МЕЧ и ТРОСТЬ
26 Мая, 2017 г. - 13:34HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Мученическая кончина в IV веке в Абхазии великого писателя святителя Иоанна Златоуста
Послано: Admin 17 Янв, 2017 г. - 12:33
Богословие 
На задворках двух империй



Небольшое, ныне опустевшее в современной Абхазии селение Каманы находится в 15-ти километрах от Сухума. Христианская история связывает его с именами двух великих святых. Здесь в 407 году, на пути из Кукуза в конечный пункт ссылки – Питиунт ( ныне Пицунда), окончил свои дни Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст, а в IХ веке состоялось третье обретение главы его небесного покровителя – Иоанна Претечи.

Взору путешественника открывается в Каманах необычная картина. По дну глубокого ущелья течёт стремительная Гумиста. На её берегу в окружении лесистых гор расположился монастырь начала ХХ века. Эта обитель принадлежала Православной Церкви в России, именовалась она Василиско-Златоустовский женский общежительный монастырь.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395- 408 гг.), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.

Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Сосланный архиереями-еретиками, в Армении же, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиус (Пицунду, в Абхазии).

Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца, и в дождь и в зной, совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У склепа святого Василиска (+ ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика, причастившись Святых Таин, вселенский святитель отошел ко Господу.

Вот какие подробности передает нам его современник и друг Палладий, епископ Еленопольский:

«Солдатам, которые должны были сопровождать Златоуста в новое место заточения, было дано понять, что если святитель умрет от изнеможения по дороге в Питиунт, они получат большую награду.

Конвой вел Златоуста под проливным дождем и палящим солнцем в течении трех месяцев, пока они не достигли Каман. Затем конвой, вместе со Златоустом пройдя город Каманы «как переезжают мост», остановились на ночлег в 5-6милях оттуда, в маленьком храме муч. Василиска».

Далее Палладий описывает явление Василиска, который говорил Златоусту: «Надейся, Иоанн, брат мой, завтра мы будем вместе с тобой». Мученик Василиск явился также пресвитеру этой церкви или мартирия и повелел ему «приготовить место для нашего брата Иоанна, ибо он идет сюда». Утром, несмотря на все просьбы пресвитера к конвою остаться хотя бы «до пятого часа», конвой уходит со Златоустом. Но, когда они прошли около 30 стадий, Златоусту вдруг стало плохо и конвой быстро возвратился в мартирий мученика Василиска, где святитель Иоанн, приобщившись Св. Даров и произнося знаменитые слова «СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ», отошел ко Господу. Это произошло 14 сентября 407 г. Златоусту было 52 года.

Останки свт. Иоанна были помещены здесь в мартирии в Каманах рядом с могилой мученика Василиска.

Нам известно, что свт. Иоанн в сопровождении конвоя из Кукус до Каман шел в течении трех месяцев. Последнее обстоятельство, по мнению некоторых исследователей, говорит в пользу Каман Абхазских. Архим. Леонид (Кавелин) писал «До сих пор полагали, что это Камана Понтийская значащаяся на древних картах на юг.-зап. от Трапезонта на реке Ирисе. Место это отстоит от Арабессы верст 150 не более. Как же, спрашивается, согласить это указание с тем известием, которое помещено в «Житии» св.Иоанна Златауста, что он находился в пути до Каман три месяца и веден был спешно, по жестокосердию одного из своих конвойных, не как святитель, а как самый простой узник».

Остается допустить более чем вероятность сообщение Вриссиса, что местом и упокоения и погребения святителя была древняя Камана или Коумана в Абхазии. По карте Амедия Традье расстояние от сих двух пунктов будет в 1000 верст. Эта Камана и могла быть на пути в Питиус. Воины, сопровождавшие святителя, получившие тайное показание не щадить его в пути, могли избрать этот путь, т.е. на Каману в Абхазии, еще и потому, чтобы больше изнурить святителя и скорее довести его до смерти, чего не могло бы быть, если бы путь святителя был через Каману Понтийскую. Этот путь кратчайший и для узника-святителя был легчайшим. Плывя по воде, святителю-мученику не пришлось бы испытать той тяготы, которую он испытал, будучи доведен до крайнего изнурения от продолжительного безостановочного трехмесячного путешествия…

Из «Диалога» Палладия, еп. Еленопольского мы помним, что Златоуста вели в спешке, не давая ему возможности передохнуть ни в одном городке, через которые им приходилось проходить. Задача, поставленная пред солдатами, сопровождавшими святителя была ясна: Златоуст должен умереть от изнеможения в пути.

«Им (солдатам), - говорит А. Тьерри,- даже дали понять, что не особенно будут стоять за то, чтобы изгнанник непременно доехал до Питиунта, потому что путевые утомления собственно могут привести к тому же концу, как и казнь, и такая смерть даже поставила бы императора в менее неловкое положение.»

Остается допустить более чем вероятность сообщение Вриссиса, что местом и упокоения и погребения святителя была древняя Камана или Коумана в Абхазии. По карте Амедия Традье расстояние от сих двух пунктов будет в 1000 верст. Эта Камана и могла быть на пути в Питиус. Воины, сопровождавшие святителя, получившие тайное показание не щадить его в пути, могли избрать этот путь, т.е. на Каману в Абхазии, еще и потому, чтобы больше изнурить святителя и скорее довести его до смерти, чего не могло бы быть, если бы путь святителя был через Каману Понтийскую. Этот путь кратчайший и для узника-святителя был легчайшим. Плывя по воде, святителю-мученику не пришлось бы испытать той тяготы, которую он испытал, будучи доведен до крайнего изнурения от продолжительного безостановочного трехмесячного путешествия…

Из «Диалога» Палладия, еп. Еленопольского мы помним, что Златоуста вели в спешке, не давая ему возможности передохнуть ни в одном городке, через которые им приходилось проходить. Задача, поставленная пред солдатами, сопровождавшими святителя была ясна: Златоуст должен умереть от изнеможения в пути.

«Им (солдатам), - говорит А. Тьерри,- даже дали понять, что не особенно будут стоять за то, чтобы изгнанник непременно доехал до Питиунта, потому что путевые утомления собственно могут привести к тому же концу, как и казнь, и такая смерть даже поставила бы императора в менее неловкое положение.»

Этот метод «казни» применялся часто. К примеру, так поступали с учеником преп. Максима Исповедника св. Анастасием Апокрисиарием. В своем письме к Феодосию Гангрскому о правителе Лазики он писал: «И водили они меня туда и сюда по всем названным странам семь месяцев, нагого, разутого и пешего; изнуренного и холодом, и голодом, и жаждою, желая, конечно, и меня так же удалить из сей жизни. Но не знаю, провидя о мне смиренном, все совершающий Своим спасительным Промыслом Бог до ныне сохранил меня в сей жизни, исполненной многих треволнений и бед».

Поэтому, - говорит иеромонах Дорофей (Дбар)(6) , - мы согласны с тем, что свт. Иоанн вместе с конвоем, который вел его в спешке, и в течении трех месяцев (более 90 дней) они действительно могли добраться по суше до Себастополиса и затем до Каман Абхазских. Помимо этого в пользу Каман Абхазских говорят и предания абхазов, связанные с местом кончины свт. Иоанна. Они были зафиксированы в ХIХ и начале ХХ вв.

Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: “Прими престол свой, отче!” — и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес “Мир всем!”(8)

http://iemp.ru/statiji/detail.php?ID=2536


 

Связные ссылки
· Ещё о Богословие
· Новости Admin




Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку публикацию.

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Новый адрес электронной почты нашей редакции: v84992678001@gmail.com