МЕЧ и ТРОСТЬ
25 Июл, 2017 г. - 16:59HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    РЁРИХ    (Рерих) Николай Константинович (27.9.1874, Петербург- 13.12.1947, Наггар, шт. Пенджаб, Индия) - художник, философ, историк, общественный деятель. Сын нотариуса К.Ф.Рериха; мать - М.В.Калашникова - из купеческой семьи. Окончив в 1893 частную петербургскую гимназию К.Мая, поступил на юридический факультет Петербургского университета (где прослушал также полный курс исторических дисциплин) и одновременно в Академию художеств, (рвоим "учителем жизни" считал А.Куинджи, испытал влияние В.Стасова и Л.Толстого. В 1900 учился в Париже у Ф.Кормона и Пюви де Шаванна. В 1901 женился на Е.Шапошниковой, которая стала, по словам Р., его "другиней, спутницей, вдохновительницей". Известность принесла Р. удостоенная большой золотой медали Академии и приобретенная П.Третьяковым картина "Гонец. Восстал род на род" (1897) - первая в серии "Начало Руси. Славяне" (последующие: "Идолы", "Заморские гости", "Город строят", "Строят ладьи" и др.). Интерес Р. к русской старине отразили также этюды, созданные во время поездки по древним городам (1903-4). Изображал северную природу ("Седая Финляндия", "За морями - земли великие"): образ природы, в которой растворены люди, доминировал и в исторических картинах Р., проникнутых мистическим пантеизмом. Проводил археологические раскопки на Северо-Западе страны, изучал фольклор и древнерусскую религиозную литературу (жития, апокрифы), откуда черпал материал для своих произведений; осваивал в духе модерна традиции иконописи и фрески. Декоративный дар и стремление к театрализации истории сблизили Р. с художниками "Мира искусства", однако он призывал не только "любить прошлое", но и "жить будущим". Особенно занимали Р. взаимосвязи национальных культур; образы его произведений несли символику общечеловеческих понятий. Самобытность его творчества заставила говорить о "державе" Р. {Л.Андреев), о "целом космосе", "одушевленном мудростью" (Э.Голлербах). Участвовал во многих русских ис 1905-в зарубежных выставках (Прага, Париж, Лондон, Берлин, Вена, Брюссель, Рим, Венеция, Мальмё). Фантазия Р., обогащенная знанием истории, ярко проявилась в его работах для театра, в частности, для Русских сезонов С.Дятчлево в Париже и Лондоне: "Псковитянка" Н.Римского-Корсакова (1909), "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" А.Бородина (1908, 1914), Оригинальным постижением духа языческой Руси явились эскизы Р. к пьесе А.Островского "Снегурочка" (постановки 1908, 1912, 1922) и либретто, костюмы, декорации к балету И.Стравинского "Весна священная" (1912, 1930). Среди других театральных работ - эскизы к спектаклям М.Метерлинка "Сестра Беатриса" и "Принцесса Малэн" (1912-14), к опере Р.Вагнера "Тристан и Изольда". Музыкой подсказаны и многие станковые работы Р., например, картина "Небесный бой" (1912), навеянная "Полетом валькирий" Вагнера, - на тему борьбы света и тьмы, проходящую через все творчество Р. --- С 1906 Р.- директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств, в 1909 избран членом Академии художеств, в 1910 возглавил возрожденный "Мир искусства". "Великий интуитивист", по определению М.Горького, Р. символически выразил накануне 1-й мировой войны свои тревожные предчувствия: "Пречистый град - врагам озлобление" (1911), "Град обреченный" (1914). Постепенно интересы Р. смещались в сторону культур Востока, все более влиявших на его мировоззрение и искусство. Статья Р. "Индийский путь" (1913) обозначила главное направление его художественно-философских исканий. --- Из-за болезни легких Р. жил с конца 1916 с семьей в Сердоболе (Сортавала); в 1917 этот город отошел к Финляндии. Здесь были написаны лирические пейзажи, пьесы (сохранилась одна - "Милосердие"), стихи, повесть "Пламя", картина "Карелия. Вечное ожидание". Работы этого периода Р. выставил в ноябре 1918 в Стокгольме (дополнив их картинами, оставшимися там от Балтийской выставки русских художников 1914), затем - в других скандинавских странах и осенью 1919в Лондоне, где также оформил оперу "Князь Игорь" у Дягилева и несколько русских опер в "Covent Garden". В 1920 встретился с Р.Тагором, который приветствовал давнее намерение Р. посетить Индию. К тому времени Р. был знаком с индийской философской мыслью, с работами русских индологов, старший сын Р,, Юрий, изучал индо-иранские языки в Кембридже, Гарварде и Сорбонне, но английские власти не дали разрешения на поездку, ввиду близости Р. к индийским оппозиционным кругам, --- С 1920 Р. в США; выставки его работ прошли в 28 городах, читал лекции о русском искусстве и литературе, организовал в Нью-Йорке Институт объединенных искусств, в Чикаго - союз художников "Пылающее сердце" и международный культурный центр "Венец мира". Они подготовили учреждение в Нью-Йорке музея Р. (открыт в марте 1924), в котором было собрано свыше 1000 его работ, а также произведения искусства Востока и русские иконы; все это Р. передал в дар американскому народу. В США были написаны серии картин "Новая Мексика", "Сюита океана" и "Санкта" ("Подвижники"). --- В мае 1923 Р. направился в Индию и в декабре прибыл в Бомбей. Предпринял экспедиции в Сикким и Бутан (1924), посетил Индонезию и Цейлон (1925), приступил к созданию цикла картин "Знамена Востока" ("Учителя Востока"), воссоздававших образы основоположников и проповедников различных религий - Конфуция, Будды, Магомета, Сергия, Моисея и др. Совершил с женой и сыновьями Юрием и Сергеем грандиозное путешествие через Гималаи в Центральную Азию, преодолев 25 тысяч км (1925-28; описал его в книгах-дневниках "Сердце Азии", "Алтай-Гималаи" и' "Шамбала Сияющая"). В труднейших условиях были собраны ценные ботанические, археологические, геологические коллекции, приобретены произведения искусства, редкие рукописи и книги. Созданные под впечатлением увиденного картины, написанные темперой, снискали Р. славу "мастера гор", открыли посетителям музеев Гималаи и архитектуру древних горных монастырей, выразив высокий нравственный порыв художника ("чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам", - писал Р.). В пути получил разрешение на въезд из Китая на территорию Советского Союза и в 1926 приехал в Москву: заверил Г.Чичерина (который характеризовал Р. как "полукоммуниста, полубуддиста") и А.Луначарского, что вернется в СССР. Поселившись в 1928 с семьей в окрестностях Наггара (долина Кулу), основал здесь Международный институт гималайских исследований "Урусвати" ("Свет утренней звезды"), названный так в честь Е.Рерих. Был избран членом научных учреждений Азии, Европы и Америки. --- С 1929 в США и в Западной Европе началась реализация выдвинутой Р. (впервые еще в 1914) идеи пакта об охране культурных ценностей во время войны - "пакта Рериха". Р. предложил символ такой охраны - "Знамя Мира", которое он назвал "Красным крестом культуры", но подчеркивал, что и "без грома пушек часто совершаются ...непоправимые ошибки против Культуры"; посвятил теме пакта картину "Орифламма" (1931). В 1929 выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию мира. В развернувшихся в 30-е спорах среди русских эмигрантов об отношении к Советскому Союзу в случае войны выступал за его поддержку. В 1934 снова приезжал в США, в 1934-35 совершил последнюю большую экспедицию - в Манчжурию и Северо-Западный Китай. В годы 2-й мировой войны написал картины, в которых, используя образы русской истории и мифологии, предрекал России победу над фашизмом. Всего им было создано около 5 тысяч художественных произведений. Среди большого числа литературно-философских трудов Р. - "Пути благословения" (1924), "Держава света", "Твердыня пламенная" (1932), "Врата в будущее" (1936), "Нерушимое" (1936) и др. Умер Р. вскоре после того, как были оформлены документы для возвращения на родину. Согласно его завещанию, Ю. Рерих привез значительную часть картин Р., созданных в Индии, в СССР. --- Соч.: Из литературного наследия.М., 1974. --- Лит.: Эрнст С.Н.К.Рерих. Пг., 1918; Кузмин М. Рерих.М., 1923; Бурлюк Д. Рерих (Черты его жизни и творчества). Нью-Йорк, 1930; [Иванов Вс., Голлербах Э.]. Рерих, ч. 1. Рига, 1939; Беликов П., Князева В. Рерих.М., 1973; Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. статей.М., 1978; Полякова Е.И. Рерих, 2-е изд. М,, 1985; Держава Рериха. Сб. материалов, М., 1994. --- О. Румянцева ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.