скрипач. Довольно долго было неясно, с каким инструментом он свяжет свое будущее. Решающей стала встреча с А.Рубинштейном. Тот принял живое участие в судьбе юного музыканта и рекомендовал ему целиком посвятить себя роялю, продолжив образование в Петербургской консерватории. По настоянию Рубинштейна городские власти и Одесское отделение Русского музыкального общества выделили деньги для поездки С. в Петербург. Рубинштейн помог организовать и бытовую сторону его жизни в незнакомом городе: С. поселился в доме тогдашнего директора консерватории Ю.Иогансена. Фортепианную игру он изучал под руководством Л.Брассена (с 1882 по 1884) и знаменитой ученицы Листа - С.Ментер. По ее классу С. окончил в 1887 консерваторию. Дебютировал в Гамбурге 20.1.1888 с Первым фортепианным концертом П.Чайковского. За дирижерским пультом стоял сам автор. Это выступление, а также последующие концерты в Лейпциге, Берлине, Париже, Лондоне принесли С. международное признание. На первой же репетиции стало ясно, что на эстраду пришел исключительный талант. Чайковский так вспоминал об этом: "На репетиции, по мере того, как В.Л.Сапельников превозмогал одно за другим невероятные трудности моего концерта и постепенно разоблачал всю силу и все свойства своего громадного дарования, мой восторг возрастал. И что всего было приятнее, этот восторг разделяли все артисты оркестра, восторженно приветствовавшие его при каждой остановке и.;а особенности в конце. Необычайная сила, 1фасота и блеск тона: изумительная техника, вдохновенная горячность исполнения и вместе с тем поразительное умение владеть собой и не давать увлечению переходить за должные пределы, музыкальность, законченность, полная уверенность в себе - вот отличительные качества игры г. Сапельникова. "Великолепно! невероятно! колоссально!" слышалось из уст музыкантов после сделанной ему овации. Можно себе представить, до чего для меня было радостно такое искреннее, неподдельное увлечение немецких артистов игрой нашего будущего знаменитого пианиста!" Чайковский посвятил С. свою фортепианную пьесу "Приглашение к трепаку" op.72. --- Чайковский ввел С. в художественные круги крупнейших музыкальных центров Европы. Повсюду искусство пианиста находило восторженный прием. Так, Э.Григ считал его гением, а известный музыкальный критик и теоретик пианизма В. Ниман назвал С., наряду с А. Зилоти, "крупнейшим русским пианистом после А. Рубинштейна". Начиная с конца 80-х музыкант активно гастролировал в европейских музыкальных столицах. В промежутках между поездками он подолгу жил в замке Иттар в Баварии, принадлежавшем С.Ментер.С. был постоянным пропагандистом музыки русских композиторов. Особенно часто в его программах стояли произведения Чайковского и С.Рахманинова, Второй фортепианный концерт которого впервые прозвучал в Берлине в исполнении С. Известно, что сам Рахманинов высоко ценил искусство пианиста. --- В 1897-98 по приглашению В.Сафонова С, занял пост профессора Московской консерватории (среди его учеников Н.Метнер), однако вскоре оставил его и возобновил зарубежные гастрольные турне, время от времени выступая и в России. Жил он, главным образом, в Германии близ Мюнхена. В 1916 пианист вернулся на родину и поселился в Одессе, спустя же 7 лет - окончательно покинул Россию, ночью перебравшись вброд через пограничную реку. Вплоть до 2-й половины 30-х С. продолжал концертировать, по большей части в Германии и Италии. Нередко выступал он и в качестве дирижера. --- В своем исполнительстве С. развивал традиции виртуозного романтического пианизма. Игру его отличали яркость, мужественность и пылкий темперамент. Так, Бернард Шоу под впечатлением от исполнения С. шопеновского As-dur'Horo полонеза писал, что тот "низвергался как обвал под мощными руками пианиста". Однако искусству артиста присуща была и тонкость звуковых красок. Как свидетельствовал тот же Шоу, музыкант "развил до невероятных высот чисто звуковые и тактильные качества своей игры. По деликатности туше, независимости и быстроте движений его левая рука была чудом и ни в чем не уступала правой". "Легкое эфирное туше" отмечал музыкальный критик Э.Розенов в трактовке С. Четвертого концерта Бетховена. Репертуар артиста составляла, главным образом, романтическая музыка: наряду с Чайковским и Рахманиновым - Лист, Григ, Брамс. Немногое сохранилось в грамзаписи, в том числе Первый концерт Чайковского, записанный в начале 20-х. --- С. заявил о себе и как композитор. Он является автором оперы "Хан и его сын", небольших пьес для фортепиано, в том числе весьма популярного в свое время этюда "Танец эльфов". Фортепианная музыка С. по стилю приближается к сочинениям петербургских композиторов беляевского кружка, с их тяготением к тонкому фортепианному письму, созерцательному характеру музыки. --- Лит.: Алексеев А.Д. Русские пианисты: Очерки и материалы по истории пианизма, вып.2. М.-Л., 1948; Розенов Э.К. Статьи о музыке.М., 1982; Schonberg Н.С. The Great Pianists from Mozart to the Present. New York, 1987. --- С. Грохотов ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.