В.Н. Татищев
ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О КРЕЩЕНИИ СЛАВЯН И РУСИ
1. Ученые в язычестве. Христианства просвещение. Иероним учитель. Хотя
это бесспорно, что до пришествия Христова во многих народах люди
мудрые и ученые, а также и к научению других достойные, иногда
попадались, и полезные книги разных наук нам оставили, но пришествие
Христа спасителя, его благовестие и апостольское учение, как гл. 1, р.
1, все оное, как солнце восшедшее, все звезды на небе помрачило и
невидимыми сделало, ибо чрез оное принявшие словеса его не только
душевное спасение, царство небесное и вечную благость приобрели, но
все науки стали возрастать и умножаться, идолопоклонение же и суеверие
исч езать, гл. 2, р. 1. Это святой Златоуст в поучении 2-м о
непостижимом божестве утверждает. Что же касательно славян, когда оные
первую проповедь евангелия и от кого приняли, о том есть разные
сказания. Как то польские писатели утверждают, что Иероним, великий на
востоке учитель, и Кирилл иерусалимский первые славянам слово Божие
проповедовали, о чем выше, гл. 1, показано; богемы и вандалы чрез
разных папистских проповедников оное не прежде нас получили; болгары,
моравы, сербы и казары получили вместе или одновременно с руссами.
2. Андрей апостол. Петр апостол. Андроник апостол. Однако сии сказания
у Гагека, Кромера, Стрыковского и других либо недостаточны и неясны,
либо и недостоверны. Но верное утверждение имеем от писания святого,
что славяне первую проповедь слова Божия от трех верховных апостолов,
а именно: 1) От Андрея, которому Пафлагония, галаты и истры или геты и
даки по Дунаю, под именем скифов, по жребию достались, как ниже
обстоятельнее показано. 2) Святой Петр учил галатов, самых настоящих
славян, но бывших во иудействе, как сам в его 1-м послании, гл. 1,
пишет. 3) Святой Павел, как учитель, язык тем же галатам, погрязшим в
язычестве, и иллирианам славянам проповедовал, как сказано в Деяниях,
гл. 16, ст. 6, гл. 18, ст. 23; 1-е Коринфянам, гл. 16, стих 1, и его
Послание к галатам. Об иллириках Римлянам, гл. 15, стих 19,
свидетельствует. Или ж Нестор, н. 17, по которому и польские историки
рассказывают, якобы ученик Павлов святой апостол Андроник был в
Паннонии и Моравии первый епископ. И хотя Моравия и Паннония тогда
славянами были владеемы, как ниже в главе о славянах показано, но об
Андронике сомнительно, ибо Дорофей Тирский, в 363-м замученный, говоря
о 70 апостолах, Андроника указывает епископом в Испании, которую
Нестор может ошибкою за Паннонию принял.
3. Войцех. О руссо-славянах Бароний рассказывает, якобы руссы чрез
Войцеха и Вонифатия [Бонифация], папистских проповедников, первую
проповедь получили, но это не так, ибо он, гуриан за руссов приняв,
погрешил, о чем часть II, н. 69 показано. Другие иных проповедников
римских описывают, гл. 17, н. 28.
Крещение славян. Андрея участие. Апсарь гр. Ахайя. Наши писатели
полагают 5 крещений разных времен, как то в Кормчей книге, Патерике
печерском и других наших церковных деяниях рассказывается: 1) От
апостола Андрея, который, придя, на горах киевских крест водрузил. 2)
В Болгарии при царе греческом Михаиле и при князях болгарских
Святополке, Ростиславе и Коцеле чрез Мефодия и Кирилла в 863-м году.
3) Чрез кир Михаила митрополита в 886-м, о чем показывает Зонара,^1
том III, и Бароний. 4) Княгини Ольги при императоре Константине в
955-м году. 5) Владимира Великого при императорах Константине и
Василии в 988-м. Это есть не совсем правильно, ибо, забыв про
бесспорную истину, недоказательное утверждали. Потому я следующим
кратко изъясню: 1) Что до апостола Андрея касается, то довольно от
древних писателей известно, что он по вознесении Господни учил в
Каппадокии, Галатии, или Пафлагонии, Понте и Вифинии до пустынь
Скифских и Понта Евксинского, или Черного моря. Евсевий,^2 кн. III,
гл. 1, написал: Андрею по жребию досталась Скифия; а Назианзин ^3
рассказывает, что он учил саков и сакжиан в Индии (сей предел ныне в
Персии за Каспийским морем, с Индией граничащий), смотри ниже, гл. 13.
Наконец, возвратясь в Ахайю, во граде Патрос мученический венец
принял. Евсевий в Истории, кн. 3, гл. 3, Назианзина Речь против ариан,
Никифор, ^4 кн. 2, гл. 39 и кн. 3, гл. 6, Августин ^5 О вере, гл. 38,
Дорофей Тирский о 12-ти апостолах: Андрею брату Петрову вся приморская
страна Вифиния, Понт, Фракия и Скифия досталась, он замучен во граде
Апсаре при реке Фазис, гл. 16, р. 3, и в Ахайе, его отечестве,
погребен. В Прологе же новембрия [ноября] 30, в житии апостола Андрея
написано, что крестил в Синопии, Неокесарии, Самосатах, Пелопонесе и
до Днестра, а где замучен, не показано, но это вышеобъявленному не
противоречит, ибо Ахайя и град Патрос - в Пелопонесе, Синопия град - в
Пафлагонии. А того ж числа в Прологе в Слове о крещении Руси написано
точно выписанное из Несторовой летописи, что в Киеве, на горах
водрузив крест, был у варяг и потом в Риме.
4. Андрея апостола крещение. Саки и сакжиане. Здесь имеются следующие
сомнительства: 1) Ежели б святой Андрей на пустых горах крест
водрузил, то за проповедь и крещение принять невозможно, ибо они
проповедовали не горам или лесам, но людям и крестили людей, веру
принявших. 2) О том, как оное чинилось, а также что он у варяг, т. е.
в Швеции, был и до Рима, не только из учеников его, но никто более до
Нестора более 1000 лет не писал, да и Киев, по его сказанию, более 700
лет после Андрея не христианами, но идолопоклонники построен. 3) Саки
и сакжиане, как выше из Назианзина показано, за Персиею к восточной
Индии весьма далеко. Прочих малых обстоятельств не упоминаю, однако
сии сомнительства, видится, разобрав, истину найти нетрудно.
5. Аримеи. Несторова погрешность. Горы гр. Киев. Азагориум. Крест
проповедал. Во-первых, что Назианзин об апостоле Андрее рассказывает,
что бы был у саков и сакжиан, так оные, как Геродот, кн. 1, гл. 39,
кн. 2, гл. 27, Плиний, кн. VI, гл. 17 и Птоломей, именуя их скифами
персидскими между Персией и Индией, Страбон, кн. 7, упоминая у Дуная
близ Иллирии, и Клюверий, ^6 кн. VI, гл. 2, ч то пишет про саков,
прежде аримеи именованных, жили тогда при устье Дуная. Но это ошибка,
очевидно переписчик вместо даки написал саки. По Плинию же персы всех
скифов саками именовали, гл. 14, н. 74. А Назианзин соседствующих с
саками сагдиан ошибкою приложил, как нередко случается. И это
подлинно, что Андрей святой скифам, живущим по Дунаю, дакам, гетам и
прочим славянам по Днестру и Днепру проповедовал, что все вместе
Скифия Великая именовалось, часть II, н. 76. 4) Несторова погрешность,
что он град Горы, не зная, что сарматское Киви то же значит, пустыми
горами именовал, часть II, н. 12, 18, гл. 4, н. 35. И как все древние
писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и
Птоломей многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев или Горы
град до Христа был населен, как то и Птоломей на восточной стране град
Азагориум, или Загорие, близ Киева указывает, а сей от того именован,
что он за градом Горы стал, гл. 15, н. 64, 67, да греки и латины, не
зная языка славянского и не разобрав неискусные сказания, Горы град
пропустили. Имя Гора и Горы граду не есть странное, ибо у славян
многие подобные названия находятся, например в Литве города Горы и
Горки известны, город Гора в Кроации, другой в Высшем Изеле, 3-й в
Мейсен саксонской, 4-й в Венгрии нижней, 5-й Горка в княжестве
Швейдниц и пр. В латинском языке Монс, в германском - Берг и Берген, в
греч еском - Орос и Урос; Ореополейн, Акра города тоже значат горы. И
потому Андрею, крестя по Истру или Дунаю и до устья Днепра, где тогда
знатные города Борисфен, Олбиополь или Милетополь и другие многие
были, где Андрей несомненно проповедовал, от оных нетрудно было по
известности у людей и через единородство до Киева провожденным быть.
Иоаким же точно говорит: Андрей в Киеве крестил, смотри ниже, гл. 4,
н. 35, и это вероятнее, ибо он прежде Нестора более как за 120 лет
писал. Что же он крест на горах водрузил, то видно, что Нестор или
прежний писатель, не вполне поняв древнего наречия, что как проповедь
слова Божия или вера во Христа крестом именована, как и апостол Павел
оное крестом и словом крестным именует, то, следственно, Андрей
апостол во граде Горы веру уч ением водрузил.
6. Апостолов жития по преданиям. Книги подложные. Путь Андрея в Рим.
Относительно второго, что о том древние не упоминают, то не дивно, ибо
известно, что из всех апостолов один только Лука потрудился некоторых
деяния описать, и то немногих, немного о Петре, Анании, а более о
Павле, да все неполно. О прочих же, может, иные писали, но от великого
гонения на христиан ч рез 300 лет окончательно пропали и до нас не
дошли. А как скоро церковь христова тишину обрела, тогда Евсевий,
Епифаний и другие не как очевидцы, но по запискам прежних и устным
преданиям дела неких апостолов описали, о чем Евсевий, кн. 1, гл. 12,
точно рассказывает, что их дел записаными не осталось, но по преданиям
собраны, что не могло быть точно и совершенно, и многое до их
известия, из-за дальности и забвения, не дошло и осталось незаписано.
Да не только дела апостолов, но самого Христа, которые 4 евангелиста
очевидцы, прилежа описать, многие дела в забвении остались, как святой
Иоанн тем свое благовестие закончил. Противно тому некоторые дерзнули
под именем апостолов и их учеников по прошествии нескольких сот лет
книги сложить, каковых несколько имеется. Нестор же или кто прежде его
у казар в Беловежи такую запись об Андрее имел, и она до Нестора
дошла, а после кто-нибудь Новгород, варяг и разговоры в Риме
нерассудно прибавил. Андрею же в Рим, возвратясь из Киева чрез Иллирию
в Ахайю, попасть было нетрудно, и положение места тому не
противоречит, ибо Патр град был в Ахайе на берегу Адриатического моря
против острова Кефалония, от Рима не в дальнем расстоянии.
О третьем, саки и сагжиане, видно, ошибочно, ибо Евсевий точно о нем
рассказывает в Скифии, а переписчик вместо даки саки написал, р. 5.
Даки же, жившие по Дунаю, у разных по-разному именованы, как то: даки,
давы, саки, геты, генеты, а у Нестора ясы и косоги, все едино, и были
они славяне, о чем ниже будет доказано.
7. Болгар крещение. Богорис, король болгар. Второе крещение указано
болгар, но князей моравских неправильно болгарскими называть, а в
Синопсисе еще того погрешнее, что их русскими именовали. Бароний же,
ссылаясь на Курополата,^7 в 745-м году яснее и согласнее пишет такое:
"Богорис, князь болгарский, имел в плене греческого воеводу Федора
Куфара; тогда же сестра Богорисова была в плене в Константинополе и
при царе обучена писанию и закону христианскому, и оную на Федора
разменяли, которая, возвратясь, прилежно брата вере христове обучала.
Богорис же повелел живописцу Мефодию, монаху, палату расписать, а тот
же изобразил страшный суд Господень. И Богорис, видя, как праведницы
приемлют венцы, а грешницы в огонь вметаются, устрашившись и отринув
зловерие, принял веру христову. И восстали на него подданные, но
Богорис, победя их, некоторых из них крестил". Готфрид в Хронике ^8
рассказывает, что Богер, князь болгарский, крестился у Константинополя
в 841-м и наречен в имя императора Михаил. Но это первое болгар
крещение, а всеобщее совершилось чрез Мефодия и Кирилла Селунских, в
то же время или вскоре после крещения Моравии при Курополате. Смотри
часть II, н. 42, 57.
8. Моравии крещение. Рава гр. Букв сложение. Завеса о страшном суде.
Образ гданский. Третье и того же года крещение Моравии при князях их
Святополке, Ростиславе и Коцеле во граде Раве, где и буквы Кириллом
Селунским сочинены, их же мы употребляем, смотри часть II, н. 70 и 71.
О завесе же, на котором изображен был страшный суд, разное сказание.
Выше сказано, что Богорису на стене был написан, другие - якобы Кирилл
моравскому князю на завесе показал, иные, но неведущие - якобы оная
завеса принесена была Кириллом ко Владимиру, но Кирилл близ 150 лет
прежде Владимира был, и тому такие устрашения не были нужны, ибо он с
младенчества мог достаточно о вере Христове знать, смотри ч. II, н.
178, 179, 180 и 182.
9. О сем же страшном суде в бытность во Гданске его императорского
величества Петра Великого в 1716-м гданский бурмистр разговором,
вымыслив или услышав где, сказывал, якобы оный страшный суд тот самый
есть, писанный Мефодием, что в кач естве вещи дивной в лютеранской
главной церкви во Гданске у столпа стоит, и толковал, что завеса
вместо доски неправильно написано. Оное хотя его велич еству не весьма
правдоподобным показалось, потому что один рассказывается на стене, в
другом месте на завесе, однако древность его и преизящество письма
великой цены заслуживали, из-за чего в 1717-м, послав меня во Гданск
для другого дела, а потом и генерала-поручика, бывшего потом
фельдмаршалом, князя Долгорукова, для объявления некоторых их
провинностей, при том прилежно повелел об оном образе постараться,
чтоб из договорной за наказание суммы уступить им за оный до 50 000
ефимков. Однако ж они даже за 100 000, из-за нареканий от народа,
уступить отказались.
И сии крещения относятся ко прочим славянским народам.
10. Оскольдово крещение. Евангелие не сгорело. Рос Оскольд. Кир Михаил
проповедник. Евангелие в огне цело. Четвертое крещение в славянах
точно к нам относится и есть первое в Руси, чрез кир Михаила
митрополита и показанное чудо несгоревшего Евангелия. Это судя по
годам было во время Оскольдово, который от греков Рос именован и в
867-м году крещение принял, как то Бароний из Кедрина ^ 9 и Курополата
в том и 867-м рассказывает так: "Рос, князь скифский, часто на места
поморские нападая, около Черного моря разорял, и было от него в
Константинополе бедствие немалое. Рос тот к царю Михаилу (тем летом)
послов прислал и святое крещение испросил". А в 886-м тот же Бароний
пишет: "Роман император с руссами мир учинил и для научения их закона
послал к ним архиепископа, и когда руссы, отговариваясь, просили, чтоб
чудо им показал, тогда архиепископ, взывая к Господу Богу, книгу
Евангелия в огонь великий поверг, в котором оная несколько часов
пребыла, и после угашения огня вынули книгу невредимой, вслед за чем
все, возбужденные, с радостию крещение приняли".
Сие судя по годам было бы во время Олегово, но Бароний здесь то же,
что выше, воспоминает во время Оскольда, что, во-первых, патриарх
Фотий в письмах называется восточным патриархом, как в том же 863-м
объявил, и не князя Роса, но народ россов именует; второе, построенная
на гробе его церковь святого Николая уверяет, о чем в примечании части
II, н. 56, 63 и 121, а также несомненно, что в Киеве задолго до
Владимира и до пришествия Олегова в Киев церковь в Киеве была и
христиан много было, о чем в части II, н. 131 и 140, а также Иоаким о
нем и княгине Ольге, гл. 4, н. 31, 32, 36.
11. Пятое крещение - княгини Ольги в 945-м. Сия, по сказанию Иоакима,
первым делом Софийскую церковь деревянную построила и многих крестила,
гл. 4, н. 36, ч асть II, н. 131, и сын ее, или пасынок, Улеб был
крещен, гл. 4, н. 38.
Владимирово крещение. Шестое и всеобщее - Владимирово в 988-м, и о сих
обстоятельно будет в сказании Несторове и примечаниях на оное.
NB. Об Оскольде может кому то сомнение явится, что у Нестора всюду
Оскольд и Дир оба вместе упоминаемы, а здесь он один только. Это есть
погрешение в летописи; кем-то внесено два мужа, но на самом деле был
один Оскольд тирар, или пасынок, о чем гл. 4, н. 39, гл. 32 и часть
II, н. 52 изъяснено. Его же можно за первого в Руси мученика почитать,
как и Улеб, брат Святослава, кои от неведения истории забыты и в
святцы не внесены.
ПРИМЕЧАНИЯ
^1 Зонара Иоанн (ум. в первой четверти XII в.), византийский хронист.
Написал всемирную хронику "Epitome historion".
^2 Евсевий Памфил (263-340), греческий церковный историк. Татищев
ссылается на его "Historia ecclesiastica".
^3 Григорий Назианский или Григорий Богослов (род. 328), византийский
епископ. Татищев имеет в виду одну из его речей против арианства.
^4 Никифор Ксанфопул, патриарх константинопольский (1360-1362).
Татищев, по-видимому, пользовался его церковной историей ("Historia
ecclesiastica").
^5 Августин. Августин Аврелий (Aurelius Augustinus, 354-430), римский
церковный писатель.
^6 Клюверий - Клювер Филипп (Clьver Philipp, 1580-1623). Написал
сочинение по исторической географии: "Introductio in universam
geographiam tarn veterem quam novam" (Amstelodami, 1659), а также о
древней Германии: "Germaniae antiquae" (Lugduni Batavorum, 1631).
^7 Курополат. Иоганн Скилица (XI в.), византийский историк, написал
"Краткое изложение истории" ("Epitome historion"), охватывающее время
с 811 по 1081 г.
^8 Готфрид Иоанн-Людвиг (Gottfried, Iohann-Ludwig), настоящее имя
Абелин (Abelinus Iohann-Philipp, 1600-1646), немецкий историк, автор
"Исторической хроники" (Ioh. Lodew. Gottfried. Histor. Kronyck etc.
Leyden, 1702).
^9 Кедрин Георгий (XI в.), византийский историк. Автор "Synopsis
historion", или "Chronicon", охватывающего всемирную историю от
сотворения мира до 1057 г.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33
|