Глава Х
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СИМЕОН ИОАННОВИЧ, ПРОЗВАННЫЙ ГОРДЫЙ. Г.
1340-1353
Корыстолюбие Моголов. Твердость Симеона Гордого. Свойства
Ольгердовы. Сношения папы с Ордою. Убиение Коротопола. Дела Псковские
и Новогородские. Постыдное дело Новогородцев. Война с Магнусом. Псков
- брат Новагорода. Хитрость Ольгердова. Браки. Раздел западной России.
Ссора Псковитян с Литвою. Ольгерд миротворец. Черная смерть. Земной
рай. Белый Клобук. Кончина Симеона. Великий Князь всея Руси.
Привидение. Завещание. Св. Алексий. Ссоры Удельных Князей. Обновление
Мурома. Начало Троицкой Лавры. Художества в России.
Смерть Иоаннова была важным происшествием для Князей Российских: они
спешили к Хану. Два Константина, Тверской и Суздальский, могли искать
Великого Княжения: другие желали им успеха, боясь исключительного
первенства Московских Владетелей. Но Симеон Иоаннович (во время
кончины родителя быв в Нижнем Новегороде) также поехал с братьями в
Орду; представил Узбеку долговременную верность отца своего, обещал
заслужить милость Царскую и был объявлен великим Князем: прочие
долженствовали ему повиноваться как Главе или старейшему. Без
сомнения, не красноречие юного Симеона и не дружба Ханова к его
родителю произвела сие действие, но другая, сильнейшая для варваров
причина: корысть и подкуп. Моголы, некогда ужасные своею дикостию в
снежных степях Татарии, изменились характером на берегах Черного моря,
Дона и Волги, узнав приятности роскоши, доставляемые им торговлею
образованной Европы и Азии; уже менее любили опасности битв и тем
более удовольствие неги, соединенной с грубою пышностию: обольщались
золотом как главным средством наслаждения. Любимцы прежних Ханов
искали завоеваний: любимцы Узбековы требовали взяток и продавали его
милости; а Князья Московские, умножив свои Доходы приобретением новых
областей и новыми торговыми сборами, находили ревностных друзей в
Орде, ибо могли удовлетворять алчному корыстолюбию ее Вельмож и,
называясь смиренным именем слуг Ханских, сделались могущественными
Государями.
Симеон, в бодрой юности достигнув Великокняжеского сана, умел
пользоваться властию, не уступал в благоразумии отцу и следовал его
правилам: ласкал Ханов до уничижения, но строго повелевал Князьями
Российскими и заслужил имя Гордого. Торжественно воссев на престол в
Соборном храме Владимирском, он при гробе отца клялся братьям жить с
ними в любви, иметь всегда одних друзей и врагов; взял с них такую же
клятву и скоро имел случай доказать твердость своего правления. Сч
итая себя законным Государем Новагорода, он послал Наместников в
Торжок для собрания дани. Недовольные сим действием самовластия,
тамошние Бояре призвали Новогородцев, которые, заключив Наместников
Княжеских в цепи, объявили Симеону, что он только Государь Московский;
что Новгород избирает Князей и не терпит насилия. Симеон, не споря с
ними о правах, готовил войско. Новогородцы также вооружались; но чернь
требовала мира, а жители Торжка взбунтовались: выгнали от себя
Новогородских чиновников и Бояр своих, убив одного знатнейшего и
разломав домы прочих; освободили Наместников Симеоновых и усердными
восклицаниями приняли Великого Князя, окруженного полками Московскими,
Суздальскими, Ярославскими и другими. Все Удельные Князья и Бояре их
составляли его Двор воинский. Тут же был и Митрополит Феогност.
Встревоженные Новогородцы велели областным жителям идти в столицу для
ее защиты; послали Архиепископа с Боярами в Торжок требовать мира;
уступили Симеону всю народную дань, собираемую в области сего
пограничного города, или 1000 рублей серебра, и были довольны тем, что
Великий Князь, следуя обыкновению, грамотою обязался наблюдать их
древние уставы.
[1341 г.] Согласив честь Княжескую с обычаем народа вольного, Симеон
распустил войско и вдруг услышал, что Ольгерд, сын Гедиминов, Князь
Витебский, осадил Можайск с намерением завоевать его для Владетеля
Смоленского, союзника Литвы. Великий Князь не успел сразиться с
неприятелем: Ольгерд выжег предместие; но видя крепость города и
мужество защитников, отступил, может быть и для того, ч то в сие время
умер славный Гедимин, отказав каждому из семи сыновей особенный Удел.
Ольгерд, второй сын, превосходил братьев умом и славолюбием; вел жизнь
трезвую, деятельную; не пил ни вина, ни крепкого меду; не терпел
шумных пиршеств, и когда другие тратили время в суетных забавах, он
советовался с Вельможами или с самим собою о способах распространить
власть свою.
В тот же год умер и знаменитый Хан Капчакский Узбек, памятный в нашей
истории разорением Твери и бедствиями Михаилова рода, союзник и
приятель Папы Венедикта XII, который надеялся склонить его к
Христианству и коему он дозволял утверждать Веру Латинскую в странах
Черноморских, особенно в земле Ясов, обращенных Монахом Римским Ионою
Валентом; жена Ханова и сын присылали дары Венедикту, и Генуэзцы,
жители Кафы, ездили к нему в качестве Послов Татарских. Но Узбек не
думал изменить Алкорану, терпя Христиан единственно как политик
благоразумный. [1342 г.] Сын его, Чанибек, подобно отцу ревностный
служитель Магометовой Веры, открыл себе путь к престолу убиением двух
братьев, и Князья Российские вместе с Митрополитом долженствовали
немедленно ехать в Орду, чтобы смиренно пасть пред окровавленным ее
троном. С честию и милостию отпустив Симеона, Хан долго держал
Митрополита, требуя, чтобы он, богатый доходами, серебром и золотом,
ежегодно платил церковную дань Татарам; но Феогност ссылался на
льготные грамоты Ханов, и Чанибек удовольствовался наконец шестьюстами
рублей, даром единовременным: ибо - что достойно замечания - не
дерзнул самовольно отменить устава своих предков; а Феогност за его
твердость был прославлен нашим Духовенством. Все осталось, как было
при Узбеке; один Князь Пронский, Ярослав, сын убиенного Александра,
милостию нового Хана распространил свое владение. Гнусный убийца,
Иоанн Коротопол, лишился престола и жизни. Провождаемый Киндяком,
Вельможею Чанибека, Ярослав осадил Иоанна в столице: сей злодей ночью
бежал, однако ж не избавился от казни; его умертвили чрез несколько
месяцев. К сожалению, Татары, будучи орудиями справедливой мести, не
могли действовать бескорыстно: они хотели добычи и пленили многих
жителей Переславля Рязанского. Ярослав княжил с того времени в
Ростиславле (ныне селе на берегу Оки) и чрез два года умер; а
наследники его - кажется, добровольно - уступили после сие
приобретение сыну Коротопола, Олегу.
В отсутствие Симеона Псковитяне воевали с Ливонскими Немцами, которые
убили в Летгаллии послов их. Во Пскове начальствовал Князь Александр
Всеволодович, коего род нам неизвестен: отмстив Немцам разорением сел
в юго-восточной Ливонии, он уехал в Новгород, и Псковитяне тщетно
убеждали его возвратиться, представляя ему свою опасность; тщетно
молили и Новогородское Правительство дать им Наместника и войско. Так
говорит их собственный Летописец, прибавляя, ч то Немцы заложили
крепость Нейгаузен в границах России на берегу реки Пижвы; ч то
Псковитяне, взяв предместие Ругодива, или Нарвы (города, основанного
Датч анами в 1223 году), и слыша о сильных вооружениях Ордена,
отправили в Витебск Послов, которые сказали Ольгерду: "Братья наши,
Новогородцы, в злобе своей не помогают нам. Государь! Вступись за
утесненных". Но Летописец Новогордский обвиняет Псковитян в
вероломстве: они сами, по его известию, выслали Князя Александра
Всеволодовича и, встретив Новогородцев, шедших защитить их от Рыцарей,
советовали им возвратиться, уверяя, что опасность миновалась и что
Немцы строят крепость на своей земле. Сие было в начале весны: 20 Июля
Ольгерд как союзник явился во Пскове с дружиною и с братом Кестутием.
Они думали идти в Ливонию; но Рыцари, истребив их передовой отряд,
вдруг осадили Изборск и, схватив племянника Гедиминова, Любка,
изрубили его в куски. Огорченные смертию сего Князя, Ольгерд и
Кестутий отказались действовать для спасения осажденных, и жители, не
имея ни капли воды, долженствовали бы сдаться, если бы Немцы не
отступили от города, испуганные, как вероятно, слухом о Литовской
силе. Хотя Псковитяне не могли быть весьма довольны союзником, однако
ж молили Ольгерда снова принять Веру Христианскую, им отверженную, и
княжить в их области, надеясь, что в таком случае он будет уже верным
ее защитником. Вместо себя Ольгерд дал им сына, именем Андрея, и
позволил ему креститься; но как сей юный Князь, оставив у них
Наместника, вслед за отцом уехал в Литву, то граждане для своей
безопасности старались помириться с Новымгородом и признали верховную
власть его над ними.
В сие время Новгород сам находился в обстоятельствах неблагоприятных.
Пожары истребили большую часть оного: конец Неревский, Людин и
Славянский; не уцелели ни дом Архиепископа, ни мост, ни богатые
церкви: Софийская, Борисо-Глебская и Сорока Мучеников. Люди бежали из
домов и жили вне города, на поле, даже в лодках, непрестанно ожидая
новых пожаров, так что Архиепископ едва успокоил их церковными ходами
и молебнами. Другого рода несчастие состояло в дерзости и междоусобии
граждан. В начале Симеонова княжения толпа их удальцов опустошила
Устюжну и волости Белозерские, которые зависели от Великого Князя. Еще
в 1294 году один из знатных Бояр Новогородских, построив крепость близ
границ Эстонских, хотел там властвовать независимо: оскорбленное
Правительство велело срыть оную и сжечь его село. Сей пример должного
наказания не мог обуздать своевольных: сын умершего Посадника
Варфоломея, именем Лука, набрал шайку бродяг и, разорив множество
деревень в Заволочье, по Двине и Bare, основал для своей безопасности
городок Орлец на реке Емце. Его умертвили жители как разбойника; но
чернь Новогородская, преданная ему, думала, что он убит слугами
Посадника Феодора, и требовала мести. Граждане разделились на два
Веча: одно было у Св. Софии за Луку, другое на Дворе Ярослава за
Посадника. Архиепископ и Наместник Княжеский едва отвратили
кровопролитие.
[1343 г.] Однако ж Новогородцы были готовы стоять всеми силами за
Псковитян, которые, в надежде на их дружбу, решились смелее воевать
Ливонию, предводимые каким-то Князем Иоанном и Евстафием Изборским.
Они пять дней не сходили с коней, опустошая села вокруг Оденпе.
Магистр Бурхард гнался за ними до границы и с жаром начал битву, в
коей Россияне, утомленные и гораздо слабейшие числом, купили победу
кровию некоторых лучших Бояр своих, а Немцы лишились славнейшего из их
витязей, Иоанна Левенвольда. Между тем в Изборске и Пскове народ был в
ужасе: один Священник, прибежав с места битвы, обявил, что Немцы
умертвили всех Россиян; но отправленные гонцы Псковские нашли рать
свою уже под стенами Изборска, где Князья и воины отдыхали среди
пленников и трофеев. Орден заключил мир с городом Псковом, ибо имел
опасных неприятелей внутри собственных владений. Историк Ливонии
говорит, что сия земля могла тогда справедливо назваться "небом
дворян, раем Духовенства, золотым рудником иностранцев и адом
утесненных земледельцев". В 1343 году открылось всеобщее возмущение в
Эстонии: народ умертвил множество Датчан и Немцев, осадил Ревель, взял
крепость Эзельскую. Около двух лет продолжалась война кровопролитная:
меч и голод истребили большую часть бедных жителей, и Король Датский
за 19000 марок серебра уступил Немецкому Ордену все права свои на
Эстонию.
[1345 г.] В Литве сделалась перемена. Сын Гедиминов, Евнугий, княжил в
Вильне, Наримант в Пинске, Кестутий в Троках. Последний вступил в
тесный союз с Ольгердом: будучи оба властолюбивы, они условились
соединить раздробленное отеч ество и неожидаемо взяли Вильну с другими
городами. Евнутий ушел в Смоленск, Наримант к Хану Татарскому: Ольгерд
же, присвоив себе господство над прочими братьями, сделался Владыкою
единодержавным. Устроив порядок внутри Государства, сей Князь обратил
глаза на Россию: он слышал, что Новогородцы явно поносят ч есть его:
сверх того изганник Евнутий прибегнул к Великому Князю Симеону,
крестился в Москве, названный Христианским именем Иоанна, и хвалился
дружбою Россиян. Ольгерд вступил [в 1346 г.] в область Шелонскую:
завоевал Опоку и берега Луги, взял 300 рублей дани с Порхова и велел
сказать Новогородцам: "Ваш Посадник Евстафий осмелился всенародно
назвать меня псом: обида столь наглая требует мести; иду на вас". Они
вооружились, чтобы сразиться с Литвою. Но Посадник имел врагов между
согражданами, утверждавших, что безрассудно лить кровь многих за
нескромность одного чиновника; что лучше принести его в жертву
отечеству и тем удовольствовать раздраженного Ольгерда. Другие, уже
будучи в походе, согласились с ними и, возвратясь с пути, умертвили
Евстафия на Вече. Сие дело, противное народной чести, противное всем
законам, есть одно из постыднейших в истории Новогородской, буде
летописцы не скрыли некоторых обстоятельств, уменьшающих его
гнусность. Ольгерд был доволен уничижением гордейшего из народов
Российских и согласился на мир [в 1347 г.], чтобы воевать с Немецким
Орденом, коего Великий Магистр чрез несколько месяцев одержал над
Литвою блестящую победу, горестную для Витебска, Полоцка и Смоленска:
ибо жители сих городов сражались под знаменами Ольгерда.
Гораздо лучше и великодушнее поступили Новогородцы в делах с Швециею.
Король Магнус, легкомысленный, надменный, вздумал загладить грехи
своего нескромного сластолюбия, услужить Папе и прославиться подвигом
благочестивым; собрал в Стокгольме Государственный Совет и предложил
ему силою обратить Россиян в Латинскую Веру, требуя людей и денег. Сие
намерение казалось совету достохвальным; но Швеция, истощенная
корыстолюбием Духовенства, могла только дать людей Магнусу. Король
дерзнул прикоснуться к церковным сокровищам, или доходам Св. Петра,
презрел неудовольствие Епископов и нанял многих Немецких воинов. В сие
время славилась там пророчествами и святостию вдовствующая супруга
Вельможи Гудмарсона, дочь Биргерова, именем Бригитта: она, как
вдохновенная Пифия, заклинала Магнуса не брать с собою развратных
иноземцев, но идти на Россию с одними набожными Шведами и Готами,
достойными воевать для успехов истины: в противном случае грозила ему
бедствием. Король смеялся над ее предсказанием и, с войском
многочисленным приплыв [в 1348 г.] к острову Березовому или Биорку,
послал объявить Новогородцам, чтобы они избрали Русских философов для
прения со Шведскими о Вере и приняли Латинскую, если она будет найдена
лучшею, или готовились воевать с ним. Архиепископ Василий, Посадник,
все чиновники и граждане, изумленные таким предложением, благоразумно
ответствовали: "Ежели Король хочет знать, какая Вера лучше, Греческая
или Римская, то может для состязания отправить людей ученых к
Патриарху Цареградскому: ибо мы приняли Закон от Греков и не намерены
входить в суетные споры. Когда же Новгород чем-нибудь оскорбил Шведов,
то Магнус да объявит свои неудовольствия нашим Послам". Боярин Козма
Твердиславич поехал для свидания с Королем; но Магнус сказал ему, что
он, не имея никаких причин к неудовольствию, желает только обратить
Россиян на путь душевного спасения, добровольно или оружием. Война
началася. Шведы приступили к Орехову, предлагая окрестным жителям на
выбор смерть или Папу. Сие безумное насилие воспалило гнев и мужество
в Новогородцах. Воины стекались к ним из областей в Ладогу. Хотя
Орехов (где был еще Наместник сына Гедиминова, Нариманта) сдался
Магнусу; но потеряв 500 человек в битве на берегах Ижеры, имея
недостаток в съестных припасах, видя множество больных в своем войске
и зная, что Россияне идут со всех сторон окружить его флот на реке
Неве, сей легкомысленный Король уверился в истине Бригиттина
предсказания, оставил несколько полков в Невской крепости и
возвратился в отечество с одним стыдом и с десятью пленниками, в числе
коих были Аврам Тысячский и Козма Твердиславич, взятые в Орехове.
Шведские Летописцы говорят, что Магнус, овладев сим городком и неволею
крестив жителей по обрядам Римской Церкви, великодушно освободил их;
что они дали ему клятву склонить всех своих единоземцев к принятию
Латинской Веры, но коварно обманули его и действовали после как самые
злейшие неприятели Шведов и Папы.
Великий Князь, по-видимому, мало заботился о Новогородцах, и только
однажды (в 1347 году) жил у них три недели, призванный ими чрез
Архиепископа. Слыша о нападении Шведов, он долго медлил; наконец
выступил с войском, но возвратился в Москву за каким-то Ханским делом
и вместо себя велел идти в Новгород брату своему Иоанну с Константином
Ростовским; а сии Князья - сведав, что Орехов завоеван Магнусом, -
немедленно ушли назад, не приняв, как говорит Летописец,
Архиепископского благословения, ни челобитья Новогородского. Вероятно,
что не робость, но хитрые намерения политические были тому причиною:
Симеон хотел, кажется, довести сей величавый народ до крайности и
воспользоваться ею для утверждения своей власти над оным. - "Князь
оставляет нас, - говорили Новогородцы: - возложим упование на Бога и
на Святую Софию". Вспомогательная дружина Псковская была в их стане
под Ладогою: они хотели доказать свою благодарность за сие усердие и
торжественно объявили, что знаменитый город Псков должен впредь
называться младшим братом Новагорода. "Одна любовь и Вера да утвердят
искренний, вечный союз между нами! - сказали Новогородцы Псковитянам:
- не будем давать вам Посадников; не будем требовать вас на суд к Св.
Софии: правьте и рядите сами; а для суда Церковного Архиепископ
изберет Наместника из ваших сограждан". Таким образом отчизна Св.
Ольги приобрела гражданскую независимость - и, к сожалению, запятнала
себя черным делом неблагодарности. Когда Новогородцы в Августе месяце
приступили к Орехову и, видя упорство Шведов, решились зимовать в
стане: Псковитяне, не захотев терпеть ненастья и холода, объявили, что
идут обратно в землю свою, разоряемую Немцами. Ливонские Рыцари
действительно, нарушив тогда мир, выжгли села на границе в области
Изборской, Островской и самое предместие Пскова: следственно,
обстоятельства извиняли Псковитян, и Новогородцы, согласные на их
отступление, желали единственно, чтобы оно было ночью и чтобы
неприятель не видал его; но ч иновники Псковские, в досаду
великодушным благодетелям, вывели рать свою из стана в самый полдень,
затрубили в трубы, ударили в бубны и тем порадовали Шведов, которые,
стоя на валу, громко смеялись. Оставленные Великим Князем и
союзниками, Новогородцы не уныли, сделали примет к стенам крепости,
взяли оную 24 февраля [1349 г.], убив или пленив 800 неприятелей, и
торжествовали сей успех как славное происшествие для отечества и веры.
Они положили употребить отнятое ими у Шведов серебро на украшение
церкви Бориса и Глеба, отправили пленников в Москву к Симеону и,
несмотря на худую верность Псковитян, сдержали данное им слово, считая
их с того времени уже не подданными, а совершенно вольными в избрании
гражданских Правителей. - Чтобы озаботить Магнуса с другой стороны его
владений, Новогородцы из Двинской земли ходили воевать Норвегию;
разбили также Шведов под Выборгом; наконец, заключив с ними мир в
Дерпте, разменялись пленниками, с условием, чтобы область Яскиская,
Эграпская и часть Саволакса принадлежали России: Систербек остался
границею. Договор был подписан Королем, Графом Генриком Голштейнским,
Вельможами Турсопом, Геннингом, Священником Вамундом и двумя
Готландскими купцами; также Новогородским Посадником Юрием, Тысячским
Авраамом и другими Боярами. Хотя Король в 1351 году замышлял новую
войну против Россиян и Папа в угодность ему дозволил его витязям
ознаменоваться святым крестом; но внутренние раздоры и несчастия
Швеции не допустили сего ветреного Монарха вторично безумствовать для
мнимого душевного спасения.
Между тем Великий Князь был занят иными делами. Узнав, что Ольгерд,
теснимый Немцами, прислал к Хану брата своего, Корияда, требовать
помощи, Симеон внушил Чанибеку, что сей коварный язычник есть враг
России, подвластной Татарам, следственно и самих Татар; а Хан,
убежденный представлениями Московских Бояр, выдал им Корияда с другими
послами Литовскими. Столь беззаконное действие могло справедливо
раздражать Ольгерда; но вместо злобы, он изъявил Симеону желание быть
его другом: ибо тогдашние обстоятельства Литвы не позволяли ему искать
новых неприятелей. Мы упоминали о мирном договоре Казимира Польского с
Литвою, отдавшего Любарту и Кестутию всю западную Волынию сгородом
Брестом: переменив мысли, Казимир в 1349 году отнял у них сие
владение, из милости дав Любарту один Луцк, а некоторых частных Князей
Российских, потомков Св. Владимира, оставив господствовать в их Уделах
как своих присяжников. Сие происшествие заставило Ольгерда и братьев
его искать дружбы Симеоновой, тем естественнее, ч то Король Польский,
ободренный успехами, вздумал быть гонителем церкви греч еской, теснил
Духовенство в Волынии и православные церкви обращал в Латинские.
Граждане стенали: утратив государственную независимость, они еще умели
крепко стоять за веру отцев и, гнушаясь насилием Папистов, славили
терпимость Литовского Правления; а глас народа единокровного громко
отзывался в Москве. Нет сомнения, что и Митрополит ревностно
ходатайствовал за Князей Литовских - которые не мешали ему повелевать
Духовенством в Волынии - особенно же за Любарта, усердного сына нашей
Церкви. И так Великий Князь, согласно с общим желанием, не только
освободил Корияда, взяв за него окуп, но вступил и в тесную связь с
сыновьями Гедимина, утвержденную свойством: Любарт женился на
Ростовской Княжне, племяннице Симеона; язычник Ольгерд на его
свояченице Иулиании, дочери Александра Михайловича Тверского. Сие
второе бракосочетание затрудняло совесть Великого Князя; но Митрополит
Феогност благословил оное, в надежде, как вероятно, что Ольгерд рано
или поздно будет Христианином, и с условием, чтобы его дети
воспитывались в истинной Вере. Изгнанник Евнутий, покровительствуемый
Россиею, мог безопасно возвратиться в отечество: братья дали ему Удел
в Минской области.
В то время, когда Государь Польский веселился и торжествовал свои
успехи в Кракове, Литовские Князья в тишине собирали войско, имели
тайные сношения с жителями Волынии и, желая еще более усыпить
Казимира, обещали ему принять Римскую Веру, так, что Папа, Климент VI,
уже готовился послать им знаки Королевского сана. Но хитрость
обнаружилась: уверенные в дружбе Московского Князя и пользуясь его
содействием для умножения своих ревностных доброжелателей в
юго-западной России, Ольгерд, Кестутий и Любарт ударили на Поляков и
выгнали их из Волынии. - С сего времени четыре народа спорили о
древнем достоянии нашего отечества: о Галиции, Подолии и земле
Волынской. Моголы, по сказанию Флорентийского современного Историка,
изгнанные из своих жилищ голодом, около 1351 года ворвались в землю
Брацлавскую, где властвовал один из Российских Князей. Людовик, Король
Венгерский, его покровитель, старался вытеснить их оттуда: в 1354
году, вместе с Казимиром Великим, перешел за Буг и взял в плен юного
Князя Татарского. Однако ж Моголы еще несколько лет держались в
окрестностях Днестра. Венгрия хотела присвоить себе Галицию и наконец
долженствовала уступить оную Польше, а Князья Литовские удерживали в
своем подданстве большую часть других западных областей Российских, до
самого XVI века, когда Литва и Польша составили одно Государство.
Несмотря на союз Гедиминовых сыновей с Великим Князем, Псковитяне
сделались неприятелями Литвы. Наместником Андрея Ольгердовича был у
них Вельможа Княжеского рода, именем Юрий Витовтович. в 1349 году
убитый Немцами, в неч аянном набеге, под стенами Изборска: муж храбрый
и благочестивый Христианин, оплаканный народом и погребенный в
Соборной церкви. Его кончина прервала связь граждан Псковских с
Литвою. Взяв крепость, заложенную Немцами на берегу Наровы, и гордясь
сею удачею, они велели сказать Князю Андрею: "Ты не хотел сам
управлять нами: мы же не хотим теперь ни твоих Наместников, ни тебя".
Вследствие чего Ольгерд задержал купцев Псковских, отняв у них товары;
а сын его, Андрей, княживший тогда в Полоцке, опустошил несколько сел
на реке Великой.
[1352 г.] Но хитрый Ольгерд пользовался дружбою Симеона. Сведав, что
Великий Князь, недовольный Смоленским Владетелем, союзником Литвы,
намерен объявить ему войну, Ольгерд желал быть их миротворцем. Послы
Литовские нашли Симеона, провождаемого братьями и другими Князьями, в
Вышегороде, на берегу Протвы, и вручили ему богатые дары вместе с
дружеским письмом от своего Государя. Великий Князь уважил его
ходатайство, но шел далее к реке Угре: там, встретив Послов
Смоленских, он заключил мир и возвратился в Москву быть свидетелем и,
как вероятно, жертвою ужасного гнева Небесного.
Еще в 1346 году был мор в странах Каспийских, Черноморских, в Армении,
в земле Абазинской, Леской и Черкесской, в Орне при устье Дона, в
Бездеже, в Астрахани и в Сарае. Пишут, что сия жестокая язва,
известная в летописях под именем ч ерной смерти, началась в Китае,
истребила там около тринадцати миллионов людей и достигла Греции,
Сирии, Египта. Генуэзские корабли привезли оную в Италию, где, равно
как и во Франции, в Англии, в Германии, целые города опустели. В
Лондоне на одном кладбище было схоронено 50000 человек. В Париже
отчаянный народ требовал казни всех Жидов, думая, что они сыплют яд в
колодези. В 1349 году началась зараза и в Скандинавии; оттуда или из
Немецкой земли перешла она во Псков и Новгород: в первом открылась
весною 1352 года и свирепствовала до зимы с такою силою, что едва
осталась треть жителей. Болезнь обнаруживалась железами в мягких
впадинах тела; человек харкал кровию и на другой или на третий день
издыхал. Нельзя, говорят Летописцы, вообразить зрелища столь ужасного:
юноши и старцы, супруги, дети лежали в гробах друг подле друга; в один
день исчезали семейства многочисленные. Каждый Иерей поутру находил в
своей церкви 30 усопших и более; отпевали всех вместе, и на кладбищах
уже не было места для новых могил: погребали за городом, в лесах.
Сперва люди корыстолюбивые охотно служили умирающим, в надежде
пользоваться их наследством; когда же увидели, что язва сообщается
прикосновением и что в самом имуществе зараженных таится жало смерти,
тогда и богачи напрасно искали помощи: сын убегал отца, брат брата.
Напротив того некоторые изъявляли великодушие: не только своих, но и
чужих мертвецов носили в церковь; служили Панихиды и с усердием
молились среди гробов. Другие спешили оставить мир и заключались в
монастырях или отказывали церквам свое богатство, села, рыбные ловли;
питали, одевали нищих и благодеяниями готовились к вечной жизни. Одним
словом, думали, что всем умереть должно. - В сих обстоятельствах
несчастные Псковитяне звали к себе Архиепископа Василия благословить
их и вместе с ними принести жертву моления Всевышнему: как достойный
Пастырь Церкви он спешил их утешить, презирая опасность. Встреченный
народом со изъявлениями живейшей благодарности, Василий облачился в
ризы Святительские; взял крест и, провождаемый Духовенством, всеми
гражданами, самыми младенцами, обошел вокруг города. Иереи пели
Божественные песни; Иноки несли мощи; народ молился громогласно, и не
было такого каменного сердца, по словам летописи, которое не
изливалось бы в слезах пред Всевидящим Оком. Еще смерть не насытилась
жертвами; но Архиепископ успокоил души, и Псковитяне, вкусив сладость
Христианского умиления, терпеливее ожидали конца своему бедствию: оно
прекратилось в начале зимы [1352 г.].
Василий, без сомнения зараженный язвою, на возвратном пути скончался,
к великому сожалению Новогородцев и примиренных с ними Псковитян. Сей
Архиепископ был отменно любим первыми: брал всегда ревностное участие
в делах правления; строил не только храмы, но и мосты, нужные для
удобного сообщения людей, и собственными руками заложил новую
городскую стену на другой стороне Волхова; украсил Софийскую церковь
медными, вызолоченными вратами и живописью Греческою; славился также
разумом: был учителем крестного сына своего, Михаила Александровича
Тверского, и в образец тогдашних богословских понятий оставил нам
письмо к Епископу Тверскому Феодору, доказывая в оном, что "рай и ад
действительно существуют на земле вопреки мнению новых еретиков,
которые признают их мысленными или Духовными". Уважая гражданские и
пастырские достоинства Василия, великодушно умершего для облегчения
страждущих Псковитян, осудим ли сего знаменитого мужа за то, что он
искал рая на Белом море и верил, что некоторые путешественники
Новогородские видели оный издали? - Василий первый из Архиепископов
получил от Митрополита крещатые ризы в знак отличия и белый клобук,
как пишут, от Патриарха Цареградского, доныне хранимый в Новогородской
Софийской ризнице и прежде носимый в Греции теми Святителями, которые
были поставляемы из Белого Духовенства.
Скоро язва посетила и Новгород, где от 15 августа до Пасхи умерло
множество людей. То же было и в других областях Российских: в Киеве,
Чернигове, Смоленске, Суздале. В Глухове и Белозерске не осталось ни
одного жителя. Таким образом от Пекина до берегов Евфрата и Ладоги
недра земные наполнились миллионами трупов, и Государства опустели.
Иностранные Историки сего бедствия сообщают нам два примечания: 1)
везде гибло более молодых людей, нежели старых; 2) везде, когда зараза
миновалась, род человеческий необыкновенно размножался: столь чудесна
Природа, всегда готовая заменять убыль в ее царствах новою
деятельностию плодотворной силы!
[1353 г.] Летописцы наши сказывают, что вся Россия испытала тогда гнев
Небесный: следственно и Москва, хотя они не упоминают об ней в
особенности. Сие тем вероятнее, что в короткое время скончались там
Митрополит Феогност, Великий Князь, два сына его и брат Андрей
Иоаннович. Симеон имел не более тридцати шести лет от рождения. Сей
Государь, хитрый, благоразумный, пять раз ездил в Орду, чтобы соблюсти
тишину в государстве; пользуясь отменною благосклонностию Хана,
исходатайствовал для разоренного Тверского Княжения свободу не платить
дани Моголам, и первый, кажется, именовал себя великим Князем всея
Руси, как то вырезано на его печати. Видя внезапную смерть пред собою,
он постригся (названный именем Созонта) и Духовным завещанием
распорядил свое достояние. По кончине первой супруги в 1345 году
Симеон сочетался браком с Евпраксиею, доч ерию одного из Смоленских
Князей. Феодора Святославича, управлявшего Волоком в сане Наместника;
но чрез несколько месяцев отослал ее к отцу, будто бы для того, что
"она на свадьбе была испорчена и всякую ночь казалась супругу
мертвецом". К общему неудовольствию и соблазну правоверных, Евпраксия
вышла за Князя Фоминского, Феодора Красного; а Симеон женился в третий
раз на Княжне Тверской, Марии Александровне, прижил с нею четырех
сыновей, умерших в детстве, и в знак любви отказал ей наследственные и
купленные им волости, Можайск, Коломну, все сокровища, золото, жемчуг
и пятьдесят верховых коней. "Кто из Бояр, - пишет Великий Князь, -
захочет служить моей Княгине, тот, владея нашими селами, обязан давать
ей половину дохода. Всем людям, купленным или за вину взятым мною в
рабство: сельским Тиунам (прикащикам), старостам, ключникам или
женатым на их дочерях, объявляю вечную свободу. - Вам, любезные
братья" (ибо Андрей жил еще около шести недель) "поручаю супругу и
Бояр моих и приказываю то же, что нам отец приказывал: живите
согласно, не переменяйте уставленного мною в делах государственных или
судных; не внимайте клеветникам и ссорщикам; слушайтесь добрых, старых
Бояр и нашего Владыки Алексия". Сей знаменитый Святитель был крестник
Иоанна Данииловича, сын Черниговского Боярина, Феодора Бяконта,
служившего еще отцу его, и назывался мирским именем Елевферия: в самой
цветущей юности возненавидев свет, к огорчению родителей он постригся
в Московской Обители Св. Богоявления, за добродетель свою получил сан
Митрополитова Наместника и жил в одном доме с Феогностом, 12 лет
управляя всеми делами церковными, между тем как Митрополит ездил в
Царьград, в Орду и в отдаленные Епархии Российские. Сии путешествия
иногда не делали чести Феогносту: Епископы обязывались щедро дарить
его, сверх угощения, весьма для них тягостного. Но Алексий не думал о
мзде и с неутомимою деятельностию занимался только общим церковным
благоустройством. Поставленный Епископом Владимиру, он гласом народа и
Двора Княжеского был назначен заступить место Феогноста, который,
готовясь к смерти, писал о том к Патриарху, а Симеон к Императору,
Иоанну Кантакузину. Митрополит отправил Послами в Царь-град Артемия
Коробьина и Михаила Грека, Симеон Дементия Давидовича и Юрия
Воробьина: они возвратились уже по кончине Великого Князя с
благоприятным ответом, чтобы Алексий ехал в столицу Империи для
поставления. Еще при жизни Феогноста Терновский Патриарх самовольно
объявил Митрополитом России какого-то Инока Феодорита и прислал его в
Киев с грамотою; но тамошнее Духовенство не хотело иметь никакого дела
с сим новым Патриархом и единодушно отвергнуло Феодорита как
самозванца.
Хотя Симеон умел быть действительно Главою Князей Удельных, однако ж
власть его не могла отвратить некоторых раздоров между ими. Константин
Тверской ссорился с невесткою Анастасиею, вдовствующею супругою
Александра Михайловича, и сыном ее. Всеволодом Холмским, насильственно
захватывая их Бояр и доходы. Огорченный Всеволод поехал с жалобами к
великому Князю и в Орду, вслед за дядею, который там и скончался. Хан
- согласно, может быть, с волею Симеона - отдал Всеволоду Тверское
Княжение, а Василий Михайлович Кашинский, брат Константинов, взяв дань
с Холма, спешил к Моголам с богатыми дарами. Дядя и племянник
встретились в городе Бездеже как неприятели: второй ограбил первого и,
зная, что никто с пустыми руками не бывает прав в Орде, покойно сел на
престоле Тверского княжения; но тамошний Епископ Феодор убедил его
примириться с дядею, уступить ему Тверь и довольствоваться Холмом.
Тишина восстановилась: Симеон равно покровительствовал того и другого
Князя, будучи зятем Всеволода и тестем Михаила, сына Василиева; однако
ж Василий не мог забыть своей обиды, изъявлял ненависть к племяннику и
теснил его владение.
В государствование Симеона Князь Юрий Ярославич Муромский обновил
древний Муром, издавна запустевший, как сказывают Летописцы: то есть
он перенес сей город на его древнее место (в 1351 году), построив там
дворец и многие церкви; Бояре, купцы начали селиться вокруг дворца, и
народ следовал их примеру. Сей Юрий, по Святом Глебе, есть
достопамятнейший из Муромских Князей, о коих наша история говорит
мало: ибо они жили тихо от недостатка в силах и со времен Андрея
Боголюбского зависели более от Великих Князей Владимирских, нежели от
Рязанских, хотя их Удел издревле был областию Рязани.
К церковным достопамятностям сего времени принадлежит начало Троицкой
Лавры, столь знаменитой и по важным государственным делам, коих она
была феатром. Один из Бояр Ростовских, Кирилл, с неудовольствием видя
уничижение своего Князя и самовольство Московских чиновников в его
земле при Калите, не хотел быть свидетелем оного и переехал в городок
Радонеж, Удел меньшего брата Симеонова, Андрея. Там охотно селились
люди неизбыточные: ибо Наместник Княжеский давал им льготу и выгоды:
Кирилл же, некогда богатый, от разных несчастий оскудел. Двое из юных
сыновей его, Стефан и Варфоломей (названный в монашестве Сергием)
искали убежища от мирских печалей в трудах святости: первый сделался
Игуменом Богоявленской обители в Москве, а второй, жив долго
пустынником в лесах дремуч их, среди безмолвного уединения и диких
зверей, близ деревянной церкви Св. Троицы, им созданной, основал
нынешнюю Лавру: ибо слава о добродетели его привлекла к нему многих
Иноков. Строгая набожность и Христианское смирение возвеличили Св.
Сергия между современниками: Митрополит, Князья, Бояре изъявляли к
нему отменное уважение, и мы увидим сего благочестивого мужа
исполнителем трудных государственных поручений.
Чем реже находим в летописях известия о состоянии художеств в древней
России, тем оные любопытнее для Историка. В Княжение Симеоново были
расписаны в Москве три церкви: собор Успенский, Архангельский и храм
Преображения; первый Греч ескими живописцами Феогноста Митрополита,
второй Российскими придворными, Захариею, Иосифом и Николаем с
товарищами, а третий иностранцем Гойтаном. В сие же время отличался в
литейном искусстве Россиянин Борис: он лил колокола в Москве и
Новегороде для церквей Соборных. Греция все еще имела тесную связь с
Россиею, присылая нам не только Митрополитов, но и художников, которые
учили Русских. Образованная Германия могла также способствовать успеху
гражданских искусств в нашем отечестве. Заметим, что при Симеоне
начали употреблять в России бумагу, на коей писан договор его с
братьями и Духовное завещание. Вероятно, что она шла к нам из Немецкой
земли чрез Новгород.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51-52-53-54-55-56-57-58-59-60-61-62-63-64-65-66-67-68-69-70-71-72-73-74-75-76-77-78-79
|