МЕЧ и ТРОСТЬ
19 Апр, 2024 г. - 12:48HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
В.Черкасов-Георгиевский «В моих дачных калужских местах родились и творили преподобный Пафнутий Боровский и православный мыслитель, писатель К.Н.Леонтьев – монах Климент»: фоты, тексты
Послано: Admin 07 Окт, 2015 г. - 15:34
Мемуарное  
Публикации тематики:
В.Черкасов-Георгиевский «Славный православный Боровск, под которым на даче живу. В 1918 отец Сергий Маккавейский здесь благословил крестьян с офицером Розовым на антибольшевицкое восстание»>>>
В.Черкасов-Георгиевский «На даче летом 2015»>>>
«По ком звонят боровские колокола» -- В калужском Боровске художник В.А.Овчинников создал мемориал расстрелянных красными боровичан в 1918 и в 1937-38 годах>>>



Святой источник и поклонный крест у места бывшего села Кудиново, где родился преподобный Пафнутий Боровский. Расположены в 1.5 км лесом на юго-запад от юго-западной окраины Боровска Калужской области (или 1 км на северо-северо-восток от деревни Акулово).
14 мая 2011 года
http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=105894

+ + +
Преподобный Пафнутий и основанный им Боровский монастырь

Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец был сыном крестившегося татарина-баскака, мать русская. 20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 принял постриг с именем Пафнутий неподалеку в Покровском монастыре на Высоком. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители, находился в послушании у Никиты Серпуховского — ученика преподобного Сергия Радонежского.

Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала Пафнутия игуменом, тридцать лет провел преподобный здесь и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца 23 апреля 1444 года Пафнутий ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу протекающей через Боровск реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы.

Вскоре на новое место к Пафнутию стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Ныне сей РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, закрытый в советские годы, широко известен.

В разное время Великие князья Василий II, Иван III, Василий III, Цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье. В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. Главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители. В наше время в Боровский монастырь приезжал писатель А.И.Солженицын.

Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.

Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии сей преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг его благословил преподобный Пафнутий.

За неделю до смерти преподобный Пафнутий предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года.
Более 63-х лет длился монашеский подвиг Пафнутия. О его жизни сохранилось два литературных документа, написанных его учениками: «Житие преподобного Пафнутия Боровского» Вассиана Санина, епископа Ростовского, и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского» старца Иннокентия.

Пафнутий Боровский канонизирован Макарьевским собором в 1547 году.

Источники:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life964.htm
http://www.pafnuty-abbey.ru/


М.А.Шарова, кандидат философских наук, доцент, Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского

«КУДИНОВСКИЙ ПЕРИОД» В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ К.Н. ЛЕОНТЬЕВА


Жизнь и деятельность К.Н. Леонтьева, его лучшие творческие годы во многом связаны с селом Кудиново Мещевского уезда Калужской губернии, где родился и вырос, приезжал отдохнуть мыслитель. Просторный деревенский дом, живописный пейзаж, аромат липовых аллей и неустанный взгляд хозяйки – матери Ф.П. Леонтьевой следили за устроенностью быта маленького К.Н. Леонтьева. Она много сделала для развития эстетического вкуса сына, привила любовь к культуре, раскрыла основы национальной духовности русского народа. Безусловно, Ф.П. Леонтьева, сама получившая образование и воспитание в Екатерининском институте Санкт–Петербурга старалась дать сыну блестящее образование: Дворянский полк в Петербурге (1843), мужская гимназия в Калуге (1844 – 1849), медицинский факультет Московского университета (1851 – 1854), который К.Н. Леонтьев не закончил, приняв решение уйти на войну в качестве полкового лекаря.

Но на всем протяжении жизни маленькое село Кудиново было для мыслителя самым благоприятным местом для жизни и работы. Здесь в споре с матерью маленький К.Н. Леонтьев начал отстаивать свои общественно – политические взгляды на крепостное право, внешнюю политику России середины XIX века и т.д. Здесь формируются истоки удивительного эстетического видения мира: природы, искусства, истории, культуры. В одном из писем В.С. Соловьеву он отмечал: «нигде я там много и так спокойно писать не мог, как у себя в Кудиново» [1, С. 227]; в другом письме К.Н. Леонтьев признавался: «Я очень люблю Кудиново с самого детства. Я заботился о сохранении его даже издалека, из Турции» [1, С. 233].

Так К.Н. Леонтьев описывает свой «райский уголок» в письме Е.С. Карцевой:

«Двор мой очень зелен, липовые аллеи очень тенисты, розы на этом зеленом дворе так же милы… Пока в роще есть грибы, и мальчики, стригущие лошадей поят русские песни… Пока приходят ко мне после обеда лечиться больные и я могу помогать им… Пока в прохладном флигеле моем, окруженным акацией и бузиной, теплица лампада перед афонским образом юноши – мальчика Пантелеймона, образом, обделанным мною в золото и серебро и убранным рукою моею искусственными фиалками, розовыми бутонами и зеленью… Пока все это есть, есть искусство, есть молитва» [1, С 234].

К.Н. Леонтьев ценил родословные истоки происхождения, особенно по линии матери, безусловно растворившейся в детях. Лето семья проводила в Кудиново, а осеннее – весенний период, когда дети проходили обучение, жила в Калуге. Привычка возвращаться в родные места навсегда укоренилась в сознании юноши. В Кудиново им были написаны первые публицистические работы: «Немцы», «Женитьба по любви», прочитанные и одобренные в кругу близких. Позже с этими произведениями ознакомился И.С. Тургенев, посчитавший работы начинающего публициста весьма самостоятельными и осмысленными, с определенной жизненной установкой и философским взглядом.

На театре военных действий в Крыму (1854 – 1857) К.Н. Леонтьев не раз вспоминал о своей «родовой обители», душой устремляясь в Кудиново. В письмах к матери он отмечал:

«В Крымской моей жизни много трудностей, много того, что зовут борьбой с обстоятельствами, но полагаю, что жизнь в Кудиново должна исцелить мою душу от … этого глубокого равнодушия ко всему» [1, С. 32].

Кратковременное пребывание в Кудиново после длительного пребывания на войне вновь вернуло ему силы жизни и умиротворение. В уединенном уголке его посещают уже философско–культурологические размышления. В 1860 – е годы им написаны, в том числе и под впечатление от пребывания в родном уголке, повесть «Лето на хуторе», роман «Подлипки». Последующие 1860 – 1870-е годы ознаменованы длительной службой К.Н. Леонтьева на Востоке: Крит, Адрианполь, Тульча, Янина, Солоники. В Россию мыслитель вернулся только в 1874 году.

Последующие шесть лет К.Н. Леонтьев провел в Кудиново. О своей жизни в имении в письмах В.С. Соловьеву он отмечал:

«Только здесь я пользуюсь тем, что мне необходимо для занятий и отдыха. В Кудиново, когда я сел за письменный стол, то и петух знает, что под моим окном громко кричать нельзя. Условия были замечательные и написано было много. Но это были годы тяжелых финансовых испытаний» [1, С. 235].

За долги К.Н. Леонтьев вынужден был заложить имение (только Малютинского банку выплачивал 600 рублей ежегодно). Тяжелые финансовые растраты привели к тому, что по Кудиново в 1879 году прошли первые торги, а в 1882 году оно продано окончательно, что стало тяжелой потерей для мыслителя.

Но связь с селом Кудиново он не терял на протяжении всей жизни, несмотря на отсутствие реальных контактов. Кудиново стало истоком многих его мировоззренческих исканий и духовных успокоений. Во многом Кудиново сыграло определенную роль в принятии К.Н. Леонтьевым решения о поселении с семьей в «консульский домик» за оградой Оптиной Пустыни. Близость к обители стала неотъемлемым условием его дальнейшего бытия, надеждой на восстановление утраченной безмятежности и умиротворения Кудиновской жизни.

Деятельная душа К.Н. Леонтьева всю энергию растратила на борьбу за обоснование своего мировоззрения, которая считала правильным и которое никак не могла поменять, или даже соотнести в соответствии с утвержденными обществом положениями, всегда стремясь апеллировать к собственным идеалам. При жизни К.Н. Леонтьев не получил должного понимания и отношения к своему творчеству ни в политике, ни в литературе, ни в философии – ни в какой другой сфере, оставшись до конца не изученным мыслителем.

Для современных историографов творчества К.Н. Леонтьева интерес представляет «роль места» (если можно сказать «географического фактора») на мировоззрение и жизненные установки мыслителя: Кудиново, учеба в гимназии г. Калуги, студенческие годы в Московском университете, Крымская война, дипломатическая служба на Ближнем Востоке, жизнь в «консульском домике» за оградой Оптиной Пустыни, монашеский постриг.

Литература:
Леонтьев К.Н. Избранные письма. СПб., 1993. – 349 с.

Источник текста: «Международный научно-исследовательский журнал» -- http://research-journal.org/philosophy/kudinovskij-period-v-zhizni-i-tvorchestve-k-n-leonteva/

(Окончание на следующей стр.)

 

Связные ссылки
· Ещё о Мемуарное
· Новости Admin




<< 1 2 >>
На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.