МЕЧ и ТРОСТЬ
31 Мар, 2023 г. - 17:13HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

АННЕНКОВ Юрий ] (Жорж) Павлович (лит. псевд.Б. Темирязев) (11.7.1889, ПетропавловскКамчатский - 18.7.1974, Париж) - живописец, график, иллюстратор, сценограф, мемуарист. Отец - Павел Семенович - был народовольцем, арестованным и высланным на Камчатку после событий 1.3.1881. Его предком был знаменитый декабрист И.Анненков. В 1892 [по др. св. в 1895] семья вернулась из ссылки в Петербург.А. поступил в казенную гимназию, из которой был исключен за участие в создании рукописного сатирического журнала (1905). Завершал свое образование уже в частной гимназии Столбцова. Параллельно занимался рисованием и живописью в Центральном училище технического рисования барона А.Штиглица. Спустя несколько месяцев после начала занятий, разочаровавшись в скучном черчении, покинул училище. В 1907 познакомился с И.Репиным, считал его своим учителем. В 1908 поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно занимался в мастерской С.Зейденберга (вместе с М.Шагалом). В 1909-10 посещал мастерскую профессора Академии художеств Я.Ционглинского, но поступить в саму Академию не смог. В 1911 по совету Ционглинского выехал для продолжения образования в Париж. Увлекался импрессионизмом, писал пейзажные этюды (впоследствии сам уничтожил большую их часть). --- В Париже занимался в мастерских под руководством МДени и Ф.Валлотона (соответственно живописью и графикой). Определенное влияние на молодого А. оказали футуризм и кубизм. В 1913 три работы художника были приняты в Салон независимых - выставочное объединение, где демонстрировались работы художников, занятых радикальными, новаторскими изысканиями. Летом 1912 А. делал зарисовки морской фауны и флоры для сотрудников биостанции в Бретани (часть рисунков была опубликована позже в одной из диссертаций по зоологии в Сорбонне). --- В 1913 вернулся в Петербург. Работал над станковыми и декоративными произведениями, занимался иллюстрацией и сценографией. Сотрудничал в журналах "Сатирикон", "Новый Сатирикон", "Театр и искусство" (карикатуры), а также "Солнце России", "Лукоморье", "Аргус". Познакомился и сблизился с Н.Кульбиным (на даче в Куоккале), а также с членами группы "Союз молодежи" (с некоторыми впервые встретился в Париже - М.Матюшиным и И.Пуни). Н.Евреинов пригласил А. оформить спектакль "Homo Sapiens" в сатирическом театре "Кривое зеркало" - первая работа для театра. С 1914 стал заведующим декорационной частью этого театра. Кроме того, сотрудничал с Летним театром в Куоккале (совм. с Н.Евреиновым), в Троицком театре (у Л.Жевержеева), в театре им.В.Комиссаржевской (у Ф.Комиссаржевского) в Москве. С 1915 оформлял спектакли и програмки театра "Летучая мышь" Н.Балиева. --- Содружество с Евреиновым принесло плоды и в области книжного оформления: А. иллюстрировал его книгу "Театр для себя" (т. 2, 1915-16), сделал обложку для другой его книги - "Представление любви" (Пг., 1916), --- В 1916-17 А. оформлял номера и программы в артистическом кабаре "Привал комедиантов", ставил там балетные и пантомимические номера для О.Глебовой-Судейкиной и своей супруги, Е.Гальперн-Анненковой. В канун октябрьского переворота 1917 состоялась премьера спектакля по пьесе Н.Винниченко "Черная пантера" в Малом театре (быв. Суворинском) в оформлении А. и постановке Евреинова. --- В 1910-е А. создал несколько крупных станковых произведений ("Адам и Ева", 191318: "Желтый траур", 1914; "Бретань", 1916; "Купальщики", 1918), декоративные панно ("Дикарка", "Цветы", 1914; "Испания", 1915 и др.). А. участвовал в выставках Современной живописи и рисунка в 1916 и 1918 в Петрограде. В те же 1910-е - начале 1920-х прославился как оригинальный портретист, автор живописных и графических портретов А.Ахматовой, Н.Евреинова, В.Ходасевича, Е.Замятина, А.Бенуа, М.Горького, М.Кузмина, А.Ремизова, З.Гржебино, Б.Пастернака, Ф.Сологуба. --- В 1918 стал членом петроградской художественной артели "Сегодня", где выпустил в собственном оформлении книгу своих стихов "1/4 девятого". Тогда же занимался иллюстрациями к поэме "Двенадцать" А.Блока (опубл. в 1918 в петроградском изд-ве "Алконост"). --- Во 2-й половине 1918- начале 1919 жил в Москве, преподавал в Свободных художественных мастерских (СВОМАС): оформлял улицы к 1-й годовщине революции, сотрудничал с театром им.В.Комиссаржевской (готовил эскизы декораций к пьесам "Лулу" Ф.Ведекинда и "Красные капли" С.Обстфельдера, выступал в постановке последней пьесы и как режиссер); оформлял программы в кафе "Питтореск" на Кузнецком мосту. В 1918 А. участвовал в работах по художественному оформлению Марсова поля в Петрограде к майским праздникам. --- Обосновавшись в Петрограде в 1919, выступал как критик в газетах и журналах (рецензии по вопросам театра и изобразительного искусства): в "Жизни искусства" опубликовал программную статью "Ритмические декорации". Тогда же поставил на сцене Показательного (Экспериментального) Эрмитажного театра пьесу Л.Толстого "Первый винокур", где пытался на практике осуществить динамические декорации. В 1920 в Петрограде вместе с М.Добужанским и В.Шуко принимал участие в постановке "Гимн освобожденному труду" в портале Фондовой Биржи, оформлял массовую инсценировку "Взятие Зимнего дворца" (реж. Евреинов, А.Кугель, Н.Петров). Тогда же А. был избран профессором Академии художеств в Петрограде. С момента открытия нового театра "Вольная комедия" (нояб. 1920) стал его главным художником (до 1922), оформлял многие спектакли, расписал зал и фойе, а также интерьер кабаре "Балаганчик" при театре. В 1921 опубликовал статью-манифест "Театр до конца" в альманахе "Дом искусств". В Государственном Институте художественной культуры (ГИНХУК) экспонировал абстрактные металлические скульптуры-конструкции. В 1922 оформил спектакль "Газ" Г.Кайзера в Большом драматическом театре (БДТ). --- В это время А. продолжал работать над портретами: Л.Троцкого, Г.Зиновьева и А.Луначарского (1920), а также многих деятелей культуры - Г.Иванова, В.Пяста, В.Мейерхольда и др. В 1924 А. получил 1-ю премию за портрет В.Ленина на Всесоюзном конкурсе. Часть портретов была издана в альбоме "Портреты" с сопроводительными текстами Е.Замятина, М.Кузмина и М.Бабенчикова в 1922 в Петрограде. В 1926 вышел еще один альбом - "Семнадцать портретов" (деятели советской власти) с текстом А.Луначарского (сам А. тогда был уже за границей). Портреты Ленина, Тухачевского и Сталина, отвергнувшего свое изображение, в альбом включены не были. --- Значительное внимание А. отдавал книжной графике: рисовал для сатирических журналов "Мухомор" (1922), "Дрезина" (1923-24), оформлял и иллюстрировал "Мойдодыра" К.Чуковского (Пг.-М., 1923 и множество позднейших переизданий), "Бронепоезд 14-69" Be. Иванова, "Брагу" НЛихонова (обе - Пг" 1923) и др. --- В начале 1922 вступил в общество "Мир искусства", участвовал в Первой русской выставке в Берлине. В начале 1924 вместе с Д.Штеренбергом разработал устав и реализовал идею Общества станковистов (ОСТ), став его членом-учредителем. Тогда же подготовил экспрессивное динамическое оформление своего последнего театрального спектакля на родине - "Бунт машин" (пьеса А.Толстого по сюжету К.Чапека; премьера в БДТ состоялась в апреле 1924). --- Весной 1924 А. выехал в Венецию, на 14-ю интернациональную художественную выставку, где всеобщее внимание привлекли портреты А., (в частности, Л.Троцкого). Из этой поездки художник в Россию уже не вернулся; Заехав в Сорренто к М.Горькому, А. с семьей перебрался в Париж. Во Франции занимался в основном живописью, книжной графикой и плакатом. Продолжал создавать свою "портретную галерею" современников (Л.Красин, А.Барбюс, С.Эйзенштейн, О.Спесавцева и др.). Его супруга работала актрисой и балериной в также уехавшем из России театре-кабаре "Летучая мышь" Н.Балиева.А. выступал с критическими статьями, обзорами и т.д. в русскоязычных газетах и журналах (Рус. мысль, СЗ) под псевдонимом Борис Темирязев. Принимал участие в парижских выставках: Международной художественно-декоративной (1925), "Мир искусства" (1927), а также в экспозициях: "Искусство книги" (1927, Лейпциг), "Современное французское искусство" (1928, Москва, в составе "Русской части" выставки), "Современное русское искусство" (1932, Филадельфия). В 1927 состоялась первая персональная выставка А. в Париже (галерея Биллер), в 1928 персональная экспозиция прошла в парижской галерее "Quatre chemins" ("Четыре дороги"), а в 1929 и 1930 - в галерее Бинг. Еще две персональные выставки состоялись у А. в 1934 в галереях Бешер и Криллон. Всего же за время жизни за границей А. участвовал в 74 выставках, в том числе имел 8 персональных. --- В 1931 А. получил общепарижское признание за оформление спектакля "Пиковая дама" в театре Мадлен (пост.Ф.Комиссаржевского). Интерес вызвала и следующая его театральная работа в том же театре - комическая опера Анри Core "Контрабас" (по рассказу "Роман с контрабасом" А.Чехова, пост.Н.Балиева). А. работал также с М.Чеховым (1934, "Ревизор", театр "Марэ"); с С.Лифарем, Л.Мясиным, Дж.Баланчиным, Б.Нижинской (балеты "Ревнивые комедианты" на муз.А.Скарлатти, "Вариации" на муз. Л-Бетховена, "Гамлет" на муз. Ф.Листа - все три спектакля остались в истории именно благодаря новаторству сценографии). После 1934 А. работал как художник кино (гл. обр. по костюмам). Он участвовал более чем в 60 съемках. За костюмы к фильму "Мадам де..." (реж.М.Офюльс, 1954) А. был удостоен премии "Оскар" (творчеству этого режиссера А. посвятил отдельную книгу "Ничейная земля", опубл. в 1962). В 1945-55 был президентом секции художников по костюмам в Синдикате техников французской кинематографии. --- В 1934 в Берлине в издательстве "Петрополис" вышла "Повесть о пустяках", подписанная псевдонимом Б.Темирязев. В известной мере это - автобиографическое сочинение, т.к. .в него вошли многие реальные факты из жизни А. --- В предвоенные годы А. много работал в книжной графике, занимался графическим портретом и станковой живописью (виды Парижа и его предместий, интерьеры). Живописные работы А. того времени отличались декоративностью, сочетанием графичности и свободной игры цветовых пятен. --- Весной 1939 А. поставил как режиссер пьесу В.Набокова "Событие" в собственном оформлении. Спектакль вызвал неоднозначную реакцию, но добавил популярности художнику. Во время немецкой оккупации поставил в большом зале Плейель три русские оперы: "Пиковая дама" (1941), "Евгений Онегин" (1943) П.Чайковского и "Женитьба" М.Мусоргского (в варианте Н.Черепнина, 1943). После войны А. сотрудничал преимущественно с французскими театральными коллективами. Он оформлял все пьесы Э.Ионеско, а также Карко, Тардье, Т.Уильямса. В 1956 А. принял участие в фестивале авангардного искусства в Марселе. В 1957 оформил и поставил в Театре Старой голубятни собственную инсценировку "Скверного анекдота" Ф.Достоевского. В 1961 вместе с С.Лифарем поставил балет на музыку Чайковского к "Пиковой даме" в театре МонтеКарло. --- В 1951 вышла книга А. "Одевая звезд" - о работе художника-костюмера. Главная книга мемуаров - "Дневник моих встреч. Цикл трагедий" - вышла 1-м изданием в Нью-Йорке в 1966 (в 2-х т.); дважды переиздана в России в 1991. Похоронен в Париже. --- Лит.: Тугендхольд Я. Портреты Ю.Анненкова // Рус. иск-во, 1923, № 1: Бабенчиков М. Анненков график и рисовальщик // Печать и рев-щия, 1925, кн. 4; Его же.Ю.П.Анненков / Мастера современной гравюры и графики.М., 1928; Современное французское искусство. Каталог выставки.М., 1928; Берман Б. Заметки о Юрии Анненкове // Иск-во, 1985, -2; Одоевцева И. На берегах Сены.М., 1989. --- А. Толстой ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.