Глава III
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ. Г. 1263-1272
Древнейшая грамота Новогородская. Брак Ярославов. Мятежи
в Литве. Война в Ливонии. Баскаки. Упреки Великому Князю. Мир
Новогородцев с Ярославом. Татары принимают Веру Магометову. Кончина
Ярослава. Перемены в Уделах. Князь Феодор, зять Ханов. Смерть и
добродетели Короля Даниила. Происшествия в западной России. Основание
Кафы. Город Крым.
Андрей Ярославич должен был наследовать престол Владимирский; но как
он умер ч ерез несколько месяцев по кончине Невского, то брат их,
Ярослав Тверской, сделался Великим Князем. Новогородцы также признали
его своим Начальником, выгнав юного Димитрия Александровича за его
малолетство; но хотели, чтобы Ярослав дал клятву в верном соблюдении
условий. Мы имеем подлинник сего торжественного договора, писанного от
имени Архиепископа, Михаила Посадника, Тысячского Кодрата и всего
Новагорода, от старейших и меньших. Там сказано: "Князь Ярослав!
Требуем, чтобы ты, подобно предкам твоим и родителю, утвердил крестным
целованием священный обет править Новымгородом по древнему
обыкновению, брать одни дары с наших областей, поручать оные только
Новогородским, а не Княжеским чиновникам, не избирать их без согласия
Посадника и без вины не сменять тех, которые определены братом твоим
Александром, сыном его Димитрием и Новогородцами. В Торжке и Волоке
будут Княжеские и наши Тиуны (или судии): первые в твоей части, вторые
в Новогородской; а в Бежицах ни тебе, ни Княгине, ни Боярам, ни
Дворянам твоим сел не иметь, не покупать и не принимать в дар, равно
как и в других владениях Новагорода: в Волоке, Торжке и проч.; также в
Вологде, Заволочье, Коле, Перми, Печере, Югре. В Русу можешь ты,
Князь, ездить осенью, не летом; а в Ладогу посылай своего рыбника и
медовара по грамоте отца твоего, Ярослава. Димитрий и Новогородцы дали
Бежичанам и Обонежцам на три года право судиться собственным их судом:
не нарушай сего временного устава и не посылай к ним судей. Не выводи
народа в свою землю из областей наших, ни принужденно, ни волею.
Княгиня, Бояре и Дворяне твои не должны брать людей в залог по долгам,
ни купцов, ни земледельцев. Отведем сенные покосы для тебя и Бояр
твоих; но не требуй отнятых у нас Князем Александром, и вообще не
подражай ему в действиях самовластия. Тиунам и Дворянам Княжеским,
объезжающим волости, даются прогоны, как издревле установлено, и
только одни разные гонцы могут в селах требовать лошадей от купцов.
Что касается до пошлин, то купцы наши в твоей и во всей земле
Суздальской обязаны платить по две векши с лодки, с возу и с короба
льну или хмеля. Так бывало, Князь, при отцах и дедах твоих и наших.
Целуй же святой крест во уверение, что исполнишь сии условия; целуй не
чрез посредников, но сам и в присутствии Послов Новогородских. А затем
мы кланяемся тебе, Господину Князю". - Сия любопытная грамота
свидетельствует, что собственный доход Князей Новогородских состоял в
дарах, а дань шла в казну общественную; что избрание областных
начальников хотя и зависело от Князя, но требовало согласия
Посадникова; что некоторые волости откупали право иметь собственных
судей; что Новогородцы не дозволяли единоземцам своим переселяться в
другие Княжения; что купцы их в областях соседственных торговали по
большей части хмелем и льном; ч то Ладожане давали мед и рыбу для
стола Княжеского, преимущественно изобилуя оными. - Здесь в первый раз
упоминается о городе Вологде, которая, по тамошним церковным запискам,
около 1147 году была торговым местечком, окруженным, лесами, а в
следующие времена городом знатным, обнесенным каменною стеною;
развалины ее башен и ворот доныне приметны.
[1265 г.] Ярослав, клятвенно утвердив договор, приехал в Новгород,
где, будучи вдов, женился на Ксении, дочери какого-то Юрия
Михайловича. Там сведал он о важных происшествиях в Литве. Не стало
Миндовга, Короля Литовского, злодейски убитого ближними
родственниками. Они умертвили и Товтивила Полоцкого, коварно заманив
его в сети, и дали Полочанам своего Князя; а сын Товтивилов, спасаясь
от сих убийц, приехал в Новгород. Россияне с горестию видели
идолопоклонника на троне православного, некогда столь знаменитого
Княжения; но утешались междоусобием и бедствиями Литовцев. Миндовг
имел сына, именем Воишелга, который господствовал в Новогродке, изгнав
оттуда Романа Данииловича, и славился тиранством, ежедневно плавая в
крови жертв невинных. К радости бедных подданных, он еще при жизни
отца сделался Христианином и, смягченный Верою Спасителя, возненавидел
самую власть мирскую: уехал к Даниилу Галицкому; крестил сына Львова,
Юрия, отказался от света; жил долго в обители Полонинского Игумена,
Григория, известного благочестием; хотел видеть Иерусалим и гору
Афонскую; возвратился с пути и, на берегу Немана основав монастырь,
трудился в оном несколько лет, ревностно исполняя все обязанности
Инока. Миндовг ни ласками, ни угрозами не мог поколебать его усердия к
Христианству; но весть о несчастной смерти отца произвела в Воишелге
действие чрезвычайное: он затрепетал от гнева, схватил меч и, свергнув
с себя монашескую одежду, дал Богу обет чрез три года снова надеть ее,
когда отмстит врагам Миндовга. Сия месть была ужасна: собрав полки,
Воишелг явился в Литве как зверь свирепый и, признанный там единодушно
Государем, истребил множество людей, называя их предателями. Триста
семейств Литовских искали убежища во Пскове, крестились и нашли
великодушного заступника в Ярославле: ибо Новогородцы хотели было
умертвить сих несчастных.
[1266 г.] В то же время один из родственников Миндовговых, именем
Довмонт, выехал из отечества и, к удовольствию Псковитян приняв у них
Веру Христианскую, снискал столь великую доверенность между ими, что
они без согласия Ярославова объявили его своим Князем и дали ему
войско для опустошения Литвы. Довмонт оправдал сию доверенность
подвигами мужества и ненавистию к соотечественникам: разорив область
Литовского Князя Герденя, пленил его жену, двух сыновей и на берегах
Двины одержал решительную над ним победу [18 июня]. Множество Литовцев
утонуло в Двине, и сам Гердень едва ушел; а Псковитяне, славя
храбрость Довмонта, с восхищением видели в нем набожность
Христианскую: ибо он смиренно приписывал успех своего оружия
единственно заступлению Святого Леонтия, победив неприятелей в день
памяти сего Мученика.
[1267 г.] Между тем Ярослав, досадуя на Псковитян за самовольное
избрание Князя чужеземного, желал изгнать Довмонта и привел для того в
Новгород полки Суздальские; но должен был отпустить их назад.
Новогородцы не хотели слышать о сей войне междоусобной и сказали ему:
"Другу ли Святой Софии быть неприятелем Пскова?" - Ярослав уехал в
Владимир, оставив у них своего племянника, Юрия Андреевича, при коем
знатная часть Новагорода обратилась в пепел. Конец Неревский исчез
совершенно. Многие люди сгорели, и даже самые купеческие суда в
пристани, нагруженные товаром: Волхов, по словам Летописца, казался
пылающим. Богатые граждане в несколько часов обедняли, а бедные
разбогатели, в общем смятении захватив чужие драгоценные вещи.
Сие бедствие не мешало Новогородцам заниматься делами ратными: войско
их ходило с Довмонтом и Псковитянами на Литву, сделало много вреда
неприятелю и возвратилось без урона; другое осаждало Везенберг, или
Раковор, в Эстонии, подвластной Датчанам, но не могло взять его. Желая
загладить сию неудачу, Новогородцы сыскали искусных мастеров и велели
им на дворе Архиепископском строить большие стенобитные орудия;
призвали Димитрия Александровича из Переславля с войском, Довмонта
Псковского, и ждали самого Великого Князя: но Ярослав вместо себя
прислал к ним двух сыновей, Святослава и Михаила. В то время, как
войско готовилось выступить, лазутчики Немецкого Ордена, называясь
Послами от Риги, Феллина и Дерпта, явились в Новегороде, говоря нашим
Князьям, что Рыцарство Ливонское желает остаться в дружбе с ними, не
думает помогать Дат чанам и не вмешивается в их дела с Россиянами.
Немцы дали клятву в истине своих уверений, и Новогородский Боярин,
отправленный к Епископам и к чиновникам Дворян Божьих - так у нас
именовали Рыцарей Ливонских - заставил их присягнуть в том же. Считая
Немцев друзьями, Россияне надеялись легко управиться с Датч анами, шли
к Везенбергу тремя путями, разоряли селения и, зная, что многие жители
скрываются в одной неприступной пещере с своим имением, посредством
какой-то искусственной машины пустили туда воду [23 января 1268 г.]:
бедные Эстонцы выскочили и без милости были изрублены в куски; а
добычу, найденную в пещере, Новогородцы отдали всю Князю Димитрию. Уже
войско наше, приближаясь к Раковору, стояло на берегах Кеголи, и
вдруг, к изумлению своему, увидело сильные полки Немецкие, коими
предводительствовал сам Магистр Ордена, именем Отто фон Роденштейн, и
Епископ Дерптский Александр, в противность данной клятве взявшие
сторону Датчан. Видя, что надобно разведаться с ними мечом,
Новогородцы немедленно перешли за реку и стали против Железного
Немецкого полку; сын Ярославов, Михаил, на левом крыле; Довмонт
Псковский, Димитрий и Святослав на правом. Ударили [18 февраля] смело
и мужественно с обеих сторон. "Ни отцы, ни деды наши, - говорит
Летописец, - не видали такой жестокой сечи". Новогородцы, имея дело с
отборною Немецкою фалангою, падали целыми рядами. Посадник Михаил и
многие чиновники были убиты; Тысячский, именем Кодрат, пропал без
вести, а Князь Юрий Андреевич обратил тыл. Псковитяне, Ладожане стояли
дружно. Наконец Князь Димитрий и Новогородцы сломили неприятелей и
гнали их семь верст до самого города; но, возвратясь на место битвы,
увидели еще другой полк Немецкий, который врезался в наши обозы. Между
тем наступил темный вечер. Благоразумные Вожди советовали подождать
утра, чтобы в ночной схватке не убивать своих вместо неприятелей, и с
трудом могли удержать пылких воинов. Ожидали света с нетерпением; но
Рыцари, пользуясь темнотою, ушли. Три дня стояли Россияне на костях,
то есть на месте сражения, в знак победы, и решились идти назад: ибо,
претерпев великий урон, не могли заняться осадою городов. Вместо
добычи они принесли с собою трупы убиенных, знаменитых Бояр, и
схоронили тело Посадника Михаила в Софийской церкви. Сия честь и слезы
целого Новагорода были ему воздаянием за его славную кончину. Избрали
нового Посадника, именем Павшу; а место Тысячского осталось праздно,
ибо народ еще не имел вести о судьбе Кодратовой. - Сию кровопролитную
битву долго помнили в Новегороде и в Риге. Ливонские Историки пишут,
что на месте сражения легло 5000 наших и 1350 Немцев; в числе
последних был и Дерптский Епископ.
[1269 г.] Злобствуя на Россиян, Магистр Ордена собрал новые силы;
пришел на судах и с конницею в область Псковскую: сжег Изборск, осадил
Псков и думал сравнять его с землею, имея множество стенобитных орудий
и 18000 воинов (число великое по тогдашнему времени). Отто грозился
наказать Довмонта: ибо сей Князь был страшен не только для Литвы, но и
для соседственных Немцев, и незадолго до того времени истребил их
отряд на границе. Мужественный Довмонт, осмотрев силу неприятелей и
готовясь к битве, привел всю дружину в храм Святой Троицы, положил меч
свой пред олтарем и молился, да будут удары его для врагов
смертоносны. Благословенный игуменом Исидором (который собственною
рукою препоясал ему меч), Князь новыми подвигами геройства заслужил
удивление и любовь Псковитян; десять дней бился с Немцами; ранил
Магистра. Между тем Новогородцы с Князем Юрием Андреевичем приспели и
заставили Рыцарей отступить за реку Великую; вошли в переговоры с ними
и согласились дать им мир. Те и другие остались при своем, потеряв
множество людей без всякой пользы.
Тогда Великий Князь Ярослав прибыл в Новгород и, досадуя на многих
чиновников за сию войну кровопролитную, хотел их сменить или
немедленно выехать из столицы. Граждане объявили решительно, что они
не согласны на первое, но молили его у них остаться, ибо мир,
заключенный с Немцами, казался им ненадежным; сведав же, что Великий
Князь действительно уехал, отправили вслед за ним Архиепископа,
который наконец уговорил Ярослава возвратиться из Бронниц. Ч иновников
не сменили, однако ж, в угодность Князю, граждане избрали в Тысячские
одного преданного ему человека, именем Ратибора, и начали готовиться к
войне. Князья Суздальских Уделов и полки Ярославовы собралися в
Новгород, куда приехал и великий Владимирский Баскак, Татарин Амраган.
Сей чиновник Хана - имея, кажется, участие и в наших государственных
советах - одобрил намерение Россиян идти к Ревелю; но Датчане и Немцы,
ослабленные претерпенным ими уроном, не захотели новой войны и,
добровольно уступив нам все берега Наровы, обезоружили тем Ярослава.
[1270 г.] Оставив в покое Эстонию, Великий Князь хотел было вести
полки свои в землю Корельскую, чтобы утвердить ее жителей в
послушании; Новогородцы просили его не тревожить сих бедных людей, и
Князь отпустил войско, не предвидя для себя опасности. Уверенный в
преданности некоторых чиновников, а может быть и в покровительстве
Татар, он худо исполнял заключенный им договор с Новогородцами:
действовал иногда как Государь самовластный: слышал ропот и не уважал
его. Общее неудовольствие возрастало. Вдруг, к изумлению Князя,
ударили в Вечевой колокол: настал грозный час суда народного, и люди
со всех сторон бежали к Св. Софии решить судьбу отечества, как они
думали. Первым определением сего шумного Веча было изгнать Ярослава и
казнить любимцев Княжеских: главного из них умертвили; другие ушли в
церковь Св. Николая и на Городище, к Ярославу, оставив домы свои в
жертву народу, разломавшему оные до последнего бревна. Именем
Новагорода вручили Князю грамоту обвинительную. "Для чего, - писали к
нему граждане, - завладел ты двором Морткинича? Для чего взял серебро
с Бояр Никифора, Романа и Варфоломея? Для чего выводишь отсюда
иноземцев, мирно живущих с нами? Для чего птицеловы твои отнимают у
нас реку Волхов, а звероловы поля? Да будет ныне конец твоему насилию!
Иди, куда хочешь; а мы найдем себе Князя". Ярослав послал сына и
Тысячского. своего на Вече с уверением, что он сделает все угодное
народу. "Нет! - ответствовали ему граждане: - Мы не хотим тебя.
Удались, или будешь немедленно изгнан". Великий Князь уехал; а
Новогородцы отправили Посольство к Димитрию Александровичу, думая, что
он с радостию согласится княжить у них; но Димитрий отрекся и велел им
сказать: "Не хочу престола, с коего вы согнали моего дядю".
Сей отказ весьма огорчил Новогородцев. В то же время они получили
известие от Василия, меньшего Ярославова брата, что Великий Князь,
пылая гневом, готовится идти на них с полками Моголов, с Димитрием
Нереславским и с Глебом Смоленским (сыном Ростислава Мстиславича). "Но
будьте спокойны, - писал к ним Василий: - Святая София есть моя
отчина; я готов служить ей и вам". Он поехал в Орду, где любимец
Великого Князя, Ратибор, Тысячский Новагорода, вооружил Хана против
своих единоземцев, говоря ему: "Новогородцы враги твои; изгнали
Ярослава с бесч естием, разграбили наши домы и хотели нас умертвить
единственно за то, что мы требовали с них для тебя дани". Обманутый
Хан послал войско, чтобы смирить ослушников; но Василий Ярославич
вывел его из заблуждения, объяснив ему, что Новогородцы ничем не
оскорбили Моголов и что неудовольствия их на Великого Князя
справедливы. Тогда Хан велел полкам своим возвратиться; а Василий,
оказав столь важную услугу Новогородцам, надеялся быть их Князем.
Готовые умереть за права вольности, они укрепили столицу с обеих
сторон высоким тыном, сносили имение в средину города и ждали
неприятелей.
Ярослав приближился к самому Городищу; но видя там всех жителей
вооруженных, конных и пеших, обратился к Русе и, заняв оную своим
войском, прислал оттуда Боярина с дружелюбными предложениями в
Новгород. "Забываю, - говорил он, - сделанные мне вами обиды, и все
Князья Российские будут моими поруками в верном исполнении наших
условий". Новогородцы ответствовали ему чрез Посла: "Князь! Ты объявил
себя врагом Святой Софии: оставь же нас в покое, или мы умрем за отеч
ество. Не имеем Князя; но за нас Бог, правда и Святая София; а тебя не
хотим". Вслед за Послом двинулось к Русе их войско многочисленное, в
коем находились Ладожане, Корелы, Ижерцы, Вожане и Псковитяне. Стан их
был на одной стороне реки, Ярославов на другой: прошла неделя в
бездействии. Тогда Новогородцы получ или грамоту от Митрополита
Кирилла. Сей достойный Пастырь Церкви именем отеч ества и Веры
заклинал их не проливать крови: ручался за Ярослава и брал на себя
грех, если они, в исступлении злобы, дали Богу клятву не мириться с
Великим Князем. Слова добродетельного старца тронули Новогородцев, и
Послы Ярославовы, прибыв к ним в стан, довершили благое дело мира.
Написали договор: Великий Князь утвердил оный целованием креста. Сия
грамота также хранится в нашем архиве и содержанием подобна первой;
означим только некоторые прибавления. В ней сказано от имени
Новагорода: "Князь Ярослав! Забудь гнев на Владыку, Посадника и всех
мужей Новогородских; не мсти им ни судом, ни словом, ни делом. Не верь
клеветникам; не принимай доносов от раба на господина. Послов и купцов
наших, остановленных в Костроме и в других городах Низовских, выпусти
с их имением; освободи также военнопленных и всех должников
Новогородских, задержанных в Торжке Князем Юрием Андреевичем, или
твоих собственных, или Княгининых, или Боярских (купец да идет в свою
Сотню, а селянин в свой погост). Не раздавай никому государственных
даней. Возврати грамоту отца твоего, которую ты у нас отнял; и вместо
новых, данных тобою, да имеют силу прежние, Ярославовы и Александровы
грамоты. "На дворе Немецком торгуй единственно через наших купцов; а
двора не затворяй и не посылай туда приставов. Село Святой Софии
останется ее неотъемлемою собственностию. Новогородцы не должны быть
судимы в земле Суздальской. Купцы наши да торгуют в ней свободно по
грамоте Ханской; бери там установленные пошлины, но в областях
Новогородских не заводи таможни. Судьи начинают свои объезды с Петрова
дня", и проч. На белой стороне сей хартии, к коей привязана свинцовая
печать, написано, что Послы Хана Татарского, Чевгу и Банши, прибыли с
его грамотою в Новгород возвести Ярослава на престол. Столь велика
была зависимость Князей Российских!
Ярослав жил потом несколько месяцев в Новегороде. Не любя Довмонта, он
дал Псковитянам иного Князя - но только на малое время - какого-то
Айгуста, и зимою уехал в Владимир, поручив Новгород Наместнику, Андрею
Вратиславичу. Великое Княжение Суздальское было спокойно, то есть
рабствовало в тишине, и народ благодарил Небо за облегчение своей
доли, которое состояло в том, что преемник Хана, или Царя Берки, брат
его, именем Мангу-Тимур, освободил Россиян от насилия откупщиков
Харазских. Историк Могольский, Абульгази, хвалит Тимура за его острый
ум; но ум не смягчал в нем жестокого сердца, и память сего Хана запе
чатлена в наших летописях кровию доброго сына Олегова, Романа, Князя
Рязанского, принявшего в Орде венец Мученика. Еще Хан Берка, имев
случай говорить о Вере с купцами Бухарскими и плененный учением
Алкорана, объявил себя ревностным Магометанином: пример его служил
законом для большей части Моголов, весьма равнодушных к древнему
идолопоклонству; а как всякая новая Вера обыкновенно производит
изуверов или фанатиков, то они, вместо прежней терпимости, начали
славиться пламенным усердием ко мнимой божественности Алкорана. Может
быть, Князь Роман неосторожно говорил о сем ослеплении ума: донесли
Тимуру, что он хулит их Закон. Тогда Роман, принуждаемый дать ответ,
не хотел изменить совести и говорил так смело, что озлобленные
варвары, заткнув ему рот, изрезали несчастного Князя по составам и
взоткнули голову его на копие, содрав с нее кожу. Россияне проливали
слезы, но утешались твердостию сего второго Михаила и думали, что Бог
не оставил той земли, где Князья, презирая славу мирскую, столь
великодушно умирают за Его святую Веру.
Великий Князь Ярослав, следуя примеру отца и Александра Невского,
старался всеми способами угождать Хану и подобно им кончил жизнь свою
[в 1272 г.] на возвратном пути из Орды, куда он ездил с братом
Василием и с племянником Димитрием Александровичем. Тело его было
отвезено для погребения в Тверь. Летописцы не говорят ни слова о
характере сего Князя: видим только, что Ярослав не умел ни
довольствоваться ограниченною властию, ни утвердить самовластия смелою
решительностию; обижал народ и винился как преступник; не отличался
ратным духом, ибо не хотел сам предводительствовать войском, когда оно
сражалось с Немцами; не мог назваться и другом отечества, ибо вооружал
Моголов против Новагорода.
Опишем разные особенные происшествия Ярославова времени. При сем
Государе сделались некоторые перемены в частных Уделах Великого
Княжения. Василий Всеволодович, внук Константинов, умерший еще в 1249
году, оставил на престоле Ярославской области супругу Ксению и
малолетнюю дочь Марию, которая после соч еталась браком с Феодором
Ростиславичем Черным, внуком Мстислава Давидовича Смоленского,
Удельным Князем Можайска. Считая себя обиженным старшими братьями,
Глебом и Михаилом, он переехал в Ярославль, наследие супруги его, и
княжил там вместе с тещею. К сему известию новейшие Летописцы
прибавляют следующую повесть: "Феодор, быв в Орде, мужественною
красотою и разумом столь пленил Царицу Могольскую, что она желала
выдать за него дочь свою. В то самое время Мария скончалась в
Ярославле, и народ, объявив ее сына, Михаила, Владетельным Князем, уже
не хотел повиноваться Феодору, который, лишась супруги и престола,
согласился быть зятем Хана, или Царя Капчакского. Все препятствия
исчезли: Хан позволил дочери креститься, и Константинопольский
Патриарх торжественною грамотою утвердил ее благословенное
супружество; а тесть построил для Феодора великолепные палаты в Сарае
и дал ему множество городов: Чернигов, Херсон, Болгары, Казань; по
смерти же юного Михаила Феодоровича возвел сего любимого зятя на
престол Ярославский, наказав его врагов. Супруга Феодорова, названная
в крещении Анною, построила в Ярославле храм Архистратига Михаила и
заслужила имя добродетельной Христианки". Ежели сия повесть
справедлива, то вероятно, что Феодор был зятем не Мангу-Тимура, а
Ногая, женатого на Христианке и не хотевшего принять Веры
Магометанской.
Димитрий Святославич, Князь Юрьева Польского, двоюродный брат
Ярослава, умер в 1269 году; и с того времени 70 лет не упоминается в
нашей истории о Владетелях Юрьевских. Сей набожный Князь принял Схиму
от Епископа Ростовского и, закрывая глаза навеки, сказал ему: "Святый
Владыко! ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как
доброго воина Христова. Там, в жизни вечной, царствует Бог милосердия:
иду служить Ему с Верою и надеждою". Сии последние слова Димитриевы
казались Летописцам достопамятнее дел его, совершенно для нас
неизвестных.
Лет за шесть до Ярославовой смерти преставился (и погребен в Холме)
знаменитый Даниил, Король Галицкий, славный воинскими и
государственными достоинствами, а еще более отменным милосердием, от
коего не могли отвратить его ни измены, ни самая гнусная
неблагодарность Бояр мятежных: добродетель редкая во времена жестокие
и столь бурные. Милостивый к подданным, он и в других отношениях
исполнял уставы нравственности: в юности чтил Князей старших; изъявлял
нежную любовь к матери и к брату, получившему от него в Удел область
Владимирскую; помнил благодеяния, ему оказанные; наблюдал правило
верности в союзах, победами и разумом утверждая безопасность и честь
державы Галицкой; нашествием Моголов расстроенный в видах своей
Политики, не изумился, не утратил бодрости духа: хотя не мог
совершенно избавиться от их свирепого тиранства, но закрыл глаза с
надеждою, что его потомки будут счастливее, следуя принятой им системе
держаться союза Государей западных, иногда обольщать варваров золотом
и смирением, иногда устрашать силою, в ожидании, что они, как Гунны
Аттилины, как Обры, исчезнут, сокрушенные или внутренним междоусобием,
или общим усилием Государей Европейских. Сия надежда не совсем
обманула Даниила: его преемники рабствовали менее иных Князей
Российских, уважаемые и Ханами и соседственными Христианскими
Державами, которые в течение целого века считали Княжество Галицкое
верным для себя оплотом с опасной стороны Моголов.
Первым следствием кончины Данииловой была война наследников его с
Болеславом Польским. Василько остался Князем Владимирским, Лев
Перемышльским; Роман Даниилович умер; третий брат их, Мстислав,
господствовал в Луцке и Дубне; меньший Шварн - кажется, любезнейший
отцу, - в Галиче, Холме и Дрогичине. Несмотря на мир и союз, за
несколько лет до того времени утвержденный в Тернаве между Болеславом
и Даниилом, корыстолюбивые Бояре Шварновы не усомнились вместе с
Литвою грабить Польские владения. Болеслав хотел отмстить: дошло до
битвы, в коей дружина Шварнова претерпела великий урон; наконец
примирились, ибо общая польза обеих Держав того требовала.
Хотя Княжество Даниилово разделилось на части, однако ж его сыновья
действовали согласно в государственных предприятиях и слушались дяди,
опытного, благоразумного Василька, несмотря на то, что Князь Лев с
неудовольствием видел меньшего брата властелином Галича и Холма. Сия
зависть еще усилилась от нового происшествия, которое могло быть важно
и весьма счастливо не только для южной России, но и для спокойствия
других земель соседственных. Бывший инок Воишелг, сын Миндовга,
искренний друг Василька и Шварна, своего зятя, с их помощию овладев
большею частию Литвы, раздробленной на многие области, дал последнему
в ней Удел, а наконец уступил ему и престол; снял с себя одежду
Княжескую и заклю чился в монастыре Угровском, исполняя произнесенный
им обет. Россияне надеялись, что грабительства Литовские уже не
возобновятся и что сей опасный народ, правимый сыном Данииловым,
составит одну Державу с Галицким Княжением; но Лев, думая о пользе
собственного властолюбия еще более, нежели о благе отеч ества, не мог
снести равнодушно, что сильное Княжество Литовское досталось не ему, а
юному Шварну; злобился на Воишелга и дерзнул на месть подлую и
свирепую. Он предложил Воишелгу съехаться с ним в Владимире будто бы
для какого-то важного дела. Сей Князь-Инок сомневался, зная коварство
Льва; но уверенный в безопасности словом добродушного Василька,
приехал в Владимир и стал в монастыре Св. Михаила. На другой день был
обед у знатнейшего Вельможи Даниилова, Немца Маркольта, где Князья по
тогдашнему обыкновению пили весьма неумеренно и где Лев с удивительным
искусством притворялся нежным другом Миндовгова сына. Настал вечер:
Воишелг спокойно возвратился в монастырь, куда вслед за ним прискакал
и Лев, желая, как он говорил, еще повеселить любезного кума.
Несчастный отпер дверь: вдруг слуги Княжеские окружили его, и Лев,
грозным голосом исчислив бедствия, претерпенные Россиею от Литвы,
саблею рассек ему голову. Ни Василько, ни Шварн не участвовали в
заговоре: они жалели, что имя Русское очернилось злодейским
вероломством, и с честию погребли Воишелга в обители Св. Михаила.
Пишут, что сей Литовский Князь, от природы жестокосердный, будучи
властителем, сверх одежды богатой носил черную мантию и потому
заслужил название волка в коже агнца. Но он имел право на
благодарность Россиян, хотев, по усердию к Вере Христианской и любви к
ним, чтобы кровь Св. Владимира, браками Даниила и Шварна соединенная с
кровию славного Миндовга, царствовала в Литве. К несчастию, столь
важное для России благодеяние не имело желаемых следствий: Шварн в
юности умер, и Князь Литовский, именем Тройден, верою языч ник,
сердцем Нерон, сел на Миндовговом троне. Скоро преставился и Князь
Василько, о коем упоминается с честию во многих летописях иностранных,
особенно в Сербской истории, по его дружеству с Королем Стефаном
Драгутиным. Сей достойный брат Даниилов, некогда воин храбрый и
неутомимый, кончил дни свои Монахом и тружеником: повествуют, что он
жил несколько времени в дикой, заросшей кустарником пещере, оплакивая
грехи прежнего мирского властолюбия и ратной деятельности. Сын его
Иоанн-Владимир, женатый на Ольге, дочери Романа Махайловича Брянского,
(в 1269 году) наследовал область родительскую, а Лев Шварнову, то есть
Галич, Холм и Дрогичин, утвердив престол свой в новом городе Львове,
основанном еще при Данииле.
Ко временам, нами описываемым, Историки относят возобновление древней
Феодосии, или основание нынешней Кафы. Может быть, Генуэзцы уже и
ранее купечествовали в Тавриде вместе с Венециянами: но в царствование
Императора Михаила Палеолога они старались исключительно пользоваться
сею торговлею и с дозволения Моголов завели там гостиный двор, анбары
и лавки: сперва, выпросив небольшую частицу земли, обвели ее рвом и
валом, а после начали строить высокие домы, присвоили себе гораздо
более отданного им места и сделали каменную стену, назвав сей
укрепленный, прекрасный город Кафою; овладели Судаком, Балаклавою,
нынешним Азовом, или Танаисом, выгнали оттуда своих опасных
совместников, Венециян, и стеснили древний Херсон, где (в 1333 году)
находился уже Латинский Епископ и где в XVI веке представлялись глазам
путешественников одни великолепные развалины. Имея иногда ссоры и даже
войну с Моголами (в 1343 году), Генуэзцы господствовали там до падения
Греческой Империи и были наконец истреблены Турками. Но еще и ныне
видим в Тавриде памятники сих образованных Италиянцев, остатки их
зданий и надписи; в Азове же, как говорит один Историк, жили некоторые
Генуэзские семейства до самого XVII столетия. - Близ Кафы находился
еще знаменитый Могольский город Крым (коего именем назвали и всю
Тавриду), столь великий и пространный, что всадник едва мог на хорошем
коне объехать его в половину дня. Главная тамошняя мечеть, украшенная
мрамором и порфиром, и другие народные здания, особенно училища,
заслуживали удивление путешественников. Купцы ездили из Хивы в Крым
без малейшей опасности и, зная, ч то им надлежало быть в дороге около
трех месяцев, не брали с собою никаких съестных припасов, ибо находили
все нужное в гостиницах: доказательство, сколь Моголы любили и
покровительствовали торговлю! Жители Крыма славились богатством и
скупостию, запирали золото в сундуки и, не давая ничего бедным,
строили великолепные мечети в знак своей набожности. Нынешнее местечко
Старый Крым (на реке Чуруксе, близ Кафы) есть бедный остаток сего
древнего города.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51-52-53-54-55-56-57-58-59-60-61-62-63-64-65-66-67-68-69-70-71-72-73-74-75-76-77-78-79
|