МЕЧ и ТРОСТЬ
21 Мая, 2024 г. - 15:57HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    РУБИНШТЕЙН Ида Львовна    (1885, Петербург - 20.9.1960, Ване, Франция) - танцовщица и актриса. Из любителей. В 1907 художник Л. Бакст познакомил ее с М. Фокиным, согласившимся давать девушке из очень богатой семьи частные уроки танца. Ученица оказалась настойчивой. Намерившись сыграть Саломею и появиться в "Танце семи покрывал", она прилежно занималась и даже ездила летом вслед за педагогом в Швейцарию ради ежедневных уроков. По свидетельству самого Фокина, успехи ее в танце были невелики. Однако совместная работа дала воможность понять неординарность ее внешних и актерских данных, чтобы использовать их в предстоящих постановках. В 1908 Фокин почти одновременно сочинял балет "Египетские ночи" и танцы к трагедии О.Уайльда "Пляска царевны". Предполагалось, что Р. будет участвовать в обеих постановках, исполняя роли Клеопатры и Саломеи. Роль Клеопатры хореограф задумывал и воплощал специально в расчете на пластические возможности непрофессиональной танцовщицы. Однако Р. получила роль позднее, в спектакле дягилевской антрепризы. В Петербурге же она реализовала свое желание выйти на сцену в "Танце семи покрывал". Музыку к нему в спектакле В. Мейерхольда для Михайловского театра написал А. Глазунов. Оформление и костюмы принадлежали Баксту. Спектакль из-за запрета Синода не был доведен до конца: публике был показан только "Танец семи покрывал" 3.11.1908 в Михайловском театре (благотворительный спектакль) и 21 декабря в Большом зале Петербургской консерватории. Впечатление от него было меньшим, чем от аналогичного номера в фокинской "Эвнике", исполненного двумя годами раньше А.Павловой. Реванш Р. взяла в "Египетских ночах" А,Аренского с оформлением Бакста, шедших в парижских Русских сезонах под названием "Клеопатра" (2.6.1909, театр Шатле). Новое название отражало происшедшие в спектакле перемены, иные акценты, замену благополучного финала трагическим. В итоге в центре балета оказалась Клеопатра-Р., заслонив Таор-Павлову. Высокая, неправдоподобно тонкая фигура, красивое бесстрастное лицо - все в облике этой хрупкой, похожей на натянутую струну женщины было необычно, влекло обещанием упоительных контрастов, пугало леденящей отрешенностью. Клеопатра появлялась на носилках, ее медленно вынимали из них и осторожно ставили на высокие котурны. Тело, скрытое покровами, едва угадывалось. Рабыни неторопливо разматывали драгоценные шали, оставляя последнюю - прозрачную дымку голубой ткани. Неподвижная фигура царицы в голубом парике наконец оживала: Клеопатра мановением руки отбрасывала это последнее покрывало, представая полуобнаженной, во всеоружии жестокой красоты, царственного великолепия и роскоши. Струящиеся ткани облегали фигуру, каждый шаг открывал ногу утонченной красоты - по словам А.Левинсона, "более длинную и стройную, чем у сказочных образов прерафаэлитов". Изобразительность преобладала. Жесты были редки и каждый выверен. Величественная красота подавляла и завораживала.Р. на этой парижской премьере имела большой успех и по сути впервые в полный голос заявила о своем необычном таланте. Эротический образ дивы, торжество красоты женщины-вамп отныне сопутствовали исполнительнице. --- В "Шехеразаде" Н.Римского-Корсакова, также поставленной Фокиным (4.6.1910, "Grand-Орбга", Париж), Р. исполнила роль Зобеиды, любимой жены шаха Шахриара, Декорации Бакста контрастом изумрудных стен и алых ковров создавали удушливо-чувственную атмосферу гарема, освещенного висящими на цепях фонарями. Выразительным был костюм Зобеиды - длинные шаровары, по словам критика, символизировали "жестокое, как жало пчелы, сладострастие". Скупая пластика героини приковывала внимание к малейшему жесту, выглядевшему чрезвычайно значительным, контрастно оттенялась подвижностью раба-любовника {В.Нажинского) и разгулом оргии. Фокин свидетельствовал в мемуарах, что Р. достигала большого впечатления "самыми экономными, минимальными средствами. Все выражалось одной позой, одним жестом, одним поворотом головы. Зато все было точно вычерчено, нарисовано. Каждая линия продумана и прочувствована". Этот спектакль был последним в сотрудничестве Р. с С.Дягилевым. Успех подогрел ее честолюбивые желания, и она организовала свою труппу, заняв в ней ведущее положение. В парижских Русских сезонах Р. выступила еще лишь однажды - в 1920 в благотворительном спектакле. Шла та же "Шехеразада", но былого впечатления актриса уже не произвела. --- Р. начала самостоятельную деятельность с постановки пятиактной мистерии "Мученичество Святого Себастьяна" с текстом Г. Д'Аннунцио и музыкой К.Дебюсси (22.5.1911, театр Шатле, Париж). Она сама сочиняла хореографию и исполняла заглавную роль. Оформление снова принадлежало Баксту, Спектакль представлял собой подобие кантаты с оперными и балетными сценами. В нем была сделана попытка соединить элементы культа Адониса с христианством. Необычность ситуаций, в которых соседствуют чувственность, страдание, пряная экзотика, помогали достигать зрелищных эффектов. Картинность преобладала, составляя главный интерес. Статуарная пластика выгодно подавала возможности актрисы, как всегда строилась на чрезвычайно эффектной внешности исполнительницы и выверенности ее расчетливых жестов. В том же году для труппы Р. режиссер А.Санин поставил "Елену Спартанскую" Д.Северака и Э.Верхарна (также в театре Шатле), Продолжилось и сотрудничество Р. с Фокиным. Постановка пьесы Г.Д'Аннунцио "Пизанелла или Душистая смерть" (20.6.1913, театр Шатле) с музыкой итальянского композитора И.Парма объединила тех, кто встретился в работе над трагедией О.Уайльда в Петербурге. Режиссером был Мейерхольд, художником Бакст, хореографом - Фокин.Р. исполняла роль Пизанеллы, В спектакль было включено много танцев. В финальном - 7 нубеянок окружали пляшущую героиню и душили ее весьма необычным способом - охапками роз. --- После 1-й мировой войны Р. появлялась в различных пьесах как драматическая актриса. В 1924 она станцевала в балете "Истар" Л.Стаатса ("Grand-Opera", Париж). В 1925 пригласила известных танцовщиков Л.Шоллар и ее мужа, А.Вильтзака, для совместных выступлений, и они ради этого сотрудничества покинули дягилевскую антрепризу. В 1928 организовала новую труппу, просуществовавшую год и снова возрождавшуюся в 1931 и 1934. Исполняла ведущие роли в специально созданных для нее в 1928 постановках ("Пиршества Психеи и Амура" на музыку И.С.Баха, "Болеро" М.Равеля, "Поцелуй феи" И.Стравинского - все с хореографией Б.Нижинской', "Давид" А,Соге с хореографией Л.Мясина]. И в следующие годы круг хореографов, ставивших для Р., почти не обновлялся. Репертуар актрисы пополнялся спектаклями: "Вальс" Равеля с хореографией Нижинской (1929), "Амфион" А.Онеггера с хореографией Мясина (1931). К.Йосс поставил для Р. мелодраму в трех актах "Персефона" с музыкой Стравинского, оформлением А.Барзака (30.4.1934 "Grand-Opera", Париж). Целый вечер одноактных балетов создал для труппы Р. Фокин: "Семирамида" с музыкой Онеггера, "Диана де Пуатье" с музыкой Ж.Ибера, "Болеро" и "Вальс" Равеля; оформление принадлежало А.Бенуа (3.5.1934, "Grand-Opera", Париж). Ее партнерами были КЛейстер и А.Вильтзак. Покинула сцену в 1935. Состояние, которым она располагала, позволяло ей заказывать музыку известным современным композиторам и тем вступать в конкуренцию с всесильным Дягилевым, а нередко переманивать к себе его прежних сотрудников, как это случилось со Стравинским. Сочиненные по ее заказу, но не воплощенные на сцене партитуры Р. передала в "Grand-Opera". Среди них были произведения Мийо, Клоделя, Онеггера, Ибера. Последние единичные выступления состоялись в Базеле в 19 38 и Орлеане в 1939 в спектакле "Жанна д'Арк на костре" Онеггера и Клоделя. Снималась также в кино. --- Лит.: Красовская В. Русский балетный театр начала XX века, ч. 1. Хореографы.Л., 1971; ч.2. Танцовщики.Л., 1972; Фокин М. Против течения, 2-е изд.Л., 1981: Koegler Horst. The Concise Oxford Dictionary of Ballet. 2 ed. London, New York, Melbum, 1982. --- А. Соколов-Каминский ---

    РУДНЕВ Вадим Викторович    (1874 19.11.1940, По, Франция) - политический деятель, журналист. Из дворян. С 1900 учился на медицинском факультете Московского университета. В 1902 за участие в студенческом движении сослан в Сибирь. Эсер, согласно оценке жандармов, один из "ряда выдающихся по смелости" участников 1-й русской революции в Москве. Летом 1905 арестован, содержался в Таганской тюрьме до Манифеста 17 октября. В 1906 делегат 1-го съезда партии социалистовреволюционеров (ПСР) от московской организации. С середины 1907 член ЦК партии. В 1907 сослан на 4 года в Якутскую губернию. --- После освобождения эмигрировал в Швейцарию, где завершил медицинское образование. В 1914, сдав государственные экзамены, поступил добровольно врачом на госпитальное судно. --- Февральскую революцию встретил в Москве. Способствовал возрождению городского комитета эсеров, членом которого был избран 22.3.1917, состоял в редакции эсеровской газеты "Труд". С 1 1 апреля член президиума Московского Совета рабочих депутатов. С 11 июля московский городской голова. Член Временного комитета (органа борьбы с выступлением генерала Корнилова). В сентябре член президиума совещания представителей земств и городов для выработки программ общественного самоуправления. Съездом Союза городов делегирован в Предпарламент. --- В дни Октябрьской революции возглавил московский Комитет общественной безопасности; на экстренном заседании городской думы 8 ноября доложил о бесплодных попытках мирного урегулирования положения в Москве, после чего дума заявила, что "вина за дальнейшую междуусобную войну целиком ложится на ВРК большевиков". С ноября председатель бюро фракции эсеров в Учредительном собрании, подписал 5.1.1918 протест 109 депутатов против действий большевиков и 6 января протест Московской городской думы против разгона Учредительного собрания. Участвовал в работе Союза возрождения России. Переехал в Киев, был направлен вместе с И.Фондаминским на Северный Кавказ для связи с генералом Деникиным. В ноябре 1918 участвовал в совещании с послами Антанты в Яссах. В конце 1918 перебрался в Одессу, где возглавил бюро земств и городов Союза городов. 5.4.1919 эмигрировал. Находился на острове Халки под Константинополем, откуда через Марсель добрался до Парижа. --- С 1919 секретарь редакции газеты М.Винавера "Еврейская трибуна". Вместе с О.Минором и И.Коварским написал в ЦК ПСР письмо, в котором осуждал "все растущую терпимость к Советской власти" и "готовность идти с нею единым фронтом для борьбы с антибольшевистской коалицией". Участвовал в заседании бывших членов Учредительного собрания в Париже (янв. 1921). Входил в правую группировку эсеров-"раскольников", подписал их манифест с призывом к новой интервенции против Советской России (май 1918). Дело Р., как находящегося за границей, было выделено в ходе процесса над правыми эсерами в Москве (1922) в отдельное производство. --- Как член (с 1921) Комитета Земгора по оказанию помощи российским гражданам за границей Р. более 10 лет занимался "попечением о нуждах русской школы". 10.7.1925 выступал на 2-м Педагогическом съезде в Праге с докладом "Финансовое положение и перспективы беженской школы". Опубликовал несколько книг, брошюр и статей об эмиграции и русской школе (Зарубежная русская школа. Париж, 1924; Русское дело в Чехословацкой республике. Париж, 1924и др.). --- Наибольшую известность в эмигрантских кругах Р. приобрел издательской деятельностью. В 1920 при его участии в Лозанне вышли 12 номеров газеты "Родина". Был одним из редакторов издававшейся в Берлине газеты "Дни". Вместе с М.Вишняком издавал в Париже эсеровскую "Свободу". В 1937-39 при участии Р. выходил журнал "Русские записки". Самым любимым его детищем были "Современные записки" (1920-40, 70 номеров), о которых она 1933 писал: "Современные записки" посвящены прежде всего интересам русской культуры, сохранению ее преемственности, насильственно прерываемой в России большевиками. К этому заданию приводит нас не эмигрантское самомнение - слишком ограничены объективные возможности культурного творчества в условиях эмиграции, - а сознание первейшего национального долга, лежащего на оказавшейся в изгнании русской интеллигенции". В значительной степени благодаря усилиям и "организаторско-техническим" способностям Р. к участию в "Современных записках" удалось привлечь всех сколько-нибудь значительных писателей и поэтов русского зарубежья. Несмотря на репутацию придирчивого редактора (Вишняк упрекал его в "излишнем ригоризме"; В.Яновский называл его страдающим "болезнью непогрешимой принципиальности"), авторы журнала считали Р. "душой" издания. --- Сам Р. стал в эмиграции разносторонним публицистом и критиком. Его внимание, кроме проблем школы, привлекали социально-экономические, исторические, литературоведческие вопросы, особенно рабочее законодательство, развитие промышленности в России и СССР, будущее буржуазии, прошлое и настоящее русской деревни. Ему по-прежнему были дороги "идеи народничества, демократического социализма", "русской свободы". Он был глубоко религиозным человеком. Негативно оценивал настроения эмигрантской молодежи, которая "обращена лицом к Советской России"; "Страстное обличение зол капитализма... неразрывно связывается в "пореволюционном" сознании с оптимистической, почти благодушной оценкой процессов, происходящих в России под советским режимом... Для нас советский режим величайшая тирания, небывалая хозяйственная бессмыслица, злейшая духовная реакция". Тем не менее в журнале печатались и "молодые русские". Журнал постоянно испытывал финансовый дефицит.Р. взял на себя мучительный и неблагодарный труд по добыванию средств, "стал своего рода Иваном Калигой в "Современных записках" (Вишняк). Когда к концу 30-х внутри редакции обострились разногласия, последние два номера удалось выпустить лишь стараниями Р. --- С началом фашистской агрессии против Франции Р. уехал с женой в По. Накануне отъезда в США скончался от рака. --- Соч.: Судьбы эмигрантской школы. Прага, 1930; Двадцать лет тому назад // СЗ, 1934, № 56. --- Лит.: Вишняк М.В. Дань прошлому. Нью-Йорк, 1954; Его же. "Современные записки": Воспоминания редактора. Индиана, 1957; АнинД. Революция 1917 г. глазами ее руководителей. Рим, 1979; Яновский B.C. Поля Елисейские. СПб., 1993. --- Л. Бадя ---

    РЯБУШИНСКИЙ Владимир Павлович    (29.6.1873, Москва - 7.10.1955, Париж) промышленник и банкир. Из семьи хлопчатобумажных фабрикантов, брат Д.и П.Рябушинских. Образование получил в Московской Практической академии коммерческих наук (1891), стажировался в Гейдельбергском университете в области истории философии, литературы и искусства. В 1894 вступил в семейное дело "Товарищество мануфактур П.М.Рябушинского с сыновьями" (основано в 1887, основной капитал к 1914-5 млн. руб., владело хлопчатобумажным комбинатом близ Вышнего Волочка Тверской губ.). Директор правления Харьковского Земельного банка (1901), совладелец банкирского дома "Братья Рябушинские" (1902), председатель правления созданного на его основе Московского акционерного коммерческого банка (1912). Активно участвовал в общественно-политической жизни России начала XX в. Конституционный монархист по убеждениям, в 1905 вместе с братом Павлом вошел в ЦК "Союза 17 октября", один из инициаторов создания в конце 1905 Торгово-промышленной партии (вскоре распалась). В 1912 избран в состав Московского отдела ЦК Прогрессистской партии. В 1911-12 на средства Р. был издан сборник "Великая Россия" (KH.I-IL М.,1911-12: под общей ред.П.Струве), лейтмотивом которого являлся призыв к восстановлению нарушенного русско-японской войной статуса России как великой военной державы. "Подъем военной мощи России, - писал Р. во вступительной статье к изданию, - неразрывно связан и с будущим культурным процветанием". --- В период 1-й мировой войны добровольцем отправился на фронт, организовав подвижной автоотряд. Был ранен, за участие в боевых действиях награжден орденом Св.Георгия 4-й степени и произведен в офицерский чин. Находился в армии вплоть до окончания военных действий. В октябре 1918 участвовал в Ясском совещании представителей небольшевистской России и держав Антанты, на котором обсуждались перспективы борьбы с большевизмом ввиду близившегося окончания войны. Осенью 1920 приглашен в качестве эксперта на организованное генералом Врангелем в Севастополе экономическое совещание. После "крымской катастрофы" эвакуировался в Константинополь, затем осел во Франции. Вошел в Совет организованного в 1921 в Париже Российского Торгово-промышленного и Финансового союза, но активной роли в политической жизни российского зарубежья не играл. --- Старообрядец Рогожского прихода по семейному вероисповеданию, он посвятил себя сохранению русского духовного наследия в эмиграции. В 1925 в Париже по инициативе Р. и при содействии лучших художественных (Д.Стеллецкий, И.Билабин, А.А.Бенуа и др.) и общественных сил (П.Муратов, кн.Г.Трубецкой, кн.С.Щербатов и др.) было основано общество "Икона", которое Р. возглавлял до конца жизни. Общество, поставившее своей целью сберечь и развить традиции русского иконописания, организовало более 30 художественных выставок во многих странах мира.Р. вместе с братом Сергеем руководил богословско-литургическим отделением Общества. Силами членов Общества проектировались и расписывались храмы русской диаспоры во Франции (Сергиевское подворье в Париже, церковь на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа), Бельгии (храм-памятник на русском военном кладбище в Мурмелон-леГра), Финляндии (собор в Хельсинки) и др. --- В эмиграции Р. опубликовал ряд статей по истории русской иконы, книгу "Старообрядчество и русское религиозное чувство" (Жуанвиль-ле-Пон, 1936), ценные воспоминания о московском купечестве. Говоря о причинах интереса к русской иконе на Западе, в качестве главной называл "болыпевицкую революцию"; "Она выбросила в мир массу русских людей с их иконным религиозным и бытовым обиходом и с тем иконным энтузиазмом, который уже с чисто художественной, не религиозной только точки зрения, стал разгораться в России в кругах, любящих искусство". "Эмиграция, - писал он в другой статье, - принесла с собой или, вернее, в самой себе идею и веру христианского православия и приняла, поняв его значение, возрождение иконописания". Решающее значение в деле сохранения народной души в "подъяремной России" он придавал старообрядческому религиозному чувству, призванному противостоять "сатанинской прелести": "В России идет сейчас отчаянная борьба за душу, борьба еще более грозная, чем та, которая шла при Петре: тогда удалось только частично искалечить душу русского народа - теперь хотят добить ее окончательно... Одолеет ли в этой борьбе, отстоит ли свою душу русский народ лишь тогда, если во всем нем возродится и разгорится старообрядческий дух". --- Оставаясь непримиримым противником большевизма, в 1930 опубликовал в прессе статью "Необходимая война" (Возрождение, 1930, 7 июня), в которой призывал правительства европейских стран к военной интервенции в Россию, поскольку крестьянство вследствие проводимой коллективизации полностью отошло от советской власти. В связи с этой публикацией имя Р. фигурировало на процессе по т.н. делу "Промпартии" в конце 1930. Главный обвиняемый профессор Л.Рамзин под давлением обвинения (прокурор Н.Крыленко) заявил, что в 1 927 в Париже встречался с Р., якобы обещавшим финансовую помощь организации от "Торгпрома". Р. выступил с официальным опровержением в эмигрантской прессе (Возрождение, 1930, 22 нояб.), подчеркнув, что никаких контактов с Рамзиным не имел. В дальнейшем от-^ верг идею военной интервенции против Советской России; в период гитлеровской оккупации Франции, находясь в Париже, отказывался от предложений сотрудничества с фашистским режимом. В последние годы жизни, почти потеряв зрение, работал над книгой о русских иконах, оставшейся неопубликованной. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. --- Соч.: Русская икона в иностранной литературе // СЗ, 1934, № 54; Значение русской эмиграции в идейной жизни современного мира // Возрождение, 1955, № 40. --- Лит.: Торговое и промышленное дело Рябушинских.М.,1913; Рябушинский В. Купечество московское / День русского ребенка. Сан-Франциско, 1951, апр. (переизд. Былое, 1991, № 1-3); Исцеленов Н. Памяти Владимира Павловича Рябушинского // Возрождение, 1955, № 47. --- Ю. Петров. ---

    РЯБУШИНСКИЙ Дмитрий Павлович    (18.10.1882, Москва- 27.8.1962, Париж) аэро- и гидродинамик, один из основоположников экспериментальной аэродинамики в России. Из известной семьи московских промышленников и банкиров, брат В. и П. Рябушансках. После окончания 5-й московской гимназии он, по семейной традиции, поступил в Московскую Практическую академию коммерческих наук, которую окончил в 1901 с золотой медалью и званием кандидата коммерции. Курс механики в этом среднем специальном учебном заведении читал профессор Н.Жуковский. Знакомство с "отцом русской авиации" определило дальнейшую жизнь Р. Осенний семестр 1901 он провел в Гейдельбергском университете. Посетив затем "дышавшую воздухоплаванием" Францию, отправился в кругосветное путешествие, во время которого наблюдал за полетом морских чаек. Домой Р. приехал с твердым намерением вместо коммерции заняться постройкой летательных аппаратов, о чем сообщил профессору Жуковскому; тот посоветовал начать с создания аэродинамической лаборатории для изучения законов полета. --- В 1904 в имении Рябушинских в Кучино под Москвой было возведено здание Аэродинамического института, являвшегося по своему оснащению и широте постановки исследований первым в мире научным заведением подобного типа (за рубежом аналогичные учреждения возникли лишь 5-6 лет спустя). Как само строительство, так и первые исследования в институте велись под общим руководством Жуковского. Кучинский Аэродинамический институт сыгр^у большую роль в становлении не только отечественной, но и мировой науки о теории полета летательных аппаратов. Наряду с Жуковским в проводимых исследованиях участвовали его. соратники и ученики: В.Кузнецов, Б.Бубекин, С.Неждановский и др. Правда, через год-полтора большинство учеников Жуковского и он сам покинули институт. Дело в том, что Р. не пожелал ограничиться ролью директора института и богатого мецената и захотел лично проводить научные исследования, зарекомендовав себя вскоре талантливым экспериментатором. Начав свою работу под непосредственным руководством Жуковского, он постепенно стал проявлять все большую самостоятельность и вскоре подчинил почти всю исследовательскую деятельность института своим личным научным интересам; возможности для работы других сотрудников оказались резко ограниченными. Кучинский институт стал уникальным учреждением, владелец которого был, за исключением оставшегося профессора В.Кузнецова, единственным научным работником. В исследованиях Р. опирался на работу своих лаборантов, в первую очередь, В.Ковалева, П.Гусева и И.Смирнова (Ковалев в дальнейшем последовал за Р. в эмиграцию и остался там его постоянным помощником). Впрочем, несмотря на свой уход из института, Жуковский продолжал оказывать Р. необходимую помощь, широко используя в своей научной и педагогической деятельности результаты исследований института. --- Для восполнения пробелов в теоретической подготовке Р. с 1907 посещал в качестве вольнослушателя занятия в Московском университете, а в следующем году поступил на математическое отделение физико-математического факультета. По окончании в 1912 университета был оставлен Жуковским при возглавляемой им кафедре теоретической механики для подготовки к профессорскому званию. В начале 1916 выдержал экзамен на степень магистра и был зачислен приват-доцентом университета; начал читать курсы теории упругости и аэродинамики. --- В тематике первых научных работ Р. прослеживается влияние Жуковского, который в то время интересовался проблемами вертолета, в первую очередь характерными режимами работы несущего винта. С этой точки зрения, важное значение имело исследование Р. влияния косой обдувки винта. Мировую известность принесло ему изучение авторотации винта, что было частью исследований, проводившихся в Кучинском институте. Многие эксперименты в этой области (изучение вихрей и поля индуктивных скоростей под винтом) были проведены в столь полном объеме впервые в мире. В 1910-х Р. уделял все большее внимание совершенствованию методов экспериментальной аэродинамики, улучшению характеристик лабораторного оборудования. Была проведена большая работа по изучению поля трубы и обеспечению его равномерности, анализировалось влияние стенок трубы и величины моделей на их обтекание потоком. Значительный вклад был внесен ученым в развитие теории подобия. В 1911 Р. впервые была установлена частная формулировка ТГ-теоремы для механических явлений, получившей в дальнейшем широкую известность под названием теоремы Букингема, В Кучинском институте велась большая работа по изучению ламинарного и турбулентного потоков, спектров обтекания разных тел, в том числе разрезных крыльев, исследованию вихрей, образуемых несущими поверхностями в потоке. Под руководством Р. в институте создавались и совершенствовались новые экспериментальные установки, многие из которых отличались большой оригинальностью конструкции. На базе построенной в 1911 при институте специальной лаборатории Р. начал свои исследования в области гидродинамики. --- Исследования Кучинского института, издававшиеся в виде бюллетеней на французском языке, были широко известны как в России, так и за рубежом. Труды Р. печатались в отечественных и зарубежных сборниках, выходили отдельными изданиями. Они принесли заслуженную славу Р. и русской авиационной науке. Августейший покровитель русской военной авиации великий князь Александр Михайлович наградил ученого особым знаком отличия, "даруемым за заслуги, оказанные отечественному воздухоплаванию". Ученик и сподвижник Жуковского по праву может считаться одним из основоположников отечественной экспериментальной аэродинамики. В апреле 1914 научный мир России и других стран торжественно отметил 10-летие Кучинского института. Во время празднований Р. заявил о выдвижении новой, "гораздо более трудной и грандиозной" задачи - разработки теории "перелета на другую планету". Он приступил к исследованиям по теории ракетного движения, которые продолжил и в эмиграции. Начавшаяся 1-я мировая война внесла свои коррективы в работу института. Глава Московского военно-промышленного комитета П.Рябушинский привлек своего брата к выполнению заданий Главного артиллерийского управления. В Кучино при непосредственном участии Р. строились и испытывались новые виды вооружения: минометы, безоткатные орудия и ракетное оружие. --- Октябрьская революция ознаменовалась в Кучино поджогами соседних имений. Опасаясь за семью, Р. отправил жену и трех дочерей за границу, а сам остался, пытаясь сберечь Аэродинамический институт. Он добился национализации института и покровительства над ним Наркомата просвещения. Решением отдела научных учреждений Наркомпроса Р. был оставлен директором Кучинского института. Однако осенью 1918 его арестовали; чудом оставшись в живых, в декабре того же года он уехал в Данию, а оттуда (в 1919) переселился в Париж. Вскоре после эмиграции своего создателя Кучинский институт прекратил свое существование. --- Во Франции Р. продолжил исследования по гидродинамике, в том числе по изучению движения твердых тел в жидкости, вихревых течений, кавитации и сопротивления жидкостей. В июне 1922 он был удостоен Парижским университетом звания доктора математических наук за две представленные диссертации: "Исследования по гидродинамике" и "Об общих уравнениях движения твердых тел в жидкости". С этого времени ученый начал сотрудничать с техническим управлением министерства авиации и читать лекции в университете. С 1925 по 1953 им было прочитано в Сорбонне 15 курсов лекций.Р. не принимал французского гражданства и до конца жизни сохранил паспорт русского эмигранта, однако на международных конгрессах он представлял французскую науку и высшую школу. Р, выступал с докладами и читал лекции в научных аудиториях США, Великобритании, Югославии и Польши.Р. состоял членом Лондонского Королевского института, Аэронавтического научного института в НьюЙорке, Французского математического общества и т.д. --- В 1929 при Институте механики Парижского университета была организована лаборатория механики жидкостей; Р. занял пост заместителя директора лаборатории, стал членом Совета Института механики. Он внес большой вклад в совершенствование методов и оборудования экспериментальных исследований. Созданные Р. приборы с успехом демонстрировались на международных авиационных выставках. В 1929 в Сорбонне было организовано торжественное чествование 25-летия со дня основания Кучинского Аэродинамического института, а его основатель признан "одним из наиболее выдающихся мастеров в гидромеханике". --- Основной тематикой исследований Р. в 30-е продолжало оставаться изучение воздушных и гребных винтов, гидроаэродинамических сопротивлений. Ряд его работ был посвящен газогидравлическим аналогиям плоских течений, причем он исследовал структуру как потоков, так и сопротивления. Разработанные ученым аналогии между воздушными и жидкостными течениями получили название "аналогий Рябушинского". В публикациях ученого исследовались задачи дозвуковых, околозвуковых и сверхзвуковых течений газа и, в частности, задача истечения газовых струй. В 1932 Академия наук Франции присудила Р. премию Генри Вазена, а в 1935 избрала ученого своим членом-корреспондентом. --- Лаборатория механики оставалась основным местом работы Р. до 1940, когда она была закрыта немецкими оккупационными властями. После 2-й мировой войны он сотрудничал преимущественно с Национальным центром научных исследований Франции. В мае 1954 в Сорбонне торжественно праздновался 50-летний юбилей научной деятельности Р., на котором присутствовали ученые из всех стран, за исключением СССР. Французское министерство авиации выпустило юбилейный сборник с научными статьями его друзей, коллег и учеников. Всего с 1906 по 1962 ученый опубликовал свыше 200 научных работ, посвященных аэродинамике, астрофизике, сверхзвуковой динамике, геометрии, гидродинамике, математике и теоретической физике. Среди его работ по геометрии особенно важными были ис-следования по абсолютным величинам и по прерывистой геометрии. --- Р. занимал важное место в научных кругах русской эмиграции. Он был одним из основателей Русского Высшего технического училища во Франции: с 1931 профессор этого института, заведовал кафедрой теоретической механики, в течение многих лет состоял председателем Совета профессоров. Из среды молодых эмигрантов он воспитал много талантливых учеников, в том числе В.Демченко, С.Владимирского, А-Гербильского, И.Воронца и др. Они внесли большой вклад в развитие французской и мировой науки.Р. принимал также активное участие в общекультурной жизни русской эмиграции, оставался большим патриотом России. Он интересовался событиями у себя на родине, развитием советской науки и техники, судьбой своего любимого детища в Кучине. Всю жизнь ученый защищал и пропагандировал на Западе достижения и приоритеты российских ученых и конструкторов.Р. был основателем и председателем Русского Научно-философского общества во Франции. Прочитанные там доклады представляют собой настоящую энциклопедию научных достижений русского зарубежья. Он основал и возглавил Общество охранения русских культурных ценностей за рубежом, спасшее от разграбления и гибели многочисленные архивы русских эмигрантов. Кроме того, он состоял председателем Европейского комитета по изданию Книги о вкладе российской эмиграции в мировую культуру и членом Совета Русской академической группы. Похоронен среди выдающихся русских авиаторов на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. --- Соч.: Аэродинамический институт в Кучине 19041914. М., 1914; Thirty Years of Theoretical and Experimental Research in Fluid Mechanics // The Journal of the Royal Aeronautical Society. 1935, № 292293; 25 Years More of Theoretical and Experimental Research in Fluid Mechanics // Ibid., 1962, № 620. --- Лит.: Bulletin de I'lnstitute Aerodynamique de Koutchino. Moscou. Paris, fasc. 1-5, 1906-14; fasc.6, 1920; Jubile scientifique de M.Dimitri P.Riabouchinsky. Paris, 1954; Вечорин E. Дмитрий Павлович Рябушинский // Рус. мысль, 1962. 30 авг.; Михайлов Г.К. Основатель Аэродинамического института // Вест. АН СССР, 1991, № II. --- В. Михеев ---

    РЯБУШИНСКИЙ Павел Павлович    (17.6.1871, Москва - 19.7.1924, Камбо-ле-Бэн, Франция) промышленник и банкир, политический деятель, Из семьи хлопчатобумажных фабрикантов, брат Д. и В. Рябушинских. Образование получил в Московской Практической академии коммерческих наук (1890), с 1900 возглавил семейную фирму - "Товарищество мануфактур П.М.Рябушинского с сыновьями", председатель правления Харьковского Земельного банка (1901), совладелец банкирского дома "Братья Рябушинские" (основан в 1902) и председатель совета организованного на его основе Московского акционерного коммерческого банка (1912), директор "Товарищества типографии П.П.Рябушинского" (1907). Принимал активное участие в представительных органах российского предпринимательского класса - член Совета съездов представителей промышленности и торговли (1906), председатель общества хлопчатобумажных фабрикантов Московского района (1909), старшина (1906), затем председатель (1915) Московского Биржевого комитета. --- Политической деятельностью занимался с начала 1900-х, возглавлял группу "молодых" московских предпринимателей, выступавших за утверждение в стране конституционного строя, за проведение либеральной политики в рабочем вопросе. С ноября 1905 член ЦК "Союза 17 октября", в 1906, несогласный с политикой лидера октябристов А.Гучкова, перешел в партию мирного обновления, в 1912 - один из инициаторов создания партии прогрессистов, член ее ЦК и председатель Московского комитета. --- Старообрядец Рогожского прихода по вероисповеданию, с 1905- товарищ председателя Совета съездов старообрядцев, один из лидеров движения за уравнение старообрядцев в правах с другими конфессиональными группами. Издавал на свои средства "Народную газету" (1906) с приложением "Голос старообрядца", финансировал издание журнала "Церковь" и "Слово церкви" (1908-17). Свои поли-тические взгляды под лозунгом "Купец идет!" проводил в издававшихся на собственные средства газетах "Утро" (1907), "Утро России" (1907, 1908-17). В 1908-12 совместно с А.Коноваловым при активном участии П.Струве проводил т.н. "экономические беседы" с представителями либеральной профессуры (С.Котляревским, А.Мануйловым и др.) для выработки экономической программы развития страны. --- В период 1-й мировой войны стал одной из ведущих политических фигур либерального лагеря, В мае 1915 на 9-м торгово-промышленном съезде в Петрограде призвал к организации военно-промышленных комитетов, возглавил созданный в июне Московский военнопромышленный комитет. Летом 1915 в связи с образованием Прогрессивного блока в Государственной думе принимал участие в совещании лидеров оппозиционно-либеральных партий, избран в состав депутации к царю в октябре 1915 (депутация в составе Г.Львова, М.Челнокова и Р. не была принята Николаем II). В сентябре 1915 вместе с А.Гучковым избран в Государственный совет по выборам от торговли и промышленности. С 1916 приступил к созданию единой всероссийской предпринимательской организации - Союза торговли и промышленности. После Февральской революции, на 1-м съезде Всероссийского союза торговли и промышленности в марте 1917 призывал к единению национальных сил, настаивая на долгосрочной перспективе капиталистического строя в России: "Еще не настал момент думать, что мы можем все изменить, отняв все у одних и передав другим, это является мечтою. Россия в этом отношении еще не подготовлена, поэтому мы должны еще пройти через путь развития частной инициативы". Отражая недовольство предпринимательских кругов экономической политикой Временного правительства, в августе 1917 на 2-м съезде торгово-промышленного союза, предрекая "финансово-экономический провал", предостерегал правительство и руководство Советов от увлечения социалистическими экспериментами: "То, о чем я говорю, является неизбежным (экономический крах Ред.). Но, к сожалению, нужна костлявая рука голода и народной нищеты, чтобы она схватила за горло лжедрузей народа, членов разных комитетов и советов, чтобы они опомнились". В политической области выступал за ликвидацию "диктатуры советов" и переход власти к генералу Корнилову. После подавления корниловского путча отошел от политической деятельности, по постановлению Симферопольского Совета в сентябре 1917 арестован как "соучастник заговора", освобожден по личному распоряжению А.Керенского. --- В начальный период гражданской войны находился в Крыму, в октябре 1918 участвовал в совещании в Гаспре с лидерами кадетской партии по поводу плана действий в связи с близившимся окончанием мировой войны, поддерживал курс на тесный союз со странами Антанты. Осенью 1918 вошел в образованный в Киеве Союз государственного объединения России (СГОР). "Среди промышленников здесь, - по отзыву председателя Центрального Военно-промышленного комитета М.Маргулиеса, - только один человек с большим политическим кругозором, с темпераментом, волей и умом, несомненно занявший бы на Западе крупное положение в любом правительстве - это П.П.Рябушинский". В связи с готовившейся в начале 1919 конференции на Принцевых островах был намечен в состав делегации от СГОРа (конференция не состоялась). --- В 1919 эмигрировал во Францию, где пытался возродить Всероссийский Торгово-промышленный союз ("Протосоюз") для поддержки правительства генерала Врангеля, призывал собратьев по предпринимательскому классу "занять все подступы к России, чтобы быть готовыми к моменту, когда откроется поле деятельности в самой России". Его планы встретили противодействие со стороны петроградских деловых кругов во главе с бывшим директором Сибирского Торгового банка НДрнисовым, создавшими в начале 1921 собственное объединение российских капиталистов за рубежом Российский Торгово-промышленный и финансовый союз ("Торгпром"), членом которого стал и Р. Анализируя причины исторического поражения своего класса в России, в числе основных считал недостаточную консолидацию предпринимательских слоев общества: "Русская буржуазия, численно слабая, не в состоянии была выступить той регулирующей силой, которая помешала бы событиям идти по неверному пути". --- После провозглашения в Советской России новой экономической политики рассчитывал на внутреннюю эволюцию коммунистического режима под влиянием "естественных экономических законов". В мае 1921, будучи избран почетным председателем торгово-промышленного съезда в Париже, высказывал убеждение в исторической преемственности дореволюционного и "нэповского" предпринимательского класса, на который возложена "колоссальная обязанность - возродить Россию". Торгово-промышленному классу, по замыслу Р., предстояло "научить народ уважать собственность как частную, так и государственную, и тогда он будет бережно охранять каждый клочок достояния страны". В тот период Р. занимался составлением "плана торговой политики для переходного момента в России, который наступит после падения Советской власти", ожидаемого как следствие нэпа. В последние годы жизни в связи с обострившейся болезнью (туберкулез) отошел от политической деятельности. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. --- Лит.: Торговое и промышленное дело Рябушинских.М., 1913; Петров Ю.А.П.П.Рябушинский / Россия на рубеже XX века. Исторические портреты.М., 1991. --- Ю. Петров

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.