[ ПОТЕМКИН Петр Петрович ] (псевд. Андрей Леонидов, Пикуб, Вестрис и др.) (1886, Орел 21.10.1926, Париж) - поэт, прозаик, драматург, переводчик. Родился в семье чиновника, занимавшего крупный пост в петербургской службе сборов. Детство провел в Петербурге, где учился в гимназии и на отделении словесности историко-филологического факультета Петербургского университета. Будучи студентом, напечатал первые стихи ("Диалог Хилкова с Грибоедовым") в сатирическом журнале "Сигнал" (1905, № 2). П. вспоминал: "Когда меня выгнали из гимназии, я решил сделаться писателем". В 1905-6 активно сотрудничал в сатирических оппозиционных журналах "Водолаз", "Рапира", "Маски", "Комета", "Еж", "Ночь" и др., обличал царских генералов и черносотенцев, высмеивал Манифест 17 октября, воспевал солнце свободы. В 1906 П. сблизился с символистскими литературными кругами, стал завсегдатаем в доме Ф.Сологуба, влияние которого ощутимо в его ранней поэзии. Печатался в иллюстрированном приложении к газете "Русь", сборнике "Остров" и др. Широкую известность приобрел после того, как стихотворение "Дьявол" было отмечено премией и напечатано в "Золотом руне" (1907, № 1). --- Первая книга стихов ("Смешная любовь". СПб., 1908) написана под влиянием символистской поэзии, прежде всего, блоковской. Любовь к красочной детали, внимание к быту сближали П. с М.Кузминым. Он тяготел к тем российским модернистам, которые группировались вокруг издательства "Оры". Город П. конкретнее, проще, приземленное таинственного и страшного города Блока, хотя муза поэта тоже томится среди петербургских "серых улиц" и "слепых домов". Из тумана и мглы она создает забавный миражный мирок "жестяных любовников" и "парикмахерских кукол". П. сознательно снижает, едва ли не окарикатуривает возвышенный мир символизма, заменяет романтические атрибуты подчеркнуто конкретными, прозаическими (пародийный цикл "Он" и "Она"). Отмечая сложность и противоречивость первой книги П., один из критиков писал: "Смешная любовь" произвела фурор. Все в ней было необычно, начиная от внешности, кончая странным содержанием, П. стал популярным поэтом, его портреты продавались в магазинах, о нем говорила критика, им интересовалась публика... причем тайна его творчества остается и по сие время тайной: что в нем серьезно, что - юмористика, Серьезное стихотворение написано шаловливо, юмористика - серьезно". В.Брюсов заметил, что П. сразу сделался "маленьким "метром", создателем своего стиля и чуть ли не своей школы". --- В 1908 П. стал сотрудником еженедельника "Сатирикон" (впоследствии "Новый Сатирикон"), где занял место одного из поэтических лидеров и секретаря редакции, В "Сатириконе" во всю ширь раскрылось дарование П., его неброский, но настоящий талант. В его сатирах сосуществуют чувство радости бытия и щемящая тоска, ощущение призрачности, маскарадности бытия, сочная звуковая живопись и романтическая ирония (цикл "Маскарад", стихотворение "Двойник" и др.). Характерные черты поэзии П. особенно отчетливо проявились в бытовых юморесках, составивших вторую книгу - "Герань" (СПб., 1912). С редким мастерством и тонкой иронией он передавал поэзию будничного, обыденного ("Лихач", "Жених", "На бал" и др.). Герои П. - приказчик, белошвейка, лихач, дворник, мастеровой, а, главное, город в его повседневной шумной жизни. Своеобразие музы П. в необычном соединении лирического и буднично-забавного, Его рисунки-стихотворения лукаво веселы и простодушны. Поясняя заглавие книги, рецензент писал: "Это цветок, который сросся со спокойной, уютной и наивно-мещанской обстановкой. Он стал олицетворением ее, синонимом примитивных чувств, влечения, сжатого рамками условности, легкой неубывающей скуки, неясных, сдержанных несмелостью души порывов и тусклой, кладущей свой отпечаток на каждую душевную эмоцию обыденщины", --- Став певцом городской мещанской окраины, П. не избежал упреков в мещанстве. Однако зарисовки поэта всегда окрашены добродушно-лукавым юмором. Поэт пытается подобно акмеистам уйти в простоту и предметный мирок вещей от другого, более сложного и страшного мира. Ему чужда фетишизация вещи, он тяготеет к фольклорной образности, напевной народной речи. Подтекст большинства его произведений - конфликт между романтической мечтой и суровой действительностью. Развитие П. шло от романтической пародии к бытовому юмору с психологическим подтекстом. После 1910 он занимался переводами с немецкого ("Чудесная история Питера Шлемиля" А.Шамиссо. СПб., 1910), создавал изящные театральные миниатюры, которые шли в "Летучей мыши", "Бродячей собаке", "Доме интермедий" ("Китайские болванчики", "Катенька", "Павловские казаки в Париже", "Барометр", "Старожилы", "Блэк энд уайт" и др.). В содружестве с В.Мейерхольдом он поставил "Шута Тантриса" в Александрийском театре. --- В 1912-16 П. выступал как детский писатель в журнале "Галчонок", постоянный фельетонист газеты "День" ("Записки фланера", репортажи об авиаторах и шахматистах), прозаик ("Сила любви", "Верба", "Петруха" и др.), сотрудничал в журналах "Солнце России", "Аргус", "Синий журнал", газетах "Русская молва" и "Русское слово". Вел театральную и балетную хронику, полемизируя с рецензентом "Биржевых ведомостей" А.Волынским.П. славил "правду любовного романа", открывал "Америку романтики в Петербурге", уверял, что "безголовая ложь прекраснее прекраснодушной правды". В годы 1й мировой войны П. сблизился с акмеистами, но ненадолго. Он пытался найти себя в стилизованных романсах, переводах из Шамиссо и Ведекинда, собирал народные частушки, задумывал поэму "На рассвете", которая осталась неоконченной. Не состоялось .и издание сборника "Париж", написанного в 1913 после поездки во Францию. Один из друзей поэта вспоминал, что П. стал тяготиться суетным театральным миром, "знал, что занимается поэтическими пустяками, что талант его уходит все глубже в него и нет ему выхода". --- Октябрьскую революцию П. не принял, и в ноябре 1920 вместе с женой и маленькой дочерью эмигрировал: из Одессы уехал в Бессарабию, переплыл на лодке Днестр, "представший Рубиконом", затем переехал в Чехословакию и жил в Праге вплоть до 1924. Был членом правления и казначеем Союза русских писателей, организовал "Устный альманах", в котором выступали члены литературных кружков "Скит поэтов" и "Таверна поэтов", сотрудничал в варшавской газете "За свободу". По словам Р.Словцова, "работал над более обширными темами, чем театральная миниатюра или стихотворная шутка". В 1925 в Праге вышла "Антология чешской поэзии" с его переводами, он также перевел поэму "Христос и пахарь" И.Голенчика. --- В третьей книге стихов П. - "Отцветшая герань" (Берлин, 1923) - были собраны произведения, написанные накануне революции и созданные в Праге. Подзаголовок книги - "То, чего не будет" - свидетельствовал, что поэт не питал никаких надежд на восстановление старого строя. Он любовно смакует каждую деталь прошлого, романтизирует милый его сердцу петербургский и провинциальный российский быт. Колоритные фигуры его героев ("Татарин", "Дуняша", "Вдова" и др.), оживая в предметно точных зарисовках, напоминают П. о навек потерянной родине. В книгу включены и стихи парижского цикла, написанные в 1913, которые в эмиграции наполнились новым смыслом. Сборник пронизан чувствами одиночества, бесцельности бытия, которые особенно ощутимы в цикле "Двое" (Воля России, 1922, № 32). Столь же безысходны стихотворения об эмигрантской жизни ("Беженка", "Переход" и др.). Смех П. становился грустноироническим, порой переходящим в сарказм ("Нет, не пустим Ильича", "Романтические цветы"). В 1922 П. печатал политические сатиры в газетах "За свободу" и "Бухарестские новости", создал цикл "ЧеКа", посвященный памяти расстрелянного поэта Н.Гумилева, с которым его связывала многолетняя дружба (За свободу, 1922, 5 марта). В 1922-26 П. печатался также в рижских газетах "Сегодня", "Рижский курьер", берлинских газетах "Руль" и "Дни", пражском журнале "Воля России". Он мучительно тосковал по родине, пытался воскресить светлый юмор в легких театральных миниатюрах ("Любовь по чинам", "Полотер" и др.), воспоминаниях о В.Мейерхольде и "Театре интермедий" ("Доктор Дапертутто"). По отзывам современников, в его произведениях этих лет "было очень острое чутье русского быта, старого Петербурга, былой провинции". В 1924 в Берлине вышла детская книжка - "Зеленая шляпа. Книжка-картинка для детей". --- В 1924 П. переехал в Париж, стал сотрудничать в газете "Последние новости" и журнале "Жар-птица", Совместно с С.Поляковым-Литовцевым руководил литературным отделом театра "Еврейское зеркало" (1-е представление состоялось 8.1.1925), писал театральные миниатюры для оказавшихся в эмиграции театров "Летучая мышь" и "Бродячая собака", в парижском Доме артиста шли его скетчи "Факир", "Кафекрем", "Шашлычники". В 1924 совместно с Поляковым-Литовцевым написал комедию "Дон-Жуан - супруг Смерти", которая с большим успехом шла в "Театре независимых" в Риме. Действие в ней происходит "вне времени", однако сцена бунта в королевстве полна злободневных намеков.П. принадлежит общий замысел пьесы, виртуозно выполненные сцены обольщения Смерти и сцены в доме Лепориуса. --- В последние годы жизни П" по свидетельству Дон-Аминадо, "бился, маялся, никогда не жаловался, а все изведал, что полагается служителю муз в благоустроенных республиках, сумрачному скитальцу в старомодном плаще". Присматриваясь к жизни русских эмигрантов, он искал знакомые колоритные фигуры людей из народа: маляра, чья кисточка красит Эйфелеву башню, посетителей ярмарки в Париже или русского ресторана "Яр". Но круг этих образов все уже, все чаще в стихах П. появлялись картины чуждого ему жестокого мира. Н.Оцуп вспоминал, как П. устроил в Париже "поминки" по "Бродячей собаке"; "...грусть П. на этом вечере была не элегической, а горькой, трагической. От былой веселости не осталось и следа, он осунулся, вид имел угрюмый". --- В 1925 начал писать роман из жизни шахматистов, поместил в "Последних новостях" восторженную статью о столетнем юбилее московского Большого театра. Последнее лето своей жизни провел в Венеции, где снимался в кинофильме "Казанова". На площади Сен-Марко поставили настоящий венецианский карнавал, который П. описал в очерке "В городе дожей и гондол". В это же время итальянская оперная комиссия заказала ему оперетку. Когда съемки "Казановы" были закончены, П. вернулся в Париж, где, наконец, после долгих лет скитаний приобрел новую квартиру близ ВенсеНского леса. Здесь 19 октября он заболел гриппом, а через два дня после сильного сердечного приступа скончался.П. похоронили на кладбище Пантен, позже перевезли тело в постоянный склеп Тургеневского общества на кладбище Пер-Лашез. --- В. Горянский писал: "Потемкин - создатель капризных стихотворных ритмов, которые как нельзя больше соответствуют капризной изысканности содержания его произведений. Он писал вольным неправильным стихом, но неправильности и перебои стиха, распределенные периодически и по законам симметрии, создали музыку, и в этом отношении Потемкин сохраняет за собой место одного из самых тончайших мастеров стиха". Саша Черный также восхищался мастерством П., виртуозной формой его произведений: "Форма эта под рукой мастера-поэта, как послушная гармоника, растягивалась и сжималась, была исполнена порывистого движения, и всякое бытовое прозаическое слово претворялось в ней и радостно звенело". --- Соч.: Антология сатиры и юмора. Берлин, 1920; "Автомат или чудеса, случившиеся в старой Праге в 183.. году" // Жар-птица, 1926, № 14; Избр. страницы. Дон-Жуан - супруг Смерти. Париж, 1928; Парикмахерские куклы. Пьеса в стихах // Южный крест, 1951, № 1; Поэты "Сатирикона". М.-Л., 1966; Русская поэзия Серебряного века. Антология, М., 1993. --- Лит.: Талин В.И. Смерть в изгнании // ПН, 1926, 22 окт.; Пяст В. Встречи.М., 1929; Евстигнеева Л. Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы.М., 1968; Спиридонова (Евстигнеева) Л. Русская сатирическая литература начала XX века.М., 1977; Корнфельд М.Г. Из "Воспоминаний" // Вопр. лит-ры, 1990, № 3. --- Арх.: РГАЛИ, ф. 1715. оп. 1, д. 1. --- Л. Спиридонова ---
|