ОСНОВАТЕЛЬ РПЦЗ ВЛ.АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) ПРОТИВ ЕРЕТИКА Л.ТОЛСТОГО, ТОЛСТОВЦЕВ, СРЕДИ КОТОРЫХ ИМЯБОЖНИК М.НОВОСЕЛОВ
Послано: Admin 15 Авг, 2021 г. - 15:05
|
М.Новоселов упомянут здесь в связи с такой частью его биографии:
М.Новоселов был активным толстовцем, печатая на гектографе запрещенные антигосударственные и антихристовы произведения Толстого.
В 1887 на его квартире полиция нашла гектографические принадлежности, рукописную брошюру Толстого «Николай Палкин», несколько его писем и стихотворение из «Вестника Народной Воли». Новоселов был арестован. Узнав об этом на выручку Новоселову сам Л.Толстой явился к начальнику м была Московского жандармскогоуправления, заявив, что преследования направлены должны быть прежде всего против него, как автора, и власти после его визита решили замять э ту историю. Новоселов был освобожден под гласный надзор полиции, с запрещением проживать в столицах. Михаил Александрович решил сам применить учение Толстого на практике. На деньги, оставшиеся от отца, он купил землю в селе Дугино Тверской губернии, и здесь и основана одна из первых толстовских общин, состоявшая из пяти интеллигентов, которая по их неприспособленности к физическому труду вскоре развалилась.
Из статьи -- В.Черкасов-Георгиевский «ПОЧЕМУ БЫВШИЙ АПОЛОГЕТ ТОЛСТОВСТВА, ВРАГ ДРУГА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ Г.Е.РАСПУТИНА, СТАВШИЙ В 1938 МУЧЕНИКОМ М.А.НОВОСЕЛОВ БЫЛ ИМЯБОЖНИКОМ» -- http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=3724
Из текста игумении РПЦЗ(А) Александры (Чернявской) «Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Антония»:
В 1890-94 гг. архимандрит Антоний открыто выступал в печати в защиту Православной Церкви, главным образом от нападок со стороны гремевшего тогда на всю Россию Л. Н. Толстого. Сам Л. Н. Толстой пожелал познакомиться со своим оппонентом, и архимандрит Антоний посетил писателя в его доме в Москве, провел со Львом Николаевичем несколько часов в дружеской беседе и заручился обещанием Толстого посетить его в Троице-Сергиевой лавре. Своего обещания Толстой не исполнил. Тем не менее, Толстой с доброжелательством отзывался о критических замечаниях архимандрита Антония и говорил: "Меня понимает только отец Антоний".
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=356268346202425&id=100054577866548
ИЗ ДРУГИХ ИНТЕРНЕТ-МАТЕРИАЛОВ О ПРОТИВОСТОЯНИИ ВЛ.АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) С Л.ТОЛСТЫМ
Архимандрит Антоний (Храповицкий) начинает свои выступления в печати в защиту Церкви от критики со стороны Льва Толстого. Кто любит народ русский, считает архимандрит, не может не любить церкви. Потому что народ и его церковь связаны неразрывно. У русских это точно одно. Православие же в высшей степени отвечает гармоническому духу, но не отвечает потревоженному. Поношение православия идет от умов подвижных, едких и мелочных. Что с того, что среди них Чаадаев, Очарев и Герцен. Среди них даже оказался Толстой!
После знакомства с выступлениями о.Антония Лев Толстой выражает желание лично познакомиться с оппонентом, приглашает его к себе домой. Архимандрит посещает его в доме в Москве, проводит со Львом Николаевичем несколько часов в беседе. Загаженность современной культуры о.Антоний (сближаясь по основным позициям с Василием Розановым), видит в ее оголтело-отрицающей направленности. Не победив «кабак отрицания и проклятия», нечего думать о культурной работе, о школах, о лечении больных и даже о кормлении голодных. Толстой позже весьма доброжелательно отозвался о критических замечаниях архимандрита, о той оценке, которую он дал современной культуре.
Источник: POSREDI.RU - https://posredi.ru/blog10_22_Antoniy_Hrapovit.html
+
Митрополит Антоний (Храповицкий) был лично знаком с Л.Н. Толстым. На протяжении нескольких лет он изучал и давал критический анализ его трудам. «Собственно Л.Н. Толстой стал предметом критики Антония уже в статье «О народных рассказах Толстого» (1886) и в его магистерской диссертации (1887), а затем в речи «Нравственная идея догмата о Пресвятой Троице» (1892), где он типологически сближает писателя с тюбингенской школой богословия, делающей крайние выводы из учения Канта. К идеям и личности Л.Н. Толстого митрополит Антоний и впоследствии обращался неоднократно» -- Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород, 2005. С. 94..
В связи с критикой учения Толстого митрополитом Антонием были написаны следующие статьи. В 1886г. в журнале «Русское дело» опубликована статья «О народных рассказах Толстого»; в 1888г. - «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого» - в «Церковном Вестнике»; в 1889г. в том же журнале - «Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л. Толстого»; в 1895г. в «Богословском Вестнике» - «Две крайности - паписты и толстовцы», в Казани в журнале «Православный собеседник» - «Нравственное учение в сочинении Толстого «Царствие Божие внутри нас» пред судом учения Христова».
Из этих работ наиболее интересна «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого», она обличает заблуждения Толстого, и излагает его понимание Священного Евангелия. В этой работе показан особый метод борьбы с врагами Православия для раскрытия его положительной стороны. «Не мудрена система переделанного Евангелия (Толстого), ее так же просто опровергнуть, как и многие другие заблуждения, но все они будут страшно заманчивы и заразительны, пока истина, пока Православие будет существовать только в книгах да в проповедях, а осуществляться лишь в деревенской глуши да в пустынях Валаама или Афона». -- Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.3. С. 244..
Опровергая заблуждения Л.Н. Толстого, митрополит Антоний, тем не менее, относился к нему с большим вниманием. Т.к. считал, «что различные течения общественного развития, выясняющие христианство только с одной стороны, не только не гибельны, но, напротив, содействуют к усвоению истины во всех частностях, лишь бы ее уяснители поняли, что у них есть только часть истины». Цит по: Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863-1936.
Владыка подробно изучил Толстого и сравнил его учение с учением Церкви о Боге Отце, Христе Спасителе, Святом Духе и заповедях Господних. Митрополит показал, что основное отличие учения Церкви от учения Толстого заключается в том, что заповеди Церкви имеют духовный, внутренний характер, а у Толстого они сведены к внешним поступкам и являются не религиозными, а социальными правилами. Т.о, по митрополиту Антонию Толстой оказался хулителем нашей веры, т.к. свел свои правила к социальным положениям. В заслугу Толстому владыка Антоний ставил то, что он подробно ознакомился с учением Спасителя. Ценя великого писателя за его ревность об исправлении общественных нравов, но в то же время защищая духовенство от несправедливых нападок Толстого, владыка Антоний писал, что Толстой является преступным клеветником, поскольку, объявлял духовенство лицемерами, поддерживающими суеверие ради государственных целей. Владыка Антоний критиковал его учение о непротивлении злу насилием: «по Толстому, нравственный закон строго индивидуален: если человек не нарушил его пяти заповедей, то он свят, безгрешен. Пусть вокруг него растлевают детей, режут стариков, учат воровству и обманам юношей… А христианин говорит со апостолом: «кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто не соблазняется за кого бы я не воспламенялся» (2 Кор. XI, 29). Он признает себя связанным с жизнью всех, а безучастное отношение к нравственному злу считает для себя более предосудительным, чем противление силой». -- Антоний (Храповицкий), архиепископ. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.3. С. 308.
Согласно разъяснениям владыки Антония, изложенным в целом ряде его статей, посвященных критике Толстовского учения, - сущность его мировоззрения заключалась в пантеизме, отрицавшем свободу воли человека, следовательно, и существенную разницу между добром и злом. Не смотря на все уклонения Толстого от православного учения, митрополит Антоний признавал его талант и ценил его стремление привить утерянные моральные ценности российскому обществу.
https://studbooks.net/819504/religiovedenie/kritika_ucheniya_tolstogo
+
Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), позже первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), в своих трудах и воскресных проповедях также много внимания уделял разбору религиозных взглядов Л.Н. Толстого. В своих публичных выступлениях вл.Антоний критиковал в новом учении Толстого места, противоречащие не только духу и букве христианского учения, но и, как он полагал, правилам логики.
Скрупулезное исследование толстовских сочинений было изложено в пяти обширных статьях вл.Антония, опубликованных в московских и казанских периодических изданиях, выходивших отдельными выпусками и включенных во все собрания сочинений Храповицкого. Л.Н. Толстой стал предметом критики Антония уже в статье "О народных рассказах Толстого" (1886) и в его магистерской диссертации (1887) , а затем в речи "Нравственная идея догмата о Пресвятой Троице" (1892). В 1896 он выпустил брошюру «Нравственное учение в сочинении графа Толстого “Царство Божие среди нас”», в которой подверг резкой критике учение писателя о непротивлении злу насилием.
Вл.Антоний (Храповицкий) объяснял психологические истоки нового вероучителя тем, что Толстой, «будучи, по его собственным словам, человеком безрелигиозным до 50 лет, не руководился никакими определенными правилами или идеалами в своей жизни; под старость в нем проснулись совесть и ненависть к жизни себялюбивой и беспринципной. Он бросился к исканию веры». Но непривычность понимания «сверхчувствительного мира» оттолкнула Толстого не только от церкви, но и от Нового Завета, считает вл.Антоний. Толстой, по его мнению, отвергает сверхъестественные истины нравоучения, сохраняя только материалистический атеизм, а Евангелием пользуется только в немногих случаях, когда стремится показать сходство своей, толстовской, морали с учением Евангельским.
С точки зрения Храповицкого, толстовская мораль приходит в противоречие с христианской моралью, в которой не говорится непосредственно и категорично о противлении или непротивлении злу насилием. Вл.Антоний (Храповицкий), так же как и Толстой, считал насилие над злом грехом, но в отличие от Толстого грехом вынужденным, когда исчерпаны все нравственные средства по отношению к источнику зла, и грехом меньшим по сравнению с безучастием к проявлению зла. Вл.Антоний полагал, что высшее добро по учению Толстого заключается в пожертвовании плотским себялюбием, в то время как православная вера призывает к пожертвованию себялюбием духовным, к смирению.
И, тем не менее, вл.Антоний находил, что винить одного только писателя за искажение христианской идеи совершенно несправедливо. «Мы рады, − писал он, − укорять автора новой веры за искажение Православия? Не себя ли самих мы укоряем? Не мы ли вместо исповедания Церкви, т.е. всемирной любви, обнаруживаем только свое житейское самолюбие и себялюбие? Наш языческий быт породил хульника нашей веры, мы сами охулили ее своею жизнью, вместо того, чтобы быть прославителями имени Божия!»
Считается, что «последней каплей», переполнившей терпение церковных иерархов, стал выход в свет романа «Воскресение». Показательно, что в романе писатель в очередной раз решительно высказался против основных постулатов православной веры и официального христианства.
В ноябре 1899 года архиепископ Харьковский Амвросий, член Святейшего Синода, составил проект постановления Синода об отлучении Толстого. В марте 1900 года митрополит Киевский Иоанникий, первенствующий член Синода, секретным циркуляром обязал все Духовные консистории объявить подведомственному духовенству «о воспрещении поминовения, панихид и заупокойных литургий по графе Льве Толстом в случае его смерти без покаяния».
24 февраля 1901 года в «Церковных Ведомостях» появилось «Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом».
Святейший синод в своем попечении о чадах Православной церкви, об охранении их от губительного соблазна и о спасении заблуждающихся, имев суждение о графе Льве Толстом и его противохристианском и противоцерковном лжеучении, признал благовременным обнародовать нижеследующее свое послание.
Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере в Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною во веки. И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой.
Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая.
В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православной.
Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем перед всею Церковью к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.
Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.
Подлинное подписали:
Смиренный Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский
Смиренный Феогност, митрополит Киевский и Галицийский
Смиренный Владимир, митрополит Московский и Коломенский
Смиренный Иероним, архиепископ Холмский и Варшавский
Смиренный Иаков, епископ Кишиневский и Хотинский
Смиренный Маркел, епископ
Смиренный Борис, епископ
https://smekni.com/a/285724-8/e-v-postoevoy-religiozno-filosofskaya-publitsistika-l-n-tolstogo-8/
|
|
| |
|