МЕЧ и ТРОСТЬ

Обвинительное заключение госбезопасности СССР 1952 года на иеромонаха Гурия (Павлова) /1906-1996/ -- последнего благодатного катакомбного епископа в России, очерк его жизни

Статьи / История РПЦЗ
Послано Admin 16 Окт, 2012 г. - 18:51

Будущий епископ Гурий (ФОТО), Семен Павлов, родился в 1906 году в Чувашии в православной чувашской крестьянской семье. Его дедушка по отцовской линии был священником.

Семен окончил церковно-приходскую школу, в 1920 году ушёл послушником в монастыри, жил по обителям в Чувашии, под Казанью и Уфой. В 1927 в Уфе Павлов жил при Симеоновской церкви. Группа православных чувашей, не признававших просовецкого митрополита Сергия (Страгородского), обратилась к такому же, как они, антисергианину архиепископу Андрею (Ухтомскому) с просьбой рукоположить для неё священника. Владыка Андрей находился в ссылке, но по его благословению епископ Аввакум (Боровков) в октябре 1928 постриг послушника Семёна Павлова в монашество с именем Гурий и рукоположил во иеродиакона. Через несколько дней другой соратник владыки Андрея, епископ Вениамин (Троицкий), рукоположил его в иеромонаха, напутствуя новопоставленного священника так:

-- Отец Гурий! Отправляю вас как овцу к стаду, окружённому волками. Но будьте терпеливы, ибо претерпевший до конца — спасётся.

Летом 1929 года катакомбный иеромонах Гурий был арестован, но бежал из камеры предварительного заключения через перепиленную ночью решётку. На воле все время тайно служил, окормлял паству. В 1931 дважды арестовывался, в 1932 приговорён к трём годам лишения свободы. Срок заключения отбывал в Свирьлаге, откуда бежал и вернулся в Чувашию. 15 лет батюшка жил в конюшне, служил в сарае, где была устроена тайная церковь. Создал несколько подземных храмов:

"Первая такая церковь была маленькой на 5-10 человек, а последняя — уже на 50-60 человек. Она была выкопана в селе Хурламал под домом одного из христиан, который и помогал о.Гурию строить эту церковь. Выкопанную землю они по ночам вывозили за село и сбрасывали в канаву, закрывая сверху слоем чернозёма. Церковь была глубиной 30-35 ступеней вниз. У неё были настоящие своды, то есть, она была как бы под куполом, благодаря хорошей крепкой глине. В церкви был алтарь".

В 1947 отец Гурий опять арестован, но на следующий день бежал из окна больницы, в которой содержался под стражей. Тайно служил в городе Цивильске.

Из жизнеописания отца Гурия:

"Это произошло в 1949 году (хотя в обвинительном заключении ГБ фигурирует арест в 1951 году). Отец Гурий пришел в один дом, где ему нужно было причастить людей. Там был старый знакомый о.Гурия - Иван. Увидев батюшку, он упал пред ним на колени: "Я давно Вас ищу, о.Гурий, - сказал Иван, плача и вытирая слезы, - можно мне побыть с Вами". Этот Иван был близким другом о.Гурия и служил с ним несколько лет как псаломщик. Но Ивана арестовали, он отсидел какой-то срок, и ему сказали: "Найди отца Гурия, и тогда мы тебя освободим". Иван согласился. Его освободили, дали денег и велосипед, чтобы он искал о.Гурия. И вот он нашел.

После службы Иван пошел якобы в булочную за хлебом, но вернулся с милицией. Отца Гурия арестовали. Начальник милиции вытащил фотографию с о.Гурием из своего нагрудного кармана и сказал ему: "Вот как я вас люблю, столько лет ношу с собой Вашу фотокарточку". Вместе с о.Гурием были арестованы еще 20 человек: все собравшиеся на службу. Следователь сказал, что это по вине о.Гурия страдают эти люди, поскольку он их собрал. Отец Гурий ответил, что он ничего не сделал и с негодованием сказал: "Вы - чудовища, мучающие людей, я не преступник, не преступник в глазах Церкви".

Иван, предавший о.Гурия и других, не раскаялся. Только во время суда о.Гурий узнал о его предательстве. После того как на неоднократные вопросы: "Был ли этот человек с вами?" -- о. Гурий не выдавал этого Ивана, судья сказала о его предательстве и прибавила: "Вот его жалеешь, а он тебя не пожалел". Иван вскоре был убит при загадочных обстоятельствах, когда возвращался домой. Позже о.Гурий видел его во сне: Иван стоял в зловонном потоке навоза и нечистот и не мог пошевельнуться, а только кричал: "Отец Гурий, прости меня. Отец Гурий, прости меня".

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ОБВИНЕНИЮ: ПАВЛОВА СЕМЕНА ПАВЛОВИЧА И ДР.

По следственному делу № 2519

«УТВЕРЖДАЮ»
МИНИСТР ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ЧАССР
«27» марта 1952 г.
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по обвинению:

1/ ПАВЛОВА Семена Павловича,
2/ ИГНАТЬЕВОЙ Татьяны Игнатьевны,
3/ ИГНАТЬЕВОЙ Марии Игнатьевны,
4/ РЫБКИНОЙ Матрены Федотовны,

в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР.

Министерством Государственной Безопасности Чувашской АССР в декабре 1951 года и в январе 1952 года в городе Цивильске ЧАСОВ арестованы и привлечены к уголов¬ной ответственности участники антисоветской нелегальной церковно-монархической организации так называемой «истинно православные христиане единой святой апостольской церкви /ИПХАЦ/».

Следствием установлено

Арестованные по настоящему делу представляли руководящую и наиболее активную часть цивильской группы нелегальной церковно-монархической организации «ИПХАЦ».

Участники группы, руководствуясь контрреволюционными воззваниями и призывами бывшего патриарха ТИХОНА, под прикрытием непризнания легально действующей церкви, проводили активную антисоветскую деятельность:

вели широкую агитацию за непризнание Советской власти, агитацию против колхозов, против участия в общественно-политической жизни, против участия в проводимых мероприятиях ВКП/б/ и Советским правительством; распространяли среди единомышленников и населения рукописи, содержащие злобную антисоветскую клевету на Советский строй и руководителей ВКП/б/ и Советского государства; вели обработку в антисоветском направлении окружающих лиц и вербовали их в состав группы «ИПХАЦ».

Практическая антисоветская деятельность обвиняемых, привлеченных по настоящему делу, выражается в следующем:

ПАВЛОВ Семен Павлович, в прошлом иеромонах и настоятель церкви в селе Шутнерево, Октябрьского района Чувашской АССР, в 1930-1932 гг. являлся одним из руководителей контрреволюционной церковно-монархической организации под названием «союз православной церкви», действовавшей на территории Урмарского и соседних с ним районов Чувашской АССР. В марте месяце 1932 года в числе других участников организации он был арестован за антисоветскую деятельность и осужден к 3 годам ИТЛ. В мае месяце 1933 года бежал из места заключения и до 23 декабря 1951 года, т.е. до ареста, под именем странствующего иеромонаха – «отца ГУРИЯ» скрывался на территории Ленинградской, Московской, Горьковской областей, Башкирской, Татарской, Марийской и Чувашской АССР.

Перейдя на нелегальное положение, ПАВЛОВ возобновил антисоветскую деятельность, восстановил преступные связи с антисоветским церковно-монархическим подпольем так называемых «истинно православных христиан единой святой апостольской церкви» «ИПХАЦ», действующим на территории Чувашской АССР. Так, начиная с 1935 года, им была восстановлена связь с нелегалом ВАСИЛЬЕВЫМ М.В. – бывшим иеромонахом МИТРОФАНОМ, в 1951 году осужденным за открытое антисоветское выступление; монашкой БАТЕЕВой Е.А., осужденной в 1947 году за антисоветскую деятельность; монашками МАКСИМОВОй А. и ФЕДОТОВОЙ А., ранее репрессировавшимися за антисоветскую деятельность и другими. …

Впоследствии ПАВЛОВ, расширяя свои связи, насаждал на территории Чувашской АССР группы «ИПХАЦ», вовлекая в них своих бывших прихожан и руководил антисоветской деятельностью созданных им групп. В 1946 году в деревне Средние Кибечи, Шихазанского района, ЧАССР,ПАВЛОВ создал группу «ИПХАЦ» в составе бывших монашек МАКСИИОВОй А./умершей в 1947 г./, БАТЕЕВОй Е./осужденной в 1947 г.за антисоветскую деятельность/, КУЗНЕЦОВА Я./,выбывшего из деревни Ср. Кибечи /, МОЛЧАНОВОЙ А., ФЕДОРОВОЙ Ф. и других. ….

В 1949-1950 годах создал группу «ИПХАЦ» в г.Цивильске, в которую вошли ИГНАТЬЕВЫ Татьяна и Мария, РЫБКИНА М. /арестованные по настоящему делу /, МИХАЙЛОВА А., МАЙОРОВА А. ,ЕЛЕНА,АНАСТАСИЯ и другие. …

В 1951 году установил связь с участниками организации «ИПХАЦ», существовавшей в г. Чебоксарах, из числа которых ГУРЬЕВ В., ГУРЬЕВА М и другие в декабре месяце 1951 года арестованы за активную антисоветскую деятельность. …

В созданных и руководимых группах «ИПХАЦ» ПАВЛОВ под видом религиозной пропаганды призывал своих последователей:

к непризнанию Советской власти и саботажу проводимых ею мероприятий;

к отказу от вступления в колхозы, в профсоюзы и другие общественные организации;

не участвовать в общественно-политической жизни, не участвовать в выборах в Верховные и местные Советы депутатов трудящихся, к отказу от подписи под Воззваниями Всемирного Совета Мира;

к отречению от «мирской» жизни, к отказу от посещения кино, театров и других культурно-просветительных учреждений.

В этих же целях ПАВЛОВ среди своих единомышленников распространял антисоветские рукописи под названиями «Дивное видение протоиерея Иоанна Кронштадтского», «Святое письмо», содержащие злобную антисоветскую клевету на Советский строй и руководителей ВКП/б/ и Советского государства. …

Антисоветскую агитацию ПАВЛОВ проводил и среди населения. В 1946-1947 годах в дер. Средние Кибечи Шихазанского района, Чувашской АССР ПАВЛОВ в присутствии ПАВЛОВА А.П. и ПРОКОПЬЕВА Я.П. высказывал своё враждебное отношение к существующему строю, распространял клеветнические измышления о колхозах и возводил клевету на советскую действительность. …

В 1947 году в с. Бичурино, Октябрьского района ЧАССР при встрече с бывшим своим последователем ФЕДОРОВЫМ И.Ф., ныне колхозником, пытался вновь обрабатывать его в антисоветском направлении. …

Допрошенный на следствии в качестве обвиняемого ПАВЛОВ С.П. в предъявленном ему обвинении виновным себя признал, а также изобличается показаниями свидетелей ФЕДОРОВА И.Ф., ПАВЛОВА А.Л., ПРОКОПЬЕВА Я.П., ВАСИЛЬЕВА М.В., ФЕДОРОВА И.Ф., показаниями обвиняемых ИГНАТЬЕВОЙ Т.И., ИГНАТЬЕВОЙ М.И., РЫБКИНОЙ М.Ф. и очными ставками со свидетелями ФЕДОРОВЫМ И.Ф., ПРОКОПЬЕВЫМ Я.П.. И обвиняемыми РЫБКИНОЙ М.Ф., ИГНАТЬЕВОЙ М.И. и ИГНАТЬЕВОЙ Т.И.

ИГНАТЬЕВА Татьяна Игнатьевна, будучи связана с иеромонахом ПАВЛОВЫМ с 1930 года, как со стойким сторонником бывшего патриарха ТИХОНА, а впоследствии, как с одним из руководителей церковно-монархического подполья «ИПХАЦ», в 1950 году вступила в цивильскую группу «ИПХАЦ» и под руководством ПАВЛОВА проводила активную антисоветскую деятельность. …

В своей квартире организовывала нелегальные сборища участников группы, на которых наряду с выполнением религиозных обрядов велась антисоветская агитация, направленная, на почве враждебного отношения к Советской власти, к отказу от участия в проводимых мероприятиях партией и Советским правительством, а также читались и обсуждались антисоветские рукописи «Дивное видение» и «Святое письмо».

Являясь участницей группы «ИПХАЦ» ,ИГНАТЬЕВА Т.И. вербовала в состав названной группы окружающих её лиц. Так, в 1950 году в нелегальную группу «ИПХАЦ» вовлекла сестру – ИГНАТЬЕВУ М.И. С целью вербовки в эту группу в 1950-1951 годах обрабатывала в антисоветском направлении СЕРГЕЕВУ А.С. …

Следуя антисоветским установкам ПАВЛОВА, враждебно относилась к существующему строю, отказалась от всякого участия в проводимых ВКП/б/ и Советским правительством мероприятиях. …

Допрошенная на следствии в качестве обвиняемой ИГНАТЬЕВА Т.Н. виновной себя не признала, но в то же время показала, что она, как участница нелегальной, группы «ИПХАЦ» враждебно относится к Советской власти, к Советскому правительству и его руководителям, отказывалась от участия в проводимых партией и правительством мероприятиях; участвовала на сборищах группы «ИПХАЦ», на которых велась антисоветская агитация и читались антисоветские рукописи, вовлекла в группу «ИПХАЦ» свою сестру ИГНАТЬЕВУ М.И., также достаточно изобличается показаниями обвиняемых ИГНАТЬЕВОЙ М.И., РЫБКИНОЙ М.Ф., ПАВЛОВА С.П., показаниями свидетелей СЕРГЕЕВОЙ А.С., АЛЕКСАНДРОВОЙ У.А., МАЙОРОВОЙ А.А., БАГЛОВОЙ С.С., очными ставками с обвиняемыми ИГНАТЬЕВОЙ М.И., .ПАВЛОВЫМ С.П. и со свидетелями СЕРГЕЕВОЙ А.С. и АЛЕКСАНДРОВОЙ У.А.

ИГНАТЬЕВА Мария Игнатьевна, являясь с 1950 года участницей антисоветской подпольной церковно-монархической группы «ИПХАЦ», разделяя антисоветские установки руководителя группы нелегала ПАВЛОВА и участницы группы – своей сестры ИГНАТЬЕВОЙ Татьяны, враждебно относилась к Советской власти и уклонялась от участия в общественно-политической жизни. В знак полного подчинения наставлениям руководителя группы ПАВЛОВА демонстративно сожгла свой профсоюзный билет.

Предоставила под сборища участников группы свой дом, в котором также скрывала и руководителя этой группы нелегала ПАВЛОВА С.П.
Участвовала в нелегальных сборищах группы и читала среди участников антисоветские рукописи: «Дивное видение протоиерея Иоанна Кронштадтского» и «Святое письмо». …

ИГНАТЬЕВА виновной себя признала, также изобличается показаниями обвиняемых по настоящему делу ПАВЛОВА С.П., ИГНАТЬЕВОИ Т.И., РЫБКИНОЙ М.Ф. и очными ставками с ними.

РЫБКИНА Матрена Федотовна, установив в 1949 году через бывшую монашку ФЕДОТОВУ Анастасию связь с нелегалом ПАВЛОВЫМ, в 1950 году, вместе с ИГНАТЬЕВОЙ Т. и ИГНАТЬЕВОЙ М., вступила в созданную им антисоветскую подпольную церковно-монархическую группу «ИПХАЦ» как участница названной группы «ИПХАЦ» до дня ареста проводила активную антисоветскую деятельность. Вместе с другими участниками группы принимала участие в проводимых нелегальных сборищах, где наряду с отправлением религиозных обрядов велась агитация за непризнание Советской власти и за отказ от участия в проводимых ею мероприятиях. Среди своего окружения распространяла антисоветское «святое письмо» и читала антисоветскую рукопись «Дивное видение...». …

Проводила вербовку окружающих её лиц в состав антисоветской нелегальной группы «ИПХАЦ». Так была завербована ею воспитанница Цивильского Детдома несовершеннолетняя МАЙОРОВА А., которая под влиянием РЫБКИНОЙ бросила учёбу в Библиотечном техникуме и ушла из Детдома. …

Допрошенная на следствии в качестве обвиняемой РЫБКИНА виновной себя признала, а также изобличается показаниями обвиняемых ПАВЛОВА С.П., ИГНАТЬЕВОЙ Т.И., ИГНАТЬЕВОЙ М.И., свидетелей МАЙОРОВОЙ А.А., ЕВДОКИМОВОЙ Т.И. и очными ставками с обвиняемыми ИГНАТЬЕВОЙ М.И. и ПАВЛОВЫМ С.П.

МАТЕРИАЛАМ ДЕЛА ОБВИНЯЮТСЯ:

1. ПАВЛОВ Семён Павлович 1906 года рождения, уроженец дер. Средние Кибечи, Шихазанского района, ЧАССР, до ареста находился на нелегальном положении, беспартийный, чуваш, гр-н СССР, с низшим образованием, одинокий, из крестьян, судим в 1932 году по ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы и в 1946 году по ст.82 ч.1 к 3 годам лишения свободы, в том, что он. бежав в 1933 году из ИТЛ, перешел на нелегальное положение, восстановил прежние связи с церковно-монархическим подпольем «ИПХАЦ» и возобновил антисоветскую деятельность: насаждал на территории Чувашской АССР антисоветские нелегальные группы «ИПХАЦ» и руководил их антисоветской деятельностью; призывал своих последователей не признавать Советскую власть, отказываться от вступления в колхозы, от участия в общественно-политической жизни, в этих же целях распространял антисоветские рукописи «Дивное видение...» и «святое письмо», т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР.

2. ИГНАТЬЕВА Татьяна Игнатьевна 1911 г.р., уроженка дер. Ойкасы, Чурачикского района ЧАССР, до ареста проживала в г. Цивильске, беспартийная, чувашка, гр-ка СССР, с низшим образованием, одинокая, из крестьян, ранее не судилась, в том, что она, зная ПАВЛОВА, как одного из активных участников церковно-монархического подполья «ИПХАЦ», в 1950 году вступила в созданную им группу «ИПХАЦ» и в составе группы проводила активную антисоветскую деятельность: организовывала нелегальные сборища участников группы, на которых велась широкая агитация за непризнание Советской власти и за отказ от всякого участия в проводимых ВКП/б/ и Советским правительством мероприятиях, а также обсуждались антисоветские рукописи; вовлекла в группу ИГНАТЬЕВУ М. и, с целью вербовки, обрабатывала в антисоветском направлении СЕРГЕЕВУ А., т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР.

3. ИГНАТЬЕВА Мария Игнатьевна.1924 г.р. уроженка дер. Ойкасы, Чурачикского района ЧАССР, до ареста проживала в гор. Цивильске, беспартийная, чувашка, гр-ка СССР, со средним медицинским образованием, медицинская сестра, одинокая, из крестьян, ранее не судилась, в том, что она, вступив в 1950 году в группу «ИПХАЦ» враждебно относилась к Советской власти, уклонялась от участия в общественно-политической жизни; участвуя в проводимых нелегальных сборищах группы, читала участникам антисоветские рукописи; предоставила свой дом под сборища группы, в котором также скрывала я руководителя группы нелегала ПАВЛОВА, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР.

4. РЫБКИНА Матрена Федотовна,1922 года рождения, урож. дер. Вурманкасы, Октябрьского района ЧАССР, до ареста без определенных занятий и местожительства, беспартийная, чувашка, гр-ка СССР, со средим медицинским образованием, из крестьян, не судилась, в том, что она, вступив в 1950 году, вместе с ИГНАТЬЕВЫМИ Татьяной и Марией, в созданную и руководимую нелегалом ПАВЛОВЫМ антисоветскую группу «ИПХАЦ», вместе с ними участвовала в нелегальных сборищах группы; распространяла среди своих единомышленников антисоветские рукописи и вербовала в состав группы «ИПХАЦ» новых участников, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-10 ч.2 и 58-11 УК РСФСР.

Руководствуясь ст. 208 УПК РСФСР, следственное дело № 2519 по обвинению ПАВЛОВА Семена Павловича, ИГНАТЬЕВОЙ Татьяны Игнатьевны, ИГНАТЬЕВОЙ Марии Игнатьевны и РЫБКИНОЙ Матрены Федотовны по ст.ст. 58-10 ч,2 к 58-И УК РСФСР направить Прокурору Чувашской АССР для передачи по подсудности.

Начальник отделения Следотдела МГБ ЧАССР.

«СОГЛАСЕН»
Зам. Начальника Следотдела МГБ ЧАССР.

(ГИА ЧР, Ф. 2669, Оп. 3, Д. 3117, Л. 211 – 220)

(Окончание на следующей стр.)

Из воспоминаний очевидцев об этом аресте и заключении батюшки Гурия:

"Отца Гурия отвезли в тюрьму в Чебоксары. Следователь спросил его: "Вы из ИПХАЦ?" "Что?" – спросил о.Гурий, никогда не слыхавший этого термина прежде. "ИПХАЦ" – Истинная Православная Христианская Апостольская Церковь.

Генерал, вызвавший батюшку на допрос, спросил:
- Признаешь ли советскую власть?
- А советская власть признает Бога?
- Нет.
- Тогда я эту власть не признаю.
- Патриарха Алексея признаешь?
- Нет. Наш последний патриарх – Тихон.

Затем батюшку перевели в подвальную камеру. Там вместе с приговоренными к смерти он просидел шесть месяцев. Потом его перевели в общую тюрьму, и около года о.Гурий находился под следствием. В обвинительном заключении было написано: "Иеромонах Гурий из православной, истинной, Апостольской, Тихоновской, Кафолической, монархической, катакомбной церкви". Приговорен о.Гурий был к 25 годам заключения. Услышав приговор, о.Гурий в сердцах кинул шапку на стол. Судья из Верховного суда сказала: "Не переживай, через 10 лет все равно выйдешь".

Отправили о.Гурия в Сибирь, в лагерь под Иркутском. Там заключенные работали на прокладке железной дороги в районе Тайшета. Условия в лагере были ужасные. За каждую положенную шпалу была положена жизнь заключенного, погибавшего от непомерных трудов. Заключенные сами валили лес, расчищали дорогу, укладывали рельсы.

Отец Гурий работал на лесоповале. Он отказывался выходить на работу в дни церковных праздников. За это его часто сажали на несколько дней в карцер - холодную сырую камеру, где в сутки выдавали одну кружку воды и кусочек хлеба. Но о.Гурий оставался непреклонен и никогда не работал в воскресенье и церковные праздники. Поэтому, по его словам, получалось, что он чаще сидел в карцере, чем работал.

Также он строго соблюдал пост. Один врач, который был верующим человеком и старался всячески помогать о.Гурию и облегчать его жизнь, настоятельно советовал ему начать есть мясо, так как опасался, что и без того на скудной лагерной пище о.Гурий не протянет долго. Тем не менее, о.Гурий, отказавшийся от мяса в раннем детстве, не притрагивался к нему и в лагере. Как и на свободе, он соблюдал все посты в лагере и тюрьмах. В первую неделю Великого поста он вообще ничего не ел. Так и в лагере весь его хлеб за неделю оставался на тумбочке. В конце недели врач вызвал его, и надев на него наручники, насильно ввел ему укол (по-видимому, витамины или какое-то укрепляющее средство). Отец Гурий потом переживал, опасаясь, что в уколе было что-то скоромное и думал, что лучше ему нужно было есть по кусочку черствого хлеба.

Также о.Гурий ни разу не дал обрить себе голову и бороду. Однажды, его решили остричь насильно. На него накинули жакет, сбили с ног и прижали к полу. Однако его правую руку, видимо не закрепили в этом жакете достаточно хорошо, и поэтому едва машинка коснулась его лба, о.Гурий выхватил ее своей рукой и что есть силы швырнул через всю камеру. Ударившись о металлическую дверь, машинка разбилась. В наказание о.Гурия оставили в одной рубашке и бросили в одиночную камеру в подвал. Пол этой камеры был на несколько сантиметров покрыт водой. Железная решетка лежала на полу. Приходилось скрючиваться на этой решетке, так как не было место ни встать, ни вытянуться. Отец Гурий провел целую неделю в этой камере. После этого он всю жизнь болел хроническим бронхитом и страдал от мучающего его кашля. Лагерь в Сибири был особого режима. Помимо обычной охраны, везде были решетки на окнах, на ночь всех закрывали. В день смерти Сталина начали скорбно гудеть гудки. Никто сначала открыто не разговаривал, шепотом передавали новость друг другу. Люди крестились. Это был праздник. Немцы заключенные все говорили друг другу: "Капут". Тогда же сняли решетки с окон, и двери оставили на ночь не запертыми. Питание тоже улучшили – вдоволь стало хлеба и соленой рыбы.

Потом приехала в лагерь комиссия из Москвы для пересмотра дел заключенных. Их вызывали одного за другим. Главной в комиссии была женщина. Они просматривали документы на каждого. Отца Гурия спросили: "За что вы осуждены?" – "За непризнание Московской патриархии и тайное служение в подполье". Они объявили ему, что освобождают его. Он перекрестился и сказал: "Спасибо". Позже пришел официальный указ об освобождении. В справке, выданной ему 29 июня 1956г., указывалось, что он содержался в местах заключения МВД с 25 декабря 1951 по 18 июня 1956 . По-видимому, в этот срок не входило полуторогодовое тюремное заключение во время следствия".

+ + +
В 1988 году иеромонах Гурий установил связь с Архиерейским Синодом РПЦЗ и передал просьбу «катакомбных» верующих о поставлении его в епископы.

Когда встала необходимость взять паспорт для поездки в Синод Зарубежной Церкви, о.Гурий его взял. Он понимал, что это необходимо для блага Церкви и для его паствы. При этом он отказался поставить подпись где бы то ни было при получении. Из-за этого ему не хотели давать паспорт, но он оставался непреклонен. Подпись ставить категорически отказывался. Наконец, сопровождавшая о.Гурия прихожанка упросила местные власти выдать "дедушке" паспорт без его подписи.

В 1990 отец Гурий выехал в США и был возведён митрополитом Виталием (Устиновым) в сан архимандрита. Однако его епископская хиротония в РПЦЗ не состоялась из-за непризнания архимандритом Гурием епископа РПЦЗ Лазаря (Журбенко), который управлял приходами «зарубежников» в России, а потом основал РИПЦ.

Митрополит Виталий был очень к нему внимателен, собирался рукополагать его в епископский сан. Потом о.Гурий поехал на неделю-другую в Джорданвилль, и когда вернулся, то Виталий сказал ему поскорее возвращаться домой. При этом он даже не справился о здоровье о.Гурия. Отец Гурий был огорчен столь спешным отъездом, и особенно тем, что его посадили на самолет в субботу, так что он не смог провести воскресную службу в церкви.

Во всем этом была очевидна интрига епископа Лазаря (Журбенко).

Еще ранее на соборе в Канаде о.Гурия просили признать епископа Лазаря в качестве его священноначалия. На это о.Гурий сказал, что он не может ручаться, что его паства примет Лазаря. Сам о.Гурий был весьма смущен тем, что Синод Русской Зарубежной Церкви принял Лазаря и поставил его фактически во главе Катакомбной Церкви в России. Отец Гурий, как и многие катакомбные христиане знали, что Лазарь был в катакомбной Церкви, потом ушел в Московскую патриархию, был там рукоположен в священнический сан и после этого вновь вернулся в катакомбы. Очевидно, что после этого ему мало кто доверял.

В августе 1990 Синод РПЦЗ опубликовал официальное подтверждение епископской хиротонии Лазаря, которая была совершена тайно в 1982, когда принятый в Русскую Зарубежную Церковь Лазарь был тайно рукоположен в архиерейский сан епископом Варнавой Каннским. 1(14) августа 1990 Архиерейский Синод официально признал это рукоположение и объявил об этом в "Заявлении Архиерейского Синода РПЦЗ".

Во время пребывания о.Гурия в Америке Лазарь, носивший титул Тамбовский, написал митрополиту Виталию, чтобы тот не рукополагал о.Гурия. Он опасался, что авторитет Гурия, которого рукоположит владыка Виталий с архиереями в Синоде, будет выше, чем у него, и все катакомбники признают своим главой не его, а Гурия. Лазарь хотел сам непосредственно участвовать в хиротонии о.Гурия. Поэтому митрополит Виталий спешно отправил о.Гурия в Россию и сказал, что епископы РПЦЗ Марк и Иларион, которые сейчас там, рукоположат его.

В это время будущий "архитектор" унии РПЦЗ-МП Марк (Арндт) и будущий после Лавра (Шкурлы) первоиерарх РПЦЗ(МП) Иларион (Капрал) действительно были в СССР. Они прибыли для участия в первой открытой архиерейской службе РПЦЗ в Советском Союзе в первом открытом храме. Это было в Суздале в Цареконстантиновском храме архимандрита Валентина (Русанцева), который был принят из Московской патриархии Синодом РПЦЗ (постановление Синода 29 марта /11 апреля 1990г.).

Литургия была отслужена 8 (21) июня 1990 епископами РПЦЗ Марком (Арндтом) Берлинским, Иларионом (Капралом) Манхэттенским и Лазарем (Журбенко) Тамбовским.

Отец Гурий об этом ничего не знал. Он прибыл позже и случайно встретился с епископом Марком в аэропорту, когда тот уже улетал из Москвы. Марк сказал о.Гурию, что Иларион и Лазарь позаботятся о его епископском рукоположении. Отец Гурий встретился с ними в Москве, и они уговаривали его принять епископскую хиротонию, но о.Гурий отказался, сославшись на свою паству, которая не доверяет Лазарю.

Тогда же о.Гурий узнал об открытом приходе РПЦЗ и служении в Суздале. Как и многих катакомбников, его поразило и опечалило это событие. И он вовсе не разделял радости Синода. Личность архимандрита Валентина, столь поспешно принятого РПЦЗ в сущем сане, вызывала немало подозрений. Более 17 лет тот прослужил в посещаемом иностранцами Суздале в качестве архимандрита Московской патриархии. И вот теперь неожиданно решил ее покинуть. Кроме того, он являлся депутатом местного совета, и это в то время, когда даже внешне власть не изменилась: по-прежнему существовала коммунистическая партия, а ее генсек Горбачев являлся главой того же безбожного государства -- СССР.

Важной причиной неприятия отцом Гурием всего, что исходило от Валентина Русанцова и Лазаря Журбенко, являлась их содомия. Из-за нее к уголовной ответственности ранее привлекался в МП В.Русанцов, а о гомосексуализме Л.Журбенко свидетельствовал катакомбный схимонах Епифаний (Чернов), сидевший с тем в ГУЛаге. Кроме того, Л.Журбенко называли "могильщиком катакомб" из-за того, что катакомбные приходы часто арестовывались КГБ после его там появления. О сотрудничестве Журбенко с органами свидетельствовали катакомбники.

Для катакомбников все это было неприемлемо, а явное невнимание к Катакомбной Церкви и ее нуждам говорило о том, что с Синодом РПЦЗ происходит что-то неладное. Еще тогда обозначалось отступление РПЦЗ от Божией истины, что в 2007 году вылилось в ее унию с сергианской МП.

После этого отец Гурий принял епископскую хиротонию от одной из греческих старостильных церковных групп, отделившихся от Элладской православной церкви в знак протеста против её перехода на Новоюлианский календарь; во главе этой группы находился архиепископ Авксентий (Патрас). Для сего батюшка вновь выехал в США и 28 июля 1991 был рукоположён в русском Свято-Воскресенском храме города Вустера (близ Бостона) тремя старостильными иерархами во епископа Казанского. Русская катакомбная паства епископа Гурия вошла в молитвенно-каноническое общение с греческими старостильниками и осталась в этой юрисдикции и после его кончины в Чувашии в 1996 году. Все это преемственно, как соделали и предки наши, приняв в древности "веру греческую".

Кроме видеоматериалов в интернете, где о владыке Гурии рассказывают его прихожанки в 2000-е годы, осталось воспоминание о батюшке 1990 года видевшего его ИПХ в СССР:

"В более чем скромной комнате, служащей молельной многодетной семьи, мы увидели отца Гурия. Как и всех, кому доводилось с ним встречаться, он нас поразил нас до глубины души. Согбенный старец, маленький и хрупкий, но в то же время столь величественный, благородный, исполненный внутреннего достоинства. Даже у далёких от Церкви людей он невольно вызывал чувство благоговения. Казалось, что он не принадлежит настоящему времени, настолько всё в нём было чуждо окружающей «советской действительности». Он был словно из другого времени, как бы являясь живым свидетельством православной России, о которой мы имели лишь смутное представление как о безвозвратно «ушедшей Руси», которую так трагично потеряли наши отцы и деды".

Вот впечатление о владыке Гурии, когда он вернулся после епископского рукоположения в ИПЦ Греции из США:

"Владыка Гурий вернулся в Россию к своей пастве 1/14 сентября 1991 года. Нам довелось присутствовать на встрече его в московском аэропорту Шереметьево. Как обычно там было шумно, душно. Кругом людская суета. В облаках табачного дыма над стеклянной таможенной перегородкой подпрыгивали проворные китайцы, что-то громко кричавшие на своем языке, повсюду слонялись оборванные цыгане, любопытные туристы галдели на всех языках мира, деловые люди и разодетые дамы сосредоточено тянули свои огромные чемоданы.

И среди этого Вавилона – Епископ Гурий в рясе и камилавке, с панагией на груди и епископским посохом в руках. Он терпеливо стоял в длинной очереди на таможенный контроль за тележкой, нагруженной монастырскими чемоданами с церковной утварью, облачениями, книгами и подарками для его паствы. Такой же как обычно – строгий, спокойный, смиренный. Еще более просветлело его лицо, исполненное благости.

Мы тогда не знали, что перед своим отъездом из Америки он говорил, что еще лет 5 он, наверное, послужит… Так оно и вышло. Он вернулся в Россию, чтобы до конца оставаться со своей паствой и исполнить свой пастырский долг и завет епископов-новомучеников".

Катакомбный исповедник епископ Гурий Казанский преставился перед Господом на девяностом году своей земной жизни.

(Очерк составлен по интернет-материалам биографии епископа Гурия /Павлова/)

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=2397