[ ВАТТЕР Михаил ] (3.8.1899, Рига - ?) специалист по новым материалам и технологиям. В 1915 вместе с родными эвакуировался вглубь России, в следующем году поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Иваново-Вознесенск. Вскоре перевелся в Московское высшее техническое училище, был учеником профессора Н.Жуковского, для пропаганды научных достижений которого впоследствии много сделал в эмиграции. Будучи студентом, летал на самолетах пассажиром и механиком. В 1919В. переехал из Москвы в Киев, где продолжал учебу в Политехническом институте. --- В 1920 эмигрировал в Италию, закончил Туринский политехнический институт и прослушал дополнительный курс по проектированию летательных аппаратов. С дипломами доктора и авиационного инженера В. переехал в 1921 в США и поступил на работу в отдел аэродинамики фирмы "Curtis Aeroplane & Motors". Через два года он был приглашен на должность главного конструктора в фирму "Chance Vought" на Лонг-Айленде, где руководил разработкой и испытаниями очень удачных многоцелевых самолетов-бипланов "Корсар" 02U, 03U и X04U, в больших количествах поставлявшихся в 20-х - 30-х в вооруженные силы США и др. стран. По совместительству работал техническим редактором журнала "Aero Digest", опубликовал ряд статей по аэродинамике и конструкции самолетов. С самого начала конструкторской деятельности лично участвовал в летных испытаниях своих самолетов, получил права пилота, --- В 1931 основал на Лонг-Айленде собственную фирму "Warrior Engineering" для производства цельнометаллических военных самолетов собственной конструкции, однако наступивший в США период "великой депрессии" помешал В. добиться коммерческого успеха. Через два года он уехал в Мексику, где по приглашению правительства этой страны построил самолет MWT-1 для предполагавшегося сверхдальнего перелета через Атлантику (перелет не состоялся из-за "типичных латиноамериканских событий"). Возвратившись в США, В, поступил в фирму "Uppercu-Burnelli Aircraft" (шт. НьюДжерси), участвовал в разработке оригинальных самолетов с несущим фюзеляжем. В 1935 перешел работать ведущим конструктором в фирму "Glenn Martin" в Балтиморе, где к тому времени уже работала большая группа русских инженеров-эмигрантов.В. принял участие в доводке бомбардировщика Мартин В-10и разработке сверхтяжелой летающей лодки Мартин 17 О "Марс", но главным результатом его деятельности стала знаменитая летающая лодка Мартин 162 "Марине?" - лучшая машина своего класса в авиации ВМФ США в годы 2-й мировой войны (В. был ведущим конструктором по разработке "Маринера"). Вскоре после первого полета летающей лодки В. пригласили на должность главного конструктора расположенного в Филадельфии авиационного отделения фирмы "Budd"; здесь он проработал 22 года, С началом войны руководство фирмы решило наладить производство самолетов, используя дешевую и хорошо налаженную технологию вагоностроения, В. прекрасно справился с задачей и построил в 1943 десантно-транспортный самолет "Budd" RB-1 "Конестога". Самолет был запущен в серийное производство, но окончание войны ограничило их выпуск. --- После войны руководство фирмы "Budd" закрыло авиационное отделение, В. получил должность управляющего научными исследованиями. Он занимался освоением новых материалов и технологий применительно к транспортному машиностроению, внедрял в этой отрасли промышленности методы научных исследований, принятые в авиации. Благодаря В, фирме "Budd" удалось нарушить монополию знаменитой компании "Пульман" в производстве железнодорожных пассажирских вагонов, внести большой вклад в повышение безопасности и комфорта автомобильного транспорта.В. был одним из пионеров разработки научных методов управления и планирования производства, организации труда, внедрения автоматизации технологических процессов. Во 2-й половине 50-х В. активно занимался разработкой новых конструкционных материалов и технологий эта проблема становилась первостепенной для аэрокосмической промышленности США в связи с освоением новой высокоскоростной и высотной техники. По его настоянию фирма "Budd" возобновила сотрудничество с аэрокосмической промышленностью. Для самолетов и ракет были разработаны изделия из новых сортов высокопрочных сталей, титана и "сандвичевых" конструкций. Деятельность в данной области В. продолжал и после выхода в 1961 на пенсию. Он был приглашен старшим научным сотрудником в Институт оборонных исследований США в Вашингтоне, руководил там исследованиями, связанными с разработкой ракет малой, средней и большой дальности, способов их мобильного базирования, противоракетной обороны, а также планированием программы космических боевых действий. --- В. неоднократно выступал с лекциями в университетах и докладами на научных конференциях, представлял промышленность США на международных форумах, состоял членом ряда научных обществ. Ему принадлежит 12 1 патент в области проектирования самолетов, транспортной техники, автоматизации производства и технологии новых материалов.В. был автором более 40 публикаций, командором Национальной гвардии США. --- Соч.: Joukowski's Vortex Theory of Propellers // Aero Digest, 1930, vol. 16, № 4: Introducing the Budd RB-I "Conestoga" // Aero Digest, 1944, May 15; Strength of Stainless Steel Structural Members as Function of Design. Philadelphia, 1950 (совм. с A.Lincoln); A New Missile Material // Missiles and Rockets, 1958, March. Лит.: Who's Who in Aviation. New York, 1943. --- Арх.: Арх. Нац. Аэрокосмич. музея США, --- В. Михеев ---
|