МЕЧ и ТРОСТЬ

М.Элиаде: «Сознание, работая на всех своих уровнях, со всеми ответвлениями обретает в Православии конечное равновесие»

Статьи / Богословие
Послано Admin 12 Сен, 2016 г. - 11:05

Необходим серьезный душевный опыт для того, чтобы достичь то состояние духа, каким является Православие. Сознание, работая на всех своих уровнях, со всеми ответвлениями обретает в Православии конечное равновесие. Не нужно подталкивать «обращение» к нему. Оно само произойдет, так как расцветают деревья – когда душа получит все полной мере, в полной мере испытав страдание.



Православие для нас – истинное Христианство, которое должно быть актуализировано в новых и горячих делах души. Мы должны быть христианами – для того чтобы найти смысл жизни, смысл который превосходит простую человечность и подпитывается тем соком метафизики, который единственный нас направляет. Христианство освещает нам центральную ось во Вселенной и в нас самих. Те, душевная жизнь которых действенна, не могут снять другим образом ощущение трагичности существования, кроме как через христианство. Слева и справа нет ничего кроме пустоты. Мы соскальзываем в пустоту и выходим с красными от разочарования лицами, клянем себя в том, что неправильно подступились к философским проблемам, останавливаемся на позициях скептиков или уходим в чувственный паганизм, который все же не может даровать забвение.

Конечно, я говорю о сознании немногих представителей элиты, которые понимают как насытить жизнь смыслом и прожить ее согласно законам метафизики. О тех, кто до Христа испытывали трагическую изоляцию перед лицом слепой Судьбы. Но Христос ниспослал человечеству спасение. Его явление для нас – центральная ось, ядро жизни, воодушевления, любви, творчества. Христос доказывает реальность трансцендентного и возможность его достижения в религиозном опыте. Человек более не один на один с судьбой. Те несчастные души, которые поднимаются выше физиологии и гражданских учреждений более не стоят на пороге разочарования. Знание Христа, хотя по своей основе и чисто мистическое явление, воплощаясь на уровне мистики, изменяет сознание, питает его сладкими сочными плодами. Тот кто знает (любит) Христа – обладает прочным духовным стержнем. Христианство понимает жизнь - факт значительной важности, что во многом превосходит все сокровища науки и философии. Христианство обладает смыслом жизни, который не есть смысл трагичный. Или, в любом случае, трагичный по-человечески.

Проясним. Вы понимаете непреодолимый трагизм грека – одного, перед лицом иррациональной, аморальной, чуждой ему судьбы? Христианский трагизм – другой, в его основе невозможность быть всегда христианином, дуализм плоти и духа, слабость, которая влечет его, и хорошо, что влечет к жизни чувственной, языческой. Трагизм христианской жизни плодороден, так как на этом болезненном дуализме основывается самое большое благо человека – личность. Я считаю, что только христианин может обладать личностью, которая для меня означает равновесие в изначальном синтезе этих двух противоположных тенденций.

Христианская жизнь означает сохранение ценностей души и постоянства этих ценностей. Таким образом – это оптимизм, уверенность, правое дело, плодородие.

И при всем этом, сейчас не каждый может стать православным. Есть много причин, которые препятствуют непосредственному и интимному познанию сути христианства. Счастливые, первые века после явления Христа стали историей. Таким образом, прошли те духовные формации, в которых был возможен короткий путь к Православию. Если быть до конца честными, необходимо признать: те из православных, жизнь которых была лишена беспокойства и внутреннего опыта не являются по-настоящему таковыми. Возможно верю, да не знаю во что, и не знаю цены веры, когда душа возвращается опустошенная учителями мира.

И все же, мы, молодежь, можем стать, неважно когда, православными христианами. Мы, все те, кто ощутил метафизический смысл жизни. Сейчас мы не стали. Но знаем, что будем. Мы не боимся ошибиться, став все вместе на этот путь, потому что знаем, что это есть праведный путь, который нам уготован.

Более того, самое главное в нас – поиск. Мы ищем и страдаем за то, что другие удосуживаются получить от священников, не всегда подвигом, и забывают потом на дне своей души. Мы хотим действенного христианства, результата опыта, свежего, наполненного смыслами, с жаром жизни, пресветлого в своих дарах. Такого, что делает нас из людей людьми Господа, душами в телах, душами, которые стремятся принять и распространить ценности Бога в мире звериных или, что реже, человеческих ценностей.

Православие заставляет нас отказаться от части нашей жизни? Православие не заставляет нас ни от чего отказываться. Все, что мы делаем в Православии – естественно и не уродует жизнь, потому что видение этой жизни изменилось. Православный может быть аскетом или грешником. Какое значение может иметь этот факт? Религиозный опыт, любовь к Христу остаются теми же самыми.

Какой бы путь оно не выбрало, современное сознание приходит к православному христианству. Возможно это произойдет позже, к концу печальной жизни. Но это произойдет и будет просветлением, которое у одних выльется в «Верую в единого Бога…», а в других изменит жизнь, сделает ее плодотворной, придав ей измерение глубины, расширит и вознесет на головокружительную высоту. Но будут и третьи, которым просветление даст решимость отказаться от жизни. Героический отказ, которого все должны взыскать и до которого поднимаются только личности настоящие, выдержавшие жестокие испытания мира.

Мирча Элиаде. "Profetism Romanesc"
12.XI. 1927 г.


https://vk.com/rus_kon_vest



Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=3584