МЕЧ и ТРОСТЬ
26 Апр, 2025 г. - 20:02HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]


Электронный словарь
<< Назад     Вперед >>  

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич ] (16.4.1871, Ливны, Орловской губ. - 12.7.1944, Париж) философ, экономист. Родился в семье священника. Окончив духовное училище, поступил в Орловскую духовную семинарию (1885), но, проникшись материалистическими и революционными идеями, оставил ее (1888) и окончил елецкую гимназию. В 1890-94 учился на юридическом факультете Московского университета: вошел в ряд оппозиционных студенческих организаций и сблизился с марксистами. В 1895 оставлен при кафедре политической экономии и статистики для приготовления к профессорскому званию. Написанный им в качестве магистерской диссертации труд "О рынках при капиталистическом производстве" (М" 1896) был задержан цензурой и, изъятый из библиотек, лишь в конце 1897 смог увидеть свет, но, как книга революционно-марксистского направления, не мог быть принят к защите. В 1897 Б. начал преподавать политэкономию и статистику в Московском техническом училище, активно сотрудничал в марксистской легальной печати: журналах "Новое Слово" (1897), "Начало" (1899), "Научное Обозрение" (1899-1900), в области экономической теории и гносеологии примыкая к "критическому направлению" в русском марксизме. С 1898 - в научной командировке в Германии, Англии и Франции, где по плану профессора А.Чупрова занимался историей аграрного вопроса в Европе. Заграницей познакомился с лидерами социал-демократии К.Каутским, А.Бебелем, Г.Плехановым. Опыт исследования, суммированный им в новой магистерской диссертации "Капитализм и земледелие" (тт. 1-2, М., 1900), и личные впечатления от деятельности западной социал-демократии заставили Б. усомниться в экономической, философской и политической доктрине марксизма. Параллельное увлечение философией и публицистикой Вл.Соловьева предопределило поиски Б. в направлении "христианской политики" и софиологии (примерно до 1907-8), подчиненные идеям "христианского социализма", в котором религиозное понимание общественной жизни соединялось с социалистическими требованиями обобществления производства, уничтожения капиталистической эксплуатации и коллективного самоуправления, а также с общелиберальными принципами политических свобод. --- В 1901-6 Б. - ординарный профессор Киевского политехнического института, с 1903 приват-доцент университета Св. Владимира, вел активную работу в рядах либерально-социалистической оппозиции, выступал с публичными лекциями, участвовал в киевском Литературно-художественном кружке, в организации и деятельности киевского отделения Союза освобождения. На совещании создателей Союза в Шафхаузене в 1903 выступил с докладом о его аграрной программе, сотрудничал в его органе - журнале "Освобождение". В рамках складывающегося в 1900-е т.н. "идеалистического направления" (вместе с П. Струне, Н.Бердяевым, С.Франком, П.Новгородцевым и др.) принял участие в его дебютном сборнике "Проблемы идеализма" (М., 1902). Осенью 1904 вместе с Бердяевым вошел в редакцию религиозно-общественного журнала "Новый путь", а с 1905 редактировал журнал "Вопросы жизни". С этих пор центром деятельности Б. стала пропаганда и организация структур "христианской политики", "христианской общественности" социалистического толка. В связи с этим он сблизился с участниками радикального Христианского братства борьбы (с 1905) В.Эрном и В.Свенцицким и вместе с ними организовал московское Религиозно-Философское общество памяти Вл.Соловьева, выпускал сборники "Вопросы религии" (1906-8), Религиозно-общественную библиотеку (серии брошюр для интеллигенции и народа), киевскую христианско-социалистическую газету "Народ" (апр. 1906). В практике этих предприятий соединялись программы церковной реформации, политического освобождения и решения социального вопроса. Приветствуя манифест 17 октября 1905, Б. оставался непримиримым противником монархии. --- С 1906 профессор Московского университета, преподаватель ряда московских учебных заведений, в том числе Московского Коммерческого института. В 1907 член 2-й Государственной думы, избранный от Орловской губернии как беспартийный "христианский социалист";' председатель думской комиссии по церковному законодательству, в которой выступал как один из авторов кадетского законопроекта; член комиссий бюджетной, аграрной и др. Выступал с призывами к отмене военно-полевых судов, с осуждением правительственного и революционного террора. Из опыта работы в Думе Б. вынес глубочайшее разочарование в политике как средстве освобождения общества и человека, и летом 1907 началось возвращение Б. в лоно "исторической" православной церкви, одновременно отход от религиозно-общественного радикализма, что было засвидетельствовано в его статьях в журналах "Русская мысль" и "Московский еженедельник", впоследствии объединенных в сборник "Два града" (т. 1-2, М., 1911), В сборнике "Вехи" (1909) выступил с концепцией духовного преодоления интеллигентской революционности и нигилизма. Личная трагедия летом 1909 (смерть сына) предопределила растущее сосредоточение Б. на богословской и историко-религиозной проблематике, вдохновляемой проектом построения целостной "христианской социологии", объединяющей все сферы деятельности человека от хозяйства до общественности. Его исследования на этот счет составили докторскую диссертацию "Философия хозяйства" (М., 1912). Под преобладающим влиянием Вл.Соловьева, ас 1910 - и П.Флоренского Б. развивал учение о Софии, всеединстве, объединяющем человека и его историю с Богом и его воплощениями. С 1910 активный участник и организатор московского религиозно-философского книгоиздательства М.Морозовой "Путь" (до 1918). В феврале 1911 в числе других представителей русской профессуры в знак протеста против ущемления университетской автономии вышел в отставку из Московского университета. Тем не менее общественно-политические взгляды Б. этого времени становились вполне консервативными и в принципе не противоречили монархическому устройству: его критика общественных проблем сводилась к осуждению властвующей бюрократии. --- После Февральской революции 1917 Б. вновь был избран профессором Московского университета. Выдвинут делегатом Всероссийского Поместного собора православной церкви от мирян Таврической епархии и с августа 1917 до мая 1918 принимал активное участие в работе двух сессий собора, который ввел его в состав Высшего церковного совета. В 1917 вступил в организованную Струве "Лигу русской культуры", став товарищем председателя ее отделения в Москве. В июне 1918 принял священнический сан и, передав в сборник "Из глубины" диалоги "На пиру богов", анализировавшие национальную катастрофу 1917, выехал к семье в Крым, а затем в Киев, откуда в годы гражданской войны вернуться уже не смог. --- Исключенный большевиками из Московского университета, Б. в качестве профессора Таврического университета преподавал в Симферополе политэкономию и богословие. Служил в ялтинском соборе. С уходом из Крыма белой армии был исключен из университета, а в декабре 1922 выслан в Константинополь. В 1923-25 профессор церковного права Русского юридического факультета при Пражском университете. Планируя продолжение религиозно-общественной пропаганды, включая издание журнала, Б. одновременно задумывался и над формой религиозного объединения близких по духу интеллектуалов либерально-консервативной ориентации, в основе совпадавшего с авторским коллективом сборника "Вехи". Им стало Братство Св.Софии, объединившее Б., как его духовного главу, А.Карташева, Г.Флоровского, Франка, Струве, Бердяева и др. Однако неудачная попытка расширить это сообщество (1924) за счет деятелей евразийства, а затем и ожесточенная полемика между Струве и Бердяевым в 1925-26 фактически раскололи Братство и окончательно свели сферу общественной деятельности Б. к преподавательской работе и углубленным занятиям православной теологией. С 1925 профессор догматики и декан Русского Богословского православного института (впоследствии - академии) в Париже. В этой должности Б. пробыл до смерти. Публиковал свои сочинения в религиозно-философском журнале "Путь" (1925-40). Учение Б. о СофииПремудрости Божией стало основанием для обвинения его в ереси одновременно епископами эмигрантского Карловацкого собора и московским митрополитом, местоблюстителем патриаршего престола Сергием (1935). Б,, однако, вел активную церковную жизнь, участвовал в съездах Русского студенческого христианского движения, сотрудничая с англиканским братством Св.Сергия и Албания, заседая в экуменических съездах, дважды (в 1934 и 1936) выезжая в США с циклом лекций и проповедей. Потеряв после операции рака горла голос (1939), сосредоточился на составлении большого числа письменных проповедей. --- Соч.: От марксизма к идеализму. Сб. ст.М., 1903; Свет невечерний.М., 1917; Соч., т. 1-2. М., 1993. --- Лит.: Зандер Л. Бог и мир. Миросозерцание о. Сергия Булгакова, т. 1-2. Париж, 1948. Роднянская И.Б. Булгаков С.Н. / Русские писатели 1800-1917. Биографич. словарь, т. 1. М., 1989; Хоружий С.С. Вехи философского творчества отца Сергия Булгакова, т. 1 2 / Булгаков С.Н. Соч., т. 1. М., 1993. --- М. Колеров ---


На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.