МЕЧ и ТРОСТЬ
13 Июн, 2024 г. - 21:49HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    ПОТЕМКИН Петр Петрович    (псевд. Андрей Леонидов, Пикуб, Вестрис и др.) (1886, Орел 21.10.1926, Париж) - поэт, прозаик, драматург, переводчик. Родился в семье чиновника, занимавшего крупный пост в петербургской службе сборов. Детство провел в Петербурге, где учился в гимназии и на отделении словесности историко-филологического факультета Петербургского университета. Будучи студентом, напечатал первые стихи ("Диалог Хилкова с Грибоедовым") в сатирическом журнале "Сигнал" (1905, № 2). П. вспоминал: "Когда меня выгнали из гимназии, я решил сделаться писателем". В 1905-6 активно сотрудничал в сатирических оппозиционных журналах "Водолаз", "Рапира", "Маски", "Комета", "Еж", "Ночь" и др., обличал царских генералов и черносотенцев, высмеивал Манифест 17 октября, воспевал солнце свободы. В 1906 П. сблизился с символистскими литературными кругами, стал завсегдатаем в доме Ф.Сологуба, влияние которого ощутимо в его ранней поэзии. Печатался в иллюстрированном приложении к газете "Русь", сборнике "Остров" и др. Широкую известность приобрел после того, как стихотворение "Дьявол" было отмечено премией и напечатано в "Золотом руне" (1907, № 1). --- Первая книга стихов ("Смешная любовь". СПб., 1908) написана под влиянием символистской поэзии, прежде всего, блоковской. Любовь к красочной детали, внимание к быту сближали П. с М.Кузминым. Он тяготел к тем российским модернистам, которые группировались вокруг издательства "Оры". Город П. конкретнее, проще, приземленное таинственного и страшного города Блока, хотя муза поэта тоже томится среди петербургских "серых улиц" и "слепых домов". Из тумана и мглы она создает забавный миражный мирок "жестяных любовников" и "парикмахерских кукол". П. сознательно снижает, едва ли не окарикатуривает возвышенный мир символизма, заменяет романтические атрибуты подчеркнуто конкретными, прозаическими (пародийный цикл "Он" и "Она"). Отмечая сложность и противоречивость первой книги П., один из критиков писал: "Смешная любовь" произвела фурор. Все в ней было необычно, начиная от внешности, кончая странным содержанием, П. стал популярным поэтом, его портреты продавались в магазинах, о нем говорила критика, им интересовалась публика... причем тайна его творчества остается и по сие время тайной: что в нем серьезно, что - юмористика, Серьезное стихотворение написано шаловливо, юмористика - серьезно". В.Брюсов заметил, что П. сразу сделался "маленьким "метром", создателем своего стиля и чуть ли не своей школы". --- В 1908 П. стал сотрудником еженедельника "Сатирикон" (впоследствии "Новый Сатирикон"), где занял место одного из поэтических лидеров и секретаря редакции, В "Сатириконе" во всю ширь раскрылось дарование П., его неброский, но настоящий талант. В его сатирах сосуществуют чувство радости бытия и щемящая тоска, ощущение призрачности, маскарадности бытия, сочная звуковая живопись и романтическая ирония (цикл "Маскарад", стихотворение "Двойник" и др.). Характерные черты поэзии П. особенно отчетливо проявились в бытовых юморесках, составивших вторую книгу - "Герань" (СПб., 1912). С редким мастерством и тонкой иронией он передавал поэзию будничного, обыденного ("Лихач", "Жених", "На бал" и др.). Герои П. - приказчик, белошвейка, лихач, дворник, мастеровой, а, главное, город в его повседневной шумной жизни. Своеобразие музы П. в необычном соединении лирического и буднично-забавного, Его рисунки-стихотворения лукаво веселы и простодушны. Поясняя заглавие книги, рецензент писал: "Это цветок, который сросся со спокойной, уютной и наивно-мещанской обстановкой. Он стал олицетворением ее, синонимом примитивных чувств, влечения, сжатого рамками условности, легкой неубывающей скуки, неясных, сдержанных несмелостью души порывов и тусклой, кладущей свой отпечаток на каждую душевную эмоцию обыденщины", --- Став певцом городской мещанской окраины, П. не избежал упреков в мещанстве. Однако зарисовки поэта всегда окрашены добродушно-лукавым юмором. Поэт пытается подобно акмеистам уйти в простоту и предметный мирок вещей от другого, более сложного и страшного мира. Ему чужда фетишизация вещи, он тяготеет к фольклорной образности, напевной народной речи. Подтекст большинства его произведений - конфликт между романтической мечтой и суровой действительностью. Развитие П. шло от романтической пародии к бытовому юмору с психологическим подтекстом. После 1910 он занимался переводами с немецкого ("Чудесная история Питера Шлемиля" А.Шамиссо. СПб., 1910), создавал изящные театральные миниатюры, которые шли в "Летучей мыши", "Бродячей собаке", "Доме интермедий" ("Китайские болванчики", "Катенька", "Павловские казаки в Париже", "Барометр", "Старожилы", "Блэк энд уайт" и др.). В содружестве с В.Мейерхольдом он поставил "Шута Тантриса" в Александрийском театре. --- В 1912-16 П. выступал как детский писатель в журнале "Галчонок", постоянный фельетонист газеты "День" ("Записки фланера", репортажи об авиаторах и шахматистах), прозаик ("Сила любви", "Верба", "Петруха" и др.), сотрудничал в журналах "Солнце России", "Аргус", "Синий журнал", газетах "Русская молва" и "Русское слово". Вел театральную и балетную хронику, полемизируя с рецензентом "Биржевых ведомостей" А.Волынским.П. славил "правду любовного романа", открывал "Америку романтики в Петербурге", уверял, что "безголовая ложь прекраснее прекраснодушной правды". В годы 1й мировой войны П. сблизился с акмеистами, но ненадолго. Он пытался найти себя в стилизованных романсах, переводах из Шамиссо и Ведекинда, собирал народные частушки, задумывал поэму "На рассвете", которая осталась неоконченной. Не состоялось .и издание сборника "Париж", написанного в 1913 после поездки во Францию. Один из друзей поэта вспоминал, что П. стал тяготиться суетным театральным миром, "знал, что занимается поэтическими пустяками, что талант его уходит все глубже в него и нет ему выхода". --- Октябрьскую революцию П. не принял, и в ноябре 1920 вместе с женой и маленькой дочерью эмигрировал: из Одессы уехал в Бессарабию, переплыл на лодке Днестр, "представший Рубиконом", затем переехал в Чехословакию и жил в Праге вплоть до 1924. Был членом правления и казначеем Союза русских писателей, организовал "Устный альманах", в котором выступали члены литературных кружков "Скит поэтов" и "Таверна поэтов", сотрудничал в варшавской газете "За свободу". По словам Р.Словцова, "работал над более обширными темами, чем театральная миниатюра или стихотворная шутка". В 1925 в Праге вышла "Антология чешской поэзии" с его переводами, он также перевел поэму "Христос и пахарь" И.Голенчика. --- В третьей книге стихов П. - "Отцветшая герань" (Берлин, 1923) - были собраны произведения, написанные накануне революции и созданные в Праге. Подзаголовок книги - "То, чего не будет" - свидетельствовал, что поэт не питал никаких надежд на восстановление старого строя. Он любовно смакует каждую деталь прошлого, романтизирует милый его сердцу петербургский и провинциальный российский быт. Колоритные фигуры его героев ("Татарин", "Дуняша", "Вдова" и др.), оживая в предметно точных зарисовках, напоминают П. о навек потерянной родине. В книгу включены и стихи парижского цикла, написанные в 1913, которые в эмиграции наполнились новым смыслом. Сборник пронизан чувствами одиночества, бесцельности бытия, которые особенно ощутимы в цикле "Двое" (Воля России, 1922, № 32). Столь же безысходны стихотворения об эмигрантской жизни ("Беженка", "Переход" и др.). Смех П. становился грустноироническим, порой переходящим в сарказм ("Нет, не пустим Ильича", "Романтические цветы"). В 1922 П. печатал политические сатиры в газетах "За свободу" и "Бухарестские новости", создал цикл "ЧеКа", посвященный памяти расстрелянного поэта Н.Гумилева, с которым его связывала многолетняя дружба (За свободу, 1922, 5 марта). В 1922-26 П. печатался также в рижских газетах "Сегодня", "Рижский курьер", берлинских газетах "Руль" и "Дни", пражском журнале "Воля России". Он мучительно тосковал по родине, пытался воскресить светлый юмор в легких театральных миниатюрах ("Любовь по чинам", "Полотер" и др.), воспоминаниях о В.Мейерхольде и "Театре интермедий" ("Доктор Дапертутто"). По отзывам современников, в его произведениях этих лет "было очень острое чутье русского быта, старого Петербурга, былой провинции". В 1924 в Берлине вышла детская книжка - "Зеленая шляпа. Книжка-картинка для детей". --- В 1924 П. переехал в Париж, стал сотрудничать в газете "Последние новости" и журнале "Жар-птица", Совместно с С.Поляковым-Литовцевым руководил литературным отделом театра "Еврейское зеркало" (1-е представление состоялось 8.1.1925), писал театральные миниатюры для оказавшихся в эмиграции театров "Летучая мышь" и "Бродячая собака", в парижском Доме артиста шли его скетчи "Факир", "Кафекрем", "Шашлычники". В 1924 совместно с Поляковым-Литовцевым написал комедию "Дон-Жуан - супруг Смерти", которая с большим успехом шла в "Театре независимых" в Риме. Действие в ней происходит "вне времени", однако сцена бунта в королевстве полна злободневных намеков.П. принадлежит общий замысел пьесы, виртуозно выполненные сцены обольщения Смерти и сцены в доме Лепориуса. --- В последние годы жизни П" по свидетельству Дон-Аминадо, "бился, маялся, никогда не жаловался, а все изведал, что полагается служителю муз в благоустроенных республиках, сумрачному скитальцу в старомодном плаще". Присматриваясь к жизни русских эмигрантов, он искал знакомые колоритные фигуры людей из народа: маляра, чья кисточка красит Эйфелеву башню, посетителей ярмарки в Париже или русского ресторана "Яр". Но круг этих образов все уже, все чаще в стихах П. появлялись картины чуждого ему жестокого мира. Н.Оцуп вспоминал, как П. устроил в Париже "поминки" по "Бродячей собаке"; "...грусть П. на этом вечере была не элегической, а горькой, трагической. От былой веселости не осталось и следа, он осунулся, вид имел угрюмый". --- В 1925 начал писать роман из жизни шахматистов, поместил в "Последних новостях" восторженную статью о столетнем юбилее московского Большого театра. Последнее лето своей жизни провел в Венеции, где снимался в кинофильме "Казанова". На площади Сен-Марко поставили настоящий венецианский карнавал, который П. описал в очерке "В городе дожей и гондол". В это же время итальянская оперная комиссия заказала ему оперетку. Когда съемки "Казановы" были закончены, П. вернулся в Париж, где, наконец, после долгих лет скитаний приобрел новую квартиру близ ВенсеНского леса. Здесь 19 октября он заболел гриппом, а через два дня после сильного сердечного приступа скончался.П. похоронили на кладбище Пантен, позже перевезли тело в постоянный склеп Тургеневского общества на кладбище Пер-Лашез. --- В. Горянский писал: "Потемкин - создатель капризных стихотворных ритмов, которые как нельзя больше соответствуют капризной изысканности содержания его произведений. Он писал вольным неправильным стихом, но неправильности и перебои стиха, распределенные периодически и по законам симметрии, создали музыку, и в этом отношении Потемкин сохраняет за собой место одного из самых тончайших мастеров стиха". Саша Черный также восхищался мастерством П., виртуозной формой его произведений: "Форма эта под рукой мастера-поэта, как послушная гармоника, растягивалась и сжималась, была исполнена порывистого движения, и всякое бытовое прозаическое слово претворялось в ней и радостно звенело". --- Соч.: Антология сатиры и юмора. Берлин, 1920; "Автомат или чудеса, случившиеся в старой Праге в 183.. году" // Жар-птица, 1926, № 14; Избр. страницы. Дон-Жуан - супруг Смерти. Париж, 1928; Парикмахерские куклы. Пьеса в стихах // Южный крест, 1951, № 1; Поэты "Сатирикона". М.-Л., 1966; Русская поэзия Серебряного века. Антология, М., 1993. --- Лит.: Талин В.И. Смерть в изгнании // ПН, 1926, 22 окт.; Пяст В. Встречи.М., 1929; Евстигнеева Л. Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы.М., 1968; Спиридонова (Евстигнеева) Л. Русская сатирическая литература начала XX века.М., 1977; Корнфельд М.Г. Из "Воспоминаний" // Вопр. лит-ры, 1990, № 3. --- Арх.: РГАЛИ, ф. 1715. оп. 1, д. 1. --- Л. Спиридонова ---

    ПОТРЕСОВ Александр Николаевич    (псевд. Арсеньев, А.Красенский, Старовер и др.) (19.8.1869, Москва - 11.7.1934, Париж) политический деятель, публицист. Сын генералмайора, председателя Харьковского военно-окружного суда. По окончании частной гимназии Гуревича в Петербурге поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, окончил его в 1891; в 1891-93 учился на юридическом факультете. --- С начала 90-х в революционном движении, с 1892 входил в социал-демократический кружок Ю.Мартова, в 1896 - в петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Организовал "легальное издание работ Г.Плеханова и марксистского сборника "Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития". Арестован в декабре 1896, находился в 1898-1900 в ссылке в городе Орлове Вятской губернии и в Вятке; сотрудничал в легальных марксистских журналах "Новое слово" и "Начало", переписывался с П.Струве, В.Лениным и Мартовым. Женился на ссыльной социал-демократке Е.Тулиновой. --- В 1900 выехал за границу и вошел в состав редакции газеты "Искра" и журнала "Заря". На 2-м съезде РСДРП был автором резолюции, допускавшей соглашения с либералами. После раскола партии примкнул к меньшевикам, вел кампанию против Ленина в германской социалдемократической печати. Вернувшись в октябре 1905 по амнистии в Петербург, сотрудничал в меньшевистских изданиях и входил в их редакции ("Начало", "Невский голос", "Русская жизнь" и др.). Делегат 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. Один из лидеров "ликвидаторства" в РСДРП; редактор журнала "Наша заря", сотрудничал в газетах "Луч", "Голос социал-демократа" и др.; полемизировал с большевиками и Плехановым, отстаивая идею европеизации РСДРП, превращения ее в массовую самодеятельную рабочую организацию. Основной порок отношения большевиков к российской действительности П. видел в том, что в политическии анализ они привносят "марксизм кружкового подполья" со "схематично упрощенными, коротенькими мыслями и наглядными формулами", в особенности свойственными Ленину, следствием чего является "голый революционизм" народнического типа. Член редакции и участник 5-томного меньшевистского издания "Общественное движение в России в начале XX века". --- В годы 1-й мировой войны оборонец; в сборнике "Самозащита", в журналах "Наше дело" и "Дело", в книгах "Война и вопросы международного демократического сознания" (Пг., 1916), "Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики" (Пг.-М., 1916: 2-е изд. 1917) утверждал, что социалдемократия не должна противодействовать ведению войны, продолжая вести критику правительства и требуя демократического мира. Оспаривал выводы левых социал-демократов о достаточной зрелости экономических предпосылок социализма; полагал, что населению России "еще надо поступить в приготовительный класс той школы гражданственности, через которую - в течение ста лет и более - проходила Европа", чтобы "ощутить своим национально-государственное целое", и постольку видел в лозунгах Ленина возвращение к идее российского мессианизма ("я не верю в восточный интернационализм, который будто бы процвел и спасает честь социализма, между тем как Запад увял и погрузился в греховность"). --- После февральской революции сотрудничал в московской меньшевистской газете "Вперед", с мая 1917 возглавлял редакцию газеты "День" - органа правых меньшевиков. Защищал коалицию с буржуазными партиями, в частности, на Всероссийском съезде меньшевистских и объединенных организаций РСДРП (авг.), на Демократическом совещании (сент.). Входил в Предпарламент, выдвигался по самостоятельному списку меньшевиков-оборонцев кандидатом в Учредительное собрание. Г^осле Октябрьской революции констатировал "просачивание в большевизм черносотенства". Считал допустимым объединение против большевиков с любыми политическими силами и не исключал вооруженных методов борьбы. На Чрезвычайном съезде РСДРП/о/ (нояб.-дек.) призвал "пойти в рабочие кварталы и сказать прямо и резко, что у нас нет ничего общего с большевизмом", который "можно сломить, но согнуть нельзя", Ввиду несогласия с П. большинства делегатов отказался вместе со своими сторонниками участвовать в выборах ЦК. После закрытия в июле-августе 1918 меньшевистских изданий занимался подготовкой исторических трудов и переводами. В сентябре официально порвал ("с болью и негодованием") с партией меньшевиков. Вступил в Союз возрождения России (впоследствии считал этот шаг ошибочным по причине невозможности для социалистов определять цели антибольшевистского движения). В сентябре 1919 был арестован Петроградской ЧК, на следствии в Москве утверждал, что не имеет "никакого касательства" к антисоветским организациям и заговорам: освобожден в ноябре благодаря вмешательству Н.Бухарина и под поручительство группы меньшевистских лидеров, с запрещением выезжать из Москвы. В 1920-22 читал лекции на Пречистенских рабочих курсах по истории русской общественной мысли и истории социализма. Предвидел переход к нэпу, но предполагал первое время, что за ним последует "нэп политический". В июле 1922 Ленин отнес П. к числу "господ", которых следует "выслать за границу безжалостно"; в феврале 1925 ему был разрешен выезд из СССР по болезни (туберкулез позвоночника), --- Жил в Париже и на юге Франции, сотрудничал в еженедельнике А.Керенского "Дни"; отклонил предложение Ф.Дана вернуться в партию, В основном соглашаясь в оценке Октябрьской революции и ее последствий с К.Каутским (реакционный характер переворота, превращение власти большевиков в "деспотию олигархической клики" - нового эксплуататорского класса), П. пропагандировал необходимость объединения всех демократических сил против большевистской диктатуры, считая ее революционное свержение "центральной всенародной задачей нашей эпохи". Критиковал как утопические надежды меньшевистского "Социалистического вестника" на единый фронт с коммунистами в Западной Европе, а затем и в России, Предсказал массовое разочарование в идеях социализма, когда "из-за преступлений советской власти будут всех собак вешать на социалистов" - "за компанию с действительно виновным коммунизмом большевиков". Редактировал "Библиотеку демократического социализма", с 1931 - журнал "Записки социал-демократа", печатался в еврейской социалистической газете "Vorwarts". Автор политических портретов Плеханова, Ленина, В.Засулич и др. Подготовил вместе с Б.Николаевским сборник писем из своего архива - "Социал-демократическое движение в России, Материалы" (М.-Л., 1928). В некрологе, опубликованном в "Социалистическом вестнике" (1934, № 14), Дан ставил П. в один ряд с Плехановым, но утверждал, что лучшие свои статьи он написал в начале века, а на склоне жизни был "консерватором новаторских идей юности"; это и явилось источником его трагического политического одиночества.П.Гарви, напротив, подчеркивал, что П. всегда был убежденным сторонником демократического социализма и вместе с тем "аристократом духа - по разносторонности умственных интересов, по обширности знаний, по яркости и своеобразию литературного дарования". Как писал Гарви, П. имел мужество оставаться в меньшинстве, т.к. впитал в себя вековую культурную и моральную традицию русской интеллигенции, ее одержимость идеей. --- Соч.: В плену у иллюзии (Мой спор с официальным меньшевизмом). Париж, 1927: А.Н.Потресов, 1869-1934. Посмертный сб. произведений. Париж, 1937. --- Лит.: Иванович Ст.А.Н.Потресов. Опыт культурно-психологического портрета, Париж, 1938; Аронсоя Г. К истории правого течения среди меньшевиков. Нью-Йорк, I960; Память. Историч. сб., вып. 3. М., 1978-Париж, 1980; Розенталь И.С.А.Н.Потресов / Политическая история России в партиях и лицах.М.. 1993. --- Арх.: РЦХИДНИ, ф. 265. --- И. Розенталь ---

    ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Ольга Иосифовна    (Осиповна) (21.1.1871, Петербург 27.12.1962. Сен-Манде, Париж) - танцовщица, педагог, Дочь канцелярского служащего. С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног. Неудача не остановила претендентку, три года подряд она являлась на приемные испытания и в итоге добилась желаемого: стала "казенной воспитанницей". В младших классах занималась у Л.Иванова, в старших - у М.Петипа и Х.Иогансона, Окончила Театральное училище в 1889, исполнив на выпускном экзамене роль Эсмеральды (2-й акт одноименного балета Ц.Пуни), pas de caract6re с одноклассником А.Горским, pas de trois из "Севильской жемчужины" с предвыпускной М. Кшесинской. --- П. являла собой образец преданности искусству: все в ее жизни было подчинено театру. Работая много и умно, она постепенно постигала внутренние законы танца, сохраняя при этом живость, естественность, непринужденную грацию. Принятая в Мариинский театр, она с радостью исполняла поручаемые ей кордебалетные места, но в кордебалете не задержалась: заменив заболевшую танцовщицу, успешно исполнила китайский танец в балете "Катарина, дочь разбойника", и сольные партии посыпались на нее одна за другой. Начинающая танцовщица одинаково охотно бралась и за классические, и за характерные партии - редкий случай, когда одной исполнительнице удавалось и то, и другое. Пресса благожелательно отмечала успехи молодой танцовщицы, сразу же обратив внимание на лирическую просветленность и особую музыкальность ее танца. Музыка влекла столь сильно, что танцовщица брала уроки пения и игры на фортепиано, занимаясь истово и увлеченно. Именно музыкальность помогала П. хранить в памяти множество вариаций и постигать их внутреннюю логику, их образный смысл. Музыкальность была основой уникального дара П. - дара импровизации. Повторяя по требованию публики свой сольный номер, она непременно варьировала его, сочиняя по сути новую, собственную хореографию. Этот путь вел в дальнейшем к постановочной деятельности. Пока же П. уверенно набирала репертуар, нередко заменяя других. Партию феи Кандид в "Спящей красавице" П.Чайковского получила в 1891 вместо Кшесинской, а Белую кошечку -в 1893 вместо первой исполнительницы М.Андерсен. Вслед за сольными партиями последовали ведущие: в 1898 П. исполнила Бабочку в "Капризах бабочки", Терезу в "Привале кавалерии", Сванильду в "Коппелии" и Галатею в "Ацисе и Галатее". Это было признание ее успеха в камерном жанре: в 1893 Петипа возобновил для нее и В.Рыхляковой одноактный балет "Жертвы Амуру, или Радости любви", и роль пастушки Хлои открыла в обаятельной и кокетливой танцовщице лирико-комедийное дарование. На этом пути естественным продолжением была роль Лизы в "Тщетной предосторожности" П.Гертеля. Однако спектаклем монопольно владела Кшесинская, и П. получила его лишь в 1906. Выступление новой исполнительницы пытались сорвать: во время ее соло с шумом появились из незакрытых почему-то клеток куры, Однако и это не смутило дебютантку и не испортило ее танцев. Происшествие же вопреки ожиданию лишь способствовало успеху, К тому времени П. уже получила звание балерины. Это произошло 3.9.1900: шел балет "Синяя борода", первый "большой" в ее послужном списке спектакль. Роль Изоры, по словам критика, она исполнила "с неподражаемой кокетливостью и негой - рисунок танца выходит у нее мягким, округленным, а колорит его прозрачным". Директор императорских театров В.Теляковский после 2-го акта поздравил П. с получением высшего звания, официальным признанием ее выдающихся успехов. --- П. вносила в старые и устаревшие спектакли свое понимание роли, оживляя их своим светлым талантом. Новые же спектакли ставились для нее нечасто. В бенефис балерины 2.12.1901 показали премьеру "Сильвии" Л.Делиба - начатую Л.Ивановым постановку завершил П.Гердт. Ав 1902 Гердт поставил для П. "Жавотту" К.Сен-Санса. Иногда готовая хореография обновлялась в расчете на индивидуальность балерины. Например, в "Капризах бабочки" появилась специально предназначенная для П. плавная, распевная вариация, музыку которой сочинил арфист оркестра Э.Цабель. Возведенная в ранг балерины, П. тем не менее не отказывалась от партий второго плана. В ее репертуаре были Гюльнара ("Корсар"), Флер де Лис ("Эсмеральда"), Гамзатти ("Баядерка") и мн. др. Жадная до танца, она продолжала исполнять и характерные партии. На этом пути ее также ожидали подлинные удачи. Подарком судьбы стало участие в шедевре Л.Иванова - поставленной им Второй рапсодии Листа (1901). А на премьере "Дон Кихота" Л.Минкуса в интерпретации А.Горского (1902) П. исполнила сначала "Уличную танцовщицу в 1-м акте, затем Мерседес во 2-м. Однако не все многоцветье ролей было П. близко. В этом убедило обращение к партии Жизели, исполненной впервые 28.12.1899. Игра актрисы была умна и разработана до мелочей, но поворотный момент действия - сцена сумашествия - ей не удавался. Роль не достигала тех трагических высот, которые потрясали в исполнении А.Павловой. Критики признавали - "эта драматическая роль не лежит в самом характере ее таланта". И были правы, напряженный драматизм не был П. близок. Она сама вскоре это поняла и от роли отказалась. Не умножило число побед и исполнение "Лебединого озера" П.Чайковского (1904): спектакль распадался на звенья, утрачивал силу контрастов. Искусство П. тяготело к камерности, и танец ее неожиданно терял протяженность дыхания. Зато в других балетах Чайковского танцовщицу ждал прочный, убедительный успех. В Фее Драже ("Щелкунчик", 1900) и Авроре ("Спящая красавица", 1904) в полную силу вступал инструментальный танец. Здесь лирическому дарованию П. было привольно и легко. Балерина чутко следовала за музыкой, стремясь воспроизвести каждый нюанс музыкальной мысли. Позднее, когда Павлова исполнила партию Авроры, критики единодушно отдали пальму первенства в этом невольном состязании П. Вершиной творчества П. стала партия Раймонды в одноименном балете Глазунова, впервые исполненная 21.9.1903. Критики восхищенно отмечали - здесь "музыка и танец взаимодействуют", а все вместе воспринимается как "очаровательная хореографическая мелодекламация". Подводя итоги исполнительству П., известный критик А.Левинсон утверждал, что в ее Раймонде была воплощена "радостная, игривая, ...моцартовская стихия классического танца". --- Поиски хореографов-реформаторов с творческими устремлениями балерины почти не пересекались. Встреча с М.Фокиным, правда, обернулась шедевром: он поставил ей прелюд в "Шопениане", используя мягкое туше ее воздушного танца. По сути это был портрет балерины. В фокинских "Египетских ночах" П. исполнила роль Вероники (1910), в его же "Павильоне Армиды" - центральную героиню (1913), однако событием ни то, ни другое не стало. Соприкосновение с новым не меняло ее творческой сути - П. оставалась блестящей носительницей традиции балета XIX в. Ближе ей были балетмейстерские опыты тех, кто, как и она, были убеждены в жизненности и силе этих традиций, например, братьев Легат.П. танцевала и в поставленной ими "Фее кукол", и в более поздних сочинениях Н.Легата. Но здесь эксплуатировались возможности балерины, а не открывалось новое в ее таланте. --- 20-летие сценической деятельности П. в 1909 ознаменовалось присвоением ей лестного звания заслуженной артистки императорских театров, заключением контракта на новых условиях - как гастролерши. Балерина попрежнему была в отличной творческой форме, совмещая выступления на Мариинской сцене с обширной программой заграничных гастролей. За рубежом ее знали давно - с середины 1890-х. Монте-Карло, Италия, Франция, Англия, Германия, Южная Америка - география поездок расширялась, росла и популярность. Искусством П. восхищались, возобновляли приглашения. Выступления блистательной русской балерины вводили европейских зрителей в мир сказочного совершенства академического танца, в значительной мере утраченного их собственным балетом. Триумфальными были выступления П. на сцене "Grand-Орбга" в "Жавотте". Сен-Санс скептически встретил способность балерины импровизировать при повторе текста вариации, но неожиданно обнаружил в ней музыканта-профессионала и в итоге вместе со всеми был очарован ее талантом. Гастроли П" Кшесинской, др. балерин привлекали интерес и к русскому искусству вообще, и к искусству танца, готовя тем самым к восприятию дягилевских сезонов. --- П. стала родоначальницей нового отношения к танцу как искусству со своими закономерностями, поддающимися анализу. Пришла к этому П. в итоге освоения достижений классического танца, накопленных русской, а также итальянской и французской школами.П. ездила к самым известным зарубежным мастерам: в Париж - к балетмейстеру "GrandОрбга" Ганзену, в Лондон - к Катти Ланнер, в Милан - к прославленной Беретта, и та по нескольку часов в день занималась отдельно с талантливой русской. Сознательное постижение законов танца, разнообразия его красок и выразительных возможностей открыли ей дверь в педагогику. В Мариинском театре П. поручили класс пластики для оперных артистов (1917-21). Она преподавала классический танец в "Петроградском частном балете" В.Москалевой, в "Школе русского балета" А.Волынского, в Петроградском театральном училище (1914-17, 1919-21). Но самая значительная часть ее педагогической биографии приходится на второй, зарубежный период жизни. Искусство П. обеспечивало непрерывность академической традиции и связывало в этом смысле век XIX с веком XX. --- П. была профессионалом высшей пробы. Наградой оказалось невиданное по тем временам сценическое долголетие. В 1920 она танцевала на сцене Каменноостровского Большого Летнего театра "Пахиту" - это было одно из последних ее выступлений. Большой интерес вызывали ее сольные вечера, открывавшие простор балетмейстерской фантазии и дару импровизации. --- П. покинула Россию в 1922, уехав сначала в Германию, но в следующем году навсегда обосновалась в Париже. Там она открыла собственную балетную студию. Педагогический талант П. здесь развернулся в полную силу: она воспитала несколько поколений известных европейских танцовщиков. Среди ее учеников И.Баронова, Т.Рябушинская, Н.Вырубова, Н.Нерина, Л.Черина, С.Головин, Ж.Скибин, И.Юшкевич, М.Мишкович, В.Скуратов. В России тоже продолжали выступать ее ученицы по Петроградскому театральному училищу: Л.Иванова, А.Данилова, О.Мунгалова, Н.Млодзинская, Н.Вдовина и др. Все они, за исключением рано погибшей Ивановой, совершенствовали свое танцевальное мастерство у Вагановой, считавшей себя в педагогике ученицей П. --- П. прекратила преподавать в 1960 в возрасте 89 лет... И очень нуждалась. Последние годы провела в больнице для престарелых. Соч.: Пережитое // Солнце России, 1914, № 225. Лит.: Светлев В.О.О.Преображенская. СПб., 1902; Красовская В.О.Преображенская / Русский балетный театр начала XX века, ч. 2: Танцовщики, Л., 1972. --- А. Соколов-Каминский ---

    ПРОКОПОВИЧ Сергей Николаевич    (1871, Царское Село - 4.4.1955, Женева) - экономист, статистик, общественный и политический деятель, публицист. Из дворянской семьи. Об отце сведений не сохранилось; мать, Александра Федоровна - участница демократического движения 60-х XIX в. Родителям принадлежало имение "Старый селец" в Могилевской губернии. После окончания смоленского реального училища П. поступил в Петровскую сельскохозяйственную академию, но из-за студенческих беспорядков прервал обучение. В 189498 прослушал курс в Брюссельском университете. По возвращении в Россию в 1899 П. сотрудничал в Вольном экономическом обществе, Русском техническом обществе, кооперативных учреждениях, Обществе им.А.Чупрова, преподавал в Народном университете им. А.Шанявского.П. был известен своими исследованиями в области политической экономии, промышленного производства России, статистики, теории и истории кооперативного движения, аграрного и рабочего вопросов, социалистических идей. --- Политические воззрения П. не отличались постоянством: в начале 90-х XIX в. был близок к народовольческим кругам, являлся сторонником идей П.Лаврова, в конце 90-х входил в Союз русских социал-демократов за границей. Публикация двух книг - "Рабочее движение на Западе. Опыт критического исследования" и "К критике Маркса" - определила отход П. от социал-демократии. И это не случайно, т.к. своими работами П. разрушил идеальные представления о социал-демократии, на примере ряда западных стран вскрыл ее ограниченный характер и предложил альтернативный путь общественного движения, который усматривал в организации и продуктивной деятельности обществ взаимопомощи, профессионального и женского движений, христианского социализма и т.д. при отрицании разрушительной революции.П. попытался разработать собственное видение социализма, проникнутое идеей эволюции. Трансформация общественно-политических воззрений привела П. в ряды либерального Союза освобождения, членом Совета которого он состояла 1904. В 1905 П. избирался во временный ЦК кадетской партии, но отказался войти в его состав, т.к. считал, что только "практический социализм в противоположность научному" в состоянии продолжать дело либерализма.П. издавал совместно со своей женой, Е.Кусковой, общественно-политический журнал "Без заглавия" (1906), состоял членом редакции газет "Товарищ", "Наша жизнь" (1907). В 1913 П. получил от Бернского университета ученую степень доктора философии. --- После Февральской революции развернулась активная общественная и государственная деятельность П. Он был избран в исполком Комитета общественных организаций, состоял председателем Экономического комитета, заместителем председателя Экономического совета при Временном правительстве, председателем правления Совета Всероссийских кооперативных съездов, был выдвинут в Учредительное собрание от кооперативной группы. 24.7.1917 П. занял должность министра торговли и промышленности Временного правительства, а 25 сентября - министра продовольствия. Его программа базировалась на идее активного вмешательства государства в экономику (установление твердых цен, распределение продуктов, регулирование в известных случаях производства); настаивал на введении трудовой повинности, создании центра управления хозяйством, выработке единого плана снабжения во всех отраслях народного хазяйства. --- К Октябрьской революции П. отнесся отрицательно, активно сотрудничал в "Комитете спасения родины и революции", до 16.11.1917 возглавлял подпольное Временное правительство. Но отрицая вооруженную борьбу как метод разрешения политических споров, П. отошел от активной политики. Последующие 4 года посвятил преподавательской деятельности, читал курсы лекций в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, Московском университете, где состоял деканом факультета общественных наук, в Кооперативном институте, которым руководил в 1918. --- В 1921 П. выступил одним из организаторов и руководителей Комитета помощи голодающим ("Помгол"). 22.9.1921 был арестован по обвинению в шпионаже в пользу иностранных государств, приговорен, как и ряд др. деятелей "Помгола", к смертной казни, которую заменили (благодаря заступничеству Ф.Нансена и президента США Э.Гувера) ссылкой во внутренние губернии России, а затем - высылкой за рубеж. --- В 1922 П. основал в Берлине Экономический кабинет, в задачи которого входили сбор, систематизация, критическое осмысление хозяйственной и общественно-политической жизни в Советской России. С апреля 1924 кабинет из-за недостатка средств был перенесен в Прагу; используя материальную помощь чешского правительства, он расширил сферу исследований за счет анализа проблем крестьянского хозяйства, экономического положения Европы.П. привлекал к сотрудничеству виднейших российских ученых вне зависимости от их политических убеждений: экономистов - О.Андерсона, М.Бернацкого, Б.Бруцкуса, Б.Ельяшевича, Д,Иванцова, А.Каминку, С.Кона, А.Маркова, П.Струве, А.Челинцева, А.Чупрова] историков - А.Кизевепипера, Б.Никольского: правоведа и социолога Н.Тамашева', публициста В.Розенберга и др.П. руководил всей научноорганизационной деятельностью кабинета. По его инициативе устраивались семинары и собеседования, посвященные вопросам народного хозяйства России, мирового хозяйства, теоретическим проблемам экономики и кооперации: для студентов организовывались специальные курсы лекций по методологии научно-исследовательской работы, теории индуктивного метода, корреляции, статистики и т.д. Кабинет издавал под редакцией П. "Экономический вестник" (Берлин, вып. 1-3); "Русский экономический сборник" (Прага, кн. 1-12), "Бюллетень" (Прага, № 1-134), "Quartely Bulletins of Soviet Russian Economics" (Geneva, № 1-10). --- Одновременно с работой в Экономическом кабинете П. вел семинар при Русском народном университете (Прага), возглавлял там же научное общество по изучению хозяйственного быта, выступал с докладами в Институте изучения России, в Русском юридическом обществе и т.д., публиковал результаты собственных исследований на русском, английском, немецком, чешском языках. --- В 1938-39 деятельность кабинета фактически прекратилась, многие российские ученые вынуждены были покинуть Чехословакию: П. эмигрировал в Швейцарию, где продолжил научно-исследовательскую работу, сотрудничал с русскоязычными изданиями, с фондом Карнеги, выпускал "Quartely Bulletins...", пока последний не был запрещен швейцарскими властями в октябре 1941. Но даже в тяжелое время 2-й мировой войны П. не прекращал исследование экономических проблем, --- Незадолго до смерти ученого вышел его фундаментальный труд "Народное хозяйство СССР" (т. 1-2. Нью-Йорк, 1952), в котором П. предпринял попытку просинтезировать более 25 показателей развития народного хозяйства России за 35 лет, построенных в предметной порядке: население, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д. Монография была переведена на итальянский и французский языки, появился отклик на работу в СССР. --- Подчеркнутый объективизм проводимого П. анализа хозяйственной жизни, "музыка фактов" (Е.Юрьевский) подразумевали знание законов, правил, приемов, теории статистики. Характерная черта ученого - все 3 0 лет исследовательской деятельности в эмиграции он постоянно пользовался советской официальной статистикой, будучи убежден, что она при умелом и постоянном изучении, скрупулезном анализе, сопоставлении фактов способна всесторонне освещать происходящее в СССР. --- П. не выдвигал каких-либо концептуальных идей, но его труды представляют собой великолепные экономические обзоры хозяйственной жизни СССР и ее отдельных структурных элементов. Ученому принадлежит и ряд работ, в которых рассматривались вопросы, выходящие за пределы его основных научных интересов культурная и политическая опасность ядерной войны, способность народных масс к демократии, национальные отношения и т.д. Часть работ была опубликована уже после смерти П. --- Соч.: Очерки хозяйства Советской России. Берлин, 1923; Крестьянское хозяйство по данным бюджетных исследований и динамических переписей. Берлин, 1924; Об экономических основах национального вопроса. Прага, 1927; Идея планирования и итоги пятилетки. Париж, 1934; Познавательная ценность статистических рядов. Прага, 1936 (на чеш. яз.); Russlands Volkswirtschaft unter der Sowjets. Zurich, New York, 1944: L'industrialisation des pays agricoles et la structure de l'economie mondiale apres la guerre. Geneva, 1945. --- Лит.: Юрьевский E. О С.Н.Прокоповиче // НЖ, 1955, № 42. --- В. Телицын ---

    ПРОКОФЬЕВ-СЕВЕРСКИЙ Александр Николаевич    (24.5.1894,Тифлис - 24.9.1974, НьюЙорк) - летчик, авиаконструктор. Родился в семье потомственных дворян Петербургской губернии. Предки его были военные, и только отец изменил этой традиции - посвятил свою жизнь искусству, был известным в Петербурге певцом оперетты, режиссером, владельцем театра (Северский - его сценический псевдоним, присоединенный к фамилии). Сыну он решил дать военное образование, зачислив его в Морской кадетский корпус. В декабре 1914 П.-С. получил чин мичмана, но карьера моряка его мало интересовала. Он мечтал стать военным летчиком. Интерес к авиации пробудился в нем с юношеских лет под влиянием отца, который был одним из первых русских летчиковлюбителей. Вскоре П.-С. представилась возможность осуществить мечту. В 1914-15 в России при Военно-морском флоте начали создавать авиационные группы, предназначенные для разведки над морем и для действий совместно с кораблями.П.-С. был в числе нескольких молодых моряков, направленных в авиационные школы для подготовки летчиков морской авиации, 2.7.1915 он сдал экзамен и получил звание морского летчика. --- Летная служба П.-С. началась на базе гидросамолетов на острове Эзель, расположенного у входа в Рижский залив. Через несколько дней случилось несчастье: 6.7.1915 при посадке самолета, на котором П.-С. летал на разведку и бомбардировку немецких кораблей, внезапно взорвалась имевшаяся на борту 10-фунтовая бомба. Летчик был тяжело ранен. Опасаясь гангрены, врачи ' хотели почти полностью ампутировать П.-С. изувеченную взрывом правую ногу, но, вняв просьбам летчика, не желавшего расставаться с мыслью о полетах, решили пойти на риск и ограничились ампутацией ноги чуть ниже колена. После операции он начал усиленно тренироваться ходить сначала на костылях, а потом без костылей, с деревянным протезом. Сильная воля, вера в себя и хорошая спортивная подготовка сделали чудо: со временем он смог не только отлично летать, но и научился играть в гольф и бадмингтон, кататься на коньках, танцевать, плавать на большие расстояния. --- В начале 1916 П.-С, вновь приступил к службе; его назначили наблюдателем за постройкой гидросамолетов для авиации Балтийского моря на заводе Первого Российского товарищества воздухоплавания в Петрограде. Долгие часы, проведенные в наблюдении за постройкой и испытаниями самолетов, пробудили в П.-С. конструкторский талант, Позднее он писал: "До катастрофы авиация была для меня только одним из замечательных видов спорта. Теперь же случившееся со мной несчастье сделало меня восторженным почитателем чудес аэродинамики и гидродинамики. ...Я понял, что авиация - это больше чем полеты, это еще наука и искусство". --- Первые технические идеи П.-С. были направлены на улучшение боевых качеств гидросамолетов. Он предлагал усилить вооружение "летающих лодок", высказывался за подвижную установку пулеметов, применение бронеплит для защиты экипажа. Изобретательская деятельность не давала полного удовлетворения.П.-С. был убежден, что, несмотря на протез, он может и должен летать. Чтобы доказать это, он без разрешения выполнил полет на новом типе самолета. За нарушение дисциплины П.-С. был арестован, и его спасло только вмешательство Николая II, прослышавшего об этом необычном случае. В знак восхищения перед отвагой и волей одноногого пилота царь специальным решением простил дисциплинарный проступок и разрешил П.-С. вернуться к летной службе. Вскоре молодой авиатор показал себя как выдающийся боевой летчик, ив 1917 ему был присвоен чин лейтенанта, --- С началом активной летной работы тяга к конструкторской деятельности не угасла. В перерывах между полетами П.-С. занимался усовершенствованием самолета, стараясь сделать его максимально удобным для пилотирования. Чтобы уменьшить нагрузку на протез при управлении, он разработал конструкцию балансирного руля направления, а затем и балансирных элеронов, сконструировал регулируемые педали, позволяющие изменять расстояние между сидением летчика и органами управления в кабине. Большой заслугой П.-С. являлось создание им зимой 1916-17 лыжного шасси для "летающих лодок" Григоровича. Применение такого устройства позволяло использовать гидроавиацию на Балтике и в зимние месяцы, когда вода покрывалась льдом. Начальник авиации Балтийского флота Б.Дудоров докладывал в Морской генеральный штаб в январе 1917: "Мичманом Прокофьевым произведены опыты постановки на лыжи истребителей (имеется в виду одноместная "летающая лодка"-истребитель М-1 1- Ред.). Аппарат опробован в полете с посадкой на снеге, на земле. ...Это усовершенствование может избавить в будущем от необходимости иметь зимний тип аппаратов и в смысле боевого снабжения Воздушной Дивизии зимний истребитель является очень важным". --- К моменту октябрьского переворота П.-С. был одним из самых известных летчиков-ассов в России. Он имел 1600 часов налета, участвовал в 5 7 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе почетное Золотое оружие и орден Св.Георгия, врученный лично главой Временного правительства А.Керенским, специальную награду за ценные изобретения в области морской авиации, звание командующего истребительной авиацией Балтийского флота, должность технического консультанта при Адмиралтействе. В сентябре 1917 П.-С. предложили место помощника атташе по делам Военно-морского флота в русском посольстве в США. Тогда он отказался, оставшись, по просьбе командования, на фронте. Но после захвата власти большевиками и последовавшего за тем разложения в авиации и на флоте П.-С. решил воспользоваться этой возможностью, чтобы навсегда покинуть страну. --- П.-С. прибыл в США в марте 1918 и поступил на службу в русское посольство в Вашингтоне: он изменил свою труднопроизносимую для иностранцев двойную фамилию и стал просто Александр Северский. Должность помощника военно-морского атташе по вопросам авиации предоставила ему возможность познакомиться с многими американскими авиационными деятелями, что очень пригодилось в дальнейшем. Дипломатическая служба оказалась недолгой. Вскоре после заключения российским правительством сепаратного мира с Германией посольство было закрыто. --- Оставшись не у дел, П.-С. стал подыскивать себе новую работу. Вскоре состоялась его встреча с генералом У.Митчеллом - убежденным сторонником развития бомбардировочной авиации, "крестным отцом" американских стратегических военно-воздушных сил.П.-С. поделился с ним своими соображениями по техническому усовершенствованию самолетов. Идеи молодого русского летчика заинтересовали генерала, и он предложил П.-С. место инженераконсультанта при военном департаменте в Вашингтоне. --- Для развития и коммерческого использования своих идей П.-С. основал в 1922 фирму "Seversky Aero Corp.". Фирма начала с создания новой модели бомбардировочного прицела. Это устройство автоматически определяло угол прицеливания, "подсказывало" летчику нужный курс и в нужный момент автоматически осуществляло сброс бомб. После успешных испытаний правительство США в 1925 купило у П.-С. права на данное изобретение за 50 тысяч долларов. Крупная по тем временам сумма позволила фирме расширить масштабы изобретательской деятельности. Совместно с Л.Сперри, создателем первых автопилотов, П.-С. разработал автомат контроля за сносом самолета ветром, который мог применяться в условиях полета вне видимости земли и являлся важным дополнением к устройствам для автоматического управления самолетом, К изобретениям этого периода относятся также роликовое лыжное шасси, позволяющее самолету взлетать и садиться на неприспособленные площадки, например, на вспаханное поле, и даже преодолевать канавы, механизм заправки горючим в полете и целый ряд др. технических усовершенствований. В ноябре 1927 П.-С. получил американское подданство, а в следующем году ему было присвоено звание майора ВВС США в запасе. --- Успешное развитие дел было нарушено тяжелейшим экономическим кризисом, разразившимся в США в конце 20-х. Среди тысяч обанкротившихся предприятий оказалась и фирма П.-С. В очередной раз все пришлось начинать заново.П.-С. разработал проект самолета-амфибии. Для реализации этого замысла он собрал вокруг себя несколько единомышленников, и в феврале 1931 на Лонг-Айленде (шт. Нью-Йорк) появилась новая самолетостроительная фирма "Seversky Aircraft Corp.". П.-С. являлся одновременно президентом, конструктором и летчиком-испытателем; главным инженером был его соотечественник А.Картвели. Самолет-амфибия, названный SEV-3, был готов к лету 1933. Это была подлинно новаторская машина. Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом с работающей обшивкой. В отличие от других металлических самолетов того времени гофрированная обшивка крыла была покрыта сверху гладкими металлическими листами. Это, наряду с хорошо обтекаемым фюзеляжем овальной формы, позволило заметно уменьшить аэродинамическое сопротивление. В результате по максимальной скорости (305 км/ч) амфибия, несмотря на большие подкрыльевые поплавки, не уступала самолетам с обычным колесным шасси. Внутренняя полость крыла представляла собой топливный бак, что также являлось новшеством. Закрылки и аэродинамические тормоза оригинальной конструкции способствовали улучшению посадочных характеристик. При взлете с воды колеса с помощью гидравлической системы могли убираться внутрь поплавков, уменьшая тем самым гидродинамическое сопротивление при разбеге. На самолете был установлен двигатель воздушного охлаждения Райт J-6 мощностью 420 л.с. В кабине амфибии могло разместиться 3 человека. --- Первый полет SEV-3 состоялся 18.6.1933. П.-С. сам поднял в воздух свое детище, Испытания показали отличные скоростные качества машины, 9 октября того же года П.-С. установил на самолете мировой рекорд скорости для амфибий -290 км/ч. 15.9.1935, после замены двигателя новым, мощностью 750 л.с. (модификация SEV-3M), П.-С. был достигнут новый результат -371 км/ч. Эта скорость многие годы оставалась рекордной для самолетовамфибий с поршневым двигателем. Вариант SEV-3 с обычным колесным шасси, появившийся в 1934, послужил прототипом для учебнотренировочного самолета AT-8. Цельнометаллический, со свободнонесущим монопланным крылом и закрытой двухместной кабиной AT-8 коренным образом отличался от применявшихся тогда для подготовки пилотов устаревших тихоходных самолетов-бипланов. Двигатель мощностью 400 л.с. позволял достигать скорости почти в 300 км/ч. Шасси было неубираемым, с обтекателями, но в кабине, имитирующей кабину самых современных боевых самолетов, для обучения летчиков был предусмотрен тумблер уборки и выпуска колес. Все это делало ненужным переучивание при переходе с учебных на военные самолеты и ускоряло тем самым подготовку летчиков. AT-8 явился родоначальником "нового поколения" учебно-тренировочных самолетов. В 1935, после того, как новый самолет П.-С. получил первый приз на конкурсе учебно-тренировочных самолетов в США, управление ВВС заказало 30 AT-8, Они использовались для обучения пилотов до 1939. --- В середине 30-х ведомство ВВС США объявило конкурс на создание самолета для замены истребителя Боинг Р-26. Фирма П.-С. представила на конкурс созданный на основе самолета SEV-3 одноместный истребитель Р-35, конструкция которого воплощала новейшие достижения авиационной науки и техники: убирающееся шасси, тормозные колеса, закрытая кабина пилота, посадочная механизация крыла, гидроскопические навигационные приборы, новый двигатель Райт R-1820, трехлопастный пропеллер изменяемого в полете шага. Правительственный заказ на 77 самолетов Р-35 создал основу для дальнейшего роста фирмы. В 1937 П.-С. "вытеснил" расположенную по соседству фирму Грумман и занял ее производственные корпуса. Теперь "Seversky Aircraft Corp." представляла собой крупную самолетостроительную компанию. На спортивных вариантах Р-35 был установлен ряд рекордов скорости: в 1937 и 1939 летчик Франк Фуллер дважды выигрывал в США состязания в гонках на приз Бендикса; американская летчица Жаклин Кокран на самолете SEV-IXP установила два национальных женских рекорда скорости (в 1937 и 1940), превысив показатель 500 км/ч.: 3.12.1937 П.-С. установил на этом самолете еще один рекорд, совершив беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Гавану за 5 час. 3 мин. В тот же день Ж.Кокран выполнила на самолете П.-С. рекордный перелет из Нью-Йорка в Майями со средней скоростью 483 км/ч. --- Другим направлением в деятельности "Seversky Aircraft Corp." стало создание двухместного истребителя. Самолет предназначался для охраны бомбардировщиков от вражеских самолетов. Хорошие аэродинамические формы и большая емкость топливных баков, занимавших весь внутренний объем крыла, обеспечивали ему необычно большую для истребителя дальность - более 5 тыс. км. Самолет был построен в 1938. Он получил обозначение 2РА. В зависимости от желания заказчика самолет мог устанавливаться на поплавки, к мотораме могли крепиться звездообразные двигатели различной мощности - от 400 до 1200 л.с., за счет замены законцовок крыла могла быть изменена площадь несущей поверхности. Большинство указанных конструктивных изменений можно было осуществить в полевых условиях. В результате, помимо основного назначения - истребитель сопровождения - самолет мог быть быстро модифицирован в легкий бомбардировщик, дальний разведчик или тренировочный самолет. Американское военное руководство не проявило интереса к новому самолету П.-С. В связи с появлением на вооружении скоростных бомбардировщиков считалось, что они смогут выполнять боевые задачи без прикрытия истребителями, т.к. их скорость является гарантом их безопасности. Несколько лет спустя жизнь показала ошибочность этой точки зрения при налетах американских бомбардировщиков на Германию без охраны их истребителями потери американской стороны были так велики, что от подобных операций пришлось отказаться. --- 30-е были для П.-С. необычайно плодотворным периодом. В эти годы он изобрел оригинальную конструкцию убираемого шасси для самолетов-верхнепланов, воздушный тормоз и щеловой закрылок нового типа, складывающееся металлическое монопланное крыло, двойную телескопическую стойку шасси для самолетов палубного базирования, автоматическое якорное устройство и расщепляющийся подводный киль для гидросамолетов, противоштопорный парашют, регулируемое сидение пилота, новый способ балансировки органов управления. Многие его изобретения находили применение не только в авиации, но и в других областях техники, в частности, в автомобилестроении, на фирме Крайслер. --- Проектирование новых самолетов и изобретательская деятельность не давали средств, необходимых для успешного роста фирмы, а новых заказов от американского правительства не было. Поэтому П.-С. сделал ставку на экспорт своих самолетов. Первый зарубежный заказ поступил, неожиданно для конструктора, из Советского Союза. В 1938 советское торговое представительство "Амторг" обратилось к П.-С. с предложением продать два самолета 2РА, один - в варианте амфибии, другой - с обычным колесным шасси, а также лицензию на производство этих самолетов в СССР. За это "Seversky Aircraft Corp." получила почти 1 миллион долларов. --- В поисках новых заказов П.-С. в начале 1939 предпринял турне по Европе. Его самолеты демонстрировались во Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии, Швеции. Конструктор сам выполнял на них показательные полеты, установил целый ряд новых рекордов скорости во время перелетов между европейскими столицами. Находясь в Европе, П.-С. получил возможность детально ознакомиться с достижениями европейской авиации. По приглашению правительств Франции, Англии, Германии и Италии он посетил авиационные заводы и военно-воздушные центры этих стран и даже летал на некоторых из новейших военных самолетов. В частности, он был первым американским летчиком, кому позволили опробовать знаменитый английский истребитель "Speedfire". --- В апреле 1939, когда П.-С. находился в Париже, он получил телеграмму из США, в которой уведомлялся, что Совет директоров "Seversky Aircraft Corp." снял его с поста президента фирмы. Причин смещения было несколько. Многие члены совета директоров были недовольны финансовой политикой предприятия и обвиняли П.-С. в том, что тот тратит слишком много денег на экспериментальные разработки, тогда как доходы фирмы год от года снижаются. К этому добавился скандал в связи с нелегальной продажей 20 истребителей П.-С. Японии, являвшейся потенциальным противником США (официально все было оформлено как продажа самолетов Сиаму). Свою роль сыграло и отрицательное отношение к П.-С. многих высокопоставленных военных, считавших его ставленником попавшего в опалу генерала Митчелла; к тому же П.-С. часто нелестно отзывался о действиях военного руководства США. --- П.-С. срочно вернулся в Нью-Йорк. Попытки доказать руководству фирмы, что экспериментальные работы необходимы и что только они в конце концов могут принести компании успех и процветание, оказались тщетными.П.-С. был вынужден покинуть созданное им предприятие. В сентябре 1939 фирма "Seversky Aircraft Corp." получила новое имя - "Republic". --- П.-С. был глубоко уязвлен случившимся. Даже почетный приз Хармана, врученный ему в 1940 президентом Ф.Рузвельтом за заслуги в области авиации, не заглушил чувство обиды. Он решил навсегда отойти от конструкторской работы.П.-С. начал заниматься прогнозами развития военной авиации и ее роли в мировой войне: в этой сфере он проявил себя как незаурядный аналитик и военный стратег. Его прогнозы были поразительно точными: в июле 1939 он предсказал, что Гитлер начнет войну в сентябре этого года; тогда же заявил, что через несколько лет скорость самолетов достигнет 800 км/ч. Год спустя П.-С. выступил с критикой распространенного в США мнения, что английская авиация не продержится против немецких военно-воздушных сил и нескольких недель. Как известно, англичане выиграли "битву над Британией". Позднее он предсказал провал немецкого плана "молниеносной войны" против СССР. Безошибочность прогнозов П.-С, определялась прекрасными аналитическими способностями и знанием реального потенциала американской и европейской авиации. --- Всеобщую известность П.-С. принесла книга "Воздушная мощь - путь к победе", опубликованная в 1942 и быстро ставшая бестселлером. В этой книге он показал близорукость политики военного департамента США в области авиации, долгое время не понимавшего, что без завоевания господства в воздухе и разрушения промышленного потенциала противника путем массированных бомбардировок победа в современной войне недостижима. К концу 2-й мировой войны П.-С. был уже признанным авторитетом в делах военной стратегии и имел должность консультанта по военным делам при правительстве США. Его высокий авторитет в этот период подтверждает награждение его в 1946 медалью "За заслуги" - самой почетной наградой США, присуждаемой гражданским лицам. В специальном послании президента Трумена, врученном П.-С. вместе с медалью, высоко оценивались его усилия, направленные на повышение боевой мощи американской авиации в годы войны. "Авиационные знания мистера Северского, его целеустремленность и энергичная пропагандистская деятельность оказали большую помощь в успешном завершении войны", - говорилось в послании. --- До конца своей жизни П.-С. оставался консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета, где обучались будущие командиры военно-воздушных подразделений. Он много ездил по стране, читал лекции, выступал в прессе, участвовал в конференциях.П.-С. опубликовал две новых книги, в которых призывал к развитию военно-воздушной и ракетной мощи США, указывая, на этот раз, на опасность агрессии со стороны Советского Союза. П.-С. был членом 17 научных и общественных организаций - Академии наук, Общества американских военных инженеров, Американского Легиона, Ассоциации пилотов-спортсменов, Клуба искателей приключений и др., имел степень почетного доктора наук. Он продолжал пилотировать самолеты и в конце 50-х, имел более 1 3 тысяч часов налета. --- В конце жизни П.-С. увлекся проблемами экологии. Для разработки изобретений в этой области он организовал фирму "Seversky Electronatom Corp.", Одним из изобретений был электростатический фильтр, предназначенный для поглощения загрязнений воздуха и очистки промышленных отходов.П.-С. был также автором проекта экологически чистого летательного аппарата "lonocraft" (1964). Этот необычный аппарат вертикального взлета и посадки должен был поддерживать себя в воздухе благодаря вертикальному движению ионизированных частиц воздуха, отбрасываемых вниз под действием тока высокого напряжения. Электрическую энергию предполагалось передавать с земли в виде микроволн, излучаемых лазером. --- Соч.: Victory through Air Power. 1942; I Owe My Carreer to Losing a Leg // Ladies' Home Journal, 1944, May; Air Power: Key to Survival. 1950; America: Too Young to Die! New York-London-Toronto, 1961. --- Лит.: Malony E. Sever the Sky: Evolution of Seversky Aircraft. Corolina del Mar (Calif.), 1979; Соболев Д.А. Рожденный летать. Пилот, конструктор, аналитик и прогнозист Александр Прокофьев-Северский // Воздушный тран-т, 1993, № 21: Его же. Свободнонесущее крыло // Крылья Родины, 1993, № 9-10. --- Д. Соболев ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.