МЕЧ и ТРОСТЬ
19 Мар, 2024 г. - 04:13HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Static Content


ROOT / book_179 / ID_44_49_22.htm
Тип: HTML
Print version...
В.Н. Татищев

ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ

О БОЛГАРАХ И ХВАЛИСАХ, КОИ У ДРЕВНИХ АРГИПЕИ И ИССЕДОНЫ

1. Болгары довольно известны, что жили по Волге, Каме и Свиаге, где ныне Казанская губерния. Они сами как назывались, о том никто точно не упоминает. Русские их всех вместе в имя болгар заключали, а местами от градов и урочищ многими названиями разделяли, о чем ниже яснее скажу. Геродот, кн. 4, гл. 16, именует аргипеи, и оное, думается, греческое, значит мудрый или белый. Он их называет святыми, чему Плиний, кн. 4, гл. 12, согласно пишет, смотри выше, гл. 12, н. 24. Птоломей о них и Клюверий не упоминают, и в ландкартах Птоломеевых в том месте положены народы иных названий, как например ффирофаги, хениды, свардены и пр. По описанию же Геродотову нет другого сходного по обстоятельствам народа нашим болгарам, как его аргипеи. 1) Он указывает от устья Дона 15 дней до них езды, весьма сходственно написал. 2) К ним ездят греки из Борисфена и других градов с торгом. Оное надобно, чтоб так далеко ездили к имеющим города и торги, а как довольно известно, что в сей стране только болгары в такой древности великие города имели, народ был ремесленный и купечеством во всей сей стране главный, ч. II, н. 195 и 216. 3) Что их святыми и мудрыми именует, то со скромностию, законом их брахминским, в прим. н. 34, и трудолюбием их согласно. 4) Что, говорит, живут на горах, то разумеет правый берег Волги, как и ныне русские оный горы и нагорная сторона называют. 5) Перейдя степи, от Дона к ним великие леса, оное соответствует, ибо по Суре и к самой Волге лесов было не в давнем времени великое довольство. 6) Аримаспов указывает позади них к горам. Это о вотяках, именуемых поныне арима. 7) От них к востоку исседоны. То же о хвалисах или нижних болгарах разуметь должно и пр., как в изъяснениях на Геродота и Плиния и в примечаниях части второй, н. 41, 195, 216, 441, показано.

2. Деньги древние. Метелль Целер. Болгар торги на север и запад. Сих болгар оставшиеся развалины великие каменного и хитрого здания города и прочих строений удостоверивают, что народ в хитростях, рукоделиях и купечестве весьма преизяществовал. Находящиеся в земле деньги арапские старые доказывают, что они в Персию, Индию и с восточными сарацинами, государи которых на деньгах имена изображены, купечество имели; и на севере не только в Руси около Новгорода, но в Швеции и Готляндии те деньги не иначе как чрез их и гордориков купечество занесены. И что Помпоний Меля из Корнелия Непота, кн. II, гл. 5, о найденных при устье Ельбы индианах рассказывает, что король швабский прислал их в дар Метеллю Целеру, оные, конечно, болгары были, которые для большего приобретения в купечестве в Швецию и далее ездить не ленились. Они же, видимо, и в Грецию с торгом ездили или чрез греков приезжающих товары отпускали, гл. 17, н. 72, как то галанцы равномерным снисканием приобретения свидетельствуют.

3. Волгоры вместо болгары. Волги имя Ока или Оика. Раа Западная. Раа. Об имени же болгары многие полагают, как сих, так дунайских (от сих бесспорно произошедших), от Волги волгоры именовать, рассуждая, якобы буква В в Б превращена. Но мне думается, что это неосновательно, поскольку у русских древнейших болгары, а не волгоры именованы, и русские оного обычая переменять, как латинисты, не имели, но везде греческую ? точно В выговаривают, как например Василий, Власий и пр. Второе, река Волга называлась с верховья только до устья Оки, а ниже Раа. Ока же правильно Оика, у сарматов значит правая или прямая, и сходно, что она таких искривлений великих, как Волга, не имеет, она же с правой стороны пришла, а у нас испорчено Ока именована; Птоломей именует ее Раа Западная. Волга же в сарматском значит судоходная, а поскольку и поныне бурлаки или работники на судах левую сторону вниз по всякой реке луговая и ходовая именуют, в том разумении, что суда более возле оной ходят; и потому оная судоходная, так как с левой стороны пришла. Птоломей ее именует Раа Восточ ная, но это от недостаточного знания Птоломею погрешить не дивно. Далее от Оки именовалась Раа, что в сарматском значит обилие или привольность, и оное по ее состоянию, по множеству рыбу и привольству по берегам пажитей и прочих к обитанию способностей и довольств, ей весьма более многих сие название прилич ное и достойное.

4. Изменение названий рек. Данубий Истр. Боогард. Сенбирь. Сибирь. Московия. Билиры. Что же имя по стечении двух рек название изменено, оное не есть удивительно, потому что много примеров имеем, что по совокуплении двух разных названий рек третье произошло, так вот Сухона и Юг, совокупясь, делают Двину, Тагил и Реж - Ницу; в Сибири величайшие реки: Обь также по стечении двух рек, Биа и Лебедь, Обь именована, равно же Енисей. А в Даурии Ингода и Онон делают Шилгу; Аргунь и Шилга реку Амур производят и пр. Видим же в другом месте подобное сему, как Страбон, гл. 7, о Дунае говорит: до реки Савы именован Данубий, а ниже Истр, гл. 13, н. 23. Еще же у сарматов раа и другим многим рекам прилагалось, как например Юграа, Уграа, Сураа, Самраа, Пахраа и пр. Татары перевели оное название раа на арапский и назвали идель, или едель, итиль, что то же значит. И татары оное свое имя разным рекам приложили, как то: Белая Ак-идель, Кама Чолман-идель и пр. Посему болгар от Волги производить невозможно, но следует от главного их города, который на их языке Боогард, т. е. Главный град, а у русских Великий град именован. И это более прилично, ч то от города столь знатного, а скорее же от посторонних, думаю, так именованы. Сему в пример от Гордорики всю страну Русскую северные писатели Гордорики и от Хуны Хунигарди именовали. Равно же татары в 15-м веке, обладав северными по Иртышу и Тоболу сарматами, город на Иртыше построив, назвали Сенбирь, т. е. ты первый, или главный; но русские, взяв оный в 1580-м году, испортив имя города и разорив оный, всю страну оную и не принадлежащую татарам назвали Сибирь, а поляки от города Москвы всю Руссию Московия именовали. Собственное же их имя, по Карпеину, видится билиры, татары именуют булир.

5. Закон болгар. Перехождение душ. Магометанство в Болгарии. Серебреные болгары. Тучин. Брахимов, Ашла. Боогард. Билиры. Теперь, об имени оставив, проч ие их обстоятельства рассматривая, по истории русской нахожу, что болгары хотя когда-то с русскими воевали, однако ж видно, что немного в том прилежали и не искали чужого приобрести, но свое более защищать старались, из-за чего их по Геродоту или Аристею святыми именовали. В плодах земных они преизобиловали, так, что неоднократно и Руссию во времена недородов житами обеспечивали, и более в ремеслах и купечестве прилежали. Закон у них был брахманов, как выше сказано, что еще в остатках их видимо, ибо о перехождении душ из одного в другое животное нечто чуваши верят; но и магометанский закон от сарацинов или персов к ним дошел, ибо оный, как видно, в 10-м веке после Христа при Владимире имели, и Карпеин довольно это удостоверивает. Однако ж магометанский более в городах место имел. Сии болгары у русских разделялись надвое: верхние и нижние. Верхние, думаю, по городам или отдельным владениям разделялись на несколько, потому в русской истории отличают серебряные болгары, города Тучин, Брахимов, Ашла, ч. II, н. 441, 482, 484, и другие многие, а Карпеин и Рубрик, билиров и пр. упоминая, различают от болгар. Настоящая их столица Боогард, или Главный и Великий город, как выше сказано, был ниже устья Камы верст с 30, а от Волги лугами отдален верст на семь. Видится, что Волга близ города течение имела. Поселение оное было довольно пространно, ибо его остатки ныне видим кругом верст на 5, а некоторые говорят на 6 и на 7. Дома, видно, что более были каменные, и в развалинах много от украшений наружной резьбы и облитой свинцом гончарной работ находится. Оный сначала в 1234-м году от татар, а потом в 1500-м году от русских вконец опустошен и Казань построена. Билиры имя, думаю, собственное и общее всех болгар, ибо и татары, испортив, булиры, а русские от града болгары именовали, в чем Карпеин и Рубрик с прочими от имевшихся при них русских толмачей легко погрешить могли. Но скорее видно, что оные путешествий описатели так далеко не ездили, описали по рассказам, ибо невозможно им сих градов и Волги было миновать, но они нисколь о нем, а также и других виднейших положений по пути их не упоминают.

6. Билярск. Жукотин. Ашла. Ташла. Билиров же имя в городе Билярске на реке Ч еремшане сохраняется, где еще несколько древних зданий каменных, а особенно портал или врата великого храма и столпы видимы. А также и города великие еще видимы, например на устье Камы на луговой стороне у Жукотина, говорят, великие развалины остались. На нагорной стороне ниже Камы верст с пять был город Ашла. В Синбирском уезде близ села Ташла на горах, сказывают, немалые здания города Ташлы, о котором в Летописи, н. 441, упомянуто.

Мартиние в Лексиконе географическом, описывая аргипеев из Геродота, ошибся, что для оных обстоятельства гипербореев или скорее аринфеев, взяв из Плиния, кн. 6, гл. 13, смешал, о котором гл. 13, н. 53.

7. Хвалисы. Гурган. Белое море. Албания. Каспы народ. Вторая область знатная по Волге у русских Хвалисы, ч. II, н. 16, а в 1232-м Симон епископ суздальский именует Нижние болгары, Абулгази Багадур в татарской истории - Даште Кипчак; но это имя народа степного, там обитавшего, ибо значит степных конюхов, а не граждан. Геродот, Страбон, Плиний, Птоломей и пр. именуют исседоны, как выше из оных показано; имя же исседон, если сарматское, значит великий господин, может, оттого, что у нас и поныне простой люд богатых купцов так именуют. Собственно же на сарматском иса - отец, исо - велико. Черемисы иседон толковали великие рыбы или многорыбные, а чуваши - великие плаватели. Птоломей указывает два Исседона: скифский и серический. Первый у Плиния Есседон, смотри гл. 14, н. 36, другой, т. е. серический, от довольства шелка - конечно, при Волге бывший, где от Бухарии и Персии шелка довольно получать и переделывать было можно. В ландкартах Пеутингера оба сии Исседоны весьма далеко в Сибирь и к китаям отнесены, чему и Страленберг, стр. 9, 50, нерассудно последовал, о чем гл. 12, н. 4. Имя хвалисы собственное ли их или славянами данное от хвалы, не знаю, но видно, что весьма давно, ибо от них и море Хвалынское у русских именовано. Плиний говорит, что у оного морю многие есть имена, но знатнейшие два: Ирканское и Каспийское. Персы именуют оное Гурзем, от древнего престольного в Персии града, Гурган именованного, бывшего близ Астрабата, от которого Персии древнее у них название Гурган, а ныне именуют Иран, грузинцы зовут Курген, татары - Акдирья, или Белое море. Всё это имена от народов и урочищ, по берегам лежащим; также Страбон и Плиний, а вместе с ними и татарский историк, кладут на западной стороне оного предел Албанию и гору Алба, т. е. Белая, и еще народ каспы. Плиний точно говорит, что имя каспы от реки Куры начинается по берегу к северу. Но оставив о море, представлю о названии народа, здесь при устье Волги обитавшего, о чем Генсий в Лексиконе географическом пространно описал.

8. Абулгази история темна. Даште кипчак. Бисермены. Срацины. Ахтуба. Чигитаджы. Гончарные надписи. Древнейшее название народа, видится, казары, или хазары, потому и персидские писатели море Каспийское Хозарем Дирия именуют. Сии казары, может, от разбоев или непрестанного плавания в Персию так персами названы, а по Плинию персы от скифов казары именованы, гл. 14, н. 75. Сии казары вместе с болгарами к Днестру и Дунаю перешли, как Нестор точно указывает, ч. I, н. 23, и здесь в гл. 32 и 34. Потом, что именно Абулгази даште кипчак именует, то его сказание весьма темно, так что я, много над оным трудясь, не мог точно всего изъяснить. Комментатор же оного библиотекарь Бреннер ^1 и Страленберг не меньше басен наклали. Карпеин, гл. 5, арт. 5, именует бисермены. Сие, думаю, от закона магометанского данное, поскольку он еще и магометанами их именует, хотя их имя у древних уже известно уже было. Птоломей указывает близ того народ сирацены, и, может, эти скифы, изгнанные исседонами в Азию, имя сарацины с собою принесли, смотри гл. 11, н... О языке их Карпеин рассказывает, что с команами одинаков, следственно, сарматский. У них города были так же, как и у болгар, из великих каменных зданий, как развалины удостоверяют, особенно по левому берегу реки Ахтубы сохранились развалины строений каменных непрерывно верст на 70; скорее всего там, где ныне селитряный завод, именуемой Чигитаджи, был город великий, которого вал и рвы на великом пространстве, как я в 1741-м сам видел. В сем, что я примечания достойного нахожу, есть трубы глиняные, которыми вода от Ахтубы под землею в разные места проведена, и не только целы, но смазка их известью так крепка, что невозможно от глины отнять. 2) Поливание или гончарная работа разных цветов на песчаном камне и сами оные, а также и золоченые, для составления фигур резаны и смазаны известью так крепко, что без повреждения разделить невозможно. 3) Надписи в строениях индийскими буквами, из разных цветов составленные, а весьма редко и арапскими находится, деньги с арапскими подписями, но прочесть и растолковать языка на стенах никто не мог. При устье Ахтубы к морю на острове великое множество черепицы ломаной, политой и простой, где знатно оную делали. И это дивно, что более 500 лет лежа, еще крепка, как недавно делана.

9. Сумеркент. Шери Сарай. Золотая орда. Ахтуба, которая выше Царицына в 25 верстах от Волги отделилась, текучи параллельно, многими протоками с Волгою совокупляется. Взирая на малость в ней воды, удивиться должно, чтоб по такому малому протоку великие города были, но думаю, что тогда Волги бульшее течение там было и суда проходили свободно, да после пересыпало. Рубрик, гл. 49, думаю, напротив или чуть ниже Царицына еще на острове город Сумеркент указывает. Его Батый, в течение 8 лет добывая, разорил и Шери Сарай, или Золотой дворец, как и Абулгази хан именует, на левой стороне Ахтубы ниже Царицына 35, а выше Чигита около 270 верст построил, которое поныне Царев дом зовется. И по речке Цареве вверх верст на 30, как сказывают, строение великое еще в развалинах видно, но древнего города на островах знака, хотя я прилежно тамошних обывателей спрашивал, кроме что на Сарпинском острове близ Царицына, ни малейшего признака нигде не сыскано; может, тот остров совсем снесло или так развалины засыпало, ч то найти невозможно, что нередко случается. Сей Золотой двор русские разумели Золотая орда, но у татар Золотой дом, или Шери орда, разумеется везде и даже в поле ханская ставка, как Карпеин и Рубрик ясно показали.

10. Ниже Чигитаджи по луговой стороне город Красный Яр, древние и немалые строения здесь были, но названия древнего никто не знает.

Жареный. Алтыджар. Астурканы. По нагорной стороне, выше Астрахани верст с 9, именуемый Жареный, татары именуют Алтыджар, значит Золотой полив, или пойма, где была прежняя Астрахань; и на острове, где город Красный Яр, были города великие. Астрахани же название хотя полагают от татар, но Птоломей, кн. V, гл. 9, прежде татар народ близ оного астуроканы указывает, затем на западной или правой стороне Волги.

11. Тюмень. Кизляр. В степях не один великий город в развалинах виден, а по истории в той стране во время взятия Астрахани упоминается только город Тюмень, который при устье Терка был или скорее близ нынешнего Кизляра, ибо при царе Иоанне в Большем чертеже написан Тюмень на реке Кизляре, и ныне выше Кизляра верстах в 10 крепость старинная видима, но сей скорее куманам принадлежал, а по взятии Астрахани разорен. Более же о болгарах в примечаниях части II, н. 23, показано. Меж Волгой и Яиком, а также и по Яику находятся городища, но их ли власти были или другого народа, неизвестно. Особенно на левой стороне Яика выше Гурьева 60 верст город великий Сарачик виден, у которого вал еще довольно высок. Из оного множество кирпича свезено на строение Гурьевской крепости. О сем Абулгази хан сказывает, что в нем ханы жили и зовет его Шери Сарачик, но он путает его с Шери Сараем на Ахтубе, что и разобрать трудно, ибо видно, что оный Абулгази не имел древних обстоятельных историй, но более по преданиям и от себя писал, и его порядок ханов после Батыя весьма неправилен, как я к переведу на русской язык примечаниями показал и в части III обстоятельно о каждом показано.


ПРИМЕЧАНИЯ

^1 Бреннер Генрих (Brenner Henrich, 1669-1732), шведский ученый. Был лично знаком с Татищевым и содействовал последнему во время его пребывания в Швеции (1724-1726) в собирании исторических материалов.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33

Statistics: size(file) = 17934 bytes; size(dir) = 161739 bytes; total files(dirs) = 10

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.