МЕЧ и ТРОСТЬ
20 Июл, 2025 г. - 21:43HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич ] (1.5.1879, Москва - 2.3.1964, Женева) - правовед. В 1906 после окончания Московского университета был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. Специализировался по кафедре энциклопедии права и истории философии права. Через два года получил ученую степень магистра государственного права, в качестве приват-доцента начал преподавать на кафедре философии. Одновременно читал лекции в Коммерческом институте. В 1908-10 находился в научной командировке в Берлине, Гейдельберге, Париже. Первые работы А. были посвящены проблемам методологии правовой науки. В 1911 в Москве издана его книга "Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук". --- В годы 1-й мировой войны А. активно занимался общественной деятельностью. В феврале 1915 стал членом Всероссийского Земского союза (уполномоченный Урмийского отряда союза в Тифлисе): в 1916-17 один из руководителей по снабжению русской армии в Иране. С 1916 профессор юридического факультета Московского университета: сотрудничал в журналах "Юридический вестник", "Вопросы права". В книге "Введение в изучение права" (1918) А,, помимо разработки вопросов теории права, пытался проанализировать истоки и сущность российской революции, подчеркивал анархический характер социально-политической идеологии в России, предубежденность против права. "Мы велики размахом, но бедны мыслью. Мы не сумели осмыслить наш размах, не сумели осветить его новым общественным сознанием и новой идеологией. Безграничный общественный простор, боязнь всяких принудительных и правовых форм характеризует наше социальное сознание в отличие от западного". --- Решение покинуть Советскую Россию созрело летом 1918. Внутренняя невозможность примириться с большевиками вынуждала к устройству жизни вне родины. Получив командировку за границу на 3 месяца с целью изучению международного права, 21.7.1918 А. выехал из Москвы в Берлин. За границей он понял, что большевизм не может быть свергнут при помощи иностранной интервенции. Дело организации белых армий стало казаться ему первоочередным. В октябре 1918 он отправился из Берлина в Киев, оттуда - в Крым. В Симферополе был избран профессором кафедры государственного права Таврического университета. В 1919 издал переработанный вариант книги "Введение в изучение права" под названием "Общее учение о праве". Одновременно в Москве была издана книга А. "Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки". Не замыкаясь в преподавательской работе, А. стал редактором ежедневной газеты "За единую Россию", ставившей целью пропаганду идей добровольческого движения. При начавшемся наступлении Красной армии поступил в Крымский конный полк Добровольческой армии (1919) в качестве временно исполняющего обязанности писаря первого эскадрона. Участвовал в военных действиях. С начала августа 1919 редактор газеты "Великая Россия", а затем заведующий литературной частью отдела пропаганды Добровольческой армии ("Осваг"). Вместе с сотрудниками "Освага" 1.3.1919 был эвакуирован в Константинополь. Затем была София, потом Белград. В июне 1920 А. получил приглашение от имени главнокомандующего генерала Врангеля вернуться в Крым и занять место начальника информационной части при штабе армии.А. без промедления принял приглашение и вернулся в Россию. Но "белое дело" было уже проиграно. Из Севастополя он уже второй раз (в окт. 1920) эвакуировался в Константинополь. Начались долгие годы эмиграции, --- Первое время А. работал инспектором русской школы в Константинополе (1921), затем перебрался в Прагу; стал секретарем Русского юридического факультета Карлового университета (1922). Основателем и первым деканом факультета был П. Новгородцев, друг и учитель А. по Московскому университету. В состав Русского юридического факультета в Праге входили профессора: С.Булгаков, Г.Вернадский, А.Казеветтер, А.флоровский и др. Цель факультета - подготовка юристов для работы в России, учитывая национальный характер юридической науки, не позволяющий заменить вполне русское юридическое образование обучением на юридических факультетах иностранных университетов. Как секретарь факультета входил в состав юридической испытательной комиссии; участвовал в работе Философского общества, постоянно выступал с докладами. На съезде ученых в Праге (25.9.20.10.1924) прочитал доклад на тему: "Понятие об обществе и явлениях общественности". --- Основное внимание в своей исследовательской и преподавательской деятельности в Праге А. уделял вопросам философии права, которые впервые выделены им из общей теории права в самостоятельный круг проблем ("Основы философии права", 1924). С группой соавторов работал над двухтомным трудом "Право Советской России" (1925). Продолжением исследований А. в области истории и философии права стала книга "Идея государства. Очерки по истории политической мысли" (Нью-Йорк, 1955). Автор рассматривал основные политические доктрины, теории, верования, которые оставили глубокий след в развитии европейского политического сознания. --- Новые перспективы для творчества А. открывались в связи с формированием евразийского движения, одним из зачинателей которого он являлся.А. принимал активное участие в разработке программного документа "Евразийство. Опыт систематического изложения" (1926). Все основные темы движения разрабатывались А. в его публикациях; "Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства" (Париж, 1928); "На путях к будущей России. (Советский строй и его политические возможности)" (Берлин, 1927). В этих работах полнее всего выражено отношение евразийцев к советской системе. Идеократическое государство должно взять на себя организацию всей жизни общества и прежде всего народного хозяйства, Экономическая система евразийства не есть просто "государственная", но "государственночастная система", в которой государственная собственность, как господствующая, сосуществует с другими видами собственности, --- Наиболее значительный вклад А. внес в разработку государственно-правовых аспектов концепции евразийцев (см. его статьи: "Евразийцы и государство" (Париж, 1927); "Обязанность и право" (Париж, 1928): "Народное право и задачи нашей правовой политики" (Париж, 1927): "Евразийство и марксизм" (Прага, 1929); "Советский федерализм" (Париж, 1927) и т.д.) --- В 30-е центр евразийского движения переместился в Париж и Берлин. Здесь вышли новые работы А.: "Религия, право и нравственность" (1930): "Духовные предпосылки евразийской культуры" (1935), "Мировая революция и духовное назначение человека" (1935), "О гарантийном государстве" (1937), "Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину" (1936). Евразийство внесло в политический лексикон новые понятия и термины: "правящий отбор", "идея-правительница", "идеократическая и гарантийная государственность". Большая заслуга в этом принадлежит А,, разработавшему политическую доктрину евразийства. Под "идеократией" он понимал такой социальный и государственный строй, в основе которого лежит единая и единственная государственная идея. Одновременно "идея-правительница" - господствующая идеология общества - превращалась в само общество, в государство идеократического типа, по своим характерным чертам очень сходное со средневековой теократией. Как утверждал А" на смену классовым организациям должны будут придти организации "государственно-идеологические, внеклассовые и надклассовые"; политические партии старого парламентского типа уступят место новым организациям корпоративного, профессионального или территориального характера. --- Однако реальные результаты "идеократических" государственных экспериментов в Италии, Германии и СССР оттолкнули большую часть евразийских теоретиков, в том числе и А" от прямолинейных авторитарных конструкций, которых они придерживались в 20-е. Все более тщательную разработку в статьях А. стала получать идея "демократического" государства. Он резко критиковал различные модели фашистского режима, подчеркивал, что "евразийство всегда боролось с насаждением в России фашизма, поскольку он является чисто западным продуктом" ("Куда идти? К вопросу о новой Советской конституции", 6/м" б/г.). Евразийское же государство, по оценке А., отличается от фашистского корпоративного государства тем, что оно "демократическое" и "гарантийное". "Демократичность" евразийской государственной модели, с точки зрения А., обусловлена тем, что в центре его внимания "практическая жизнь", тогда как современные демократии сосредотачивают внимание масс на политике, отвлекая их от "реальных хозяйственных потребностей". "Гарантийное" государство главной своей задачей ставит обеспечение в управлении компетентных спецов. "Гарантийное" и "демократическое" государство, по мнению А" выражает свою идеократичность в формулировании постоянной цели. --- Вопросы религии, веры, церковно-государственных отношений исследуются в работах А.: "Религия, право и нравственность" (1930), "Идея "Земного Града" в христианском вероучении" (1926), "О высшем понятии философии" (1937), "Русский народ и госудерство"(1927), "Христианство и идея монархии" (1927), "Христианство и социализм" (1931) и др.А. полагал, что в религии следует искать основания абсолютно истинной идеологии. Не видя в подражании Европе единственно возможный для России путь культурного развития, он считал одним из устоев будущей России православие: "православие есть основная ценность, которая светит православным евразийцам". Негативная заслуга революции заключалась, по мысли А" в том, что она "выяснила материальное и духовное убожество, отвратность социализма и спасающую силу религии". --- А. - участник экуменического движения. В составе русской делегации он присутствовал на конференциях "Дело и жизнь" в Оксфорде и "Вера и строй" в Эдинбурге (1937). --- После Праги А. преподавал в Берлине (до 1931), в Страсбурге (1931-40), в Белграде (1940-48) и в Женеве (1948): сотрудничал в ряде эмигрантских периодических изданий: газете "Евразия", журналах "Евразийский временник", "Евразийский сборник", "Утверждение евразийцев", "Евразийская хроника", "Путь", "Грани", "Вестник русского (студенческого) христианского движения", "Новый град", "Русские записки", "Архив русской революции", "Новый журнал". --- Соч.: В бурные годы (из воспоминаний Алексеева) // Арх. рус. рев-ции, 1926, № 17; НЖ, 1958, № 53-55; 1959, № 57; Грани, 1960. № 47, 48; Русский народ и государство // Путь, 1927, № 8; Современные задачи правоведения, кн. 7. Париж, 1931. --- Арх.: РГИА, ф. 733, оп.154, д. 15, л. 153-154; д. 555, л. 239-240; д. 307, л. 165-166; Д. 564. --- И. Исаев ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.