Перед Великим Постом началась Неделя о Страшном Суде, а безбожная русскоязычная Эрэфия празднует языческую Масленицу – Пророческое Слово основателя РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого)
Послано: Admin 16 Фев, 2015 г. - 18:48
Богословие
|
Страшный Суд! О, горестное слово для сынов суетной современности. Страшный Суд! Как они не любят напоминать об этом Суде!
Страшный суд. Джотто. Фрагмент фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе
Даже те, которые согласны тебя слушать, пока ты говоришь о некоторых евангельских заповедях, лишь только услышат о Страшном Суде, или о неизбежной для каждого смерти, сейчас же омрачают свои лица, стараются переменить разговор или даже ответить тебе каким-нибудь грубым кощунством...
Плачь же, но не о Суде Божием, а о своем отступлении. Исповедай Богу, что сердце твое отступило от Его Евангелия, что возлюбил ты нынешний век с его неправдой, что отвратился ты делами своими от Христа и Его правды, что ты ложно носил Его имя, а служил Велиару, у которого нет общения со Христом. Принеси покаяние Богу, вступи в предстоящее поприще поста и молитвы, как возвращающийся в дом отца блудный сын, бей себя в перси, как кающийся мытарь, - и тогда не потеряна твоя надежда, ибо небесное царствие восхитили и благоразумный разбойник, и покаявшаяся блудница, и мытарь, отрекшийся от своего стяжания. Спеши и ты подражать их примеру.
Но увы, если б ты был близок к ним по духу, то не отвращал бы ушей своих от слушания о Страшном Суде. А если, слыша о нем, нахмуриваешь лице свое, то вижу в нем не покаянное чувство, столь мало доступное сынам нашего горделивого, лживого века, но злобное упорство, выражающееся в попытке найти отговорку своему невниманию...
Горе, горе вам, лукавые, хвастливые лжецы! Не столь ужасны ваши беззакония, ваш разврат, ваша черствость, ваше забвение Бога и вечности, сколько пагубный дух самооправдания, закрывающий пред вами все пути к исправлению себя, все двери к покаянному воплю.
А духом этого горделивого оправдания себя и осуждения других проникнута вся современная жизнь; ему научают детей от школьного возраста, им извращают русский народный характер, народный дух, тот дух смиренномудрия, терпения и любви, в котором русские познали Христа, в котором пребывал Христос, как принято говорить, родившийся в Вифлееме и живущий в России.
Но этот дух смиренного самоосуждения давно вытравлен из нашего общества языческим бытом (культурой) еретического Запада, и оттуда общая ненависть к слышанию о Страшном Суде Божием, когда никакая ложь не поможет самооправдывающейся гордыне, но она будет изобличена, посрамлена и осуждена пред лицем целой вселенной...
Сама Россия через какие-нибудь 25 лет после отмены Самодержавия, перестала бы существовать как целое государство, ибо, лишенная своей единственной нравственно объединяющей силы, она распалась бы на множество частей, начиная от окраины и почти до центра, и притом даже от руки таких народностей, каковы, например, Татары Казанские, Крымские и Кавказские, так смело проявившие себя за последнее время. Вот то печальное будущее, которое ожидает Россию, если б она доверилась внутренним врагам своим, желающим сдвинуть ее с вековечных устоев.
(Из «Слова о Страшном Суде и современных событиях, произнесенного в петербургском Исаакиевском соборе 20 февраля 1905 г.» владыки Антония
Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. «Слова. Беседы и речи». т. ХV. Нью-Йорк,1968 г., с.с.135-143.)
Мысль о Страшном Суде на большинство людей производит удручающее впечатление, даже на тех, которые и Богу молятся и о спасении души своей размышляют. Им все кажется, что приветственные слова праведникам мало имеют касательства к их душе, более подлежащей прещению (sic), изреченному на грешных...
Увы! не смиренномудрие тому причиной, а некая безотрадная оторванность нашего сердца и всей нашей жизни от Милосердного Христа и Его Промысла.
И вот, если мы, хотя бы постепенно, стремились к постоянному подвизанию против греха, как к главной задаче нашей жизни, то наше воспоминание о картинах Страшного Суда Христова не вводило бы нас в уныние, а, напротив, вливало бы в душу доброе настроение, которое испытывает душа молодого воина, готовящегося к битве, или ожидающего решения полководца о заслугах его полка.
Вместе с этим и прельщение от мира не казалось бы нам столь заманчивым и прекрасным, но напротив подобные мысли возбуждали бы в нас отвращение и мы с сугубым усердием взывали бы к Богу: "Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти" (Пс 50.II) и далее: "Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей."
Это молитвенное прошение люди пускают мимо своих глаз и мимо своей совести, которая постепенно ожесточается и, наконец, доходит да полной неспособности покаяться и умилиться и тем лишает себя надежды на спасение.
В этом смысле и говорится, что в аде нет покаяния. И это не потому, что Праведный Судия не хочет слышать покаянного вопля грешников, а потому, что ожесточившаяся до конца душа грешника совершенно онемела для покаянного чувства.
(Из проповеди митрополита Антония «Неделя о Страшном Суде» – Произнесена в 1934 году в Сремских Карловцах, Югославия.
Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.V. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии РПЦЗ.1959 г., с.с. 295-297.)
|
|
| |
|