Владимир Черкасов-Георгиевский "ПОЧЕМУ ЗНАМЕНИТЫЙ АРХИЕРЕЙ РПЦЗ ВАРНАВА ПРОКОФЬЕВ УШЕЛ В МП, ГДЕ И СКОНЧАЛСЯ"
Послано: Admin 12 Мая, 2021 г. - 13:10
История РПЦЗ
|
Пишу об этом из-за очередного обмена суждениями на днях по сей теме в ФБ игумена РПЦЗ на покое Тихона (Козушина) -- https://www.facebook.com/frtihon/posts/2925087871068763 Почти четыре года прошло после кончины в пенатах Московской патриархии (МП) 73-хлетнего Варнавы, а возмущение им среди истинно-православных христиан (ИПХ) не проходит. Думаю, сие от того, что он являлся блистательно-типичным отпрыском белоэмигрантов во Франции -- сын офицера, потомственного дворянина, а мать была генеральской дочерью из аристократического рода от князей Багратионов. Образование Варнава получил в иезуитском интернате, а прошел православное монашеское послушание на Афоне до возведения его в епископский сан в 1982.
Варнавская карьера в РПЦЗ была выдающейся. Епископ стал представителем Синода РПЦЗ в катакомбных приходах СССР. Тайно рукоположил первого там епископа РПЦЗ Лазаря Журбенко. С 1987 года Варнава стал настоятелем Михайло-Архангельского храма РПЦЗ в Каннах. В его крипте был похоронен бывший главком Императорской армии на Великой войне Великий князь Николай Николаевич, Великий князь Дмитрий Петрович, генерал командир полка стрелков Императорской Фамилии принц П.А.Ольденбургский, Великие княгини. А в 1990-х годах с открытием приходов РПЦЗ в РФ Варнава также стал настоятелем ее Синодального подворья в московской Марфо-Мариинской обители. Вот как описывал публичные действия Варнавы кубанский епископ РПЦЗ Виктор (Пивоваров), часто бывавший в те времена в столице. Вл.Виктор, ныне он архиепископ РосПЦ(В), пишет в своей статье “Плоды веры в благодатность таинств МП” -- https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=44975
«Варнава выезжает на московском стадионе на белом коне с поднятым крестом в руке -- впереди группы общества «Память». Потом в таком же плане делает "пробежку" в открытой машине, стоя с крестом в руке, по столичному Садовому кольцу впереди экскорта сопровождающих машин».
В 1996 году Варнава был назначен представителем РПЦЗ на Святой Земле. Он настолько враг МП, что по его приказу в Елеонский монастырь не был допущен патриарх МП Алексий II вместе с Ясиром Арафатом.
Увенчал исповедническую деятельность Варнавы его выход из нью-йоркского Синода РПЦЗ в 2001 году вслед за митрополитом Виталием, когда последователи вл.Лавра Шкурлы решили соединяться с МП. Варнава был единственным из синодалов, решившимся на этот шаг. В РПЦЗ(В), чей первоиерарх митрополит Виталий расположился в канадском Мансонвилле, Варнава стал архиепископом Каннским и Европейским.
Варнава продолжал процветать до 2003 года, когда вдруг во Франции заключил официальный «партнерский» однополый брак со своим молодым келейником иеромонахом Серафимом Баранчиковым, прибывшим из РФ. С этого начался крах Варнавы, широкий поход против него среди епископата, священства, прихожан. 9 января 2004 года Варнава был освобождён от должности правящего архиерея Западно-Европейской епархии и определён на покой. 8 июля 2004 года Архиерейский Синод РПЦЗ(В) ввиду «нарушений, явно свидетельствующих о неподчинении Архиеп. Варнавы решениям Высшей Церковной Власти по ряду существенных вопросов церковного благоустройства и нравственного уклада церковной жизни, и учитывая письменные отзывы всех Архиереев», запретил Варнаву в священнослужении.
Почему так обошлись с нетрадиционным по сексуальной ориентации Варнавой, когда в РФ по линии ИПЦ уцелели несменяемыми в своих «юрисдикциях» даже два «нетрадиционных» епископа, как утверждали их обвинители, которых, возможно, по «нетрадиционной» симпатии рукополагал сам Варнава. Это ушедший из РПЦЗ в раскол созданием своей группировки «Русская истинно-православная церковь» -- РИПЦ Лазарь Журбенко. Это ушедший из РПЦЗ в раскол созданием группировки «Российская православная автономная церковь» -- РПАЦ Валентин Русанцов.
Почивших Журбенко и Русанцова с почетом похоронили, и до сих пор члены РИПЦ, РПАЦ поминают этих своих отцов-основателей свято на богослужениях. С Варнавой так не могло произойти, потому что его окружали в РПЦЗ такие же потомки Белой эмиграции, как он. Это люди щепетильнейшие насчет любой репутации. Однако и по Варнаве до сих пор некоторые ветераны РПЦЗ стараются доказать свое мнение. Например, в вышеупомянутой дискуссии так написала москвичка Е.А.Петрова -- давнишняя активистка РПЦЗ, известная своими богословскими и публицистическими трудами:
«Никакой особенной связи вл.Варнавы с отцом Серафимом не было. Это все из серии: собака лает, ветер носит. Их фиктивная регистрация брака была в целях дать статус и собственность отцу Серафиму во Франции. Он мне лично об этом сказал и добавил, что любит отца Серафима, как сына».
Когда я спросил Е.А.Петрову о причинах ухода Варнавы в МП, она отослала меня к своей статье, в которой писала:
«Вся правда о Владыке Варнаве заключается в том, что он никогда не менял своих взглядов и всегда был одним и тем же. Он всегда был представителем Западноевропейской епархии Русской Православной Церкви заграницей. Можно сказать, что он всегда был послушным представителем и выразителем взглядов своих старших собратьев. На протяжении почти четырех десятилетий своих действий в России Владыка Варнава признавал таинства Московской патриархии благодатными, точно так же мыслил и приснопамятный Епископ Антоний Женевский (Бартошевич), так же мыслил и Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) прославленный Русской Православной Церковью заграницей в 1994-ом году, да, что и говорить, так считала вся Западноевропейская епархия. Именно Святитель Иоанн Шанхайский считал церковь Московского патриархата Матерью-церковью, и именно Святитель Иоанн Шанхайский говорил конкретно о том, что «не все спасутся там (в МП), и не все спасутся здесь (в РПЦЗ))». -- https://elenapetrova43.livejournal.com/?skip=10&fbclid=IwAR3I36FcBYcL3dfsU1NJrvCkpA86kXJsypSQkBwK9495nRDQu1fHb71-6SY
Таким образом Е.А.Петрова как бы утверждает, что Варнава перешел в МП как постоянно признававший там благодатность. Мол, для него не было ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ разницы, находиться ли ему в «белогвардейской» РПЦЗ, окормлявшей и власовцев, или в МП, которую учредил Сталин с чекистами в 1943 году. Это правдиво, т.к. после изгнания из РПЦЗ(В), чей Синод располагался в Канаде, Варнава в 2006 году попросился обратно к Лавру Шкурле в США, от которого героически ушел вместе с митрополитом Виталием пять лет назад. Он написал в прошении Лавру:
«Приношу покаяние за нестроения [внесенные мной] в Церковную жизнь и за мои поступки, которые могли смутить собратьев. Раскаиваюсь в моем участии в неканонических действиях в Мансонвилле (Канада)».
В беседе с прихожанами храма святого Архистратига Михаила в Каннах Варнава заявил о своём намерении присоединиться к МП «на любых условиях». Его, как «нетрадиционного» теперь во всех отношениях, там приняли и оставили во главе Каннского храма, перешедшего во владение лавровцев. Большинство этого прихода от него отложилось сразу и создало свою Ассоциацию. Но в следующем 2007 году лавровцы объединились с МП, став РПЦЗ-МП, и темные делишки Варнавы пошли в гору, а его славная карьера резко устремилась под откос. Ему даже стал давать деньжата на благоустройство вор в законе из РФ Леня Макинтош, отсидевший 15 лет в тюрьмах, проживавший теперь во Франции. У Варнавы с прихожанами продолжилась война, в итоге которой он угодил под суд.
К этому события шли так. В 2009 году за приходские нестроения и упущения по службе епископ РПЦЗ-МП Варнава (Прокофьев) и его келейник монах Серафим (Баранчиков) были ее Синодом временно «отстранены от всех должностей» на каннском приходе и запрещены в священнослужении. 9 февраля 2010 года вместе с келейником Варнава был окончательно отстранён от служения в каннском храме и от любой деятельности, связанной с его приходской ассоциацией. В ноябре 2010 года французский суд приговорил епископа Варнаву к шести месяцам лишения свободы условно за хищение в 2006 году 405 тысяч евро, подаренных местному Обществу Святого Архангела Михаила. Суд также приговорил к трём месяцам условно Серафима Баранчикова за сокрытие краденого.
В 2012 году Варнаву восстановили в правах настоятеля, но 7 декабря 2013 года он вновь был запрещён в священнослужении Синодом РПЦЗ-МП. После сего у Варнавы осталась дорога только в саму МП, куда он и направился в Калужскую епархию, где был пострижен в схимонаха (по другим сведениям – в схиепископа) с именем Евгений. О его жизни там пока ничего неизвестно, хотя есть разговоры, что последнее время перед кончиной он провел под покаянием – возможно, за «нетрадиционность». Рассказывают, что могила Варнавы-Евгения невдалеке от Оптиной пустыни.
То, что сказала Е.А.Петрова о подлинной духовной начинке Варнавы, перекликается с мыслями по его судьбе вл.Виктора (Пивоварова), из цитированной выше его статьи, который лично Варнаву знал:
«Причиной основной падения Варнавы является шаткость его идеологической убеждённости, присущая почти для всего Зарубежья. Он был антисергианином только по стечению обстоятельств и под влиянием таких помощников, которые выдавали себя за борцов против большевизма в Церкви. Но ни они, ни он не были истинными исповедниками. Об этом особенно ярко говорит унизительное раскаивание Варнавы перед своими врагами и, в то же время, перед предателями Православия -- лавровцами. И происходит это к тому же в момент их непреклонного устремления в объятия апокалиптической блудницы – МП. Кто-то скажет: он ли один больной этой красной чумой? К горькому сожалению, приходится ответить: эта зараза – вера в благодатность таинств в МП уже погубила евлогиан, северо-американцев, получивших автокефалию из рук МП, и лавровцев, пошедших на соединение с советской церковью, с которой РПЦЗ 80 лет вела борьбу… Теперь держащиеся исповеднического курса, в основном катакомбники, ставят в вину духовенству РПЦЗ то, что оно жесточайшими мерами не выкорчевывали эту заразу из своих рядов. Зарубежные Соборы, особенно с 90-х годов, не сделали четкого определения относительно безблагодатности таинств церковных групп и организаций, отпавших от Церкви, да ещё и ведущих борьбу с ней. И о МП, преданной уже четыре раза анафеме, также старались не говорить прямо, что она безблагодатна».
Закончить этот обзор полезно суждением о.Тихона (Козушина), который тоже знал лично Варнаву. Отец Тихон в завершение нынешней дискуссии по Варнаве в его ФБ написал:
«Я начал речь о Варнаве исключительно в связи с его предательством Митрополита Виталия, блаженной памяти. Есть вещи, которые не прощаются ни в сем веке, ни в будущем. Это не я сказал... В русском языке есть точные слова. Иуда тоже вряд ли был устремлен в ад, но он был одержим бесами и потерял свою богоданную свободу. Что-то похожее произошло и с Варнавой. И последствия его отступления весьма печальны».
По буквенно-звуковому звучанию, этимологии имя Варнава перекликается с именем Варавва --уголовника, освобожденного римлянами вместо отправленного иудеями на казнь Иисуса Христа. Задумаемся над этой ассоциацией. Вара́вва -- арамейское мужское имя בר אבא, древнегреческое Βαραββᾶς. Варна́ва — мужское имя, заимствованное из греческого языка (греч. Βαρνάβας), арамейского происхождения. В России используется как монашеское. На Руси день Варнавы — день памяти преподобного Варнавы Ветлужского. Отмечается 24 июня. По народным поверьям, в этот день вся нечисть собирается вместе «и род человеческий делят на свои угодья»[. Считалось, что на Варнаву нечистая сила катается по траве, поэтому травы в тот день не собирали (оттого ли, что боялись, будто злые духи проберутся в дом, либо из опасения, что сборы окажутся ядовитыми). С именем Варнава связаны различные приметы, пословицы и поговорки, например: На Варнаву не рви траву.
|
|
| |
|