МЕЧ и ТРОСТЬ
23 Апр, 2017 г. - 23:35HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Точка зрения старообрядцев, 180 лет устоявших в своей Церкви без епископства, -- из книги И.Усова «Церковь Христова временно без епископа». Наложим сие на историю РПЦЗ и будущее ИПЦ
Послано: Admin 20 Июл, 2015 г. - 13:22
Богословие 
Содержание книги Ивана Усова «Церковь Христова временно без епископа». Впервые издана в 1901 году, переиздание -- Новосибирск, 2008>>>


ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Лествица преподобного Иоанна Лествичника -- икона из собрания Синайского монастыря Святой Екатерины, XIII век

Не находя решительно никаких заблуждений в старообрядческой Христовой Церкви, миссионеры [МП] придираются главным образом только к тому, что в ней с 1666 до 1846 года, то есть сто восемьдесят лет, не было епископа, хотя это происшествие не составляет никакой погрешности и отнюдь не обвиняет ее, так как она не имела епископов единственно потому лишь, что они уклонились в заблуждение и пребывали в нем. Но миссионеры иногда и этим сбивают с правого пути простой малознающий народ, не могущий различить истину от лжи, православие от еретичества. (Выделение МИТ) А ревностных в вере они только более возбуждают на изучение святоцерковного учения, на разъяснение истины и защиту церкви Христовой. Это побудило и нас написать сие сочинение по вопросу о небытии некоторое время в старообрядческой Христовой церкви епископов, по случаю пребывания их в заблуждении...

Должно следовать не миссионерам, а евангельскому учению. А в евангелии говорится не о вселенской церкви, а о Христовой (Матфея зач. 63). И в символе веры говорится о единой святой, соборной и апостольской церкви, а опять-таки не о вселенской. Миссионеры же говорят о вселенской, а не о Христовой церкви потому, что не хотят знать и проповедывать Христову церковь, а проповедуют «смышленную», то есть выдуманную ими церковь. А в книге «О вере» говорится: Всякому человеку подобно есть знати истинную, а не смышленную церковь, но единую небесного Жениха (Христа) чистую и нескверную невесту [гл. 23, л. 216 об.]…

Странное рассуждение: для частной или поместной церкви пребывание без епископа не есть бесчестье и не вредно, а для вселенской то же самое составляет позор и погибель. Неужели вселенская церковь слабее частной? Если пребывание без епископа есть зло, то оно одинаково зло, как для вселенской, так и для частной; а если оно не зло для частной церкви, то, разумеется, не зло и для вселенской. Если частная церковь, пребывая без епископа, вдовствующею, не перестает быть истинно-Христовою церковью, то точно так же и вселенская. Даже более - потому что если часть церкви не вредится и не погибает, оставаясь без епископа, то тем более, вся вселенская церковь…

Церковь Христова состоит не из одних только людей верующих в Бога и исполняющих его святые и спасительные заповеди, но и из святых бесплотных сил Божиих, так что церковь состоит как бы из двух частей: небесной и земной, которые по числу две, но по вере в Бога одна, состоящая под единою главою Господом нашим Исусом Христом[гл. 7, л. 57], который есть глава всех, яже на небеси и яже на земли (колос, зач. 250). Таким образом, открывается, что и все истинно верующие люди, не только в настоящее время живущие на земле, но и все, которые были от Адама и до пришествия Христова, суть только часть всей святой соборной и апостольской церкви Христовой; это есть частная церковь, по отношению ко всей церкви, состоящей из ангелов и всех святых небесных сил бесплотных…

Истинная церковь узнается не по епископам, а по тому, какую веру содержит: православную или еретическую. Поэтому-то и святые апостолы, и святые соборы, и святые отцы и учители церкви не ставили епископов главным признаком православности церкви, потому что епископов имеют и еретики, и не определяли ее словом вселенская церковь, ибо так могут называться и еретические церкви. Главным же признаком православности церкви они ставили православную веру. Если какая церковь содержит православную веру, то, значит, она и есть православная церковь, хотя бы была и вдовствующею, без епископа, и как бы ни называлась: вселенскою или частною...

Названия вселенская, поместная и частная, - не означают ни православия, ни кривославия церкви, а показывают только ее пространство: в одной ли местности она находится, или по всей вселенной - и больше ничего. Все равно как названия: русская, болгарская, греческая, цареградская, московская церковь, означают только местность, где церковь находится, а не указывают ни на ее православие, ни на ее кривославие. Так и название вселенская церковь указывает только то, что она находится во вселенной - и больше ничего. Но во вселенной находятся все еретические церкви: значит, и они могут называться вселенскими церквами…

Святый апостол Павел учит, что не только епископы, но и апостолы, и сами ангелы с небес могут заблуждаться и погрешать, отчего именно он и изрекает анафему и на них, если бы они осмелились уклониться в заблуждение (галат., зач. 199)… Учение, что епископы не могут погрешать, унизительно и оскорбительно для них: оно делает их подобными скоту несмысленному, и лишает надежды на получение вечного блаженства даже за содержание православной веры. Овца не может быть свирепою, она весьма кроткое животное. Но, за ее кротость ей не может быть никакой награды от Бога, именно потому, что она не может быть некроткою, не может быть свирепою. Звери, скоты и вообще животные не могут погрешать и заблуждаться, не могут уклониться в ересь; но, за это им не может быть никакой награды, и именно потому, что они не могут заблуждаться и уклоняться в ересь. Так, и ваши архиереи: если они не могут погрешать и заблуждаться, не могут не содержать православной веры, то им не может быть и никакой награды за содержание ее, потому что они не могут не содержать ее, потому что содержат ее по необходимости, а не из любви к Богу и Его святым заповедям. Вот такое учение, действительно, унижает и оскорбляет достоинство епископов…

Если глупо учение, что епископы не могут погрешать, как скоты и, вообще, неразумные и бесчувственные твари, по своей природе, или естеству, то учение, что сам Бог не допускает их уклониться в заблуждение, есть уже прямо нечестие. Не нечестие ли, в самом деле - учить, что Бог, подрывая всю нравственность епископов, лишает их всякой надежды на получение спасения и вечного блаженства даже за пребывание в православной вере и верность заповедям Божиим, не говоря уже о добродетелях…

Хотя один день, хотя бы и меньше апостолы пребывали в неверии [Христову воскресению], но важно то, что все-таки был такой промежуток времени, когда церковь не имела истинно-верующих епископов или апостолов. А вы, вопреки этому, раньше утверждали, что церковь ни одной минуты не может быть без истинно-верующих епископов. Теперь же, сами допускаете, что церковь может быть без епископа не только минуту, но даже целый день; только не соглашаетесь, что она может быть сто восемьдесят лет в таком состоянии. Но ведь это для нас, людей, есть разница в таком времени, как один день, и сто восемьдесят лет; а для Бога в этом положительно нет никакой разницы...

В числе удов или членов церкви, без сомнения, состоят и епископы. Но, как человек, если лишится какого-либо телесного члена, не перестает быть человеком, не умирает, не теряет своего благородства; даже может иногда гордиться телесными повреждениями, если они получены в геройском бою за веру царя и отечество; а если кто лишится некоторых телесных членов от мучителей за Христа, то это еще большая честь и слава. Но, если человек с совершенно целым и здравым телом, имеет поврежденную испорченную душу, то он не есть достойный человек, а приближается скорее к скотам несмысленным и уподобляется им, почему и заслуживает полного презрения и отвращения. Так и церковь: если лишится какого-либо своего члена, например, епископа, но душа ее – вера, учение и святоотеческие предания ни в чем не нарушены и не искажены, – то таковая церковь, без сомнения, есть истинная Христова церковь, пребывая в которой, можно получить царство небесное и достигнуть вечного блаженства. Если же в какой-нибудь церкви и все члены ее целы и по-видимому здоровы, но дух ее – вера, учение, догматы и предания повреждены и искажены, то таковая церковь не есть истинная Христова церковь, а еретическая, пребывая в которой, нельзя достигнуть вечного блаженства…

Церковь может быть вдовствующею, то есть без епископа... Конечно, пребывание церкви без епископа – событие жестокое, испытание великое и тяжкое, бедствие горестное. Но это не должно смущать и не смутит истинноверующего православного христианина. Что такие горестные события могут происходит в церкви, об этом свидетельствуют писания святых отец.

См. по теме:
Сбывающееся предсказание греческого богослова А.Каломироса: «Вокруг канонических священников соберутся группы верных -- каждая будет поместной соборной Божией Церковью»>>>
В.Черкасов-Георгиевский «Богослужение на праздник апостолов Петра и Павла в нашей московской общине ИПХ о.А.Камладзе, другие общины ИПХ вне РПЦЗ-осколков»>>>



 

Связные ссылки
· Ещё о Богословие
· Новости Admin




Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку публикацию.

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Новый адрес электронной почты нашей редакции: v84992678001@gmail.com