[ БОРОВСКИЙ Александр Кириллович ] (6.3.1889, Мигава, Латвия - 27.4.1968, Уобен, шт. Массачусетс, США) - пианист. Из музыкальной семьи. Играть на фортепиано он начал в раннем детстве, к регулярным же занятиям приступил в возрасте семи лет. Первым его педагогом стала мать, в прошлом ученица В.Сафонова.Б., по собственному признанию, не был вундеркиндом. В детстве и юности музыка отнюдь не занимала в его жизни главное место. С большим рвением изучал он другие науки, в частности, юриспруденцию. Учебу в Петербургской консерватории в классе А.Есиповой он сочетал с посещением лекций на юридическом факультете университета, который окончил с отличием, получив диплом адвоката. Еще будучи учеником консерватории, в 1910 Б. был удостоен почетного отзыва на проводившемся тогда в Петербурге 5-м Международном конкурсе пианистов и композиторов им.А.Рубинштейна (всего на конкурсе была присуждена одна премия и два почетных отзыва). С этого момента началась широкая концертная деятельность молодого артиста, --- В 1912 Б. окончил с золотой медалью консерваторию и получил Рубинштейновскую премию - рояль фирмы Шредера. На протяжении нескольких лет он совершил целый ряд больших концертных поездок по России. Особенно много играл в Тифлисе, Баку, Саратове, Харькове. Пресса по достоинству оценила новое исполнительское дарование: "Техника Боровского виртуозна, его стиль всегда благороден и чужд резких красок. Безусловно художественна фразировка, всегда обдуманна педализация"; его замыслы "иногда пианистически весьма смелые, даже почти рискованные, и их выполнение образуют безукоризненно законченное целое. Пианист достигает всего как будто "играючи". Его игра носит уже сейчас печать настоящего мастерства". На одном из концертов Б. в Москве присутствовал К.Игумнов. Исполнение пианиста понравилось ему. Результатом стало приглашение на должность профессора в Московскую консерваторию. Здесь Б. работал с 1915 по 1920 (по его классу окончила курс, получив диплом свободного художника, Е.Протопопова, впоследствии многие годы преподававшая в том же учебном заведении). --- В июле 1920 музыкант выехал на гастроли в Тифлис. На протяжении двух месяцев Б. дал в этом городе 20 концертов, пользовавшихся неизменным успехом. Тифлисские гастроли оказались столь удачными, что Б. предложили устроить концерты в Европе. Уже весной 1921 он в Париже играл в концертах С.Кусевицкого. Затем последовали Лондон, Берлин, другие города. Пианист концертировал по всему миру, много записывался на пластинки. В 1936 он был удостоен Grand Prix в Париже за лучшую запись. --- Начиная с 1927 на протяжении 10 лет Б. почти ежегодно приезжал в СССР, выступал в Москве и Ленинграде. "...Боровский всегда идет от содержания, - писал о его концертах тех лет известный теоретик пианизма Г.Коган, - его психологическое искусство пытается передать жизненные эмоциональные процессы; исполнение Боровского повествовательно и динамично; под его пальцами музыка сближается с литературой", --- Репертуар артиста был очень широк и разнопланов. Но высшие достижения Б. связаны все же с двумя пластами фортепианной литературы. Это, во-первых, музыка XVIII в., в том числе И.С.Баха. Уже в ранние годы критика отмечала, что он играл произведения Рамо, Скарлатти, Куперена "с большим вкусом и с тою гастрономическою тонкостью, которая обличает в нем подлинного любителя старины такого стиля". Другая важнейшая часть репертуара Б. - сочинения современных русских композиторов. Пианист много исполнял А.Скрябина, в том числе поздние сонаты. О его трактовке знаменитого dis-moll'Horo этюда ор. 8 рецензент писал, что "после авторского это было самое лучшее исполнение Скрябина, которое доводилось слышать". В России, а впоследствии и за границей в программах Б. часто стояли произведения С.Прокофьева. Оба музыканта знали друг друга с юности, по консерватории (Прокофьев тоже учился в классе Есиповой). Особенно удавались Б. мелкие пьесы - "Сарказмы" и "Мимолетности". В репертуаре пианиста был среди прочего и Третий концерт Прокофьева. Композитор посвятил артисту одну из своих пьес ор. 52. Из сочинений Мясковского Б. нередко играл "Причуды" и Вторую сонату. Впоследствии Б, начал увлекаться музыкой Шопена. Свой особый подход к творчеству этого композитора он выразил в публикациях, одна из которых переведена на русский язык. --- Своими блестящими концертными выступлениями пианист снискал себе славу первоклассного виртуоза. Техника Б. базировалась прежде всего на феноменальной одаренности. Так, он никогда не занимался более 2,5-3-х часов в день и не играл специально упражнений и гамм - только пассажи и трудные места из разучиваемых пьес. Очень быстро осваивал Б. новые произведения. Например, "Исламей" М.Балакирева, одно из сложнейших сочинений в мировой фортепианной литературе, был им выучен за 5 дней. Сам пианист объяснял эту свою способность зрительной памятью, Нотные страницы отчетливо запечатлевались в его представлении. Играя наизусть, он музицировал словно по нотам. --- Б. скромно оценивал свою педагогическую работу в молодые годы. Тогда он страстно хотел концертировать и не считал себя готовым к преподаванию. Лишь много лет спустя, после более чем двух тысяч концертов, он смог разрешить для себя вопросы, встававшие перед ним на заре его педагогической деятельности. После переезда в 1940 из Парижа в США, когда концертная практика Б. сократилась, он смог передать свой богатый опыт музыканта ученикам, приезжавшим к мастеру со всех концов света. --- Соч.: Фридерик Шопен / Шопен, каким мы его слышим.М., 1970; Воспоминания (1915-1920) / Пианисты рассказывают.М., 1979. --- Лит.: Blower Н. Modern Masters of the Keyboard. New York, 1926 (repr. 1969); Коган Г.М. Боровский и Петри (опыт сравнительной характеристики). Александр Боровский / Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи.М., 1968; Гольденвейзер А.Б. Концерт пианиста Боровского / А.Б.Гольденвейзер: О музыкальном искусстве. Сб. статей.М., 1975. --- С. Грохотов ---
|