[ БОЛЕСЛАВСКИЙ Ричард Валентинович ] (наст. фам. Стржезницкий) (4.2.1889 (?), Дембова Гура, Плоцкой губ. - 17.1.1937, Лос-Анджелес) - актер, режиссер, сценограф, педагог. После смерти отца, художника Валенты С., семья переехала в Одессу. С 6-го класса гимназии Б, выступал в любительских спектаклях одесского "Польского очага" ("Ognisku Polskim"), затем в спектаклях русской передвижной труппы: играл Генриха в "Потонувшем колоколе" Г.Гауптмана, Эроса в "Эросе и Психее" Г.Жулавского. Учился в Новороссийском и Московском университетах. С 1908 артист Московского Художественного театра (МХТ), в котором сыграл 20 ролей. В 1909 успешно дебютировал в большой роли Беляева в пьесе И.Тургенева "Месяц в деревне" (исполнение ее высоко оценила и польская критика во время гастролей театра в Варшаве в мае 1912). В 1911 с неменьшим успехом сыграл Левку в пьесе С.Юшкевича "Miserere", Лаэрта в "Гамлете" В.Шекспира, в 1914 - Фабрицио в "Хозяйке гостиницы" К.Гольдони. Среди других ролей - Пан Врублевский в "Братьях Карамазовых" (1910), адвокат Петрушин в "Живом трупе" Л.Толстого (1911), Аслак в "Пер Гюнте" Г.Ибсена (1912), Альсид в "Браке поневоле" Ж.-Б.Мольера (1913), Барановский в "Осенних скрипках" И.Сургучева. Актер В.Попов называл Б. "любимцем К.Станиславского" и характеризовал его как человека "исключительной одаренности"; "Он был замечательным актером, режиссером, гимнастом, фехтовальщиком, танцовщиком, художником-живописцем, скульптором, художником-декоратором и умел делать многое, что связано с театром". С.Гиацинтова вспоминала: "При всем своем авантюристическом складе, Болеславский был очень талантлив, рыцарски предан театру, наделен явными организаторскими способностями и несомненным человеческим обаянием", В 1912 Б. - один из организаторов 1-й студии МХТ, в которой освоил систему Станиславского. Поставил в 1913 "Гибель "Надежды" Г.Гейерманса, в 1914- "Калики перехожие" В.Волькенштейна. Работу над "Балладиной" Ю.Словацкого не закончил, т.к. разошелся со Станиславским в трактовке пьесы. По словам П.Маркова, в режиссуре ему было свойственно "стремление к монументальности и безусловной героике", "его влек широкий размах и глубина чувств". Работая над "Гибелью "Надежды", он "перенес действие в маленькую рыбачью лачужку, дал жанровую картинку матросской попойки, а в 3-м действии передал прибой волн, треск снастей, гул ветра. "Море" было невидимым окружением, которое диктовало стиль спектакля... Болеславский чувствовал и любил простое на театре. Такое же простое - ценность жизни, горе, радость передавал он в "Гибели "Надежды" - теми же актерскими приемами: взглядом, всхлипом, внезапным криком... Сила спектакля заключалась в том, что он подошел к первоначальному в человеке - и "первоначальное" довел до остроты". Занимаясь режиссурой, Б. оставался и актером, сыграл Вильгельма в "Празднике мира" Г.Гауптмана (1913), сэра Тоби в "Двенадцатой ночи" Шекспира (1917). --- Летом 1914 совершил путешествие в Испанию и Италию, побывал в Австрии и Швейцарии. В том же году дебютировал в кино: играл в фильмах Я.Протазанова "Мимо жизни" ("Сказка жизни") художника Волина, в "Танце вампира" исполнял новый характерный танец. В 1915 поставил свои первые фильмы - "Три встречи" и "Ты еще не умеешь любить", позднее - "Семья Поленовых", "Не разум, а страсть правят миром", "Домик на Волге". В 1916 ушел добровольно на фронт, служил корнетом в Польской уланской дивизии. Из армии писал В.Лужскому: "У меня взвод в 40 человек и команда разведчиков в 20. Жуткое и страшное чувство отвечать за всех и каждого. За жизнь и судьбу стольких людей". В 1918 был откомандирован на курсы телеграфистов в Москву и возвратился в студию. --- 14.1.1920 Б. уехал в Польшу. С апреля начал работу в Большом театре в Познани, поставил в своем оформлении "Потоп" Ю.-X.Бергера. Спектакль был хорошо принят, но Б. стремился перейти в театр Ю.Остэрве "Редута". Это ему не удается. Тогда по предложению А.Шифмана он поступил режиссером и актером в варшавский Театр Польский. Подготовленный в его сценической композиции (вместе с Л.Шиллером) "Мещанин во дворянстве" (июнь 1920) с завершающей спектакль пантомимой "Мандрагора" на музыку К.Шимановского - одна из самых выдающихся постановок Мольера в Польше. В том же году поставил "Романтиков" Э.Ростана, сыграв Стафореля; "Милосердие" К.Ростворовского, выступив в роли режиссера, "Потоп", исполнив роль 0'Нила; в 1921 - "Рюи Блаз" В.Гюго и "Кики" Л.-Б. Пикара, Л.Шиллер считал наиболее важными в этих постановках Б. "педагогически ценные репетиции", т.к.Б. работал с актерами по неизвестной тогда в Польше системе Станиславского, добиваясь от них ансамблевого исполнения, а смысл спектакля видел в его общественно-культурных задачах. --- В 1920 Б. поставил несколько короткометражных пропагандистских фильмов, направленных против большевистской России, и на киностудиях "Сфинкс" и "Ориантфильм" два больших художественных фильма. Не сумев получить постоянное место руководителя Городского театра в Лодзи (май 1921), уехал из Польши и вскоре присоединился к находившейся в Праге качаловской группе Художественного театра; был с радостью принят ею, т.к., по словам С.Бертенсона, "обладал громадной долей энтузиазма, выразительным творческим воображением и был отличным организатором". Б. предложил ставить "Гамлет", сохранив основной замысел старого спектакля Г.Крэга-Станиславского в трактовке ролей, но заменив крэговские ширмы раздвижными декоративными полотнами. Премьера прошла с большим успехом в Праге осенью 1921; спектакль был затем показан в Вене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Копенгагене, Стокгольме. Везде он получил зрительское признание. Своеобразие его отметил С.Моковский: "То, что мы видим теперь за рубежом России, очень вольная перифраза замысла Крэга. Нынешний режиссер пьесы Болеславский и художник-декоратор И.Гремиславский нашли самостоятельные пути инсценировки "Гамлета"... Так же как от формы инсценировки, режиссер отошел от символического задания Крэга и приблизился в значительной степени к Шекспировскому реализму". О Б. писали как о режиссере, "чье имя надо запомнить". Приехавший в конце 1921 в качестве посланника из Москвы Н.Подгорный добивался возвращения Б. в Москву. В дневнике он записал: "Болеславский колеблется, но по-моему поедет, и надо, чтобы он ехал. Энергия, знания, желание работать, любовь к театру, - может быть исключительно полезным и необходимым". Но Б, уехал в Париж; осенью 1922 он присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США и там остался после ее отъезда в Москву. --- В театральный мир Америки он принес практическое знание системы Станиславского, распространял это знание, занимаясь с учениками. Он основал частную актерскую школу, преследуя цель создать в Америке психологический театр с постоянной труппой и постоянным репертуаром. В 1923-24 организовал небольшой театр ("The Neighbourdhood Playhouse"), своего рода театральную студию, где поставил спектакли "The Player Queen" и "Blanco Posnet", Успех спектаклей и благожелательная критика открыли ему путь в Бродвейские театры; осуществил там ряд удачных работ: "Король бродяг" (1925), "Белый орел" (1927), "Мистер Монипенни" (1928), "Иуда" (1929). В 1928-29 руководил "American Laboratory Theatre", поставил "Три мушкетера", "Укрощение строптивой", "Макбет", "Миракль". --- В 1929-30 работал в Голливуде, снял фильмы "Девушка-сокровище" ("Treasure-girl", на муз. Дж.Гершвина), "Это называется любовь", Около 1930 женился на американской драматической актрисе Норме Друри. Вместе с Х.Вудворд написал роман-воспоминание о боях польских уланов в России в конце 1 -и мировой войны (1-я кн.: "The Way of the Lancer", 1932: 2-я кн.: "Lancer down", 1935: 3-я осталась незаконченной). Роман пользовался большим успехом, 1-я книга выдержала несколько изданий в США, была переведена на немецкий и польский языки ("Путем уланов". Варшава, 1939). В 1932 Б. вернулся в кино и поставил первый большой фильм "Распутин и Императрица". Умение работать с актером привлекало к Б, больших артистов, у него снимались Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Режиссерский талант, энергия и высокая художественная культура позволили ему снять 19 фильмов, в том числе "Буря на закате" и "Красота на продажу" в 1933, "Человек в белом" и "Расписной занавес" с Гретой Гарбо в 1934, "Скала в Индии" и "Отверженные" в 1935, "Теодора сходит с ума" и "Сад Аллаха" в 1936. Работая в Голливуде, Б. продолжал интересоваться педагогикой и написал популярный учебник актерской игры в виде диалогов с ученицей "Acting. The First Six Lessons" (Нью-Йорк, 1933). Учебник выдержал 9 изданий (последнее -в 1947), в 1948 был издан в Праге, в 1949 - в Англии. Умер Б, во время съемок фильма "The Last of Mrs Cheyney". --- Лит.: Эфрос Н. Московский Художественный театр, 1898-1923. М.-Пг., 1924: Московский Художественный театр Второй.М., 1925; Бертенсон С. Вокруг искусства. Холливуд, 1957; Вахтангов Е. Материалы, статьи.М., 1959; Гиацинтова С. С памятью наедине. М., 1985; Kulesza М. Ryszard Boleslawski. Umrzec w Hollywood. Warszawa, 1989; Шверубович В. О старом Художественном театре.М., 1990. --- М. Иванова ---
|