МЕЧ и ТРОСТЬ
21 Ноя, 2024 г. - 16:43HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Игумения РПЦЗ(А) Александра (Чернявская), из белоэмиграции, духовная дочь свт.Иоанна Шанхайского, первоиерарха РПЦЗ митр.Филарета, «Монашеский аскетизм в первые века христианства». ВИДЕО: Мать Александра рассказывает о влл. Иоанне, Филарете, ее судьбе
Послано: Admin 11 Авг, 2016 г. - 10:47
Богословие 
Что такое аскетизм? Это слово происходит от греческого слова упражняться, то есть православный христианин должен трудиться над своей душой постоянно. "Христианский аскетизм или подвижничество есть ревность и сила пребывать в деятельном, путем подвигов (постничества девства, отшельничества) общении с Богом, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, для обретения истинно христианской настроенности как залога к пребыванию в Царствии Небесном.Христианство с истоков своего исторического бытия, в учении Господа и Его апостолов сразу же и недвусмысленно провозгласило себя религией аскетической. Иисус Христос говорит Своим ученикам: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16. 24-25); «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин 12. 25); «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15. 18-19)."[2]

Настоятельница женского монастыря РПЦЗ(А) под Одессой игумения Александра


Желающие проводить равноангельное житие давали обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Инок полностью оставлял мир, личную собственность, родственников. Древние монастыри не принимали имущества и земельных наделов. Все свои старания монах должен был сосредоточить исключительно на спасении своей души.

Как мы упоминали выше, основателем общежительного монашества в Египте является преподобный Пахомий Великий. В частности, для своей сестры Марии он основал первый женский монастырь. Заслуга преподобного Пахомия состоит в том, что этот великий подвижник оставил нам первые правила монашеского общежития.

У большинства тех великих подвижников древности, о которых мы пишем, были близкие родственницы (сестры, племянницы), которые их духовно поддерживали. Никто из этих женщин не мог останавливаться в мужских монастырях. Аналогичное правило было и для женских обителей. В редких случаях по благословению разрешалась переписка какой-то сестры с духовным лицом. С мирскими людьми общения не было. Так, из жития преподобномученицы Февронии мы знаем, что свои поучения мирским женщинам она говорила только через ширму, никогда не сообщаясь с ними и не видя их нарядов.

Если говорить о женских монастырях, то в древности, и в последующие века женских монастырей было гораздо меньше, чем мужских, в соотношение примерно 1/10, причем насельниц было не так много. Связано это было с тем, что как правило девушек старались выдать замуж. Играло роль то, что из-за слаборазвитой медицины при деторождении умирала 1/5 часть женщин. На строительстве женских монастырей работали монахи и трудники. Отстроив обитель, они больше уже не переступали ее порога, не вмешивались в монастырские дела. Службы в древних женских монастырях совершались нечасто из-за того, что священники - иереи не жили в монастыре, а должны были приходить из близлежащего селения. Мужские монастыри оказывали покровительство женским: посылали служить священство, отправляли продукты. Уставы мужских и женских обителей по сути не отличались: обеты давались одни и те же. Но учитывая женскую природу, в женских обителях устав был несколько мягче.

Чтобы уберечь монахов от мирских соблазнов, монастыри ограждались высокими стенами. Только в случае необходимости по благословению монах мог выйти из монастыря, например, для продажи своего рукоделия. Из жития безмездного врача Агапита Печерского (+1095 г.) мы знаем, что он никогда не выходил из монастыря. Когда в Чернигове князь Владимир Мономах был при смерти, через посланных он просил тогдашнего игумена Иоанна послать к нему в Чернигов блаженного Агапита. Но подвижник на просьбу игумена со смирением ответил: "Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырския ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания." Из древных патериков мы знаем, что многие беды и страшные падения случались с монахами по выходе из монастыря. Как говорил преподобный Антоний Великий: "Рыбы, будучи вынуты из воды, умирают, то же случается и с монахом, если он пребывает вне келии продолжительное время".[4]

Во время иконоборческой ереси на Востоке пострадали много монастырей. Большое количество монахов стало мучениками, многие обители были разорены.

Иконоборчество мало коснулось Запада, поэтому в то время монашество набирало силу в Британии, Ирландии, Галлии. В Ирландии святой Патрикий не только крестил язычников, но восприняв монашеские традиции от преподобного Иоанна Кассиана, основывал монастыри и лавры по примеру восточных пустыножителей. Так, в Ирландии известна своим подвижничеством местность Линденсфарн, а также Скелиг, находящийся на скалах в Атлантическом океане. Там, в недоступных местах, на камнях существовали оазисы монастырской жизни. Основатели этих монастырей сохраняли дух древнего восточного монашества до ІХ века. Затем многие западные монастыри подверглись нашествию варягов, которые опустошали обители. Оставшиеся в живых возвратились в обжитые монастыри, но дух древнего подвижничества был утерян. Это было связано еще с тем, что, как мы знаем, в дальнейшем западное христианство стало увлекаться чуждыми тенденциями, в частности папской ересью, что привело к расколу Востока и Запада.

Восприняв и развивая воззрения блаженного Августина, западная церковь считала себя носительницей справедливости и добра, «царством Божиим» на земле, и высшую свою цель видела не в отречении от мира, а в его спасении. Западное монашество почти совершенно утратило пассивный, созерцательный характер, стало деятельным, исполняя практические задачи.[6]

Здесь мне хочется привести слова новомученика протоиерея Ионна Восторгова, сказанные в 1909 году:

"Если возьмете историю нашего православно-русского народа, вы с изумлением увидите, что сотни монастырей возникали в древние времена на Крайнем Севере, в полном безлюдьи, среди диких инородцев, что дикие и суровые края - Архангельский, Олонецкий, Вологодский, Вятский, страны - Московская, Ярославская, Пошенхонская сияли монастырями, как звездами, что монахи и подвижники исходили своими стопами леса и дебри этого в то время пустынного Севера и всюду оставили скиты, монастыри, святыни и свои мощи, что Русская страна воистину освящена стопами святых и убелена костями преподобных.

Монашество наложило печать святости на русскую народную душу и сделало ее сродною подвигу, доступною к святым запросам и влечениям к Богу и небу. Монашество наложило печать порядка, мира, чистоты и на русскую семью, сделав ее "домашнею церковью" в нашем народе, и на весь уклад жизни русского села и русской деревни, дало русской жизни как бы порядки и настроения обители: повиновение старшим, безгневие, терпение своей доли, упование на милость и волю Божию, равнодушие к земным и материальным благам и удобствам."[8]

Преподобный Паисий Величковский (1722-1754) жил в послепетровское время духовного оскудения монашеской жизни. Получив постриг в одном из монастырей Малороссии на Полтавщине, он в поисках высокоподвижнического духа, обошел многие обители;, жил в молдавских скитах, в конце концов пришел на Афон, который в то время был под властью турок. Преподобному Паисию пришлось много лет странствовать по разным обителям в поисках духовного наставника. В результате он сам сделался таковым для славяно-молдавской братии на Афоне. Из-за притеснения турецких властей преподобный Паисий вернулся в Молдавию. Около него собрались братья, с которыми он непрестанно делился своим духовным опытом, ввел практику умного делания. Эту практику он освоил еще на Афоне. Материалом для поучительных занятий с братией преподобному Паисию служили богодухновенныя писания святых отцов Восточной Церкви. Кроме того старец исправлял старые славянские переводы святоотеческих писаний и делал новые. Наиболее известным переводческим трудом преподобного Паисия является "Добротолюбие". Последние 15 лет свой жизни старец Паисий провел в Нямецком монастыре, собравшем 700 монахов.[10]

О монашестве в Румынии известно с Х века. Об этом свидетельствуют построенные в то время храмы на скалах в Добрудже. Основоположником румынского монашества считается афонский монах греко-сербского происхождения святой Никодим Тисманский(+1406 г.), бывший игуменом на святой горе Афон и основавший в Румынии монастыри Водица и Тисмана.[12]

Состояние, в котором находится монашество сегодня, - это тема отдельного разговора. Монашеские обеты для современных иноков остаются те же самые. Но их исполнение, условия, в которых находятся монашествующие, в значительной степени отличаются от древних.

Известны слова преподобного и богоносного старца Серафима Саровского о современном духовном оскудении. "Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?" "Потому, - отвечал старец, - что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием: потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущих Господа ныне та же и вовеки." (Евр. 13,8).[14]

ПРИМЕЧАНИЯ;
[2] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, Т. 1, с. 381-383, 390-391

[4] https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Монашество&stable=1

[6] Избранные жития святых, М., Молодая гвардия, 1992 г., с. 6-7

[8] https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Монашество&stable=1

[10] www.sedmitza.ru/lib/text/441210/

[12] М. Э. Поснов. История христианской церкви.http://www.eparhia-saratov.ru/Books/Get/173

[14] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. СПб., 1905 г. с.75.

(Источник: http://internetsobor.org/avtorskaya-kolonka/stati/avtorskaya-kolonka/igumeniya-aleksandra-monasheskij-asketizm-v-pervye-veka-khristianstva)


ВИДЕО: Воспоминания игуменьи Александры (Чернявской), уроженки США, о святителях Иоанне Шанхайском и Филарете Нью-Йоркском>>>

 

Связные ссылки
· Ещё о Богословие
· Новости Admin




На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.