Глава V
ОЛЕГ ПРАВИТЕЛЬ. Г. 879-912
Завоевания Олеговы. Нашествие Угров. Супружество Игоря.
Россияне служат в Греции. Олег идет на Царьград. Мир с Греками.
Договор с Империею. Кончина Олега.
Рюрик, по словам летописи, вручил Олегу правление за малолетством
сына. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностию,
победами, благоразумием, любовию подданных.
Весть о счастливом успехе Рюрика и братьев его, желание участвовать в
их завоеваниях и надежда обогатиться, без сомнения, привлекли многих
Варягов в Россию. Князья рады были соотечественникам, которые
усиливали их верную, смелую дружину. Олег, пылая славолюбием Героев,
не удовольствовался сим войском, но присоединил к нему великое число
Новогородцев, Кривичей, Веси, Чуди, Мери и в 882 году пошел к странам
Днепровским. Смоленск, город вольных Кривичей, сдался ему, кажется,
без сопротивления, чему могли способствовать единоплеменники их,
служившие Олегу. Первая удача была залогом новых: храбрый Князь,
поручив Смоленск своему Боярину, вступил в область Северян и взял
Любеч, древний город на Днепре. Но желания завоевателя стремились
далее: слух о независимой Державе, основанной Аскольдом и Диром,
благословенный климат и другие естественные выгоды Малороссии, еще
украшенные, может быть, рассказами, влекли Олега к Киеву. Вероятность,
что Аскольд и Дир, имея сильную дружину, не захотят ему добровольно
поддаться, и неприятная мысль сражаться с единоземцами, равно
искусными в деле воинском, принудили его употребить хитрость. Оставив
назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким
берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в
ладиях и велел объявить Государям Киевским, что Варяжские купцы,
отправленные Князем Новогородским в Грецию, хотят видеть их как друзей
и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на
берег: воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель сказал:
Вы не Князья и не знаменитого роду, но я Князь, - и показав Игоря,
примолвил: - Вот сын Рюриков! Сим словом осужденные на казнь Аскольд и
Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым... Простота,
свойственная нравам IX века, дозволяет верить, что мнимые купцы могли
призвать к себе таким образом Владетелей Киевских; но самое общее
варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного. -
Тела несчастных Князей были погребены на горе, где в Несторово время
находился Ольмин двор; кости Дировы покоились за храмом Св. Ирины; над
могилою Аскольда стояла церковь Св. Николая, и жители Киевские доныне
указывают сие место на крутом берегу Днепра, ниже монастыря
Николаевского, где врастает в землю малая, ветхая церковь.
Олег, обагренный кровию невинных Князей, знаменитых храбростию, вошел
как победитель в город их, и жители, устрашенные самым его злодеянием
и сильным войском, признали в нем своего законного государя. Веселое
местоположение, судоходный Днепр, удобность иметь сообщение, торговлю
или войну с разными богатыми странами - с Греческим Херсоном, с
Козарскою Тавридою, с Болгариею, с Константинополем - пленили Олега, и
сей Князь сказал: Да будет Киев материю городов Российских! Монархи
народов образованных желают иметь столицу среди Государства,
во-первых, для того, чтобы лучше надзирать над общим его правлением, а
во-вторых, и для своей безопасности: Олег, всего более думая о
завоеваниях, хотел жить на границе, чтобы тем скорее нападать на
чуждые земли; мыслил ужасать соседей, а не бояться их. - Он поручил
дальние области Вельможам; велел строить города или неподвижные станы
для войска, коему надлежало быть грозою и внешних неприятелей и
внутренних мятежников; уставил также налоги общие. Славяне, Кривичи и
другие народы должны были платить дань Варягам, служившим в России:
Новгород давал им ежегодно 300 гривен тогдашнею ходячею монетою
Российскою: что представляло цену ста пятидесяти фунтов серебра. Сию
дань получали Варяги, как говорит Нестор, до кончины Ярославовой: с
того времени летописи наши действительно уже молчат о службе их в
России.
Обширные владения Российские еще не имели твердой связи. Ильменские
Славяне граничили с Весью, Весь с Мерею, Меря с Муромою и с Кривичами;
но сильные, от Россиян независимые народы обитали между Новымгородом и
Киевом. Храбрый Князь, дав отдохнуть войску, спешил к берегам реки
Припяти: там, среди лесов мрачных Древляне свирепые наслаждались
вольностию и встретили его с оружием, но победа увенчала Олега, и сей
народ, богатый зверями, обязался ему платить дань черными куницами. В
следующие два года Князь Российский овладел землею Днепровских Северян
и соседственных с ними Радимичей. Он победил первых, освободил их от
власти Козаров, и сказав: я враг им, а не вам! - удовольствовался
самым легким налогом: верность и доброе расположение Северян были ему
всего нужнее для безопасного сообщения южных областей Российских с
северными. Радимичи, жители берегов Сожских, добровольно согласились
давать Россиянам то же, что Козарам: по щлягу или мелкой монете с
каждой сохи. Таким образом, соединив цепию завоеваний Киев с
Новымгородом, Олег уничтожил господство Хана Козарского в Витебской и
Черниговской Губернии. Сей Хан дремал, кажется, в приятностях Восто
чной роскоши и неги: изобилие Тавриды, долговременная связь с цветущим
Херсоном и Константинополем, торговля и мирные искусства Греции
усыпили воинский дух в Козарах, и могущество их уже клонилось к
падению.
Покорив Север, Князь Российский обратил счастливое оружие свое к Югу.
В левую сторону от Днепра, на берегах Сулы, жили еще независимые от
Российской Державы Славяне, единоплеменные с Черниговцами: он завоевал
страну их, также Подольскую и Волынскую Губернию, часть Херсонской и,
может быть, Галицию, ибо Летописец в числе его подданных именует
Дулебов, Тивирцев и Хорватов, там обитавших.
Но между тем, как победоносные знамена сего Героя развевались на
берегах Днестра и Буга, новая столица его увидела пред стенами своими
многочисленные вежи, или шатры, Угров (Маджаров или нынешних
Венгерцев), которые обитали некогда близ Урала, а в IX веке на Восток
от Киева, в стране Лебедии, может быть в Харьковской Губернии, где
город Лебедин напоминает сие имя. Вытесненные Печенегами, они искали
тогда жилищ новых; некоторые перешли за Дон, на границу Персии; другие
же устремились на Запад: место, где они стояли под Киевом, называлось
еще в Несторово время Угорским. Олег пропустил ли их дружелюбно или
отразил силою, неизвестно. Сии беглецы переправились через Днепр и
завладели Молдавиею, Бессарабиею, землею Волошскою.
Далее не находим никаких известий о предприятиях деятельного Олега до
самого 906 года; знаем только, что он правил еще Государством и в то
время, когда уже питомец его возмужал летами. Приученный из детства к
повиновению, Игорь не дерзал требовать своего наследия от Правителя
властолюбивого, окруженного блеском побед, славою завоеваний и
храбрыми товарищами, которые считали его власть законною, ибо он умел
ею возвеличить Государство. В 903 году Олег избрал для Игоря супругу,
сию в наших летописях бессмертную Ольгу, славную тогда еще одними
прелестями женскими и благонравием. Ее привезли в Киев из Плескова,
или нынешнего Пскова: так пишет Нестор. Но в особенном ее житии и в
других новейших исторических книгах сказано, что Ольга была Варяжского
простого роду и жила в веси, именуемой Выбутскою, близ Пскова; что
юный Игорь, приехав из Киева, увеселялся там некогда звериною ловлею;
увидел Ольгу, говорил с нею, узнал ее разум, скромность и предпочел
сию любезную сельскую девицу всем другим невестам. Обыкновения и нравы
тогдашних времен, конечно, дозволяли Князю искать для себя супругу в
самом низком состоянии людей, ибо красота уважалась более знаменитого
рода; но мы не можем ручаться за истину предания, неизвестного нашему
древнему Летописцу, иначе он не пропустил бы столь любопытного
обстоятельства в житии Св. Ольги. Имя свое приняла она, кажется, от
имени Олега, в знак дружбы его к сей достойной Княгине или в знак
Игоревой к нему любви.
Вероятно, что сношение между Константинополем и Киевом не прерывалось
со времен Аскольда и Дира; вероятно, что Цари и Патриархи Греческие
старались умножать ч исло Христиан в Киеве и вывести самого Князя из
тьмы идолопоклонства; но Олег, принимая, может быть, Священников и
Патриарха и дары от Императора, верил более всего мечу своему,
довольствовался мирным союзом с Греками и терпимостию Христианства. Мы
знаем по Византийским известиям, что около сего времени Россия
считалась шестидесятым Архиепископством в списке Епархий, зависевших
от Главы Константинопольского Духовенства; знаем также, что в 902 году
700 Россов или Киевских Варягов служили во флоте Греческом и что им
платили из казны 100 литр золота. Спокойствие, которым Россия, покорив
окрестные народы, могла несколько времени наслаждаться, давало свободу
витязям Олеговым искать деятельности в службе Императоров: Греки уже
издавна осыпали золотом так называемых варваров, чтобы они дикою
храбростию своею ужасали не Константинополь, а врагов его. Но Олег,
наскучив тишиною, опасною для воинственной Державы, или завидуя
богатству Царяграда и желая доказать, что казна робких принадлежит
смелому, решился воевать с Империею. Все народы, ему подвластные:
Новогородцы, Финские жители Белаозера, Ростовская Меря, Кривичи,
Северяне, Поляне Киевские, Радимичи, Дулебы, Хорваты и Тивирцы
соединились с Варягами под его знаменами. Днепр покрылся двумя
тысячами легких судов: на всяком было сорок воинов; конница шла
берегом. Игорь остался в Киеве: Правитель не хотел разделить с ним ни
опасностей, ни славы. Надлежало победить не только врагов, но и
природу, такими чрезвычайными усилиями, которые могли бы устрашить
самую дерзкую предприимч ивость нашего времени и кажутся едва
вероятными. Днепровские пороги и ныне мешают судоходству, хотя
стремление воды в течение столетний, наконец, искусство людей
разрушили некоторые из сих преград каменных: в IX и Х веке они
долженствовали быть несравненно опаснее. Первые Варяги Киевские
осмелились пройти сквозь их острые скалы и кипящие волны с двумястами
судов: Олег со флотом в десять раз сильнейшим. Константин
Багрянородный описал нам, как Россияне в сем плавании обыкновенно
преодолевали трудности: бросались в воду, искали гладкого дна и
проводили суда между камнями; но в некоторых местах вытаскивали свои
лодки из реки, влекли берегом или несли на плечах, будучи в то же
самое время готовы отражать неприятеля. Доплыв благополучно до лимана,
они исправляли мачты, паруса, рули; входили в море и, держась западных
берегов его, достигали Греции. Но Олег вел с собою еще сухопутное
конное войско: жители Бессарабии и сильные Болгары дружелюбно ли
пропустили его? Летописец не говорит о том. Но мужественный Олег
приближился наконец к Греческой столице, где суеверный Император Леон,
прозванный Философом, думал о вычетах Астрологии более, нежели о
безопасности Государства. Он велел только заградить цепию гавань и дал
волю Олегу разорять Византийские окрестности, жечь селения, церкви,
увеселительные дома, Вельмож Греческих. Нестор, в доказательство
своего беспристрастия, изображает самыми черными красками жестокость и
бесчеловечие Россиян. Они плавали в крови несчастных, терзали
пленников, бросали живых и мертвых в море. Так некогда поступали Гунны
и народы Германские в областях Империи; так, в сие же самое время,
Норманы, единоземцы Олеговы, свирепствовали в Западной Европе. Война
дает ныне право убивать неприятелей вооруженных: тогда была она правом
злодействовать в земле их и хвалиться злодеяниями... Сии Греки,
которые все еще именовались согражданами Сципионов и Брутов, сидели в
стенах Константинополя и смотрели на ужасы опустошения вокруг столицы;
но Князь Российский привел в трепет и самый город. В летописи сказано,
что Олег поставил суда свои на колеса и силою одного ветра, на
распущенных парусах, сухим путем шел со флотом к Константинополю.
Может быть, он хотел сделать то же, что сделал после Магомет II: велел
воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к стенам
городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути,
обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное. Греки,
устрашенные сим намерением, спешили предложить Олегу мир и дань. Они
выслали войску его съестные припасы и вино: Князь отвергнул то и
другое, боясь отравы, ибо храбрый считает малодушного коварным. Если
подозрение Олегво, как говорит Нестор, было справедливо: то не
Россиян, а Греков должно назвать истинными варварами Х века.
Победитель требовал 12 гривен на каждого человека во флоте своем, и
Греки согласились с тем условием, чтобы он, прекратив неприятельские
действия, мирно возвратился в отечество. Войско Российское отступило
далее от города, и Князь отправил Послов к Императору. Летопись
сохранила Норманские имена сих вельмож: Карла, Фарлафа, Веремида,
Рулава, Стемида. Они заключили с Константинополем следующий договор [в
907 г.]:
I. "Греки дают по 12 гривен на человека, сверх того уклады на города
Киев, Ч ернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любеч и другие, где
властвуют Князья, Олеговы подданные". Война была в сии времена
народным промыслом: Олег, соблюдая обычай Скандинавов и всех народов
Германских, долженствовал разделить свою добы чу с воинами и
Полководцами, не забывая и тех, которые оставались в России.
II. "Послы, отправляемые Князем Русским в Царьград, будут там всем
довольствованы из казны Императорской. Русским гостям или торговым
людям, которые приедут в Грецию, Император обязан на шесть месяцев
давать хлеба, вина, мяса, рыбы и плодов; они имеют также свободный
вход в народные бани и получают на возвратный путь съестные припасы,
якоря, снасти, паруса и все нужное".
Греки с своей стороны предложили такие условия: "1. Россияне, которые
будут в Константинополе не для торговли, не имеют права требовать
месячного содержания. - II. Да запретит Князь Послам своим делать
жителям обиду в областях и в селах Греческих. - III. Россияне могут
жить только у Св. Мамы, и должны уведомлять о своем прибытии городское
начальство, которое запишет их имена и выдаст им месяч ное содержание:
Киевским, Черниговским, Переяславским и другим гражданам. Они будут
входить только в одни ворота городские с Императорским приставом,
безоружные и не более пятидесяти человек вдруг; могут торговать
свободно в Константинополе и не платя никакой пошлины".
Сей мир, выгодный для Россиян, был утвержден священными обрядами Веры:
Император клялся Евангелием, Олег с воинами оружием и богами народа
Славянского, Перуном и Волосом. В знак победы Герой повесил щит свой
на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный
его славою и богатствами, им привезенными: золотом, тканями, разными
драгоценностями искусства и естественными произведениями
благословенного климата Греции, единогласно назвал Олега вещим, то
есть мудрым или волхвом.
Так Нестор описывает счастливый и славный поход, коим Олег увенчал
свои дела воинские. Греческие Историки молчат о сем важном случае; но
когда Летописец наш не позволял действовать своему воображению и в
описании древних, отдаленных времен: то мог ли он, живучи в XI веке,
выдумать происшествие десятого столетия, еще свежего в народной
памяти? Мог ли с дерзостию уверять современников в истине оного, если
бы общее предание не служило ей порукою? Согласимся, что некоторые
обстоятельства могут быть баснословны: товарищи Олеговы, хваляся
своими подвигами, украшали их в рассказах, которые с новыми
прибавлениями, чрез несколько времени обратились в народную сказку,
повторенную Нестором без критического исследования; но главное
обстоятельство, что Олег ходил к Царьграду и возвратился с успехом,
кажется достоверным.
Доселе одни словесные предания могли руководствовать Нестора; но желая
утвердить мир с Греками, Олег вздумал отправить в Царьград Послов,
которые заключили с Империею договор письменный, драгоценный и
древнейший памятник Истории Российской, сохраненный в нашей летописи.
Мы изъясним единственно смысл темных речений, оставляя в целости, где
можно, любопытную древность слога.
ДОГОВОР РУССКИХ С ГРЕКАМИ
"Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды,
Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные
Олегом, Великим Князем Русским и всеми сущими под рукою его Светлыми
Боярами к вам, Льву, Александру и Константину" (брату и сыну первого)
"Великим Царям Греческим, на удержание и на извещение от многих лет
бывшие любви между Христианами и Русью, по воле наших Князей и всех
сущих под рукою Олега, следующими главами уже не словесно, как прежде,
но письменно утвердили сию любовь и клялися в том по закону Русскому
своим оружием.
1. Первым словом да умиримся с вами, Греки! Да любим друг друга от
всей души и не дадим никому из сущих под рукою наших Светлых Князей
обижать вас; но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблюдать
сию дружбу! Так же и вы, Греки, да храните всегда любовь неподвижную к
нашим Светлым Князьям Русским и всем сущим под рукою Светлого Олега. В
случае же преступления и вины да поступаем тако:
II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не
истец, но ответчик присягает - и каждый да клянется по Вере своей".
Взаимные обиды и ссоры Греков с Россиянами в Константинополе
заставили, как надобно думать, Императоров и Князя Олега включить
статьи уголовных законов в мирный государственный договор.
III. "Русин ли убиет Христианина или Христианин Русина, да умрет на
месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать
ближнему родственнику убитого; но жена убийцы не лишается своей
законной части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то
считается под судом, доколе найдут его и казнят смертию.
IV. Кто ударит другого мечем или каким сосудом, да заплатит пять литр
серебра по закону Русскому; неимовитый же да заплатит, что может; да
снимет с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по Вере
своей, что ни ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тогда
увольняется от дальнейшего взыскания.
V. Когда Русин украдет что-либо у Христианина или Христианин у Русина,
и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин украденной
вещи может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое
обратно; но должен только связать вора, который без сопротивления
отдается ему в руки. Если Русин или Христианин, под видом обыска,
войдет в чей дом и силою возьмет там чужое вместо своего, да заплатит
втрое.
VI. Когда ветром выкинет Греческую ладию на землю чуждую, где случимся
мы, Русь, то будем охранять оную вместе с ее грузом, отправим в землю
Греческую и проводим сквозь всякое страшное место до бесстрашного.
Когда же ей нельзя возвратиться в отечество за бурею или другими
препятствиями, то поможем гребцам и доведем ладию до ближней пристани
Русской. Товары, и все, что будет в спасенной нами ладии, да продается
свободно; и когда пойдут в Грецию наши Послы к Царю или гости для
купли, они с честию приведут туда ладию и в целости отдадут, что
выручено за ее товары. Если же кто из Русских убьет человека на сей
ладии, или что-нибудь украдет, да приимет виновный казнь
вышеозначенную.
VII. Ежели найдутся в Греции между купленными невольниками Россияне
или в Руси Греки, то их освободить и взять за них, чего они купцам
стоили, или настоящую, известную цену невольников: пленные также да
будут возвращены в отечество, и за каждого да внесется окупу 20
златых. Но Русские воины, которые из чести придут служить Царю, могут,
буде захотят сами, остаться в земле Греческой.
VIII. Ежели невольник Русский уйдет, будет украден, или отнят под
видом купли, то хозяин может вeздe искать и взять его; а кто
противится обыску, считается виновным.
IX. Когда Русин, служащий Царю Христианскому, умрет в Греции, не
распорядив своего наследства, и родных с ним не будет: то прислать его
имение в Русь к милым ближним; а когда сделает распоряжение, то отдать
имение наследнику, означ енному в духовной.
X. Ежели между купцами и другими людьми Русскими в Греции будут
виновные и ежели потребуют их в отечество для наказания, то Царь
Христианский должен отправить сих преступников в Русь, хотя бы они и
не хотели туда возвратиться.
Да поступают так и Русские в отношении к Грекам!
Для верного исполнения сих условий между нами, Русью и Греками, велели
мы написать оные киноварью на двух хартиях. Царь Греческий скрепил их
своею рукою, клялся святым крестом, Нераздельною Животворящею Троицею
единого Бога, и дал хартию нашей Светлости; а мы, Послы Русские, дали
ему другую и клялися по закону своему, за себя и за всех Русских,
исполнять утвержденные главы мира и любви между нами, Русью и Греками.
Сентября во 2 неделю, в 15 лето (то есть Индикта) от создания мира...
[2 сентября 911 г.]"
Договор мог быть писан на Греческом и Славянском языке. Уже Варяги
около пятидесяти лет господствовали в Киеве: сверстники Игоревы,
подобно ему рожденные между Славянами, без сомнения, говорили языком
их лучше, нежели Скандинавским. Дети Варягов, принявших Христианство
во время Аскольда и Дира, имели способ выучиться и Славянской грамоте,
изобретенной Кириллом в Моравии. С другой стороны, при Дворе и в
войске Греческом находились издавна многие Славяне, обитавшие во
Фракии, в Пелопоннесе и в других владениях Императорских. В осьмом
веке один из них управлял, в сане Патриарха, Церковию; и в самое то
время, когда Император Александр подписывал мир с Олегом, первыми
любимцами его были два Славянина, именем Гаврилопул и Василич:
последнего хотел он сделать даже своим наследником. Условия мирные
надлежало разуметь и Грекам и Варягам: первые не знали языка Норманов,
но Славянский был известен и тем и другим.
Сей договор представляет нам Россиян уже не дикими варварами, но
людьми, которые знают святость чести и народных торжественных условий;
имеют свои законы, утверждающие безопасность личную, собственность,
право наследия, силу завещаний; имеют торговлю внутреннюю и внешнюю.
Седьмая и осьмая статья его доказывают - и Константин Багрянородный то
же свидетельствует, - что купцы Российские торговали невольниками: или
пленными, взятыми на войне, или рабами, купленными у народов
соседственных, или собственными преступниками, законным образом
лишенными свободы. - Надобно также приметить, что между именами ч
етырнадцати Вельмож, употребленных Великим Князем для заключения
мирных условий с Греками, нет ни одного Славянского. Только Варяги,
кажется, окружали наших первых Государей и пользовались их
доверенностию, участвуя в делах правления.
Император, одарив Послов золотом, драгоценными одеждами и тканями,
велел показать им красоту и богатство храмов (которые сильнее
умственных доказательств могли представить воображению грубых людей
величие Бога Христианского) и с честию отпустил их в Киев, где они
дали отчет Князю в успехе посольства.
Сей Герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим
миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствия. Окруженный
знаками побед и славы, Государь народов многочисленных, повелитель
войска храброго мог казаться грозным и в самом усыплении старости. Он
совершил на земле дело свое - и смерть его казалась потомству
чудесною. "Волхвы, - так говорит Летописец, - предсказали Князю, что
ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не
хотел ездить на нем. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег
о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами;
захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне
бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и Герой
скончался"... Уважение к памяти великих мужей и любопытство знать все,
что до них касается, благоприятствуют таким вымыслам и сообщают их
отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что Олег в самом деле
был ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество
волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания
по своей древности.
Гораздо важнее и достовернее то, что Летописец повествует о следствиях
кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать
сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего? Итак, Олег не
только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли
оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. -
Присоединив к Державе своей луч шие, богатейшие страны нынешней
России, сей Князь был истинным основателем ее величия. Рюрик владел от
Эстонии, Славянских Ключей и Волхова до Белаозера, устья Оки и города
Ростова: Олег завоевал все от Смоленска до реки Сулы, Днестра и,
кажется, самых гор Карпатских. Мудростию Правителя цветут Государства
образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи
и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия
славится не одним героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в
завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное. История
признает ли его незаконным Властелином с того времени, как возмужал
наследник Рюриков? Великие дела и польза государственная не извиняют
ли властолюбия Олегова? И права наследственные, еще не утвержденные в
России обыкновением, могли ли ему казаться священными?.. Но кровь
Аскольда и Дира осталась пятном его славы.
Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости, ежели он хотя юношею
пришел в Новгород с Рюриком. Тело его погребено на горе Щековице, и
жители Киевские, современники Нестора, звали сие место Ольговою
могилою.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42-43-44-45-46-47-48-49-50-51-52-53-54-55-56-57-58-59-60-61-62-63-64-65-66-67-68-69-70-71-72-73-74-75-76-77-78-79
|