Глава III
ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА БОРИСОВИЧА ГОДУНОВА. Г. 1605
Присяга Феодору. Достоинства юного Царя. Избрание
Басманова в Военачальники. Присяга войска. Измена Басманова.
Самозванец усиливается. Измена Голицыных и Салтыкова. Измена войска.
Поход к Москве. Оцепенение умов в столице. Измена Москвитян. Сведение
Феодора с престола. Присяга Лжедимитрию. Заточение Патриарха и
Годуновых. Цареубийство.
Еще Россияне погребли Бориса с честию во храме Св. Михаила, между
памятниками своих Венценосцев Варяжского племени; еще Духовенство
льстило ему и в могиле: Святители в окружных грамотах к монастырям
писали о беспорочной и праведной душе его, мирно отшедшей к Богу! Еще
все, от Патриарха и Синклита до мещан и земледельцев, с видом усердия
присягнули "Царице Марии и детям ее, Царю Феодору и Ксении, обязываясь
страшными клятвами не изменять им, не умышлять на их жизнь и не хотеть
на Государство Московское ни бывшего Великого Князя Тверского, слепца
Симеона, ни злодея, именующего себя Димитрием; не избегать Царской
службы и не бояться в ней ни трудов, ни смерти". Достигнув венца
злодейством, Годунов был однако ж Царем законным: сын естественно
наследовал права его, утвержденные двукратною присягою, и как бы давал
им новую силу прелестию своей невинной юности, красоты мужественной,
души равно твердой и кроткой; он соединял в себе ум отца с
добродетелию матери и шестнадцати лет удивлял вельмож даром слова и
сведениями необыкновенными в тогдашнее время: первым счастливым плодом
Европейского воспитания в России; рано узнал и науку правления,
отроком заседая в Думе; узнал и сладость благодеяния, всегда
употребляемый родителем в посредники между законом и милостию. Чего
нельзя было ожидать Государству от такого Венценосца? Но тень Борисова
с ужасными воспоминаниями омрачала престол Феодоров: ненависть к отцу
препятствовала любви к сыну. Россияне ждали только бедствий от злого
племени, в их глазах опального пред Богом, и страшась быть жертвою
Небесной казни за Годунова, не устрашились подвергнуться сей казни за
преступление собственное: за вероломство, осуждаемое уставом
Божественным и ч еловеческим.
Еще Феодор, столь юный, имел нужду в советниках: мать его блистала
единственно скромными добродетелями своего пола. Немедленно велели
трем знатнейшим Боярам, Князьям Мстиславскому, Василию и Дмитрию
Шуйским, оставить войско и быть в Москву, чтобы Правительствовать в
Синклите; возвратили свободу, честь и достояние славному Бельскому,
чтобы также пользоваться его умом и сведениями в Думе. Но всего важнее
было избрание главного Воеводы: искали уже не старейшего, а
способнейшего, и выбрали - Басманова, ибо не могли сомневаться ни в
его воинских дарованиях, ни в верности, доказанной делами блестящими.
Юный Феодор в присутствии матери сказал ему с умилением: "служи нам,
как ты служил отцу моему"и сей честолюбец, пылая (так казалось)
чувством усердия, клялся умереть за Царя и Царицу! Басманову дали в
товарищи одного из знатнейших Бояр, Князя Михаила
Катырева-Ростовского, доброго и слабодушного. Послали с ними и
Митрополита Новогородского, Исидора, чтобы войско в его присутствии
целовало крест на имя Феодора. Несколько дней прошло в тишине для
столицы. Двор и народ торжественно молились о душе Царя усопшего;
гораздо искренне молились истинные друзья отечества о спасении
Государства, предвидя бурю. С нетерпением ждали вестей из Кромского
станаи первые донесения новых Воевод казались еще благоприятными.
Невидимо держа в руке судьбу отечества, Басманов 17 Апреля прибыл в
стан и не нашел там уже ни Мстиславского, ни Шуйских; созвал всех,
чиновников и рядовых, под знамена; известил их о воцарении Феодора и
прочитал им грамоты его, весьма милостивые: юный Монарх обещал
верному, усердному войску беспримерные награды после сорочин
Борисовых. Сильное внутреннее движение обнаружилось на лицах:
некоторые плакали о Царе усопшем, боясь за Россию; другие не таили
злой радости. Но войско, подобно Москве, присягнуло Феодору. С сим
известием Митрополит Исидор возвратился в столицу: сам Басманов
доносил о том... а чрез несколько дней узнали его измену!
Удивив современников, дело Басманова удивляет и потомство. Сей человек
имел душу, как увидим в роковой час его жизни; не верил Самозванцу;
столь ревностно обличал его и столь мужественно разил его под стенами
Новагорода Северского; был осыпан милостями Бориса, удостоен всей
доверенности Феодора, избран в спасители Царя и Царства, с правом на
их благодарность беспредельную, с надеждою оставить блестящее имя в
летописях - и пал к ногам расстриги в виде гнусного предателя?
Изъясним ли такое непонятное действие худым расположением войска?
Скажем ли, что Басманов, предвидя неминуемое торжество Самозванца,
хотел ускорением измены спасти себя от уничижения: хотел лучше отдать
и войско и Царство обманщику, нежели быть выданным ему мятежниками? Но
полки еще клялися именем Божиим в верности к Феодору: какою новою
ревностию мог бы одушевить их Воевода доблий, силою своего духа и
закона обуздав зломысленников? Нет, верим сказанию Летописца, что не
общая измена увлекла Басманова, но Басманов произвел общую измену
войска. Сей честолюбец без правил чести, жадный к наслаждениям
временщика, думал, вероятно, что гордые, завистливые родственники
Феодоровы никогда не уступят ему ближайшего места к престолу, и что
Самозванец безродный, им (Басмановым) возведенный на Царство,
естественно будет привязан благодарностию и собственною пользою к
главному виновнику своего счастия: судьба их делалась нераздельноюи
кто мог затмить Басманова достоинствами лич ными? Он знал других Бояр
и себя: не знал только, что сильные духом падают как младенцы на пути
беззакония! Басманов, вероятно, не дерзнул бы изменить Борису, который
действовал на воображение и долговременным повелительством и блеском
великого ума государственного: Феодор, слабый юностию лет и новостию
державства, вселял смелость в предателя, вооруженного суемудрием для
успокоения сердца: он мог думать, что изменою спасает Россию от
ненавистной олигархии Годуновых, вручая скипетр хотя и Самозванцу,
хотя и человеку низкого происхождения, но смелому, умному, другу
знаменитого Венценосца Польского, и как бы избранному Судьбою для
совершения достойной мести над родом святоубийцы; мог думать, что
направит Лжедимитрия на путь добра и милости: обманет Россию, но
загладит сей обманее счастием! Может быть, Басманов выехал из столицы
еще в нерешимости, готовый действовать по обстоятельствам, для выгод
своего ч естолюбия; может быть, он решился на измену единственно
тогда, как увидел преклонность и Воевод и войска к обманщику. Все
целовали крест Феодору (ибо никто не дерзнул быть первым мятежником),
но большею частию с нехотением или с унынием. И те, которые дотоле не
верили мнимому Димитрию, стали верить ему, будучи поражены незапною
смертию Годунова и находя в ней новое доказательство, что не
Самозванец, а действительно наследник Иоаннов требует своего законного
достояния: ибо Всевышний, как они думали, несомнительно благоволит о
нем и ведет его, чрез могилу хищника, на Царство. Заметили также, что
в присяге Феодоровой Самозванец не был именован Отрепьевым: слагатели
ее, вероятно, без умысла, написали единственно: клянемся не приставать
к тому, кто именует себя Димитрием. "Следственно, говорили многие,
сказка о беглом Диаконе Чудовском уже торжественно объявляется
вымыслом. Кто же сей Димитрий, если не истинный?" Самые верные имели
печальную мысль, что Феодору не удержаться на престоле. Такое
расположение умов и сердец обещало легкий успех измене: Басманов
наблюдал, решился и, готовя Россию в дар обманщику, без сомнения
удостоверился, посредством тайных сношений, в его благодарности.
Оставленный на свободе в Путивле, Лжедимитрий в течение трех месяцев
укреплял свои города и вооружал людей; писал к Мнишку, что надеется на
счастие более, нежели когда-нибудь; посылал дары к Хану, желая
заключить с ним союз; ждал новых сподвижников из Галиции и был усилен
дружиною всадников, приведенных к нему Михайлом Ратомским, который
уверял его, что вслед за ним будет и Воевода Сендомирский с
Королевскими полками. Но только смерть Борисова, только измена Воевод
Царских могла исполнить дерзкую надежду расстриги: о первой сведал он
в конце Апреля от беглеца Дворянина Бахметева; о второй в начале мая,
вероятно от самого Басмановаи с того времени знал все, что происходило
в стане Кромском.
Отдав честь мужа думного и славу знаменитого витязя за прелесть
исключительного вельможства под скиптром бродяги, Басманов, уверенный
в сей награде, уверил в ней и других низких самолюбцев: Боярина Князя
Василия Васильевича Голицына, брата его, Князя Ивана, и Михайла
Глебовича Салтыкова, которые также не имели ни совести, ни стыда и
также хотели быть временщиками нового Царствования в воздаяние за
гнусное злодейство. Но и злодеи ищут благовидных предлогов в своих
ковах: обманывая друг друга, лицемеры находили в Лжедимитрии все
признаки истинного, добродетели Царские и свойства души высокой;
дивились чудесной судьбе его, ознаменованной Перстом Божиим;
злословили Царство Годуновых, снисканное лукавством и беззаконием;
оплакивали бедствие войны междоусобной и кровопролитной, необходимой
для удержания короны на слабой главе Феодоровой, и в торжестве
расстриги видели пользу, тишину, счастие России. Они условились в
предательстве и спешили действовать. Еще несколько дней коварствовали
втайне, умножая число надежных единомышленников (между коими
отличались ревностию Боярские Дети городов Рязани, Тулы, Коширы,
Алексина); успокаивали совесть людей малоумных, недальновидных, твердя
и повторяя, что для Россиян одна присяга законная: данная ими Иоанну и
детям его; что новейшие, взятые с них на имя Бориса и Феодора, суть
плод обмана и недействительны, когда сын Иоаннов не умирал и
здравствует в Путивле. Наконец, 7 Маия, заговор открылся: ударили
тревогу; Басманов сел на коня и громогласно объявил Димитрия Царем
Московским. Тысячи воскликнули, и Рязанцы первые: "Да здравствует же
отец наш, государь Димитрий Иоаннович!" Другие еще безмолвствовали в
изумлении. Тогда единственно проснулись Воеводы верные, обманутые
коварством Басманова: Князья Михайло Катырев-Ростовский, Андрей
Телятевский, Иван Иванович Годунов; но поздно! Видя малое число
усердных к Феодору, они бежали в Москву, вместе с некоторыми ч
иновниками и воинами, Россиянами и чужеземцами: их гнали, били;
настигли Ивана Годунова и связанного привели в стан, где войско в
несчастном заблуждении торжествовало измену как светлый праздник
отечества. Никто не смел изъявить сомнения, когда знаменитейший
противник Самозванца, Герой
Новагорода-Северского, уже признал в нем сына Иоаннова и
радость, видеть снова на троне древнее племя Царское, заглушала упреки
совести для обольщенных вероломцев!.. В сей памятный беззаконием день
первенствовал Басманов дерзким злодейством, а другой изменник подлым
лукавством: Князь Василий Голицын велел связать себя, желая на всякий
случай уверить Россию, что предается обманщику невольно!
Нарушив клятву, войско с знаками живейшего усердия обязалось другою:
изменив Феодору, быть верным мнимому Димитрию, и дало знать Атаману
Кореле, что они служат уже одному Государю. Война прекратилась:
Кромские защитники выползли из своих нор и братски обнимались с
бывшими неприятелями на валу крепости; а Князь Иван Голицын спешил в
Путивль, уже не к Царевичу, а к Царю, с повинною от имени войска и с
узником Иваном Годуновым в залог верности. Лжедимитрий имел нужду в
необыкновенной душевной силе, чтобы скрыть свою чрезмерную радость:
важно, вели чаво сидел на троне, когда Голицын, провождаемый
множеством сановников и Дворян, смиренно бил ему челом, и с видом
благоговения говорил так:
"Сын Иоаннов! Войско вручает тебе державу России и ждет твоего
милосердия. Обольщенные Борисом, мы долго противились нашему Царю
законному: ныне же, узнав истину, все единодушно тебе присягнули. Иди
на престол родительский; Царствуй с частливо и многие лета! Враги
твои, клевреты Борисовы, в узах. Если Москва дерзнет быть строптивою,
то смирим ее. Иди с нами в столицу, венчаться на Царство!.." В сей
самый час, по известию Летописца, некоторые Дворяне Московские, смотря
на Лжедимитрия, узнали в нем Диакона Отрепьева: содрогнулись, но уже
не смели говорить и плакали тайно. Хитро представляя лицо Монарха
великодушного, тронутого раскаянием виновных подданых, счастливый
обманщик не благодарил, а только простил войско; велел ему идти к Орлу
и сам выступил туда 19 Маия из Путивля с 600 Ляхов, с Донцами и своими
Россиянами, старейшими других в измене; хотел видеть развалины Кром,
прославленные мужеством их защитников, и там, оглядев пепелище, вал,
землянки Козаков и необозримый, укрепленный стан, где в течение шести
недель более осьмидесяти тысяч добрых воинов за семидесятью огромными
пушками укрывалось в бездействии, изъявил удивление и хвалился чудом
Небесной к нему милости. Далее на пути встретили расстригу Воеводы
Михайло Салтыков, Князь Василий Голицын, Шереметев и глава
предательства Басманов... сей последний с искреннею клятвою умереть за
того, кому он жертвовал совестию и бедным отечеством! Единодушно
принятый войском как Царь благодатный, Лжедимитрий распустил часть его
на месяц для отдохновения, другую послал к Москве, а сам с двумя или
тремя тысячами надежнейших сподвижников шел тихо вслед за нею. Везде
народ и люди воинские встречали его с дарами; крепости, города
сдавались: из самой отдаленной Астрахани привезли к нему в цепях
Воеводу Михайла Сабурова, ближнего родственника Феодорова. Только в
Орле горсть великодушных не хотела изменить закону: сих достойных
Россиян, к сожалению, не известных для истории, ввергнули в темницу.
Все другие ревностно преклоняли колена, славили Бога и Димитрия, как
некогда Героя Донского или завоевателя Казани! На улицах, на дорогах
теснились к его коню, чтобы лобызать ноги Самозванца! Все было в
волнении, не ужаса, но радости. Исчез оплот стыда и страха для измены:
она бурною рекою стремилась к Москве, неся с собою гибель Царю и
народной чести. Там первыми вестниками злополучия были беглецы
добросовестные, Воеводы Катырев-Ростовский и Телятевский с их
дружинами. Феодор, еще пользуясь Царскою властию, изъявил им
благодарность отечества торжественными наградамии как бы спокойно ждал
своего жребия на бедственном троне, видя вокруг себя уже не многих
друзей искренних, отчаяние, недоумение, притворство, а в народе еще
тишину, но грозную: готовность к великой перемене, тайно желаемой
сердцами. Может быть, зломыслие и лукавство некоторых думных
советников, благоприятствуя Самозванцу, усыпляли жертву накануне ее
заклания: обманывали Феодора, его мать и ближних, уменьшая опасность
или предлагая меры недействительные для спасения. Власть верховная
дремала в палатах Кремлевских, когда Отрепьев шел к столице,когда имя
Димитрия уже гремело на берегах Оки, когда на самой Красной площади
толпился народ, с жадностию слушая вести о его успехах. Еще были
Воеводы и воины верные: юный Стратиг державный в виде Ангела красоты и
невинности, еще мог бы смело идти с ними на сонмы ослепленных
клятвопреступников и на подлого расстригу: в деле законном есть сила
особенная, непонятная и страшная для беззакония. Но если не коварство,
то чудное оцепенение умов предавало Москву в мирную добычу злодейству.
Звук оружия и движения ратные могли бы дать бодрость унылым и страх
изменникам; но спокойствие, ложное, смертоносное, господствовало в
столице и служило для козней вожделенным досугом. Деятельность
Правительства оказывалась единственно в том, что ловили гонцов с
грамотами от войска и Самозванца к Московским жителям: грамоты жгли,
гонцов сажали в темницу; наконец не устерегли, и в один час все
совершилось!
Лжедимитрий, угадывая, что его письма не доходят до Москвы, избрал
двух сановников смелых, расторопных, Плещеева и Пушкина: дал им
грамоту и велел ехать в Красное село, чтобы возмутить тамошних
жителей, а чрез них и столицу. Сделалось, как он думал. Купцы и
ремесленники Красносельские, плененные доверенностию мнимого Димитрия,
присягнули ему с ревностию и торжественно ввели гонцов его (1 Июня) в
Москву, открытую, безоружную: ибо воины, высланные Царем для усмирения
сих мятежников, бежали назад, не обнажив меча; а Красносельцы, славя
Димитрия, нашли множество единомышленников в столице, мещан и людей
служивых; других силою увлекли за собою: некоторые пристали к ним
только из любопытства. Сей шумный сонм стремился к лобному месту, где,
по данному знаку, все умолкло, чтобы слушать грамоту Лжедимитриеву к
Синклиту, к большим Дворянам, сановникам, людям приказным, воинским,
торговым, средним и черным. "Вы клялися отцу моему, - писал расстрига,
- не изменять его детям и потомству во веки веков, но взяли Годунова в
Цари. Не упрекаю вас: вы думали, что Борис умертвил меня в летах
младенческих; не знали его лукавства и не смели противиться человеку,
который уже самовластвовал и в Царствование Феодора Иоанновича, -
жаловал и казнил, кого хотел. Им обольщенные, вы не верили, что я,
спасенный Богом, иду к вам с любовью и кротостию. Драгоценная кровь
лилася... Но жалею о том без гнева: неведение и страх извиняют вас.
Уже судьба решилась: города и войско мои. Дерзнете ли на брань
междоусобную в угодность Марии Годуновой и сыну ее? Им не жаль России:
они не своим, а чужим владеют; упитали кровию землю Северскую и хотят
разорения Москвы. Вспомните, что было от Годунова вам, Бояре, Воеводы
и все люди знаменитые: сколько опал и бесчестия несносного? А вы,
Дворяне и Дети Боярские, чего не претерпели в тягостных службах и в
ссылках? А вы, купцы и гости, сколько утеснений имели в торговле и
какими неумеренными пошлинами отягощались? Мы же хотим вас жаловать
беспримерно: Бояр и всех мужей сановитых честию и новыми отчинами,
Дворян и людей приказных милостию, гостей и купцев льготою в
непрерывное течение дней мирных и тихих. Дерзнете ли быть
непреклонными? Но от нашей Царской руки не избудете: иду и сяду на
престоле отца моего; иду с сильным войском, своим и Литовским: ибо не
только Россияне, но и чужеземцы охотно жертвуют мне жизнию. Самые
неверные Ногаи хотели следовать за мною: я велел им остаться в степях,
щадя Россию. Страшитесь гибели, временной и вечной; страшитесь ответа
в день суда Божия: смиритесь, и немедленно пришлите Митрополитов,
Архиепископов, мужей Думных, Больших Дворян и Дьяков, людей воинских и
торговых, бить нам челом, как вашему Царю законному". Народ Московский
слушал с благоговением и рассуждал так: "Войско и Бояре поддалися без
сомнения не ложному Димитрию. Он приближается к Москве: с кем стоять
нам против его силы? с горстию ли беглецов Кромских? с нашими ли
старцами, женами и младенцами? и за кого? за ненавистных Годуновых,
похитителей державной власти? Для их спасения предадим ли Москву
пламени и разорению? Но не спасем ни их, ни себя сопротивлением
бесполезным. Следственно не о чем думать: должно прибегнуть к
милосердию Димитрия!"
И в то время, когда сие беззаконное Вече располагало Царством, главные
советники престола трепетали в Кремле от ужаса. Патриарх молил Бояр
действовать, а сам, в смятении духа, не мыслил явиться на лобном месте
в ризах Святительских, с крестом в деснице, с благословением для
верных, с клятвою для изменников: он только плакал! Знатнейшие Бояре
Мстиславский и Василий Шуйский, Бельский и другие думные советники
вышли из Кремля к гражданам, сказали им несколько слов в увещание и
хотели схватить гонцов Лжедимитриевых: народ не дал их и завопил:
"Время Годуновых миновалось! Мы были с ним во тьме кромешной: солнце
восходит для России! Да здравствует Царь Димитрий! Клятва Борисовой
памяти! Гибель племени Годуновых!" С сим воплем толпы ринулись в
Кремль. Стража и телохранители исчезли вместе с подданными для
Феодора: действовали одни буйные мятежники; вломились во дворец и
дерзостною рукою коснулись того, кому недавно присягали: стащили юного
Царя с престола, где он искал безопасности! Мать злосчастная упала к
ногам неистовых и слезно молила не о Царстве, а только о жизни милого
сына! Но мятежники еще страшились быть извергами: безвредно вывели
Феодора, его мать и сестру из дворца в Кремлевский собственный дом
Борисов и там приставили к ним стражу; всех родственников Царских,
Годуновых, Сабуровых, Вельяминовых, заключили, имение их расхитили,
домы сломали; не оставили ничего целого и в жилище иноземных медиков,
любимцев Борисовых; хотели грабить и погреба казенные, но удержались,
когда Бельский напомнил им, что все казенное уже есть Димитриево. Сей
пестун меньшого Иоаннова сына явился тогда вдруг главным советником
народа, как злейший враг Годуновых, и вместе с другими Боярами,
малодушными или коварными, старался утишить мятеж именем Царя нового.
Все дали присягу Димитрию, и (3 Июня) Вельможи, Князья Иван Михайлович
Воротынский, Андрей Телятевский, Петр Шереметев, думный Дьяк Власьев и
другие знатнейшие чиновники, Дворяне, граждане выехали из столицы с
повинною к Самозванцу в Тулу. Уже вестник Плещеева и Пушкина
предупредил их; уже расстрига знал все, что сделалось в Москве, и еще
не был спокоен: послал туда Князя Василия Голицина, Мосальского и
Дьяка Сутупова с тайным наказом, а Петра Басманова с воинскою
дружиною, чтобы мерзостным злодейством увенчать торжество беззакония.
Сии достойные слуги Лжедимитриевы, принятые в Москве как полновластные
исполнители Царской воли, начали дело свое с Патриарха. Слабодушным
участием в кознях Борисовых лишив себя доверенности народной, не имев
мужества умереть за истину и за Феодора, онемев от страха и даже, как
уверяют, вместе с другими Святителями бив челом Самозванцу, надеялся
ли Иов снискать в нем срамную милость? Но Лжедимитрий не верил его
бесстыдству; не верил, чтобы он мог с видом благоговения возложить
Царский венец на своего беглого Диакона и для того Послы Самозванцевы
объявили народу Московскому, что раб Годуновых не должен остаться
Первосвятителем. Свергнув Царя, народ во дни беззакония не усомнился
свергнуть и Патриарха. Иов совершал Литургию в храме Успения: вдруг
мятежники неистовые, вооруженные копьями и дреколием, вбегают в
церковь; не слушают божественного пения; стремятся в олтарь, хватают и
влекут Патриарха; рвут с него одежду Святительскую... Тут несчастный
Иов изъявил и смирение и твердость: сняв с себя панагию и положив ее к
образу Владимирской Богоматери, сказал громогласно: "Здесь, пред сею
святою иконою, я был удостоен сана Архиерейского и 19 лет хранил
целость Веры: ныне вижу бедствие Церкви, торжество обмана и ереси.
Матерь Божия! спаси православие!" Его одели в черную ризу, таскали,
позорили в храме, на площади, и вывезли в телеге из города, чтобы
заключить в монастыре Старицком. Удалив важнейшего свидетеля истины,
противного Самозванцу, решили судьбу Годуновых, Сабуровых и
Вельяминовых: отправили их скованных в темницы городов дальних,
Низовых и Сибирских (ненавистного Семена Годунова задавили в
Переславле). Немедленно решили и судьбу державного семейства.
Юный Феодор, Мария и Ксения, сидя под стражею в том доме, откуда
властолюбие Борисово извлекло их на феатр гибельного величия,
угадывали свой жребий. Народ еще уважал в них святость Царского сана,
может быть, и святость непорочности; может быть, в самом неистовстве
бунта желал, чтобы мнимый Димитрий оказал великодушие и, взяв себе
корону, оставил жизнь несчастным хотя в уединении какого-нибудь
монастыря пустынного. Но великодушие в сем случае казалось расстриге
несогласным с Политикою: чем более достоинств личных имел сверженный,
законный Царь, тем более он мог страшить лжецаря, возводимого на
престол злодейством некоторых и заблуждением многих; успех измены
всегда готовит другую - и никакая пустыня не скрыла бы державного
юношу от умиления Россиян. Так, вероятно, думал и Басманов; однако ж
не хотел явно участвовать в деле ужасном: зло и добро имеют степени!
Другие были смелее: Князья Голицын и Мосальский, ч иновники Молчанов и
Шерефединов, взяв с собою трех зверовидных стрельцов, 10 Июня пришли в
дом Борисов: увидели Феодора и Ксению сидящих спокойно подле матери в
ожидании воли Божией; вырвали нежных детей из объятий Царицы, развели
их по особым комнатам и велели стрельцам действовать: они в ту же
минуту удавили Царицу Марию; но юный Феодор, наделенный от природы
силою необыкновенною, долго боролся с четырьмя убийцами, которые едва
могли одолеть и задушить его. Ксения была несчастнее матери и брата:
осталась жива: гнусный сластолюбец расстрига слышал об ее прелестях и
велел Князю Мосальскому взять ее к себе в дом. Москве объявили, что
Феодор и Мария сами лишили себя жизни ядом; но трупы их, дерзостно
выставленные на позор, имели несомнительные признаки удавления. Народ
толпился у бедных гробов, где лежали две Венценосные жертвы, супруга и
сын властолюбца, который обожали погубил их, дав им престол на ужас и
смерть лютейшую! "Святая кровь Димитриева, - говорят Летописцы, -
требовала крови чистой, и невинные пали за виновного, да страшатся
преступники и за своих ближних!" Многие смотрели только с
любопытством, но многие и с умилением: жалели о Марии, которая, быв
дочерью гнуснейшего из палачей Иоанновых и женою святоубийцы, жила
единственно благодеяниями, и коей Борис не смел никогда открывать
своих злых намерений; еще более жалели о Феодоре, который цвел
добродетелию и надеждою: столько имел и столько обещал прекрасного для
счастия России, если бы оно угодно было Провидению!Нарушили и
спокойствие могил: выкопали тело Борисово, вложили в раку деревянную,
перенесли из церкви Св. Михаила в девичий монастырь Св. Варсонофия на
Сретенке и погребли там уединенно, вместе с телами Феодора и Марии!
Так совершилась казнь Божия над убийцею Димитрия истинного, и началася
новая над Россиею под скиптром ложного!
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51-52-53-54-55-56-57-58-59-60-61-62-63-64-65-66-67-68-69-70-71-72-73-74-75-76-77-78-79
|