МЕЧ и ТРОСТЬ
19 Мая, 2022 г. - 03:51HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
В.Черкасов-Георгиевский "Молчащие и мычащие епископы ИПЦ"
Послано: Admin 22 Мая, 2013 г. - 12:28
Современная ИПЦ 
В очередной раз ядовито приложил епископат "осколков РПЦЗ" главный архиерей-раздражитель на критической ниве российской ИПЦ епископ РПАЦ(Г-2) Григорий (Лурье): "Епископы ИПЦ: молчание и мычание" -- http://hgr.livejournal.com/2130387.html#comments Обосновал сие недурственной статьей на "Кредо": А.Зайцев. ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ ИСТИННАЯ «ЗАРУБЕЖНОСТЬ»: комментарий на экклисиологическое исповедание епископа РПЦЗ(В-В) Анастасия (Суржика). Часть вторая -- http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=100821



ВСЕМИ УВАЖАЕМЫЙ ЗА АРХИПАСТЫРСКОЕ СЛОВО ПЕРВОИЕРАРХ РПЦЗ ФИЛАРЕТ. Фото 1965 года на вокзале Марселя. Митрополит Филарет (в центре), протоиерей Игорь Дулгов (первый слева), на заднем плане владыка Антоний Женевский

Вот актуальные куски статьи А.Зайцева:

"...Почти невольно потянуло поделиться наболевшим и высказаться в связи с накопившимся от текущих церковных дел неприятным осадком. Причем, речь идет об осадке, накопившемся не только и даже не столько у меня лично, сколько у многих моих друзей и знакомых из различных истинно-православных юрисдикций, а в первую очередь как раз из РПЦЗ (В-В)...

Телом Христовым, как не раз подчеркивает епископ Анастасий, является вся рассредоточенная по различным церковным организациям Вселенская Церковь, но никакая из церковных организаций в отдельности. В еретических сообществах, сохраняющих перечисленные выше формальные признаки Церкви, благодать отступает только лично от еретиков, но не от совершаемых ими таинств, которые действуют во спасение на простых искренне верующих и благочестивых христиан. Так что и в экуменических церквах, включая Московскую патриархию, и в формально сохраняющих преемство трехстепенной иерархии так называемых инославных церквах Тело Христово присутствует...

Совершенно очевидно, что это, с православной точки зрения, не так, если под Православием иметь в виду святоотеческое учение, а не что-то другое, живущее только в воображении многих, именующих себя православными и даже, как видим, истинно-православными, людей. Более того, сама нынешняя ситуация, в которой возникла необходимость реагировать на подобного рода откровения епископа, причем относящего себя к истинно-православной антиэкуменической традиции, и пояснять в связи с ними, казалось бы, самоочевидные в рамках этой традиции вещи, выглядит, на наш взгляд, крайне нелепо. Но что делать, такова уж наша церковная реальность!..

Неоднократная оговорка епископа Анастасия, что благодатна только вся вселенская Церковь в совокупности, а не отдельные ее части «сами по себе» (будто бы качество Церкви зависит от количественной суммы ее частей), выдает внутренние комплексы носителей административной экклисиологии. Дескать, отдельная мелкая церковная администрация, сама по себе ничего не значащая, свое значение обретает только в рамках общей административной системы, единственно законной обладательницы благодати - видимо, того ее вида, который и можно назвать «административной». Мол, по отдельности церковные общины ничто, а только вместе – благодатная сила. Словно сила Церкви слагается из количественных показателей, а не есть сила Божия, всегда равная самой себе, что в Сионской Горнице, что на Вселенском Соборе в имперский период...

Когда же Церковь мыслится исключительно в административных категориях синодов-указов-предписаний-распоряжений, когда представляется, что хотя телу без главы быть живым и дееспособным никак нельзя, зато отсеченным от тела головам, объединенным в управляющие инстанции, почему-то очень даже можно, на свет и появляются трех-пяти-семиголовые монстры, не способные ни действовать, ни чувствовать, ни даже просто о чем-то реальном и нужном думать. Отрывающие себя от единой системы кровообращения, подающей кислород и все полезное, они в асфиксии способны порождать только диковинные фантомы. Соберутся пять-семь голов неудавшихся «профессоров Доуэлей», обзовутся синодом и уверяют – «мы церковь, кто не с нами, тот против нас». Или начинают рефлекторно бороться за звание «самого ЗАРУБЕЖНОГО поголовья» на Руси. Да и мало ли может быть разных виртуальных забав у забывших, откуда они должны расти и чем напитываться, голов. Пора бы уж изобретателям церковной гильотины запомнить: тело не без главы, но уж и глава никак не без тела...

Каким именно образом церковное единство описывается в Писании, по каким критериям оно оценивается святыми отцами, как подчеркивается канонами, как оно хранится верными и как им не отпасть от него – об этом и хотелось бы слышать от своих епископов нынешним немногочисленным и рассеянным овцам истинно-православного стада Христова. Но вместо этого от своих архи- и просто пастырей они без конца слышат всем вменяемым людям давным-давно наскучившие уже истории, как сорились «Иваны Ивановичи» с «Иванами Никифоровичами» и почему одни из них лукавы, хитры и вообще аморальны, а другие чисты и непорочны. Или о том, кто именно до последнего часа был рядом с Митрополитом Виталием и последним же получил от него напутствие на дальнейшее церковное строительство, и почему это настолько важно, что без этого ни о какой Церкви и мечтать не смей... И прочие предания старцев. Когда же речь заходит о Предании, епископы молчат или что хуже...

«Овцы, не пасите своих пастырей» - золотые слова. Но раз пастыри забывают по недосугу пасти своих овец или не знают, как это нужно делать и при этом даже не пытаются выяснить... когда они даже по самому серьезному догматическому или каноническому поводу молчат, но охотно множат грязные сплетни, или когда вдруг без всякого повода начинают издавать нечленораздельные звуки - значит, время вопиять камням. Уже без всякого даже намека на юмор и иронию смею предположить, что если истинно-православные епископы, а заодно и многие священники и впредь останутся при этих своих неполезных навыках и не попытаются освоить другие, полезные, почти необратимый уже процесс мумификации оторвавшихся голов закончится, хотя бы и созданием единого всезарубежного музея. Но Истинное Православие будет жить в России – и де факто, и де юре – уже без них".

+ + +
Изложено рыхло, но автор "вопиет" пока вместо "камней" по проблеме падения архипастырского авторитета в ИПЦ. Соберутся "головы «профессоров Доуэлей»" по знаменитому роману А.Беляева, поназначают друг дружку епископами своего синода и воображают, что лафа с их таким предводительством паствы вечная. Если бы по "осколкам РПЦЗ" можно было проводить опросы и статистически анализировать приход-уход прихожан, картина их окончательных "дребезг" ужаснула бы. Пока мы видим этот разлетающийся в пыль песок лишь по дрязгам перебежчиков из одной юрисдикции в другую, просачивающимся в интернет.

Трагедия распада во многом связана с тем, что Господа Бога нашего Иисуса Христа "доуэли" подменяют важностью САМОЙ церковной организации, о чем писала в своем блоге "лурьитка"-монахиня Кассия (Сенина), кандидат философских наук, византолог. А я переложил это в духовное становление одного из героев своего нового романа "Меч и Трость":

"Ему пришлось доходить до истины, не имея познаний в богословии, да и хорошего образования. Помогла Библия, какую, не имея другой христианской литературы под рукой, он штудировал годами. Он долго вдумывался в такие слова пророка Иеремии:

"Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ... Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», -- ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более". (Иер 31:31-34).

Это не просто так процитировал апостол Павел в его Послании к евреям. Он наконец осознал: христианином можно быть, только имея личные отношения со Христом, то есть зная Его, и больше никак. Для этого ему пришлось обдумать то, что лежало в церковной жизни на поверхности:

"-- А почему многие попы, особенно в Московской патриархии, внушают, что христианин это якобы лишь тот, кто исполняет некие ПРАВИЛА жизни? Ведь тут кто во что горазд: для кого-то это одни правила, для кого-то другие. Одни помешаны на посте крутом, иные -- на какой-нибудь отчитке от разных страстей, того же пьянства... То, может, и хорошо для кого-то, но к христианству КАК ТАКОВОМУ с какого бока? Ведь коли этим увлечься, так и вообще забудешь про Христа. Станешь помнить только про "христианство"..."

+ + +
Занимательна и недавняя статья "ДЕДУШКА И ЗАГРАНИЦА" А.Смирнова-Сиверса, возглавляющего самострочную "Катакомбную Церковь ИПХ": http://ambrose-s.livejournal.com/52286.html?mode=reply#add_comment В ней он пишет:

"...С точки зрения Катакомбной Церкви ИПХ существующие ныне формации "альтернативного православия" можно распределить по некоему "рейтинговому" списку. Список сей основывается на догматических и канонических приоритетах. Ежели говорить об различных "обломках" РПЦЗ, то вид сего списка таков: на первом месте - юрисдикция м. Антония (Орлова), второе - одна из "секачёвских" линий от Варсонофия (Яковлева) и часть "алфеевцев". Третье - равно: архиеп. Тихон (Пасечник), Владимир (Целищев) и Дамаскин (Балабанов). Четвёртое - м.Агафангел (Пашковский) и еп. Григорий (Лурье). Пятое - еп. Виктор (Пивоваров). Шестое - м. Валентин (Русанцов) и РПКЦ. Седьмое – ИПЦ России (м.Рафаила)...

Все тенденции в РПЦЗ можно классифицировать по их отношению к большевизму и сергианству. Следовательно, по степени строгости к принятию обращенных и, собственно, герметичности той или иной юрисдикции. Митр.Антоний (Орлов) – продолжатель позиции митр.Антония (Храповицкого), где есть однозначное неприятие большевизма и сергианства, но нет догматического осмысления феномена, а оттого отсутствует устойчивая практика в принятии сергиан. Почему? – Вероятно, оттого что там по-прежнему 1921 г., а не 1927 г., и, тем паче, не 1943 г. В ментальном поле м.Антония (Орлова) тот же В.Квачков – не «генерал Власов» из II Мiровой войны, а какой-то красный командир из «военспецов», перешедший то ли сторону белых, то ли решивший поднять возстание в тылу большевиков. Соратник дедушки Орлова – архиеп.Варнава (Прокофьев), прибыв в Москву в 1992 г., первым делом обратил внимание на общество «Память». Все тот же антисемитский тренд? – Не вполне. «Память» той эпохи – все еще мощная организация, обладающая политическим влиянием в разной среде. Лозунг: «Царь и Советы без жидов и коммунистов». Данный ход – политическая «проба пера». И так же имеет прямую аналогию с эпохой Второй Гражданской: что-то типа РННА или «Дружины», где микст кадров и печальный результат, как, кстати, с «Памятью» Д.Д.Васильева.

А кто такие вышеупомянутые «секачевцы» ветви Варсонофия (Яковлева) и «Алфеевцы»? Их можно интерпретировать, как «церковных партизан» или «церковных вредителей», но никак не «церковных террористов». Группы принципиально небогословские, со своими странными идеями, принципиально народно-деревенские, но не колхозные. Церковные «зеленые», чье происхождение смутно и противоречиво, но кто твердо держится своей линии. Они, по сути, признают «факультативную» благодать в МП и, как и положено вредителям, часто служили в МП. Они могли в чем-то солидаризироваться с историческими ИПХ, и даже позаимствовать фразеологию последних, но имели иное направление. «Алфеевцы» произошли от реальных ИПХ, но снизили свой антисергианский накал... Принимая во внимание несергианское происхождение «секачевцев» и «алфеевцев» Катакомбная Церковь ИПХ признает за ними определенные привилегии при потенциальной интеграции.

Третью позицию равно заняли три юрисдикции, являющиеся «осколками» РПЦЗ: РИПЦ архиеп.Тихона (Пасечника), РПЦЗ архиеп.Владимира (Целищева) и РосПЦ митр.Дамаскина (Балабанова). Все три имеют странность: позиционируя себя как продолжение РПЦЗ, придерживаются взглядов, более характерных для Катакомбной Церкви, как то непризнание благодати у сергиан, принятие вплоть до перекрещивание и т.п., - чего никогда в исторической РПЦЗ не было.

Ответ же лежит на поверхности. Хотя структура РИПЦ контролирует небольшое количество исторических приходов РПЦЗ, в действительности се есть организация, созданная архиеп.Лазарем (Журбенко). В их юрисдикционной мифологии существует пассаж, что до 1990 г. все катакомбные общины подчинялись Лазарю, а при появлении РПЦЗ на территории СССР, даже те, кто Лазаря не признавал, возсоединились. В действительности Лазарь (Журбенко) долгое время находился между МП и ИПХ. Так, побывав в Глинской пустыни послушником, он попутешествовал по нескольким катакомбным общинам и был арестован по процессу архиеп.Антония (Голиыского-Михайловского) в Балашове. Позже он рукоположился в священника от патриархийного архиеп.Вениамина (Новицкого) в Иркутске, мотивируя тем, что тот имел несергианское происхождение. В 1982 г. он был тайно рукоположен в еп.Тамбовского приехавшим в Москву еп.Варнавой (Прокофьевым), что придало ему канонический вес, но и вызвало полную дестабилизацию отношений между Катакомбной Церковью и РПЦЗ. Не вдаваясь в оценку действий покойного, следует подчеркнуть постоянное его балансирование между крайне ригористической позицией интегрированных им ИПХ и мягкой практикой к принимаемым сергианам. И архиеп.Тихон (Пасечник), и еп.Вениамин (Русаленко) – ИПХ по происхождению, т.е. «церковные террористы» по определению, но, в борьбе за само-идентичность, закопсулировавшиеся из-за деинтеллектуализации и некоторым разрывом с живым универсумом катакомб. Никаких претензий к ним нет, их никто не обвиняет в том, что инкриминировали Лазарю; даже как личности они вызывают только симпатии. Но они безпомощны перед поставленными задачами текущего периода только в силу своей дезориентации. РИПЦ – «церковные партизаны и террористы», подрастерявшие квалификацию.

Ситуация с РПЦЗ архиеп.Владимира (Целищева) очевидна любому не ангажированному наблюдателю. Сам возглавитель структуры – урожденный ИПХ, чьи родители переселились в Калининградскую обл. с Рязанщины, но через Омск имевшие связи с схиархиеп.Петром (Ладыгиным), т.е. с «андреевцами». Он с 1990 г. находится в США, сначала в Джорданвилле до 1997 г, потом в Синоде, затем при м.Виталии с 1999 г.,- как и дедушка Орлов он рукоположен в 2001 г. в Мансонвилле архиеп.Варнавой (Прокофьевым) и еп.Сергием (Киндяковым). В его юрисдикции постоянно хаос и нестроения, с самого начала в 2006 г. и поныне. Почему? – Потому что в данной юрисдикции, в основном состоящей из исторических общин РПЦЗ, существует микст из кадров и идей. Как классический ИПХ (чья община никогда, кстати, не признавала Лазаря Журбенко) Целищев проводит в жизнь доктрину и практику Катакомбной Церкви в исторической РПЦЗ, что тотчас вызывает конфликт. Будучи «церковным террористом» по определению, он не может договориться с другими фракциями, а из-за отсутствия ресурсов (в первую очередь квалифицированных кадров) не может начать войну ни с «оппозицией», ни с МП. Представляется, что такой же эффект был бы во II Мiровую войну, если бы какое-то соединение белоэмигрантов возглавил бывший подпольщик. Иными словами, боевик или диверсант не может быть командиром в регулярных войсках.

Российская Православная Церковь митр.Дамаскина (Балабанова) – результат обособления от м.Антония (Орлова). Сначала я не мог понять реальной причины. И лишь внимательнее вчитавшись в документы сей юрисдикции, я понял, в чем дело. Дедушка Орлов, как и полагается продолжателю линии митр.Антония (Храповицкого) и собственно Собора в Сремски-Карловцах 1921 г. является монархистом, коему сей политический тренд понятен именно в военном исполнении хоть В.Квачкова, хоть кого. Если Храповицкий мог себе позволить третировать Февральскую революцию, то и ныне сие не возбранено. Вопрос остается только в трактовке события. Но Дамаскин (Балабанов) осмелился дать свою трактовку события, за что был обвинен в «февральской ереси» и т.д. В 2007 г. последовал разрыв с м.Антонием (Орловым), обвиненным в поддержке «сталинистов» (Квачкова & Co). Повод для осуществления амбиций? Или всю коллизию приписать влиянию А.Кузнецова (тогда официального идеолога и историографа юрисдикции) не представляется возможным, ибо тот только сформулировал существующие идейные тенденции. Определенный ответ лежит в самой биографии митр.Дамаскина. Он родился в Белгородской области. Четверокурсником Курского сельхозинститута написал труд по реорганизации советского хозяйствования и давал читать знакомым, из-за чего попал в поле зрения КГБ, и в итоге был вынужден переехать в Якутию, где работал на золотых приисках, стройках, вел буровые и взрывные работы, занимался промысловой охотой, геологоразведкой. В конце 1980-х стал руководителем стачки на стройке в Депутатском. В 1990-х годах Балабанов вернулся в Курскую область, где мирянином присоединился к РПЦЗ. Итак, мы видим не только просто бузотера, нет, он – диссидент, тот редкий тип, отвергнутый РПЦЗ еще в начале 1990-х г.г. Т.к. никакие авторитеты не указ, Дамаскин выступает против всех, кто кажется ему чуждым или предателем. Своим титулом «митрополит» он постарался закрепиться в пространстве, но ход неправильный, ибо всегда Всезарубежный Митрополит будет идентифицироваться только с Антоним (Орловым), а Всероссийскими Митрополитами «церковный рынок» переполнен...

Я не исключаю маневр Кремля, когда, при распаде МП, они постараются заменить Патриарха на кого-то из РПЦЗ. М.б. даже не из РПЦЗ МП. Готов ли митр.Антоний (Орлов) к такому обороту? Думаю, что нет, как прежде не был готов митр.Виталий при аналогичном предложении Ельцина. Ну, и не надо! Заграница нам поможет только своим символическим «капиталом» в деле мобилизации масс на борьбу против красной лже-церкви и кремляди. Но сему должна предшествовать консолидация всех вышеозначенных антисергианских сил в той степени, какую каждая для себя полагает возможной и достаточной. Дай Бог здравия Владыке Антонию. Ты очень нам нужен. МНОГАЯ ЛЕТА!"

+ + +
Ежели в роли исследователя истории древней Церкви г-н Сиверс производил какое-то впечатление, то "аналитиком" современной ИПЦ в столь обзорном ключе выглядит крайне нахально. Понятно, что его, уехавшего в Швецию, после чего против "архиепископа" поднялись сиверсовцы и там, и здесь, судьба пристигла в овчинку. Он вдруг заагитировал "консолидацию всех вышеозначенных антисергианских сил" не хуже одессита А.Пашковского и тому подобных проходимцев и прожектеров. А главный фокус в панегирике "дедушке" А.Орлову. Смехотворная выходка, не тянущая хотя бы на некоторое подобие элегантного эпатажа.

Пытаясь втереться в "рейтинг" подлинных осколков РПЦЗ и катакомбников, Сиверс почетно поставил вторыми "алфеевцев", общины которых в Твери, Москве под духовным руководством схиархимандрита Феофила (Избавы) пропагандирует "Меч и Трость". Но замкнул список группой такого же, как сам, неуважаемого, невозможного признанием "на догматических и канонических приоритетах" в подлинной ИПЦ Рафаила Прокопьева-Мотовилова. Ну с какой стати "осколки РПЦЗ", обреченные не договориться даже меж собой, вдруг подумают о таких, как Сиверс и Прокопьев? Или на сие созрела в безвыходности юрисдикция А.Орлова, отчего и весь сиверсовский этот сыр-бор? Как бы то ни было, но размышления о личностях первоиерархов "осколков РПЦЗ" А.Сиверса интересны.

Препарируя заголовок моих заметок, озадачимся: предпочтительнее молчащие или мычащие?

 

Связные ссылки
· Ещё о Современная ИПЦ
· Новости Admin




На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.