МЕЧ и ТРОСТЬ
31 Мар, 2023 г. - 18:44HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич ] (9.8.1871, Орел - 12.9.1919, дер.Нейвола, близ Териоки, Финляндия) - прозаик, драматург, публицист. Родился в семье чиновника. В 1897 окончил юридический факультет Московского университета. Начал печататься в 1892 в петербургском журнале "Звезда" (рассказ "О голодном студенте"). В 1901 в издательстве "Знание" вышел первый сборник его рассказов. Произведения конца 1890-х- 1-й половины 1900-х ввели его в круг писателей-знаньевцев. В дальнейшем для творчества А. стало характерным редкое для русской литературы сочетание традиционно-реалистической манеры письма с символистско-гротескной образностью, что проявилось в его драматургии: "Жизнь человека" (1907), "Царь-голод" (1908), "Черные маски" (1908), "Анатэма" (1909), "Океан" (1910). Накануне и во время 1-й русской революции был захвачен революционными настроениями. В "Рассказе о семи повешенных" (1908) - одном из вершинных своих произведений - выразил протест против смертных казней. Начиная с 1907 отходит от горьковского "Знания"; сблизился с петербургским издательством "Шиповник", в альманахах которого печатались его пьесы "Екатерина Ивановна" (1912), "Милые призраки" (1917), роман "Сашка Жегулёв" (1911), повесть "Иго войны" (1916). В 1913 издательством А.Маркса было выпущено полное собрание сочинений в 8-ми томах. В 1913-17 выходило собрание сочинений в 17-ти томах, но оно не было завершено (издано четыре тома, после смерти А. его вдова, Анна Ильинична Андреева, продолжала издание за границей). В 1914-17 публицист был одним из наиболее активных выразителей идеи "войны до победного конца". Статьи этих лет составили сборник "В сей грозный час" (Пг" 1915). С 13.4.1917 - главный редактор газеты "Русская воля", на страницах которой с декабря 1916 по октябрь 1917 появилось около 100 статей, фельетонов, рецензий, открытых писем и художественных произведений А. --- Февральскую революцию 1917 А. восторженно приветствовал. В статье "Путь красных знамен" писал, что "в своем логическом развитии эта война... закончится не обычным путем всех ранее бывших войн, а европейской революцией. В свою очередь эта революция приведет к уничтожению милитаризма, то есть постоянных армий, и к созданию европейских соединенных штатов". То, что произошло в России вслед за Февралем, повергло А. в состояние, близкое к отчаянию: "Я на коленях молю вас, укравших мою Россию: отдайте мне Россию, верните, верните..." --- Октябрьскую революцию 1917 А. не принял "ни единым атомом своей души", как писал в своих мемуарах В.Вересаев. 25.10.1917 А. уехал из Петрограда в Финляндию на свою дачу на Черную речку (Ваммельсу) и оказался после провозглашения независимости Финляндии 31.12.1917 в эмиграции. Его выступления в печати, а также письма 191819 к В.Бурцеву, И.Гессену, П.Милюкову, Н.Рериху, С.Голоушеву, И.Белоусову, записи в дневнике, которые были частично опубликованы в 1920 и 1922 в Париже и Берлине, содержат резкие характеристики большевиков и их политики, исполнены боли и тревоги за судьбу и будущее России. Большевики, по мнению А., ввергли страну в хаос и анархию, "закона нет, власти нет, весь общественный строй без охраны". Большевизм "съел огромное количество образованных людей, умертвил их физически, уничтожил морально своей системой подкупов, прикармливания. В этом смысле Луначарский со своим лисьим хвостом страшнее и хуже всех других Дьяволов из этой свирепой своры". "Конечно, как двухголовый теленок, как всякий монструм, биологически нелепый, большевизм должен погибнуть, но когда это будет?" По поводу расстрела Николая II в дневнике А. содержится следующая запись: "Мне не жаль Николая II, я когдато слишком ненавидел его, чтобы перейти к иному чувству. Бездарный и бессильный, ...злой неудачник - он заслужил свою судьбу. Но расстрел его - безобразен, невыносим для ума и человеческого сознания, как воплощение глупости, безобразия и жалкой низости". В написанной за полгода до смерти в феврале 1919 статье "S.O.S." А. призывал правительства США, Англии и Франции не входить ни в какой альянс с большевиками (речь шла о предполагавшейся конференции на Принцевых островах) и прийти на помощь России, гибнущей под большевистской властью: уподоблял понятие "большевик" образу "современного Безумца человека, лишенного зрения и слуха, памяти и сознания, разума и воли, человека, страдающего нравственным умопомешательством, грязного и тупого". "Надо совсем не иметь ушей, - или иметь, но ничего ими не слышать, писал А., - чтобы не услыхать этих воплей и стонов, воя женщин, писка детей, хрипения удушенных, треска непрерывных расстрелов, что составляет неумолчную песню России в течение последних полутора лет. Надо совсем не знать разницы между правдой и ложью, между возможным и невероятным, как не знают ее сумасшедшие, чтобы не почувствовать социалистического бахвальства большевиков в их неистощимой лжи: то тупой и мертвой, как мычание пьяного, как декреты Ленина, то звонкой и виртуозной, как речи кровавого шута Троцкого..." --- В начале 1919 А. закончил свое последнее художественное произведение - роман "Дневник Сатаны", впервые опубликованный после смерти автора в 1921 в издательстве "Библион" в Гельсингфорсе. В интервью, данном им финским журналистам 29.8.1919, А. сказал, что его деятельность писателя "прервалась сразу же после большевистской революции. Три года ... я почти ничего не писал. Только последней зимой я написал роман "Дневник Сатаны". Это фантастический роман, героем которого является дьявол. Действие романа происходит в довоенные годы... В том же интервью (оно оказалось последним) А. изложил свою точку зрения на положение послереволюционной России: "Я считаю, что Россия уничтожена как государство, но русский народ существует и будет существовать... Для того, чтобы Россия смогла стать на ноги, нужно, по-моему, по крайней мере, два года..., не больше. Но ей потребуется десять лет, может быть, и дольше, чтобы выздороветь окончательно..., по-моему, сейчас можно сравнить русский народ с больным человеком". --- 26.6.1919 А. переселился с семьей из Ваммельсу, где проходила линия фронта, на дачу Лобека в Тюрсево - там к этому времени обосновалась колония беженцев из России. В последние месяцы жизни собирался предпринять поездку в Америку и Англию, о чем сообщал в письме к И.Гессену: "Еду в Америку. Там читаю лекции против большевиков, разъезжаю по штатам, ставлю свои пьесы ...и миллиардером возвращаюсь в Россию для беспечальной маститой старости". Предполагал занять пост министра пропаганды в белогвардейском Северо-Западном правительстве; с этой целью поехал для переговоров в Гельсингфорс в конце августа 1919. Но, как вспоминал впоследствии сын писателя Вадим Андреев, "для белой эмиграции Андреев оказался слишком яркой и революционной фигурой", и через несколько дней он вернулся в Тюрсево. Осуществление его планов и замыслов не состоялось из-за внезапной смерти от разрыва сердца. В 1956 прах А. перенесен из Ваммельсу на Литераторские мостки Волкова кладбища в Ленинграде. --- Соч.: Держава Рериха // Рус. жизнь, 1919, 29 марта (переизд. Жар-птица. Берлин-Париж, 1921, № 4/5); Европа в опасности / Скорбь земли Русской: Сб.статей. Нью-Йорк, 1920; Из дневника / Рус. сборники. Париж, 1920; Ночной разговор. Гельсингфорс, 1921; Собачий вальс // СЗ, 1922, № 10; Отъезд: Страничка из дневника // Грани, 1922, № 1; Письма к Н.К.Рериху // Нов. рус. слово, 1924, 23, 30 нояб., 14 дек.; Самсон в оковах // СЗ, 1925, № 24; Перед задачами времени: Полит, ст., 1917-1919 гг. Бенсон (Вермонт), 1985; Письма Л.Андреева к Л.А.Алексеевскому // Рус. лит-ра, 1990, № 3; Из частной переписки: Последние дни Леонида Андреева. Письмо Л.Андреева к И.В.Гессену // Арх. рус. рев-ции, т. 1. М., 1991; "Спасите наши души!": Статья и письма к В.Л.Бурцеву и И.А.Белоусову // Вопр. лит-ры, 1991, № 7; Два неизвестных письма к П.Н.Милюкову // Минувшее, вып. 4. М., 1992. --- Лит.: Нильский П.М. Леонид Андреев: Заметки памяти и дневника // Одесский листок, 1919, 17 окт.; Иорданская М.К. Эмиграция и смерть Леонида Андреева: Воспоминания // Голос России, 1920, 23 мая, 6, 13, 20 июня (перепеч. Родная Земля, сб. 1. Нью-Йорк, 1920); Рогальский М.Л. Леонид Андреев // Русь, 1920, № 1; Цетлин М.О. О творчестве Леонида Андреева // Грядущая Россия, 1920, № 2; Чириков Е.Н.Л.Андреев // Рус. сборники, кн. 2. София, 1921; Книга о Леониде Андрееве. Пб., Берлин, 1922; Скиталец С.Г.Л.Андреев; Воспоминания // Рус. голос, 1922, 7,12,17,19,21 февр.; Фальковский Ф.Н. Предсмертная трагедия Л.Андреева: Из воспоминаний // Прожектор, 1923, № 16; Айхенвальд Ю.И. Л.Андреев: К 5-летию со дня кончины // Сегодня, 1924. 12 сент.; Kaun A. Leonid Andreev: A Critical Study. New York, 1924; Андреев П.Н. Воспоминания о Л.Андрееве // Лит. мысль, 1925, № 3; Андреев А. Из воспоминаний о Л.Андрееве // Красная новь, 1926, № 9; (Андреев Н.Е.) "S.O.S.": Десять лет со дня смерти Л.Андреева // Новь, 1928, № 2; Адамович Г. Л.Андреев: К 10-летию со дня смерти // Илл. Россия, 1929, № 41; Реквием. Сб. памяти Леонида Андреева. М., 1930; Андреев В.Л. Детство.М., 1963; Его же. Дом на Черной речке.М., 1980; Хелман Бен. Леонид Андреев и революция // Рус. мысль, 1987, 5 июня. --- А. Руднев ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.