МЕЧ и ТРОСТЬ

В.Черкасов – Георгиевский “Сын Георгиевского кавалера, Колчаковского кавалериста МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ОРЛОВ): ЖИЗНЕОПИСАНИЕ"

Статьи / РосПЦ
Послано Admin 07 Мар, 2010 г. - 14:07

Именно сегодня, 25 октября/7 ноября – в годовщину порабощения России красным сатанизмом в 1917 году, в день окончания исповеднического Архиерейского Собора РПЦЗ(В), дорого рассказать о таком старорусском исповеднике, как новый Митрополит Антоний (Орлов). С его дворянским родом конфликтовал Царь Петр Великий, дед владыки Антония дрался на канонерке “Кореец” вместе с “Варягом” против японцев, а отец, получивший крест Святого Георгия в Первую мировую войну, воевал в армии адмирала А.В.Колчака.


На первом плане -- Митрополит Антоний на Архиерейском Соборе, проходившим со 2 ноября по 7 ноября 2006 года в подмосковной Щербинке. На втором плане – настоятель этого кафедрального храма Центрально-Российской епархии епископ Дамаскин (Балабанов).

Дворянский род Орловых древен и широко распространен в родословцах старинных русских фамилий. Наиболее известно его графское “ответвление”, возвысившееся при Екатерине II в лице пятерых братьев Орловых. К нему предки митрополита Антония не имеют отношения, потому что попали в опалу в центре России еще при Петре Великом, старозаветно отказавшись брить бороды по Царскому велению. За это Орловы ссыльно отправились в Тамбовскую губернию, став с тех пор “тамбовскими Орловыми”, а село, где оказались, сохранило название “Сёлки”, возможно, от слова “ссылка”.

В этом роду Орловых было много военных и лиц духовного звания, священники, диаконы. Вот и дед митрополита Антония служил на славной канонерской лодке “Кореец”, которая погибла в неравном бою против японцев вместе с “Варягом”. А отец владыки – Феоктист Васильевич сначала, было, решил встать на духовную стезю. Причем учился он в том же Тамбовском Духовном училище, что и будущий Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Анастасий (Грибановский), сосед Орловых на Тамбовщине из Борисголебского уезда. Потом Феоктист Орлов закончил Духовную семинарию, он имел красавицу-невесту из Петербурга Лидию Гаврилову, выпускницу Императорского балетного училища, с которой собирался пожениться и принять сан священника... Но тут грянула Великая война 1914 года. Вместо рясы Орлов надел военный мундир, добровольцем вступил в кавалерию.

Удивительна эта русская Орловская порода, ознаменованная и Орловщиной, давшей великой русской литературе отборных писателей Тургенева, Лескова, Бунина, Фета, Б.Зайцева, Л.Андреева, воплотившаяся и в конской стати Орловских рысаков. Так и Феоктист Орлов, годы изучавший в семинарской тиши богословие, сев на свою эскадронную кобылу по кличке Маруська, вдруг оказался одним из самых отчаянных кавалеристов. Он дрался в знаменитой сече с венгерской конницей, которую русские разгромили, и за личную отвагу Орлов получил Георгиевский крест.

Когда в 1917 году красные начали позорить все святое для русского человека, втаптывая в грязь исторические святыни Империи, снова Орлов не смог стать мужем ждавшей его уж три года с войны Лидии. Ушел на восток в армию Верховного правителя России А.В.Колчака, чтобы разбить навалившуюся на Отечество интернациональную сволочь, и только потом устроить личное счастье. За два часа до расстрела большевиками Царской Семьи Орлов подошел с эскадроном к Екатеринбургу. И было известно от разведки, что Государя вот-вот могут убить, но не было приказа идти на немедленный штурм города...

Всю жизнь потом будущий митрополит Антоний -- тогда Никита Орлов вопрошал своего отца, отчего же он с другими преданными Царю монархистами не решился прорываться в Екатеринбург к Ипатьевскому дому:

-- Бывают же великие моменты, когда не выполняется приказ, -- доказывал Никита отцу. -- Нарушили бы приказ, освободили бы Государя. Государь бы вас понял, и никто бы не стал взыскивать!

Отец печально молчал.

В последних отрядах разгромленной армии адмирала Колчака Феоктист Орлов, рубясь в нескончаемых боях, отходил по Сибири вплоть до Тихого океана. Вот какова была обстановка во Владивостоке, куда прибыл в 1921 году Ф.Орлов:

“К этому времени Белое движение потерпело поражение практически на всей территории России, и лишь Дальний Восток, включавший в себя не только Приморье, Амурскую область, Северный Сахалин и Камчатку, но и полосу отчуждения КВЖД, при поддержке русских колоний в Харбине и Шанхае, все еще оказывал сопротивление красным завоевателям. С 1917 года за счет притока беженцев, в том числе и отступивших частей Белой Армии, население здесь выросло с 800 тысяч до полутора миллионов человек.

Во Владивостоке, необъявленной столице Дальнего Востока, к лету 1921 года собралось много патриотически настроенных русских людей и просто неприемлющих новую власть. Все они не испытывали никаких иллюзий насчет того, что за режим несут на своих штыках интернациональные изуверы. О нерусской природе этого режима говорит уже хотя бы тот факт, что во главе большевистской Дальневосточной республики стояли два еврея - Шумяцкий и Краснощеков. Выходившая в двадцатом году во Владивостоке сатирическая газета 'Блоха' писала по этому поводу:

Три жида. Два шабесгоя.
Запах водки. Тусклый свет.
Это, это... что такое?
Большевистский комитет.

Газеты и журналы того времени пестрят сообщениями и свидетельствами очевидцев об ужасах красного террора. Вот лишь одно из многих.

В ночь под Православную Пасху 1920 года изуверами из тюрем Никольска-Уссурийского и Имана были взяты 123 человека, главным образом, офицеры Конно-Егерского полка вместе со своим командиром полковником Враштелем, в одном нижнем белье посажены в вагон и увезены на Север. Там, на станции Верино, после зверских мучений были убиты полковники: Враштель, Ивецкий, Галявин и Герилович, -- а прочие отвезены на железнодорожный мост через реку Хор. Здесь их выводили по одному из вагона, молотками и прикладами разбивали головы и сбрасывали убитых с моста в реку. Только одному из 123-х человек случайно удалось спастись, добравшись до кустов на берегу. Впоследствии найденные в реке трупы с пробитыми черепами подтвердили рассказ спасшегося белогвардейца о зверствах большевиков в Пасхальную ночь. Память этих мучеников долгое время отмечалась русской эмиграцией в Маньчжурии.

'Уссурийский казачий вестник' в № 6 за 27 января 1921 года с болью писал, приводя конкретные факты, о том, как Православные храмы и монастыри превращались в вертепы, об издевательствах над Православными священниками, которых опускали зимой в ледяную воду, о запрещении церковных служб в праздничные дни и т.д.

Но еще не окончательно была сломлена в русском народе, в лучших его представителях, воля к сопротивлению. 26 мая 1921 года объединенными усилиями антибольшевистских организаций во Владивостоке был совершен переворот. Небольшая горстка каппелевцев, имевшая на всех 12 винтовок и несколько револьверов, выступила против охранявших большевистский режим двух тысяч хорошо вооруженных красных милиционеров. Восставших каппелевцев поддержал со стороны моря десантный отряд под командованием капитана 2-го ранга Соловьева. На барже, буксируемой катером, этот отряд прорвался сквозь сильный ружейный и пулеметный огонь с окрестных судов и, несмотря на большие потери, высадился у памятника Невельскому. Натиск среди бела дня был так стремителен и смел, что одни узурпаторы бежали в сопки, а другие спрятались в японской миссии и были впоследствии переправлены интервентами в Советскую Россию.

Через два дня во Владивостоке наступило спокойствие. К власти пришло белое Временное Приамурское правительство под председательством сына амурского крестьянина, юриста по образованию, некогда трудившегося в Петербурге в Министерстве Земледелия, Спиридона Дионисьевича Меркулова”.
(Источник: http://www.sotnia.ru/ch_sotnia/t1997/ts003.htm)

Обо всем этом ведать не ведала истомившаяся в красном Петрограде будущая мать Никиты Орлова Лидия Сергеевна, она по чудом дошедшей до нее весточки от Феоктиста из Владивостока знала лишь, что он там. В это время, чтобы обеспечить себе пропитание, Лидия работала машинисткой. И это дало хрупкой, небольшого роста девушке безумный шанс броситься через всю бурлящую кровью и смутой Россию к жениху, а вера в свою судьбу с Орловым не оставляла ее никогда. Лидия понапечатала кучу пропусков от имени советской власти, чтобы торить себе многотысячекилометровый путь через большевицкие кордоны в белый Владивосток.

Так они соединились, а венчались в небольшой сельской церкви под Владивостоком, и не было у Орловых даже обручальных колец, но была высочайшая православная ответственность друг за друга. И опять чуть не разбила их судьба, когда пришлось уходить из Владивостока от снова насевших красных уже в 1922 году. Военный японский корабль, забиравший русских беженцев, имел неумолимую флотскую традицию – женщин на борт не брать. Тогда Орлов бросил всё свое добро, чтобы спасти главную драгоценность – жену. Он посадил худенькую, маленькую Лидию, сжавшуюся калачиком, в мешок, перекинул его на спину и пошел по корабельному трапу с ним, будто с вещевым багажом.

(Окончание на следующей стр.)


Россия, Московская область, город Щербинка в трех километрах от Бутово, где на спецполигоне НКВД в 1930-х годах были расстреляны сотни новосвященномучеников и тысячи мучеников. Кафедральный храм Центрально-Российской епархии, в котором с 20 октября/2 ноября по 25 октября/7 ноября 2006 года проходил Архиерейский Собор. Лестница сбоку здания наверх ведет в помещение храма.

Орловы прибыли через Корею в Китай и обосновались в Шанхае, который кипел разными иностранными колониями: французской, английской... -- и лишь у белых русских не было законных паспортов, ни своих, ни международных, потому что не желали верные Царской России русские брать чье-то гражданство. Ф.В.Орлов стал строительным подрядчиком, организовал артель из эмигрантов и китайцев, строивших, ремонтировавших здания. В 1932 году родился в семье Никита.

Орловы были прихожанами православного собора в честь иконы Божией Матери “Споручница грешных”, который до сих пор цел в Шанхае. Его достроил и стал настоятелем епископ РПЦЗ Иоанн (Максимович) Шанхайский -- Вселенский Чудотворец. Маленький Никита, будто бы вслед несостоявшейся духовной карьере своего отца, был на редкость прилежен в храме. И так этот малыш благоговейно стоял в церкви, слушал, уж с четырех лет знал наизусть богослужебные тексты, что соборные мальчишки-служки постарше, изнывавшие от необходимости быть на службах, а не на футболе, повели Никиту однажды к владыке Иоанну:

-- Владыко святый, вот Никита Орлов хочет прислуживать, всегда просится нас заменить...

Владыка понимающе поглядел на них и благословил Никиту, выносить и держать свечу перед Царскими вратами алтаря. Так с четырех лет будущий митрополит Антоний стал прислужником святителя Иоанна. Дело у него хорошо пошло, и уж через год-два на чтении акафиста дверил владыка Иоанн Никите иногда держать его посох, поддерживать мантию... Но чтобы постоянно утвердиться на ответственнейшей должности посошника, потребовалось Никитке еще с годик.

Не только Орлов, но и другие его сверстники из собора неплохо обвыклись служками под крылом прозорливца-владыки Иоанна. Однако так освоились, что однажды сговорились САМИМ по полному чину литургию отслужить... Поднялись как-то вечером в пустынном храме на его верх в ризницу: Никита, Борька Семенюк и сын отца Ильи Веня Петя. Отец-то Илья Вэнь жив и поныне в Сан-Франциско, ему 19 ноября этого года будет 110 лет. Борис всегда мечтал диаконом стать, очень нравилось ему возглашать, да так, чтобы стонали и дрожали от рулад голоса стены... Вот и распределили “саны” на службу: диаконом – Семенюк, священником – Вень. А нужен же и епископ. Кому архиереем служить? Никите Орлову.

Стали облачаться, Никите “пришлось” на себя епископское облачение владыки Иоанна надеть. Встали вокруг находившегося здесь стола. Начали “служить”... Как вдруг довольно скоро входит к ним сам епископ Иоанн Шанхайский, всегда и всё “откуда-то” знающий и знавший. Поглядел на сорванцов, говорит про облачения:

-- Складывайте... А за то, что сотворили, будете каждый бить по сорок земных поклонов в храме публично.

На следующий день после литургии вышли они трое на всеобщее обозрение, начали бить поклоны. Боря-то Семенюк, как самый оборотистый у них был, и шепчет:

-- Поскорее давайте, не тяните, а то устанем.

И быстро так все сорок своих поклонов положил. А владыка Иоанн подходит и говорит:

-- Еще сорок поклонов делай...

А дело-то в том, что был случай, когда дети вот так же взялись литургию “служить”, и на них сошел огонь с неба, сжег шалунов.

Митрополит Антоний (Орлов), вспоминая свое шанхайское детство, рассказывает:

-- Мы, мальчики, конечно, не понимали, кто такой наш епископ Иоанн. Однако ЧУВСТВОВАЛИ. И словно зверьки все время как бы ластились к владыке, старались быть около него, как бы дышать всем, что бы он ни делал, словно стелились около его ног... -- Владыка Антоний вспоминает также: -- Какое же могло быть сравнение у кого-то с нашим владыкой Иоанном. Например, однажды я был в Свято-Николаевском шанхайском храме, где служил епископ Нестор Камчатский, потом перешедший в сталинскую Московскую патриархию. Какое отвратительное у него было лицо, всё исходившее от него было неприятное... Когда потом на Второй мировой войне Шанхай оккупировали японцы, они первым делом стали выгонять англичан, американцев, воевавших против них вместе с советскими. И эти высокомерные господа, до того в гневе называвшие нас “русскими свиньями”, стали в самое жалкое положение. И русские тут же простили их за все, стали всевозможно помогать им.

В Шанхае японцы старались любым способом подчинить себе и русскую колонию, оказывая давление через руководителей Русского эмигрантского комитета. Два президента комитета боролись за независимость от японцев и были убиты. Смущение и страх охватили шанхайских русских, тогда святитель Иоанн Шанхайский объявил себя временным главой русской колонии. А в 1945 году святитель Иоанн единственный из дальневосточных епископов остался верным Синоду РПЦЗ и противостоял Пекинскому архиепископу Виктору, перешедшему в МП и принуждавшему к этому других. В 1946 году святитель был возведен в сан архиепископа: в епархию Иоанна Шанхайского вошли все «независимые» русские в Китае.

Тем не менее, японцы были монархистами и во многом симпатизировали Белым русским, настроенным, как и они, антисоветски. По-другому смотрели на этих русских “простые” китайцы, настолько распропагандированные коммунистическими агитаторами еще перед войной, что некоторые при малярных работах в фирме Орлова-старшего обязательно мистически, что ли, добавляли каплю красной краски в любое малярное ведро. Когда такой китайский пролетариат вместе с советской армией начал захватывать Китай, русские разделились надвое. Половина поддалась на сталинско-чекистское провокаторство и стала дожидаться “освободителей”-красноармейцев, чтобы отправиться с их помощью на родину. Другие во главе со святителем Иоанном начали собираться подальше от надвигавшихся красных свор. Они понимали, что происходит, когда видели в шанхайских госпиталях оборонявшихся от тех солдат с выколотыми “освободителями” глазами...

Руку помощи белоэмигрантам протянул президент Филиппин, тоже отлично знавший звериный оскал коммунистов, партизанивших у него в горах. Семья Орловых прибыла на филиппинский остров Тубабао с первой партией беженцев из Китая, к которым вскоре присоединился владыка Иоанн Шанхайский.

Потом Орловы перебрались в Калифорнию, где Никита окончил университет и получил звание магистра, стал преподавать математику в старших классах школы. В 1964 году ему удалось попасть в Ленинград по советско-американской программе учительского обмена опытом. Для этого Орлов победил во всеамериканском конкурсе на эту поездку и вошел в число 25-ти преподавателей, поехавших в СССР, им взамен в США послали под видом учителей 25 кагебешников. Прошедший жестокую антисоветскую школу своих близких и детства, в Ленинграде Орлов после занятий, где за визитерами пристально “приглядывали”, переодевался. Он надвигал на лоб кепку, брал в руку авоську и выскальзывал в город, где на Смоленском кладбище лежала его родня. Загружал в магазине в авоську хлеб, огурцы, чтобы быть неприметнее в серых ленинградских толпах, “полукатакомбно” познавая свое историческое Отечество.

Это весьма пригодилось Орлову, когда в начале 1990-х с открытием первых приходов РПЦЗ в РФ он начал доставлять из США по России-матушке караваны грузовиков с гуманитарной помощью. Сначала Никита Феоктистович загружал фуры консервированной провизией, вещами в Америке, колеся дальними дорогами по приходам, где собирали посылки русским. Потом загонял грузовики в американских портах на корабли и, спустя время, летел самолетом в Россию, где принимал эти фуры в петербургском порту.


1993 год, Россия, Петербург. На заднем плане будущий Митрополит Антоний – тогда Никита Феоктистович Орлов, на переднем – его сын Феоктист в одной из поездок с гуманитаркой.

Однажды пришлось прочесать в дикую жару всю Калифорнию вместе с проповедником, прибывшим из России к митрополиту Виталию, Игнатием Лапкиным. Они вместе на массе сборных пунктов грузили фуру, дни и ночи мотались по шоссейкам и проселкам. А спустя месяцы, митрополит Виталий, как обычно, в самых срочных случаях, вызвал Орлова, протянул ему деньги и сказал:

-- Отвези эти две тысячи долларов Лапкину. Их община РПЦЗ строит село Потеряевку на Алтае.

Орлов привык отправляться со всевозможными поручениями Первоиерарха по всему свету, чтобы точно исполнить их в кратчайший срок. Но непросто было ему на сей раз в России. Иностранцам в РФ, как и в СССР, нельзя удаляться вглубь страны из определенных зон вокруг некоторых “разрешенных” городов. А тут требовалось добраться до Потеряевки, которая лежала в чистом поле в часе езды от Барнаула... И в Москве к Орлову приступились от епископа РПЦЗ Лазаря (Журбенко) с просьбой о трех визах в США. Орлов успел оформить эти визы в три загранпаспорта русским, но времени не было их возвращать. Он сунул паспорта в карман вместе с еще двумя паспортами: своим, американским, и российским, который “прикрывал” его на просторах РФ, где “спецы” так любят изловить именно американца, зачем-то забравшегося в самую русскую глушь...

До Барнаула Орлов добрался. И оставалось проехать еще на попутном поезде до разъезда Степное, от которого в четырех километрах была цель его длинного броска из нью-йоркского синода – Потеряевка. Южнее Барнаула лежала столь знакомая Орлову с детства китайская граница, а его ночной поезд громыхал буферами, несясь в другую сторону -- к Степному, как началась по поезду проверка документов. Чудесно не успели дойти до Орлова с пятью паспортами в его кармане. Но поезд, как оказалось, не останавливался на нужном разъезде Степное. Орлов прыгал в темноту из вагона на ходу... В поле ждала его повозка с лошадью от опытных катакомбников Лапкиных. Орлов трясся на ней по бездорожью, кутаясь в куртку от стужи, в Потеряевку, как и когда-то, потея на знойных дорогах, гонял по трассе в калифорнийское Сакраменто.

Все это была жизнь преподавателя математики Орлова, ставшего в Лос-Анджелесе ближайшим помощником архиепископа РПЦЗ Лос-Анжелосского и Южно-Калифорнийского Антония (Синкевича), а после преставления ко Господу сего архиерея в 1996 году – правой рукой в хозяйственной деятельности Митрополита Виталия. У Н.Ф.Орлова выросло четверо детей, и когда он собирался в первый свой “конвой” с гуманитаркой в Россию, их бабушка, его 92-хлетняя мама собралась помирать. А надо было, как всегда, срочно ему ехать. И тоже уж немолодой Орлов наклонился к ее кровати и попросил:

-- Не умирай, пока я не вернусь из России.

И мать дождалась тогда сына. Он молитвенно помогал отлететь ее душе, сложил мертвые руки на груди Лидии Сергеевны, когда-то пробравшейся через красно-оголтелую Россию к своему жениху, чтобы обвенчаться в белой церкви у белого священника, пусть и без колец.

Вот такого владыку Антония (Орлова), человека, отдававшего и отдающего всего себя исповедническому делу РПЦЗ, пытаются оболгать теперь. Главным “козырем” его врагов является якобы “женатость” иеромонаха Антония при рукоположении во епископа в 2002 году. Однако в интернете было опубликовано (и я лично читал рукописный оригинал) еще более раннее Прошение супруги Н.Ф.Орлова, рабы Божией Павлы, Митрополиту Виталию (который его благословил) с констатацией того, что они с мужем уже “пять лет“ дотоле жили монашеским образом жизни, о том, что она просит монашеского пострига, что и было тогда сделано. С тех пор владыка Антоний и его бывшая супруга, давно разведенные по церковному чину, живут в разных домах и в разных местах.

Однако клеветники указывают на “неразведенность” Орловых в гражданском суде. Подлое мирское крючкотворство на внутрицерковную тему! Дело в том, что госпожа П.К.Орлова всю жизнь воспитывала своих детей и многочисленных внуков и не имеет производственного стажа, в то время когда Н.Ф.Орлов 45 лет трудился в школе, оставив это поприще только в 2006 году. Благодаря сему за счет постоянных отчислений в пенсионный фонд, он имеет право на бесплатное медстрахование в старости. Такие же льготы -- у его жены. Но если она юридически перестанет быть супругой пенсионера Н.Ф.Орлова, за все медуслуги, процедуры, обследования, лечение и т.д. престарелой женщине придется дорого платить. Прекрасно понимая юридически-гражданскую “неразрешимость” такой проблемы бывших супругов Орловых, теперь: монаха и монахини, подчиняющихся только Церковным уставам и канонам, -- враги самым низким образом спекулируют на этом обстоятельстве.

Провокаторов, клеветников, любых недоброжелателей нашей Церкви и Ее архиереев не уймешь, не образумишь. Однако верные, те, кому довелось видеть, общаться с Митрополитом Антонием (Орловым), не забудут этого архиерея, почти фотографически: по фигуре, манерам, голосу, стилю общения и т.д., -- так похожего на Митрополита Виталия.

И есть вещи, которые НАПРЯМУЮ идут от самого святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. К этому отношу то, что Митрополит Антоний аскетически ничего не вкушает в понедельник, среду и пятницу, кроме воды. Владыка так же очень мало спит. Никому иному, как Никите Орлову – теперь нашему Митрополиту Антонию -- перешла после кончины святителя Иоанна в 1966 году его панагия, изготовленная из слоновой кости с перламутром. Ежели кому-то доведется благословляться у Владыки Антония, вы поклонитесь и символу епископской власти, столь намоленному и подвижнически испытанному на груди Вселенского Чудотворца Иоанна.

Россия, Москва, 25 октября/7 ноября 2006 года, День скорби и непримиримости, памяти жертв Октябрьского переворота и красного террора

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1701