[ БОЛЬМ Адольф ] (Эмилий) Рудольфович (25.9.1884, Петербург - 16.4.1951, Голливуд, шт. Калифорния, США) - танцовщик, балетмейстер, педагог. Отец, Рудольф Кондратьевич, был скрипачом и помощником дирижера в Михайловском театре. В 1894 Б, поступил ив 1903 окончил балетное отделение Петербургского театрального училища (педагог П.Карсавин) и был принят в кордебалет Мариинского театра. В 1905 стал солистом. Выступал в классических pas de deux, pas de trois. Среди его партнерш были А.Павлова, Ю.Седова и др.Б., обладая феноменальным прыжком, стремительными вращениями, ярко выраженным мимическим дарованием и огненным темпераментом, рано обратил на себя внимание публики и критиков. В 1907 был приглашен М. Фокиным для гастролей артистов Мариинского театра в Москве. В 1908 организовал первую зарубежную поездку А.Павловой, в которой выступал как ее партнер (участвовали также Л.Егорова, Э.Вилль, А.0бухов, А-Ширяев). Труппа посетила Гельсингфорс, Стокгольм, Копенгаген и Ригу и везде имела огромный успех. В Стокгольме король Густав вручил Б. золотоую медаль "Literis et Artibus". "Эта удачная поездка не только с честью поддержала репутацию русского балета, но и подготовила почву для будущих успехов". В 1908 станцевал партии Петра в "Привале кавалерии" (комп. И.Армсгеймер) и Иллариона в "Жизели" (комп. А.Адан), поразив в последней своим актерским дарованием. В 1909 совершил с Павловой второе турне - в Берлин и Прагу. В 1909 и 1910 участвовал в Русских сезонах С.Дягилева в Париже, выступив в партии Главного воина (Лучника, "Половецкие пляски" на муз. А.Бородина) и, по признанию Фокина, был великолепен: "Это самая лучшая его роль, и он остался ее лучшим исполнителем. Много видал я "Главных воинов", но для меня Больм остался "incomparable" (несравненным)..., никто даже не приблизился к Больму", В 1910 выступал с Л.Кякшт в Лондоне в "Empire Theatre", поставив для этих гастролей "Хореографическую фантазию". Вернувшись в Петербург в том же году, был переведен в ранг 2-го танцовщика, станцевал pas de deux Голубой птицы ("Спящая красавица", комп.П.Чайковский). К 1910 относятся так же его первые пробы себя на балетмейстерском поприще - поставил ряд концертных номеров для дивертисмента. Пользующийся громадным успехом за границей, Б. не был в должной мере оценен в Мариинском театре, дирекция которого не спешила с его продвижением по службе. Поняв, что его карьера в России складывается неудачно, Б. в 1911 ушел в отставку и уехал к Дягилеву в Париж. --- В 1911 начал выступать в "Русском балете" Дягилева, в 1912-16- ведущий характерный солист труппы, где, кроме неизменно имевшей громкий успех партии Главного воина в "Половецких плясках", создал также партии Принца (Путника, "Тамара", комп. М.Балакирев), Даркона ("Дафнис и Хлоя", комп.М.Равель). Исполнил Амуна ("Клеопатра", комп. А.Аренский), Пьеро ("Карнавал", на муз.Р.Шумана), Шаха ("Шехеразада" на муз.Н.Римского-Корсакова), Иллариона в "Жизели" (комп. А.Адан), Голубую птицу ("Спящая красавица" Чайковского), Царевича Ивана и Мавра ("Жарптица" и "Петрушка" - оба И. Стравинского) и др. Его партнершами были Т.Карсавина, К.Маклецова. С 1912 занял должность репетитора в труппе. Также занимался постановочной деятельностью. В 1912 поставил оперу-балет "Праздник Гебы" (комп.Ж.Рамо), танцы персидок в опере "Хованщина" (комп.М.Мусоргский), русскую пляску в "Майской ночи" Римского-Корсакова (оба - 1914), а в 1916, по просьбе Дягилева - хореографическую сцену "Подводное царство" в опере "Садко" Римского-Корсакова (т.к. хореография Фокина не сохранилась). --- Во время гастролей в США в 1917 на спектакле "Тамара" повредил ногу и вынужден был оставить труппу. С 1917 обосновался в США. Здесь в том же году организовал собственную труппу "Ballet Intime", включавшую 12 танцовщиков (среди солисток - Рут Пейдж), где был и танцовщиком, и хореографом. Одновременно в 1917-18 - ведущий танцовщик и хореограф "Metropolitan Opera" (Нью-Йорк), где поставил балет "Золотой петушок" на музыку Римского-Корсакова (сам исполнял мимическую роль царя Додона). Затем осуществил в 1919 свою хореографическую версию "Петрушки" (комп. Стравинский), исполнял заглавную партию. Был также постановщиком танцев в операх. Одновременно Б. ставил балетные номера для других трупп: в 1917 - "Осенние листья" на музыку Зигфельда для бродвейского спектакля "Мисс 1914", для "Ballet Intime" - пользовавшуюся громадным успехом танцевальную пантомиму "Белый павлин" (комп.Ч.Гриффес), в которой проявил себя и как изобретательный сценограф; позднее, в 1919, поставил "День рождения инфанты" на музыку Дж.Карпентера (исполнял роль Карлика). В эти же годы, с целью популяризации классического балета, он много работал в крупнейших бродвейских кинотеатрах, выступая перед кинофильмами. Это начинание Б. в 1920-е было подхвачено американскими танцовщиками. В 1920 вместе с "Ballet Intime" гастролировал с большим успехом в Лондоне. Вернувшись в Нью-Йорк, поставил джазовую пантомиму на темы популярной в Америке серии карикатур "Crazy Kat" ("Безумная Кэт", комп. Карпентер). Б. исполнял в спектакле заглавную партию, которая послужила в дальнейшем основой создания мультфильмов о Микки Маусе. --- В 1922 1-й танцовщик и балетмейстер Чикагской оперы, в 1924 - один из организаторов "Chicago Allied Arts Inc.", где тогда же занял пост главного балетмейстера. Поставил: "Тайный побег" (комп.В.Моцарт, с Т.Карсавиной), "Танцевальное фойе" на тему картины Э.Дега (комп.Э.Шабриер) - оба 1924; "Любовь-волшебница" (комп.М. де Фалья), "Маленький цирк" (на муз.Ж.Оффенбаха), "Соперники" (комп. Эйчхем), "Мандрагора" (комп. К.Шимановский), "Бал марионеток" (комп. Э.Сати) - все 1925; "Лунный Пьеро" (комп. А.Шенберг), "Парнас на Монмартре" (комп. Сати), "Мистический визит" ("Vision mystique", на муз.А.Скрябина) - все 1926; "Трагедия Виолончели" (комп. Тансман) - 1927: "Рождественский гимн" (комп. Вогхэн Вильяме) и др., а также много концертных номеров. В 1928 поставил "Аполлон Мусагет" (комп. Стравинский) на сцене Библиотеки Конгресса (Вашингтон), став первым интерпретатором этой музыки; "Павану усопшей инфанте" (на муз.М.Равеля), "Арлекинаду" (на муз.Ж.Мондонвилля), "Старую Вену" (на муз.Л.Бетховена). В 1928 работал в театре "Colon" (Буэнос-Айрес), ставя фокинские балеты. --- В начале 1930 переехал в Голливуд, где работал для кинематографа. Еще в 1920 Б. поставил кинобалет "Пляска смерти" (на муз. К.Сен-Санса), сумев в немом фильме добиться синхронизации хореографического рисунка с музыкальным "живым" оркестровым сопровождением. Спустя 10 лет он стал хореографом фильмов "Мужчины в ее жизни" (в русском прокате - "Балерина"), "Жизнь Челлини" и др. В 1932 поставил "Механический балет" для фильма "Безумный гений", впоследствии перенесенный им на сцену с музыкой А.Мосолова "Завод". --- В 1933 хореограф балетной труппы Оперы Сан-Франциско. Приглашенный для организации танцевальной труппы - участницы оперных спектаклей, Б. за 4 года (1933-37) не только создал крепкую труппу, способную выступать самостоятельно, но и подготовил серьезный балетный репертуар. Постановки: "Дон Жуан" (на муз.И.Альбениса), "Пассакалья" (комп. С.Скотт), "В саду Тюильри" (на муз.Й.Штрауса) - все 1933; "Модели" ("Patterns", на муз. А,Черепнина), "Соперники" (комп.Г.Ичхейм) - 1934: цикл маленьких балетов на музыку И.С.Баха - 1935 и др. Организовал также школу при театре, осенью 1939 возвратился в Нью-Йорк, работал в "Ballet Theatre", поставив для первого сезона балет "Петя и волк" на музыку С.Прокофьева (1940), имевший большой успех и долгие годы не сходивший со сцены. В 1942-45 балетмейстер и главный режиссер "Ballet Theatre". Поставил "Жар-птицу" (с Марией Толчифф в заглавной партии, 1945), "Мефисто" (на муз.Ф.Листа, 1947) и др. В разные годы сотрудничал с художниками С.Судейкиным, Н.Ремизовым, М.Шагалом, а иногда и сам создавал костюмы. --- Б. высоко оценен в Америке как хореограф, который в своей постановочной работе часто использовал музыку американских композиторов, занимал американских артистов и тем самым способствовал становлению американского балета. "Американский балет не мог бы стать тем, чем он является сегодня, без него... Его влияние чувствуется и сегодня, спустя двенадцать лет после его смерти". Б. вел и педагогическую деятельность: в созданной им Школе балета Сан-Франциско (1930-е), в частных школах Лос-Анджелеса (1938-40), в "Ballet Theatre", с 1940-х - в Голливуде. В процессе обучения он следовал методе Э.Чеккетти, на каждом уроке задавая новые хореографические композиции, поражая своих учеников богатой фантазией и сложностью ритмического рисунка. Сам блистательный характерный танцовщик, он в своих уроках также часто использовал движения народного танца. --- Написал мемуары "Жизнь танцовщика" (Dance Magazine, 1926, sept., oct., nov.). Всю жизнь собирал книги, живопись, скульптуру. После смерти Б. жена передала его коллекцию в Сиракузский университет (США). --- Лит.: Beaumont С. Complete Book of Ballet. London, 1937; Борисоглебский М.В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 2. Л., 1939; Amberg G. Ballet in America. New York, 1949; Dougherty J. Perspective on Adolph Bolm // Dance Magazine, 1963, febr., march; Красовская В. Русский балетный театр начала XX века, ч. 2: Танцовщики.Л., 1972; Фокин М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. Л., 1980. --- Г- Андреевская ---
|