МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 06:10HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    ОБУХОВ Николай Борисович    (10.4.1892, с. Ольшанка, Старосельского у., Курской губ. 1954, Париж) - композитор. Его отец - потомственный дворянин, штабс-капитан Борис Трофимович О., мать - Екатерина Александровна. Семья Обуховых на протяжении нескольких поколений отличалась редкой музыкальностью. Прекрасный голос был у бабушки Николая со стороны отца - Елизаветы Обуховой (урожд. Баратынской). Братья отца - Александр и Андрей (отец Надежды Обуховой) - обладали красивыми голосами, пели, а Сергей, учившийся вокалу в Италии и выступавший там в опере, после 1906 был управляющим императорских театров в Москве. --- Детские и юношеские годы Николая прошли в Москве, домашнее образование он получил в семье. Много внимания уделялось музыкальному обучению. С шести лет О. играл на скрипке и фортепиано, с десяти - посещал оперу, дома часто устраивались концерты и музыкальные представления. В 19-летнем возрасте О. сдал экстерном экзамены в гимназии, с 1911 учился в консерватории у А.Ильинского, затем Н.Страхова. Осенью 1913 поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у Н.Черепнина и М.Штейнберга в классе теории и композиции вплоть до лета 1916. Ранние фортепианные пьесы и романсы этого периода, среди которых - "Я буду ждать тебя" (1913) и "Ничего не жди" (1918) - еще далеки от его подлинного стиля. Точкой отсчета для О. стал гармонический язык позднего А.Скрябина. --- Около 1914 О. сформулировал для себя понятие "абсолютная гармония" - "гармония 12 тонов без удвоений", которая соизмерима с открытиями Шёнберга, Кляйна, Хауэра, Голышева, но была открыта совершенно самостоятельно. "Я запрещаю себе всякое удвоение, - писал О., - моя гармония базируется на 12 звуках, и ни один из них не должен удваиваться. Повторение порождает впечатление света без силы; от этого гармония погибает, теряет свою чистоту". В 1915 О. изобрел новый способ нотации, который являлся прямым следствием его 12-тоновой гармонии: композитор чувствовал, что каждый звук 12-тоновой шкалы должен иметь самостоятельное название и независимое положение на нотном стане. Впоследствии нотация О. получила некоторое распространение: ею пользовались французский композитор А.Онеггер, отдельные чешские композиторы. Разумеется, все сочинения самого О. с момента создания этой нотации были записаны модернизированным образом. Впервые он последовательно воплотил свою новую систему нотации в трех поэмах: "Агнец и наше раскаяние" (1918), "Пастырь и наше утешение" (1919) и "Да будет один Пастырь и одно стадо" (1921) на слова К.Бальмонта. Третья поэма примечательна тем, что в ней, наряду с голосами, использованы новые, изобретенные в 1917 самим композитором электроакустические инструменты под названиями "Кристалл" и "Эфир", - ставшие предшественниками знаменитого в будущем "Croix sonore" ("звучащий крест"), инструмента звуковых радиоэлектрических волн. --- О. был глубоко религиозным художником, большинство исследователей считают его мистическим музыкантом. Им были усвоены и приняты основные идеи новой русской религиозной философии, его непосредственным духовным источником является учение Вл.Соловьева. Отсюда следует его отношение к идее сочинения. Все наследие композитора отличается необыкновенной цельностью. Его сочинения, не исключая тех, что имеют самостоятельный статус, как бы устремлены к единому центру.О. можно назвать композитором одного сочинения: это "Книга жизни" - оратория, мыслимая композитором как мистерия, гигантское сочинение для большого оркестра, хора, солистов, так и оставшееся незаконченным. Предварительную работу по подбору источников и текста композитор начал в мае 1917 и работал над ним до конца своей жизни. --- В 19180. вместе с семьей (в 1913 он женился на графине Ксении Комаровской; имел двух сыновей) покинул Россию. Путь пролегал через Константинополь, его странствия окончились в Париже. Приехав во Францию, 27-летний композитор показал свои сочинения М.Равелю и высказал желание учиться у него оркестровке. Равель был поражен услышанным и, помимо уроков и советов по оркестровке, не раз повторял свою высокую оценку, ходатайствуя за О. перед издателями и другими заинтересованными людьми, готовыми оказать молодому композитору поддержку. --- О жизни О. во Франции мало что известно. Единственным источником являются редкие свидетельства о его концертных выступлениях. Первый показ фрагментов "Книги жизни" состоялся весной 1925. На частном прослушивании, прошедшем в салоне м-м Рене Дюбо при содействии журнала "La Revue Musicale", присутствовало множество музыкантов и критиков, русских и французских. Автор представил фрагменты для голоса и фортепиано, сам исполнял фортепианную партию и делал необходимые комментарии. Первое публичное исполнение, организованное теософским обществом, состоялось 15.6.1925. Важнейшим событием было исполнение 3,6.1926 "Вступления к Книге жизни", выглядевшего как симфоническая поэма, длящаяся около получаса, для четырех голосов и большого симфонического оркестра под управлением С.Кусевицкого в "GrandОрбга". Отдельную страницу в биографии музыканта занимают концерты 1934, примечательные тем, что тогда О. продемонстрировал свой инструмент "Croix sonore", отчасти близкий "Терменвоксу", отчасти - "L'ondes Martenot" ("волны Мартеноо"), О. считал, что с обретением "Croix sonore" он нашел свой настоящий инструмент, исполненный мистическим смыслом. Сочинения для "Croix sonore" - "Всемогущий благославляет мир", "Вечная жизнь", "Коронация" и др. - были с большим успехом исполнены в феврале 1934 в Брюссельской консерватории, 15.5.34 - в зале Гаво; в концертах принимали участие певицы Сюзан Бальгерье, Луис Мата и пианистка Мари Антуанет Осенак де Брогли, блестяще овладевшая игрой на "Croix sonore" и ставшая убежденной последовательницей и сотрудницей О. После его смерти в 1954 ею на кладбище Сен Клод была установлена стелла в виде "Croix sonore", позже она выступила организатором международного композиторского конкурса имени композитора. --- К числу важнейших событий биографии О. относятся исполнения сочинений "Всевышний благославляет мир" у гробницы со святыми мощами "Дуамон" в ночь на 14.7.1936 и "Всемирный гимн", прозвучавший на международной выставке в Париже в 1937. Потом была война, вынужденный перерыв в творчестве. В конце 1949 О. постиг роковой удар судьбы - он лишился своего главного сочинения. Это произошло при трагических, до конца не выясненных обстоятельствах: позднее ночное возвращение, нападение, избиение с похищением портфеля, где была рукопись... Композитор попал в больницу. Пережив, видимо, тяжелое потрясение, О. с тех пор (а ему суждено было прожить еще 5 лет) больше ничего не сочинял. --- Сейчас трудно судить о том, каким было реальное положение О. в музыкальной культуре XX в., какой резонанс вызывали во Франции его идеи, имевшие точный временной и географический адрес - Россия начала XX столетия. В октябре 19 34 в Италии при содействии Института Рима был снят фильм о "Croix sonore". В феврале 1935 состоялась научная конференция под названием "От Бетховена к Обухову". В 1947 издатель Дюран вновь выпустил обухов ский "Трактат о тональной, атональной и тотальной гармонии". В 1970-е была предпринята попытка реконструкции партитуры "Книги жизни", отдельные ее части были записаны на пластинку. Но о многом ли говорят эти факты, и был ли О. действительно понят? Значительная часть его идей, восходящих к русскому космизму начала века, осталась нереализованной, религиозный мистицизм - непонятым, а главное сочинение - утерянным. Одна из статей Б.Шлёцеро, написанная еще в середине 1920-х, содержит печальное предсказание судьбы наследия О.: "Не без чувства опасения приступаю я к очерку творчества Обухова, Его мысли, чувства и желания далеки от наших привычек, от наших эстетических, моральных и религиозных идей; они не укладываются в рамках современной психологии, непонятны миру искусства наших дней, их не принимают во Франции, Англии, так же как и в России; поэтому так трудно найти слова, которые могли бы донести до ума читателя это своеобразие так, чтобы он почувствовал за такой странной и необычной формой яркую красоту и глубокий смысл". --- Лит.: La Revue Musicale, 1972, № 290-291. --- Е. Пальдяева ---

    ОДОЕВЦЕВА Ирина Владимировна    (наст. фам., имя Гейнике Ираида Густавовна) (23.11.1901, Рига - 14.10,1990, Петербург) - поэт, прозаик, Дочь адвоката. Начинала как ученица Н.Гумилева, привлекла к себе внимание чтением на литературных вечерах в Петрограде своих произведений. Вспоминала впоследствии, что "стихи тогда были нужны не меньше хлеба". Прочитанную ею 3,3,1920 "Балладу о толченом стекле" высоко оценили Г.Иванов, К.Чуковский; напротив, Л.Рейснер намекнула в "Красной газете" на контрреволюционность автора, представившего красноармейца спекулянтом и преступником. Первое стихотворение О. опубликовала в 1921 (Дом искусств, № 2), первый сборник стихов "Двор чудес" -в 1922. В том же году выехала вслед за мужем, Г.Ивановым, в Берлин, затем в Париж. --- В эмиграции не нашла читательскую аудиторию, подобную петроградской, и стихов писала мало. Издала в Париже поэтический сборник "Контрапункт" (1950), "Стихи, написанные во время болезни" (1952), "Десять лет" (1961), "Златая цепь" (1976), в Вашингтоне - "Одиночество" (1965), в которых она демонстрировала техническое мастерство.О. придавала большое значение составлению сборников, считая, что "книга в идеале должна быть настолько цельной, чтобы производить впечатление одного стихотворения". По свидетельству Р.Гуля, О. не разрешила вашингтонскому издательству "Русская книга" распространять сборник "Одиночество", поскольку издатели нарушили установленный ею порядок расположения стихов (некоторые экземпляры сборника все же успели разойтись), Критики отмечали изменчивость творческой манеры О. Она отказывалась от найденных удачных приемов ради новых ритмических и стилистических открытий: в то же время критически отзывалась о "т.н. авангардистской поэзии" поэтов-эмигрантов, чьи стихи находила "антилогичными, абстрактными, часто доведенными до абсурда". --- В середине 1920-х обратилась к прозе. Один из первых ее рассказов - "Падучая звезда" - был отмечен И.Буниным. Героини рассказов О, ("Жасминный остров", "Елисейские поля", "Румынка", "Праздник" и др.), опубликованных в журналах "Иллюстрированная Россия", "Числа", "Новый дом", чаще всего русские девушки, а иногда и девочки, отведавшие горечь эмигрантской судьбы. Их напоминают и главные персонажи романов "Ангел Смерти" (Париж, 1927) и "Изольда" (Париж-Берлин, 1931), в которых критики усматривали "неизвестное раньше начертание женского образа", умение автора вызвать сочувствие "к своим грешным героиням... и к женской судьбе вообще"; на смену "птичьему щебетанью" стихов пришли "страшные сны", В.Вейдле утверждал, что О. прокладывает свое направление в женской литературе.Г.Адамович назвал роман "Изольда" "утонченно поэтическим" произведением, атмосфера, "настроение" в котором имеют не меньшее значение, чем действие и поступки героев. Роман "Зеркало" (1939), герои которого - молодая русская женщина и французский кинорежиссер, - искусная мелодрама, заставлявшая, как отмечали критики, испытывать подлинное волнение.В.Мирный считал, что О. этим романом "выходит на первые места молодой эмигрантской литературы". --- Во время оккупации гитлеровцами Парижа О. жила в Биаррице, поступила в Американский университет. После войны вернулась в Париж, написала по-французски три пьесы. В 1948 вышел в ее переводе на французский язык роман "Оставь надежду навсегда" ( 1 9 4 9, на англ. яз.; 1954, на рус. яз.; Октябрь, 1992, № 10-12), действие которого происходит в Советском Союзе. Ведущая тема романа - предательство, вынужденное и добровольное, трагедия личности в условиях сталинского режима; по отзыву С.Юрасова, О. - предшественнице А.Кестлера и В.Сержа - удалось "заглянуть в самую суть событий, в душу советских людей и передать в них главное". --- Испытывая материальные затруднения, О. работала над сценариями, делала переводы. После смерти Г.Иванова (1958) занялась журналистикой, сотрудничала в газете "Русская мысль". По совету Ю.Терапиано стала писать воспоминания, В 1-й их части - "На берегах Невы" (Вашингтон, 1967; М., 1988), охватывающей период с 1919 по 1922, рассказала о поэтах Серебряного века ("Я одна из последних, видевшая и слышавшая их") - Н.Гумилеве, А.Блоке, А.Белом, О.Мандельштаме и др. По словам З.Шаховской, воспоминания О. отличаются "своей молодостью, легкостью, беззлобностью"; ее интересовало главное в этих людях - их поэтический дар, она сознательно опускала все мелочное и, по ее признанию, видела их окруженными сиянием, "как лики святых на иконе". Р.Гуль назвал "На берегах Невы" "талантливой, увлекательной книгой"; считал, что каждый исследователь поэзии 20-х должен будет обратиться к мемуарам О. и найдет в них меткие характеристики поэтов и неизвестные ранее факты, 2-я книга мемуаров - "На берегах Сены" (Вашингтон, 1983: М., 1989), имеет иную тональность. "О горьком жребии эмигрантских писателей вспоминать тяжело и больно, - писала О. - Это сплошной перечень имен преждевременно умерших, погибших в газовых камерах нацистов или кончивших свои дни в унизительной бедности, бедности, которой не удалось избежать даже нашему Нобелевскому лауреату Бунину". В книге воссозданы портреты Г.Иванова, Г.Адамовича, И,Бунина, Я.Горбова (женой которого О, стала в 1978) и др. писателей; описаны "воскресения" у З.Гиппиус и Д.Мережковского и собрания "Зеленой лампы", их влияние на жизнь русской литературной эмиграции, 3-ю книгу воспоминаний О. хотела посвятить целиком "молодым писателям", начавшим печататься в эмиграции. В 1987 вернулась в Россию и дожила до выхода обеих книг мемуаров на родине ("Я всю жизнь писала свои книги с тайной надеждой, что когда-нибудь меня будут читать в моей стране"). --- Соч.: "Скользит слеза из-под опухших век" // Слово, 1989, № 9; "Толченое стекло". Баллада // Лит. обозр., 1991, № 2. --- Лит.: Арьев А. Все впечатленья бытия: Мемуарная проза Ирины Одоевцевой // Звезда, 1988, № 2; Лавров В. "Кончается мой сон туманный" // Подъем, 1988, № 1; Радашкевич А. [Некролог) // Лит. обозр,, 1990, № II; Померанцев К. Сквозь смерть. Ирина Одоевцева // Рус. мысль, 1991, II янв. --- Е. Померанцева ---

    ОРЛОВА Хана    (1888, Староконстантинов, Волынской губ. - 1968, Тель-Авив) - скульптор. Родилась в религиозной еврейской семье, эмигрировавшей в 1904 в Палестину, в ПетахТикве, где ее отец обрабатывал землю, а сама О. работала портнихой, В 1910 приехала в Париж. Училась рисунку в Национальной школе декоративного искусства (поступила туда в 1911, заняв 1 -е место на конкурсе) и скульптуре - в Русской академии М.Васильевой. Поселилась в "La ruche" ("Улье") на Монпарнасе, познакомилась с А.Модильяни (в 1920 выполнила его посмертную маску), П.Пикассо, Ж.Кокто, Г.Аполлинером. Впервые выставила свои работы (2 бюста, дерево) на Осеннем салоне (1913), затем в 1915 вместе с А.Матиссом, К.Ван Донгеном и Ж.Руо - в галерее Бернхейма-младшего. Среди ранних работ, исполненных в дереве и отлитых затем в бронзе, "Портрет Жанны Эбютери" ("Дева"), 1915: "Амазонка", 1913: "Беременная", 1916; "Дама с веером" и "Танцующая пара", 1919. В 1916 вышла замуж за поэта Ари Юстмана, вскоре погибшего на фронте. --- Новый этап творчества О. начался после 1 -и мировой войны и был отмечен монументальностью и лаконичностью форм ("Портрет художникаеврея", 1919: "Курильщик с трубкой" портрет художника Д.Видтофа, 1924, бронза; "Мой сын"; портреты А.Яковлева, Иды Шагал, Л.Питоевой и др.). Некоторые из созданных О. образов деятелей еврейской культуры - художника Р.Рубина (1923), поэта Х.Бялика (1926) - схожи с ликами древнерусских икон. Юмором окрашены антропоморфические изображения животных: "Индюк", 1925: "Собака", 1936: "Павлин", 1939и др. Работы О. охотно приобретались французскими (Париж, Гренобль) и американскими (Чикаго, Филадельфия) музеями. В 1925 она получила французское гражданство, в том же году ее наградили орденом Почетного легиона. Критика относила ее к небольшой группе европейских художников, "которая дала новую жизнь скульптуре". --- Пять бронзовых скульптур О. были представлены в русском отделе выставки "Современного французского искусства" в Москве (1928). Б.Терновец писал в связи с этим о "ее выдающемся портретном даровании", о том, что она "создает грандиозный в своем единстве и упрощенный образ"; в ее искусстве борются экспрессивные и конструктивные начала, но "победительницей выходит тенденция к экспрессии". По мнению А.Луначарского, стилизация, характерная для "нашей знаменитой парижской соотечественницы", "может быть лучше всего названа монументальной карикатурой"; она выявляет внутреннюю сущность объекта "путем крайнего сжатия основных черт формы", вызывая курьезное, почти жуткое чувство". Другие критики писали о "скульптурном гротеске" и "экспрессионистическом реализме" О-В 1935 состоялась первая выставка О. в Тель-Авиве. --- В 1940 из оккупированного Парижа О. бежала с сыном в Швейцарию; нацисты уничтожили в ее парижской мастерской около 100 лучших работ. Произведения этого времени отличали трагизм ("Возвращение", 1945: "Вдова", 1946). В 50-60-е было создано множество изображений балерин. Ряд работ О. связан с рождением еврейского государства: бюст Д.Бен-Гуриона (1949), установленные в киббуцах скульптурная группа "Материнство" (1949) и скульптура "Орлы" (1958), памятник казненному англичанами Д.Груннеру (1953) в Рамат-Гане, памятник трем летчикам "Раненая птица" (1963), "Голубь мира" (1964) - для Дворца наций в Иерусалиме. В послевоенные годы персональные выставки О, прошли в Париже, Амстердаме, Осло, Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе. Умерла О., приехав в Израиль для участия в юбилейной выставке. Мемориальная ретроспективная выставка состоялась в парижском Музее Родена в 1970-71. --- Лит.: Rey R. Les portraits sculptes de m-rne Ghana Orloff // L'Art et Decoration, 1922, vol.41; Werth L. Ghana Orloff. Paris, 1929; Ромм А.Г. Современная скульптура Запада.М., 1937; Казовский Г.И. Еврейское искусство в России 1900-1948 // Сов. иск-во, 1991, № 2; Латт Л. Скульптор Хана Орлова / Евреи в культуре рус. зарубежья, вып. 1. Иерусалим, 1992. --- Р. Ильин ---

    ОРЛОВ Николай Андреевич    (14.2.1892, Елец, Тамбовской губ. - 31.5.1964, Грантауон-Спей, Шотландия) - пианист. Родился в семье юриста. Начатки музыкального образования получил от матери, ас 1899, после переезда Орловых в Москву, занятиями мальчика руководила Е.Гнесина.О. был одним из лучших воспитанников училища сестер Гнесиных. Выпускной экзамен он не держал, а был досрочно переведен в Московскую консерваторию (окончил сев 1910с золотой медалью). Здесь О. занимался в классах К.Киппа, а вскоре вслед за тем - К.Игумнова. Одновременно он брал частные уроки контрапункта у С.Танеева, который высоко ценил талант своего ученика. На это указывает тот факт, что именно ему композитор доверил первое публичное исполнение своей монументальной Прелюдии и фуги gis-moll (12.10.1912). Еще в консерваторские годы О. привлек к себе внимание прессы выступлениями на ученических вечерах. "В его игре много непосредственности, изящества, что при большой свободе игры делает его особенно интересным", - писал рецензент об исполнении юным пианистом Концертного аллегро Шопена. --- Артистический дебют музыканта на большой эстраде состоялся в октябре 1912. Тогда в трактовке О. впервые прозвучал фортепианный концерт Глазунова f-moll. По свидетельству критика Ю.Энгеля, "твердость, отчетливость, широкий виртуозный размах, наконец, теплота исполнения сами по себе привлекли симпатии к юному артисту, сумевшему проникнуться чудесной музыкой Глазунова. Но симпатии эти еще возросли и смешались с глубоким удивлением, когда оказалось, что г.Орлов играл почти экспромтом. Концерт должен был исполнить Годовский, но под конец отказался, и заменившему его г. Орлову пришлось меньше чем в две недели разучить труднейший, совершенно не известный ему ранее концерт. От такого пианиста тоже можно ждать многого!" За самое короткое время О. стал одним из любимцев музыкальной Москвы. Третье его публичное выступление - сольный клавирабенд - прошло, по отзыву современника, "при необычайном для таких концертов наплыве слушателей и с внешним блеском чуть ли не гофмановского масштаба". В дальнейшем слава О. еще более упрочилась. "Знаменитым московским пианистом" называла его М.Юдина, а Л.Сабанеев ставил его в один ряд с Н.Метнером, С.Рахманиновым и А.Зилоти. --- Вскоре по окончании консерватории О. начал педагогическую работу в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе. С 1917 он был профессором Московской консерватории. Впоследствии пианист надолго отошел от преподавания. Известно лишь, что в 1947 он провел два пятинедельных курса в музыкальном колледже города Цинциннати (шт. Огайо). --- В декабре 1921 по командировке МУЗО Наркомпроса О. уезхал за границу. Одновременно за рубеж направился А.Глазунов. Именно он дирижировал первыми концертами О. в Германии. Успешное выступление в одном из концертов С.Кусевицкого в Париже открыло для артиста крупнейшие залы Европы и Америки. Он поселился в Париже, но большую часть времени проводил в гастрольных поездках, "Жизнь моя - жизнь странника! - писал О. своему учителю К.Игумнову в феврале 1927. - Смена впечатлений необходима для движения вперед, Какое-то беспокойство овладевает артистом и уже никогда его не оставляет". В 1924 состоялся дебют О. в Лондоне, где критика отмечала необычайную тонкость его интерпретаций и "технику, ставящую его в один ряд с величайшими исполнителями современности". В США О, выступил впервые 28.10.1926 в нью-йоркском Эолиан Холл. В отзыве на последующий бостонский концерт рецензент писал: "Чем более пианистична музыка под его руками, тем проникновеннее исполнение. Он словно рожден для того, чтобы лелеять звучащее фортепиано". На протяжении 20-30-х О. совершил еще 7 продолжительных турне по Северной Америке и 3 по Южной. В одном Буэнос-Айресе он дал за два месяца 15 концертов. А была еще и Европа: Польша, Прибалтика, Бельгия... В Бельгии он был удостоен звания Кавалера ордена Леопольда. По свидетельству друга О., известного пианиста А.Боровского, особую популярность искусство пианиста приобрело в скандинавских странах, Италии, Голландии, а также в Англии, где в 1948 артист окончательно обосновался, В послевоенное время число его выступлений постепенно сокращалось. --- Репертуар О. был весьма обширен. Основу его составляла музыка Шопена, Еще в России пианист зарекомендовал себя как прекрасный шопенист. Цикл из пяти шопеновских программ, сыгранный О. в Лондоне в 1933, стал, по отзывам современников, одним из выдающихся музыкальных событий. Впоследствии цикл этот был повторен и в других странах. Как вспоминал Боровский, "его Шопен - скорее интимный, чем блестящий, более лирический, чем романтический". Эти качества ярко проявились в трактовке прелюдий, запись которых хранится в фонотеке Музея музыкальной культуры им.М.Глинки (она была осуществлена, повидимому, в 50-60-е). Исполнение О., отмеченное тонкостью эмоциональных движений и в то же время простотой по-речевому убедительного интонирования, особой теплотой звучания, показывает, что и на склоне лет О. оставался продолжателем игумновской пианистической традиции. --- Однако не только черты изысканной камерности были свойствены художественному облику артиста. Еще на заре его творческой жизни, в 1912, высказывалось мнение, что "его настоящее место - блестящая эстрада симфонического концерта". Многие трактовки пианиста отличались виртуозным размахом, масштабностью. Таким было, например, исполнение Третьего концерта Рахманинова. В 20-е О. был одним из немногих, постоянно игравших этот концерт публично. В его репертуар входили почти все фортепианные сочинения композитора. "Он страшно любит Вас!" - писал Рахманинову Н.Метнер. Кстати, музыка последнего, в числе прочего Первый фортепианный концерт, тоже звучала в исполнении О. в России и за границей. О, много сил отдал пропаганде современной русской музыки, в том числе С.Прокофьева, посвятившего пианисту одну из своих фортепианных пьес ор. 52. Играл он и произведения Н.Мясковского, в частности, Вторую сонату. Третья соната вышла с посвящением О. Будучи знакомым со многими западными дирижерами, он содействовал тому, чтобы советская музыка чаще звучала за рубежом. --- Поддерживая постоянные контакты с родиной, О. намеревался приехать с концертами в Россию, как это сделали в 20-30-е Метнер и Боровский, Однако осуществить эти планы ему не удалось. Недоступными для наших слушателей остались многочисленные записи, выходившие на Западе. --- Лит.: Ewen D. Living Musicians. New York, 1940; Huth A. Orloff / Grove's Dictionary of Music and Musicians. New York, 1944; Энгель Ю.Д. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке 18981918. М.. 1971: Мильштейн Я. Константин Николаевич Игумнов.М., 1975; Юдина В. Статьи, воспоминания, материалы.М., 1978; Боровский А. Воспоминания (1915-1920) / Пианисты рассказывают.М., 1979. --- С. Грохотов ---

    ОСИПОВ Николай Евграфович    (12.10.1877, Москва - 19.2.1934, Прага) - психоневролог, психотерапевт, патограф, преподаватель медицинской философии. Отец О., Евграф Алексеевич, был лидером земской медицины. В 1897 О. окончил 3-ю московскую (Поливановскую) гимназию с золотой медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. На 2-м курсе (1899) О. был арестован как член студенческого стачечного комитета, через 6 дней был освобожден без права восстановления в университете.О. уехал в Швейцарию к другу своего отца Ф.Эрисману, где закончил медицинский факультет Бернского университета, специализируясь по нейрогистологии. 16.11.1903 О, защитил диссертацию и возвратился в Москву в связи с тяжелым состоянием отца. С сентября 1904 О. - штатный помощник прозектора на кафедре гистологии и эмбриологии Московского университета. С мая 1905 - врач частной психиатрической лечебницы Н.Баженова и С.Цейтлина. В 1906 сдал экзамен для получения российского диплома лекаря. 1.5,1907 на съезде русских врачей им. Н.Пирогова делал доклад "О плазматических клетках при прогрессивном параличе", в котором описал метод выявления амеобидных глиальных клеток. Летом 1910 находился за границей, посетил клиники З.Фрейда, Э.Блейлера, К.Юнга, Р.Дю6оа. В 1911-14 О, был организатором издания книг в Москве - "Психотерапевтическая библиотека". В ответ на реакционные реформы министра просвещения Л.Кассо О. вместе с профессором В.Сербским ушел из Московского университета; работал в должности приват-доцента кафедры психиатрии и невропатологии на Высших женских курсах в Москве. В начале 1917 О. был мобилизован в армию, --- В 1921 О. эмигрировал в Белград. С 1923 работал доцентом, затем профессором Карлова университета в Праге; читал курс медицинской философии, неврозологии и психоанализа (по Фрейду). О. похоронен в Праге на православном кладбище. --- О. считал своими учителями психиатров В.Сербского, Н.Баженова, неовиталиста-гистолога В.Карпова, гипнолога П.Подъяпольского. По своему мировоззрению бььл неовиталистом и сочувственно относился к философским взглядам Н.Лосского. Начиная с 1906 научные интересы О. связаны с изучением психологии неврозов, психотерапии и патографии, С 1907 он популяризировал в России учение З.Фрейда и метод рациональной терапии Дюбоа. Хотя теоретических воззрений Фрейда О. не разделял, он стал поклонником его метода исследования больных, защищал Фрейда от обвинений в преувеличении роли сексуальных влечений, подчеркивая, что у фрейда существует также влечение к смерти, страх секса, страх смерти и др. патопсихологические состояния. В докладе "О больной душе" (1913) он ввел понятие "душевно-телесная конституция", позволяющее рассматривать человека с психофизиологической точки зрения. Одновременно он пытался переработать фрейдизм, используя свои персоналистические взгляды и философскую систему Н.Лосского. --- В статье "Революция иСон" (1931) О. сравнивает два явления - сновидения и революции: первые, согласно взглядам Фрейда, есть исполнение подавленных желаний, противопоставление "Я" личности: революция - есть реализация подавленных, вытесненных желаний у людей, принадлежащих к одному классу. Исходя из этих предпосылок, О. делает парадоксальное заключение, граничащее с логическим заблуждением: "революция и сновидения имеют одинаковое содержание". --- О. стремился создать новую науку о неврозах - неврозологию, основными методами которой был бы психологический анализ, психотерапия и гипнотерапия, которыми он владел в совершенстве, в то же время он игнорировал физиологический аспект неврозов. Понятие "неврозология" не получило распространения в психиатрии. --- О. был талантливым патографом: ему принадлежат статьи о психологическом и патопсихологическом анализах героев произведений Л.Толстого, Ф.Достоевского, Н.Гоголя; об изображении в литературе ими феномена страха. Философские взгляды О, на медицину изложены в обширном очерке "Двуликость и естество медицины" (1929). --- О. утверждал, что существует наукоучение (или теория науки). Медицина - прикладное естествознание, врач - естествоиспытатель. Медицина - особая сторона человеческой культуры - это наука, искусство, связанные с техникой и взаимоотношением между врачом и больным. Медицинская наука - это нозологическая наука. В сущности медицина всегда антропоцентрична: врач - не только естествоиспытатель, но и психолог. Клиническая медицина стремится к индивидуальному лечению больного. В теоретическое понятие "болезнь" включены ряд др. понятий: симптом, симптомокомплекс, процесс, течение, патоморфологическая картина, этиологическая сущность, телеологическое понимание, вытекающее из принципа борьбы организма с болезнью, онтологическое понимание болезни как единого целого. Критерии определения болезни, предложенные 0" - современны. --- Соч.: Психотерапия в литературных произведениях Л.Н.Толстого // Психотерапия, 1911, № 1; Программа исследования личностей. Приложение к "Отчету состоящего под Высочайшим государя императора покровительством Московского городского рукавишниковского приюта для малолетних за 1913 г.". М., 1914; Двуликость и единство медицины // Науч. тр. Рус. народ. ун-та в Праге, 1929, т.11; Революция и сон // Там же, 1931, т.4; Страшное у Гоголя и Достоевского / Жизнь и смерть. Прага, 1931, т. 1. --- Лит.: Памяти д-ра Николая Евграфовича Осипова. Жизнь и смерть. Сб. статей. Прага, 1935; Лосский Н.О. Воспоминания, жизненный и философский путь. Miinchen, 1968. --- Г. Архангельский ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.