Глава VII
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ. Г. 1304-1319
Спор о Великом Княжении. Злодейство Князя Московского.
Дела Новогородские. Узбеки. Мужество Новогородцев. Георгий - зять
Ханов. Умеренность и добродушие Михаила. Победа над Татарами. Суд в
Орде. Пышная забава Ханская. Великодушная кончина Михаила. Город
Маджары. Разбои Моголов. Петр Митрополит. Ярлык Ханский. Разные
бедствия.
[1304-1305 гг.]Как жизнь, так и кончина Андреева была несчастием для
России. Два Князя объявили себя его наследниками: Михаил Тверской и
Георгий Даниилович Московский; но первый с большим правом, будучи
внуком Ярослава Всеволодовича и дядею Георгиевым, следственно,
старейшим в роде. Сие право казалось вообще неоспоримым, и Бояре
Великого Княжения, предав земле тело Андрееве, спешили в Тверь
поздравить Михаила Государем Владимирским. Новогородцы также признали
его своим Главою, в уверении, что Хан утвердит за ним Великое
Княжение. Михаил обязался, подобно отцу, блюсти их уставы,
восстановить древние границы между Новымгородом и землею Суздальскою;
не требовать бывших волостей Димитриевых и Андреевых: купленные же им
самим, Княгинею или Боярами его в земле Новогородской отдать на выкуп
или прежним владельцам или Правительству; не позволять самосуда ни
себе, ни Княжеским судиям, но решать тяжбы единственно по законам;
отправлять людей своих за Волок только из Новагорода, в двух ладиях, и
проч.
Добрый Митрополит Максим тщетно уговаривал Георгия не искать Великого
Княжения, обещая ему именем Ксении, матери Михаиловой, и своим
собственным любые города в прибавок к его Московской области. Дядя и
племянник поехали судиться к Хану, оставив Россию в несогласии и в
мятеже. Одни города стояли за Князя Тверского, иные за Московского.
Георгий едва мог спастися от друзей Михаиловых, которые не хотели
пустить его в Орду и думали задержать на пути в области Суздальской; а
Бориса Данииловича, приехавшего в Кострому, схватили и послали в
Тверь. Но второй Георгиев брат, Иоанн, разбил Тверитян, хотевших взять
Переславль, и Воевода их, Акинф остался на месте сражения в числе
убитых. Наместники Михаиловы хотели въехать в Новгород: жители не
впустили их, сказав: "Мы избрали Михаила с условием, да явит грамоту
Ханскую и будет тогда Князем нашим, но не прежде!" - В других областях
господствовало безначалие и неустройство. Граждане Костромские,
преданные Михаилу, ненавидя память Андрееву и злобствуя на бывших его
любимцев, самовольно их судили и наказывали; а чернь Нижнего
Новагорода, вследствие мятежного Веча, умертвила многих Бояр как
мнимых врагов отечества. Князь Нижегородский, Михаил, сын Андрея
Ярославича, находился в Орде: он там женился; возвратясь в свой Удел,
казнил виновников сего беззаконного Веча: ибо чернь не имела власти
судебной, исключительного права Княжеского.
[1305-1308 гг.] Чрез несколько месяцев решилась неизвестность: Михаил
превозмог соперника и приехал с Ханскою грамотою в Владимир, где
Митрополит возвел его на престол Великого Княжения. Зная
неуступчивость врага своего, он хотел оружием смирить Георгия и дважды
приступал к Москве, однако ж без успеха; кровопролитный бой под ее
стенами усилил только взаимную их злобу, бедственную для обоих, как
увидим. Современные Летописцы винят одного Князя Московского, который
в противность древнему обыкновению спорил с дядею о старейшинстве.
Сверх того Георгий по качествам черной души своей заслужил всеобщую
ненависть и, едва утвердясь на престоле наследственном, гнусным делом
изъявил презрение к святейшим законам человечества. Мы говорили о
несчастной судьбе Рязанского Владетеля, Константина, плененного
Даниилом: он шесть лет томился в неволе; Княжение его, лишенное Главы,
зависело некоторым образом от Московского. Георгий велел умертвить
Константина, считая сие злодейство нужным для беспрекословного
господства над Рязанью, и весьма ошибся: ибо сын убиенного, Ярослав,
под защитою Хана спокойно наследовал престол отеческий как Владетель
независимый, оставив в добычу Георгию из городов своих одну Коломну. -
Самые меньшие братья Георгиевы, дотоле служив ему верно, не могли с
ним ужиться в согласии. Двое из них, Александр и Борис Данииловичи,
уехали в Тверь, без сомнения недовольные его жестокостию.
Михаил несколько лет властвовал спокойно и жил большею частию в Твери.
Его Наместники правили Великим Княжением и Новымгородом, коего
чиновники относились к нему во всех делах государственных. Так, они
письменно жаловались Михаилу на двух Княжеских Вельмож, Феодора и
Бориса, бывших Начальниками во Пскове и в области Корельской: первый,
сведав о нашествии Ливонских Рыцарей (в 1307 году), уехал из города,
принудив тем оставленных без Вождя Псковитян заключить с Магистром,
Гертом фон-Иокке, не весьма выгодный мир, и разорил многие села
Новогородские; второй, утесняя Корелов, заставил их бежать к Шведам и
силою брал, что ему не принадлежало. Новогородцы желали навсегда
избавиться от таких недостойных Правителей, взносили деньги за села,
купленные в их областях сими Боярами, и предоставляли себе условиться
изустно с Князем о прочем. Он ездил из Твери к Святой Софии и был
принят гражданами с обыкновенными знаками усердия; однако ж не хотел
сам предводительствовать ими, когда они, построив новую крепость на
месте нынешнего Кексгольма, ходили на судах в Финляндию до реки Ч
ерной, или Кумо, где [в 1311 г.] сожгли город Ванай, осаждали Шведов в
замке, на скале неприступной, и разорили множество селений. У бедных
жителей, по словам Летописца, не осталось ни одной рогатой скотины:
ибо Россияне истребили там все, чего не могли увести с собою. [1312
г.] Совершив благополучно сей дальний поход, Новогородцы начали
ссориться с Князем, жалуясь, что он не исполняет договорной грамоты;
но когда оскорбленный Михаил, заняв войском Торжок, не велел пускать к
ним хлеба, народ встревожился и, несмотря на весеннюю распутицу,
отправил в Тверь своего Архиепископа, Давида, чтобы обезоружить
Великого Князя. Мир заключили скоро, ибо искренно желали его с обеих
сторон: Новгород, опустошенный в сие время пожаром, имел необходимую
нужду в подвозах и, лишенный оных, мог быть жертвою голода; а Михаил
долженствовал немедленно ехать в Орду. Хан Тохта умер; сын его, юный
Узбек, воцарился, славный в летописях Востока правосудием и ревностию
к Вере Магометовой, восстановленной им во всех Могольских владениях:
ибо Тохта был, кажется, язычником и не следовал учению Алкорана.
Историк Абулгази пишет, что многие Татары, в знак особенной любви к
сему Царю, назвалися его именем, или Узбеками, доныне известными в
Хиве и в землях окрестных.
[1313-1315 гг.] Взяв с Новогородцев 1500 гривен серебра, Михаил
возвратил им своих Наместников и, поехав в Орду, жил там целые два
года. Столь долговременное отсутствие, без сомнения невольное, имело
вредные следствия для него и для России. Шведы [в 1314 г.] сожгли
Ладогу: Корелы, впустив их в Кексгольм, умертвили там многих Россиян.
Хотя Новогородцы отмстили тем и другим, под начальством Михаилова
Наместника выгнали Шведов и казнили изменников Корельских, но винили
Михаила, что он, пресмыкаясь в Орде у ног Хановых, забывает отечество.
Георгий Московский не замедлил воспользоваться сим расположением:
родственник его, Князь Феодор Ржевский, приехал в Новгород, взял под
стражу Наместников Михаиловых и так обольстил легкомысленных граждан,
что они, признав Георгия своим Начальником, объявили даже войну
Великому Князю. Едва не дошло до битвы: на одном берегу Волги стояли
Новогородцы, на другом сын Михаилов, Димитрий, с верною Тверскою
ратию. К счастию, осенние морозы, покрыв реку тонким льдом, удалили
кровопролитие, и Новогородцы согласились на мир; а Князь Московский,
обещая им благоденствие и вольность, сел на престоле Святой Софии.
Скоро позвали Георгия к Хану дать ответ на справедливые жалобы
Михаиловы. Он поручил Новгород брату своему Афанасию и, взяв с собою
богатые дары, надеялся быть правым в таком судилище, где
председательствовало алчное корыстолюбие. Но Михаил уже нес обнаженный
меч и грамоту Узбекову. Сильные полки Моголов окружили его и вступили
в Россию с Воеводою Тайтемером. Сия грозная весть поколебала, однако ж
не смирила Новогородцев. Исчисляя в мыслях все одержанные ими победы
со времен Рюрика до настоящего и вспомнив, что сам Михаил великодушною
решимостию спас Тверь от нашествия Моголов, они вооружились и ждали
неприятеля близ Торжка. Прошло шесть недель. Наконец явилась сильная
рать Михаилова, Владимирская, Тверская и Могольская. Переговоров не
было: [10 февраля 1316 г.] вступили в бой, жестокий, хотя и неравный.
Никогда Новогородцы не изъявляли более мужества; чиновники и Бояре
находились впереди; купцы сражались как Герои. Множество их легло на
месте; остаток заключился в Торжке, и Михаил, как победитель, велел
объявить, чтобы Новогородцы выдали ему Князей Афанасия и Феодора
Ржевского, если хотят мира. Слабые числом, обагренные кровию, своею и
чуждою, они единодушно ответствовали: "Умрем за Святую Софию и за
Афанасия; честь всего дороже". Михаил требовал по крайней мере одного
Феодора Ржевского: многие и того не хотели; наконец уступили
необходимости и еще обязались заплатить Великому Князю знатное
количество серебра. Некоторые из Бояр Новогородских вместе с Князем
Афанасием остались аманатами в руках победителя; другие отдали ему
все, что имели: коней, оружие, деньги. Написали следующую грамоту:
"Великий Князь Михаил условился с Владыкою и с Новымгородом не
воспоминать прошедшего. Что с обеих сторон захвачено в междоусобие,
того не отыскивать. Пленники свободны без окупа. Прежняя Тверская
Феоктистова грамота должна иметь всю силу свою. Новгород платит Князю
в разные сроки от второй недели Великого Поста до Вербной, 12000
гривен серебра, зачитая в сей платеж взятое в Торжке у Бояр
Новогородских имение. Князь, приняв сполна вышеознач енную сумму,
должен освободить аманатов, изрезать сию грамоту и править нами
согласно с древним уставом".
Сей мир, вынужденный крайностию, не мог быть истинным, и Великий
Князь, сведав, что послы Новогородские тайно едут в Орду с жалобою на
него, велел переловить их; отозвал Наместников Княжеских из Новагорода
и пошел туда с войском. Новогородцы укрепили столицу, призвали жителей
Пскова, Ладоги, Русы, Корелов, Ижерцев, Вожан и ревностно готовились к
битве, одушевленные любовию к вольности и ненавистию к Великому Князю.
Он имел еще друзей между ими, но робких, безмолвных: ибо народ свирепо
вопил на Вече и грозил им казнию; свергнул одного Боярина с моста за
мнимую измену, а другого, совершенно невинного, умертвил по доносу
раба, что господин его в переписке с Михаилом. - Такое ужасное
остервенение и многочисленность собранных в Новегороде ратников
изумили Великого Князя: он стоял несколько времени близ города,
решился отступить и вздумал, к несчастию, идти назад ближайшею
дорогою, сквозь леса дремучие. Там войско его между озерами и болотами
тщетно искало пути удобного. Кони, люди падали мертвые от усталости и
голода; воины сдирали кожу с щитов своих, чтобы питаться ею. Надлежало
бросить или сжечь обозы. Князь вышел наконец из сих мрач ных пустынь с
одною пехотою, изнуренною и почти безоружною.
[1317 г.] Тогда Новогородцы прислали в Тверь Архиепископа Давида, без
всякой надменности моля Великого Князя освободить их аманатов;
предлагали ему серебро, мир и дружбу. "Дело сделано, - говорили они: -
желаем спокойствия и тишины". Михаил отвергнул сие предложение;
стыдился мира бесчестного, хотел победить и даровать его.
[1318 г.] Между тем Георгий жил в Орде, три года кланялся, дарил и
приобрел наконец столь великую милость, что юный Узбек, дав ему
старейшинство между Князьями Российскими, женил его на своей любимой
сестре Кончаке, названной в крещении Агафиею: дело не весьма согласное
с ревностию сего Хана к Вере Магометовой! Провождаемый Моголами и
Воеводою их, Кавгадыем, Георгий возвратился в Россию и, пылая
нетерпением сокрушить врага, хотел немедленно завоевать Тверь. Михаил
отправил к нему Послов. "Будь Великим Князем, если так угодно Царю, -
сказали они Георгию именем своего Государя: - только оставь Михаила
спокойно княжить в его наследии; иди в Владимир и распусти войско".
Ответом Князя Московского было опустошение Тверских сел и городов до
самых берегов Волги. Тогда Михаил призвал на совет Княжеский Епископа
и Бояр. "Судите меня с племянником, - говорил он: - не сам ли Хан
утвердил меня на Великом Княжении? Не заплатил ли я ему выхода, или
Царской пошлины? Теперь отказываюсь от сего достоинства и не могу
укротить злобы Георгия. Он ищет головы моей; жжет, терзает мою
наследственную область. Совесть меня не упрекает; но может быть,
ошибаюсь. Скажите ваше мнение: виновен ли я пред Георгием?" Епископ и
Бояре, умиленные горестию и добросердечием Князя, единогласно отвечали
ему: "Ты прав, Государь, пред лицом Всевышнего, и когда смирение твое
не могло тронуть ожесточенного врага, то возьми праведный меч в
десницу; иди: с тобою Бог и верные слуги, готовые умереть за доброго
Князя". - "Не за меня одного (сказал Михаил), но за множество людей
невинных, лишаемых крова отеческого, свободы и жизни. Вспомните речь
Евангельскую: кто положит душу свою за друга, той велик наречется. Да
будет нам слово Господне во спасение!" Великий Князь,
предводительствуя войском мужественным, встретил полки Георгиевы,
соединенные с Татарами и Мордвою, в 40 верстах от Твери, где ныне
селение Бортново. Началась битва. Казалось, что Михаил искал смерти:
шлем и латы его были все исстрелены, обсечены, но Князь цел и
невредим; везде отражал неприятелей и наконец обратил их в бегство.
Сия победа [22 декабря] спасла множество несчастных Россиян, жителей
Тверской области, взятых в неволю Татарами: смотря издали на
кровопролитие, безоружные, скованные, они помогали своему Князю
усердными молитвами и, видя его торжество, плакали от радости. Михаилу
представили жену Георгиеву, брата его Бориса Данииловича и Воеводу
Узбекова, Кавгадыя, вместе с другими пленниками. Великий Князь
запретил воинам убивать Татар и, ласково угостив Кавгадыя в Твери, с
богатыми дарами отпустил его к Хану. Сей лицемер клялся быть ему
другом; обвинял себя, Георгия и говорил, что они воевали Тверскую
область без повеления Узбекова.
Князь Московский бежал к Новогородцам, которые, еще не знав об успехе
его в Орде, дали Михаилу слово не вмешиваться в их распрю. (В сие
время они мстили Шведам за разбитие наших судов на Ладожском озере:
воевали приморскую часть Финляндии; взяли город Финского Князя и
другой - Епископов, или нынешний Або.) Узнав торжество Михаилово,
Новогородцы вступились за Георгия: собрали полки и приближились к
Волге. На другой стороне ее развевались знамена Тверские, украшенные
знаками свежей победы; однако ж Великий Князь не хотел вторичной
жестокой битвы и предложил Георгию ехать с ним в Орду. "Хан рассудят
нас, - говорил Михаил, - и воля его будет мне законом. Возвращаю
свободу супруге твоей, брату и всем Новогородским аманатам". На сем
основании сочинили договорную грамоту, в коей Георгий именован Великим
Князем и по коей Новогородцы, в ожидании суда Узбекова, могли свободно
торговать в Тверской области, а Послы их ездить чрез оную безопасно. К
несчастию, жена Георгиева скоропостижно умерла в Твери, и враги
Михаиловы распустили слух, что она была отравлена ядом. Может быть,
сам Георгий вымыслил сию клевету: по крайней мере охотно верил ей и
воспользовался случаем очернить своего великодушного неприятеля в
глазах Узбековых. Провождаемый многими Князьями и Боярами, он вместе с
Кавгадыем отправился к Хану; а неосторожный Михаил еще долго медлил,
послав в Орду двенадцатилетнего сына, Константина, защитника слабого и
бессловесного.
Между тем как враг его ревностно действовал в Сарае и подкупал Вельмож
Могольских, Великий Князь, имея чистую совесть и готовый всем
жертвовать благу России, спокойно занимался в Твери делами правления;
наконец, взяв благословение у Епископа, поехал. Великая Княгиня Анна
провожала его до берегов Нерли: там он исповедался с умилением, и,
вверяя Духовнику свою тайную мысль, сказал: "Может быть, в последний
раз открываю тебе внутренность души моей. Я всегда любил отечество, но
не мог прекратить наших злобных междоусобий: по крайней мере буду
доволен, если хотя смерть моя успокоит его". Михаил, скрывая сие
горестное предчувствие от нежной супруги, велел ей возвратиться. Посол
Ханский, именем Ахмыл, объявил ему в Владимире гнев Узбеков. "Спеши к
Царю, - говорил он: - или полки его чрез месяц вступят в твою область.
Кавгадый уверяет, что ты не будешь повиноваться". Устрашенные сим
известием, Бояре советовали Великому Князю остановиться. Добрые
сыновья Михаиловы, Димитрий и Александр, также заклинали отца не
ездить в Орду и послать туда кого-нибудь из них, чтобы умилостивить
Хана. "Нет, - отвечал Михаил: - Царь требует меня, а не вас: подвергну
ли отечество новому несчастию? Можем ли бороться со всею силою
неверных? За мое ослушание падет множество голов Христианских; бедных
Россиян толпами поведут в плен. Мне надобно будет умереть и тогда: не
лучше ли же ныне, когда могу еще своею погибелию спасти других?" Он
написал завещание, распорядил сыновьям Уделы, дал им отеческое
наставление, как жить добродетельно, и простился с ними навеки.
Михаил нашел Узбека на берегу моря Сурожского, или Азовского, при
устье Дона; вручил дары Хану, Царице, Вельможам и шесть недель жил
спокойно в Орде, не слыша ни угроз, ни обвинений. Но вдруг, как бы
вспомнив дело совершенно забытое, Узбек сказал Вельможам своим, чтобы
они рассудили Михаила с Георгием и без лицеприятия решили, кто из них
достоин казни. Начался суд. Вельможи собрались в особенном шатре,
подле Царского; призвали Михаила и велели ему отве чать на письменные
доносы многих Баскаков, обвинявших его в том, что он не платил Хану
всей определенной дани. Великий Князь ясно доказал их несправедливость
свидетельствами и бумагами; но злодей Кавгадый, главный доноситель,
был и судиею! Во второе заседание привели Михаила уже связанного и
грозно объявили ему две новые вины его, сказывая, что он дерзнул
обнажить меч на Посла Царева и ядом отравил жену Георгиеву. Великий
Князь отвечал: "В битве не узнают Послов; но я спас Кавгадыя и с
честию отпустил его. Второе обвинение есть гнусная клевета: как
Христианин свидетельствуюсь Богом, что у меня и на мысли не было
такого злодеяния". Судии не слушали его, отдали под стражу, велели
оковать цепями. Еще верные Бояре и слуги не отходили от своего злосч
астного Государя: приставы удалили их, наложили ему на шею тяжелую
колодку разделили между собою все драгоценные одежды Княжеские.
Узбек ехал тогда на ловлю к берегам Терека со всем войском, многими
знаменитыми данниками и Послами разных народов. Сия любимая забава
Ханова продолжалась обыкновенно месяц или два и разительно
представляла их величие: несколько сот тысяч людей было в движении;
каждый воин украшался лучшею своею одеждою и садился на лучшего коня;
купцы на бесчисленных телегах везли товары Индейские и Греческие;
роскошь, веселие господствовали в шумных, необозримых станах, и дикие
степи казались улицами городов многолюдных. Вся Орда тронулась: вслед
за нею повлекли и Михаила, ибо Узбек еще не решил судьбы его.
Несчастный Князь терпел уничижение и муку с великодушною твердостию.
На пути из Владимира к морю Азовскому он несколько раз приобщался
Святых Таин и, готовый умереть как должно Христианину, изъявил
чудесное спокойствие. Печальные Бояре снова имели к нему доступ:
Михаил ободрял их и с веселым лицом говорил: "Друзья! Вы долго видели
меня в чести и славе: будем ли неблагодарны? Вознегодуем ли на Бога за
унич ижение кратковременное? Выя моя скоро освободится от сего древа,
гнетущего оную". Ночи проводил он в молитве и в пении утешительных
Псалмов Давидовых; Отрок Княжеский держал перед ним книгу и
перевертывал листы: ибо стражи всякую ночь связывали руки Михаилу.
Желая мучить свою жертву, злобный Кавгадый в один день вывел его на
торговую площадь, усыпанную людьми; поставил на колена, ругался над
ним и вдруг, как бы тронутый сожалением, сказал ему: "Не унывай! Царь
поступает так и с родными в случае гнева; но завтра, или скоро,
объявят тебе милость, и снова будешь в чести". Торжествующий злодей
удалился. Князь, изнуренный, слабый, сел на площади, и любопытные
окружили его, рассказывая друг другу, что сей узник был великим
Государем в земле своей. Глаза Михаиловы наполнились слезами: он встал
и пошел в вежу, или шатер, читая тихим голосом из псалма: Вси видящие
мя покиваху главами своими... уповаю на Господа! - Несколько раз
верные слуги предлагали ему тайно уйти, сказывая, что кони и
проводники готовы."Я никогда не знал постыдного бегства, - отвечал
Михаил: - оно может только спасти меня, а не отечество. Воля Господня
да будет!"
Орда находилась уже далеко за Тереком и горами Черкасскими, близ Врат
Железных, или Дербента, подле Ясского города Тетякова, в 1277 году
взятого нашими Князьями для Хана Мангу-Тимура. Кавгадый ежедневно
приступал к Царю со мнимыми доказательствами, что Великий Князь есть
злодей обличенный: Узбек, юный, неопытный, опасался быть
несправедливым; наконец, обманутый согласием бессовестных судей,
единомышленников Георгиевых и Кавгадыевых, утвердил их приговор.
Михаил сведал и не ужаснулся; отслушав Заутреню (ибо с ним были Игумен
и два Священника), благословил сына своего, Константина; поручил ему
сказать матери и братьям, что он умирает их нежным другом; что они,
конечно, не оставят верных Бояр и слуг его, которые у престола и в
темнице изъявляли Государю равное усердие. Час решительный наступал.
Михаил, взяв у священника Псалтирь и разогнув оную, читал слова:
сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя. Душа его
невольно содрогнулась. Игумен сказал ему: "Государь! В сем же Псалме,
столь тебе известном, написано: возверзи на Господа печаль твою".
Великий Князь продолжал: кто даст ми криле яко голубине? и полещу и
почию... Умиленный сим живым образом свободы, он закрыл книгу, и в то
самое мгновение вбежал в ставку один из его Отроков с лицом бледным,
сказывая дрожащим голосом, что Князь Георгий Даниилович, Кавгадый и
множество народа приближаются к шатру. "Ведаю, для чего, -
ответствовал Михаил и немедленно послал юного сына своего к Царице,
именем Баялыни, будучи уверен в ее жалости. Георгий и Кавгадый
остановились близ шатра, на площади, и сошли с коней, отрядив убийц
совершить беззаконие. Всех людей Княжеских разогнали: Михаил стоял
один и молился: Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами.
Один из них, именем Романец (следственно, Христианской Веры), вонзил
ему нож в ребра и вырезал сердце. Народ вломился в ставку для грабежа,
позволенного у Моголов в таком случае. - Георгий и Кавгадый, узнав о
смерти Святого Мученика - ибо таковым справедливо признает его наша
Церковь - сели на коней и подъехали к шатру. Тело Михаила лежало
нагое. Кавгадый, свирепо взглянув на Георгия, сказал ему: "Он твой
дядя: оставишь ли труп его на поругание?" Слуга Георгиев закрыл оный
своею одеждою.
Михаил не обманулся в надежде на добродушие супруги Узбековой: она с ч
увствительностию приняла и старалась утешить юного Константина,
защитила и Бояр его, успевших отдать себя в ее покровительство: другие
же, схваченные злобными врагами их Государя, были истерзаны и
заключены в оковы. - Георгий послал тело Великого Князя в Маджары,
город торговый (на реке Куме, в Кавказской Губернии), где, как
вероятно, обитали некогда Угры, изгнанные Печенегами из Лебедии. Там
многие купцы, знав лично Михаила, желали прикрыть оное драгоценными
плащеницами и внести в церковь; но Бояре Георгиевы не пустили их к
окровавленному трупу и поставили его в хлеве. В Ясском городе Бездеже
они также не хотели остановиться у церкови Христианской, днем и ночью
стерегли тело; наконец привезли в Москву и погребли в монастыре
Спасском (в Кремле, где стоит еще древняя церковь Преображения).
Злодей Кавгадый чрез несколько месяцев кончил жизнь свою внезапно;
увидим, что Провидение наказало и жестокого Георгия; а память
Михаилова была священна для современников и потомства: ибо сей Князь,
столь великодушный в бедствии, заслужил славное имя отечестволюбца.
Кроме одних Новогородцев, считавших его опасным врагом народной
вольности, все жалели об нем искренно, но всех более верные,
мужественные Тверитяне: ибо он возвеличил сие Княжение и любил их
действительно как отец. Сверх достоинств государственных - ума
проницательного, твердости, мужества - Михаил отличался и
семейственными: нежною любовию к супруге, к детям, в особенности к
матери, умной, добродетельной Ксении, воспитавшей его в правилах
благочестия и скончавшей дни свои Монахинею.
При сем Великом Князе Ростов, Кострома и Брянск были жертвою хищных
Татар. Наследник Константина Борисовича Ростовского, умершего в Орде,
сын его Василий (в 1316 году) приехал от Хана в столицу свою с двумя
Могольскими Вельможами, коих грабительство и насилие остались в ней
надолго памятными. Такие разбойники назывались обыкновенно Послами.
Один из них (в 1318 году), убив в Костроме 120 человек, опустошил
Ростов огнем и мечом, взял сокровища церковные, пленил многих людей.
Несчастие Брянска произошло от междоусобия двух Князей. Там
господствовал Василий, внук Романов: изгнанный дядею, Святославом, он
возвратился (в 1310 году) с шайкой Моголов. Святослав, в надежде на
усердие жителей, спешил отразить их; но граждане изменили ему: бросили
знамена и побежали. Он не хотел уступить и лег на месте битвы со своею
дружиною Княжескою, оказав редкое, но бесполезное мужество. Победители
расхитили город.
В Брянске находился тогда новый Митрополит, преемник Максимов: он едва
мог, ушедши в церковь, спастися от лютости Татар. По кончине Максима
(в 1305 году) какой-то Игумен Геронтий вздумал было своевольно занять
его место, присвоив себе утварь Святительскую и жезл Пастыря; но
Патриарх Афанасий в угодность Князю Галицкому, отвергнув Геронтия (в
1308 году), посвятил в Митрополиты для всей России Петра, Волынского
Игумена, мужа столь ревностного в исполнении своих Пастырских
обязанностей, что Духовенство северной России единогласно благословило
его высокую добродетель. Один Тверской Епископ, сын Князя Литовского
Герденя, легкомысленный и гордый, дерзнул злословить сего Митрополита;
но был торжественно обличен в клевете на Соборе в Переславле
Залесском, где присутствовали Епископ Ростовский, Игумены, Священники,
Князья, Вельможи и Посол Цареградского Патриарха. Истиною и любовию
заградив уста клеветнику, Петр, вместо укоризн, сказал ему: Мир ти о
Христе, чадо! Отныне блюдися лжи; мимошедшая же да отпустит ти
Господь! .. В других случаях сей кроткий Архипастырь умел быть и
строгим: снял Епископский сан с Исмаила Сарского, без сомнения за
важное преступление относительно к Церкви или отеч еству, и предал
анафеме какого-то опасного еретика Сеита, обличенного им в
богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться. Как достойный
учитель Веры Христианской, Петр склонял Князей к миролюбию, заклинал
несчастного Святослава Брянского не вступать в битву с Василием и
старался прекратить вражду между Князьями Тверскими и Московским; не
имея средств избавить народ от ига, желая по крайней мере оградить
безопасностию церкви святые и домы ее служителей; ездил в Орду с
Михаилом (в 1313 году) и выходил для них так называемый ярлык, или
грамоту льготную, в коей Узбек, следуя примеру бывших до него Ханов,
подтвердил важные права и выгоды Российского Духовенства. Мы имеем сей
ярлык и многие иные новейшие, достопамятные содержанием и слогом. Хан
пишет: "Вышнего и бессмертного Бога волею и силою, величеством и
милостию. Узбеково слово ко всем Князьям великим, средним и нижним,
Воеводам, книжникам, Баскакам, писцам, мимоездящим Послам,
сокольникам, пардусникам во всех Улусах и странах, где Бога
бессмертного силою наша власть держит и слово наше владеет. Да никто
не обидит в Руси Церковь Соборную, Петра Митрополита и людей его,
Архимандритов, Игуменов, Попов, и проч. Их грады, волости, села,
земли, ловли, борти, луга, леса, винограды, сады, мельницы, хуторы
свободны от всякой дани и пошлины: ибо все то есть Божие; ибо сии люди
молитвою своею блюдут нас и наше воинство укрепляют. Да будут они
подсудны единому Митрополиту, согласно с древним законом их и
грамотами прежних Царей Ординских. Да пребывает Митрополит в тихом и
кротком житии; да правым сердцем и без печали молит Бога за нас и
детей наших. Кто возьмет что-нибудь у Духовных, заплатит втрое; кто
дерзнет порицать Веру Русскую, кто обидит церковь, монастырь, часовню,
да умрет! и про ч. Писано Заячьего лета, осеннего первого месяца,
четвертого Ветха (то есть в ч етвертый день ущерба луны) на полях".
Говоря о данях, собираемых в России, Узбек именует поплужную, или с
каждой сохи, мостовую, береговую: увольняет церковников от воинской
службы, подвод и всякой работы. В таком порабощении находились
Россияне, всего более угнетаемые ненасытным сребролюбием Ханских
пошлинников или откупщиков Царской дани, между коими бывали иногда и
Жиды, обитатели Крыма, или Тавриды.
К сему общему государственному злу присоединялись тогда весьма частые
естественные бедствия. Летописцы сказывают, что в 1309 году явилось
везде ч удесное множество мышей, которые съели хлеб на полях, рожь,
овес, пшеницу: от ч его в целой России произошли голод, мор на людей и
на скот. В 1314 году Новгород терпел великий недостаток в съестных
припасах; а народ Псковский, угнетаемый дороговизною, грабил домы и
села богатых людей так, что Правительство долженствовало употребить
весьма строгие меры для восстановления тишины и казнить пятьдесят
главных мятежников. Зобница ржи стоила там 5 гривен. В 1318 году
свирепствовала в Твери какая-то жестокая, смертоносная болезнь.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51-52-53-54-55-56-57-58-59-60-61-62-63-64-65-66-67-68-69-70-71-72-73-74-75-76-77-78-79
|