МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 12:30HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Епископ АС РПАЦ Григорий (Лурье) о современном монашестве и своем «жизненном поражении»
Послано: Admin 12 Мар, 2015 г. - 09:22
Богословие 
Из доклада на III Мятлевских чтениях 4 ноября 2014 г. вл.Григория «Истинное Православие в недавней истории ХХ века и оценка его перспектив»:

Этничность предполагает политизированность, потому что разные политические ситуации по-разному влияют на разные этносы, и, соответственно, тех, кого волнует судьба какого-то этноса, значит, в какой-то степени волнует политика. А если этничность является частью религиозного самосознания, значит, политика тоже будет такой частью. И сейчас мы это видим, потому что в ряде церквей, которые не просто произошли от Зарубежной церкви, а сохранили ее именно живые традиции, сейчас произошли расколы в связи с тем, что по поводу Украины политические взгляды разошлись. Это касается и РПЦЗ(А), где раскол оформился, и РПЦЗ(В), где уже, правда, нечему было раскалываться. И в какой-то степени это относится даже к РИПЦ – там тоже вот такие нестроения...

Что делаем с самого начала мы? Мы стали провозглашать и объяснять истинное православие со святыми отцами и так далее. Это, конечно, вызвало определенные трения в рамках Зарубежной Церкви, а потом и  в рамках Суздаля, но мы как-то выстояли. Но это программа, которая людям не очень понятна, и никакой массовости на этом не будет. Массовость создается там, где есть у народа традиции ходить в церковь и быть православными. В России этого не так много, как, скажем, на Украине, но немало...

С людьми надо жить, чтобы они тебе доверяли. Это минимум, который на самом деле должен быть. А максимум, который должен быть – это монашество. Потому что Церковь будет там, где есть монашество. А у нас монашества никакого нет как явления, к сожалению. Это плохо. Я не говорю, что оно должно быть обязательно в монастырях – формы монашеской жизни могут быть любыми. Монастыри сами по себе не нужны, они нужны как форма существования монашества...

Наше будущее будет зависеть от этого — сможем ли мы создать реальное монашество. Понятно, что те, кому сейчас уже за 30-35 лет, они уже не годятся для того, чтобы самим стать этим монашеством, но годятся для того, чтобы помочь его создать. А тем, кому сейчас от 15 до 25, вот они через какое-то число лет либо станут, либо не станут. Если мы сами будем держаться Истинного Православия как нормы жизни, даже если не будем способны изложить  догматически, что правильно тут делать, то тогда будет должная степень убедительности нашего свидетельства о православии. И у нас будет чуть больше народа, чем тех ревнителей, которые пришли через какие-то свои особенные соображения. Пусть не намного больше, но это будет принципиальное различие. Тогда весь проект состоится. Если же этого не будет и у нас, то будет плохо...

Бостонцы начали с самого главного – с монастыря. Это у них было, и это их вытянуло через все годы и держит на плаву до сих пор. Может быть, в ситуации крайнего дискомфорта, в крайне раздолбанном виде, но держит на плаву все равно. Но дальше они совершили большую ошибку, пойдя на поводу вот у этих этнических вещей. Потянулись за массовостью, которая, с одной стороны, к ним, действительно, пришла, а,  с другой стороны, потом ушла. И последнее было гораздо горше первого – лучше бы и не приходила...

Большинство ИПЦ уже слиты (в значении выдохлись. – МИТ) – они сами слились, их уже нет как чего-то живого, о чем можно говорить. Какие-то из них еще могут как-то доживать, но другие даже и доживать не могут. Они могут там только бесконечно дробиться и являть собой какие-то ужасные картины. Доживать – значит, тоже больше никто не будет приходить, и будет естественная убыль. Это одно. И второе, что – да, можно сказать, что свидетельство современному миру должно быть на его языке, но тогда надо подчеркнуть, что главный язык, который понимается, это язык собственной жизни, а не слова, которые мы говорим. Критерием этого языка при наличии какого-то уже стажа для организации является наличие или отсутствие в ней монашества. Наличие отдельных монахов еще не является наличием монашества. И сейчас у нас «наличие отсутствия» монашества...

Все, кто хочет иметь ту или иную этническую идентичность, ее имеют, особенно, если хотят иметь русскую идентичность. Для этого Церковь вообще не нужна. Для того чтобы почувствовать себя русским, живя в России, Церковь не нужна. В эмиграции другое дело, там начинаются сложности с Церковью. Но мое глубокое убеждение, что если ты живешь в эмиграции, то ты или считай дни и собирайся возвращаться – это вполне нормальная позиция для эмигранта, – либо тогда уже живи не в эмиграции, а на новой родине и сделай для нее то, что должен делать русский православный – сделать православие для местных жителей. Публичные службы заграницей должны быть на языке этой страны – никакого славянского языка, только может быть несколько фраз для уважения и подчеркивания традиций, откуда мы пришли. А так наши прихожане в Англии или в Австрии служат на немецком или английском языке – это принципиально, даже когда никого из посторонних нет. Церковь не должна существовать заграницей для того, чтобы соблюдать эту самую русскость. Она должна нести православие. Не «сохранять» его – этот  продукт не хранится, он быстро разлагается, он может только прорастать уже на той почве, на которую пришли жители местного населения...

Зарубежная Церковь имела право ровно на то существование, которое было ей отведено в учредительных документах – Церковь в изгнании. А когда речь перестала идти о возвращении, то какие могут быть РПЦЗ, какие могут быть постановления?  Они их в 1956 году заново отредактировали и превратились, на самом деле, в этническое гетто...

Сейчас Церковь должна максимально уйти от несвойственных ей проблем. Слава Богу, советская власть освободила Церковь от необходимости работать ЗАГСом, например, регистрировать церковно все браки и разводы, рождения посредством крещения. Зачем это Церкви надо? Совершенно это Церкви не надо. Но есть и другие не свойственные Церкви функции, от  которых нас сейчас жизнь освобождает. Например, наличие телевизора. Людям есть куда пойти – к телевизору гораздо ближе, чем куда-то еще. Они там получают все, что нужно, и власть с ними коммуницирует хорошо. Поэтому власть отвязалась от Церкви с тем, чтобы заставлять Церковь транслировать какие-то ее (власти) постановления. Телевизор – это как электроды в мозг. Никакая Церковь не может так хорошо протранслировать массе народа то, что надо. Конечно, интерес государственной власти к церковным делам упал в этой связи. Если бы он был большой, то мы бы с вами здесь не сидели, а если бы сидели, то совсем в другом смысле. Это во многом спасибо телевизору, что нас оставляют в покое...

Мы уже шлак, отработанный материал. Видно, что монашество мы не сделали, это уже просто факт. Даже тот, кто из нашего поколения еще не монах, но потом станет монахом, это уже не создаст никакого движения. Для его души это может быть полезно – не спорю, но в целом нет. Мы создали то, что мы создали. Мы создали какой-то такой загон – каждой твари по паре. То ли жилое помещение, то ли хлев, то ли просто двор, куда набился непонятно кто – всякие виды животных, домашние и дикие. Такой неупорядоченный ковчег. Это то, что мы смогли сделать. В плане социального церковного строительства ни на что больше просто не имеем времени, потому что дни лет наших не столь велики. А если молодые придут к нам, и у нас будут созданы для них соответствующие условия, пусть плохие, но хоть какие-то, то они имеют шанс уже создать монашество настоящее, строгое.

Я ставил перед собой исключительно эту задачу, просто у меня ничего не получилось. Я, конечно, всегда говорю обо всем хорошем, что удается сделать, но это не значит, что все удается. Я эту задачу перед собой поставил совершенно сознательно и окончательно уже в 1993 году. Просто все эти монашеские мечты — они пошли совершенно прахом. Сначала я думал, что можно создать какое-то новое монашество в рамках МП, но на правах автономии, которое потом будет поворачивать МП как-то в нужную сторону, потом, что за пределами можно что-то создать. Конечно, все время приходилось бороться за существование прихода – это уже не монастырь, там совсем другой тип жизни. Там люди, с которыми надо не просто взаимодействовать, а много чего для них делать. Просто это такое мое жизненное поражение. Надеюсь, что мы опоздаем только на одно поколение, но все-таки Бог даст...

Форма вынуждена измениться, и об этом писал тоже святитель Игнатий (Брянчанинов) про «монахов во фраке». Он никогда не думал, что монашество вообще из мира уйдет. Он абсолютно был уверен, что монашество вечное, потому что это основа христианства. Но говоря о конкретных формах монастырей, особенно тогдашних, он сказал, что это уже необратимо. Сейчас мы это уже не обсуждаем как перспективу, потому что это уже наша история. То, что для него было исторической перспективой, – разрушение монастырей, — для нас это уже ретроспектива. Ни один  из тех монастырей не сохранился, а остались только новоделы МП. Они могут иметь даже что-то хорошее в себе, не надо все черной краской мазать, но в любом случае – это не восстановление православного монашества. Это, может быть, шаг к этому, может быть, даже полезный.

Источник: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=110509

 

Связные ссылки
· Ещё о Богословие
· Новости Admin




На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.