Глава VI
КНЯЗЬ ИГОРЬ. Г. 912-945
Бунт Древлян. Явление Печенегов. Нападение Игоря на
Грецию. Договор с Греками. Убиение Игоря.
Игорь в зрелом возрасте мужа приял власть опасную: ибо современники и
потомство требуют величия от наследников Государя великого или
презирают недостойных.
[914 г.] Смерть победителя ободрила побежденных, и Древляне отложились
от Киева. Игорь спешил доказать, что в его руке меч Олегов; смирил их
и наказал прибавлением дани. - Но скоро новые враги, сильные числом,
страшные дерзостию и грабительством, явились в пределах России. Они
под именем Печенегов так славны в летописях наших, Византийских и
Венгерских от Х до XII века, что мы должны, при вступлении их на феатр
Истории, сказать несколько слов о свойстве и древнем отечестве сего
народа.
Восточная страна нынешней Российской Монархии, где текут реки Иртыш,
Тобол, Урал, Волга, в продолжение многих столетий ужасала Европу
грозным явлением народов, которые один за другим выходили из ее степей
обширных, различные, может быть, языком, но сходные характером,
образом жизни и свирепостию. Все были кочующие; все питались
скотоводством и звериною ловлею: Гунны, Угры, Болгары, Авары, Турки -
и все они исчезли в Европе, кроме Угров и Турков. К сим народам
принадлежали Узы и Печенеги, единоплеменники Туркоманов: первые,
обитая между Волгою и Доном в соседстве с Печенегами, вытеснили их из
степей Саратовских: изгнанники устремились к западу; овладели
Лебедиею; чрез несколько лет опустошили Бессарабию, Молдавию, Валахию;
принудили Угров переселиться оттуда в Паннонию и начали господствовать
от реки Дона до самой Алуты, составив 8 разных областей, из коих 4
были на Восток от Днепра, между Россиянами и Козарами; а другие - на
западной стороне его, в Молдавии, Трансильвании, на Буге и близ
Галиции, в соседстве с народами Славянскими, подвластными Киевским
Государям. Не зная земледелия, обитая в шатрах, кибитках, или вежах,
Печенеги искали единственно тучных лугов для стад; искали также
богатых соседей для грабительства; славились быстротою коней своих;
вооруженные копьями, луком, стрелами, мгновенно окружали неприятеля и
мгновенно скрывались от глаз его; бросались на лошадях в самые
глубокие реки или вместо лодок употребляли большие кожи. Они носили
персидскую одежду, и лица их изображали свирепость.
Печенеги думали, может быть, ограбить Киев; но встреченные сильным
войском, не захотели отведать счастия в битве и мирно удалились в
Бессарабию или Молдавию, где уже господствовали тогда их единоземцы.
Там народ сей сделался ужасом и бич ом соседей; служил орудием
взаимной их ненависти и за деньги помогал им истреблять друг друга.
Греки давали ему золото для обуздания Угров и Болгаров, особенно же
Россиян, которые также искали дружбы его, чтобы иметь безопасную
торговлю с Константинополем: ибо Днепровские пороги и Дунайское устье
были заняты Печенегами. Сверх того они могли всегда, с правой и левой
стороны Днепра, опустошать Россию, жечь селения, увозить жен и детей,
или, в случае союза, подкреплять Государей Киевских наемным войском
своим. Сия несчастная Политика дозволяла разбойникам более двух веков
свободно отправлять их гибельное ремесло.
Печенеги, заключив союз с Игорем, пять лет не тревожили России: по
крайней мере Нестор говорит о первой действительной войне с ними уже в
920 году. Предание не сообщило ему известия об ее следствиях. Княжение
Игоря вообще не ознаменовалось в памяти народной никаким великим
происшествием до самого 941 года, когда Нестор, согласно с
Византийскими Историками, описывает войну Игореву с Греками. Сей
Князь, подобно Олегу, хотел прославить ею старость свою, жив до того
времени дружелюбно с Империею: ибо в 935 году корабли и воины его
ходили с Греч еским флотом в Италию. Если верить Летописцам, то Игорь
с 10000 судов вошел в Ч ерное море. Болгары, тогда союзники
Императора, уведомили его о сем неприятеле; но Игорь успел, пристав к
берегу, опустошить Воспорские окрестности. Здесь Нестор, следуя
Византийским Историкам, с новым ужасом говорит о свирепости Россиян: о
храмах, монастырях и селениях, обращенных ими в пепел; о пленниках,
бесчеловечно убиенных, и проч. Роман Лакапин, воин знаменитый, но
Государь слабый, выслал наконец флот под начальством Феофана
Протовестиария. Корабли Игоревы стояли на якорях близ Фара или маяка,
готовые к сражению. Игорь столь был уверен в победе, что велел воинам
своим щадить неприятелей и брать их живых в плен; но успех не
соответствовал его чаянию. Россияне, приведенные в ужас и беспорядок
так называемым огнем Греческим, которым Феофан зажег многие суда их и
который показался им небесною молниею в руках озлобленного врага,
удалились к берегам Малой Азии. Там Патрикий Варда с отборною пехотою,
конницею, и Доместик Иоанн, славный победами, одержанными им в Сирии,
с опытным Азиатским войском напали на толпы Россиян, грабивших
цветущую Вифинию, и принудили их бежать на суда. Угрожаемые вместе и
войском Греческим, и победоносным флотом, и голодом, они снялись с
якорей, ночью отплыли к берегам Фракийским, сразились еще с Греками на
море и с великим уроном возвратились в отечество. Но бедствия,
претерпенные от них Империею в течение трех месяцев, остались надолго
незабвенными в ее Азиатских и Европейских областях.
О сем несчастном Игоревом походе говорят не только Византийские, но и
другие Историки: Арабский Эльмакин и Кремонский Епископ Лиутпранд;
последний рассказывает слышанное им от своего отчима, который, будучи
Послом в Цареграде, собственными глазами видел казнь многих Игоревых
воинов, взятых тогда в плен Греками: варварство ужасное! Греки,
изнеженные роскошию, боялись опасностей, а не злодейства.
Игорь не уныл, но хотел отмстить Грекам; собрал другое многочисленное
войско, призвал Варягов из-за моря, нанял Печенегов - которые дали ему
аманатов в доказательство верности своей - и чрез два года снова пошел
в Грецию со флотом и с конницею. Херсонцы и Болгары вторично дали
знать Императору, что море покрылось кораблями Российскими. Лакапин,
не уверенный в победе и желая спасти Империю от новых бедствий войны
со врагом отчаянным, немедленно отправил послов к Игорю. Встретив его
близ Дунайского устья, они предложили ему дань, какую некогда взял
храбрый Олег с Греции; обещали и более, ежели Князь благоразумно
согласится на мир; старались также богатыми дарами обезоружить
корыстолюбивых Печенегов. Игорь остановился и, созвав дружину свою,
объявил ей желание Греков. "Когда Царь, - ответствовали верные
товарищи Князя Российского, - без войны дает нам серебро и золото, то
чего более можем требовать? Известно ли, кто одолеет? мы ли? они ли? и
с морем кто советен? Под нами не земля, а глубина морская: в ней общая
смерть людям". Игорь принял их совет, взял дары у Греков на всех
воинов своих, велел наемным Печенегам разорять соседственную Болгарию
и возвратился в Киев.
В следующий год [944 г.] Лакапин отправил Пслов к Игорю, а Князь
Российский в Царьград, где заключен был ими торжественный мир на таких
условиях:
I. Начало, подобное Олегову договору: "Мы от рода Русского, Послы и
гости Игоревы", и проч. Следует около пятидесяти Норманских имен,
кроме двух или трех Славянских. Но достойно замечания, что здесь в
особенности говорится о Послах и чиновниках Игоря, жены его Ольги,
сына Святослава, двух нетиев Игоревых, то есть племянников или детей
сестриных, Улеба, Акуна, и супруги Улебовой, Передславы. Далее: "Мы,
посланные от Игоря, Великого Князя Русского, от всякого княжения, от
всех людей Русския земли, обновить ветхий мир с Великими Царями
Греческими, Романом, Константином, Стефаном, со всем Боярством и со
всеми людьми Греческими, вопреки Диаволу, ненавистнику добра и
враждолюбцу, на все лета, доколе сияет солнце и стоит мир. Да не
дерзают Русские, крещеные и некрещеные, нарушать союза с Греками, или
первых да осудит Бог Вседержитель на гибель вечную и временную, а
вторые да не имут помощи от Бога Перуна; да не защитятся своими
щитами; да падут от собственных мечей, стрел и другого оружия; да
будут рабами в сей век и будущий!
II. Великий Князь Русский и Бояре его да отправляют свободно в Грецию
корабли с гостьми и Послами. Гости, как было уставлено, носили печати
серебряные, а Послы золотые: отныне же да приходят с грамотою от Князя
Русского, в которой будет засвидетельствовано их мирное намерение,
также число людей и кораблей отправленных. Если же придут без грамоты,
да содержатся под стражею, доколе известим о них Князя Русского. Если
станут противиться, да лишатся жизни, и смерть их да не взыщется от
Князя Русского. Если уйдут в Русь, то мы, Греки, уведомим Князя об их
бегстве, да поступит он с ними, как ему угодно".
III. Начало статьи есть повторение условий, заключенных Олегом под
стенами Константинополя, о том, как вести себя Послам и гостям Русским
в Греции, где жить, чего требовать и проч. - Далее: "Гости Русские
будут охраняемы Царским ч иновником, который разбирает ссоры их с
Греками. Всякая ткань, купленная Русскими, ценою выше 50 золотников
(или червонцев), должна быть ему показана, ч тобы он приложил к ней
печать свою. Отправляясь из Царяграда, да берут они съестные припасы и
все нужное для кораблей, согласно с договором. Да не имеют права
зимовать у Св. Мамы и да возвращаются с охранением.
IV. Когда уйдет невольник из Руси в Грецию, или от гостей, живущих у
Св. Мамы, Русские да ищут и возьмут его. Если он не будет сыскан, да
клянутся в бегстве его по Вере своей, Христиане и язычники. Тогда
Греки дадут им, как прежде уставлено, по две ткани за невольника. Если
раб Греческий бежит к Россиянам с покражею, то они должны возвратить
его и снесенное им в целости: за что получ ают в награждение два
золотника.
V. Ежели Русин украдет что-нибудь у Грека или Грек у Русина, да будет
строго наказан по закону Русскому и Греческому; да возвратит
украденную вещь и заплатит цену ее вдвое.
VI. Когда Русские приведут в Царьград пленников Греческих, то им за
каждого брать по десяти золотников, если будет юноша или девица
добрая, за середовича восемь, за старца и младенца пять. Когда же
Русские найдутся в неволе у Греков, то за всякого пленного давать
выкупа десять золотников, а за купленного цену его, которую хозяин
объявит под крестом (или присягою).
VII. Князь Русский да не присвоивает себе власти над страною
Херсонскою и городами ее. Когда же он, воюя в тамошних местах,
потребует войска от нас, Греков: мы дадим ему, сколько будет надобно.
VIII. Ежели Русские найдут у берега ладию Греческую, да не обидят ее;
а кто возьмет что-нибудь из ладии, или убиет, или поработит
находящихся в ней людей, да будет наказан по закону Русскому и
Греческому.
IX. Русские да не творят никакого зла Херсонцам, ловящим рыбу в устье
Днепра; да не зимуют там, ни в Белобережье, ни у Св. Еферия, но при
наступлении осени да идут в домы свои, в Русскую землю.
X. Князь Русский да не пускает Черных Болгаров воевать в стране
Херсонской". - Черною называлась Болгария Дунайская, в отношении к
древнему отечеству Болгаров.
XI. "Ежели Греки, находясь в земле Русской, окажутся преступниками, да
не имеет Князь власти наказывать их; но да приимут они сию казнь в
Царстве Греческом.
XII. Когда Христианин умертвит Русина или Русин Христианина, ближние
убиенного, задержав убийцу, да умертвят его". - Далее то же, что в III
статье прежнего договора.
XIII. Сия статья о побоях есть повторение IV статьи Олегова условия.
XIV. "Ежели Цари Греческие потребуют войска от Русского Князя, да
исполнит Князь их требование, и да увидят чрез то все иные страны, в
какой любви живут Греки с Русью.
Сии условия написаны на двух хартиях: одна будет у Царей Греческих;
другую, ими подписанную, доставят Великому Князю Русскому Игорю и
людям его, которые, приняв оную, да клянутся хранить истину союза:
Христиане в Соборной церкви Св. Илии предлежащим честным крестом и сею
хартиею, а некрещеные полагая на землю щиты свои, обручи и мечи
обнаженные".
Историк должен в целости сохранить сии дипломатические памятники
России, в коих изображается ум предков наших и самые их обычаи.
Государственные договоры Х века, столь подробные, весьма редки в
летописях: они любопытны не только для уч еного Дипломатика, но и для
всех внимательных читателей истории, которые желают иметь ясное
понятие о тогдашнем гражданском состоянии народов. Хотя Византийские
Летописцы не упоминают о сем договоре, ни о прежнем, заключенном в
Олегово время, но содержание оных так верно представляет нам взаимные
отношения Греков и Россиян Х века, так сообразно с обстоятельствами
времени, что мы не можем усомниться в их истине...
Клятвенно утвердив союз, Император отправил новых Послов в Киев, чтобы
вручить Князю Русскому хартию мира. Игорь в присутствии их на
священном холме, где стоял Перун, торжественно обязался хранить дружбу
с Империею; воины его также, в знак клятвы полагая к ногам идола
оружие, щиты и золото. Обряд достопамятный: оружие и золото было всего
святее и драгоценнее для Русских язычников. Христиане Варяжские
присягали в Соборной церкви Св. Илии, может быть, древнейшей в Киеве.
Летописец именно говорит, что многие Варяги были тогда уже
Христианами.
Игорь, одарив Послов Греческих мехами драгоценными, воском и
пленниками, отпустил их к Императору с дружественными уверениями. Он
действительно хотел мира для своей старости; но корыстолюбие
собственной дружины его не позволило ему наслаждаться спокойствием.
"Мы босы и наги, - говорили воины Игорю, - а Свенельдовы Отроки богаты
оружием и всякою одеждою. Поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобою,
будем довольны". Ходить в дань значило тогда объезжать Россию и
собирать налоги. Древние Государи наши, по известию Константина
Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из
Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде
Апреля. Целию сих путешествий, как вероятно, было и то, чтобы
укреплять общую государственную связь между разными областями или
содержать народ и чиновников в зависимости от Великих Князей. Игорь,
отдыхая в старости, вместо себя посылал, кажется, Вельмож и Бояр,
особенно Свенельда, знаменитого Воеводу, который, собирая
государственную дань, мог и сам обогащаться вместе с Отроками своими,
или отборными молодыми воинами, его окружавшими. Им завидовала дружина
Игорева, и Князь, при наступлении осени, исполнил ее желание;
отправился в землю Древлян и, забыв, что умеренность есть добродетель
власти, обременил их тягостным налогом. Дружина его - пользуясь, может
быть, слабостию Князя престарелого - тоже хотела богатства и грабила
несчастных данников, усмиренных только победоносным оружием. Уже Игорь
вышел из области их; но судьба определила ему погибнуть от своего
неблагоразумия. Еще недовольный взятою им данию, он вздумал отпустить
войско в Киев и с частию своей дружины возвратиться к Древлянам, ч
тобы требовать новой дани. Послы их встретили его на пути и сказали
ему: "Князь! Мы все заплатили тебе: для чего же опять идешь к нам?"
Ослепленный корыстолюбием, Игорь шел далее. Тогда отчаянные Древляне,
видя - по словам Летописца - что надобно умертвить хищного волка, или
все стадо будет его жертвою, вооружились под начальством Князя своего,
именем Мала; вышли из Коростена, убили Игоря со всею дружиною и
погребли недалеко оттуда. Византийский Историк повествует, что они,
привязав сего несчастного Князя к двум деревам, разорвали надвое.
Игорь в войне с Греками не имел успехов Олега; не имел, кажется, и
великих свойств его: но сохранил целость Российской Державы,
устроенной Олегом; сохранил честь и выгоды ее в договорах с Империею;
был язычником, но позволял новообращенным Россиянам славить
торжественно Бога Христианского и вместе с Олегом оставил наследникам
своим пример благоразумной терпимости, достойный самых просвещенных
времен. Два случая остались укоризною для его памяти: он дал опасным
Печенегам утвердиться в соседстве с Россиею и, не довольствуясь
справедливой, то есть умеренною данию народа, ему подвластного, обирал
его, как хищный завоеватель. Игорь мстил Древлянам за прежний их
мятеж; но Государь унижается местию долговременною: он наказывает
преступника только однажды. - Историк, за недостатком преданий, не
может сказать ничего более в похвалу или в обвинение Игоря, княжившего
32 года.
К сему княжению относится любопытное известие современного Арабского
Историка Массуди. Он пишет, что Россияне идолопоклонники, вместе с
Славянами, обитали тогда в Козарской столице Ателе и служили Кагану;
что с его дозволения, около 912 года, войско их, приплыв на судах в
Каспийское море, разорило Дагестан, Ширван, но было наконец истреблено
Магометанами. Другой Арабский Повествователь, Абульфеда, сказывает,
что Россияне в 944 году взяли Барду, столицу Арранскую (верстах в
семидесяти от Ганджи) и возвратились в свою землю рекою Куром и морем
Каспийским. Третий Историк Восточный, Абульфарач, приписывает сие
нападение Аланам, Лезгам и Славянам, бывшим Кагановым данникам в южных
странах нашего древнего отечества. Россияне могли прийти в Ширван
Днепром, морями Черным, Азовским, реками Доном, Волгою (чрез малую
переволоку в нынешней Качалинской Станице) - путем дальним,
многотрудным; но прелесть добычи давала им смелость, мужество и
терпение, которые в самом начале государственного бытия России
ославили имя ее в Европе и в Азии.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51-52-53-54-55-56-57-58-59-60-61-62-63-64-65-66-67-68-69-70-71-72-73-74-75-76-77-78-79
|