|
|
Электронный словарь[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]
МЕЛЬГУНОВ Сергей Петрович (25.12.1879, Москва - 26.5.1956, Шампиньи-Сюр-Марн, близ Парижа) - историк, публицист, редактор и издатель, политический деятель. Из дворян. Среди предков М. - вельможа времен Екатерины II А.Мельгунов и общественный деятель 40-60-х XIX в.Н.Мельгунов. Дед М. по матери, Ф.Грушецкий, двоюродный брат С. и М.Муравьевых-Апостолов, привлекался к дознанию по делу декабристов. Отец М. - Петр Петрович М. - преподаватель истории в московском Николаевском институте и в гимназии Ф.Креймана, автор книги "Первые уроки истории (Древний Восток)" (М" 1879). --- Гимназистом М. написал сочинение "Был ли раскол движением прогрессивным или регрессивным?", переводил книги французских историков А.Токвиля, Г.Ганато, Г.-К.Масперо. В 1899 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где к нему благожелательно отнеслись В.Герье (учитель отца М.) и В.Ключевский (сокурсник отца). Женился на Прасковье Евгеньевне Степановой, учившейся на Высших женских курсах Герье. Участник студенческого кружка: написал популярные брошюры "Карл Великий" (1899) и "Арабы и Магомет" (1901); после преобразования кружка в историческую комиссию при учебном отделе распространения технических знаний (ОРТЗ) - ее руководитель. С 1901 автор статей по церковным вопросам в газете "Русские ведомости". По словам М., "ему самому как бы пришлось установить точку зрения, которая фактически и сделалась точкой зрения газеты". Сотрудничал также в журналах "Русское богатство", "Вестник Европы", "Русская мысль", "Вестник воспитания", в др. столичных и провинциальных изданиях. Встречался в июле 1905, в связи с опубликованием очерков о сектантах села Павловка Харьковской губернии, с Л.Толстым. --- Окончив в 1904 историко-филологический факультет, поступил на юридический факультет университета. Затем в Лазаревский институт восточных языков, но не закончил курса. Некоторое время преподавал историю в частных московских гимназиях. Входил в Педагогическое общество при Московском университете. В 1905-6 на военной службе. Принял участие с группой офицеров в похоронах Н.Баумана, Был, по собственному признанию, "недостаточно активным революционером". В 1906 вступил в партию кадетов, в 1907 перешел в народно-социалистическую партию. Участвовал в организации издательств "Народное право" и "Свободная Россия" (1905-6), Союза свободных книгоиздателей. Один из основателей ( 19 I I ) кооперативного издательского Товарищества "Задруга", был до ликвидации Товарищества (1922) председателем правления. Редактор-издатель исторического журнала "Голос минувшего" (1913-23), опубликовавшего ряд ценных мемуарных и документальных источников по истории России и русской литературы XVIII - начала XX вв. --- Исторический метод М. сочетал скрупулезную верность документу с публицистическими обобщениями, его работам свойственна отточенность мысли и письма; М. отличало обостренное чувство гражданского долга. Большой отклик имели два сборника его статей: "Старообрядцы и вопросы совести" (М., 1907) и "Церковь и государство в России (К вопросу о свободе совести)" (М., 1907-8, т. 1-2). Исследовал вопросы религиозной веротерпимости, взаимоотношения церкви и государства; ожидал окончательного торжества свободы совести от "русского народного представительства". Роли студенчества в общественном движении посвящены работы М. "Из истории студенческих обществ в русских университетах" (М., 1904) и "Студенческие организации 80-90-х гг. в Московском университете" (М., 1908). Под редакцией и с авторским участием М. вышли коллективные труды издательств "Задруга" и И.Сытина "Великая реформа" (1911), "Крестьянство в России и реформа 19 февраля" (191 1), "Отечественная война и русское общество" (191 1-12), "Масонство в его прошлом и настоящем" (1914-15) и др. --- Сразу после февральской революции вошел в Организационный комитет народных социалистов. На 1-м съезде Трудовой народно-социалистической партии (ТНСП) в июне 1917 был избран в ЦК: товарищ председателя ЦК, член редколлегии газеты "Народное слово" и журнала "Народный социалист". Призывал к объединению всех демократических сил, чтобы противостоять надвигающейся анархии и контрреволюции. Принимал участие в Государственном совещании. Выдвигался кандидатом от ТНСП в члены Учредительного собрания, в предвыборной программе высказывался за объединение "одномыслящих партийных группировок", что явилось бы "признаком нашей... политической зрелости и величайшей победой русской демократии", но потерпел поражение, как и вся партия. На 2-м съезде партии (сент, 1917) говорил о необходимости сохранения прежних лозунгов, "чуждых примеси демагогии, не смущаясь временным неуспехом". --- В марте 1917 Временное правительство назначило М. ответственным за обследование и прием архивов министерства внутренних дел, Московской духовной консистории и Миссионерского совета, а затем поставило его во главе Комиссии по разработке политических дел Москвы (Архива политических дел), что позволило ему приступить в 1918 к изданию (в издве "Задруга") серии - "Материалы по истории общественного и революционного движения в России" (под ред.М. и М.Цявловского). Из всех предполагавшихся сборников ("1905 год", "Майский погром в Москве в 1915 году", "Ходынка", "Русская провокация" и др.) удалось выпустить один - сборник документов Московского охранного отделения "Большевики" (М" 1918). Его издание было истолковано новой властью как стремление представить большевизм в искаженном виде. В соответствии с декретом от 19.4.1918 Комиссия по разработке политических дел была ликвидирована: в созданный вместо нее Архивно-политический отдел при СНК Москвы и Московской области М. не был допущен. --- Встретив настороженно Октябрьскую революцию, М. после подписания Брестского мира вступил на путь борьбы против большевистского режима. Он был одним из руководителей Со"оза возрождения России и Тактического центра. 2 3 раза подвергался обыскам, 5 раз - арестам. Арестованный 17.2,1920 по делу Тактического центра, приговорен в августе к расстрелу, замененному 10 годами заключения: в результате ходатайств Академии наук, В, Фигнер и П.Кропоткина освобожден 13.2,1921, нов мае 1922 вновь арестован; осенью выслан за границу и вскоре лишен советского гражданства. --- До высылки издал книги: "Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в." (М., 1919) и "Религиозно-общественные движения XVU-XVIII вв. в России" (М., 1922), в последней рассматривал социально-политическую роль "старой веры" в идеологии восстаний С.Разина и Е.Пугачева. --- Полученные до выезда из РСФСР полномочия от Совета "Задруги" открыть заграничный отдел Товарищества и распоряжаться его средствами позволили М. организовать в Берлине издательство "Ватага", выпускавшее исторические сборники "На чужой стороне" (1923-25, 13 номеров; со 2-го номера - совм. с пражским изд-вом "Пламя") под редакцией М" Е.Ляцкого и В.Мякотина', М. был и автором ряда статей. Исторические исследования и мемуары, публиковавшиеся в сборниках, принадлежали участникам недавней исторической драмы и освещали пережитый ими опыт. В 1926 М. обосновался в Париже. Под редакцией М. и Т.Полнера издательство Товарищества "Н.П.Карбасников" выпускало в 1926-28 сборники "Голос минувшего на чужой стороне" (6 номеров), унаследовавшие курс закрытого московского журнала и основной состав его сотрудников. М. был членом Заграничного комитета ТНСП. В 1926-31 он сотрудничал вместе с В.Бурцевым, Т.Полнером, А.Карташевым и Н.Рыссом в политическом еженедельнике "Борьба за Россию"; выступал за создание единого антикоммунистического фронта русской эмиграции, допускал возможность интервенции. В феврале-мае 1931 публиковал фрагменты работы "Чекистский Олимп" - портреты Ф.Дзержинского, В.Менжинского, М.Кедрова, Н.Крыленко, с которыми вынужденно общался во время арестов 1918-20, Вступил в контакт с секретными офицерскими организациями, но после ряда их провалов прекратил с начала 30-х политическую деятельность, целиком занявшись историческими исследованиями. --- Работы, опубликованные М. в России, были собраны в книге "Дела и люди Александровского времени" (Берлин, 1923); М. готовил 2-й том, посвященный движению декабристов, В дальнейшем его научные интересы сосредоточились на истории событий 1917 и гражданской войны.М. широко использовал при этом, наряду с другими источниками, данные, полученные в результате опросов участников событий - эмигрантов, В книге "На путях к дворцовому перевороту: заговоры перед революцией 1917 года" (Париж, 1931) развенчал эмигрантскую легенду о Февральской революции как результате заговоров в военных и дворцовых кругах; пришел к выводу о "несерьезности" действий оппозиции с целью низложения Николая II: "все ждали революцию", но она "оказалась неожиданной для всех, и все оказались в растерянности". В книге "Золотой немецкий ключ большевицкой революции" (Париж, 1940) доказывал, что германский генеральный штаб субсидировал при содействии немецких социал-демократов партию большевиков. Проблемам гражданской войны посвящены работы М. "Н.В.Чайковский в годы гражданской войны" (Париж, 1929), "Гражданская война в описании Милюкова" (Париж, 1929) и "Трагедия адмирала Колчака" (ч. 1-111. Белград, 1930-31). В книге "Красный террор в России 1918-1923" (Берлин, 1924) стремился показать, что классовый "красный террор" был организован новой властью и направлен против всех слоев населения. Книга была переведена на несколько европейских языков (в СССР -М" 1990). --- В годы 2-й мировой войны и оккупации Франции отвергал возможность сотрудничества с фашистами. В послевоенные годы выступал против просоветских настроений в эмиграции, утверждал, что "Сталину нельзя верить", "надежда на мирную эволюцию власти, на мирное сожительство с красным самодержавием утопия". На этой платформе издавал с 1946 сборники "Свободный голос" (далее под др. назв.: в 1948-57 - "Российский демократ", № 15-27). В 1950-54 редактор журнала "Возрождение". С 1948 председатель Союза борьбы за свободу России, с 1951 председатель координационного центра антибольшевистской борьбы. В последние годы жизни М. издал в Париже книги "Судьба императора Николая II после отречения" (1951), "Как большевики захватили власть: октябрьский переворот 1917 года" (1953), "Мартовские дни 1917 года" (1956). Одним из первых обратившись к этим сюжетам как исследователь, М. стремился разобраться в разноречивом материале и установить фактическую канву событий, отделив правду от легенд. Выводы М. были приняты западной историографией. --- Скончался от рака легких. Посмертно вышли "Легенда о сепаратном мире" (1957), а также "Воспоминания и дневники", подготовленные к публикации женой М. (ч. 1-2. 1964), --- Соч.: Осада Зимнего дворца (публ.Ю.Н.Емельянов) // Вопр. истории, 1993, № 1. --- Лит.: Ульянов Н.С.П.Мельгунов // Нов. рус. слово, 1956, 10 июня; Его же.М. - как историк // Там же, 25 нояб., 2 дек.; Ковалевский П.Е.С.П.Мельгунов. Его вклад в советоведение // Вест. ин-та по изуч. СССР, 1956, № 20; Емельянов Ю.Н. Что мог знать С.П.Мельгунов о германском золоте / Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории.М., 1994. --- Арх.: ГАРФ, ф. 1152; ОР РГБ, ф. 454; Арх. РАН, ф. 647; РГАЛИ, ф. 305. --- Ю. Емельянов --- |
МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (2.8.1865, Петербург- 9.12.1941, Париж) поэт, прозаик, драматург, философ, литературный критик. Отец - из украинского дворянского рода, чиновник придворной конторы, дослужился до чина действительного тайного советника. Мать - дочь управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера. В гимназии начал писать стихи, прослушав которые, Ф.Достоевский сказал: "Слабо, плохо, никуда не годится. Чтобы хорошо писать, - страдать надо, страдать!" --- Первое стихотворение М. - "Нарцисс", появилось в сборнике "Отклик" (СПб., 1881). В 1884-88 он - студент историко-филологического факультета Петербургского университета. Летом 1888 в Боржоми познакомился с З.Гиппиус, 8.1.1889 обвенчался в Тифлисе и вернулся с ней в Петербург. В предисловии к воспоминаниям "Дмитрий Мережковский" она писала: "Мы прожили с Д.С.Мережковским 52 года не разлучаясь, со дня нашей свадьбы в Тифлисе, ни разу, ни на один день". --- В 1888 в Петербурге вышла первая книга М. "Стихотворения (1883-1887)", в 1892"Символы (Песни и поэмы)", в 1893- первая литературно-критическая книга "О причинах упадка и о новых течениях современной литературы", в которой обосновывается теория русского символизма. В 1897 появился сборник статей М. "Вечные спутники: Портреты из всемирной литературы" (о Марке Аврелии, Кальдероне, Сервантесе, Монтене, Флобере, Ибсене, Достоевском, Гончарове, Пушкине и др.). В 1895 в "Северном вестнике" печаталась 1-я часть трилогии "Христос и Антихрист" роман "Отверженный" (в дальнейшем названный "Смерть богов. Юлиан Отступник"), в 1900 в журнале "Мир Божий" - 2-я часть, "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи", в 1904 в журнале "Новый путь" - 3-я часть, "Петр и Алексей", получившая в отдельном издании название "Антихрист" (СПб., 1905; все три части переизд. Берлин, 1922). В 1900-2 журнал "Мир искусства" печатал крупнейшую критическую работу М. "Толстой и Достоевский" (отд. изд. СПб., 1901-2). --- М. - один из создателей Религиозно-Философского собрания (1901-3), отчеты которого печатались в журнале "Новый путь" (1903-4); одним из редакторов был М. В 1907 начались заседания Религиозно-Философского общества, в которых принимал участие М. Он переводил Эсхила, Софокла, Эврипида, Лонгуса, итальянские новеллы эпохи Возрождения. В 1906 вышли два его исследования: "Гоголь и черт", "Грядущий Хам" - о близящейся революции. --- В 1906' М. и Гиппиус уехали в Париж, где прожили до 1914, временами наезжая в Россию. В 1907 в Париже на французском языке вышел сборник стихов М., Гиппиус и Д.Философова "Le Tsar et la Revolution", в Петербурге - сборники "В тихом омуте" (1908), "Не мир, но меч: К будущей критике христианства" (1908). В 1910 в Петербурге появилось его "Собрание стихов, 1883-1910" и сборник статей "Больная Россия". Наиболее полное собрание сочинений дореволюционного периода в 2 4 томах вышло в Москве в 1914 (1-е полн. собр. соч. в 17 т. 1911-12). Затем до эмиграции М. опубликовал еще несколько книг в Петрограде: "Было и будет: Дневник, 1910-1914" (1915), "Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев" (1915), "Невоенный дневник: 19141916" (1917). Вышла вторая трилогия М. "Царство зла", посвященная судьбам России: драма для чтения "Павел 1" (СПб., 1908), "Александр 1" (Рус. мысль, 1911-12; отд. изд. 1913; Берлин, 1925:М" 1990) и "14 декабря" (Пг" 1918; Париж, 1921). --- В конце декабря 1919 М. с женой, Философовым и секретарем В.Злобиным эмигрировали сначала в Минск и Варшаву, а в октябре 1920 - в Париж, где у М. была собственная квартира. 16.12.1920 он прочитал в Париже первую лекцию - "Большевизм, Европа и Россия", в которой рассмотрел тройную ложь большевиков: "мир, хлеб, свобода" - война, голод, рабство. В 1922 в Мюнхене вышла книга четырех авторов (М" Гиппиус, Философов и Злобин) "Царство Антихриста" - программное выступление в печати после бегства из Советской России, полное живых впечатлений от двух лет жизни в большевистском Петрограде. В 1926 М. и Гиппиус организовали в Париже литературное и философское общество "Зеленая лампа", президентом которого стал Г.Иванов. Стенографические отчеты (1-е заседание 5.2.1927) печатались в парижском журнале "Новый корабль" (1927). В эмиграции М. создал исторические и философские романы "Рождение богов. Тутанкамон на Крите" (СЗ, 1924, № 21, 22; отд. изд. Прага, 1925), "Мессия" (СЗ, 1926-27, № 27-32; отд. изд. Париж, 1928). Центральным трудом этого времени стала книга "Иисус Неизвестный" (Белград, 1932: переизд. в журн. "Октябрь", 1992-93), завершившая трилогию о средствах спасения человечества: "Тайна трех: Египет и Вавилон" (Прага, 1925); "Тайна Запада: Атлантида-Европа" (Белград, 1930: М" 1992). Цифра "три" играла исключительную роль в философии истории и культуры у М. Он часто группировал свои произведения в трилогии или придавал им трехчастный характер. В романах М. ощущается воздействие религиозно-философских концепций Вл.Соловьева и В.Розанова, а также стремление осмыслить катаклизмы XX в. в свете духовно-нравственной истории человечества. Г-Адамович писал, что М. "думал о Евангелии всю жизнь и шел к "Иисусу Неизвестному" через все свои прежние построения и увлечения, издалека глядя в него, как в завершение и цель". Вместе с тем он говорил об исходящем от всего сочинения М. "холодке" и объяснял это отвлеченностью и "внежизненностью" - как самыми характерными чертами М.Б.Вышеславцев определил это сочинение, переведенное на несколько иностранных языков, как "не литературу, не догматическое богословие, не религиозно-философское рассуждение, а интуитивное постижение скрытого смысла, разгадывание евангельских притч". Рассматривая жанровые особенности другой части трилогии ("Тайна Запада: Атлантида-Европа") Б.Поплавский назвал ее опытом "непрерывного интеллектуального экстаза", "сплошным экстатическим монологом". --- М. давно был известен как мастер жанра биографического романа. В годы эмиграции он создал еще две книги этого рода: "Наполеон" (Белград, 1929: М" 1993) и "Данте" (Брюссель, 1939). В сентябре 1928 М. принял участие в 1-м съезде русских писателей-эмигрантов, организованном югославским правительством в Белграде. При Сербской Академии наук была создана издательская комиссия, выпускавшая "Русскую библиотеку", в первом номере которой вышел "Наполеон" (отрывки в журн. "Новый корабль", 1927, № 2 и СЗ, 1928, № 34, 35). Идеи книги о Наполеоне входят в концепцию "Третьего Завета", проповедовавшуюся М. еще в петербургский период. Судьба мира, согласно этим идеям, высказанным еще в XII в. итальянским монахом Иоахимом флорским, проходит через три основных этапа: период Бога-Отца, Творца Ветхого Завета, когда жизнь определяется законом (господин и раб): период Сына Божьего Христа (отец и дитя), длящийся и поныне: в грядущем откроется "Третий Завет" - Царство Духа, когда жизнь будет проходить в полной любви и интимности. Наполеон для М. - "последнее воплощение бога солнца, Аполлона". Атлантида и Апокалипсис - это конец первого человечества и конец "Второго Завета". Наполеон - "человек из Атлантиды" и "апокалипсический Всадник" одновременно. Он послан в мир, говорит М., чтобы сказать людям: "Может быть, скоро конец". Философский смысл романа, его "метаисторическое значение" (М.Цетлан) определяются обращенностью к настоящему, к тому, что переживала Россия в ту пору. Книга писалась с неизбывной думой о русской революции, о катастрофе 1917, после которой "бесы революции" установили в стране "красный террор". М. говорил о своих исторических произведениях: "Большинство считает, что я исторический романист: и это глубоко неправильно; в прошлом я ищу будущее... Настоящее кажется мне иногда чужбиною. Родина моя - прошлое и будущее". --- Среди религиозно-философских сочинений М., написанных в годы эмиграции, выделяются три небольших исследования: "Павел. Августин" (Берлин, 1936), "Св.Франциск Ассизский" (Берлин, 1938) и "Жанна д'Арк и Третье Царство Духа" (Берлин, 1938) под общим заглавием "Лица святых от Иисуса к нам". Отмечая, что подход М. к фигуре Франциска Ассизского не реально-исторический, а историко-философский, П.Бицилла утверждал: "Цель автора - указать место Св.Франциска не в истории Европы, а в "вечной", "идеальной" истории". --- Посмертно на французском языке издана трилогия М. "Реформаторы", оконченная незадолго до 2-й мировой войны; "Luther" (Париж, 1941), "Calvin" (Париж, 1942), "Pascal" (Париж, 1941). На русском языке трилогия вышла в Нью-Йорке в 1991. Незадолго до смерти М. завершил свою последнюю трилогию об "испанских тайнах": "Санта Тереза Испанская" (Возрождение, 1959, № 92, 93), "Св. Иоанн Креста" (НЖ, 1961, №64, 65; 1962, № 69) и "Маленькая Тереза" (Ann Arbor, 1984). --- Характеризуя значение М. для русской литературы, Адамович писал: "Влияние Мережковского, при всей его внешней значительности, осталось внутренне ограниченным. Его мало любили, мало кто за всю его долгую жизнь был и близок к нему. Было признание, но не было порыва, влечения, даже доверия, - в высоком, конечно, отнюдь не житейском смысле этого понятия. Мережковский - писатель одинокий". Еще резче оценивал М. в своей лекции в берлинском Русском научном институте 29.6.1934 И.Ильин'. "Психология, психика, целостный организм души совсем не интересует Мережковского: он художник внешних декораций и нисколько не художник души. Душа героя есть для него мешок, в который он наваливает, насыпает все, что ему, Мережковскому, в данный момент нужно и удобно. Пусть читатель сам переваривает все, как знает... Замечательно, что читателю никогда не удается полюбить героев Мережковского - Мережковский не вчувствуется в своих героев, не вчувствует в них и своих читателей: не любя показывает нелюбимое и не вызывает к нелюбимому никакой любви". О том же еще в 1915 писал В.Розанов, близко знавший М. и оставивший воспоминания о нем в книге "Мимолетное": "...мне кажется иногда (часто), что Мережковского нет... Что это - тень около другого... Вернее - тень другого, отбрасываемая на читателя... О, как страшно ничего не любить, ничего не ненавидеть, все знать, много читать, постоянно читать и, наконец, к последнему несчастию, - вечно писать, т.е. вечно записывать свою пустоту и увековечивать то, что для всякого есть достаточное горе, если даже и сознается только в себе. От этого Мережковский вечно грустен". --- М. был противником всех форм тоталитаризма. Его философия духовной свободы как основы Царства Божия на земле ("Третьего Завета") делала для него невозможным сотрудничество с большевизмом или с нацизмом. Он надеялся на взаимное уничтожение этих двух зол. В радиоречи, произнесенной после нападения Гитлера на СССР, М. остался верен себе и повторил то же, что писал с 1920 о большевизме как абсолютном зле и необходимости крестового похода против большевизма, к чему он в свое время призывал Пилсудского и Папу римского, "Большевизм никогда не изменит своей природы, как многоугольник никогда не станет кругом, хотя можно увеличить до бесконечности число его сторон... Основная причина этой неизменности большевизма заключается в том, что он никогда не был национальным, это всегда было интернациональное явление; с первого дня его возникновения Россия, подобно любой стране, была и остается для большевизма средством для достижения конечной цели - захвата мирового владычества". Не случайно Гиппиус закончила свою книгу о М. словами, что М. и она "были и в начале, и в конце, и всегда "за интервенцию". Писатель верил, что духовное начало, культура и разум, планомерно уничтожавшиеся большевиками, возвратятся в Россию. Он был убежден, что именно повергнутая в кровь Россия духовно возродится и начнет "спасение мира", которое другие народы завершат. Соч.: Избр. статьи. Мюнхен, 1972. --- Лит.: Бахтин Н. Мережковский и история // Звено, 1926, 24 янв., № 156; Ильин В. Памяти Д.С.Мережковского // Возрождение, 1965, № 168; Чижевский Дм. Рец. на: "Избр. статьи" // НЖ, 1973, № ill; Bedford С.Н. The Seeker: D.S.Merezhkovskiy. Lawrence (Kansas), 1975; PachmussT. D.S.Merezhkovsky in Exile: The Master of the Genre of Biographie-romancee. New York, 1990. --- Арх.: OP РНБ, ф. 481. --- А. Николюкин --- |
МЕТАЛЬНИКОВ Сергей Иванович (23.4.1870, Симбирская губ. - 27.9.1946, Париж) - биолог. Отец - Иван Михайлович М" мать - Екатерина Ивановна (урожд. Фатеева, во 2-м браке Виннер). Отчим, генерал Б.Виннер, был основателем и владельцем порохового и динамитного заводов в Петербурге. Семья располагала большими средствами. По воспоминаниям близкого друга М" философа Н.Лосского, Виннеры жили в Петербурге в большом собственном доме на Пантелеймоновской улице и имели "чудное имение Артек у подножия Медведь-горы (Аюдага)" в Крыму. В студенческие годы М. увлекался философией, совместно с Н.Лосским организовал философский кружок, который собирался в доме Метальниковых, М. окончил естественный факультет Петербургского университета и прошел стажировку в лучших западноевропейских научных учреждениях: в 1897 в Гейдельбергском университете у протозоолога Отто Бючли: в 1897-99 на Неаполитанской зоологической станции у А.Дорна и А.Ковалевского; в 1900-2 в отделе И.Мечникова в Институте Пастера в Париже. --- Первые научные интересы М. были связаны с изучением внутриклеточного пищеварения у низших животных (морских ежей, аскарид, инфузорий). В Париже у Мечникова он увлекся проблемой иммунитета; принимал участие в изучении т.н. цитотоксического иммунитета. В 1900, инъекцируя сперматозоиды морских свинок кроликам, он смог получить активную сперматоксическую сыворотку, которая, будучи инокулированной той же морской свинке, вызывала атрофию ее тестикул. Этот эксперимент был в какой-то степени историческим в иммунологии. Он впервые помог расшифровать механизм феномена некоторых форм стерильности и продемонстрировал возможность участия в нем собственных антител. Перу М. принадлежат замечательные обзоры результатов исследования отдела Мечникова в Институте Пастера в Париже по цитотоксическому иммунитету, написанные в 1900-2. Мечников поддержал сравнительные исследования М. по изучению фагоцитоза (клеточного иммунитета) у низших животных. Мечниковская идея о том, что иммунитет к туберкулезу у личинки пчелиной моли (Galleria mellonella), возможно, обусловлен способностью насекомого каким-то образом переваривать воскообразные оболочки туберкулезных бацилл, легла в основу большого цикла исследований М. по фагоцитозу у насекомых. Он экспериментально подтвердил, что туберкулезные бациллы, введенные в организм личинки пчелиной моли, заглатываются ее фагоцитами и гигантскими клетками и очень быстро разрушаются с помощью фермента-липазы. На основе этих данных М. сделал общий вывод о том, что любые способы, приводящие к повышению активности липазы в организме, например, жировое откармливание заболевших животных, могут служить эффективными терапевтическими средствами в борьбе с туберкулезом. --- В 1907 М. был избран профессором зоологии Петербургского университета; преподавал зоологию на естественном факультете Высших женских курсов. В 1909 после смерти П.Лесгафта стал его преемником по Биологической лаборатории. В эти годы им был опубликован ряд статей по иммунитету у беспозвоночных в "Известиях СПб. Биологической лаборатории", а также журнале "Природа", ответственным редактором которого М. являлся со дня его основания в 1915. В 1910-15 М. начал разработку идеи о возможности переноса павловского учения об условных рефлексах на реакции иммунитета. Однако первые же попытки выйти за пределы парадигмы павловского учения потерпели фиаско. Статья М. "Рефлексы как творческие акты", опубликованная в "Известиях Императорской Академии наук" в 1915, вызвала резкую критику со стороны К.Тимирязева, который нашел ее "невежественным пасквилем на все то физиологическое направление, которое благодаря Павлову и Сеченову составляет гордость и силу русской науки". По М., иммунные реакции как бы "вставлены" в эволюционный процесс, это - приобретенные реакции, наследственно закрепленные эволюцией. Безграничное разнообразие вариаций иммунных феноменов у каждого индивидуума обуславливает трудности их контроля в эксперименте. В глазах оппонентов М. этот тезис подрывал доверие к научному эксперименту как таковому. Тимирязев препятствовал публикации работ М. в "Летописях" в 1916. Негативное отношение к М. усилилось после Октябрьской революции, когда началась борьба с "витализмом, менделизмом и мракобесием" в биологии, возглавляемая Тимирязевым. Это, вероятно, сыграло не последнюю роль в решении М. эмигрировать. --- В 1918 советское правительство приняло Биологическую лабораторию им.П.Лесгафта, возглавляемую М" на государственный бюджет, она была переименована в Научный институт им. П,Лесгафта. Директором института был назначен шлиссельбуржец Н.Морозов, т.к. М., уехавший организовывать Крымский университет в Симферополе, был отрезан от Советской России фронтом гражданской войны. В 1920 М. покинул Крым и эмигрировал во Францию. Еще в 1919 Эмиль Ру пригласил его возглавить одну из лабораторий в Институте пастера в Париже. --- Работа М. в Институте Пастера была чрезвычайно плодотворной. Вначале он вернулся к изучению иммунитета у низших животных и даже запланировал издание книги "Иммунитет у пчел", которую начал писать со стипендиатом Рокфеллеровского фонда К.Тумановым, приехавшим из России. Но после того, как Туманов отказался возвращаться на родину, фонд прекратил финансировать его проект, и издание книги было отложено на неопределенное время. Наиболее активный период жизни М. во Франции связан с изучением роли нервной системы в иммунитете беспозвоночных и позвоночных животных. В эксперименте 1921 с личинкой пчелиной моли он показал, что разрушение определенного участка нервной системы насекомого приводит к невозможности развития иммунных реакций.М. принадлежит описание "нервного центра иммунитета" у низших животных (1937), он характеризовал иммунитет как адаптивную реакцию, как эфферентное звено чувствительности всего организма, находящееся под контролем нервной системы. Он полагал также, что и у высших животных некоторые иммунологические реакции, в том числе и синтез антител, имеют в известной степени условнорефлекторный характер. В 1926 вместе с русским зоологом-эмигрантом В.Шориным М. провел знаменитый эксперимент, в ходе которого он получил доказательства роли условных раздражителей на получение вторичного гуморального ответа без всякого участия антигена. Возникновение болезней и устойчивость к инфекции М. также тесно связывал с психической и ментальной активностью. Идеи М. близки направлению, возникшему в науке в начале 80-х XX в. и названному психонейроиммунологией. Недаром русский ученый признан ее основоположником, хотя современники скептически относились ко многим его выводам. --- Большую известность М. принесли его опыты по бессмертию клетки, послужившие основой его знаменитой книги "Проблема бессмертия и омоложения в современной биологии" (Берлин, 1924). Еще в 1908 в своей царскосельской лаборатории М. изолировал несколько инфузорий, за делением которых стал наблюдать. Последовательно опыты с инфузорией были перенесены в 1910 в Биологическую лабораторию, затем в 1918-в Крым, в 1919 - в Париж. Спустя 2 2 года инфузории безостановочно делились, несмотря на то, что от царскосельского предка их отделяли тысячи поколений. Вывод автора был прост: если на инфузорию не влияют разрушительные внешние причины, она никогда не станет трупом. Следовательно, смерти нет, клетка бессмертна. М. изучал феномены старения организма и пришел к выводу, что природа не может программировать столь короткую человеческую жизнь и что старение вызвано случайными внешними условиями, на которые сам человек может воздействовать, устранив или изменив их. --- Последние годы жизни М. были посвящены разработке программы ведения бактериальной борьбы с вредными насекомыми. По его мнению, бактериологические методы обладают большими преимуществами по сравнению с химическими воздействиями, небезопасными для человека. Им были получены интересные результаты не только в лабораторных условиях, но и на практике, на винограднике, фруктовых деревьях, хлопке и т.д. При жизни М. опубликовал более 250 научных работ на русском и западноевропейских языках. --- В эмиграции М. принимал активное участие в работе русских эмигрантских организаций: читал лекции в Русском народном университете, в 1922-23 являлся товарищем председателя его правления; на 1-м съезде Русского национального объединения, проходившем в июне 1921 в Париже, М. вошел в состав избирательной комиссии съезда вместе с И.Буниным, князьями Долгоруковыми, И.Васильчаковым, Г.Трубецким, В.Набоковым, М.Ростовцевым, А.Куприным. На 1-м съезде Русских академических организаций, состоявшемся в октябре 1921 в Праге, он представлял Русскую академическую группу из Франции и был избран председателем комиссии по вопросам о положении науки и ученых в России. Имя М. встречается в программе общедоступных курсов медицинских знаний, которые организовывало Общество русских врачей им. Мечникова в Париже. Научный архив ученого находится в Институте Пастера в Париже. --- Соч.: Токсические сыворотки // Изв. СПб. Биологич. лаборатории, 1901, т. 4, вып. 4.; R61e des reflexes conditionnels dans l'immunit^ // Ann. de I'lnstit. Pasteur, 1926, vol. 40 (avec Chorine V.); Le rule du syst^me nerveux et des facteurs biologiques et psychiques dansl'immunite. Paris, 1932. --- Лит.: N^gre L. Metalnikov Serge (1870-1946) // Ann. de I'lnst. Pasteur, 1946, vol. 72; Ульянкина Т.И. Зарождение иммунологии.М., 1994. --- Г. Ульянкина. --- |
МЕТНЕР Николай Карлович (24.12.1879, Москва - 13.11.1951, Лондон) - композитор, пианист, педагог. Его отец, Карл Петрович, был одним из директоров акционерной компании "Московская кружевная фабрика", мать, Александра Карловна (урожд. Гебхард) - певица. Старинные обрусевшие немецкие роды Метнеров и Гебхардов включали в себя много художественно одаренных людей. В русских музеях сохранились портреты художницы-миниатюристки Минны Гебхард, сестры бабушки композитора. С материнской стороны родственниками М. было и музыкальное семейство Гедике, Уже в 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано, сначала у матери, затем, с поступлением в реальное училище, у брата матери - профессора Московской консерватории Ф.Гедике. Очень рано проявились и его творческие склонности, стремление сочинять и даже попытки записывать свои пьесы. Раннее взросление определило его музыкальный вкус: никакой "детской" музыки, он требовал для изучения Баха, Бетховена, Скарлатти, Моцарта, а через два года занятий решительно заявил, что больше в школу не пойдет, т.к. хочет поступить в консерваторию. В 1892 он стал учеником фортепианного отдела в классе АТалли, а с 1894 перешел к П.Пабсту.М. много времени посвящал игре на рояле, но параллельно росла и страсть к сочинению. Он начал заниматься с А.Аренским и С.Танеевым, но не регулярно, и курса по композиции так и не прошел. --- В 1900 М. окончил консерваторию по классу фортепиано у В.Сафонова с золотой медалью и в августе того же года поехал в Вену на 3-й международный конкурс им.А.Рубинштейна.А.Гольденвейзер, также участвовавший в конкурсе, вспоминал, что по условиям на конкурсе было две премии: одна для композитора, другая для пианиста. Среди композиторов сразу определился лидер - А.Гедике, также из Москвы. Только этим, по мнению Гольденвейзера, объяснялось получение М. Почетного отзыва, а не премии - жюри не хотело давать обе премии русским конкурсантам. Так или иначе, но это был заметный успех молодого пианиста. Он получил приглашение на большое концертное турне по Европе, однако отказался от него, не согласившись на программы, составленные Сафоновым. К тому же его влекли собственные творческие планы: сочинительство захватывало его все больше и больше. И это не преувеличение; по словам жены, А.Метнер, темы к М. "приходили сами". М. признавался Гольденвейзеру, что "у него при сочинении бывает такое чувство, как будто он должен запечатлеть то, что где-то уже существует, ему же нужно только снять все лишнее, выявить подлинную сущность этой музыки в предельном приближении к тому идеальному образу, который он ощущает". Такая погруженность в сферу звуков делала процесс сочинения почти непрерывным: темы возникали даже во сне, некоторые использовались спустя многие годы после первой записи (так случилось с темой Квинтета, последнего сочинения композитора). "На протяжении ряда лет у него накапливались записи музыкальных мыслей... и заполняли довольно большой чемодан. Сергей Васильевич Рахманинов даже подтрунивал над этим "имуществом" и спрашивал: "Нельзя ли взять из него что-либо взаймы?" - вспоминала жена. --- Одновременно М. вел преподавательскую работу: сначала в московском Елизаветинском институте (с 1900), затем (с 1909) - профессура в Московской консерватории.М. не любил преподавание, ибо оно отвлекало его от сочинения; он всегда брал небольшую нагрузку. Но именно эта работа обеспечивала постоянный скромный заработок. Однако, занимаясь с учениками, независимо от того, были они консерваторскими или частными, он не щадил себя, щедро делился своими знаниями и опытом. Некоторые из учеников М. по много лет пользовались его консультациями, например (уже в пору его эмигрантства), английская пианистка Э.АЙЛЗ, приезжавшая с этой целью из Бирмингема во Францию, профессор Иельского университета Э.Грёман, дочь французского композитора Марселя Дюпре - Маргарита Дюпре. --- Характерная для композиторского стиля М. преданность романтической традиции была не только естественным проявлением природных склонностей, но и осознанной позицией, протестом против бездуховного, бездумного отношения к искусству, против всегда ему чуждого модернизма. Один из музыкантов - В.Поль, вспоминал, что мысль о моральной ответственности композитора, о том, что музыкальное произведение имеет "духовный смысл и что сочинение музыки есть поступок, о последствиях которого художник должен думать", неоднократно повторялась М. Этот своего рода моральный императив являлся важной составной частью его творчества. Сочинения М. неброски и не монументальны. Он много писал для фортепиано и для голоса с фортепиано. Эта сосредоточенность на камерной музыке отвечала его индивидуальности и одновременно позволяла ему выступать исполнителем своих сочинений, к звучанию которых он был достаточно внимателен и придирчив. Его глубина не страдает многозначительной загадочностью. Даже в драматических сочинениях нет ложного пафоса. Всюду сохраняется сдержанный, отмеченный благородством тон высказывания. "Лирическое раздумье" - вот образ, отмечающий его лучшие страницы. Эта доверительная, внутренняя исповедальность интонации захватывала чутких слушателей. Многие находили в музыке М. внешне замкнутого, отгороженного, - ту теплоту чувства, которой им не хватало в окружающем мире. --- М. много сочинял, до отъезда за границу написаны 40 из 60 с небольшим опусов. Параллельно он выступал как пианист, а также в паре с известной певицей Олениной-д'Альгейм. В своем исполнении М.-пианист также избегал всего вычурного, блестящего, не стремился к эффектам: он прежде всего хотел донести до слушателя глубину мысли и чувства автора произведения. Его интерпретации покоряли серьезностью и искренностью тона, чистотой вкуса, верностью стилю. Богатство палитры было подчинено художественной и содержательной задаче, Он как бы заново слышал произведение и передавал эту свою способность слушателям. Тайну его артистичности составляла именно глубокая одухотворенность, проникновение в музыкальную и эмоциональную сущность исполняемого произведения. --- В 1911 М. ушел из консерватории, некоторое время жил в селе Траханееве, в имении друзей. Там композитор нашел необходимое уединение. Однако в 1913 ему пришлось снова вернуться в Москву. Того требовали и работа в Российском музыкальном издательстве, и необходимые для семейного бюджета частные уроки.М. с женой и старшим братом Эмилием поселился в Саввинском переулке на Девичьем поле, тогда московской окраине. С 1915 он вновь преподавал в консерватории, но лишь до 1919, когда, потеряв московскую квартиру и, следовательно, возможность работать в Москве, вынужденно жил в дачном поселке. К этому времени распалась дотоле сплоченная семья Метнеров: умерли мать и отец, на фронте погиб старший брат (Карл), другой (Эмилий) в 1914 уехал в Германию, а после начала войны был интернирован в Швейцарию. Не имея работы, постоянного жилья, лишившись близких, М. принял в 1921 решение уехать в Германию, где в сезон 1921/22 дал три концерта (в Берлине и Лейпциге), а в следующем сезоне выступил в Польше (в Варшаве и Лодзи). В программы концертов входили в основном сочинения самого пианиста, кроме того, он несколько раз сыграл Четвертый фортепианный концерт Бетховена. --- В 1924, после посещения Швейцарии и Италии, Метнеры осели во Франции, в местечке Эрки в Бретани. Оттуда М. выехал на концерты в США. Этим первым турне он обязан заботам С.Рахманинова, который поддерживал композитора в годы его зарубежных скитаний. По соглашению с фирмой "Стейнвей" М. должен был играть с лучшими симфоническими оркестрами в разных городах. В поездке он выступал с необычной для него интенсивностью: с 31.10.1924 до 13.3.1925 он дал 17 концертов, исполняя свой Первый концерт, а также Четвертый - Бетховена. В сольных программах, кроме своих сочинений, М. играл сонаты Скарлатти и Бетховена, Фантазию Шопена, пьесы Листа, а также выступал с певицей, исполнявшей его романсы и песни. Эта поездка, финансово обеспечившая семью, предоставила возможность на некоторое время отдаться сочинению. Вернувшись во Францию, Метнеры поселились в местечке Фонтен-д' Иветт в 30 км от Парижа. Неподалеку отдыхал Рахманинов, и они постоянно общались. Здесь композитор сочинил Вторую скрипичную сонату, Второй концерт для фортепиано, Сказки op. 48. Отсюда в феврале 1927 М. поехал на концерты в Россию. В Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове состоялись его выступления, доставившие радость не только слушателям, но и самому концертанту. Он уезжал из России с надеждой вскоре вернуться обратно и показать здесь сочинения последних лет. Однако помешали иные гастрольные планы. В 1928 по приглашению певицы Т.Макушиной М. совершил поездку в Лондон. --- Летом 1928 он жил в нормандской деревушке Виллер-сюр-Мер, неподалеку от Рахманинова, который показывал М. посвященный ему Четвертый фортепианный концерт. В 1929/30 М. вновь совершил турне по США и Канаде, затем дал концерты в Англии. Со временем его начали утомлять бесконечные странствия и переезды. В начале 30-х композитор много размышлял об эстетических вопросах. Он собирал разные мысли о музыке в книгу под названием "Муза и мода", в которой подытоживал свои суждения о назначении музыки, ее путях и современном ему творчестве. Книга была издана стараниями и на средства Рахманинова, а позже, в 1951, вышел и ее английский перевод, сделанный другом и почитателем М. - А.Сваном. --- В конце 1935 М. обосновался в Англии, в небольшом домике в северной части Лондона. Он выступал с концертами еще два сезона (1935/36 и 1936/37), после чего сосредоточился на композиторской работе. Если и выступал, то только со своими сочинениями. В 1942 перенес инфаркт, приковавший его на два месяца к постели. Но лишь оправился, занялся оркестровкой только что сочиненного Третьего фортепианного концерта, который сам же исполнил в 1944 с оркестром Лондонского филармонического общества. Получив приглашение на большое турне в США в сезон 1947/48, М. согласился на поездку, но не чувствуя в себе достаточно сил, отложил ее на год. Это решение имело удивительные последствия. Судьба, словно решив вознаградить его за годы тревог и лишений, подарила ему - последнему романтику - чудесную романтическую историю. Согласно рассказу Свана, незадолго до войны молодой индийский студент Джайя Гамараджа Уадиар, наследник магараджи, по пути из Оксфорда домой случайно у своей сестры в Берлине услышал одну из сказок М. Пьеса произвела на него столь сильное впечатление, что он дал обет записать ее на граммофонные диски. Во время войны Уадиар унаследовал княжество, а в 1946 по его распоряжению было достигнуто соглашение с фирмой "His Masters Voice", в результате которого появились три альбома грампластинок с записями произведений М. В альбомы вошли все три Концерта, фортепианные и вокальные произведения. В знак благодарности М. посвятил Уадиару свой Третий фортепианный концерт. Существуют и другие пластинки с записями сочинений композитора: Третья скрипичная соната в исполнении американских артистов Э.Розенблита и Б.Рубакина, ряд песен в исполнении Э.Шварцкопф с автором. Это была его последняя работа, сделанная в 1950. --- Лит.: Долинская Е.Н.Метнер.М.. 1966: Н.К.Метнер. Воспоминания. Статьи. Материалы. Сост.-ред. З.А.Апетятян.М., 1981. --- Д. Дараган --- |
МЕЩАНИНОВ Оскар Самойлович (21.4.1886, Витебск - 1957, шт. Калифорния. США) - скульптор. Учился у Ю. Пэна, затем в Одесской художественной школе, с 1906 в Париже, в Школе декоративных искусств и в Академии изящных искусств (мастерская А.Мерсье), однако, разочаровавшись в возможностях натуралистического академического искусства, вскоре ее покинул. Работал помощником у Ж.Бернара, позднее М. пригласил его консультантом в скульптурное ателье Русской академии в Париже. Жил в "La ruche" ("Улье"). Работы М. свидетельствовали о внимательном изучении им древнеегипетской и ранней античной скульптуры; романская и готическая скульптура укрепили его устремление к лаконичному обобщению и синтезу форм в пластике. --- С 1908 участвовал в выставках Национального общества изящных искусств, с 1912 регулярно экспонировал свои работы на Осеннем салоне. Один из влиятельных критиков отметил в 1915 в качестве основных черт его творчества глубинное постижение мировой культуры и талантливое претворение великих традиций, Многолетняя дружба связала М. с Диего Ривера, который написал в начале 1910-х его кубистический портрет; остро-характерную внешность М. запечатлели также Х.Сутин и А.Модильяни. --- В мировом скульптурном наследии М. больше всего привлекали произведения архаического характера. В 1919 он совершил первое путешествие в Камбоджу для ознакомления с храмовыми ансамблями Ангкора, в 1927 -в Индию, где знакомился со скальными храмами Эллоры. --- В 1920-е М. играл видную роль в парижском Обществе русских художников, способствовал устройству выставки "Современное французское искусство" в Музее нового западного искусства в Москве в 1928. В связи с этим он в последний раз приехал на родину, посетил Ленинград и Москву: выступил с рассказом о художественной жизни послевоенного Парижа. Одну из работ М., представленных в русском отделе выставки ("Девушка с букетом", 1927), предполагала приобрести Третьяковская галерея: реально туда поступил "Человек в цилиндре" (1922), наиболее известная из работ М., демонстрировавшая его понимание скульптурной формы прежде всего как композиции из обобщенных, архитектонически выдержанных объемов. --- 2-я мировая война заставила М. эмигрировать в США. Последние годы его жизни были отданы преимущественно созданию портретов; один из лучших - "Портрет Пьера Вертхеймера" (1950). --- Работы М. охотно приобретались коллекционерами и престижными музейными собраниями. Мраморная "Девушка" (1912) и бронзовый бюст Жозефа Бернара (1933) вошли в коллекцию Музея Израиля в Иерусалиме; в Национальном музее современного искусства в Париже хранятся "Человек в цилиндре", "Причесывающаяся обнаженная" (1937); в музее "Stedelyk" в Амстердаме - бронзовый "Портрет матери художника" (1915). Много работ М. находятся в художественных музеях США (Кливленд, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.). В Русском музее - "Голова девы" (1912). --- Персональные выставки М. прошли в ПтиПале^в Париже (1939), в одной из галерей Нью-Йорка (1944) ив Музее искусств графства Лос-Анджелес (1955). --- Лит.: Oscar Miestchaninoff. Sculpteur, explorateur, collectionneur par Waldemar George. Paris, 1966. --- А. Шатских --- |
|