Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Выпуск второй: XV-XVI
столетия.
Глава 19.
МАТВЕЙ СЕМЕНОВИЧ БАШКИН И ЕГО СОУЧАСТНИКИ
Направление, данное Нилом и Вассианом, не обошлось,
однако, без того, чтобы не выработаться в учение, действительно
противное православной церкви. Они ставили сущность выше формы,
внутреннее выше внешнего, ополчались против злоупотреблений
существующего порядка, возбуждали к мысли и к самобытному изуч ению
основ веры и своей снисходительностью к еретикам, хотя даже, быть
может, против собственной воли, требовали уважения к полной свободе
мысли. Такое направление не могло остановиться на полдороге. Всегда и
везде подобные зародыши несогласия с существующим порядком в области
религии, порядком, освященным веками, открывали путь к дальнейшим
попыткам критики, приводившим, наконец, к полному отпадению от
авторитета, к тому, что на церковно-историч еском языке называется
ересью. Прежде чем в XVI веке образовалось протестантство, выражавшее
явную борьбу с католической церковью и полное отпадение от последней,
являлись один за другим ученые и благочестивые люди, недовольные как
злоупотреблениями церкви, так и господством формы над содержанием в
области религии, хотя эти люди всею глубиною души были преданы этой же
католической церкви. Тот же путь должен был последовать и у нас, хотя
в незначительной степени в сравнении с Западом. Уже "осифляне"
старались набросить тень неправославия на самого Нила. Ученика его
Вассиана и единомышленника Максима Грека они обвинили в ереси, хотя и
неосновательно с нынешней точки зрения. Но с тех пор образовалось
мнение, что в Ниловой пустыне и в других монастырях Белозерья
гнездятся еретические мнения между старцами и оттуда распространяются
по всей Руси. Возникло очень любопытное дело, объясняющее нам способ
тогдашнего вольномыслия - это суд над сыном боярским Матвеем
Семеновичем Башкиным и его соумышленниками. К большому сожалению,
дело, производившееся об этом лице и его соумышленниках, не
сохранилось вполне и известно только по отрывкам. Из них мы узнаем,
что в Великий пост 1554 года Башкин явился к священнику
Благовещенского собора, Симеону, на исповедь, объявил себя
православным христианином, верующим в Св. Троицу и поклоняющимся
иконам, но вместе с тем стал задавать такие вопросы, которые
показались священнику "недоуменными": Симеона поразило то, что Башкин
сам же начал разрешать перед ним вопросы, которых не мог разрешить
священник. В заключение Матвей напомнил ему высокую обязанность
духовного сана в таких словах: "Великое дело ваше, сказано в писании;
ничто же сия любви больше, еже положити душу свою за други своя; вы за
нас души свои полагаете и печетесь о душах наших и за нас будете
отвечать в день судный". После этой исповеди Башкин приехал на дом к
священнику, привез "Беседы Евангельские" и говорил: "Ради Бога,
пользуй меня душевно, надобно читать написанное в Евангельских
беседах, но на одно слово не надеяться, а совершать его делом. Все
начало от вас, священники, вам следует показать собою пример и нас
научать. Видишь ли, в Евангелии стоит: научитеся от меня, яко кроток
есмь и смирен сердцем; иго мое бо благо и бремя мое легко есть. Все
это на вас лежит". После того Башкин пригласил к себе священника на
дом и показал ему Апостол, измеченный восковыми пятнами по тем
текстам, которые возбуждали в нем размышления. Симеон становился в
тупик; Башкин сам ему предлагал собственные объяснения, которые
казались Симеону подозрительными. Между прочим Башкин сказал:
"Написано: весь закон заключается в словах - возлюби искреннего
своего, как сам себя; если вы себя грызете и терзаете, то смотрите,
чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя
рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы
нарядные (фальшивые), на иных полные, а другие беглых держат.
Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал,
держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня - пусть живет, а не
нравится, пусть идет куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас,
мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя
держать, чтобы их не томить". - "Я этого не знаю", - сказал Симеон.
"Так спроси Сильвестра, - ответил Башкин, - он тебе скажет, а ты
пользуй этим душу мою. Я сам знаю: тебе некогда об этом думать, ты в
суете мирской и день и ночь покоя не знаешь".
Симеон передал об этом Сильвестру: "Пришел, - говорил он, - ко мне
духовный сын необычный, спрашивает у меня недоуменное, да сам меня и
учит; а мне показалось это развратно". - "Не знаю, какой это духовный
сын, - отвечал Сильвестр, - только про него нехорошо говорят".
Через несколько времени разнесся между духовными слух, что около
Башкина собирается кружок людей, которые неправильно умствуют о
существе Сына Божия, о таинствах, о церкви, о всей православной вере.
Царя в то время не было в Москве. Он ездил в Кирилловский монастырь.
Когда он воротился, то ему донесли, что "прозябе ересь и явися шатание
в людях".
У Башкина вытребовали Апостол, измеченный восковыми пятнами: сам
Башкин, уверенный в правоте своих толкований, подал его Симеону. Царь
рассматривал книгу, но, как видно, в ней не было еще явных улик.
Башкина не трогали. Он продолжал сходиться со своими приятелями и
толковать о религиозных предметах. Духовные узнали об этом и требовали
преследования Башкина и его друзей, говорили, что все это выходит из
Белозерских монастырей, которые сделались гнездом всякого еретичества.
Башкина взяли под стражу с двумя братьями Борисовыми: Григорием и
Иваном Тимофеевичами и захватили еще двух лиц, по имени Тимофей и
Фома. На все вопросы они отвечали, что они православные христиане.
Царь приказал поместить их в подклети своих палат. Решили созвать
собор. Собор состоялся под председательством митрополита Макария ^ 1.
Подсудимых обличали в том, что они признавали Иисуса Христа неравным
Отцу, называли тело и кровь Господню простым хлебом и простым вином,
отрицали святую соборную и апостольскую церковь, выражаясь, что
церковь есть только собрание верных, а созданная ничего не значит:
отвергали поклонение иконам, называя их идолами; отрицали силу
покаяния, выражаясь так: как перестанет грех творить, так хоть у
священника не покается, так не будет ему греха; считали церковные
предания и жития святых баснословием: отзывались с пренебрежением о
постановлениях семи соборов, говоря: это все они для своих выгод
написали; наконец и в самом Священном Писании видели баснословие,
излагали Евангелие и Апостол так, как бы эти книги содержали истину в
неправде.
До нас не дошли ответы Башкина и его соумышленников, а из соборной
грамоты того времени видно, что с Башкиным сделалось на соборе
какое-то расстройство или припадок, что он говорил какую-то
бессмыслицу, что ему потом представлялся голос Богородицы, и он в
испуге во всем сознался и открыл своих единомышленников. За неимением
подлинных ответов подсудимого, мы не можем сделать об этом никакого
заключения.
Собор признал его виновным. Дальнейшая его участь неизвестна;
соумышленников его сослали по монастырям на вечное заточение,
"посудиша их неисходно им быти".
К делу Башкина привлечен был троицкий игумен Артемий. Об этом человеке
мы знаем то, что он был родом из Пскова, избран в игумены Троицкого
монастыря, приобрел там общую любовь, но вскоре на него пало
подозрение в вольнодумстве. Он снял с себя игуменство и удалился в
Нилову пустынь вместе с другом своим Порфирием. Когда началось дело
Башкина, их обоих вызвали оттуда, как будто за тем, чтобы
присутствовать на соборе, а на самом деле за тем, что считали их
подозрительными. Еще Башкин, как видно, не сознавался, а Артемия
побуждали спорить с ним и обличать его. Артемий уклонялся от спора и
говорил: "Это не мое дело". Но когда Башкин пришел в расстройство и
начал оговаривать и себя, и других, Артемий ушел из Москвы в свою
пустыню, но был возвращен и предан соборному суду. Ему ставили в вину
эту самовольную отлучку. Он сказал, что убежал от "наветующих на
него", но не хотел указывать, кто эти наветующие. По-видимому, Артемий
не признавал Башкина еретиком и говорил только, что Матвей делает
ребячество. "Меня, - говорил oн, - призвали судить еретиков, а
еретиков нет". - "Как же Матвей не еретик, - сказал митрополит, -
когда он написал молитву единому началу, Богу Отцу, а Сына и Святого
Духа отставил?"
"Нечего ему и врать, сказал Артемий, - такая молитва готова, молитва
Манассии к Вседержителю".
"То было до Христова пришествия, - отвечали ему, - а теперь кто
напишет молитву к единому началу, тот еретик. Ты виноват, кайся".
"Мне нечего каяться, я верую в единосущную Троицу", - сказал Артемий.
Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение. Затем явился доносчик на
Артемия, игумен Ферапонтова монастыря, Нектарий, который обвинял
Артемия в том, что он в постные дни ел рыбу.
"Я ел рыбу, - отвечал Артемий, - когда мне приходилось быть у
христолюбцев, и у царя ел за столом рыбу".
"Это ты чинил не гораздо, - сказал митрополит от лица собора, - это
тебе вина: значит, ты сам вопреки божественных уставов и священных
правил разрешаешь себе пост, а на тебя смотря, и люди соблазняются".
"Артемий, - продолжал Нектарий, - ездил из Псково-Печер-ского
монастыря в немецкий Новый Городок, говорил там с немецким князем и
хвалил там немецкую веру".
"Я спрашивал, - отвечал Артемий, - не найдется ли у немцев человека,
кто бы поговорил со мною книгами. Хотелось мне узнать: у них
христианский закон такой ли, как у нас; но мне не указали тогда такого
книжного человека".
"А зачем тебе его? - сказали на соборе. - Сам ведаешь, что наша вера
греческого закона сущая православная вера, а латинская вера Св. отцами
отречена и проклятию предана. Это ты чинил не гораздо, это тебе вина".
Нектарий обвинял Артемия еще в разных богохульствах и ссылался на
старцев Ниловой пустыни; но старцы, призванные на собор, не
подтвердили доноса Нектария.
Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия.
"Артемий, - показывал он, - произносил такие слова: нет в том ничего,
что не положишь на себя крестное знамение. Прежде клали на челе иное
знамение, а нынче большие кресты кладут; на соборе о крестном знамении
много толковали, да ни на чем не порешили".
Артемий отвечал: "Я только говорил о соборе, что на нем ничем не
порешили о крестном знамении, а про самое крестное знамение так не
говорил".
Собор дал такой приговор: "Ты сам сознаешься, что говорил о соборе;
стало быть, и то говорил, что в крестном знамении нет ничего; надобно
верить Ионе. Это тебе вина".
Третий обвинитель, троицкий келарь Адриан Ангелов, доносил следующее:
"Артемий в Корнилиевом монастыре говорил: нет помощи умершим, когда по
ним поют панихиду и служат обедню; тем они муки не минуют на том
свете".
"Я говорил, - объяснял Артемий, - что если люди жили растленным житием
и грабили других, а потом после их смерти, хоть и станут петь за них
панихиду и служить обедню, Бог не принимает за них приношения; нет
пользы от того: тем им не избавиться от муки". Артемию на соборе
объявили так:
"Это ты говорил не гораздо; значит, ты отсекал у грешников надежду
спасения и уподобился Арию. Надобно верить во всем Адриану. Это тебе
вина".
Четвертый обвинитель, троицкий старец Игнатий Курачев, доносил:
"Артемий говорил про Иисусов канон: такой Иисусе; и про акафист
Богородице говорил: радуйся! да радуйся!"
Артемий сказал: "Я говорил так: в каноне читают: Иисусе сладчайший! А
как услышал слово Иисусово и о его заповедях, как Иисус велел
пребывать и как житие вести, так горько делается заповеди Иисусовы
исполнять; а про акафист я так говорил: читают: радуйся да радуйся,
Чистая! А сами не радят о чистоте и пребывают в празднословии; стало
быть, только наружно обычай исполняют, а не истинно".
"Это ты говорил не гораздо, - произнесли на соборе, - ты про Иисусов
канон и акафист говорил развратно и хульно; всякому христианину
подобает Иисусов канон и акафист Пречистой Богородицы держать честно и
молиться всякий день, сколько силы достанет".
Пятый обвинитель, кирилловский игумен Симеон, объявил: "Когда Матвея
Башкина поймали в ереси, Артемий был в Кирилловском монастыре; я ему
сказал о том, а он мне отвечал: "Не знаю, что это за ереси; вот сожгли
Курицына и Рукавого, а до сих пор сами не знают, за что и сожгли"".
"Не могу вспомнить, - отвечал Артемий, - был ли разговор о
новгородских еретиках; не на моей памяти сожгли их; и точно я не знаю,
за что их сожгли. Может быть, я так и сказал, но я не говорил, что
другие этого не знали, а говорил только про себя одного".
С Артемия сняли сан и приговорили сослать на тяжелое заключение в
Соловецкий монастырь. Он должен был жить одиноко и безвыходно в келье,
не иметь ни с кем сообщения и ни с кем не переписываться. Ему
позволяли причаститься Св. Тайн только в случае смертельной болезни.
Но Артемий недолго пробыл в Соловках, убежал оттуда и очутился в
Литве. Там он ратовал за православие и писал опровержения против
еретика Симона Будного ^ 2, отвергавшего божество Иисуса Христа: это
оправдывает отзыв о нем князя Курбского, называющего Артемия "мудрым и
честным мужем", жертвой лукавства злых и любостяжательных монахов,
оклеветавших его из зависти за то, что царь любил Артемия и слушал его
советы.
Вместе с Артемием приговорен был монах Савва Шах, человек ученый, и
сослан в Суздаль.
К делу Башкина и Артемия привлечены были: архимандрит суздальского
Спасо-Евфимьева монастыря Феодорит и дьяк Иван Висковатый. Первый
прославился обращением в христианскую веру лопарей, жил некогда в
белозерских пустынях и был давний приятель Артемия, по ходатайству
которого получил сан архимандрита в Суздале. Он был человек строгой
жизни и обличал монашеские пороки. За это монахи не терпели его, в
особенности злобствовал на Феодорита суздальский владыка, потому что
Феодорит обличал его в сребролюбии и пьянстве. Хотя Феодорит ни в чем
не был уличен, но тем не менее, как согласник и товарищ Артемия, был
сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где ему делали всякие
поругания приятели суздальского владыки, бывшего прежде
кирилло-белозерским игуменом. Через полтора года, по ходатайству бояр,
Феодорит был освобожден. Дьяк Висковатый подпал суду в том же деле, но
совсем по иному вопросу. Он изъявлял разные сомнения по поводу приемов
тогдашнего иконописания, между проч им, соблазнялся тем, что Христа
изображали в ангельском образе с крыльями, что писали образ Бога Отца,
тогда как, по его мнению, не следовало вовсе изображать невидимого
Божества, как равно и бесплотных сил; не одобрял также ч еловековидных
изображений добродетелей и пороков. Его осудили на трехлетнее
церковное покаяние. Это обвинение замечательно особенно тем, что в нем
видна злоба духовенства, хотевшего запретить мирянам свободное
суждение о предметах религии. "Вам, - сказал Висковатому митрополит, -
не велено о божестве и божьих делах испытывать. Знай свои дела,
которые на тебя положены. Не разроняй своих списков" (дьяческих дел).
В соборном приговоре о Висковатом сказано: "Всякий ч еловек должен
ведать свой чин; когда ты овца, не твори из себя пастыря. Когда ты
нога, не воображай, что ты голова, но повинуйся установленному от Бога
чину; отверзай свои уши на слушание благодатных учительских словес".
Во время производства этого дела или, быть может, тотчас по окончании
его, привезен был в Москву из белозерских монастырей монах Феодосий
Косой с несколькими товарищами, также обвиняемыми в еретических
мнениях. Их посадили под стражу в одном из московских монастырей; но
Косой склонил на свою сторону стражей и бежал вместе со своими
товарищами. Он нашел себе убежище в Литве, женился на еврейке и
проповедывал ересь с большим успехом, тем более, что в
литовско-русских владениях распространялись тогда с Запада так
называемые арианские мнения. Об этом еретике мы знаем из сочинения
отенского монаха Зиновия (Отен - монастырь в 50 верстах от Новгорода),
под названием "Истины Показание". Автор представляет, что к нему
приходят три последователя ереси Косого и излагают учение своего
наставника, а Зиновий опровергает их. Из этого сочинения мы узнаем,
что Косой был раб, убежавший от своего господина на господском коне и
захвативший с собой одежду и еще кое-какие вещи. Последователи его
доказывали, что это было не воровство, а напротив, вознаграждение,
которое следовало бежавшему за его службу господину. Феодосий
постригся в одном из монастырей Белозерья и своим умом приобрел к себе
такое уважение, что даже прежний господин, узнавши о нем, относился к
нему с приязнью. По известиям, передаваемым книгой Зиновия, Феодосий
отвергал Св. Троицу, божество Иисуса Христа, считая его только
богоугодным человеком, посланником свыше. "Вы толкуете, - говорил
Косой, - что Бог создал рукой своей Адама, а обновить и исправить
создание свое пришел Сын Божий и воплотился. Зач ем ему приходить в
плоть: если Всемогущий Бог создал все своим словом, то словом же мог
обновить свой образ и подобие и без вочеловечения. Никакого обветшания
и падения образа и подобия Божьего в человеке не было. Человек создан
смертным, как и все другие животные - рыбы, гады, птицы, звери. Как до
пришествия Христова, так и после пришествия человек все был одним
человеком, так же рождался, пользовался здоровьем, подвергался
недугам, умирал и истлевал". Косой называл иконы идолами и подводил к
ним разные изречения Ветхого Завета, направленные против богослужения,
вооружался против поклонения мощам, и по этому поводу указывал на
Антония Великого, который порицал египетский обычай сохранять тела
мертвых. Монастыри он называл человеческим изобретением и указывал,
что ни в Евангелии, ни в апостольских сочинениях нет о них ни слова.
"Плотское мудрование, - говорил он, - господствует у ваших игуменов,
митрополитов, епископов. Они повелевают не есть мяса, вопреки словам
Христа: не входящее во уста сквернит человека. Они запрещают жениться,
прямо против слов Апостола, который заранее называл "сожженными
совестью" тех, которые будут возбранять жениться и удаляться от разной
пищи. Они знают только пение да каноны, чего в Евангелии не показано
творить, а отвергают любовь христианскую; нет у них духа кротости; они
не дают узнать нам истину, гонят нас, запирают в тюрьмы. В Евангелии
не велено мучить даже и неправых. Господь сам указал это в своей
притче о плевелах, а они нас гонят за истину".
В Литве Феодосий и его соучастники успешно распространяли свою ересь.
Конец Феодосия неизвестен.
Направление, данное Нилом и Вассианом, не обошлось, однако, без того,
чтобы не выработаться в учение, действительно противное православной
церкви. Они ставили сущность выше формы, внутреннее выше внешнего,
ополчались против злоупотреблений существующего порядка, возбуждали к
мысли и к самобытному изуч ению основ веры и своей снисходительностью
к еретикам, хотя даже, быть может, против собственной воли, требовали
уважения к полной свободе мысли. Такое направление не могло
остановиться на полдороге. Всегда и везде подобные зародыши несогласия
с существующим порядком в области религии, порядком, освященным
веками, открывали путь к дальнейшим попыткам критики, приводившим,
наконец, к полному отпадению от авторитета, к тому, что на
церковно-историч еском языке называется ересью. Прежде чем в XVI веке
образовалось протестантство, выражавшее явную борьбу с католической
церковью и полное отпадение от последней, являлись один за другим
ученые и благочестивые люди, недовольные как злоупотреблениями церкви,
так и господством формы над содержанием в области религии, хотя эти
люди всею глубиною души были преданы этой же католической церкви. Тот
же путь должен был последовать и у нас, хотя в незначительной степени
в сравнении с Западом. Уже "осифляне" старались набросить тень
неправославия на самого Нила. Ученика его Вассиана и единомышленника
Максима Грека они обвинили в ереси, хотя и неосновательно с нынешней
точки зрения. Но с тех пор образовалось мнение, что в Ниловой пустыне
и в других монастырях Белозерья гнездятся еретические мнения между
старцами и оттуда распространяются по всей Руси. Возникло очень
любопытное дело, объясняющее нам способ тогдашнего вольномыслия - это
суд над сыном боярским Матвеем Семеновичем Башкиным и его
соумышленниками. К большому сожалению, дело, производившееся об этом
лице и его соумышленниках, не сохранилось вполне и известно только по
отрывкам. Из них мы узнаем, что в Великий пост 1554 года Башкин явился
к священнику Благовещенского собора, Симеону, на исповедь, объявил
себя православным христианином, верующим в Св. Троицу и поклоняющимся
иконам, но вместе с тем стал задавать такие вопросы, которые
показались священнику "недоуменными": Симеона поразило то, что Башкин
сам же начал разрешать перед ним вопросы, которых не мог разрешить
священник. В заключение Матвей напомнил ему высокую обязанность
духовного сана в таких словах: "Великое дело ваше, сказано в писании;
ничто же сия любви больше, еже положити душу свою за други своя; вы за
нас души свои полагаете и печетесь о душах наших и за нас будете
отвечать в день судный". После этой исповеди Башкин приехал на дом к
священнику, привез "Беседы Евангельские" и говорил: "Ради Бога,
пользуй меня душевно, надобно читать написанное в Евангельских
беседах, но на одно слово не надеяться, а совершать его делом. Все
начало от вас, священники, вам следует показать собою пример и нас
научать. Видишь ли, в Евангелии стоит: научитеся от меня, яко кроток
есмь и смирен сердцем; иго мое бо благо и бремя мое легко есть. Все
это на вас лежит". После того Башкин пригласил к себе священника на
дом и показал ему Апостол, измеченный восковыми пятнами по тем
текстам, которые возбуждали в нем размышления. Симеон становился в
тупик; Башкин сам ему предлагал собственные объяснения, которые
казались Симеону подозрительными. Между прочим Башкин сказал:
"Написано: весь закон заключается в словах - возлюби искреннего
своего, как сам себя; если вы себя грызете и терзаете, то смотрите,
чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя
рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы
нарядные (фальшивые), на иных полные, а другие беглых держат.
Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал,
держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня - пусть живет, а не
нравится, пусть идет куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас,
мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя
держать, чтобы их не томить". - "Я этого не знаю", - сказал Симеон.
"Так спроси Сильвестра, - ответил Башкин, - он тебе скажет, а ты
пользуй этим душу мою. Я сам знаю: тебе некогда об этом думать, ты в
суете мирской и день и ночь покоя не знаешь".
Симеон передал об этом Сильвестру: "Пришел, - говорил он, - ко мне
духовный сын необычный, спрашивает у меня недоуменное, да сам меня и
учит; а мне показалось это развратно". - "Не знаю, какой это духовный
сын, - отвечал Сильвестр, - только про него нехорошо говорят".
Через несколько времени разнесся между духовными слух, что около
Башкина собирается кружок людей, которые неправильно умствуют о
существе Сына Божия, о таинствах, о церкви, о всей православной вере.
Царя в то время не было в Москве. Он ездил в Кирилловский монастырь.
Когда он воротился, то ему донесли, что "прозябе ересь и явися шатание
в людях".
У Башкина вытребовали Апостол, измеченный восковыми пятнами: сам
Башкин, уверенный в правоте своих толкований, подал его Симеону. Царь
рассматривал книгу, но, как видно, в ней не было еще явных улик.
Башкина не трогали. Он продолжал сходиться со своими приятелями и
толковать о религиозных предметах. Духовные узнали об этом и требовали
преследования Башкина и его друзей, говорили, что все это выходит из
Белозерских монастырей, которые сделались гнездом всякого еретичества.
Башкина взяли под стражу с двумя братьями Борисовыми: Григорием и
Иваном Тимофеевичами и захватили еще двух лиц, по имени Тимофей и
Фома. На все вопросы они отвечали, что они православные христиане.
Царь приказал поместить их в подклети своих палат. Решили созвать
собор. Собор состоялся под председательством митрополита Макария ^ 3.
Подсудимых обличали в том, что они признавали Иисуса Христа неравным
Отцу, называли тело и кровь Господню простым хлебом и простым вином,
отрицали святую соборную и апостольскую церковь, выражаясь, что
церковь есть только собрание верных, а созданная ничего не значит:
отвергали поклонение иконам, называя их идолами; отрицали силу
покаяния, выражаясь так: как перестанет грех творить, так хоть у
священника не покается, так не будет ему греха; считали церковные
предания и жития святых баснословием: отзывались с пренебрежением о
постановлениях семи соборов, говоря: это все они для своих выгод
написали; наконец и в самом Священном Писании видели баснословие,
излагали Евангелие и Апостол так, как бы эти книги содержали истину в
неправде.
До нас не дошли ответы Башкина и его соумышленников, а из соборной
грамоты того времени видно, что с Башкиным сделалось на соборе
какое-то расстройство или припадок, что он говорил какую-то
бессмыслицу, что ему потом представлялся голос Богородицы, и он в
испуге во всем сознался и открыл своих единомышленников. За неимением
подлинных ответов подсудимого, мы не можем сделать об этом никакого
заключения.
Собор признал его виновным. Дальнейшая его участь неизвестна;
соумышленников его сослали по монастырям на вечное заточение,
"посудиша их неисходно им быти".
К делу Башкина привлечен был троицкий игумен Артемий. Об этом человеке
мы знаем то, что он был родом из Пскова, избран в игумены Троицкого
монастыря, приобрел там общую любовь, но вскоре на него пало
подозрение в вольнодумстве. Он снял с себя игуменство и удалился в
Нилову пустынь вместе с другом своим Порфирием. Когда началось дело
Башкина, их обоих вызвали оттуда, как будто за тем, чтобы
присутствовать на соборе, а на самом деле за тем, что считали их
подозрительными. Еще Башкин, как видно, не сознавался, а Артемия
побуждали спорить с ним и обличать его. Артемий уклонялся от спора и
говорил: "Это не мое дело". Но когда Башкин пришел в расстройство и
начал оговаривать и себя, и других, Артемий ушел из Москвы в свою
пустыню, но был возвращен и предан соборному суду. Ему ставили в вину
эту самовольную отлучку. Он сказал, что убежал от "наветующих на
него", но не хотел указывать, кто эти наветующие. По-видимому, Артемий
не признавал Башкина еретиком и говорил только, что Матвей делает
ребячество. "Меня, - говорил oн, - призвали судить еретиков, а
еретиков нет". - "Как же Матвей не еретик, - сказал митрополит, -
когда он написал молитву единому началу, Богу Отцу, а Сына и Святого
Духа отставил?"
"Нечего ему и врать, сказал Артемий, - такая молитва готова, молитва
Манассии к Вседержителю".
"То было до Христова пришествия, - отвечали ему, - а теперь кто
напишет молитву к единому началу, тот еретик. Ты виноват, кайся".
"Мне нечего каяться, я верую в единосущную Троицу", - сказал Артемий.
Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение. Затем явился доносчик на
Артемия, игумен Ферапонтова монастыря, Нектарий, который обвинял
Артемия в том, что он в постные дни ел рыбу.
"Я ел рыбу, - отвечал Артемий, - когда мне приходилось быть у
христолюбцев, и у царя ел за столом рыбу".
"Это ты чинил не гораздо, - сказал митрополит от лица собора, - это
тебе вина: значит, ты сам вопреки божественных уставов и священных
правил разрешаешь себе пост, а на тебя смотря, и люди соблазняются".
"Артемий, - продолжал Нектарий, - ездил из Псково-Печер-ского
монастыря в немецкий Новый Городок, говорил там с немецким князем и
хвалил там немецкую веру".
"Я спрашивал, - отвечал Артемий, - не найдется ли у немцев человека,
кто бы поговорил со мною книгами. Хотелось мне узнать: у них
христианский закон такой ли, как у нас; но мне не указали тогда такого
книжного человека".
"А зачем тебе его? - сказали на соборе. - Сам ведаешь, что наша вера
греческого закона сущая православная вера, а латинская вера Св. отцами
отречена и проклятию предана. Это ты чинил не гораздо, это тебе вина".
Нектарий обвинял Артемия еще в разных богохульствах и ссылался на
старцев Ниловой пустыни; но старцы, призванные на собор, не
подтвердили доноса Нектария.
Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия.
"Артемий, - показывал он, - произносил такие слова: нет в том ничего,
что не положишь на себя крестное знамение. Прежде клали на челе иное
знамение, а нынче большие кресты кладут; на соборе о крестном знамении
много толковали, да ни на чем не порешили".
Артемий отвечал: "Я только говорил о соборе, что на нем ничем не
порешили о крестном знамении, а про самое крестное знамение так не
говорил".
Собор дал такой приговор: "Ты сам сознаешься, что говорил о соборе;
стало быть, и то говорил, что в крестном знамении нет ничего; надобно
верить Ионе. Это тебе вина".
Третий обвинитель, троицкий келарь Адриан Ангелов, доносил следующее:
"Артемий в Корнилиевом монастыре говорил: нет помощи умершим, когда по
ним поют панихиду и служат обедню; тем они муки не минуют на том
свете".
"Я говорил, - объяснял Артемий, - что если люди жили растленным житием
и грабили других, а потом после их смерти, хоть и станут петь за них
панихиду и служить обедню, Бог не принимает за них приношения; нет
пользы от того: тем им не избавиться от муки". Артемию на соборе
объявили так:
"Это ты говорил не гораздо; значит, ты отсекал у грешников надежду
спасения и уподобился Арию. Надобно верить во всем Адриану. Это тебе
вина".
Четвертый обвинитель, троицкий старец Игнатий Курачев, доносил:
"Артемий говорил про Иисусов канон: такой Иисусе; и про акафист
Богородице говорил: радуйся! да радуйся!"
Артемий сказал: "Я говорил так: в каноне читают: Иисусе сладчайший! А
как услышал слово Иисусово и о его заповедях, как Иисус велел
пребывать и как житие вести, так горько делается заповеди Иисусовы
исполнять; а про акафист я так говорил: читают: радуйся да радуйся,
Чистая! А сами не радят о чистоте и пребывают в празднословии; стало
быть, только наружно обычай исполняют, а не истинно".
"Это ты говорил не гораздо, - произнесли на соборе, - ты про Иисусов
канон и акафист говорил развратно и хульно; всякому христианину
подобает Иисусов канон и акафист Пречистой Богородицы держать честно и
молиться всякий день, сколько силы достанет".
Пятый обвинитель, кирилловский игумен Симеон, объявил: "Когда Матвея
Башкина поймали в ереси, Артемий был в Кирилловском монастыре; я ему
сказал о том, а он мне отвечал: "Не знаю, что это за ереси; вот сожгли
Курицына и Рукавого, а до сих пор сами не знают, за что и сожгли"".
"Не могу вспомнить, - отвечал Артемий, - был ли разговор о
новгородских еретиках; не на моей памяти сожгли их; и точно я не знаю,
за что их сожгли. Может быть, я так и сказал, но я не говорил, что
другие этого не знали, а говорил только про себя одного".
С Артемия сняли сан и приговорили сослать на тяжелое заключение в
Соловецкий монастырь. Он должен был жить одиноко и безвыходно в келье,
не иметь ни с кем сообщения и ни с кем не переписываться. Ему
позволяли причаститься Св. Тайн только в случае смертельной болезни.
Но Артемий недолго пробыл в Соловках, убежал оттуда и очутился в
Литве. Там он ратовал за православие и писал опровержения против
еретика Симона Будного ^ 4, отвергавшего божество Иисуса Христа: это
оправдывает отзыв о нем князя Курбского, называющего Артемия "мудрым и
честным мужем", жертвой лукавства злых и любостяжательных монахов,
оклеветавших его из зависти за то, что царь любил Артемия и слушал его
советы.
Вместе с Артемием приговорен был монах Савва Шах, человек ученый, и
сослан в Суздаль.
К делу Башкина и Артемия привлечены были: архимандрит суздальского
Спасо-Евфимьева монастыря Феодорит и дьяк Иван Висковатый. Первый
прославился обращением в христианскую веру лопарей, жил некогда в
белозерских пустынях и был давний приятель Артемия, по ходатайству
которого получил сан архимандрита в Суздале. Он был человек строгой
жизни и обличал монашеские пороки. За это монахи не терпели его, в
особенности злобствовал на Феодорита суздальский владыка, потому что
Феодорит обличал его в сребролюбии и пьянстве. Хотя Феодорит ни в чем
не был уличен, но тем не менее, как согласник и товарищ Артемия, был
сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где ему делали всякие
поругания приятели суздальского владыки, бывшего прежде
кирилло-белозерским игуменом. Через полтора года, по ходатайству бояр,
Феодорит был освобожден. Дьяк Висковатый подпал суду в том же деле, но
совсем по иному вопросу. Он изъявлял разные сомнения по поводу приемов
тогдашнего иконописания, между проч им, соблазнялся тем, что Христа
изображали в ангельском образе с крыльями, что писали образ Бога Отца,
тогда как, по его мнению, не следовало вовсе изображать невидимого
Божества, как равно и бесплотных сил; не одобрял также ч еловековидных
изображений добродетелей и пороков. Его осудили на трехлетнее
церковное покаяние. Это обвинение замечательно особенно тем, что в нем
видна злоба духовенства, хотевшего запретить мирянам свободное
суждение о предметах религии. "Вам, - сказал Висковатому митрополит, -
не велено о божестве и божьих делах испытывать. Знай свои дела,
которые на тебя положены. Не разроняй своих списков" (дьяческих дел).
В соборном приговоре о Висковатом сказано: "Всякий ч еловек должен
ведать свой чин; когда ты овца, не твори из себя пастыря. Когда ты
нога, не воображай, что ты голова, но повинуйся установленному от Бога
чину; отверзай свои уши на слушание благодатных учительских словес".
Во время производства этого дела или, быть может, тотчас по окончании
его, привезен был в Москву из белозерских монастырей монах Феодосий
Косой с несколькими товарищами, также обвиняемыми в еретических
мнениях. Их посадили под стражу в одном из московских монастырей; но
Косой склонил на свою сторону стражей и бежал вместе со своими
товарищами. Он нашел себе убежище в Литве, женился на еврейке и
проповедывал ересь с большим успехом, тем более, что в
литовско-русских владениях распространялись тогда с Запада так
называемые арианские мнения. Об этом еретике мы знаем из сочинения
отенского монаха Зиновия (Отен - монастырь в 50 верстах от Новгорода),
под названием "Истины Показание". Автор представляет, что к нему
приходят три последователя ереси Косого и излагают учение своего
наставника, а Зиновий опровергает их. Из этого сочинения мы узнаем,
что Косой был раб, убежавший от своего господина на господском коне и
захвативший с собой одежду и еще кое-какие вещи. Последователи его
доказывали, что это было не воровство, а напротив, вознаграждение,
которое следовало бежавшему за его службу господину. Феодосий
постригся в одном из монастырей Белозерья и своим умом приобрел к себе
такое уважение, что даже прежний господин, узнавши о нем, относился к
нему с приязнью. По известиям, передаваемым книгой Зиновия, Феодосий
отвергал Св. Троицу, божество Иисуса Христа, считая его только
богоугодным человеком, посланником свыше. "Вы толкуете, - говорил
Косой, - что Бог создал рукой своей Адама, а обновить и исправить
создание свое пришел Сын Божий и воплотился. Зач ем ему приходить в
плоть: если Всемогущий Бог создал все своим словом, то словом же мог
обновить свой образ и подобие и без вочеловечения. Никакого обветшания
и падения образа и подобия Божьего в человеке не было. Человек создан
смертным, как и все другие животные - рыбы, гады, птицы, звери. Как до
пришествия Христова, так и после пришествия человек все был одним
человеком, так же рождался, пользовался здоровьем, подвергался
недугам, умирал и истлевал". Косой называл иконы идолами и подводил к
ним разные изречения Ветхого Завета, направленные против богослужения,
вооружался против поклонения мощам, и по этому поводу указывал на
Антония Великого, который порицал египетский обычай сохранять тела
мертвых. Монастыри он называл человеческим изобретением и указывал,
что ни в Евангелии, ни в апостольских сочинениях нет о них ни слова.
"Плотское мудрование, - говорил он, - господствует у ваших игуменов,
митрополитов, епископов. Они повелевают не есть мяса, вопреки словам
Христа: не входящее во уста сквернит человека. Они запрещают жениться,
прямо против слов Апостола, который заранее называл "сожженными
совестью" тех, которые будут возбранять жениться и удаляться от разной
пищи. Они знают только пение да каноны, чего в Евангелии не показано
творить, а отвергают любовь христианскую; нет у них духа кротости; они
не дают узнать нам истину, гонят нас, запирают в тюрьмы. В Евангелии
не велено мучить даже и неправых. Господь сам указал это в своей
притче о плевелах, а они нас гонят за истину".
В Литве Феодосий и его соучастники успешно распространяли свою ересь.
Конец Феодосия неизвестен.
1. На нем были: архиепископ ростовский Никандр,
суздальский епископ Афанасий, рязанский Кассиан, тверской Акакий,
коломенский Феодосий, сарский и подонский Савва и многие архимандриты,
игумены и протопопы. Назад
2. Будный был автором арианского Катихизиса на латинском
и русском языке и переводчиком Св. Писания на польский язык. Назад
3. На нем были: архиепископ ростовский Никандр,
суздальский епископ Афанасий, рязанский Кассиан, тверской Акакий,
коломенский Феодосий, сарский и подонский Савва и многие архимандриты,
игумены и протопопы. Назад
4. Будный был автором арианского Катихизиса на латинском
и русском языке и переводчиком Св. Писания на польский язык. Назад
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51-52-53-54
|