МЕЧ и ТРОСТЬ
13 Июн, 2024 г. - 22:48HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич ] (Бер Срулевич) (2.10.1879, Бельцы, Бессарабия 4.12.1973, Уотерфорд, США) - живописец, график, сценограф, скульптор, педагог. Родился в купеческой семье. В 1900 окончил Одесскую художественную школу у Г.Ладыженского и К.Костанди, в 1907 Петербургскую Академию художеств, где учился сначала у И.Репина, затем у Д.Кардовского. Начало известности А. связано с рисунками в политических сатирических журналах "Жупел", "Адская почта", "Сатирикон" и др., но в те же 1900-е он преимущественно занимался живописью (библейские сцены, портреты, натюрморты), которые воспроизводились в журналах "Золотое руно", "Мир искусства", "Столица и усадьба". С 1903 выставлялся на отчетных выставках Академии художеств и Союза русских художников. С 1906 выставлял свои работы за рубежом: в Париже был участником выставки русского изобразительного искусства, организованной С.Дягилевым', действительный член Осеннего салона, В дальнейшем выставлялся в Милане, Вене, Лондоне, Амстердаме, Мальмё. В 1910 вошел в объединение "Мир искусства" и выставлялся до 1917 на всех его выставках. В 1907 оформил свой первый спектакль "Свадьба Зобеиды" Г.Гофмансталя (реж. В.Мейерхольд). В 1909-11 по эскизам Л.Бакста создал декорации для некоторых постановок Русских сезонов Дягилева - отсюда бытовавшая легенда об А. - "тени" Бакста. В 191214 оформлял спектакли для заграничного турне А.Павловой ("Прелюды" Ф.Листа и "Семь дочерей Горного короля" А.Спендиарова), для лондонских выступлений В.Нижинского ("Видение розы" К.М.Вебера), для хореографа М.Фокина ("Исламей" М.Балакирева в Мариинском театре, "Садко в подводном царстве" - балет на муз.Н.Римского-Корсакова в Русских сезонах и в Мариинском театре, "Египетские ночи" А,Аренского). --- В августе 1917 по инициативе американского импрессарио выехал в США (через Сибирь, Японию, Канаду) ив 1918 поселился в Нью-Йорке, где в Бруклинском музее состоялась выставка из 200 работ А., созданных в России. После ее огромного успеха совершил с выставкой двухгодичное турне по США. Персональные выставки А. состоялись в США в 1924, 1926, 1928. Участвовал в выставках русского искусства в Париже (1921), НьюЙорке (1923), Филадельфии (1932); в передвижной выставке русского искусства в США и Канаде (1924-25): в Международных выставках в Питсбурге, Чикаго, Бостоне (192527): награжден золотой медалью за картину "Испания" на выставке в Филадельфии (1926). --- В 1919-27 работал как сценограф в американских театрах, главным образом, в нью-йоркском "Metropolitan Opera": "Мефистофель" Ф.Бойто (1920), "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова (1922), "Король Лахора" Ж.Массне (1924); последняя работа "Турандот" Дж.Пуччини (1927) - осталась неосуществленной (в музее театра хранятся эскизы). Для Чикагской оперы оформил спектакль "Любовь к трем апельсинам" С.Прокофьева (1921, 1-я постановка в США), для балетной труппы М.Мордкина - балеты "Азиада" и "Ярмарка" на музыку Ф.Листа, А.Глазунова и др. --- В 1928 переехал в Чикаго, преподавал здесь в Институте искусств (1929-57). В 1933 после самоубийства жены переехал в штат Колорадо, создал "Школу живописи Анисфельда" (гл. обр, работая с учениками на пленэре). После перерыва возвратился к станковой живописи, порвав навсегда с театром. Регулярно выставлялся в крупнейших выставочных залах США, собирая восторженную прессу. Последние крупные выставки: "Театральный дизайн Анисфельда" в Нью-Йорке (1968) и Вашингтоне (1971). В последние годы А. жил затворником в хижине в "Скалистых горах", куда периодически приезжали его ученики. --- Картины и эскизы театральных работ А. в России хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, музее Большого театра, Театральном музее им.А.Бахрушина, в картинной галерее Перми и др. Театральные работы А. выставлялись в Москве и Ленинграде на выставках, посвященных русскому театрально-декорационному искусству в 1960-80-е, на выставках из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских (1991, 1994). Выставка эскизов костюмов и театральных декораций А. из американских музеев и частных собраний (совм. с музеями России) состоялась в 1994 в Петербургском музее театрального и музыкального искусства. --- В Вашингтоне, по сведениям Н.Лобанова-Ростовского, значительная часть работ А. хранилась в подвале, где они сильно пострадали от сырости; к сожалению, их не пытались реставрировать. После смерти А. его дочь Мара передала большую часть работ отца в дар Публичной библиотеке Нью-Йорка. Несколько ранних работ маслом купил у Мары в 1984 известный коллекционер Р.Шепард: после реставрации он выставил их в своей галерее в Нью-Йорке: выставка пользовалась успехом. --- С ранних лет А. - признанный колорист, в этом он проявил себя как один из самых выдающихся художников современности. Эмоциональное воздействие цветом в живописи и сценографии А. всегда подчеркивалось критиками: "алхимик цвета" - оценка искусства А. в американских художественных кругах. "Живопись - это симфония цвета", - повторял А. ученикам. Искусство А., от ранних до поздних работ, - типичное воплощение идей символизма в мировом изобразительном искусстве, об этом говорят даже названия его работ ("Контраст", "Мистики". "Мечтания", "Судьба" и т.п.): специфичен и творческий процесс художника: долгие годы он работал только при свечах, считая, что лишь таким способом можно передать мистические оттенки цвета. В 1940-60-е А. разрабатывал евангельские темы в живописи и частично в скульптуре. Вместе с тем изысканное искусство А., лишенное экзальтации, поэтично и конкретно; оно оставалось традиционно-реалистическим, приближаясь, в своей философской задаче, скорее к Врубелю и работам мирискусников, чем к иррационализму символистов европейской школы. По мнению Н. Лобанова-Ростовского, работы А. последних лет "напоминали смесь Филонова с Врубелем". --- Лит.: Эфрос А.М. Живопись театра // Аполлон. 1914, № 10; Грабарь И.Э. Искусство русской эмиграции // Рус. современник, 1924, № 3; Головин А.Я. Встречи и впечатления.Л.-М., 1960; Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX в.М., 1970; Ее же. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов. 1908-1929. М" 1988: Boris Anisfeldt. Twenty Years of Designes for the Theatre. Exh. Washington City, 1971; Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской э миграции (1917-1941). Биографич. словарь. Петербург, 1994. 1 --- Арх.: Арх. ун-та шт. Огайо (США); Арх.М.ЧатфилдТейлор (США). --- А. Кузнецов ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.