[ БРАИЛОВСКИЙ Александр ] (4.1 1.1896, Киев - 25.4.1975, Нью-Йорк) - пианист. "Трудно сказать, когда именно я начал играть на фортепиано, - вспоминал артист, - с самого начала дело это было для меня совершенно естественным". Несомненно, причиной такого раннего развития послужила не только исключительная музыкальная одаренность мальчика, но и та чуткость, с которой отец, владелец нотной лавки и музыкант-любитель, руководил его первыми шагами в искусстве. Так, по словам Б., даже работа над техникой стала для него развлечением: "Помнится, когда мне было лет пять, мы с отцом обычно сидели вместе за фортепиано и играли гаммы наперегонки, кто быстрее доберется до конца клавиатуры, Сколько же веселья приносили нам эти гаммы! Я изо всех сил старался победить отца в скорости и аккуратности, но он всегда оказывался чуть-чуть впереди. Это было для меня великолепной тренировкой". Дальнейшая учеба Б. проходила в стенах Киевской консерватории в классе известного профессора В.Пухальского. В II -летнем возрасте юный пианист был представлен С.Рахманинову, гастролировавшему тогда в Киеве. "Я уверен, тебе на роду написано быть большим пианистом", - заявил тот после прослушивания его игры. Предсказанию великого музыканта суждено было сбыться. --- В 1911 в сопровождении отца юноша направился в Вену к пианисту и педагогу Т.Лешетицкому. Под его руководством Б. занимался вплоть до начала 1 -и мировой войны. С тех пор всю жизнь, по его собственному признанию, он ощущал на себе влияние "этого великого мастера и учителя". В годы войны, живя в Швейцарии, Б. брал также уроки у итальянского пианиста и композитора Ф.Бузони. --- Дебют пианиста в 1919 в Париже стал настоящей сенсацией. С этого времени началась триумфальная карьера виртуоза.Б. выступал повсюду в Европе, а в ноябре 1924 дебютировал в Нью-Йорке. Затем последовали напряженные гастроли по Южной Америке. В одном Буэнос-Айресе за два месяца состоялось 17 концертов. В Аргентине и Бразилии назначались специальные поезда, доставлявшие слушателей из провинциальных городов на концерты Б. Среди многочисленных творческих предложений, с которыми обращались к артисту самые разные импресарио и концертные организации, было приглашение от бельгийской королевы Елизаветы, серьезно увлекавшейся музыкой. Впоследствии пианист часто музицировал с ней вместе (королева была скрипачкой-любительницей). Б. привлекался также в качестве члена жюри на организованный ею международный конкурс пианистов в Брюсселе, одно из самых авторитетных мировых музыкальных состязаний. В 1936 в Бельгии была учреждена специальная премия имени Б. для молодых пианистов. --- Творческой индивидуальности артиста близка была прежде всего романтическая музыка: Шопен и Лист. В 1923 Б. почти целый год провел во французской деревушке Аннеси, готовя цикл из шести программ, посвященный сочинениям Шопена. В 1924 цикл этот, включавший в общей сложности 169 произведений, был с восторгом встречен в Париже, а затем в Лондоне, Нью-Йорке, других городах и впоследствии записан на долгоиграющих пластинках. В Париже пианист пользовался роялем фирмы Плейель, тем же, на котором играл в свое время Ф.Лист и которого с тех самых пор не касалась ничья рука. Впоследствии Б. предпочитал инструменты именно этой фирмы и играл на них всюду, где предоставлялась возможность, Значительное число программ пианиста было составлено из произведений Листа. Программы эти тоже образовывали циклы и с неизменным успехом исполнялись в Париже и Лондоне. "Листом нашего времени" назвала Б. одна из лондонских газет. --- На своих концертах артист представал перед слушателями прежде всего исключительным виртуозом, продолжателем той старой пианистической традиции, во главе которой стоял И.Гофман, Блестящая мелкая техника, внушительные октавы, живой, захватывающий темперамент, непринужденность и энергия исполнения, элегантная отточенность фразировки все эти черты сразу располагали к себе публику. Интерпретациям Б. было в высшей мере присуще импровизационное начало. Сам он так говорил об этом: "Я не знаю в точности, как именно я буду интерпретировать то или иное сочинение после того, как оно стало моим, У меня нет раз и навсегда устоявшейся трактовки; если бы была, то это не оставляло бы места для вдохновения". В такой спонтанности исполнения во многом заключался секрет обаяния, характерного для искусства пианиста, В ней же видится и причина критических высказываний в музыкальной прессе, подчас обвинявшей музыканта в нехватке цельной концепции и артистическом произволе. --- На склоне лет пианист продолжал сохранять прекрасную пианистическую форму. В 1960 он снова исполнил свой шопеновский цикл в Брюсселе и Нью-Йорке к 150-летию со дня рождения композитора. Искренностью чувства и высоким мастерством отмечены его последние записи - Первый концерт Шопена и "Пляска смерти" Листа, В 1961 концертировал в Москве и Ленинграде. Вопреки отрицательным суждениям некоторых критиков, публика повсюду в мире с энтузиазмом принимала артиста. Прав был авторитетный американский музыкальный публицист А.Чейзинс, писавший: "Перед нами человек, который любит свое дело и заставляет публику любить его, год за годом. Быть может, это не пианист из пианистов и не музыкант из музыкантов, но он - пианист для слушателей. И об этом стоит задуматься". --- Лит.: Brower Н. Modern Masters of the Keyboard. New York, 1926 (repr. 1969); Коган Г. Александр Браиловский / Коган Г. Вопросы пианизма: Избр. статьи. М., 1968; Рабинович Д.А. Александр Браиловский / Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль: Избр. статьи, вып. 2. М., 1981; Chasins A. Speaking of Pianists. 3 ed. New York, 1981; Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты.М., 1985. --- С. Грохотов ---
|