|
|
Электронный словарь[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]
АЛДАНОВ (наст. фам. Ландау) Марк Александрович (26.10.1886, Киев - 25.2.1957, Ницца, Франция) - писатель, философ, химик. Сын предпринимателя-сахарозаводчика. В 1905 окончил классическую гимназию в Киеве, овладев, помимо древнегреческого и латинского языков, немецким, французским и английским. В детские годы проводил лето в деревне Иванково Волынской губернии, где находился один из сахарных заводов отца, с 17 лет - за границей. В 1905-10 продолжал образование в Киевском университете, одновременно на двух факультетах юридическом и физико-математическом; после совместной работы в Париже с профессором В. Анри специализировался по физической химии. Первая статья - "Законы распределения вещества между двумя растворителями" опубликована в 1912 в киевских "Университетских известиях", последующие научные работы - в петербургском "Журнале Русского физико-химического общества", в парижском "Comptes rendus de l'Academie des Sciences" и берлинском "Zeitschrift fur physikalische Chemie". В Париже на французском языке изданы книги: "Лучевая химия" (1937) и "О возможностях новых концепций в химии" (1951). Встречался в разное время с Л. де Бройлем, П.Ланжевеном, А.Эйнштейном, Р.Оппенгеймером. Вместе с тем в круг его интересов всегда входили гуманитарные дисциплины, литература и искусство. В 1923 окончил в Париже Высшую школу социальных и политических наук. Как вспоминал Л.Сабанеев, "во всем он был не поверхностно, не с налету, а глубоко и тщательно осведомлен. Я думаю, что другого русского писателя с такой эрудицией в стольких областях совершенно разных и не существовало... Не зря он говорил, что треть своей жизни просидел в библиотеках и за чтением книг"; при этом его отличала "известная научность мыслей и даже чувств". Абсолютную достоверность героев и ситуаций в художественных произведениях А. на исторические темы отмечал историк А.Кизеветтер. --- В Париже накануне 1-й мировой войны А. приступил к написанию книги "Толстой и Роллан" (т. 1. Пг" 1915; рукопись 2-го тома пропала в 1918). Переиздал ее позднее (без раздела о Роллане) под названием "Загадка Толстого" (Берлин, 1923). В ней вполне проявились особенности творческой манеры А.: свобода стиля, широкий охват фактов, непринужденно-изящное владение словом. Мировоззрение А. формировалось в условиях предвоенного периода, характеризуя который он писал: "Люди моего поколения хорошо помнят ту волну гуманитарного идеализма, которая заливала Европу в последнее десятилетие перед войной. Вероятно, для демократической идеи это было, на протяжении всей истории мира, самое благоприятное время". Застигнутый войной в Париже, возвратился в Россию кружным путем, побывав "в трех главных государствах противогерманской коалиции и в двух нейтральных странах". В Петрограде включился в разработку способов защиты столицы от предполагаемых газовых атак. Входил в партию народных социалистов. Познакомился с ветеранами народнического движения В.Фигнер, Г.Лопатиным, Н.Чайковским; с лидерами главных политических партий, в частности, с П.Милюковым; общение с ними оказало влияние на литературное творчество А. и его публицистику. --- В 1918 в Петрограде вышла книга А. "Армагеддон", состоявшая из написанного в 1914 диалога "Дракон" и заметок на темы дня "Колесница Джатериатха". В 1-й части А. отстаивал "оборончество", отвергая шовинизм; 2-я отклик на Октябрьскую революцию, размышления о ее перспективах. Тираж "Армагеддона" был конфискован и по-видимому уничтожен. С этого времени главной темой творчества А. становится революция во всех ее вариантах - от общенародной до заговорщической, от бунта до дворцового переворота. Как философа и свидетеля революционных событий в России его глубоко интересовала "загадка" русской революции. Сознавая грандиозность происходивших на его глазах общественных катаклизмов, А.-гуманист не мог принять режим, опиравшийся на насилие и претендовавший на абсолютную власть над умами и душами людей. Неприятие А. большевизма вытекало также из его убеждения в том, что перевороты, подобные октябрьскому, не являются исторически неизбежными: "Любая шайка может, при случайно благоприятной обстановке, захватить государственную власть и годами ее удерживать при помощи террора, без всякой идеи, с очень небольшой численно опорой в народных массах; позднее профессора подыскивают этому глубокие социологические основания". --- В 1918 А. уехал вместе с первым председателем Временного правительства Г.Львовым в Одессу. В качестве секретаря делегации Союза возрождения вел осенью 1918 переговоры в столицах западных европейских государств о военной и финансовой помощи в борьбе против большевиков. В марте 1919 эмигрировал, в апреле приехал в Париж. В 1922-24 жид- в Берлине, здесь женился на своей двоюродной сестре Т.Зайцевой. Первая книга в эмиграции - "Ленин" (Париж, 1919, на франц. яз., затем еще 4 издания; переводы: Берлин и Милан, 1920: Нью-Йорк, 1922). Ее продолжением явились книги: "Две революции: революция французская и революция русская" (на франц. яз. - Париж, 1921; на итал. яз. Рим, 1921) и "Огонь и дым" (на рус. яз. Париж, 1922). Выраженное здесь отношение к Ленину оставалось у А. и дальше неизменным; в 1957 он писал: "...Я его ненавижу, как ненавидел всю жизнь... Того же, что он был выдающийся человек, никогда не отрицал". --- Имя А.-прозаика открыла читателю опубликованная в 1921 в "Современных записках" повесть о последних днях жизни Наполеона "Святая Елена, маленький остров" (отд. изд. Берлин, 1923; 1926); затем она стала завершающей частью тетралогии "Мыслитель" (романы "Девятое Термидора", 1923; "Чертов мост", 1925; "Заговор", 1927). В "Современных записках" печатались и романы А., составившие эпопею о революционных событиях XX в. в России, но без изображения реальных исторических лиц: "Ключ" (1928-29; отд. изд. 1930), "Бегство" (1930-31; отд. изд. 1932), "Пещера" (1932-34; отд. изд.т. 1, 1934; т. 2, 1936). --- Панораму переломных событий истории за 200 лет составили написанные в разное время повести "Пуншевая водка" (1938) - о восшествии на престол Екатерины II, "Могила Воина" (1939) - о Байроне и его таинственной смерти и "Десятая симфония" (1931) - об Александре 1, Венском конгрессе и Бетховене; романы "Повесть о смерти" (на рус. яз. посмертно Франкфурт-на-Майне, 1969; на англ. яз. 1952) - о революции 1848 и Бальзаке: "Истоки" (1950) - о жизни русского общества 1870-80-х и убийстве Александра II - мировой, по словам А., трагедии, исключившей возможность мирного развития России; "Самоубийство" (посмертно в 1958)-о событиях 1903-24, главным действующим лицом романа, наряду с Б.Муссолини, А.Эйнштейном, С.Морозовым, И.Сталиным, выступал В.Ленин; "Начало конца" (т. 1, 1938, на рус. яз.; т. 2, 1943, на англ. яз., перевод - Октябрь, 1993, № 7-8, 11-12 - о 1937 годе и войне в Испании; роман стал в США "книгой месяца". В романе "Живи как хочешь" (1952) история смыкается с современностью: генералы французской революции выступают на фоне Организации Объединенных Наций. --- Литературным кумиром А. был Л.Толстой, преклонение перед ним лежало в основе дружбы А. с И.Буниным, которий несколько раз выдвигал А. на Нобелевскую премию. В октябре 1945 Бунин писал А.: "Недавно перечитал (уж, верно в третий или четвертый раз) "Могилу Воина". До чего хорошо!" Историко-философская концепция А., воплощенная в его художественных произведениях, восходит отчасти к Толстому и Декарту; А. изложил ее в книге "Ульмская ночь. Философия случая" (Нью-Йорк, 1953), противопоставлял идее исторической закономерности (предопределенности) тезис о "миллионе случайностей, образующих независимые друг от друга "цепи причинности". Этой философией обусловлен как скептицизм А, (его сравнивали с А.Франсом), так и внимание - в традиции Толстого не только к "великим", но и к рядовым участникам и нередко жертвам больших событий истории, войн и революций; в отношении А. к этим вымышленным персонажам совмещаются сочувствие и ирония. По определению историка М.Карповича, А. - "гуманист, не верящий в прогресс". Вместе с тем он следовал нравственному принципу: "Зная, что мир лежит во зле", "в меру отпущенных тебе сил способствовать осуществлению в мире простейших, бесспорнейших правил добра"; этим стремлением было продиктовано и вступление А. в масонскую ложу. Наивысшее достижение А.-художника роман "Истоки". Менее удачны ра- боты А. для театра и кино. --- Кроме "Современных записок", А. печатался в газетах "Дни" (1922-28; заведовал отделом литературы), "Сегодня" (1927-40), где опубликовал цикл статей о революциях 1917 и последующих событиях в России; в журналах "Числа", "Иллюстрированная Россия", "Русские записки". Приобрел популярность среди широкого читателя портретами современных политических деятелей (Черчилля, Клемансо, Ллойд-Джорджа, Блюма, Пилсудского, Бриана, Ратенау, Тардье, Ганди и др.), которые перепечатывались газетами всего мира и вошли в книги: "Современники" (Берлин, 1928), "Портреты" (кн. 1. Берлин, 1931; кн. 2. Париж, 1936), "Юность Павла Строганова и другие характеристики" (Белград, 1935), "Земля, люди" (Берлин, 1932). Некоторые критики {В.Ходасевич, М.Слоним, В.Яновский) считали, что А. сильнее как публицист, чем как романист, многие предпочитали романам его прозу "малых форм", например, историко-биографические очерки из эпохи декабризма ("Ольга Жеребцова", "Сперанский и декабристы", "Адам Чарторыйский в России", "Поездка Новосильцева", "Коринна в России" и др.), Особое место в публицистике А. занимают портреты деятелей большевизма: верные наблюдения соседствуют здесь с поверхностными. О Сталине (1928) он писал, что тот "залит кровью так густо, как никто другой из ныне живущих людей, за исключением Троцкого и Зиновьева"; признавал за ним "свойство редкой силы воли и бесстрашия", но утверждал, что "для Сталина не только чужая жизнь копейка, но и его собственная" (Сталина периода "экспроприаций" на Кавказе А. изобразил также в романе "Самоубийство"). У Троцкого, по мнению А" "идей никогда не было и не будет... Его нынешняя оппозиционная критика - общие места эмигрантской печати". Он "великий артист для невзыскательной галерки". Позже А. напишет очерк "Убийство Троцкого". --- Проницательнее оказался А. в суждениях о А.Гитлере (1932), которого, как отмечал он, очень почитали иные русские эмигранты: это "очень неглупый человек", "влюбленный в себя, злой, мстительный и беспредельно честолюбивый", "он ненавидит евреев, социалистов и Францию, ...считает русский народ низшей расой, вдобавок обреченной на гибель", но он, "как это ни печально, делает историю, ...за Гитлером теперь идут миллионы людей, и не сегодня-завтра он, чего доброго, подожжет мир" (крушение гитлеровской Германии - тема рассказа "Астролог", 1947). --- В июне 1940, после капитуляции Франции, А. уехал в Ниццу и оттуда в Нью-Йорк. Заняв Париж, нацисты захватили и вывезли его библиотеку и архив. В 1942 вместе с М.Цетлиным стал основателем нью-йоркского "Нового журнала" (ред. № 1-4) - наследника "Современных записок"; привлек к сотрудничеству в "Новом журнале" и в газете "Новое русское слово" Бунина. В 1947 вернулся в Ниццу; жил попеременно во Франции и в США. В июле 1956 участвовал в заседаниях 28-го конгресса Международного Пенклуба в Лондоне, Умер скоропостижно, спустя 4 месяца после празднования 70-летия. Книги А. переведены на 24 языка. --- Соч.: Собр. соч., т. 1-6. М., 1991-93; Письма М.А.Алданова к И.А. и В.Н.Буниным // НЖ, 1965, № 80, 81; Мыслитель, т. 1-2. М., 1989; Из переписки М.А.Алданова и Е.Д.Кусковой // Евреи в культуре рус. зарубежья, вып. 1, 2. Иерусалим, 1992-93. --- Лит.: Ledre Charles. Trois romanciers russes. Paris, 1935; Карпович М. Алданов в истории // НЖ, 1956, № 47; Ульянов Н. Алданов-эссеист // НЖ, I960, № 62; Lee Nicolas С. The Novels of M.A.AIdanov. The Hague, Paris, 1969; Grabowska Y. The Problem of Historical Destiny in the Works of M.A.AIdanov. Toronto, 1969. --- А. Романенко --- |
АЛЕКСЕЕВ Александр Александрович (5.8.1901, Казань - 9.8.1982, Париж) - художник-мультипликатор, иллюстратор книг. Родился в семье военно-морского атташе, загадочно исчезнувшего во время служебной командировки в Берлине. Воспитывался в кадетском морском корпусе. Предположительно учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков. Во время гражданской войны А. служил моряком на Дальнем Востоке. В 17-летнем возрасте принял решение покинуть Россию; через Японию, Китай, Индию, Египет и Англию добрался до Франции и с 1921 обосновался в Париже. Здесь в студии С.Судейкина он продолжил обучение живописи, начатое еще в Петрограде, В 1923 женился на актрисе А.Гриневской. С 1922 по 1925 работал декоратором и художником-оформителем в различных театрах: "Saint-Jeann", "Летучая мышь" Н.Балиева, "Knock" Жюля Ромэна, выполнял заказы для театральных постановок Жоржа Патоева, Луи Жуве, Гастона Бати, "Русского балета" С.Дягилева. По признанию самого А., техника работы театрального декоратора способствовала его увлечению графикой, гравюрой, что, в свою очередь, подтолкнуло к иллюстрированию книг, а затем привело в кино. Проживая во Франции, он продолжал развивать в эмиграции традиции русского изобразительного искусства. Хорошо был знаком с советской школой графики, высоко ценил работы В.Ле6едева и Н.Тырсы, С 1926 А. уже известен как книжный иллюстратор. Его первыми работами были 4 гравюры на меди к повести "Записки сумасшедшего" Н.Гоголя - особенно любимого им писателя. В манере письма Гоголя, созвучии и музыкальности его фраз А. видел ту гармонию, к которой стремился всю свою творческую жизнь. В неменьшей степени талант иллюстратора А. проявился в оформлении книг А.Пушкина, "Слова о полку Игореве", "Братьев Карамазовых" Ф.Достоевского, а также "Дон Кихота" Сервантеса, сказок Г.Х.Андерсена, "Падения дома Ашеров" Э.По, стихотворений Ш.Бодлера, произведений А.Мальро, а позже - книг Л.Толстого и Б.Пастернака. --- Первоначально, по словам А., его интерес к кино был вызван огромным желанием войти в интеллектуальную среду общества. Большое впечатление на него в это время произвели фильмы немецкого кинематографа. У А. зародились планы "проиллюстрировать" музыку. Наконец, в 1932, после просмотра фильма Бертольда Барташа "Идея", который был первой попыткой представить "ожившую гравюру" на экране, он внезапно открыл для себя огромные кинематографические возможности мультипликации, ее музыкальную стихию. Однако решительное неприятие общепринятой графической культуры 20-30-х стимулировало поиск своего собственного пути. Стремление достигнуть в выразительных средствах той степени неопределенности, зыбкости, незавершенности, которые придают особый поэтический оттенок повествованию, не лишая его в то же время предметности, заставило его заняться разработкой нового технического приспособления. В 1931 вместе со своей ученицей и помощницей Клер Паркер, ставшей впоследствии его женой, А. приступил к созданию, на первый взгляд, весьма простого изобретения - т.н. "игольчатого экрана". Он представлял собой небольшую экранную плоскость из мягкого материала, пронизанную несколькими тысячами иголок, выступавших при надавливании на 30-50 мм и повторявших форму предмета. Эффект, построенный на неровном выдвижении тел на экранной поверхности, освещенной подвижным боковым источником света, создавал необыкновенные графические возможности и световую гамму, включавшую все оттенки черного и белого цвета. В отличие от таких мультипликаторов, как Уолт Дисней, создавших целую киноиндустрию, А. с помощью своего "экрана" мог работать в полном одиночестве и делать фильмы, "передающие полутона, дымку и нечеткие переливающиеся формы", фокусируя внимание на движущемся образе. Первой картиной, снятой на "Игольчатом экране", была "Ночь на Лысой горе" "Une nuit sur ie mont chauve", 1933) на музыку М.Мусоргского. Удивительное созвучие музыкального и пластического ритмов сделало эту ленту шедевром анимационного кино и принесло режиссеру, потратившему почти два года на ее создание, чувство творческого удовлетворения. В 1935 А. поставил кукольноигровой фильм "Спящая красавица" ("Belle au bois dormant"). He имея стабильного заработка, находясь в достаточно сложных материальных условиях, А. не мог полностью отдаться творческой работе, поэтому в дальнейшем (с 1935 по 1939) он вместе с Клер Паркер, Жоржем Виоле и др. помощниками полностью занялся подготовкой рекламных фильмов (всего было выпущено 25 рекламных роликов); они снимались экспериментальным путем, с применением "игольчатого экрана" и др. технических изобретений. Даже неполный перечень этих лент дает представление о разнообразии рекламируемой продукции: "Заводы Линтера" ("Lingner Werke"), "Парад шляп" ("Parade des chapeaux"), "Франк Арома" ("Frank Aroma"), "Одежда от Сигро" ("Vetements Sigraud"), "Эвианская вода" ("L'eau d'Eviant"), "Литье фирмы Мартен" ("Les Fonderies Martin"), "Апельсины из Яффы" ("Les oranges de Jaffa"), "Газ" ("Gaz") и т.д. --- В 1940 А. вместе с Клер Паркер эмигрировал в США, где продолжал работать в области рекламы, временами используя свое изобретение. Так, в 1943 в Канаде на "игольчатом экране" был снят интересный экспериментальный фильм "Мимоходом" ("Еп passant"). --- В 1949 А. возвратился во Францию, продолжив работу в качестве иллюстратора и создателя рекламных роликов. Однако заряд его творческой энергии искал новых возможностей применения. С 1947 по 1951 А. стал проводить эксперименты с новым техническим приспособлением для постановки мультипликационных фильмов, назвав этот метод "тотализацией иллюзорных твердых тел": движущийся по сложной кривой (посредством системы маятников) источник света снимается покадрово с длительной экспозицией. С помощью этого изобретения был создан способ киносинтеза трансформирующихся объемных геометрических фигур задолго до появления компьютерной графики. С 1951 по 1964 методом "тотализации", который предоставлял режиссерумультипликатору колоссальные, невиданные доселе возможности для передачи всего многообразия форм движения, было снято около 20 рекламных роликов, в основном по заказу фирмы "Cocinor". Наиболее известные среди них "Дым" ("Fumees", 1951), "Истинная Красота" ("Pure Beaute", 1954), "Сок земли" ("La Sfeve delaTerre", 1955). --- В начале 60-х мастерство и авторитет А. в кинематографическом мире были признаны настолько, что он получил от "Cinema Nouveaux" предложение снять игровой фильм на "игольчатом экране". При абсолютной свободе в выборе сюжета оговаривалось лишь одно условие - это должна была быть экранизация литературного произведения.А. решил осуществить свою давнишнюю мечту - "оживить Гоголя на экране", остановив свой выбор на повести "Нос". Этот фильм рождался из ностальгических воспоминаний детства о столь дорогом ему Петербурге и давал выход непреходящей с годами страсти А. к импровизации. Возможности "игольчатого экрана" позволяли передать все нюансы и богатство движения, варьировать цветовую гамму и достигать того эффекта поэтической ирреальности в фильме, который находил полное художественное соответствие литературному источнику. Будучи принципиальным противником речевого озвучивания анимационного фильма, А. стремился найти этому необычному зрелищу адекватное музыкальное оформление. Поиск нетрадиционных путей свел его с весьма своеобразным музыкантом. Композитор Хай Мин в процессе просмотра фильма с собственного голоса записывал на магнитофон музыкальную импровизацию, которая впоследствии была аранжирована и исполнена на фольклорных инструментах Востока, Непривычный экзотический музыкальный фон в еще большей степени усиливал эффект таинственности, загадочности, волшебства, который завораживал зрителя и полностью погружал его в гоголевский фантастический мир. Очередной кинематографический эксперимент А. увенчался грандиозным успехом: фильм получил всемирное признание и вошел в золотой фонд мировой кинематографии. Впоследствии с помощью "игольчатого экрана" будут сняты фильмы, снискавшие А. мировую славу: пролог и эпилог к фильму "Процесс" ("Le Procfes", 1962, реж.О.Уэллс по роману Ф. Кафки), "Hoc" ("Nez", 1963), "Картинки с выставки" ("Tableaux d'une exposition", 1972), "Три темы" ("Trois Thames", 1980) - два последних на музыку М.Мусоргского. --- В творчестве А. всегда удачно сочетались две стороны его таланта: работа гравера вдохновляла на поиск новых технических возможностей в мультипликации, а как художникмультипликатор он был одержим идеей придать своим гравюрам максимальную выразительность, тонко и точно передать момент движения, пластику тела. Оставаясь всегда истинным мастером, А. стремился не просто проиллюстрировать отдельные сюжетные моменты литературного произведения, но отразить индивидуальные творческие черты писателя, образность его языка, дух и колорит его книги. В послевоенные годы наиболее крупной и долговременной (более 7 лет) работой в этом направлении было создание 120 гравюр к роману "Анна Каренина". Используя все новшества технического характера, которые в основном являлись его собственным изобретением, он завершил к началу 50-х свой уникальный труд. С точки зрения самого А., оформление книг Л.Толстого, мысль которого, как правило, имела весьма абстрактную форму выражения, представляло для художника в плане изобразительности наибольшую сложность. Однако ему удалось блестяще справиться и с этой задачей. --- В работе иллюстратора он видел много сходного с творчеством режиссера, считая книгу своеобразным спектаклем. В 1959 А. создал уникальный цикл иллюстраций (202 рисунка) к роману Б.Пастернака "Доктор Живаго". Используя в качестве графической основы "игольчатый экран", он средством мультипликации создал нерукотворную книжную графику, как бы сведенную с экрана. Пользовался А. и фотоспособом, т.е. соединением изобразительных наслоений, тем, что в кино называется двухкратной или многократной экспозицией. Конструируя книгу как кинематографист (каждая последующая иллюстрация являлась развитием предыдущей и основой для последующей), он внес в понятие книги элементы кинематографа и стал в этой области первооткрывателем. --- У А. была долгая творческая жизнь, однако смерть Клер Паркер (1981), столь близкого ему человека и бессменного помощника, роковым образом сказалась на его физическом состоянии. Менее чем через год он скончался. В 1989 его дочь, художница Светлана Алексеева-Роквел, передала Музею кино в Москве часть архива своего отца и копии некоторых его фильмов. К сожалению, мастерская художника была продана в 1991. Письмо российского режиссера-мультипликатора Ю.Норштейна министру культуры Франции с просьбой сохранить ее в качестве музея пришло с опозданием. --- Творчество А. было заметным явлением в культуре Франции. Его называли "инженером и теоретиком" французской мультипликации. Вместе с тем нельзя не согласиться с киноведом Андре Мартеном, считавшим, что "такой тип кинематографиста, художника и гравера, а также математика и механика столь уникален, что трудно определить его место, квалифицировать его творчество...". Таланты подобного масштаба минуют границы пространства и времени. --- Соч.: Ehere Marthe // Bull. d'information. ASIFA, 1972, Ms 1; Le Chaut d'ombres et de lumieres de 1.250.000 epingles // Cinema pratique, 1973. № 123; Pages d'Alexeeff. Milan, 1983; Воспоминания санкт-петербургского кадета (фрагменты) // Иск-во кино, 1993, № 4. --- Лит.: Rusett R., Starr С. Experimental Animation. New York, 1976; A.Alexeiff et C.Parker by N.Salomon. Annecy, 1980. --- Т. Гиоева --- |
АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (1.5.1879, Москва - 2.3.1964, Женева) - правовед. В 1906 после окончания Московского университета был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. Специализировался по кафедре энциклопедии права и истории философии права. Через два года получил ученую степень магистра государственного права, в качестве приват-доцента начал преподавать на кафедре философии. Одновременно читал лекции в Коммерческом институте. В 1908-10 находился в научной командировке в Берлине, Гейдельберге, Париже. Первые работы А. были посвящены проблемам методологии правовой науки. В 1911 в Москве издана его книга "Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук". --- В годы 1-й мировой войны А. активно занимался общественной деятельностью. В феврале 1915 стал членом Всероссийского Земского союза (уполномоченный Урмийского отряда союза в Тифлисе): в 1916-17 один из руководителей по снабжению русской армии в Иране. С 1916 профессор юридического факультета Московского университета: сотрудничал в журналах "Юридический вестник", "Вопросы права". В книге "Введение в изучение права" (1918) А,, помимо разработки вопросов теории права, пытался проанализировать истоки и сущность российской революции, подчеркивал анархический характер социально-политической идеологии в России, предубежденность против права. "Мы велики размахом, но бедны мыслью. Мы не сумели осмыслить наш размах, не сумели осветить его новым общественным сознанием и новой идеологией. Безграничный общественный простор, боязнь всяких принудительных и правовых форм характеризует наше социальное сознание в отличие от западного". --- Решение покинуть Советскую Россию созрело летом 1918. Внутренняя невозможность примириться с большевиками вынуждала к устройству жизни вне родины. Получив командировку за границу на 3 месяца с целью изучению международного права, 21.7.1918 А. выехал из Москвы в Берлин. За границей он понял, что большевизм не может быть свергнут при помощи иностранной интервенции. Дело организации белых армий стало казаться ему первоочередным. В октябре 1918 он отправился из Берлина в Киев, оттуда - в Крым. В Симферополе был избран профессором кафедры государственного права Таврического университета. В 1919 издал переработанный вариант книги "Введение в изучение права" под названием "Общее учение о праве". Одновременно в Москве была издана книга А. "Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки". Не замыкаясь в преподавательской работе, А. стал редактором ежедневной газеты "За единую Россию", ставившей целью пропаганду идей добровольческого движения. При начавшемся наступлении Красной армии поступил в Крымский конный полк Добровольческой армии (1919) в качестве временно исполняющего обязанности писаря первого эскадрона. Участвовал в военных действиях. С начала августа 1919 редактор газеты "Великая Россия", а затем заведующий литературной частью отдела пропаганды Добровольческой армии ("Осваг"). Вместе с сотрудниками "Освага" 1.3.1919 был эвакуирован в Константинополь. Затем была София, потом Белград. В июне 1920 А. получил приглашение от имени главнокомандующего генерала Врангеля вернуться в Крым и занять место начальника информационной части при штабе армии.А. без промедления принял приглашение и вернулся в Россию. Но "белое дело" было уже проиграно. Из Севастополя он уже второй раз (в окт. 1920) эвакуировался в Константинополь. Начались долгие годы эмиграции, --- Первое время А. работал инспектором русской школы в Константинополе (1921), затем перебрался в Прагу; стал секретарем Русского юридического факультета Карлового университета (1922). Основателем и первым деканом факультета был П. Новгородцев, друг и учитель А. по Московскому университету. В состав Русского юридического факультета в Праге входили профессора: С.Булгаков, Г.Вернадский, А.Казеветтер, А.флоровский и др. Цель факультета - подготовка юристов для работы в России, учитывая национальный характер юридической науки, не позволяющий заменить вполне русское юридическое образование обучением на юридических факультетах иностранных университетов. Как секретарь факультета входил в состав юридической испытательной комиссии; участвовал в работе Философского общества, постоянно выступал с докладами. На съезде ученых в Праге (25.9.20.10.1924) прочитал доклад на тему: "Понятие об обществе и явлениях общественности". --- Основное внимание в своей исследовательской и преподавательской деятельности в Праге А. уделял вопросам философии права, которые впервые выделены им из общей теории права в самостоятельный круг проблем ("Основы философии права", 1924). С группой соавторов работал над двухтомным трудом "Право Советской России" (1925). Продолжением исследований А. в области истории и философии права стала книга "Идея государства. Очерки по истории политической мысли" (Нью-Йорк, 1955). Автор рассматривал основные политические доктрины, теории, верования, которые оставили глубокий след в развитии европейского политического сознания. --- Новые перспективы для творчества А. открывались в связи с формированием евразийского движения, одним из зачинателей которого он являлся.А. принимал активное участие в разработке программного документа "Евразийство. Опыт систематического изложения" (1926). Все основные темы движения разрабатывались А. в его публикациях; "Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства" (Париж, 1928); "На путях к будущей России. (Советский строй и его политические возможности)" (Берлин, 1927). В этих работах полнее всего выражено отношение евразийцев к советской системе. Идеократическое государство должно взять на себя организацию всей жизни общества и прежде всего народного хозяйства, Экономическая система евразийства не есть просто "государственная", но "государственночастная система", в которой государственная собственность, как господствующая, сосуществует с другими видами собственности, --- Наиболее значительный вклад А. внес в разработку государственно-правовых аспектов концепции евразийцев (см. его статьи: "Евразийцы и государство" (Париж, 1927); "Обязанность и право" (Париж, 1928): "Народное право и задачи нашей правовой политики" (Париж, 1927): "Евразийство и марксизм" (Прага, 1929); "Советский федерализм" (Париж, 1927) и т.д.) --- В 30-е центр евразийского движения переместился в Париж и Берлин. Здесь вышли новые работы А.: "Религия, право и нравственность" (1930): "Духовные предпосылки евразийской культуры" (1935), "Мировая революция и духовное назначение человека" (1935), "О гарантийном государстве" (1937), "Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину" (1936). Евразийство внесло в политический лексикон новые понятия и термины: "правящий отбор", "идея-правительница", "идеократическая и гарантийная государственность". Большая заслуга в этом принадлежит А,, разработавшему политическую доктрину евразийства. Под "идеократией" он понимал такой социальный и государственный строй, в основе которого лежит единая и единственная государственная идея. Одновременно "идея-правительница" - господствующая идеология общества - превращалась в само общество, в государство идеократического типа, по своим характерным чертам очень сходное со средневековой теократией. Как утверждал А" на смену классовым организациям должны будут придти организации "государственно-идеологические, внеклассовые и надклассовые"; политические партии старого парламентского типа уступят место новым организациям корпоративного, профессионального или территориального характера. --- Однако реальные результаты "идеократических" государственных экспериментов в Италии, Германии и СССР оттолкнули большую часть евразийских теоретиков, в том числе и А" от прямолинейных авторитарных конструкций, которых они придерживались в 20-е. Все более тщательную разработку в статьях А. стала получать идея "демократического" государства. Он резко критиковал различные модели фашистского режима, подчеркивал, что "евразийство всегда боролось с насаждением в России фашизма, поскольку он является чисто западным продуктом" ("Куда идти? К вопросу о новой Советской конституции", 6/м" б/г.). Евразийское же государство, по оценке А., отличается от фашистского корпоративного государства тем, что оно "демократическое" и "гарантийное". "Демократичность" евразийской государственной модели, с точки зрения А., обусловлена тем, что в центре его внимания "практическая жизнь", тогда как современные демократии сосредотачивают внимание масс на политике, отвлекая их от "реальных хозяйственных потребностей". "Гарантийное" государство главной своей задачей ставит обеспечение в управлении компетентных спецов. "Гарантийное" и "демократическое" государство, по мнению А" выражает свою идеократичность в формулировании постоянной цели. --- Вопросы религии, веры, церковно-государственных отношений исследуются в работах А.: "Религия, право и нравственность" (1930), "Идея "Земного Града" в христианском вероучении" (1926), "О высшем понятии философии" (1937), "Русский народ и госудерство"(1927), "Христианство и идея монархии" (1927), "Христианство и социализм" (1931) и др.А. полагал, что в религии следует искать основания абсолютно истинной идеологии. Не видя в подражании Европе единственно возможный для России путь культурного развития, он считал одним из устоев будущей России православие: "православие есть основная ценность, которая светит православным евразийцам". Негативная заслуга революции заключалась, по мысли А" в том, что она "выяснила материальное и духовное убожество, отвратность социализма и спасающую силу религии". --- А. - участник экуменического движения. В составе русской делегации он присутствовал на конференциях "Дело и жизнь" в Оксфорде и "Вера и строй" в Эдинбурге (1937). --- После Праги А. преподавал в Берлине (до 1931), в Страсбурге (1931-40), в Белграде (1940-48) и в Женеве (1948): сотрудничал в ряде эмигрантских периодических изданий: газете "Евразия", журналах "Евразийский временник", "Евразийский сборник", "Утверждение евразийцев", "Евразийская хроника", "Путь", "Грани", "Вестник русского (студенческого) христианского движения", "Новый град", "Русские записки", "Архив русской революции", "Новый журнал". --- Соч.: В бурные годы (из воспоминаний Алексеева) // Арх. рус. рев-ции, 1926, № 17; НЖ, 1958, № 53-55; 1959, № 57; Грани, 1960. № 47, 48; Русский народ и государство // Путь, 1927, № 8; Современные задачи правоведения, кн. 7. Париж, 1931. --- Арх.: РГИА, ф. 733, оп.154, д. 15, л. 153-154; д. 555, л. 239-240; д. 307, л. 165-166; Д. 564. --- И. Исаев --- |
АЛЕКСИНСКИЙ Иван Павлович (3.5.1871, Владимир - 26.8.1945, Касабланка, Марокко) - хирург. Из потомственных дворян. Окончил в Москве гимназию (1889), поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, но, проучившись год, в 1890 перешел на медицинский факультет. Среди его преподавателей видные российские ученые: гистолог А.Бабухин, анатом Д.3ернов, физиолог Л.Мороховец, прозекторы П.Карузин и А.Губарев, физик А.Столетов. --- Особую любовь еще студентом А. проявил к хирургии, твердо решив посвятить себя этой специальности. После окончания университета (1894) был оставлен при факультетской хирургической клинике, которой руководил профессор А.Бобров; с ноября 1895 сверхштатный ординатор этой клиники и одновременно консультант в Иверской общине Красного Креста, состоявшей под попечительством великой княгини Елизаветы Федоровны. В составе группы медиков общины был направлен в качестве хирурга в Грецию для оказания помощи раненым в ходе греко-турецкой войны (апр.-июль 1897), награжден орденом Св.Анны 3-й степени, а также греческими золотой и серебряной медалями Илитаза и турецкой серебряной медалью. --- В 1900 как старший врач санитарного отряда Иверской общины А. был командирован на Дальний Восток (в связи с военными действиями русских войск в Китае): около года А. работал в лазаретах Красного Креста в Благовещенске и Хабаровске; был награжден орденом Св.Анны 2-й степени и удостоен права ношения знака Красного Креста. --- Став сверхштатным ординатором, а затем ассистентом факультетской хирургической клиники, А., наряду с практическим оперированием, занялся и научно-исследовательской работой по проблеме эхинококкоза. Эксперименты, проведенные А. в этой области, легли в основу докторской диссертации "Эхинококк в брюшной полости и его оперативное лечение", в которой была всесторонне исследована проблема возникновения и хирургического лечения этого заболевания. По количеству собранных наблюдений, анализу экспериментального материала и клинических наблюдений, в том числе новых тогда микроскопических и химических исследований, а, главное, по обоснованности и практической важности выводов, работа не имела аналогов в мировой литературе; отмечена премией им. профессора И.Новацкого, --- В апреле 1900 А. стал приват-доцентом; в 1901-3 заведовал амбулаторным отделением факультетской хирургической клиники, читал курс "Семиотики и диагностики хирургических болезней", вел практические занятия со студентами по клинической хирургии. --- По своим политическим взглядам А. примыкал к кадетам. В апреле 1906 был избран от Владимирской губернии депутатом 1-й Государственной думы. Летом 1906 за пропаганду идей Выборгского воззвания привлекался к дознанию в качестве обвиняемого по 129 ст. Уголовного уложения и был отдан под особый надзор московской полиции. --- В ноябре 1906 А. избрали преподавателем клинической хирургии медицинского факультета Московских Высших женских курсов: 5.7.1907 он был назначен экстроординарным профессором по кафедре хирургической патологии Московского университета; одновременно в декабре 1907 занял должность главного врача Иверской общины.А. продолжал вести интенсивную научную работу, посвящая ее актуальным проблемам хирургии: модификации техники иссечения прямой кишки, оперативному лечению синовитов и др., являлся членом правления Общества российских хирургов. В 1911 А. в знак протеста против политики министра народного просвещения Л.Кассо вместе с большой группой (130 чел.) профессоров Московского университета подал в отставку: продолжал активную хирургическую деятельность в клинике Иверской общины и преподавательскую - на Высших женских курсах. В декабре 1913 А. был избран председателем 8-го съезда российских хирургов. --- В начале 1 -и мировой войны А. призвали на военную службу: заведовал медицинской частью Красного Креста сначала на Юго-Западном фронте, а затем во внутренних районах страны; продолжал хирургическую работу в клинике Иверской общины Красного Креста, превратившейся, по существу, в солдатский госпиталь. --- 11.4.1917 А. был зачислен на должность экстраординарного профессора Московского университета по кафедре хирургической патологии с десмургией и с учением о вывихах и переломах. Вскоре на него возложили еще и обязанности директора андрологической клиники. В связи с начавшейся в Москве в начале октября 1917 забастовкой "низших служителей" клиник и Ново-Екатерининской больницы А. самым решительным образом высказался против закрытия клиник, считал бесчеловечным отказ низшего персонала оказывать помощь больным, настаивал на немедленном прекращении забастовки в лечебных учреждениях. --- Октябрьскую революцию 1917 А. оценивал резко отрицательно. В начале 1919 он принял решение примкнуть к белому движению: в начале лета вместе с семьей выехал на Юг в расположение Добровольческой армии: работал в качестве хирурга в военных госпиталях. В конце 1920 А. из Крыма эвакуировался с войсками генерала Врангеля в Константинополь. В первые годы пребывания за границей А. занимался активной политической деятельностью. В январе 1921 являлся одним из близких сотрудников Врангеля, часто встречался с ним в числе других деятелей Политического объединенного комитета; в апреле вошел в состав Русского совета в качестве заместителя председателя. Принимал активное участие в создании и деятельности других эмигрантских политических организаций (Русское зарубежное патриотическое объединение; Русский комитет объединенных организаций, Комитет частных организаций в Женеве). Одновременно А. участвовал в устройстве и деятельности сестринских медицинских курсов Красного Креста в Константинополе, Сербии и Болгарии, долгое время возглавлял в Париже Общество русских врачей им. Мечникова; являлся вицепредседателем Совета Русско-французского госпиталя; оказывал, зачастую безвозмездно, медицинскую помощь русским эмигрантам. --- В последние годы жизни А. редко появлялся на людях и, очевидно, не поддерживал широких контактов со своими соотечественниками. Он уже не присутствовал на многочисленных собраниях российской эмиграции, различных чествованиях, юбилеях, вечерах встреч. Единственным исключением, которое отметили издававшиеся в Париже русские газеты, было его присутствие 16.8.1936 в церкви на панихиде по митрополиту Антонию. --- Соч.: Эхинококк в брюшной полости и его оперативное лечение.М., 1899. --- Лит.: Русский Красный Крест после 1917 г. Париж, 1925; Красный Крест после 1917 г. Париж, 1930. --- Арх.: ЦИАМ, ф. 418, оп. 84, д. 509; оп. 514. д. 97; ф. 1609, оп. 1, д. 25. --- М. Мирский --- |
АЛЕХИН Александр Александрович (18.10.1892, Москва - 24.3.1946, Эшториал, Португалия) - шахматист. Сын А.И.Алехина воронежского губернатора, предводителя дворянства, члена 4-й Государственной думы и А.И.Прохоровой - сестры директора правления Товарищества Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Окончил гимназию Поливанова в Москве и Петербургское училище правоведения. С шахматами познакомился семи лет; в гимназические годы начал участвовать в соревнованиях. В 1908 одержал победу в московском турнире любителей, затем дебютировал на международной арене (турнир в Дюссельдорфе, 4-5 места). В 1909-14 успешно выступал в ряде всероссийских и международных соревнований, выдвинувшись в число сильнейших шахматистов мира. Ошеломляющим был успех А. в петербургском международном турнире 1914, собравшем всю тогдашнюю шахматную элиту: занял 3-е место, пропустив вперед лишь чемпиона мира Э.Ласкера и будущего чемпиона мира Х.Р.Капабланку, опередив Рубинштейна, Тарраша, Нимцовича, Маршалла, Яновского и др. Своим учителем считал Ласкера, о котором впоследствии писал: "Без него я не был бы тем, кем я стал". В этот период в основном сформировались черты шахматного облика А.: ярко выраженное творческое начало, стремление решить исход борьбы неожиданным комбинационным ударом, постоянная нацеленность на осложнения и атаку. Поставив цель добиться мирового первенства, А. стремился к ней с упорством, граничащим с фанатизмом. --- В начале 1 -и мировой войны интернирован в Германии, где находился как участник турнира в Мангейме: вернулся в Россию, инсценировав душевную болезнь. Войну провел на фронте в качестве начальника летучего отряда Красного Креста, был контужен: находясь в Тарнопольском госпитале, давал сеансы одновременной игры местным шахматистам. В 1918-19 прожил в Одессе. Арестованный как сотрудник деникинской контрразведки красными, был спасен от расстрела по указанию Л.Троцкого. С 1919 в Москве, работал в московском уголовном розыске. В 1920 выиграл без единого поражения первый советский чемпионат шахматную олимпиаду Всеобуча. --- Женившись на швейцарской журналистке, выехал в 1921 за границу. Одержав блестящие победы на турнирах в Триберге, Будапеште и Гааге, принял решение не возвращаться в Советскую Россию, после чего был объявлен советским шахматным руководством "белоэмигрантом" и исключен из шахматной организации. Поселился в Париже; в 1923 защитил в Сорбонне диссертацию на звание доктора права. Победа на сильнейшем по составу турнире в Баден-Бадене (1925) (12 побед, 8 ничьих без единого поражения) сделала А. в глазах шахматной общественности кандидатом на матч за мировое первенство с Капабланкой. Матч состоялся в 1927 в Буэнос-Айресе, были сыграны 34 партии, ничьи не засчитывались; Капабланка выиграл 3 партии, А. же - требуемые 6. "Мечта моей жизни осуществилась, и мне удалось пожать плоды моих долгих трудов и усилий", - писал А. об итогах матча. --- В последующие годы стремился доказать неслучайность своего успеха. Завоевал первые призы на турнирах в Сан-Ремо (1930), Бледе (1931), Лондоне (1932), Берне (1932), Цюрихе (1934), не считая мелких соревнований. В 1929 и 1934 отстоял звание чемпиона мира в матчах с Е.Боголюбовым. К середине 30-х у А. обострилось чувство ностальгии по родине, он не раз обращался с телеграфными приветствиями к советским шахматистам, стремясь восстановить прерванные связи; вел переговоры с М.Ботвинником о матче между ними. Неупорядоченный быт (А. был женат 4 раза), отсутствие настоящего дружеского окружения усиливали депрессию, привели к злоупотреблению алкоголем и утрате спортивной формы. В 1935 А. потерпел поражение в очередном матче на мировое первенство с М.Эйве, но в 1937 в матч-реванше возвратил себе титул чемпиона мира. --- О начале 2-й мировой войны узнал в Аргентине, где участвовал в Турнире Наций (командном чемпионате мира). Вернувшись во Францию, вступил в армию в качестве военного переводчика. После поражения Франции дал согласие играть в турнирах, организуемых гитлеровцами. Крайне неблагоприятное впечатление произвела опубликованная в нацистской "Парижской газете" антисемитская статья А. "Еврейские и арийские шахматы" - о якобы характерном для "неарийцев" творческом бессилии в области шахмат. Сам А. впоследствии утверждал, что передал газете чисто шахматный материал, подмененный или переписанный нацистами. Возможно, что статья была написана, чтобы получить визу на выезд в Испанию. После окончания войны А. обвиняли в коллаборационизме, требуя лишить звания чемпиона мира. Последние годы жизни провел в Испании и Португалии в бедности и лишениях, В феврале 1946 получил от М,Ботвинника телеграмму с вызовом на матч за мировую корону; согласился при условии проведения матча в Москве, но вскоре неожиданно скончался от паралича сердца. --- В 1956 прах А. был перевезен во Францию и погребен на кладбище Монпарнас в Париже. На могиле А. Международной шахматной федерацией был поставлен памятник, основание которого выполнено в виде шахматной доски: на черно-белом мраморном обелиске - скульптурный барельеф А. и надпись: "Александр Алехин, Гений шахмат России и Франции". --- Соч.: Международный шахматный турнир в НьюЙорке 1924. М., 1925; Мои лучшие партии, кн. 1-2. М.-Л., 1928; Международный шахматный турнир в Нью-Йорке 1927. М.-Л., 1930; На пути к высшим шахматным достижениям (1924-1927). М., 1932 (Нотгингем, 1936; М., 1962). --- Лит.: Alexander С.Н. Alekhine's Best Games of Chess, 1938-1945, London, 1949; Панов B.H. 300 избранных партий Алехина с его собственными примечаниями.М., 1954; Котов А.А.А.Алехин.М., 1973; Его же. Белые и черные, 3-е изд.М., 1981; Шахматное наследие Алехина, 2-е изд., т. 1-2. М., 1982;. Шабуров Ю.Н. Александр Алехин - непобежденный чемпион.М., 1992. Дудаков С. Об "арийских" и "неарийских" шахматах // Евреи в культуре рус. зарубежья. вып. 1. Иерусалим, 1992. --- В. Акимов --- |
|