[ АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович ] (псевд. Old Gentleman, Икс, Аббадонна и др.) (14.12.1862, Калуга - 26.2.1938, Леванто, Италия) - прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик. Отец Валентин Николаевич - протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, мать - Елизавета Ивановна (урожд. Чупрова), дворянка, сестра профессора А.Чупрова. В 1881 А. окончил 8-ю московскую гимназию, в 1885юридический факультет Московского университета. В автобиографии он писал: "Увлекся искусством, стал учиться петь у профессора Кизатти, потом у А.Александровой-Кочетовой. Окончив университетский курс в 1885, через год поступил на оперную сцену. Имел контракт с Мариинским театром, но оказался для него "слишком молодым" и отправился для усовершенствования в Италию, где учился у знаменитого Виче". Первые стихи опубликованы в мае 1878 в журнале "Пчела"; в 1882-87 сотрудничал в юмористическом журнале "Будильник". После возвращения из Италии пел два сезона в Тифлисе и Казани. Первое крупное произведение - повесть "Алимовская кровь" (Рус. ведомости, 1884, 24,25,27 окт.), В 1886-87 корреспондент русских газет в Милане, в 1889 оставил оперную карьеру, работал фельетонистом и театральным обозревателем в тифлисском "Новом обозрении" (188891), бакинском "Каспии" (1892): вел в московском "Новом времени" (1891-99) рубрики "Москва, Типы и картинки" и "Этюды", выступая как остроумный, но не беспристрастный журналист умеренно-охранительного толка. --- В 1897 А. совершил поездку в Польшу, которая, по его признанию, сильно поколебала "доверие к охранительству и национализму", после чего началось "охлаждение между ним и "Новым временем", окончившееся во время мартовских студенческих беспорядков 1899 разрывом". К этому времени опубликованы романы "Людмила Верховская" (М., 1890) и "Жар-цвет" (ч. 1-2, журн. "Север", 1895, № 2-47), свидетельствовавшие об увлечении А. оккультизмом и спиритизмом, сборник рассказов "Психопаты" (М., 1893), "Оборванные струны" (М., 1895), драмы "Полоцкое разорение" (М" 1892), "Отравленная совесть" (СПб., 1898), которые шли в московском Малом театре. В 1899 А. совместно с В.Дорошевичем основал радикальную газету "Россия", где выступал с фельетонами, литературно-критическими статьями, сатирическими сказками, направленными против косности и застоя в общественной жизни. Накануне 1-й революции совершил резкий поворот влево, критикуя правящую династию в памфлете "Господа 06мановы" (Россия, 1902, 13 янв.), за что газета была вскоре закрыта, А. сослан в Минусинск, затем в Вологду. --- Оказался там в большой колонии политических ссыльных (А.Богданов, Н.Бердяев, А.Ремизов, Б.Савинков и др.), но "во внимание к заслугам его престарелого отца" был в 1903 освобожден. В январе-феврале 1904 получил разрешение выехать корреспондентом на Дальний Восток, но за публикацию в газете "Русь" статьи "Листки" (27 апр.) был лишен права литературной деятельности и в июле уехал за границу. В Париже в 1906-7 издавал журнал "Красное знамя" - без определенного политического направления, но с ярко выраженной антицаристской направленностью. Выступал с публичными лекциями в Высшей русской школе общественных наук, издал сборник "Современные сказки" (Женева, 1905, вып. 15), "Акафист Сергию Каменноостровскому и Стихиры" (Париж, 1906), высмеивая политику С.Витте и других политических деятелей; совместно с Е.Аничковым написал памфлет "Победоносцев" (СПб., 1907). --- С 1906 по 1916 жил в Италии, постоянно общался с Г.Лопатиным, часто виделся и переписывался с М,Горьким, что дало повод В.Поссе назвать Горького и А. "Герценом и Огаревым русской эмиграции"; работал над многотомными историческими романами: "Восьмидесятники" (т. 1-2. СПб., 1907), "Девятидесятники" (т. 1-2. СПб., 1910-11), "Закат старого века" (т. 1-2. СПб., 1910), "Дрогнувшая ночь" (СПб., 1914), предполагая объединить их в хронику о судьбах русского общества под общим заглавием "Концы и начала", Бытовой натурализм, за который критики называли А. "маленьким русским Золя", сочетался в них с тонкими наблюдениями, пристрастием к красочному факту: А, включал в повествование реально существующих лиц или их шаржированные образы, легко узнаваемые читателями. По отчетам библиотечной выставки 1911 книги А, занимали 2-е место в России после сочинений А.Вербицкой.И.Шмелев считал достоинством язык романов - "живой, с русской улицы, с ярмарки, из трактира, из гостиных, из "подполья", из канцелярий, от трущоб". --- Продолжая очерки о Балканах, которые суммировали его впечатления от неодно- кратных поездок в Болгарию, Македонию и др. страны ("В моих скитаниях. Балканские впечатления". СПб., 1903), А. издал книгу "Славянское горе" (М., 1912), печатал корреспонденции в газетах "Киевская мысль" и "Одесские новости", в петербургской "Нашей газете". Романы "Марья Лусьева" (1903), "Виктория Павловна" (1903), "Марья Лусьева за границей" (1910), "Дочь Виктории Павловны" (1914-15), посвященные проблеме женской эмансипации, вызвали упреки критики в легковесности и торопливости: "Бегом через жизнь, не давая ее углубленной трактовки" (А.Измайлов). --- В литературно-критических работах А. создал выразительные портреты Л.Толстого, М.Горького, Л.Андреева и др. писателей, актеров, драматургов. В Италии продолжал работу над исторической хроникой из жизни Рима эпохи Нерона "Зверь из бездны" (т. 1-4; полн. изд. в собр. соч., т. 5-8. СПб., 1911-14), антологией сатиры и юмора "Забытый смех. Поморная муза" (сб. 1-2. М" 1914-17). В 191112 руководил журналом "Современник", пытаясь воскресить в нем демократические традиции одноименного журнала 1860-х, однако отсутствие ясной политической программы не принесло журналу успеха. --- В сентябре 1910 А. писал Н.Рубакину. "Считаю себя... не записанным эсером. Но в хороших отношениях со всеми другими левыми партиями, борющимися с монархизмом", В годы 1-й мировой войны А, занял, по его словам, "яро-патриотическую позицию и в качестве корреспондента "Русского слова" в Риме горячо отстаивал русское дело". Вернувшись в 1916 на родину, сотрудничал в газетах "Русская воля", "Петербургский листок", журналах "Бич", "Нива", "Огонек" и др. Продолжал работать над серией романов под общим названием "Сумерки божков", в которую предполагал включить 12 томов, "изображающих ликвидацию русского XIX века в веке ХХ-м переломы в искусстве, в семье, в торговле, в политике и т.д." --- В феврале 1917 за публикацию "Этюдов" с криптограммой, высмеивающей министра внутренних дел А.Протопопова (Рус. воля, 22 янв,), был выслан в Иркутск, "ввиду вредной его деятельности", но освобожден февральской революцией. Октябрь встретил крайне отрицательно, определив большевистский переворот как "лавину ужасов и мерзостей", Работал во "Всемирной литературе", создав для секции "исторических картин" пьесы "Аввакум" и "Василий Буслаев" (Берлин-Ревель, 1922). Оценивая последнюю, А.Блок писал: "Все изрядно упрятано в литературу, сглажено, как у Ал.Толстого (или Римского-Корсакова), отчего эта самая русская мордобойная "правда" выходит немного слащавой, книжной, даже... газетной. Есть, однако, и живые слова и та сочность, которая свойственна А. всегда". М. Горький похвалил драму: "Хорошая вещь. Я полагаю лучшее из всего когда-нибудь сочиненного Амфитеатровым". --- Проживая в революционном Петрограде, А. трижды подвергался арестам и допросам в ЧК. Речь, произнесенная им на банкете по случаю приезда Г.Уэллса, и неопубликованный очерк "Ленин и Горький" свидетельствуют о его резко отрицательном отношении к советской власти. Опасность нового ареста заставила А. эмигрировать: 23.8.1921 вместе с семьей он на лодке уехал в Финляндию. Опубликовал в рижской газете "Последние новости" открытое письмо Ленину, в котором констатировал исчезновение "грани между идейным коммунизмом и коммунизмом криминальным", т.к. для осуществления "самых соблазнительных лозунгов" избран "противоестественный путь, путь крови и насилия". После недолгого пребывания в Праге поселился в Италии (Леванто), где прожил до смерти. Сотрудничал в берлинских, парижских, шанхайских изданиях ("Сполохи", "Перезвоны", "Илл. Россия", "Слово"), был постоянным сотрудником парижской газеты "Возрождение", поддерживал монархическую организацию "Братство русской правды". Написанные в это время исторические хроники ("Сестры". Берлин, 1922-23: "Гнездо". Прага, 1922) продолжали и развивали его ранние произведения. Используя "человеческие документы", А. почти не прибегал к вымыслу, хотя романтическое повествование часто брало верх над объективным изложением. Манера его письма приобрела философский характер, романист пытался осмыслить опыт последнего десятилетия, объясняя "социально-политическое безобразие русской коммуны" крахом старой культуры, рухнувшей под напором "извечной азиатчины". В книге "Горестные заметки. Очерки красного Петрограда" (Берлин, 1922) собраны статьи, печатавшиеся в гельсингфорской газете "Новая русская жизнь". Дневниковые записи А. близки "Несвоевременным мыслям" Горького, "Окаянных дням" И.Бунина. Не прекращая публицистическую деятельность, А. все больше погружался в изучение древних памятников, легенд и поверий, в стихию древнерусской литературы и фольклора. Итогом этой работы явились книги "Одержимая Русь: демонические повести XVII века" (Берлин, 1929), "Соломония бесноватая" (Златоцвет, 1924, -22-30). Параллельно работал над сборником "Зачарованная степь" (1921), "На заре и другие рассказы" (1922), романами "Без сердца" (Берлин, 1922) и "Скиталица" (Берлин, 1922). --- Продолжая работу над исторической хроникой "Концы и начала", создал роман "Вчерашние предки" (т. 1. Новый Сад, 1928; т. 2. Белград, 1931) - пятую часть повествования, доведенного до начала XX в.; намерение А. охватить период до 1-й мировой войны и Октябрьской революции не осуществилось. В те же годы А. развивал тему женского равноправия - в книге "Заря русской женщины" (Белград, 1929). В романе "Лидяша" (кн. 1-3. Рига, 1928) история "одной женской жизни" раскрывается на фоне повествования о тайной проституции. --- В последние годы жизни А. выступал с воспоминаниями о театральных деятелях, этюдами о писателях и актерах (В.Комиссаржевской, А.Сум6атове-Южине, М.Писареве, И.Гор6унове и др.). Лекция, которую он прочитал в Миланском филологическом обществе в мае 1929, легла в основу его книги "Литература в изгнании" (Белград, 1929). Характеризуя разные ветви эмигрантской литературы, А. замечал картину не упадка, "а высокого подъема и прочного созидания". В произведениях И.Бунина, С.Зайцева, И.Шмелева, А.Куприна, В.Набокова и др. писателей русского зарубежья он находил "красочного богатства несравненно больше, чем в предшествовавший нам литературный период от кончины Чехова до революции". Работал над книгой о Гоголе "Человек, смешащий людей", которая осталась неоконченной (этюды в газете "Возрождение", 1936: сборнике "Земля Колумба". Нью-Йорк, 1937, № 2). --- Значительная часть обширного творческого наследия А. осталась неопубликованной. Собрание его сочинений (далеко не полное), выходившее в России с 1910, оборвалось на 37м томе. В некрологе Н.Кривич писал: "Ушел последний выдающийся представитель целой полосы в истории русской журналистики". Критики отмечали, что исторические романы и хроники А. во многом носили автобиографический характер, под прозрачными псевдонимами его героев угадывались "вся Москва и весь Петербург". В.Ивинский заметил, что А. - писатель "подлинной культуры и культуры национальной, тонко чувствующий прелесть русского языка, знавший его как мало кто другой и любивший его". --- Соч.: Собр.соч., т. 1-30, 33-35, 37. СПб., 1911-16 (1-е изд., 1910-14); Русский поп ХН-го века. Белград. 1930; Стена плача и стена нерушимая. Брюссель, 1931; Две надежды. Шанхай, 1936; Мертвые боги. Рассказы. Роман.М., 1991. --- Лит.: Рыбинский К. Неостывающее сердце: К 70летию А.В.Амфитеатрова // Рус. голос, 1932, 17 июля. Некрологи: ПН, 1938, 1 марта; Возрождение, 1938, 4 марта;'Букчин С. Судьба фельетониста. Минск, 1975; Спиридонова (Евстигнеева) Л.А. Русская сатирическая литература начала XX века.М., 1977. --- Арх.: РГАЛИ, ф. 34. --- Л. Спиридонова ---
|