МЕЧ и ТРОСТЬ

Д.Капустин (ИПЦ Греции) «Обожение христианина в теле» -- Великопостное обсуждение

Статьи / Богословие
Послано Admin 20 Фев, 2010 г. - 13:38

dmitri_kapustin (Д.Капустин)
2010-02-18

Во время земной жизни христианину приходится непрерывно бороться с опасностью увлечения умом земными привязанностями и вследствие этого забвения Бога. Таким образом пал Адам, возжелав запретного плода. Альтернатива этому – устремление ума к Богу, освобождение его от земной привязанности, «апофатическое» восхождение от тварного к невидимой Причине бытия и промысла.


Но это устремление ума к Богу встречает препятствие в теле – душа не может надолго отрешиться от тела, требующего заботы о себе. Это засвидетельствовал Своим опытом и Христос, возжелав на мгновение избавления от грядущего крестного страдания. И чем больше мы оставляем мыслью земное, тем большей скорбью оно нам о себе напоминает, когда возвращение становится неизбежным.

Некоторых это приводит к мысли о том, что тело – это наказание для души, и обожение – это разрешение от тела. Но если в вечном обожении душа полностью освобождается от связи с телом, то непонятно, а зачем вообще дано было человеку тело? А если тело остаётся и в обожении, не означает ли это, что сохранится опасность для души увлечься попечением о теле и оставить стремление к Богу? Это великая тайна, и точного разрешения этих вопросов у нас нет.


Я могу лишь сделать предположение, исходя из слов Христа о том, что мы можем быть причастными Царства Небесного уже в этой жизни. Если так, то наше бытие здесь может служить для нас некоторым залогом того, чего мы ожидаем в вечном обожении.

Я полагаю, что Царство Небесное расширится до нас тогда, когда мы обретём твёрдый навык добровольного смирения перед Богом, научимся безропотно покоряться Его воле. Тогда разумное управление телом не станет для души соблазном отпадения от Бога. Адам этого навыка не имел и потому пал, услышав погибельный совет змея. А избавление от скорбей наступит тогда, когда из нашей памяти изгладится живое ощущение порока и страдания. Но это последнее зависит и от внешних обстоятельств, и не всем даруется в этой жизни.

Вот что свт. Иоанн Златоуст пишет:

«Велика безпечность и мужа. Хотя (предлагавшая плод) была и одной с ним природы, и жена его, но ему, как живо помнившему заповедь Божию, нужно было предпочесть ее неуместному желанию жены, не принимать участия в преступлении, для кратковременнаго удовольствия не лишать себя стольких благ и не оскорблять такого Благодетеля, который явил ему столько любви и даровал такую безболезненную и безбедную жизнь. Разве не позволено было тебе в избытке наслаждаться всеми другими плодами райскими? Зачем же и ты не захотел соблюсти такую легкую заповедь? Но ты, конечно, услышал от жены об обещании лукаваго советника тотчас, сам увлекшись надеждою, принял участие с снеди».

Я думаю, Адам просто не понимал, что значит "быть как боги". Для него это было что-то заманчивое, но непонятное -- и привлекательное вместе с желанием чувственного удовольствия. Адам мог кушать плоды и с других деревьев, не думаю, что плоды Древа Жизни были как-то менее прекрасны

А вот что говорит Златоуст об искушении змия:

«Как бы так говорил лукавый тот демон: для чего (Бог) лишил вас такого наслаждения? Зачем не дозволяет вполне пользоваться райскими благами, предоставив наслаждаться созерцанием (их), не позволяет вкушать и от этого чувствовать тем большее удовольствие? что яко рече Бог? Для чего это? Что пользы жить в раю, коль скоро нельзя пользоваться тем, что есть в нем, а приходится испытывать тем большую скорбь, что смотреть можно, а удовольствия, происходящаго от пользования, не получать?»

Вожделение запрещённого плода -- это именно духовное невоздержание. Телесное невоздержание -- это лишь следствие духовного.

Адам до падения ещё не знал, что такое знание (то, которое открывалось при нарушении заповеди). Он пал из-за того, что увлёкся чем-то вне Бога и в этом увлечении забыл Бога, вожделея нечто помимо Него (хоть удовольствия, хоть неведомого знания).

+ + +
grgy (православный христианин Георгий)
2010-02-18

По свв. Григорию Нисскому и Максиму Исповеднику человек, как центр (телом и разумною душою) видимого и невидимого тварного мира, должен был по заданию Бога (заданности) воссоединить собою в единое общее этот видимый и невидимый мир, что и сделано было Христом по падению Адама. Для этого-то и нужно тело…

В вопросо-ответах (№ XLVIII) к Фалассию преп. Максим Исповедник пишет:

«…Ибо Он соединил человека, таинственным образом устраняя Духом различие мужского и женского пола и делая логос естества (который [одинаков] и в мужчине, и в женщине) свободным от страстных свойств. Соединил Он и землю, изгнав различие чувственного рая и обитаемой земли. Соединил Он еще землю и небо, показав, что единое естество чувственных [вещей] тяготеет к самому себе. Также соединил Он чувственные и умопостигаемые [вещи], явив единое сущее естество тварей, сочетаемое воедино какой-то таинственной причиной. Наконец, Он соединил, в соответствии с превышеестественным логосом и способом, тварное естество с нетварным…»

Святой Максим говорит здесь о соединении человека и всего тварного во Христе, как о уже совершимся деле. При этом, конечно же, не подразумевается это соединение как процесс, но как мгновенно совершившееся дело в момент воплощения Логоса Духом Святым по воле Отца. Своим воплощением и вочеловечением Господь, как всемогущий Бог, мгновенно сделал то, что должен был сделать Адам, и, наверное, за немалое время.

Вот такая вот милость Его к нам и в нас ко всему творению! А нам – всем человекам на земле – теперь предоставлено своею свободною волею и разумно войти через таинства Церкви в это Соединение (Тело) Христово, чтобы каждый из вошедших имел в этом Соединении всего тварного свое место в силу стяженной через дела веры благодати Духа Святого и в меру, отпущенную промыслом Бога.

Дух захватывает от радости и такой милости и любви к нам Христа Господа!

Я думаю, что это мозгами не понимается. В это «соединение» возможно только верить вместе со святыми отцами.

Образ и подобие
Известно, что святые отцы и учители Церкви по разному толковали понятия образа и подобия человека Богу, потому как из библейского текста нет возможности со всей бесспорностью определить, что именно в книгах Священного Писания подразумевается под образом и подобием Божиим в человеке.

Но все эти толкования святых отцов бесспорно верны, потому что они под образом Божиим раскрывали ту или иную духовную способность человека, или совокупность этих дарований. Мне же хотелось бы здесь особо подчеркнуть мысль некоторых отцов, например, преп. Анастасия Синаита, или сщмч. Мефодия Патарского об образе и подобии человека Пресвятой Троице. Тем более это отвечает и мысли преп. Максима Исповедника и св. Григория Нисского о предназначении созданного Богом человека как совершителя соединения всего сотворенного Богом тварного мира.

Бог создал человека – Адама и Еву – в двух личностях (ипостасях), которые до своего грехопадения пребывали по благодати Божией в едином человеческом естестве, как одно тело. Эти свободные и разумные личности – человеческие ипостаси Адама и Евы, как образы Лиц Пресвятой Троицы – призваны были благодатию Божией соединить всю тварь Божию и привести её к Богу, что они не сделали, пав, и, что за них и совершил Сын Божий, воплотившись.

Господь наш Иисус Христос спас и восстановил в Себе не только образ Божий человека, но и совершил в Себе подобие Божие – соединил в Теле Своем, как Богочеловек, всю тварь – единую нераздельную общую всем тварную природу (по образу непознаваемой нами Божественной природы) для всех восстановленных и спасенных личностей (ипостасей) твари – сынов Божиих – богов по благодати с разною степенью славы и места в Церкви Христовой.

Нам (падшим во Адаме человеческим личностям) теперь лишь предоставлено потрудится здесь на земле и по своей воле и сознательно войти в это Тело – Церковь Христову для Жизни вечной!

Центр и средоточие Творения
Для того, чтобы мог существовать человек и выполнять свое предназначение, Бог сотворил небо и землю. Для существования земли необходимо существование нашей солнечной системы, нашей галактики, и всей Вселенной, которую Бог и сотворил для человека, поставив в центре её человека, как разумного и свободного сопричастника Своей Любви. Вселенная – это сотворенный Богом, видимый чувственный мир.

Но есть еще и более грандиозный, сотворенный Богом мир – умопостигаемый (ангельский) мир, который тоже предназначен Богом для человека, которого Бог и создал как центр и средоточие всего Своего умопостигаемого и чувственного Творения. По преп. Максиму Исповеднику Господь соединил в Себе, воплотившись, все разделения сотворенного Им видимого и невидимого мира, который должен был соединить и привести к Богу первозданный человек.

Своим отпадением от Бога первозданный человек, как центр Вселенной, повредил и весь чувственный мир – всю Вселенную, которую Господь и восстановил в Себе в виде нового неба и новой земли (Откр.21:1). Ну, а нам всем – разумным и свободным человеческим личностям – остается теперь всего лишь только свободно и разумно приобщиться к Телу Христову, и предложенному Богом спасению падшего (ангелы как разумные и свободные личности определились еще в начале сотворения).

Причем, предложено приобщиться ко спасению не так, как учил еретик Пелагий – своими силами, и не так, как учил еретик Кальвин – самовнушением, что уже спасены, как особоизбранные, безусловным предопределением, – а так, как учит Православная Церковь – через соработничество Бога и человека, через синергию благодати Святого Духа и свободной воли человека.

«Море стеклянное» и «Невеста Ангца»
В Откровении святого Апостола Иоанна Богослова в главах 4, 5, 15 мы видим Сидящего на престоле, вокруг которого находятся двадцать четыре престола и сидящих на них двадцати четырех старцев, а также мы видим четыре животных посреди престола и вокруг престола, и «тьму тем и тысячи тысяч» ангелов и животных и старцев (Откр.5:11), славящих Сидящего на престоле и Агнца. В главах 4 и 15 Откровения мы, также, видим перед престолом Сидящего «море стеклянное, подобное кристаллу».

Я думаю, что это «море стеклянное» и есть Тело Христово, в Котором по воплощении восстановлена после падения и воссоединена воедино всё творение Божие. А «тьма тем» старцев, ангелов и животных, как бы расположенных на этом «море стеклянном», и пребывающих как бы посреди престола, и вокруг престола, и перед престолом, и славящие Бога – это есть разумные и свободные личности святых ангелов, животных (как я думаю, -- следствие соединения разделенного умопостигаемого и чувственного мира), и спасенных душ человеческих в этом Теле Христовом, которые по благодати Божией пребывают во взаимной Любви Троицы, взаимопроникая друг друга благодатию, не смешиваясь.

Также до главы 21 Откровения мы видим «старое небо и старую землю», и борьбу за души человеческие, еще живущие в тленных смертных телах на «старой земле». А в главе 21 Откровения мы уже видим «новое небо и новую землю» и видим «святый город Иерусалим» – жену и невесту Агнца – Христа Бога Нашего. То есть, после всеобщего воскресения тел умерших и Суда Божиего мы видим новый миропорядок, а именно: Жену и Невесту Агнца – Церковь Христову – Тело Христово, в которое вошли всё и вся невинная тварь Божия, и все воскресшие верные и спасенные во Христе человеки, и, также, мы видим всё остальное, не вошедшее по своей воле во «святой город» и по праведному Суду Божиему.

Сотворенный мир
Здесь, я думаю, нам надо всегда помнить и отличать, что первоначально сотворенный Богом мир, включающий в себя разделения: человека и женщину (Адама и Еву), рай и землю, небо и землю, умопостигаемый (ангельский) мир и чувственный мир, должен был по Промыслу Божию через первосозданного человека (Адама и Еву) благодатию Божией воссоединиться для соединения в Ипостаси Логоса всего тварного с непостижимой Сущностью Божией, чтобы во всей полноте иметь участие в божественной жизни.

Однако человек по воле своей пал, и предназначенное Богом было совершенно Сыном Божиим. Таким образом, надо различать тварный мир, или тварную природу (как совокупность всей твари), как отличные друг от друга его состояния, а именно:
а) мир в начале сотворения и до падения первозданного человека;
б) мир после падения первозданного человека и до воплощения Сына и пятидесятницы;
в) мир после воплощения Сына и пятидесятницы и до всеобщего воскресения и Суда;
г) мир после всеобщего воскресения и Суда.

Тварный мир в состоянии а), уже поврежденный падением части ангелов по своей воле, в лице Адама и Евы благодатию Божией должен был отстраниться от познания зла, возникшего отпадением части ангелов от благодати Божией, и, как я думаю, воссоединяясь разделениями «рождать» новые разумные ипостаси (личности) не скотским путем (как в падении человека), а по благодати, как Бог только и ведает.

Тварный же мир (на земле) в состоянии б), уже поврежденный во всей своей совокупности отпадением от благодати Божией человека, как центра мира, ипостасно размножался скотским способом, который определил Бог через «одежды кожаные» в наказание, для исправления, и для поддержания жизни до воплощения Сына Божия.

А вот тварный мир (природа) в состоянии в), уже восстановленный и воссоединенный во всей полноте в Ипостаси Христа, является для всех нас, верующих христиан, новым Телом (Церковью), к Которому мы должны покаянием и верою ипостасно (личностно-разумно и по своей свободной воле) благодатно привиться (заново родиться) через Христовы Церковные таинства.

Ну, а тварный мир после всеобщего воскресения и Суда в состоянии г), будет представлять себя как Тело Христово, Которое едино для всего сотворенного мира (природы) и для всех вошедших в Него благодатию Божией человеков, разнящихся только славою в меру, стяженной в земной жизни благодати, а также для разумных животных (Откр.4:6-9).

После воссоединения всей твари в Теле Христовом она (эта тварь) будет, как я думаю, представлена только личностями (ипостасями), разумными со свободною волею, которые как боги по благодати будут господствовать над своею единою воссоединенною тварною природою в меру стяженной благодати, и вечно участвовать во взаимной Любви Пресвятой Троицы.

Не о таких ли личностях (богах по благодати), которые благодатно рождаются в едином Теле Христовом, пытался говорить Лосский? Не противопоставлял ли он эти благодатные личности единого Тела индивидуальным ипостасям, разделяющую всю тварь Божию на самовольные эгоистические части? При таком рассмотрении, можно ли называть его (и его единомышленников) персоналистами?

Да… ну и не вошедшие в Тело Христово тоже будут жить вечно, но не в Теле Христовом, и поэтому -- со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

В человеке как центре и средоточии всего тварного мира происходит соединение всей твари. Поэтому разделять: «человек -- всё остальное тварное», -- мне кажется, можно, но только в этой нашей падшей жизни. Да и разделение: «живое – не живое», -- тоже, мне кажется, не совсем корректно, потому что у Бога всё живет (имеет бытие как тварная природа) и всё восставится и соединится для божественной жизни во Христе, кроме, не хотящих этого.

(Источник: http://dmitri-kapustin.livejournal.com/154604.html)

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1682